Как француз приехал на ЧМ по футболу, остался в России и открыл производство мясных деликатесов
В 2018 году я приехал в Россию на чемпионат мира по футболу, встретил свою будущую жену Таню и остался.
Сначала пытался работать в найме, потом решил открыть свой бизнес — производить мясные деликатесы: риеты и террины .
Мы хотели, чтобы наши продукты попали в каждый дом и их ели на завтрак, как йогурт или яичницу. Открыли Le Pere Nagy в период процветания фуд-маркетов и гастроновинок. Наши продукты быстро появились на полках «Азбуки вкуса» и «ВкусВилла».
После февраля 2022 года покупательная способность снизилась, и ретейлеры убрали с полок дорогие продукты. Нам предлагали изменить рецептуру и удешевить продукт, но мы решили найти новую нишу.
Сейчас мы продаем мясные деликатесы и французские блюда в корнере на Даниловском рынке, сотрудничаем с ресторанами и отелями, а также создаем подарочные наборы. Такая деятельность позволяет сохранять французские рецепты.
Приехал на чемпионат и остался
Я продавал мебель во Франции, сначала частным, затем оптовым клиентам. Когда мне исполнилось тридцать, я решил сделать паузу и подумать о жизни. В Европе это называется «саббатикал» — перерыв в карьере, который обычно проводят в путешествиях.
Я хотел исследовать Латинскую Америку, но вместо этого приехал в Россию на чемпионат мира по футболу. Оставаться не планировал, но встретил Таню, свою будущую жену, и передумал.
В Москве я нашел работу коммерческим директором в компании, которая борется с контрафактом, и получил бизнес-визу на три года. Таня долгое время работала в бьюти-индустрии.
Это был год чемпионата мира по футболу. Москва была полна иностранцев, стояла хорошая погода. Первый год моей жизни в России был прекрасным.
Я проработал в компании четыре месяца. В это время задумывался об открытии собственного дела. Я вырос на ферме в Бордо. У нас были индейки, утки, куры, бараны, козы и коровы. Отец учил меня готовить паштет, колбасы и другие мясные деликатесы. Я люблю готовить и, как все французы, люблю вкусно поесть. Мы с друзьями в Москве часто обсуждали деликатесы, чего не хватает и кто что привез из Франции.
Однажды на Новый год мы приготовили для семьи и друзей риеты и террины на даче. Чтобы сделать террин, нужно пропустить мясо через мясорубку, смешать его со специями и коньяком, замариновать и выпекать два часа при 120 градусах.
Для приготовления риета мясо сначала жарят, затем добавляют белое вино и тушат 10 часов в духовке на низкой температуре со специями, пока мясо не начнет распадаться на волокна. Мы следуем традиционным французским рецептам, хотя есть и быстрые варианты: мясо варится и перемалывается специальным оборудованием — куттером. Мы предпочитаем классическую технологию, так текстура риета получается более натуральной и интересной.
Я купил на рынке мясо, и мы запекали его 12 часов. Украсили банки веточками, сделали простые наклейки и подарили друзьям на праздник. Позже кто-то заказал у нас партию для подарков партнерам на Новый год. Так и возникла идея: почему бы не начать их производить? В Москве тогда было мало мясных деликатесов, о риетах мало кто знал, а большинство паштетов были дешевыми и невкусными. Мы захотели показать, что паштеты могут быть приготовлены из качественных ингредиентов и иметь совсем другой вкус.
Открыли бизнес на сбережения
Мы назвали компанию Le Pere Nagy в честь моего отца. Нажи — наша фамилия. Папа учил меня готовить продукты с любовью, чтобы самому было вкусно их есть.
Нам важно сохранить французские рецепты, поэтому мы используем только мясо, специи, коньяк и вино, не добавляем химию и ароматизаторы. Мы хотим, чтобы люди могли попробовать те же деликатесы, которые едят французы в Бордо.
Папа умер 7 лет назад, и нам важно сохранить его память. Отчасти потеря отца натолкнула меня на мысль сделать перерыв в работе и поискать другое дело. Мы привозили банки с терринами и риетами моей маме. Она радуется, что дело ее мужа продолжает жить.
У меня были накопления со времен работы во Франции, и около 1,8 млн рублей из них мы вложили в дело. Все наши деликатесы можно приготовить дома, но для больших объемов нужен был цех и оборудование. Мы взяли в субаренду цех друзей на два дня в неделю, платили за него 50 000 ₽ в месяц.
Где-то, наверное, можно было сэкономить, но мы все равно аккуратно вкладывались. Например, на логотип и брендинг потратили 60 000 ₽, а не несколько сотен тысяч.
Мы начали продавать деликатесы на маркетах и быстро убедились, что людям и магазинам интересен наш продукт. Поэтому вложились в расширение производства. Переехали в свой цех, на аренду и залоговый платеж потратили 200 000 ₽, на легкий ремонт — еще 150 000 ₽. Также купили оборудование на 250 000 ₽: холодильные и морозильные камеры, плиты, столы из нержавейки, стеллажи для склада.
Пришлось дополнительно вложиться в покупку банок и ингредиентов, чтобы поддерживать нужный запас, так как иногда от ретейлеров поступают маленькие, а иногда — очень большие заказы. В итоге к концу первого года бизнеса мы потратили на него еще 1 млн рублей.
Расходы на запуск бизнеса в 2018 году
Всего расходов | 525 000 ₽ |
---|---|
Ингредиенты для первой партии | 140 000 ₽ |
Первое оборудование | 120 000 ₽ |
Первая партия упаковки | 100 000 ₽ |
Сертификация продуктов | 55 000 ₽ |
Гонорар фотографа | 50 000 ₽ |
Административные расходы | 30 000 ₽ |
Разработка и тестирование рецептов | 30 000 ₽ |
Расходы на запуск бизнеса в 2018 году
Всего расходов | 525 000 ₽ |
Ингредиенты для первой партии | 140 000 ₽ |
Первое оборудование | 120 000 ₽ |
Первая партия упаковки | 100 000 ₽ |
Сертификация продуктов | 55 000 ₽ |
Гонорар фотографа | 50 000 ₽ |
Административные расходы | 30 000 ₽ |
Разработка и тестирование рецептов | 30 000 ₽ |
Постоянно звонил то «Утиный жир», то «Кролик мясо»
Мы заказываем свежее мясо каждые три дня небольшими партиями, и нам нужно, чтобы поставщик хорошо справлялся с логистикой и поддерживал стабильное качество. Иногда мясо, которое нас устраивало, со временем становилось хуже, и мы вынуждены были искать нового поставщика. В ресторане еще можно сказать, что перепелка из Тулы не приехала, возьмите другое блюдо, но для нас важно, чтобы поставки были бесперебойными.
Мы решили не работать с маленькими фермерами по нескольким причинам. У них нет возможности регулярно поставлять небольшие партии, качество нестабильное, и не у всех прозрачная документация. Чтобы продукт проходил по «Меркурию» , у фермеров должна быть документация. К поставщикам в этой системе прикреплен ветеринар, который проверяет каждую партию.
В первый год работы наша телефонная книга была заполнена контактами поставщиков. Постоянно звонил то «Утиный жир», то «Кролик мясо». Сейчас у нас уже налаженные поставки и хорошие отношения с партнерами. Работаем с крупными поставщиками, но их имена раскрывать не можем — это коммерческая тайна.
Нам нужно было получить декларации о соответствии, подтверждающие безопасность продукта. Без них деликатесы бы не приняли в магазины. Для этого нужно предоставить технические условия производства: требования к продукции, сырью, срокам годности, условиям хранения и так далее. Эти условия прописывает сам производитель.
Мы также передали в органы сертификации образцы: три риета и три террина. После их испытаний нам выдали декларацию о соответствии, с которой мы могли начать продажи в магазинах. Весь процесс занял около двух месяцев, но сейчас его можно провести быстрее.
Из-за задержек с сертификацией мы долго не могли напечатать этикетки: на них должен был быть указан номер декларации и технических условий. Так что в ночь перед презентацией вся семья клеила этикетки на банки.
Продукты «риет» и «террин» в России не классифицированы, поэтому мы долго обсуждали с органами сертификации, в какую категорию их корректно отнести. Хотя наши продукты схожи, риет из утки относится к категории «стерилизованный продукт из мяса утки», а риет из кролика — к категории «мясо».
От момента, когда мы решили начать небольшой бизнес для души, до запуска бренда прошло примерно три месяца.
Почему банка стоит 500 ₽
Для удобства мы называли террины и риеты — паштетами: паштеты террин и паштеты риет. Но в России паштет часто ассоциируется с дешевым продуктом из печени или остатков производства за 80 ₽. Наши деликатесы из качественного мяса — приходилось объяснять разницу. Люди не понимали, почему паштеты стоят 500 ₽ за баночку 180 граммов. Только после того, как пробовали, говорили: «Это же настоящее мясо». Продукт из филейного мяса не может быть дешевым.
У нас появилось много постоянных клиентов, которые интересуются французской гастрономией. Мы даже планировали для них поездку в Бордо в мае 2020 года, но из-за локдауна этот план не удалось реализовать.
Кроме того, делали коллаборации с ресторанами: специальное меню и ужины от нашего бренда. Так небольшой бизнес может обмениваться аудиториями и вместе развиваться.
Сначала мы продавали деликатесы на Даниловском и Усачевском рынках, а также в нишевых магазинах, таких как Lavka Lavka и «Амбар». Но мы хотели, чтобы наши риеты и террины были в каждом доме, а не оставались нишевым продуктом. И после полугода работы все указывало на то, что мы можем этого добиться: рынок развивался, интерес к гастрономическим новинкам рос.
У людей были деньги, а ретейлеры открывали новые магазины и искали дорогие и интересные продукты. В России немало дистрибьюторов французских деликатесов, но у них слишком высокие цены. Наш продукт качественный и стоил дешевле импортных мясных деликатесов.
Не представляли изнанку работы с ретейлерами
Как я уже упоминал, цель была сделать так, чтобы наши деликатесы стали частью потребительской корзины практически каждого жителя Москвы — риет в каждый дом! Поэтому мы хотели сотрудничать с крупными ретейлерами.
Наш друг, который консультировал руководство «Азбуки вкуса», как-то дал им попробовать риет. Затем они увидели нас на одном из мероприятий и сами оставили свои контакты. Мы сразу же связались, и начались долгие переговоры о цене и условиях поставки. Чтобы продавать продукты через ретейлеров, требуется множество документов и значительные расходы. Это оказалось сложнее, чем мы предполагали.
К счастью, у нас было зарегистрировано ООО и мы платили НДС. Это важно для ретейлеров, потому что они тоже платят НДС и отдают 20% с каждого продукта на полке. Им выгодно сотрудничать с поставщиками, которые платят НДС, тогда они могут вернуть часть своих расходов. В противном случае ретейлеры будут просить у поставщика скидку, чтобы уменьшить свои затраты, что уже невыгодно для нас.
Нам пришлось учиться работать в системе ветеринарного контроля «Меркурий». Ее ввел Россельхознадзор для отслеживания цепочки поставок агропродукции. Если кто-то отравился мясом, можно узнать, кто его производил на каждом этапе.
Например, фермер вырастил корову и хочет ее продать. Он зарегистрирован в системе «Меркурий» и фиксирует продажу коровы на переработку. Ветеринар подтверждает, что корова здорова. Корова проходит переработку, ее разделывают на части и отправляют дистрибьютору в Брянск, который перепродает ее в Москву. Можно отследить путь коровы от фермера до риета.
Когда мы начинали, программа «Меркурий» только появилась. Многих функций не хватало, а Россельхознадзор предлагал неэффективные обучения. У поставщиков было много вопросов, но разработчики системы тогда не могли на них ответить. К тому же я плохо говорил по-русски, что осложняло задачу. В итоге мы нашли специалиста, который за 40 000 ₽ помог нам технически интегрировать систему. Думаю, сейчас разобраться с ней проще, программе уже пять лет.
Кроме того, у каждого ретейлера может быть своя система электронного документооборота EDI, и настройка модуля под эту систему требует затрат. Обычный магазин может прислать заказ в «Экселе» или письмом. Но для работы с крупными ретейлерами нужно настроить модули работы под каждого из них, так как внутри EDI могут быть разные варианты.
Начинающих бизнесменов могут ждать сюрпризы — например, необходимость заплатить 50 000 ₽ за проведение накладных в электронном документообороте. Мы наняли программиста, который настроил эти модули.
Продукт на полках «Азбуки» заметили, риет из утки стал нашим бестселлером. В переговорах с «Перекрестком» и «Океем» это сыграло нам на руку. Они понимали, что мы умеем работать с ретейлерами, оформлять документы и организовывать логистику. Это был огромный плюс. Бизнес начал окупаться через год.
Как мы появились на полках «ВкусВилла»
Во время локдауна половина наших партнерских точек закрылись. Мы поставляли деликатесы в винные лавки и фермерские магазины. Было важно не закрыть производство, так как аренду цеха нужно оплачивать. Мы участвовали в прямых эфирах в соцсетях и рассказывали о французской кухне.
Мы с сотрудниками получили разрешения на передвижение по городу и ездили на производство. Когда стало ясно, что в условиях пандемии больше ничего не сможем сделать, решили поехать на дачу и работать удаленно.
Как только доехали, нам позвонили из «ВкусВилла». Они запускали временный проект в поддержку небольших предпринимателей-гастроэнтузиастов и предложили разместить наши продукты в 20 магазинах. Мы, конечно, согласились и поехали обратно в Москву. Через две недели деликатесы появились в девяти магазинах и успешно продавались. Через три недели их добавили в ассортимент 150 магазинов.
Это был временный проект. Затем мы решили обратиться к отделам, которые размещают продукцию на постоянных полках. Мы понимали, что, скорее всего, придется адаптировать продукт, «ВкусВилл» выпускает товары под своей маркой.
Нас предупредили, что от утверждения до появления продукта на полках может пройти около восьми месяцев.
В нашем случае это заняло целый год из-за введения аудита по системе ХАССП . Теперь команда аудита «ВкусВилла» выезжает на производство и проверяет документацию, происхождение оборудования, упаковку и ингредиенты.
Мы наняли консультанта и сделали ремонт, чтобы производство соответствовало принципам ХАССП. Консультант также помог внедрить правильную документацию и регламенты. Раньше «ВкусВилл» начинал работать с поставщиком, а аудит проводился в течение одного-двух лет. Но перед нашим запуском ввели новые правила: аудит нужно было пройти до первой отгрузки. Мы уже купили банки, распечатали этикетки и узнали, что придется ждать очереди.
Мы начали с риета из кролика. «ВкусВилл» взял его в банках по 90 граммов, хотя наш стандарт — 180 граммов. Отгрузка в полторы тысячи магазинов пришлась на Новый год, когда у нас много корпоративных заказов.
Для начала работы с крупной сетью всегда требуются инвестиции. Окупаемость варьируется в зависимости от продукта, но мы вернули вложения через пару месяцев после первой отгрузки.
Постепенно мы обновляли оборудование: например, вместо одного холодильника у нас теперь холодильная и морозильная камеры. Мы также используем услуги холодильных складов. Некоторые продукты, например утка, не всегда есть на рынке. Мы закупаем до полутонны утки и храним ее на складах. Мы бы предпочли покупать утку ежемесячно.
Ретейлеры предлагали заменить мясо морковкой
В начале 2022 года мы участвовали в выставке «Продэкспо» — мероприятии, где производители представляют еду и напитки. Подобные выставки требуют приличных затрат на персонал, материалы и застройку — минимум полмиллиона. Обычно затраты окупаются, но мы участвовали в выставке в начале февраля 2022 года. После 24 февраля на рынке началась паника, все отношения с потенциальными партнерами встали на паузу.
После 24 февраля многие ретейлеры решили оставить на полках более доступные и понятные продукты. Менеджеры предлагали нам изменить рецептуру, чтобы сделать продукт дешевле. Мы даже выпустили риет из курицы.
В прошлом году мы обсудили, что делать дальше. Таня была готова выпускать более дешевые продукты под нашим брендом, чтобы загружать производство и не терять сотрудничество с ретейлерами, в которое мы вложили полтора года. Ретейлерам, как я уже сказал, нужны массовые продукты, так как люди начали экономить.
Я не хотел сильно менять продукт, отходить от французских рецептов и добавлять по советам вместо мяса много моркови и лука. Это сделает банку дешевле, но продукт станет в три раза менее вкусным. Зачем?
В итоге мы сделали твист: прекратили сотрудничество с ретейлерами, требовавшими изменения рецептуры. Продолжили работать только с «Океем» и «Азбукой вкуса», с ними процесс налажен — требуется только производство и отгрузка.
Мы выбрали заниматься тем, от чего будем получать удовольствие. Нам важно сохранить свои ценности, пусть даже и потерять при этом все усилия по работе с ретейлерами. Быть большим производителем и выпускать более дешевый продукт — это нормальное бизнес-решение. Но мы пошли другим путем и обратились к аудитории, которая ценит премиальный продукт.
«Наконец-то мы наелись! Запускайтесь!»
Многим нашим подписчикам, гостям и клиентам интересно, как мы транслируем французскую культуру и эстетику. Мы решили уделить этому больше внимания. Но в магазинах это сложно передать. Поэтому мы решили открыть свою гастрономическую точку. Так как у нас нет опыта в ресторанном бизнесе, начали с небольшого корнера на Даниловском рынке.
Почему выбрали Даниловский? Это один из самых известных гастрономических фуд-кортов в Москве, где представлены кухни разных национальностей: дагестанская, армянская, итальянская. Французской не было, так как она довольно сложная.
Когда мы впервые обратились к руководству Даниловского рынка, нам сказали, что очередь желающих расписана на год вперед. Мы все же уговорили их провести дегустацию, дали попробовать сэндвич крок-месье и другие блюда. Среди дегустаторов было много мужчин, и один из них сказал: «Наконец-то мы наелись! Запускайтесь!» В итоге место нам подтвердили за один день.
Для открытия корнера нужно было сделать техпроект и согласовать со специалистами рынка расположение сантехники, вентиляции и вытяжки. Также мы разрабатывали дизайн-проект. Наняли двух дизайнеров, которые работают с общественными пространствами, дали им референсы с «Пинтереста» и набросали план. Сделали столешницы, освещение, покрасили стены.
Пару лет назад, во время нашего путешествия по Франции, мы заметили, что пате-круты снова становятся популярными. Это мясные пироги, которые подают как в мишленовских ресторанах, так и в местных лавках. Я несколько раз готовил их в молодости. Современные повара адаптируют старинные рецепты, и я долго разрабатывал собственный, учитывая российскую муку и другие ингредиенты.
Если человек хочет просто поесть, он может заказать доставку еды. Но если он приходит на рынок, то, вероятно, хочет получить не только еду, но и эмоции. Мы всегда рассказываем, какие блюда хорошо сочетаются между собой и какое вино к ним лучше подобрать. Индустрия HoReCa — это эмоция, а не только еда.
Кризис линейного персонала
В корнере на Даниловском посменно работают два повара и два кассира. Открыв точку в 2023, мы не предполагали, с какими трудностями столкнемся.
За последний год произошел отток линейного персонала из России, что сильно усложнило поиск простых работников — администраторов, кассиров и поваров. Ситуация сильно изменилась по сравнению с тем, что было в 2020—2021, когда у нас было много кандидатов на выбор.
Люди не доходят до собеседований, уезжают, повара уходят работать на склады, потому что там платят больше.
Мы говорили с участниками рынка, и это общая проблема. При этом если раньше наши клиенты на выходные улетали куда-то, то сейчас многие остаются в Москве и посещают местные заведения. Спрос есть, люди придут, но вопрос: кто будет их обслуживать? Сейчас мы думаем, чем еще привлечь персонал.
Непосредственно на производстве у нас работают три человека, каждый из которых отвечает за свой ассортимент: кто-то занимается пате-крутами, кто-то — мясными деликатесами. Я отвечаю за все производство, но в июле мы планируем нанять менеджера, чтобы я мог выйти из операционных процессов и сосредоточиться на новых рецептах.
У нас есть пиар- и СММ-менеджер, которые занимаются публикациями в телеграм-каналах, медиа, коммуникацией с гастроинфлюенсерами и коллаборациями. В основном это бесплатные посты, но в новогодний период мы делаем платные размещения о подарочных наборах.
У нас был менеджер по продажам, который работал с нишевыми магазинами. Но после 24 февраля многие из них закрылись, оставив невыплаченные долги. Когда продукт имеет долгий срок годности, как наши деликатесы, условия продажи предполагают отсрочку платежа до 40 дней. В кризисной ситуации партнеры могут обанкротиться, оставив невыплаченные суммы. Мы столкнулись с этим и потеряли 650 000 ₽. Теперь мы ищем менеджера, который будет заниматься сегментом HoReCa.
У нас есть два административных сотрудника, которые работают в офисе с электронными системами документооборота, «Меркурием», приемкой заказов, накладными, сертификацией и этикетками.
Кроме того, важную роль играет бренд-менеджер, который придумывает красивую упаковку, названия продуктов и участвует в мероприятиях.
Подготовку к декабрю начинаем в июле
Не каждый может позволить себе завтракать риетом, но подарки — это другое дело. Поэтому наши наборы пользуются большой популярностью. В декабре, благодаря подарочным наборам, прибыль увеличивается в десять раз по сравнению с обычным месяцем.
С тех пор как мы вошли в гастрономический бизнес, декабрь для нас перестал быть праздничным месяцем. Можно что-то делегировать, если бизнес растет на 30%, но при росте в 10 раз это невозможно. 31 декабря мы координируем все сами до полуночи. Например, в девять вечера может выясниться, что кому-то не доехал набор или водитель попал в снежную бурю. Подготовку к декабрю мы начинаем в июле-августе. Уже сейчас разрабатываем рецепты деликатесов с трюфелем и фуа-гра.
Помимо новогодних подарков мы делаем наборы для корпоративных праздников. У нас много знакомых топ-менеджеров, часто компании обращаются через соцсети. Иногда пишут агентства, которые, например, закупают риеты ко Дню нефтяника.
Мы начали активно работать с ресторанами и отелями, например с Ritz Carlton. Остальные места не можем назвать.
В отличие от ретейлеров, которые просили заменить мясо морковью, рестораны, наоборот, хотят сделать продукт еще интереснее — добавить особый коньяк, вяленую вишню, больше фуа-гра и так далее. Для нас это возможность работать творчески и по-артезански .
С одной стороны, с ресторанами работать легче. Им не нужно, чтобы продукты были определенным образом упакованы и штрихкодированы, и они готовы принимать любые накладные. Поэтому сейчас меньше ресурсов уходит на административную часть.
С другой стороны, рестораны заказывают маленькие партии раз в неделю, и чтобы логистика была выгодной, нужна плотность поставок — определенное количество точек в одном районе.
«Как здорово иметь маленький, хорошенький гастропроект»
Теперь мы развиваемся в трех направлениях: корнер, рестораны и отели, корпоративные клиенты. Корнер приносит 50% прибыли, рестораны и отели — 25%, оставшийся ретейл — 25%. Перед Новым годом это соотношение меняется в пользу подарочных наборов.
Мы вынесли главный урок — нужно как можно лучше изучить рынок, в который вы собираетесь войти. Многие говорят: «Как здорово иметь маленький, уютный гастропроект!» Но если у вас нет опыта в этом бизнесе, могут возникнуть иллюзии. Мы советуем пообщаться с инсайдерами индустрии, узнать про изнанку и операционные процессы. Это поможет избежать многих ошибок. Например, мы не представляли, сколько сил уйдет на документы и логистику.
На первом этапе мы утонули в операционных задачах и аудитах. Теперь мы тратим меньше времени на ретейлеров и работаем с аудиторией, которая ценит вкус наших деликатесов. В такой работе тоже много нюансов, но она нам больше нравится.
Корнер на Даниловском хорошо развивается. Многие приходят, заказывают пате-круты и риеты и говорят, что к ним не хватает вина. Поэтому следующий шаг — открытие винного бистро с французской кухней.
Ниже приведены операционные расходы производства за май, это низкий сезон. Разница между низким и высоким сезонами может достигать 10—15 раз.
Операционные расходы производства в мае
Всего расходов | 1 345 000 ₽ |
Чистая прибыль | 200 000 ₽ |
Персонал | 500 000 ₽ |
Ингредиенты и упаковка | 465 000 ₽ |
Аренда и коммунальные расходы | 260 000 ₽ |
Налоги | 120 000 ₽ |
Операционные расходы производства в мае
Всего расходов | 1 345 000 ₽ |
Чистая прибыль | 200 000 ₽ |
Персонал | 500 000 ₽ |
Ингредиенты и упаковка | 465 000 ₽ |
Аренда и коммунальные расходы | 260 000 ₽ |
Налоги | 120 000 ₽ |
Мы ищем предпринимателей. Если хотите рассказать историю своего бизнеса — заполняйте анкету