Мнение: продавцы и покупатели уже не смогут отказаться от маркетплейсов
Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество.
Мне кажется, что маркетплейсы — «не айс» и для продавцов, и для покупателей, но вряд ли что-то изменится.
Технически потребителю всегда проще зайти на одну площадку, где собраны все товары, чем искать что-то в Гугле. Ну кто упустит возможность сравнить предложения с конкурентами, когда можно бросить в корзину сразу и туфли, и блокнот, и сковородку, расплатиться в два клика и получить все одной посылкой?
В то же время заказывать на маркетплейсах становится все менее комфортно: найти стоящую вещь среди миллиарда предложений, даже воспользовавшись всеми возможными фильтрами, теперь проблема. А если я ищу товары по бренду, который есть в памяти, то, возможно, отсекаю классных новых производителей.
Получается противоречие. С одной стороны, площадки сами же пожирают молодые бренды и не дают им развиваться. С другой — я не представляю иного пути для их продвижения, кроме как на маркетплейсах. Альтернатива — это СЕО, реклама, таргет и прочее, куча трат и геморроя.
Есть ощущение, что «Озон» и «Вайлдберриз» превращаются в онлайн-ретейлеры, при помощи которых поставщики хотят масштабировать бизнес, а потом сами от этой системы страдают. Маркетплейс держит цены, обязывает продавцов давать скидки и не несет никакой ответственности за комплектность и целостность товара.
Мне кажется, это приведет к тому, что там останутся продавцы товаров с крайне низкой себестоимостью. Так они смогут накрутить цены, чтобы покрыть расходы и уплатить комиссии маркетплейса за хранение, доставку и размещение.
Мы как покупатели будем за те же деньги получать товар более низкого качества и исходно более дешевый — но из-за привычки и удобства не сможем отказаться от маркетплейсов.
Развитие маркетплейсов, как мне кажется, только выходит на вторую или третью стадию и они, действительно, могут остаться с нами надолго. И это, с точки зрения "лени" базового потребителя, неизбежно.
Но в то же время, сейчас пошёл новый бум – "категорийные" маркетплейсы, где собираются бренды и их товары по определённым категориям. И этот тренд как раз появляется из-за проблемы WB, Ozon и Я.Маркет – широченный ассортимент. Сложно искать товары, когда их чрезмерно много (и часто это одно и тоже, но от разных продавцов).
Алиэкспресс люди до сих пор любят и активно там заказывают, несмотря на сложности и увеличенные сроки доставки, потому что там можно найти всё что угодно. Для ценителей своего времени есть WB, Ozon и Я.Маркет – тоже самое, но быстрее, с упрощённым возвратом, но дороже чем на Али.
Плюс, лично моё мнение, что WB уже давно стал помойкой, с неудобной навигацией, странными условиями для клиентов и тонной "пали" за немаленькие деньги. Сервиса тоже ноль.
Для продавцов всё ещё печальнее и отношение к ним, как я вижу, просто наплевательское со стороны маркетплейса. Чем-то похоже на ОПГ и рынки 90-х, где есть условная "крыша", под которую все продавцы должны строиться и подчиняться, даже в минус себе. И исправить эту проблему сможет только массовый отток поставщиков с WB в пользу более адекватных площадок. Из-за снижения предложений могут начать уходить покупатели, и только тогда WB поймёт что надо основательно что-то менять, идти навстречу поставщикам, делать для них адекватные условия и тд.
Либо однажды все уйдут продавать на Авито ахахаха... Ведь там цену ставишь сам, никаких бредовых акций от маркетплейса и тд, логистика и доставка у Авито своя есть, можно пользоваться)))
P.S. всё выше изложенное – личное мнение и не является финансовой или любой другой рекомендацией:)
Иван, а что за "категорийные маркетплейсы"? На всех перечисленных вами маркетплейсах есть категории, фильтры в поиске. Разве это не то же самое?
Кстати, интересная мысль про Авито. Как думаете, он сможет разрастись до маркетплейса в привычном понимании? Заметил, что там уже давно торгуют много небольших магазинов, фирм и т.д., и многие продавцы активно поднимают свой рейтинг отзывами, чтобы привлекать больше покупателей.
Тимофей, да, в маркетплейсах есть категории и фильтры.
Но сейчас все больше запросов у аудитории на некий узкий маркетплейс, который сосредоточен на определенной идее, брендах, вижу товара
Про Авито, мне кажется, сложно сейчас говорить как о привычном маркетплейсе. Так как по условиям, которые он имеет сейчас - любой может быть и покупателем и продавцом одновременно. И функционала под различные категории товаров не хватает.
Но, если Авито решит выделить маркетплейс как субпродукт в их экосистеме - у них будут умопомрачительные позиции на рынке, особенно количество пользователей.
Что же, остается только наблюдать)
Если это читает представитель Авито - напишите мне, готов пообщаться🙂
Иван, интересный ответ и наблюдение, спасибо!
Соглашусь с вами насчет "категорийных маркетплейсов". Я бы тоже хотел увидеть что-то подобное, хоть и не совсем представляю, как это должно выглядеть)
Меня радует количество товаров на площадках, но и утомляет в этом копаться. Особенно напрягает, когда у продавцов разное описание на один и тот же товар, фотки при разном освещении, приходится долго сравнить и выбирать.
ну каждому своё.
Кого-то устраивает МП ценами, ассортиментом и рисками.
Меня он не устраивает рисками, поэтому мои покупки на МП случаются только в случаях если там существенно(!) дешевле(="стоимость риска") или ничего более удобного логистически нет(="риск скомпенсирован удобством").
С рисками в виде подмены из-за дешевой логистики я встречался частенько и в какой-то момент завязал.
Для меня МП большой супермаркет, где из персонала, никто и ничего не знает про свой товар. МП живет только за счет скидок,и покупатель именно туда и идет, за скидками.