Как я учусь в Физтех-школе аэрокосмических технологий МФТИ и работаю в лаборатории
Это история из Сообщества. Мы задали уточняющие вопросы, бережно отредактировали и оформили по нашим стандартам
Интерес к научно-технической тематике появился у меня еще в начальной школе.
Мне очень нравилось смотреть документальные фильмы «Звезды» про танки и самолеты. К последним вообще особенная любовь — с Википедией познакомился, читая статьи про авиацию. Отчасти этот интерес мне привил отец. В детстве он несколько раз возил меня на Международный авиакосмический салон.
Я учился в московской школе № 1505. После восьмого класса нам нужно было выбрать три профильных предмета для дальнейшего изучения. Я решил, что это будет физика, математика и информатика.
Выбор профессии и вуза
В девятом классе нам задали написать реферат по физике. Этот предмет всегда был для меня интереснее других, но никаких идей по поводу темы работы у меня не было. Я обратился за помощью к своему учителю, и он сразу предложил писать про ионные двигатели . Погрузившись в эту тему, я понял, что хочу заниматься космосом.
Про МФТИ я впервые услышал от знакомых почти случайно, после чего начал понемногу изучать информацию о нем. Лучшей возможностью подробно узнать про вуз оказались олимпиадные школы.
На выездных школах я был после 10 и в середине 11 класса. График очень насыщенный: просыпаешься утром, делаешь зарядку, завтракаешь, учишься до обеда, а вечером идешь на факультативные занятия. Живешь при этом в общежитии, вожатые — студенты. Стоимость одной смены в 2018—2019 годах составляла где-то 30 000—40 0000 ₽, но можно было получить различные скидки.
Олимпиадные выезды помогли мне понять, что я точно буду поступать в МФТИ. Поскольку мне хотелось заниматься космосом, выбор пал на ФАКТ — Физтех-школу аэрокосмических технологий. В год моего поступления там как раз открылось новое направление — «Техническая физика». Эта программа показалась мне особенно интересной, и в итоге я подал документы на специальность «техническая физика космических летательных аппаратов».
Поступление
Подготовка к олимпиадам МФТИ. После изучения сайта приемной комиссии и статистики прошлых лет стало понятно, что основных вариантов поступления два: получить очень хорошие баллы ЕГЭ или выиграть олимпиаду. После общения со студентами и участия в выездных школах я выбрал второй вариант.
До летних каникул между 10 и 11 классами я никогда не занимался олимпиадной физикой, поэтому передо мной стояла довольно пугающая задача: настроиться на «Физтех» по физике меньше чем за год, да еще и выиграть. Во многом это сделало выпускной класс незабываемым.
Для подготовки к физике я ходил на курсы от МФТИ раз в неделю и почти ежедневно решал задачи из сборников или вариантов прошлых лет. Олимпиадная математика казалась несколько страшнее и непонятнее — здесь занимался с репетитором.
Первой я писал олимпиаду по математике. Помню, она была сильно сложнее, чем в прошлые годы. Задачи шли намного тяжелее, поэтому сначала я немного паниковал. Но потом как-то собрался и написал все, что мог.
На туре по физике тоже не обошлось без стресса. Перед началом у меня почему-то решили забрать обычные стрелочные часы, а в аудитории часов не было — время писали на доске. Также я неправильно понял задачу по оптике и в результате потерял часть баллов, хотя знал, как ее решать.
Свою реакцию на предварительные результаты, после которых есть возможность подать апелляцию, я уже не очень хорошо помню. Но в памяти отлично отпечаталось утро, когда пришли финальные баллы и стало понятно, что у меня диплом победителя. Я несколько раз перепроверил, немного попрыгал, покричал от радости и позвонил родителям, чтобы сказать, что я, кажется, поступил. Технически результат еще нужно было подтвердить сдачей ЕГЭ не менее чем на 75 баллов.
Участие в других олимпиадах. В целом я старался писать все, что можно было. Пробовал силы во Всероссийской олимпиаде школьников по физике и математике, Московской олимпиаде школьников по физике, «Ломоносове» по физике и математике, соревновании «Росатом» по физике.
Упор я делал, конечно, на физику, потому что олимпиадная математика казалась мне очень уж страшной и загадочной. На Всеросе я дошел до регионального этапа и по физике, и по математике, но дальше пройти не получилось. Сказался недостаток теоретических знаний и почти полное отсутствие подготовки к практическому этапу.
Финальный этап Московской олимпиады школьников проводился в один день с «Ломоносовым» по математике. Поэтому тем, кто участвовал там и там, дали возможность пройти два состязания подряд с небольшим перерывом. Очень увлекательный опыт, но повторять его я бы не стал.
Кроме «Физтеха» дотянуться до дипломов нигде не получилось, хотя везде я был очень близок. На «Росатоме» мне не хватило полбалла, на Московской олимпиаде школьников — четырех. В любом случае это был классно и интересно.
Сдача ЕГЭ. К экзаменам меня хорошо подготовили в школе, и в целом я мог бы поступить только по их результатам. После сдачи физики, математики и русского я набрал 288 баллов. К тому же была возможность получить 10 дополнительных единиц за золотую медаль и предпрофессиональный экзамен . Тогда его начали активно сдавать школьники в Москве.
Собеседование. Для поступления в МФТИ после подачи документов мне предстояло также пройти собеседование на факультете. Раньше этот этап наводил на многих страх, и до сих пор можно услышать байки про каверзные вопросы комиссии. Но до начала учебы в вузе я почти ничего не слышал про интервью и слабо представлял, что там будет происходить.
Уже сев на электричку, я понял, что еду на собеседование в футболке и шортах. Немного испугался, что комиссия из-за этого решит, что я чересчур самоуверенный олимпиадник, но все прошло хорошо. Беседа длилась не больше пяти минут. Меня спросили, какие ракеты-носители я знаю, в чем вижу будущее ракетостроения, и поздравили с поступлением.
Учеба в бакалавриате
Нагрузка. На первом курсе мне казалось, что мои одноклассники, поступившие в другие вузы, вообще не учатся по сравнению со мной. На практике, конечно, это сильно зависит от подхода. Можно стараться выучить программу полностью, и тогда придется почти все время посвящать подготовке к занятиям. В основном же студенты расставляют приоритеты и концентрируются на важных для них дисциплинах, а другим уделяют меньше времени.
В семестр было от 10 до 15 предметов, в итоге в неделю получалось 20—25 пар. Экзамены обычно проводили по трем-четырем дисциплинам, но подготовиться к ним времени хватало: между испытаниями ставили от трех дней до недели.
Начиная с третьего, а иногда и со второго курса, обучение проходит не только в кампусе. Один-два раза в неделю пары проводятся на базовой кафедре — в каком-нибудь научно-исследовательском институте. В случае ФАКТа это различные НИИ, связанные с «Роскосмосом». Преподают там действующие ученые. Например, у студентов с программы «Геокосмические науки и технологии» курс по проектированию ракетно-космических систем ведет российский космонавт Александр Калери.
Моя базовая кафедра — Исследовательский центр Келдыша. Там я начал свою научную деятельность и написал диплом, который назывался «Расчетное исследование электромагнитных волн в плазменном разряде». Я разрабатывал численную модель плазмы. Отмечу, что на подготовку к выпускной работе у меня был весь четвертый курс, так как госэкзамены студенты Физтеха сдают годом ранее. Нагрузка была намного меньше, чем на младших курсах, поэтому писал диплом я относительно спокойно и размеренно.
Государственные экзамены. Почти все студенты МФТИ, за исключением нескольких направлений, сдают два государственных экзамена на третьем курсе: зимой — по физике, летом — по математике. И тот и другой проходит в стандартном формате: сначала письменный, а потом устный экзамен.
На устной части по физике вам достается билет с задачей и вопросом из программы. Дополнительно студент выполняет задание по выбору, которое готовит заранее, — такова традиция кафедры общей физики в МФТИ. Часто именно хорошая самостоятельная работа на тему по выбору — разбор сложной теории или интересный эксперимент — становится залогом высокой оценки.
Устный экзамен принимает комиссия, куда кроме сотрудников кафедры общей физики обязательно входят представители базовой кафедры, на которой учится студент. Итоговое решение об оценке преподаватели принимают на основании результатов письменной и устной части, а также баллов за ранее сданные экзамены по разделам общей физики.
По математике все еще проще: студент получает билет с двумя вопросами. Отличие от других экзаменов по предмету только в том, что программа госов намного больше и содержит почти все предыдущие разделы. Кроме устного экзамена при выставлении оценки также учитывают результаты письменной части и успеваемость за время обучения.
Учебный план. На моем направлении было множество полезных и интересных дисциплин. Вычислительная математика и информатика познакомили меня с современным миром науки. Именно благодаря им возникло желание писать код, чтобы решать задачи по физике: особенно классными казались расчеты течения жидкостей и газов. Факультетские курсы по механике сплошных сред пробудили во мне интерес к вычислительной гидродинамике. Отдельные разделы физики и высшей математики так или иначе постоянно всплывают, когда занимаешься наукой.
Конечно, за время учебы встретилось несколько предметов, актуальность которых оставалась под вопросом. На первом курсе была геоинформатика, где мы учились работать с географическими информационными системами. Предмет был обязательным для всего потока, хотя на практике необходим только нескольким группам. Похожая история с химией, но я думаю, что мне еще предстоит встретить задачу, ради которой предмет придется подучить.
Студенческое сообщество добилось обновления и модернизации не слишком актуальных дисциплин, чтобы в будущем студенты страдали чуть меньше. Например, в истории с обязательным изучением китайского, которую активно обсуждали в СМИ, удалось найти компромисс. Те, кто хочет осваивать этот язык, могут выбрать его как второй иностранный на четвертом курсе или в магистратуре.
Стипендия. Я учился на бюджете и на первом курсе получал несколько стипендий. Во-первых, абитуриентам без вступительных испытаний, то есть олимпиадникам, в первом семестре положена выплата от МФТИ. В 2019/20 году она составляла 12 000 ₽. Во-вторых, москвичи с золотой медалью претендовали также на стипендию правительства Москвы — еще 6500 ₽ в месяц.
В-третьих, со второго семестра и по третий курс студенты могут получать благотворительную стипендию Абрамова. Она составляет 12 000 ₽ в месяц и выплачивается по двум категориям: успеваемость и малообеспеченность.
И наконец, на четвертом курсе мне также удалось в течение семестра получать ПГАС — повышенную стипендию вместо обычной, тоже порядка 12 000 ₽. Кроме того, есть еще множество других именных выплат для тех, кто занимается научной деятельностью.
Дорога до учебы. Несмотря на название, МФТИ находится в Долгопрудном. Поэтому для москвичей вопрос транспорта оказывается особенно актуальным. Если ехать больше часа-полутора, обычно дают место в общежитии. От него пешком до кампуса пять минут. Все корпуса в Долгопрудном находятся рядом, и нет необходимости между парами кататься на метро из одного конца города в другой, как в некоторых столичных вузах.
В моей группе было три человека из Москвы, и только я не стал селиться в общежитие — остался жить с родителями. С запуском МЦД электрички стали ходить с маленьким интервалом, а идти от станции «Новодачной» до учебных корпусов недолго. Путь от двери моего дома до учебных аудиторий занимал около часа.
Студенческая жизнь. На Физтехе очень крутое сообщество и большое количество внеучебных мероприятий. Например, главное спортивное событие — это «Матч века», когда команды двух факультетов собираются и играют друг против друга 24 часа. Не в один, а в несколько составов, само собой.
Также в МФТИ развита система студенческого самоуправления. С этой частью университетской жизни я почти не соприкасался, разве что голосовал на выборах председателя студсовета нашего факультета. С одной стороны, не хотелось задерживаться после пар и поздно возвращаться домой или лишний раз ездить в Долгопрудный. С другой — нужно было бы либо меньше учиться, либо отказываться от свободного времени. Огромное уважение людям, которые успевают заниматься и делать что-то хорошее для сообщества.
Дальнейший путь
Учеба в магистратуре. Сейчас я учусь в магистратуре МФТИ на том же направлении. Решил идти по полноценному пути ученого: бакалавриат — магистратура — аспирантура. Перепрыгивать ступеньки нельзя, не доводить дело до конца — тоже неправильно.
Раньше в магистратуру принимали по результатам госов. Теперь абитуриентам нужно сдавать вступительные экзамены. В зависимости от факультета программы испытаний и набор индивидуальных достижений могут сильно различаться. В моем случае засчитывали письменный экзамен по математике и устный по физике.
В магистерской диссертации продолжаю начатую работу по моделированию плазмы. Но если в бакалавриате я разрабатывал одномерную модель, то сейчас занимаюсь двумерной — намного сложнее, интереснее и вычислительно дороже.
Работа. Еще в конце третьего курса, когда нагрузка стала немного уменьшаться, я начал работать в лаборатории на своем факультете. Тогда у нас запустили студенческое конструкторское бюро по малым космическим аппаратам, куда меня позвал мой преподаватель математики.
Я пошел в команду, которая занималась программным кодом для управления спутником. Моими основными задачами были разработка и реализация алгоритмов определения ориентации спутника по измерениям установленных на нем датчиков и алгоритмов управления ориентацией.
Совмещать учебу и работу оказалось не так уж и сложно. Во-первых, они находятся в одном месте, а это очень удобно. Во-вторых, когда тебе что-то по-настоящему интересно, ты обязательно найдешь на это время.
В магистратуре я продолжаю работать в лаборатории моделирования механических систем и процессов в МФТИ и в центре Келдыша, где писал диплом. Тружусь примерно в тех же областях: управление ориентацией спутников в первом случае и моделирование плазмы — во втором.
Дальнейшие планы. В перспективе собираюсь защитить магистерский диплом, поступить в аспирантуру, двигаться в сторону кандидатской и трудиться на благо отечественного космоса. Мне очень нравится развиваться в науке. Здесь сложно, интересно и постоянно приходится учиться, а я это очень люблю. Так что пока хочу остаться там, где я сейчас тружусь, а в аспирантуре продолжать развивать тему бакалаврской и магистерской работ — здесь очень много пространства для исследований.
В будущем мне бы хотелось читать лекции по физике плазмы, но не в формате основной деятельности, а в качестве дополнения к работе. На первом и втором курсах я немного пробовал проводить факультативные субботние занятия по физике в своей школе. На четвертом году обучения начал преподавать курс по численному решению систем линейных уравнений в МФТИ. Со студентами работать оказалось интереснее: можно общаться с ними уже на более сложном математическом языке.