Как восстановить документы на земельный участок с домом?

3
Аватар автора

Ильнура

спросила в Сообществе

Мама хочет подарить мне дом с землей, но не может найти документы. Скорее всего, они затерялись во время переезда несколько лет назад. И теперь мама переживает, что у нее могут отобрать имущество.

Но ведь должен быть способ восстановить документы?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Бывает, что документы теряют, на них рисуют дети или их пробуют на зуб домашние питомцы. Независимо от того, что с ними случилось, есть способ их восстановить. Расскажу, как действовать.

Какие документы на недвижимость бывают

Права на недвижимость подтверждают правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами.

Правоустанавливающие — те, на основании которых человек получил право на имущество. Подробнее о них — в другой статье в Тинькофф Журнале. Например, это может быть:

  • договор купли-продажи, дарения, мены, ренты или пожизненного содержания с иждивением;
  • свидетельство о праве на наследство по закону или завещанию;
  • решение суда;
  • постановление местного органа власти о предоставлении земельного участка;
  • брачный договор;
  • соглашение о выделении долей — если недвижимость купили в ипотеку с частичной оплатой маткапиталом;
  • акт ввода жилого дома в эксплуатацию;
  • техплан или межевой план.

Правоудостоверяющие документы подтверждают, что право собственности зарегистрировано. Если это случилось до 31 января 1998 года, правоудостоверяющим будет штамп и печать БТИ на правоустанавливающем документе. Если после — выписка из ЕГРН.

Раньше были свидетельства о государственной регистрации права, но с 2016 года выдавать их перестали. Поэтому для недвижимости, сведения о которой есть в ЕГРН, достаточно получить выписку, а восстанавливать свидетельство не нужно.

Если вы вспомните обстоятельства, при которых мама приобрела дом и землю, будет проще определиться, в какое учреждение и за какими документами обратиться.

Например, могло быть два документа: на землю и дом. Так бывает, если сначала человек покупает землю, а потом строится на ней и регистрирует право собственности на строение. Или, например, мама могла купить либо получить в дар сразу участок и дом — тогда документ будет один.

Если не помните, какие были документы, сначала маме надо заказать выписку из ЕГРН о правах на имеющиеся объекты недвижимости. Если право было зарегистрировано после января 1998 года, вы увидите это в выписке и сможете восстановить документы через Росреестр. Если в выписке будет пусто, придется действовать иначе.

Рассылка Т—Ж о квартирах и домах
Лайфхаки о покупке, ремонте и съеме жилья — в вашей почте раз в две недели. Бесплатно

Как восстановить документы, полученные до 31 января 1998 года

Документы на дом. Если мама не помнит, на основании какого документа ей принадлежит недвижимость, начните с БТИ. Закажите копию правоустанавливающего документа. Так вы поймете, куда обращаться дальше, потому что копия документа не заменит подлинник и придется получить дубликат с печатью и подписью.

Допустим, если дом принадлежит на основании документа, который выдал нотариус, — например, договора купли-продажи, дарения, мены, свидетельства о праве на наследство — за дубликатом обращаются к нему же. А если он больше не работает — в нотариальную палату региона. Там выдадут копию документа из архива — она приравнивается к дубликату.

Если мама строила дом сама, скорее всего, в качестве правоустанавливающего документа было разрешение на ввод в эксплуатацию. Его дубликат можно получить в ведомстве, которое выдало первоначальный документ. Например, это может быть отдел архитектуры.

Подать заявление можно, обратившись лично в само ведомство или в МФЦ. Обычно такие дубликаты выдают бесплатно в течение 5—7 дней.

Документы на участок. Чтобы получить старые документы на землю, можно воспользоваться услугой Росреестра «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства». Тогда выдадут не дубликат, а заверенные надлежащим образом копии — такие документы заменят утраченный подлинник. За услугой можно обратиться с заявлением в управление Росреестра либо в МФЦ.

Как восстановить документы, полученные после 31 января 1998 года

Сначала нужно получить выписку из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов. В ней указаны вид и реквизиты документа, данные сторон договора — ФИО граждан, наименования организаций.

Заказать выписку можно через госуслуги или в МФЦ. На госуслугах выписка стоит 450 ₽, ее сделают в течение трех рабочих дней после оплаты.

Если дом и участок принадлежат маме на основании нотариальных документов, получить дубликат можно по схеме, о которой я рассказала выше. Затем нужно взять свежую выписку из ЕГРН на объект, чтобы подтвердить регистрацию права в установленном законом порядке.

Если дом и земля принадлежат маме на основании договора в простой письменной форме, не удостоверенного нотариусом, можно получить заверенные копии в Роскадастре. Они приравниваются к дубликатам.

Запрос на копии правоустанавливающих документов из ЕГРН подают лично в Роскадастр или МФЦ независимо от места нахождения недвижимости или направляют в Роскадастр почтой  .

Бумажная копия договора или другого документа обойдется в 340 ₽. По общему правилу ее выдадут в течение трех рабочих дней с момента запроса. После этого останется подтвердить регистрацию права собственности — заказать выписку на объект из ЕГРН.

На копии правоустанавливающего документа сделают надпись о том, что она верна документу, хранящемуся в реестровом деле. И сотрудник Роскадастра заверит ее подписью и печатью. Источник: приложение 5 к порядку предоставления сведений из ЕГРН, утв. приказом Росреестра от 08.04.2021 № П/0149
На копии правоустанавливающего документа сделают надпись о том, что она верна документу, хранящемуся в реестровом деле. И сотрудник Роскадастра заверит ее подписью и печатью. Источник: приложение 5 к порядку предоставления сведений из ЕГРН, утв. приказом Росреестра от 08.04.2021 № П/0149

Как восстановить документы через суд

Если в БТИ, Роскадастре и Росреестре вам откажут и не предоставят сведения и документы, придется обратиться в районный суд по месту нахождения имущества. Он установит юридический факт владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности  .

К заявлению приложите:

  1. Отказы из БТИ, Роскадастра и Росреестра.
  2. Документ жилищного учета, если мама зарегистрирована в доме по месту жительства, или архивную выписку, если была зарегистрирована прежде. Раньше выдавали выписки из домовой книги, но теперь их отменили.
  3. Показания свидетелей — соседей, родственников, которые подтверждают, что мама в течение указанного срока владеет домом и участком.
  4. Документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг и налогов. Чем старше квитанции, тем лучше: так вы подтвердите давность владения.
  5. Квитанцию об уплате госпошлины — 300 ₽.

После того как суд вынесет решение, мама сможет обратиться в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности.

А вам приходилось восстанавливать документы? Расскажите, как действовали:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество