В 2018 году я поступила в Кубанский государственный университет в Краснодаре на направление «Преподавание математики и информатики».

Училась на бюджете, получала повышенную стипендию и другие льготы от вуза. Мне понравилось учиться: я систематизировала знания, начала программировать и придумывать собственные проекты. Хотя работать преподавателем можно и без диплома, с ним устроиться в школу или вуз легче — что тоже радует.

После магистратуры, в 2021 году, я поступила в финский Университет прикладных наук — и теперь живу в городке Тампере. Магистерский диплом пригодился при поступлении.

В материале расскажу, как решилась поступить в магистратуру, как готовилась и сдавала экзамены, училась и писала диссертацию, а также как получала разные льготы во время учебы.

Счастливая я с магистерским дипломом
Счастливая я с магистерским дипломом

Мой учебный и рабочий опыт до магистратуры

Высшее образование — специалитет — я получила в 2004 году. Училась в Хабаровской академии экономики и права, где мне присвоили квалификацию «менеджер» по специальности «государственное и муниципальное управление». После я три года поработала на государственной должности. Этого времени хватило, чтобы понять, что работа по специальности мне не подходит.

Потом было несколько лет работы территориальным представителем по торговому маркетингу в British American Tobacco, тоже в Хабаровске. Одно время занималась предпринимательством — готовила и продавала мыло и косметику ручной работы.

В 2012 году я с семьей переехала в Краснодар. В городе я столкнулась с мошенничеством при трудоустройстве: меня оформили как неофициального работника и не выплатили зарплату. Было обидно, но этот случай и привел меня к мысли искать официальную должность, не хотелось вновь остаться без зарплаты.

Я решила попробовать себя в преподавании математики: в школе я была сильна в точных науках, в вузе добросовестно изучала высшую математику и педагогику. С непедагогическим дипломом меня взяли на работу в лицей преподавателем математики в 2013 году.

Оказывается, можно попасть на учительскую должность и без профильного образования: аттестационная комиссия учреждения имеет право принять кандидата без соответствующего диплома, если сочтет его квалификацию и навыки достаточными.

Мне назначили наставника-куратора: он учил меня оформлять документацию, давал обратную связь по занятиям. В лицее я проработала год. У меня теплые воспоминания об этой работе, я укрепилась в своем желании и дальше развиваться в преподавании.

В 2016 году меня приняли на работу на курсы по подготовке к ЕГЭ, я преподавала математику и физику. Платили по часам, заработок составлял 855 Р за 90 минут, что очень неплохо для Краснодара.

С этим опытом в 2017 году муж предложил мне поступить в магистратуру по специальности, которая отличается от дипломной. Он привел несколько аргументов в пользу учебы, главным была возможность «легализоваться» в качестве преподавателя и спокойно заниматься любимым делом. С профильным образованием легче работать и в школе, и в вузе, и на частных курсах — все равно руководители хотели бы видеть соответствующий диплом. С ним мне не пришлось бы постоянно доказывать, что я знаю свое дело.

Российская система высшего образования позволяет поступить в магистратуру по отличной от диплома специальности. Менеджер вполне может пойти на юриспруденцию, главное — сдать вступительный экзамен. Я начала разбираться в этом вопросе и собирать документы. Рассматривала только образование на бюджете и только магистратуру: о краткосрочных курсах речи не шло. Плюс уже тогда я задумывалась об учебе в Европе, и образование рассматривала как один из наиболее мягких путей эмиграции.

Кто имеет право на бесплатную магистратуру

Общие правила поступления в университет, включая магистратуру, закреплены в 55 статье ФЗ «Об образовании». Право бесплатно учиться в магистратуре есть у тех, кто окончил бакалавриат. Для бакалавров обучение в магистратуре считается не получением второго высшего, а его продолжением, даже если отличается специальность — скажем, если из переводчика студент идет в юристы.

Со специалистами несколько сложнее. Для них закон рассматривает обучение в магистратуре как получение второго высшего. Оно в России платное, кроме некоторых творческих специальностей.

Исключение составляют граждане, которые поступили в вуз до 30 декабря 2010 года и имеют диплом с конкретной квалификацией, например «менеджер», как у меня. Они имеют право бесплатно учиться в магистратуре. Я окончила специалитет в 2004 году, поэтому могла учиться в магистратуре на бюджете.

Мой диплом специалиста. Видно, что мне присвоена квалификация «менеджер». С таким дипломом можно поступить в магистратуру на бюджет
Мой диплом специалиста. Видно, что мне присвоена квалификация «менеджер». С таким дипломом можно поступить в магистратуру на бюджет
А вот с таким дипломом в магистратуру бесплатно не попасть, потому что квалификация не конкретная, а «специалист». Источник: analizpocherka.ru
А вот с таким дипломом в магистратуру бесплатно не попасть, потому что квалификация не конкретная, а «специалист». Источник: analizpocherka.ru

Как я поступала

Я начала подготовку в январе 2018 года, хотя вузы публикуют на своих сайтах правила приема на будущий год еще осенью. Документы дают подробную информацию о том, как будет проходить прием весной и летом, какие направления открыты для поступления, перечисляют документы, нужные для поступления. Согласно п. 41 приказа Министерства науки и высшего образования, вузы должны опубликовать правила приема не позднее 1 ноября года, предшествующего году приема.

Также я изучила вступительные экзамены на разные направления подготовки. Некоторые показались слишком сложными. Например, для поступления на программу «Прикладная математика и информатика» в КубГУ был экзамен по математическому анализу и информатике. Мне бы понадобились широкие знания не только высшей математики и информатики, но и навыки программирования. Подготовиться к такому экзамену я бы не сумела.

Я реально оценивала свои силы и возможности и понимала: даже если поступлю на такое направление, учиться успешно вряд ли смогу. Кроме того, я сравнивала свои знания с навыками недавних выпускников бакалавриата, по ощущениям у них они были выше. Провалиться на экзаменах и в учебе не хотелось, в таком случае я вряд ли стала бы пробовать снова: возраст не для таких ошибок.

Тогда я решила остановиться на одной программе. Выбрала направление подготовки «Математика», профиль «Преподавание математики и информатики» на факультете математики и компьютерных наук. Поступающие в магистратуру могут подавать документыв неограниченное число вузов.

Список вопросов к экзамену показался мне не сильно сложным: высшая математика, дискретная математика, аналитическая геометрия, немного теории преподавания математики. Со многим я сталкивалась в своей работе преподавателя в лицее, что-то я помнила еще со специалитета, процентов 40 пришлось доучивать в процессе подготовки. Скорее даже не доучивать, а углублять — доказательства теорем, строгие формулировки.

Кроме того, я оценила количество бюджетных мест на интересующих меня направлениях. Подумала, что проще будет поступить на то направление, где их больше. Не помню точно, сколько бюджетных мест было в 2018 году, но на 2022–2023 год на моем направлении их 21. Словом, в выборе я руководствовалась чистым прагматизмом.

Документы надо было подать до 30 июня 2018 года, список закреплен в правилах приема. Мне понадобились:

  1. Личное заявление — его я заполнила в приемной комиссии, в нем абитуриент указывает, на какое направление поступает, а также то, что ознакомлен с документами вуза.
  2. Копия паспорта и СНИЛС.
  3. Диплом специалиста.
  4. Две стандартные фотографии 3 × 4 см с уголком.

После подачи документов вуз проводит вступительные экзамены — у меня они были в начале августа. Программа экзамена, то есть список вопросов, как я уже сказала, были на сайте приемной комиссии.

Вопросы разнесены по 25 билетам. Помимо двух теоретических вопросов, на которые абитуриенты отвечали устно, в билете было и одно письменное задание: нужно было решить уравнение или неравенство повышенного уровня сложности из курса школьной математики.

Программа посвящена преподаванию, и абитуриент должен владеть не только курсом высшей математики, но и свободно решать задания высокого уровня сложности из ЕГЭ по профильной математике. Накануне экзамена факультет организовал консультацию. Нам объяснили, какие примерно будут задания, рассказали о некоторых типичных ошибках и пожелали удачи. На консультацию рекомендую сходить.

Примерно такого уровня было письменное задание на экзамене
Примерно такого уровня было письменное задание на экзамене

На подготовку отводится 20 минут, включая решение письменной задачи. Справочными материалами, телефоном и интернетом пользоваться нельзя. Вытянув билет, я поняла, что вопросы мне знакомы. Я спокойно подготовилась и пошла отвечать.

Экзаменаторы — преподаватели факультета — задавали уточняющие вопросы. В общем, все как в школе или в бакалавриате на устном экзамене. Листок с записями абитуриента, а также письменное задание надо отдать экзаменаторам. В случае апелляции записи выступят за или против абитуриента: балл может как увеличиться, так и уменьшиться. Об этом нам рассказали на консультации.

Мне экзамен показался не сильно сложным. Но все равно я рекомендую готовиться, тщательно изучить определения и теоремы — и обязательно их доказательства. Абитуриентам, поступавшим после бакалавриата, на мой взгляд, было легче: обстановка была им знакома, преподавателей они знали. Мне, не скрою, было страшновато: сложно сесть за парту и отвечать на серьезные вопросы через 15 лет после последнего экзамена.

Через некоторое время, обычно на следующий день, на сайте вуза вывешивают списки с результатами экзамена. Я набрала 70 баллов из 100 возможных и поступила на бюджет. Минимальный проходной балл — 50, если наберешь меньше, то поступить нельзя даже на коммерческой договорной основе. Из набравших больше 50 баллов поступили те, чей балл был выше других.

Среди поступивших на нашу программу было два абитуриента с баллом 105 — это те, кто окончил бакалавриат с красным дипломом. За красный диплом в КубГУ дополнительные 5 баллов.

К слову, учет индивидуальных достижений в магистратуре не такой, как в бакалавриате. Для последнего есть закрепленный перечень и количество баллов, а для магистратуры вузы сами формируют и список достижений, и систему их оценки. В случае каждого конкретного вуза лучше поискать подходящие достижения в правилах приема.

Как проходила учеба

Как я училась. Учеба началась 1 сентября. Поначалу в нашей группе было 11 человек. Но в первом семестре двое отчислились, и нас осталось 9.

Все было как на бакалавриате: числитель и знаменатель (первая неделя — верхнее расписание, вторая — нижнее, и так далее), пары очные. У нас они проходили с 14 часов, в среду был день самоподготовки, суббота и воскресенье — выходные. Если возникали вопросы, староста все узнавала в деканате или на кафедре.

На ежедневном посещении лекций факультет не настаивает, поскольку цель магистратуры — подготовить студента к полноценной научной работе, научить его самостоятельно работать с литературой, вести научное исследование и писать диссертацию.

График учебного процесса на первом курсе
График учебного процесса на первом курсе

Совмещать учебу и работу вполне возможно — весь второй курс магистратуры я преподавала в техникуме (на первом не хотела). Думаю, магистранту по моему направлению легко найти работу, в школах всегда есть место учителя математики.

Главное — вовремя выполнять учебный план: сдавать письменные работы, зачеты, экзамены, проводить работы по магистерской диссертации, участвовать в преподавательской работе, проходить практики. Мне учиться было несложно, много времени учеба не отнимала — примерно 3—4 часа в неделю, исключая пары.

Напряженными были периоды перед зачетной неделей и во время экзаменов: приходилось готовить много письменных работ. Ответственная подготовка к вступительным не прошла зря, многое пригодилось на сдаче сессий. Работы я сдавала вовремя. Также очень помог жизненный опыт. Мне было психологически просто проходить практики в школе, так как у меня взрослая дочь и племянник — опыт воспитания имеется.

Третий семестр, в 2020 году, проходил онлайн из-за коронавируса, в системе Moodle. Это платформа для управления образованием, ей пользуются многие образовательные организации. Однако мой поток с Moodle практически не столкнулся. Четвертый семестр был посвящен написанию диссертации, ее можно было не выгружать в Moodle.

Научная работа. В научную работу входят участие в факультетских конференциях, написание статей в журналы. Но на моей программе обязательна еще и преподавательская работа, без нее не допустят к защите диссертации.

Весной 2019 года я приняла участие с докладом в факультетской конференции, а летом съездила с докладом A Model of a Queue Where Everyone Has to Wait («Модель очереди, в которой всем приходится ждать») на международную конференцию Extreme Value Analysis в Загреб. Поскольку инициатива исходила от меня, я поехала за свой счет — потратила 450 €⁣ (40 500 Р). Потом провела еще неделю в Италии, на Сардинии.

Я участвовала в сессии постеров, когда каждый участник выставляет плакат с кратким содержанием своей работы: таблицами, графиками, целями, выводами, ему задают уточняющие вопросы. В своем проекте я представила модель очереди, в которой каждый участник ждет, когда его обслужат.

Такую модель мы очень часто наблюдаем в отечественных поликлиниках. Например, больница открывается в 8 утра. Но очередь на сдачу крови формируется с 7 часов. В итоге ждут все — и те, кто пришел в 7, то есть занял очередь заранее, и те, кто пришел вовремя — в 8. Я хотела найти оптимальное время прихода. По моим расчетам, оптимально вообще прийти перед закрытием кабинета, минут за 10. В таком случае затраченное на ожидание время будет минимальным при высокой вероятности, что вас обслужат.

Выступать было волнительно, даже страшно, потому что такого опыта у меня не было. На факультете от меня отмахнулись, тема никому не была интересна: кафедра преподавательская, а тут какие-то модели, очереди.

Я и мой плакат на конференции в Загребе
Я и мой плакат на конференции в Загребе

Издание книг. Еще до начала учебы я очень хотела издать свою книгу-задачник по физике или математике для школьников, которые готовятся к выпускным экзаменам.

В 2016 году связалась с издательством «Афина», специализируется на выпуске учебной литературы, и предложила свои услуги автора. Обратилась именно туда, потому что мне нравились их издания по подготовке к ЕГЭ по математике: не всегда типовые, многие заставляют школьников поразмышлять. Мне казалось, что в «Афине» смогут издать хорошую книгу.

Так как издатель сам математик по профессии, а в пакете компании не было пособий по физике, мы договорились, что мне дадут в соавторы опытного учителя физики, и мы будем работать вместе. В 2017 году в свет вышло первое учебное пособие, мне даже выплатили гонорар, 10 000 Р.

Пособия, которые я издала во время учебы в магистратуре. Источник: издательство «Афина»
Пособия, которые я издала во время учебы в магистратуре. Источник: издательство «Афина»

В работе с издательством я несколько потешила свое самолюбие: увидела свое имя на обложке, что не могло не порадовать. Однако, как мне показалось, затраченные усилия не соответствуют гонорару. Сил на издание, правки, корректуру я потратила много.

Когда я поступила в магистратуру, мы продолжили работу и издали еще две книги. Публикации мне зачли в качестве научной работы на защите диссертации.

Практики и лабораторные. На нашем направлении, по сути, педагогическом, было много практик. Мы вели уроки, пары — обычный преподавательский процесс. Первые практики во втором семестре я проходила в районной школе возле дома, мне так было проще в плане локации. Меня ставили на замены в случае болезней или отсутствия учителей. Так я попробовала себя в работе с учениками всех классов, с 5-го по 11-й, хотя опыт работы в школе у меня уже был. Практика не оплачивалась.

На втором курсе я делала отчеты по практике уже со своего рабочего места — преподавала математику в колледже. Работать в образовании мне нравилось, я не ошиблась в себе.

Кроме того, на нашем факультете по воскресеньям проводились бесплатные занятия для абитуриентов по подготовке к ЕГЭ. Их также вели магистранты, опыт можно было зачесть в счет будущей практики: это была не официальная работа, а некое волонтерство. Как и все одногруппники, я участвовала в процессе. Воскресные занятия мне очень нравились: на них нет случайных слушателей, ученики мотивированы и заточены на получение результата.

Много внимания во время учебы мы уделяли лабораторным работам и навыкам программирования. За два курса надо было выполнить и защитить 12 лабораторных работ по двум предметам.

Лабораторные работы мы выполняли в Matlab, это такая программа для вычислений. Студенческий пакет стоит 55 $⁣ (4125 Р), но из-за того, что у программы много версий и все они платные, работы приходилось выполнять в вузе (свою копию я не покупала).

К примеру, на одной из лабораторных по предмету «Методика конструирования КИМ по математике и информатике» нужно было написать 6 программ, которые выдавали бы на выходе вменяемый результат.

Мне выполнять лабораторные было сложно, не хватало навыков программирования. Чтобы справиться, приходилось обращаться к одногруппникам, разбираться в их работах и по аналогии выполнять свои, а также обращаться к преподавателям. Иногда приходилось сидеть в аудитории до позднего вечера.

Пример заданий по предмету «Методика конструирования КИМ по математике и информатике»
Пример заданий по предмету «Методика конструирования КИМ по математике и информатике»
Решения одной из лабораторных
Решения одной из лабораторных

Здесь я поняла, что неплохо бы изучить верстку и простейшее программирование — и начала самостоятельно осваивать HTML, CSS, JavaScript. Пока я могу сверстать простой сайт: это полезно с учетом того, что сейчас я занимаюсь организацией стартапа. Продолжаю изучать Python для анализа данных. Им я заинтересовалась в вузе, но начала погружаться в код уже после окончания магистратуры.

Экзамены. Сессии в магистратуре проходят так же, как и в бакалавриате — сначала зачетная неделя, потом экзамены. Для зачета нужно было подготовить реферат, написать статью или письменный отчет по изученному материалу. Их нужно было выполнить и защитить у преподавателя.

Скажем, в типовом расчете по теории вероятностей и математической статистике я оценивала влияние временных и денежных инвестиций в дополнительную подготовку к поступлению в вуз на результаты ЕГЭ после разделения ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни: собирала статистику, анализировала ее.

Экзамены проходили по билетам или в формате собеседования с преподавателем по изученному материалу. Я училась на пятерки и получала повышенную стипендию — расскажу о ней дальше.

Написание курсовой и диссертации. На первом курсе во втором семестре обязательна защита курсовой работы, без нее не допустят до экзаменов. Курсовая — прообраз будущей магистерской диссертации. Нужно начать исследование, собрать часть эмпирического материала, изучить литературу — словом, сделать заготовку выпускной работы. Чем качественнее будет выполнена курсовая, тем легче будет на втором курсе.

Защитить курсовую работу в КубГУ можно на факультетской конференции, которая обычно проводится весной, в начале марта. Цель такого мероприятия — получить взгляд на тему исследования от других преподавателей. Я во время защиты получила несколько дельных советов и даже несколько изменила направление работы. В целом считаю участие в такой конференции полезным.

Но выбрать научного руководителя для магистерской диссертации предстояло уже на первой неделе учебы. Он поможет составить план исследования и диссертации и проведет магистранта до защиты. С научруком придется тесно сотрудничать на протяжении ближайших двух лет.

Нашей группе предложили список преподавателей кафедры, которые набирали себе магистрантов. Многие однокурсники закономерно выбрали тех руководителей, с которыми работали в бакалавриате. Многие также продолжили работать над темами исследований, начатых прежде. Магистратура для них стала логичным продолжением работы.

У каждого научника свой круг интересов, я выбрала того, кто занимается информационными технологиями в образовании. Вообще, на первом курсе магистратуры точно определить тему диссертации получается не всегда: часто в процессе работы и сбора материала тема видоизменяется.

Так было со мной. Я начала работать над одной темой, курсовую писала о разработке адаптивного тестирования по математике. Но к началу второго курса она сильно изменилась. В итоге тема звучала так — «Конструирование электронной рабочей тетради по теме „Обыкновенные дроби“ (для 5 класса)». У меня ребенок-подросток, в то время пятиклассница, поэтому мне было интересно работать над исследованием школьного образования. Я разработала и опробовала электронный ресурс для интерактивного изучения математики.

Титульный лист и содержание моей диссертации
Титульный лист и содержание моей диссертации
Пара страничек из диссертации
Пара страничек из диссертации

В сущности, это был сайт, на котором я организовала электронные уроки математики: интерактивные упражнения, их проверку, обучающие видео. К сожалению, ресурс пришлось закрыть из-за организационных причин: нужно было дальше развивать и монетизировать проект, мне не хватило сил, знаний и ресурсов.

Однако работа не прошла совсем уж зря. Я создала аккаунт в «Инстаграме», куда стала выкладывать видеоуроки по математике. Но и этот проект не продумала до конца — не реализовала монетизацию, а без цели заработать работа быстро надоедает. Мои видеоуроки сохранились, пользователи до сих пор подписываются на аккаунт (во время написания материала их 542), больше я ничего не публикую.

Старалась выдерживать аккаунт в едином стиле
Старалась выдерживать аккаунт в едином стиле

Сейчас у меня появилось четкое видение, как организовать и монетизировать онлайн-уроки по математике, и скоро я запускаю новый проект. Он более продуман и, надеюсь, заработает. Пока все на уровне идеи, но уже более оформленной — с представлением, как именно зарабатывать деньги.

Защита диссертации проходила в начале июля в «Микрософт Тимс». Я защитила ее на «хорошо», что помешало получить диплом с отличием. Было немного обидно, но я пережила. Торжественного вручения дипломов не было: его мне вручила методист 14 июля 2020 года.

На «отлично» защититься помешал локдаун. С марта 2020 года, как раз когда мы работали над оформлением диссертации, встретиться с научным руководителем очно было невозможно. Поэтому я писала работу так, как считала нужным, и не учла некоторые моменты. Кроме того, я устала: на работе приходилось осваивать дистанционный формат работы, а видения, как это делать, не было. В целом было тяжело.

После получения дипломов мы с одногруппниками посидели в кафе за чашкой чая. После я на две недели поехала в санаторий в Кисловодск по путевке от университета — расскажу о льготах чуть ниже.

Также после защиты диссертации студент может в свободной форме написать заявление о предоставлении последипломных каникул на имя ректора. В этом случае он будет числиться студентом и получать стипендию до 31 августа.

Про такую возможность мало кто знает, но она действительное есть. Во время каникул вуз продолжает платить стипендию и материальную помощь: в течение июля и августа после защиты диссертации я тоже их получала.

Мой диплом магистра
Мой диплом магистра

Доходы во время учебы и студенческие привилегии

Мои доходы складывались из стипендии, материальной помощи вуза и зарплаты. Плюс удавалось сэкономить за счет университетских программ для студентов.

Стипендия и материальная помощь. Студентам магистратуры ежемесячно платят стипендию, если по итогам сессии:

  1. Нет оценок «удовлетворительно».
  2. Нет академических задолженностей.

Размер стипендии зависит от разных факторов, указанных в правилах формирования стипендиального фонда, но он не может быть ниже норматива — для студентов 1484 Р в месяц. В КубГУ обычная стипендия была около 2000 Р.

Если же закрыть сессию только на пятерки, стипендия увеличится в полтора раза — для КубГУ примерно 4500 Р. Поскольку я училась на бюджете, очно и на одни пятерки, получала повышенную стипендию.

Кроме того, студент КубГУ может написать заявление в деканат на выплату материальной поддержки. Получать ее можно или ежемесячно, если жизненные обстоятельства постоянны, например студент с инвалидностью или один воспитывает ребенка, или же разово — если, скажем, сдал кровь, вступил в брак или деньги нужны на лечение.

Основания для выплаты материальной помощи перечислены в локальных актах каждого университета, стоит внимательно их изучить.

Например, в КубГУ можно претендовать на выплату материальной помощи, если состоять на учете из-за хронических заболеваний или заболеть тяжелой болезнью, вступить в брак, стать донором или если оба родителя пенсионеры.

Я получала материальную помощь со второго семестра, поскольку являюсь человеком с инвалидностью, — около 5000 Р ежемесячно. В качестве подтверждения понадобилась только справка из медико-социальной экспертизы о том, что у меня инвалидность. Заявление о выплате материальной поддержки я написала в деканате, деньги перечисляются вместе со стипендией. Вопросы о том, как бесплатно отдохнуть в санатории человеку с инвалидностью, я разобрала в отдельном материале.

К окончанию магистратуры летом 2020 года суммарные выплаты от вуза достигли 10 500 Р: в пандемию вырос размер материальной поддержки.

Зарплата. Со второго курса я начала работать преподавателем математики в техникуме на полную ставку. Зарплата составляла около 13 000 Р, после налогов — 11 000 Р. Несмотря на низкую зарплату, я отработала учебный год и начала готовиться к поступлению в Европу.

Вообще, все мои одногруппники работали. Студентов нашего факультета охотно берут в школы, техникумы, колледжи на должности учителей и преподавателей. В холле факультета всегда висели объявления о вакансиях. Также информацией о них располагают в деканате. Всегда можно спросить, не откроется ли специалист по профилю в какую-то организацию.

Плюс у меня была пенсия по инвалидности — около 11 тысяч рублей. Итого ежемесячный доход составлял 30 500 Р, мне вполне хватало (с мужем у нас раздельный бюджет).

Какие еще льготы удавалось получить. Во многих вузах есть студенческие организации, которые организуют досуг студентов или другие мероприятия. В КубГУ этим занимается профком студентов.

Когда я училась, каждый студент раз в год мог поехать отдохнуть в санатории или профилактории за счет вуза. Главное учиться очно и на бюджете. В КубГУ путевок обычно хватает всем. Я первый раз поехала в санаторий в ноябре 2018 года, и с тех пор поездки вошли в привычку, теперь плачу сама.

Чтобы организовать такой отдых, вуз устраивает конкурс среди санаторно-курортных организаций и потом заключает контракт. Для университета день в санатории обходится в 2500—3000 Р (на побережье Черного моря дороже, в Ставропольском крае дешевле).

Проживание обычно в двух- или трехместных номерах. Мне как инвалиду путевки выдавали несколько раз в год. Я два раза ездила в Кисловодск, Сочи. В санатории помимо лечения организуют досуг и культурную программу: экскурсии, концерты, дискотеки, походы. Это весело, познавательно и полезно.

Мы с одногруппниками в походе к леднику Шаурту в Кабардино-Балкарии
Мы с одногруппниками в походе к леднику Шаурту в Кабардино-Балкарии

Что мне дала магистратура

Прежде всего знания, даже систематизацию знаний. Я заинтересовалась программированием и начала его изучать. Сейчас мы с друзьями работаем над запуском образовательного стартапа по изучению иностранного языка, с тем проектом о математике, о котором я говорила выше, он не связан. Я занимаюсь разработкой и дизайном — не задумалась бы об этом, если бы не вдохновилась программированием.

Я получила диплом, теперь официально работать преподавателем проще: директору не нужно уже обосновывать мой прием на работу при отсутствии педагогического образования. Поскольку это всегда было мечтой — здорово, что она исполнилась. Как оказалось, преподавание — это мое.

Отмечу море позитива: издание книг, общение с разными людьми, туристические поездки, — все это очень положительно на меня повлияло.

Главный итог — летом 2021 года я продолжила образование, поступив в финский Университет прикладных наук на программу Professional teacher education. Поступить на программу проще всего магистрам, имеющим опыт преподавания — это определенно сыграло роль в поступлении. Планирую преподавать тут на английском языке.