«Есть ощущение, что мы не раскусили, как все работает»: предприниматели о маркетплейсах

Мнения бизнеса о плюсах и минусах работы с маркетплейсами
85
«Есть ощущение, что мы не раскусили, как все работает»: предприниматели о маркетплейсах
Аватар автора

Анна Трубина

узнала, что предприниматели думают о маркетплейсах

Маркетплейсы могут помочь бизнесу получить новую аудиторию, избавить от создания собственного интернет-магазина и от проблем с хранением товара. Но так ли все просто?

Мы спросили об этом у пятерых предпринимателей. Некоторые довольны и убеждены, что маркетплейсы дают бизнесу новых клиентов. Другие, наоборот, считают, что продажа через посредников вредит развитию собственного бренда.

Чего стоит ждать от выхода на маркетплейсы, в чем отличия площадок, сколько стоит размещать свои товары на продажу — читайте мнения предпринимателей.

«Книги на маркетплейсах конкурируют с макаронами и кроссовками»

Аватар автора

Константин Бамбуров

руководитель издательства детских книг «Белая ворона»

С «Озоном» мы работали сами с самого начала — с 2013 года. На «Вайлдберриз» в 2014—2017 годах книжное направление не развивалось, в основном на площадке продавали одежду, и мы считали, что нам там не место. В 2019 году у них появился книжный менеджмент, пришли люди, понимающие в этом деле, и пошло развитие. Вопрос «А стоит ли с ними работать?» не стоял: конечно, стоит. Это новый канал продаж с большим потенциалом. Поэтому мы поставляем книги на обе площадки.

У нас не было планов по прибыли, выход на площадки для нас данность. Не работать с маркетплейсами сейчас просто глупо. Они растут уже не так быстро, как в 2019—2020 годах, но это очень серьезный оборот. Не похоже, что маркетплейсы будут терять трафик — думаю, они будут только расти.

С марта 2019 года мы перешли на формат работы «маркетплейс» на «Озоне» — до этого работали по договору реализации. То есть мы получали заказ и отправляли поставку, вся остальная работа была на стороне «Озона». Формат маркетплейса подразумевает, что поставщик — то есть мы — проделывает всю работу. Мы создаем карточки товаров, устанавливаем цены, загружаем фото и в том числе отвечаем на вопросы клиентов о товаре.

При переходе на другой формат работы были сложности: нужно было завести карточки товаров, добавить картинки, разобраться, как делать поставки
При переходе на другой формат работы были сложности: нужно было завести карточки товаров, добавить картинки, разобраться, как делать поставки

Раньше в «Озоне», по сути, не было менеджмента. Менеджеры говорили, что готовы помочь, но потом все вопросы перенаправляли в техподдержку, которая отвечала очень долго и часто формально.

У нас было много товара, который лежал на складе «Озона», но его не могли выставить на витрину маркетплейса, так как формально книги поставлены по другому договору. Нам предлагали сделать новые поставки по новому договору, чтобы товар появился на витрине. Мы сначала не хотели этого делать, потому что нелогично завозить на склад книги, которые там уже лежат в больших количествах.

Проблема решалась несколько месяцев, и в это время наши книги нельзя было купить на «Озоне». Оборот упал почти до нуля. Мы сделали новые поставки, а спустя время «Озон» смог перевести на маркетплейс уже лежавшие у них на складе книги.

Чтобы вернуться к прежнему уровню продаж, потребовался год.

На «Вайлдберриз» мы активно работаем с лета 2019 года в формате маркетплейса — это единственный вариант.

Сначала мы работали через книготорговые компании — они сами поставляли наши книги на площадку. Это снимало с нас всю работу, но процесс был непрозрачный: мы не знали свой оборот и количество продаж. Поэтому, когда «Вайлдберриз» стал серьезным каналом продаж, мы перешли к прямым поставкам.

Это оказалось выгоднее: во-первых, выросла маржа, так как отвалился посредник, во-вторых, увеличился оборот — потому что мы смогли поставить более низкие цены. Мы придерживаемся принципа минимальной розничной цены, ниже которой книга не должна продаваться нигде. Так как цены сейчас выставляем сами, они у нас везде одинаковые.

Когда мы начали поставлять книги на «Вайлдберриз», эффект шокировал. Все, что мы привозили на склад, заканчивалось меньше чем за неделю. Продажи оказались лучше, чем мы предполагали.

Есть небольшое неудобство: «Вайлдберриз» требуют, чтобы каждую книгу мы упаковали в пленку. Бестселлеры заказываем в индивидуальной упаковке на типографии, а небольшие тиражи упаковываем вручную.

С точки зрения техники между маркетплейсами мало отличий. Да, у них разные программные оболочки, у «Озона» чуть более удобный интерфейс, но это незначительно.

15%
комиссии «Озон» берет с продавцов книг

Разная оплата: где-то четыре раза в месяц, где-то два. Комиссия на «Озоне» 15%, у «Вайлдберриз» формально 10%. Но у них сложная система расчета. В договоре есть отдельное приложение, которое описывает формулу расчета комиссии. По факту получается 13—15%. По обороту они примерно равны.

С точки зрения поставщика оба маркетплейса одинаково хороши. Думаю, что с точки зрения покупателя у «Озона» чуть более давние традиции книжной торговли. Лет 10 назад, кажется, я считал его чисто книжным.

Мы постоянно стараемся оптимизировать расходы, так как система подвижна: меняются комиссии, цены на логистику и хранение. Кажется, когда-то комиссия на «Вайлдберриз» была 25—30%, а весной 2020 года они объявили, что будет 10%. 3—4 раза в год приходится пересматривать тактику, это нормально.

Книга шведского детского писателя Свена Нурдквиста «Петсон грустит», изданная нами. Линейка товаров на маркетплейсах никак не отличается. Сейчас ставим абсолютно весь ассортимент на все площадки
Книга шведского детского писателя Свена Нурдквиста «Петсон грустит», изданная нами. Линейка товаров на маркетплейсах никак не отличается. Сейчас ставим абсолютно весь ассортимент на все площадки

Варианты есть разные: например, сейчас и у «Озона», и «Вайлдберриз» есть бесплатное хранение на региональных складах. Если раньше мы делали поставки только на московские склады, теперь активно отправляем книги и на региональные. У «Озона» меньше комиссия с товара, проданного с регионального склада, чем при продаже с московского склада.

Нужно постоянно работать, следить за ассортиментом, держать больше бестселлеров, не держать больших остатков по книгам, которые продаются медленнее — держим по две книги, которые продаются 1—2 раза в месяц. Книги, которые продаются по 50 штук в месяц, держим с запасом на 2—3 месяца.

Маркетплейсы дают бизнесу охваты. Сейчас там можно купить все — от книг и зубной пасты до корма для кошки. Трафик сумасшедший, собственный магазин такого не получит никогда. К сожалению, из-за этого специализированные книжные теряют трафик.

Книги на маркетплейсах конкурируют с макаронами и кроссовками. Покупатель кладет в корзину все, что хочет, потом видит сумму 5000 и думает: «О нет, надо что-то выкинуть». Как правило, выкидывают товары не повседневного спроса. Я не оцениваю это однозначно как отрицательную тенденцию. В таком новом порядке есть и плюсы, и минусы. Главный плюс — доступность книг в любой точке страны любому пользователю интернета. Минус — конкуренция с другими товарами.

С выходом на маркетплейсы поменялась наша внутренняя организация — поддерживать работающий магазин на площадках очень трудозатратно. Раньше «Озон» брал у нас товар на реализацию, и мы раз в неделю везли поставку в Тверь. Обработка такого заказа занимала один час. Сейчас время работы выросло в 5—7 раз. На «Вайлдберриз» уходит еще больше ресурсов, потому что там сложнее порядок оформления поставки, плюс у них очень часто меняются условия оформления.

Приходится изучать новые правила, а это отнимает время. Сейчас маркетплейсы ведет отдельный менеджер.

Скидки ставим сами. Пока у нас не было конфликтов по ценам. Хотя знаю, что некоторые поставщики конфликтуют.

Бывает, что маркетплейс пишет нам, что акция обязательная, и, если не установить скидки, товар заблокируют.

Так как мы заинтересованы в сотрудничестве, стараемся войти в акции, при этом не потеряв в своей прибыли. Это в некотором роде игра.

Думаю, разница в продажах на сайте издательства и на маркетплейсах зависит от трафика, сервиса — например, бесплатной доставки куда угодно, возможности купить одновременно разные товары.

В наш интернет-магазин идут лояльные читатели, погруженные в книжный мир. На маркетплейсах немало случайных покупателей. Прибыль с книги, проданной в своем интернет-магазине, конечно, больше. Но у нашего собственного интернет-магазина нет такого оборота.

Вероятно, в будущем мы выйдем на «Яндекс-маркет». Пока наши книги туда поставляют партнеры, и нас это устраивает. Еще один маркетплейс — это серьезные временные затраты. Возможно, придется расширять отдел продаж, пока таких планов нет.

Как работают скидки на «Озоне» и «Вайлдберриз»

Продавец в «Озоне» сам выбирает в личном кабинете товары, которые будет продавать по акции. Он же определяет длительность и настраивает аудиторию, которой доступна скидка. Иногда «Озон» устраивает акции и предлагает продавцам участвовать — от этого можно отказаться и настроить все самостоятельно.

Еще на карточках товаров можно установить плашку «Хочу скидку». Так покупатель сам предложит цену. Если в течение 48 часов продавец не согласится, покупатель получит автоматический отказ.

На «Вайлдберриз» тоже можно устанавливать и отменять скидки. Но в оферте, которую продавцы подписывают перед началом работы с площадкой, есть пункт 4.2. В нем говорится, что площадка может не учитывать мнение продавца и самостоятельно применять скидки, а также продавать товар по меньшей цене, чем розничная цена продавца.

«Когда мы начали изучать маркетплейсы, то увидели, что там творится бедлам»

Аватар автора

Дмитрий Бородай

основатель компании по обжарке кофе «Сварщица Екатерина»

Я никогда ничего не продавал на маркетплейсах. В разгар пандемии мы думали, где найти деньги и как их заработать. В тот темный период жизни компании проанализировали «Озон» и «Вайлдберриз», изучили опыт других людей и решили, что не будем туда заходить.

У нас свой небольшой и монопродуктовый интернет-магазин с ежемесячным оборотом около 3 млн рублей. В среднем мы принимаем 1400 заказов в месяц.

Но свой магазин дает полностью подконтрольный трафик: клиенты заказывают сегодня и придут завтра, я собираю их обратную связь и могу улучшать сайт и сервис. Мы постепенно создаем что-то вроде социальной сети со всей информацией о кофе, рецептами, каналом на «Ютубе». У нас есть взаимодействие с потребителем.

Когда я оценивал маркетплейсы, не нашел плюсов, кроме трафика. Но он не всегда полезен — если есть нишевой товар, который стоит дороже, чем в супермаркетах, то к тебе придет аудитория, которая будет разговаривать на основе устоявшихся рыночных положений: почему так дорого? А что, кофе в зернах? Это не целевой трафик, будет куча непонятных продаж и непонятных откликов. Лучше меньше продать, но продавать качественно, потому что продажи нужно еще и обслуживать.

Свой трафик всегда надежнее, потому что вы держите потребителя. Создаете для него инфраструктурные решения, пишете статьи. Он видит, что не просто покупает у вас кофе. Он живет в экосистеме, которая адаптируется под него и помогает ему: в досуге, образовании.

Мы работаем с курьерскими компаниями. Когда покупатель на сайте выбирает способ доставки, у него не откладывается в голове, что он выбирает стороннюю услугу. Мы ответственны в том числе за процесс доставки, хоть и не можем его полностью контролировать
Мы работаем с курьерскими компаниями. Когда покупатель на сайте выбирает способ доставки, у него не откладывается в голове, что он выбирает стороннюю услугу. Мы ответственны в том числе за процесс доставки, хоть и не можем его полностью контролировать

Я не понимаю, зачем люди идут на маркетплейсы. Наверное, они хотят продать много и сразу, чтобы забыть о финансовых проблемах. Но мне кажется, такой путь недалекий. В краткосрочной перспективе он решит проблемы, но в долгосрочной — свое лучше, потому что оно подконтрольное.

Как можно быть довольным, когда ты не общаешься с потребителем и закидываешь товар в какой-то черный ящик?

Как мне показалось, есть несколько ошибок, которые люди допускают при работе с маркетплейсами. Они думают, что маркетплейсы — хорошо, хотя на самом деле это губит бренд. Люди идут туда, потому что не могут наладить свой канал продаж. Им кажется, что они выйдут на площадку, закинут свои товары, и у них все будет продаваться.

Ключевой вопрос, все ли продажи нужны бизнесу — на мой взгляд, не все, потому что заработок это хорошо, но аудитория — часть бренда. Когда начинаешь от нее отходить, теряешь свой бренд. Когда выходишь на маркетплейс, не можешь управлять ни брендом, ни ценой: у площадок есть обязательные скидки, и если на них не согласиться, продавца могут заблокировать. Тебе начинают диктовать, как нужно продавать продукт.

Мне, как производителю, а не просто продавцу, важно отношение к бренду. Я не готов выставлять его куда-то, где можно заработать, но это навредит.

Другая проблема — работа самих маркетплейсов. Я специально обращался к знакомым, которые там торгуют, и просил показать отзывы в личном кабинете. Я увидел, что 90% негативных комментариев связаны с работой маркетплейса. Например, у какого-то товара висит отзыв: «Заказала кофе, прислали чай», — но это не вина производителя.

Маркетплейс накосячил с сервисом, а это отражается на рейтинге бренда, и они специально не делят отзывы на отклики о площадке и о товаре
Маркетплейс накосячил с сервисом, а это отражается на рейтинге бренда, и они специально не делят отзывы на отклики о площадке и о товаре
Мы сами привозим кофе из разных стран мира. Это кофейная ферма Фринса в Западной Яве. Такой ручной подход к поиску и транспортировке кофе в том числе увеличивает конечную цену пачки зерен, а на маркетплейсе мы были бы вынуждены конкурировать с более дешевым кофе крупных производителей
Мы сами привозим кофе из разных стран мира. Это кофейная ферма Фринса в Западной Яве. Такой ручной подход к поиску и транспортировке кофе в том числе увеличивает конечную цену пачки зерен, а на маркетплейсе мы были бы вынуждены конкурировать с более дешевым кофе крупных производителей

Еще одна проблема — денежный фактор. Маркетплейсы берут большую комиссию, а продавцы при этом не создают свою стратегию. Они вкладываются в работу с маркетплейсом, отвечают покупателям, пытаются продвинуться, но весь трафик уходит на маркетплейс, а не на их компанию. Мне кажется, скоро все уйдут с маркетплейсов, там будут продавать только ширпотреб, потому что там нельзя защитить свой бренд и управлять им.

Когда мы начали изучать маркетплейсы, то увидели, что там творится бедлам. В разделе «кофе» на «Вайлдберриз» было 45 000 позиций, из них только порядка 2—3% товаров было без скидок. Создается впечатление какого-то неликвида: для меня скидка выглядит как уценка в комиссионке — почему у этого товара скидка? Он плохой, он постарел? А на маркетплейсах разброс скидок от 7% до 50% — есть ощущение, что цену рисуют номинально.

Может, у маркетплейсов есть свои разгрузочные и погрузочные хабы, они сами грузят и доставляют, в этом их преимущество. Мы пользуемся курьерскими сервисами, и с ними есть проблемы. Нужно перелопатить огромное множество разных, чтобы понять, какой сервис удобнее покупателям. У нас есть свой водитель, который развозит заказы по Москве, но вне рамок Москвы ничего нового мы не можем придумать. Средний чек 2500 ₽, из них логистика стоит до 500 ₽.

Когда была пандемия и увеличилось число заказов, я сам вставал на самокат и доставлял, потому что надо было что-то делать. Я отвечаю за то, чтобы товар дошел до потребителя в срок и с максимальными удобствами, потому что оплата происходит на моем сайте.

Мы считали, что, даже если у нас будет 1000 доставок в день, мы не сможем сделать свою логистику. Я думаю, по количеству заказов свою логистику могут себе позволить только «Озон» и «Вайлдберриз».

Я очень много вложил в интернет-магазин, в развитие, автоматизацию и прочее. Он работает с переменным успехом, потому что не все подрядчики адекватные. На развитие интернет-магазина в месяц мы тратим не меньше 200 000 ₽.

200 000 ₽
тратим в месяц на работу интернет-магазина

Основной камень преткновения — синхронизация с 1С, без этого нельзя работать, а система нормально ни с чем не работает. Я думаю, в любой интернет-магазин с автоматизацией, нормально работающим 1С и нормальным дизайном нужно вложить 3 млн рублей, а на реализацию потребуется где-то полгода.

«Не сразу вышли на маркетплейсы, потому что не были уверены в индивидуальном подходе»

Аватар автора

Александр Блохин

основатель компании по производству одежды для детей и взрослых «Кофтеныши»

У «Кофтенышей» специфичный продукт для маркетплейсов — это мягкая игрушка, которая превращается в кофту. Мы продавали и продаем кофтенышей несколько лет через свой сайт. На маркетплейсы не выходили, потому что не были уверены в индивидуальном подходе. У нас к каждой игрушке прикладывается открытка, буклет, а сама игрушка красиво сложена и упакована.

При продажах на маркетплейсах люди часто мерят одежду — если ребенку кофта окажется не по размеру, курьер не будет превращать кофту обратно в игрушку и красиво упаковывать. Я слышал, что, по статистике на «Вайлдберриз», в среднем один предмет одежды примеряют пять раз перед покупкой. Мы не хотели такого подхода для кофтенышей.

Все изменилось, когда мы стали продавать и базовую одежду: кофты, комбинезоны, шапки, штаны, рюкзаки. Маркетплейсы отлично подходят для продажи базового ассортимента, и мы решили выставиться. У нас не было аналитики, на каком маркетплейсе лучше или хуже, просто начали с «Вайлдберриз». Понимали, что со временем перейдем и на другие площадки.

Мы занимаемся одеждой, и есть отчасти ошибочное мнение, что «Вайлдберриз» специализируется на одежде. Мы поверили этому стереотипу и вышли на площадку в августе 2020 года. Процесс на всех маркетплейсах похож, но везде свои особенности, которые нужно учитывать: подход к артикулам, требованиям к описанию, фотографиям, к маркировке товаров и графику поставок.

Один из наших базовых товаров — кигуруми, то есть текстильный костюм в виде животного. Маркетплейсы дают возможность протестировать продукт среди конкурентов и выйти на большую аудиторию, если у вас нет экспертизы в маркетинге
Один из наших базовых товаров — кигуруми, то есть текстильный костюм в виде животного. Маркетплейсы дают возможность протестировать продукт среди конкурентов и выйти на большую аудиторию, если у вас нет экспертизы в маркетинге

Продажи пошли по 1—2 в день. Есть лайфхаки, которые часто упоминают в различных туториалах: постепенно выводить новинки, не вываливать сразу все категории товаров.

Большое влияние имеет история присутствия на маркетплейсе: если предприниматель думает, выходить или нет, точно стоит выйти, чтобы начать накапливать историю. В каких-то категориях товаров есть продавцы, которые работают два года, у них хорошие отзывы, высокий рейтинг. Когда новый продавец выставляет товар, и у него через месяц появляются десятки отзывов и оценок, он все равно не так конкурентоспособен, как продавец, который работает уже несколько лет.

В эпоху интернет-магазинов нужно было сделать сайт и продавать через него. Сейчас маркетплейсы играют важную социальную роль — они помогают найти свою аудиторию. Не нужно делать сайт, снимать склад: ты просто берешь товар и сразу отгружаешь на маркетплейс. Это намного быстрее, чем запускать свой сайт и учиться генерировать на него трафик.

Маркетплейс служит нам рекламой: местом, где можно попробовать наш продукт, убедиться, что компания настоящая, что есть качество, а потом перейти к нам в магазин и купить уже у нас.

Сначала мы боялись, что покупатели перейдут на маркетплейс и перестанут приобретать у нас. Но в итоге поняли, что те, кто покупает на «Вайлдберриз», и те, кто покупает на нашем сайте, — разные люди, которые никак не пересекаются. Мы это учли и разделили ассортимент.

100% ассортимента продаем через наш сайт, примерно 40% вывели на маркетплейсы.

Среди этих 40% мы увидели совершенно другие перекосы в популярность моделей. Одна модель комбинезона продавалась на сайте хуже всех, и мы думали вывести ее из ассортимента. А на «Вайлдберриз» эта позиция была на 1—2 месте по продажам. Только из-за этого и оставили ее. Аналогичные перекосы были в других категориях: шапках, кофтах.

Переживали, что наши продажи просядут, так как часть клиентов перейдет на «Вайлдберриз» — у них есть своя программа лояльности, широкая сеть пунктов выдачи заказов и другие преимущества для покупателя. Но наши продажи не только не просели, но и увеличились. Вырос прямой канал продаж, мы стали получать дополнительную выручку на маркетплейсах. Так мы сделали вывод, что через сайт и на маркетплейсе покупают разные люди.

Мы очень быстро росли на «Вайлдберриз» и в ноябре вышли на уровень продаж в 100 000—120 000 ₽ в день — всего за пару месяцев. Потом наш магазин заблокировали.

Блокировка на «Вайлдберриз»

6 ноября 2020 года магазин Александра заблокировали на «Вайлдберриз», потому что предприниматель отказался участвовать в акции ко Всемирному дню шопинга.

После этого «Вайлдберриз» написал партнерам, что либо они делают скидку 25%, либо товар уберут на неделю с сайта. Платформа поставила скидку принудительно, опираясь на пункт 4.2 оферты о реализации товара — без подписания оферты нельзя начать торговать на площадке.

Александр продолжил продавать товары в собственном интернет-магазине, а также они выставили продукцию на другие маркетплейсы — «Алиэкспресс-Россия», «Озон» и «Яндекс-маркет».

Пока на нашем сайте продажи выше, потому что сайт существует уже три года, а на маркетплейсах нам еще нет и года. Стремимся к тому, чтобы соотношение было более-менее равномерным: например, на каждом маркетплейсе по 25% продаж и 25% на нашем сайте. На первом месте по продажам у нас «Озон», на втором месте «Алиэкспресс», на третьем — «Яндекс-маркет». Но есть ощущение, что мы немного не раскусили, как он работает. Там есть продажи, но не такие, как мы хотели бы — люди есть, но мы на них не попадаем.

Средний чек по «Вайлдберриз» у нас был ниже, чем на нашем сайте. В своем магазине мы общаемся с клиентами напрямую, есть возможность допродать что-то из нашего ассортимента. А на маркетплейсе люди, скорее всего, собирают в корзину разные изделия и покупают не только у нас.

Мы нашли человека, который помогает вести маркетплейсы. У нас в компании работает 55 человек, процессы так выстроены, что мы не можем сами это делать. Выход на маркетплейсы стоит от 15 000 до 40 000 ₽. Для начала достаточно одного человека, который занимается маркетплейсами.

Когда мы начинали торговать на «Вайлдберриз», комиссия была 19%, но мы никогда не ориентируемся только на комиссию: помимо нее есть расходы на логистику, упаковку, возвраты клиентов, маркетинг. В итоге наша комиссия, по сути, колеблется от 22% до 35%. Оптимизировать комиссию можно, и здесь важно, есть ли ресурс, чтобы уделять внимание площадке. Периодически нужно менять карточки товаров, делать фотографии — это тоже стоит денег.

Постоянно экспериментируем с фотографиями: делаем на цветном или на белом фоне, в интерьере, на улице
Постоянно экспериментируем с фотографиями: делаем на цветном или на белом фоне, в интерьере, на улице
Постоянно экспериментируем с фотографиями: делаем на цветном или на белом фоне, в интерьере, на улице

Самые большие расходы — это хранение и внутренний маркетинг площадок.

На маркетплейсах можно сравнивать себя с конкурентами и следить за рынком. Например, почему у одних продавцов кигуруми стоит 1300 ₽, а у нас 1900 ₽? Почему люди будут платить больше, чтобы купить у нас? Мы ищем решения: либо добавляем элементы, ради которых люди будут переплачивать, либо делаем цену 1300 ₽ и при этом зарабатываем.

Маркетплейсы ничем не отличаются. Есть тонкости: разные требования к системе маркировок, упаковке. Сейчас постепенно все вводят разные модели продаж: есть модель, когда мы весь товар отгружаем на маркетплейс, а оттуда уже сотрудники площадки сами упаковывают его, отгружают и доставляют клиентами. На «Озоне» у нас часть товаров отправляется с их склада, другая часть — с нашего. То есть мы используем «Озон» как витрину: если приходит заказ, формируем его и отвозим товар с нашего склада на склад маркетплейса.

У нас свои продажи и свои налаженные процессы: есть склад, за который платим, комплектовщики, люди, которые могут отвезти поставку. Я не вижу больших преимуществ сразу продавать со склада маркетплейса, то есть отгружать целую палету товара. Потому что придется платить за склад, комплектацию и отправку, издержки будут больше.

Например, сейчас мы на «Озоне» переходим к модели, что все новые товары запускаем по FBS — Fulfillment by Seller — это продажи с нашего склада. Если же товар начнет показывать хорошие продажи, мы постепенно переводим его на FBO — Fulfillment by Ozon — и продаем со склада маркетплейса, чтобы один раз отгрузить палету товара.

На «Алиэкспрессе» мы можем хранить все на своем складе и отправлять не курьерами, а своими силами — такие заказы для нас ничем не отличаются от наших обычных заказов, просто они приходят не с нашего сайта. К тому же площадка дает продавцу номер телефона клиента, который потом можно как-то использовать для маркетинга: у нас есть прямой выход на клиента, а у клиента — на нас. Иногда наши операторы получают звонки, покупатели напрямую просят поменять товар, хотя они должны это делать через маркетплейс.

В работе с «Алиэкспрессом» намного больше тонкостей, потому что это китайская площадка и, например, при поиске он сначала переводит наименование товара с русского языка на английский, этот перевод может не совпасть с нашим наименованием, и товара не будет в поиске. Если на российских маркетплейсах достаточно просто по-человечески назвать товар, на «Алиэкспрессе» это не так просто. Когда мы самостоятельно пробовали выйти туда, у нас не очень получилось, сейчас мы работаем через партнера.

Для продвижения на «Алиэкспрессе» мы сотрудничаем с блогерами, которые специализируются на обзорах товаров там. Иногда это не просто подборки, а коммерческие видео — можно заплатить блогеру, чтобы он рассмотрел твой товар.

«Мне было интересно посмотреть, сколько маркетплейс будет приносить денег»

Аватар автора

Елена Захарова

основательница медиа о сексе и магазина товаров для взрослых Purpur

У нас есть свой интернет-магазин, еще мы продаем товары у партнеров — онлайн и офлайн. В начале декабря отправили поставки на «Озон» и «Вайлдберриз». Для меня маркетплейсы — источник новой аудитории. Я не хочу париться по поводу логистики, а маркетплейсы берут ее на себя. В своем интернет-магазине мы в среднем платим за доставку 250 ₽, на «Озоне» и «Вайлдберриз» — 40—100 ₽.

Выставлялись сами. Я принципиально хотела, чтобы мы прошли через этот процесс и знали, как все работает. Сейчас мы наняли менеджера по опту, постепенно передаю ей эти знания.

Внутренняя система у «Озона» интуитивно понятная. Для «Вайлдберриз» у меня прописано, как и что сделать, чтобы не накосячить. Например, нельзя ставить пробелы между буквами и цифрами в номере машины курьера, который повезет поставку. Система это пропустит и сделает вид, что оформила пропуск, курьера потом не пустят на склад.

Для обоих маркетплейсов я составила подробные инструкции, как мы с ними работаем, чтобы передавать их новым сотрудникам
Для обоих маркетплейсов я составила подробные инструкции, как мы с ними работаем, чтобы передавать их новым сотрудникам

Было время, когда «Вайлдберриз» не платил нам четыре месяца, потому что в системе потерялся номер счета, и нам не сообщили об этом. Потом все выплатили.

После первого месяца мы стали примерно понимать, сколько продаем. С учетом этого делаем менее частые поставки. В декабре и январе подгружали товары ежемесячно, еще не ориентировались в объемах. Сейчас загружаем на 2—3 месяца вперед: это удобнее и снижает косты на доставку.

10%
приносят маркетплейсы от общей прибыли

Периодически участвуем в акциях и делаем скидки. Но на своем опыте я увидела, что для увеличения продаж нужно время на раскачку. Скидки ставим по желанию, «Вайлдберриз» ни на чем не настаивал. За рекламу внутри маркетплейсов не платили.

Я не планировала точный доход, просто поставила товар, чтобы его продавать
Я не планировала точный доход, просто поставила товар, чтобы его продавать

Я рада за людей, которые верят в планы. Мне же было интересно посмотреть, сколько это будет приносить денег. Каждый месяц продаем все больше, потому что чем больше покупок, тем больше отзывов. Надеюсь, постепенно это дойдет до приятных сумм.

Маркетплейсы приносят около 10% от общей прибыли. Основной трафик дает наш интернет-магазин — это 70—75%, остальное — партнеры и маркетплейсы. Конечно, мне хочется сделать наоборот.

«Озон» приносит примерно 40 000 ₽ прибыли ежемесячно, а на «Вайлдберриз» пока все плохо — перед Новым годом товары продавались хорошо, а сейчас он дает примерно 5000—10 000 ₽.

«Можно потратить несколько месяцев на настройку продаж»

Аватар автора

Эдуард Романовский

директор по развитию в компании по производству мебели «Мебелик»

Более 25 лет мы занимаемся производством мебели малых форм и предметов интерьера. Наш основной канал продаж — В2В: мы продаем мебель в магазины, торговые сети и интернет-площадки.

Выйти на маркетплейсы подтолкнула пандемия — мебельные магазины, наше основное место продажи, закрылись, своих офлайн-точек у нас нет и не планируем создавать.

Спасало только то, что можно было продавать через интернет. Наш товар легко покупать на маркетплейсах, он не требует специальных знаний и экспертных консультаций, как, например, крупногабаритная мебель или мебель под заказ.

Начали мы с торговли небольшими предметами мебели. Планировали вырасти в продажах за счет маркетплейсов на 30—40%, а вышло — 60%
Начали мы с торговли небольшими предметами мебели. Планировали вырасти в продажах за счет маркетплейсов на 30—40%, а вышло — 60%

Интернет-торговля показала колоссальный рост. Поэтому мы делали серьезные ставки на маркетплейсы и планировали рост продаж за счет маркетплейсов примерно на 30—40%, а по результатам года увидели, что этот показатель доходит до 60%. Для сравнения: в оптовом канале стабильный рост у нас примерно 15% год к году.

Маркетплейсы примерно одинаковые, все зависит от скорости роста продаж на конкретной площадке. Она определяется набором инструментов для продвижения, который есть внутри маркетплейса и отношением маркетплейса к продавцам — менеджеры площадок позволяют обеспечить рост, они могут дать какие-то рекомендации. Не знаю, как компаниям назначают менеджеров, — у кого-то они есть, у кого-то нет, за их услуги платят маркетплейсы.

Заметил, если на маркетплейсе есть менеджеры, которые персонально работают с продавцами, это определяет успех. Во время работы возникает много вопросов, трудностей, а решение вопросов через поддержку может затянуться. Например, на «Яндекс-маркете» была проблема: на любой вопрос, который мы задавали техподдержке, нам давали стандартный ответ «Мы ответим в течение 14 дней» — это стопорило работу.

На «Озоне» есть группа менеджеров по клиентам, маркетингу и развитию, там у нас хорошие темпы роста. На «Сбер-мегамаркете» тоже есть менеджеры по работе с поставщиками. На «Яндекс-маркете» этот отдел в планах, но сейчас с нами общается уже не техподдержка, а конкретные люди, которые помогают решать вопросы оперативно. На «Вайлдберриз» таких людей нет, и они не планируют создавать такой отдел.

Помимо возможностей развития маркетплейсы несут угрозы. Если компания сосредотачивает все свои ресурсы и продажи на сторонней площадке, то может так случиться, что через какое-то время маркетплейс может увеличить комиссию. Или включить услуги, которые перекроют экономические показатели компании, или просто заблокировать аккаунт — тогда продажи упадут.

Продавцы на маркетплейсах не могут общаться с покупателем, допродавать ему что-то. Когда мы торгуем сами, мы получаем данные, подбираем товар, быстро решаем проблемы. Когда не можешь общаться с конечным покупателем, негатив идет в сторону бренда. Вместо того чтобы развивать товар, его можно похоронить некачественным сервисом.

В то же время не нужно тратиться на продвижение товара, потому что у каждого маркетплейса посещаемость в тысячи раз превышает посещаемость отдельно взятого сайта. Удобная доставка, постаматы, пункты выдачи — ни у одного магазина нет такого сервиса. Конкуренция больше, но на больших числах это работает по-другому: посещаемость выше, поэтому продажи на маркетплейсе все равно могут быть больше, чем на своем сайте.

Если сотрудник площадки разобьет мебель при доставке, негативный отзыв получим мы, это снижает рейтинг товара и может привести к тому, что он вообще перестанет продаваться, хотя вины продавца в этом нет
Если сотрудник площадки разобьет мебель при доставке, негативный отзыв получим мы, это снижает рейтинг товара и может привести к тому, что он вообще перестанет продаваться, хотя вины продавца в этом нет

Эффективность работы на каждом маркетплейсе складывается из трех условий: комиссия, внутренний маркетинг и логистика, в зависимости от них мы ставим цену.

Решающую роль играют скидки и акции площадок. В этом плане мне нравятся «Озон» и «Яндекс-маркет», потому что они сообщают об акциях и предлагают в них поучаствовать, от этого можно отказаться. На «Сбер-мегамаркете» нет смысла платить за рекламу, если нет уникального товара, который будет поставлять только один продавец.

Сложностей много, они возникают каждый день. Товар могут одновременно заказать на нескольких маркетплейсах, а у нас осталось всего две штуки на складе. Вынуждены отменять заказы, а частые отмены приводят к временной блокировке. Дважды была такая ситуация с «Озоном», мы две недели не получали заказов.

У «Сбер-мегамаркета» бывают неприятные технические сбои. Загрузка товаров там происходит через специальный сервис, где невозможно отрегулировать одну конкретную позицию. И бывает, что опубликованные позиции площадка склеивает с уже размещенными товарами. Например, обеденный стол за 35 000 ₽ может автоматически склеиться с вешалкой за 2000 ₽. Начинают приходить заказы на столы за 2000 ₽, а их приходится отменять — это занижает рейтинг магазина и ограничивает количество заказов.

На создание карточки уходит примерно полчаса-час, потому что нужно вручную заполнить около 80 полей с описанием и характеристиками товара.

На «Яндекс-маркете» часть товара лежит на наших складах, часть — на их. В «Яндекс-маркете» тоже есть своя экосистема, есть своя система маркетинга — программа лояльности для покупателей, ставки, промокоды, скидки за счет площадки. Удобнее поставлять со своего склада, потому что таким образом не замораживаем свои остатки на складах маркетплейса. Если бы мы поставляли со складов маркетплейсов, пришлось бы отправить на несколько площадок один и тот же товар, который может и не продаться.

У «Сбер-мегамаркета» работают несколько мини-складов для приема уже заказанных товаров, это такие перевалочные пункты. Когда получаем заказ, мы его маркируем, упаковываем, оформляем документы и на следующий день отвозим его в удобный для нас пункт.

Продажи не идут сразу, нужно тестировать различные инструменты. Можно потратить несколько месяцев, чтобы понять определенную схему использования инструментов. Важна не только цена, но и способы продвижения, контент — грамотное описание, фотографии.

На каких-то маркетплейсах мы ожидали рост, но он, к сожалению, не произошел. В частности, это относится к «Сбер-мегамаркету», хотя это была первая площадка, с которой мы начали работать. Я думаю, что это произошло из-за бизнес-модели площадки, ведь на «Озоне» и «Вайлдберриз» покупатель видит товар продавца и рядом с ним товары других продавцов, у каждого продавца свои карточки, цены и картинки.

В «Сбер-мегамаркете» же покупатель заходит на карточку товара, и у одного товара может быть несколько продавцов, рядом написаны цены каждого магазина, и логично, что покупатель заказывает там, где дешевле или быстрее. Так как мы работаем через оптовиков, они тоже вышли с нашим товаром на маркетплейсы. Случается, что они занижают розничную цену и получают продажи. То есть наш товар продается на площадке, но через наших партнеров, поэтому мы получаем меньшую маржу.

Изначально всю работу с маркетплейсами вел я, но с ростом количества площадок и заказов приходилось передавать эти задачи другим сотрудникам, и все равно мы не справлялись с этими объемами за счет резкого увеличения продаж. Поэтому привлекли агентство — по нашим расчетам, это было экономически эффективно.

Сейчас техническую работу по заказам ведем мы, но размещение товаров на некоторых маркетплейсах поручаем агентству, оно также помогает с продвижением на площадках. Направление маркетплейсов растет, поэтому нужно больше сотрудников.

Раньше маркетплейсы были просто дополнительной нагрузкой, например, для менеджеров, которые вели оптовых клиентов, а теперь некоторые менеджеры работают исключительно с маркетплейсами.


Анна ТрубинаА вы работали с маркетплейсами? Поделитесь опытом:
  • Шевальене знаю что там у продавцов, но мне как покупателю все эти личные сайты и каналы продаж не нужны. Зашел на озон/али и.т.д. и купил себе все, что надо12
  • Otto BlottoУ меня порядка 10-15 друзей/знакомых поставщики товаров из турции и китая. Так вот, говорят, что 3-5 лет назад было лучше намного- конкуренции меньше и вб не борзел. А в пандемию весь садовод устремился на вб, вот тот и полнял продажи с 2 млрд долларов до 6! И все они жалуются, что вб стал штрафовать и брать непонятные комиссии- за хранение, покатушки к клиенту и обратно и пр дела, требуют постоянно скидки и пр. А когда спрашивают у теходдержки- где бабки , те отвечают- а вон угли бабки на расходы. Короче, как амазон обанкротил крупный, соедний и малый бизнес в сша, так и наши маркетплейсы обанкротят мелких у нас. Резюме- маркетплейсы- зло9
  • Калина КраснаяOtto, так схема то классическая, ещё с базарных рядов тянущаяся. Ты пускаешь к себе мелкого торговца, если его товар хорошо идёт, ты выдавливает его оборотами и демпингом, сам продавая этот товар. Считай тестирование гипотез за чужой счёт.16
  • IliaТолько конечному потребителю проще зайти и купить все в 1 месте. Меня лично запарили десятки личных кабинетов на сайтах нишевых продуктов. В итоге аналоги на озоне нашел, завел премиум и радуюсь жизни. Нигде ничего не ищешь, не паришься, всё отлично привозят.54
  • Gleb MikhalchenkovШевалье, чем больше покупаешь на маркетплейсах — тем чаще заглядываешь в другие магазины. Особенно это касается специфических товаров. К сожалению, популярность и количество траффика привело туда орды барыг, да и сами маркетплейсы любят подсовывать более дорогие варианты товаров, потому, что больше комиссия.8
  • Alexanderа теперь маркетплейсы для покупателя: 1. Так как у МП ооочень лояльная политика возвратов по сути с нулевой проверкой (точка выдачи не может детально разбираться во всём) и иногда без возврата продавцу то: -- Вероятность получить б.у. вместо нового. Ну как б.у... предыдущий покупатель попользовался и вернул. -- получить палёнку вместо оригинальной вещи(подменённую магазином или также покупателем-мошенником) -- получить сходное по весу не то (пульт от кондея к примеру) При этом бремя доказывания что мошенник не вы, а предыдущий покупатель лежит на вас. Тут можно долго вспоминать про закон, но де факто это вам доказывать что вы не верблюд. Что приводит нас к обязательной унизительной процедуре "открытия под запись". Я хочу насладиться распаковкой, а не вот этот вот "алиэкспресс головного мозга" 2. В случае если вам потребуется послепродажное обслуживание, мп легко переведёт стрелки на продавана который может вообще не отвечать. Точнее они на двоих футболом будут выталкивать вас за положенные по закону 7(?) дней при дистанционной торговле. 3. маркетинговые приёмы уровня "всем скидки, постоянным пользователям наценки" 4. Какие-то постоянные проблемы с "примерным наличием" -- спонтанная односторонняя отмена заказа платформой (односторонний отказ от исполнения договора купли-продажи который не допускается) при наличии в продаже ровно через две минуты таких же товаров с таким же артикулом. Кажется, используется как рекламный трюк, так как из приватного режима можно повторять обычно до посинения. А когда начинаешь обмен претензиями, тебя банят вместе со всеми бонусами как "потребительского экстремиста". 5. Серый импорт вместо т.н. "ростеста" (площадке естественно показывают сертификат и декларации на 5-10% вмешанного в объёмы оригинального товара) Это краткий перечень того, что со мной случалось за пандемию на маркеплейсах(все ситуации решались, но чаще с ужасными скрипом уровня обмена претензиями) Так что при прочих равным (и даже может быть на 5-10% дороже) предпочту физическую розницу. PS на видео распаковки снимал, но показывал видео только в самых крайних случаях когда уже совсем всё. Это показывает что обещания большинства МП не стоят и бумаги на которой напечатаны (зачёркнуто) не стоят траффика, которым переданы мне в браузер. PPS может показаться что у меня большинство покупок проблемные, но нет, проблемных малая часть, но настолько проблемная, что прямо до "претензионного порядка".26
  • anyhowДавно пользуюсь Озоном. Как правило, косяки случаются именно на стороне маркетплейса, а не продавца (поврежденная упаковка, не тот цвет и т.п.), хотя и продавцы бывают не сахар. Категорически не рекомендую покупать там мелкую электронику (привет, паленка) или продукты питания (особенно детское питание) - условия хранения там, как я поняла, одинаковые что для резиновых тапок, что для детских пюре. Температурный режим по-любому не соблюдается.6
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Из всех историй выделяется парень с кофе. Зачмырил все МП, при этом сам даже не попробовал в них зайти, ссылаясь на отзывы других. При этом все остальные герои зашли и рады выросшим доходам, обороту и простой логистике. ¯\_(ツ)_/¯48
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Ilia, согласен. Не не буду я регистрироваться 10 минут оставляя кучу данных у непонятного мелкого магазина из Чебоксар, чтобы купить мелочь за 300 рублей!36
  • Gleb Mikhalchenkovanyhow, мелкая и дешевая электроника как раз иногда получается выгодней на маркетплейсах, чем на Алиэкспрессе. Цена такая же, а доставка быстрее. А гарантий работоспособоности и качества все равно нигде нет :)8
  • Alexanderтьфунатебя, если бы производители умели в доставку в пик карантина, то там и брал бы. Не от хорошей жизни покупатели на МП ходят(или из-за цен и , в моем случае, в отсутствии вариантов). Это нормально, на МП дешевле, но и риски из моего сообщения выше. Каждый выбирает для себя.8
  • alena_lanskayaНравится на WB что можно купить совершенно разнообразный товар дешевле, чем напрямую из магазинов. Из последнего: нужен был наполнитель для кошачьего туалета (на Я.Маркете нижняя цена 1030, на WB какая-то скидка - 786 за мешок, взяла сразу два), мужская краска для волос (в Ашане - 490, в Магните - 530, на WB 402). То же самое с любыми упакованными товарами: кофе, порошок, капсулы для посудомойки. Лично мне откровенная паль не попадалась (пользуюсь МП лет 5-6), но и товары премиум класса я у них никогда не покупала. Озоном пользуется муж, так как нам часто бывают нужны строительные материалы (смесители, бойлеры и тд) для ремонта дачи с доставкой в отдаленные ебе*я, а у них почти в каждом микропоселке есть пункты выдачи. Еще плюс: на МП часто представлены мелкие и микро производители чего-либо: украшений, одежды, сумок и тп, которые отличаются от масс-маркета внешним видом, но иногда очень демократичные по цене. Поиск таких производителей в интернете превращается в ад, так что концентрация на одной площадке очень удобна. В общем я ЗА МП11
  • 7
  • MaratМП осознают, что по факту сотрудничество нужнее продавцу, поэтому позволяют себе диктовать условия в договоре: отмена заказа, превышение срока доставки, лимит времени на обработку заказа - все на продавце. Занимаюсь автоматизацией бизнеса. В том числе интеграцией МП с 1С. Опыт такой: - Озон. Все сырое: от личного кабинета до API. Логика работы отдельных методов удручает. Частые отказы системы. Компетенция поддержи на низком уровне, отвечают долго. Из плюсов: видно что работа ведется, жаль, что медленно. Продажи средние. Запуск несложный. - СберМегаМаркет. API на 4/5, запустится можно в кратчайшие сроки. Скудный ЛК. Редкие сбои, но и продажи пока слабые. Все было норм еще когда назывались Good.ru, так что заслуги Сбера тут нет. - Wildberries. Образчик пофигизма среди МП. ЛК только недавно стал более-менее юзабильным. Меняют API втихую, поддержки никакой, могут вообще не отвечать. Сбои регулярные. Как и у Озона - полно бредовых решений. Продажи хорошие, все проблемы перекладываются на продавца, поэтому можно и не развиваться навстречу партнерам. Запуск - приключение. - Aliexpress подключается через провайдеров-прокладок - тут как повезет. Обычно проблем минимум. Сроки запуска тоже небольшие. - ЯндексМаркет. Поддержка - топ, документация - ок. Пока в стадии запуска. Может позже дополню коммент.15
  • Александр БлохинЯ Александр Блохин, герой из статьи, бренд Кофтёныши. Спасибо Анне за интервью, достаточно подробно и дотошно, в хорошем смысле этого слова, расспрашивала про то, как у нас всё организовано. В статье я поделился о бизнес-составляющей, здесь бы хотел рассказать про потребительский опыт. Мне нравится огромный ассортимент в одном месте. В одном заказе можно получить и одежду, и книги, и батарейки и стиральный порошок. В какой-то момент я заметил, что шоколад домой и туалетную бумагу мы также стали заказывать на Озоне. Я не брезгую пользоваться возвратами, которые реально очень удобны. Из недавнего опыта — заказал кабель для соединения ТВ и колонок за 160 рублей. Он не подошёл по разъёмам. С физическим магазином я бы просто забил на эти деньги. А тут подумал, почему бы не вернуть, всё равно скоро пойду за следующим заказом. В итоге, просто вернул кабель и получил обратно свои 160 рублей. Очень приятная мелочь. Из минусов маркетплейсов могу сказать только лишь среднюю экспертизу абсолютно во всех категориях товаров. Если мне нужно будет купить горнолыжное оборудование, я куплю его в специализированном магазине. Кофе я тоже не куплю на маркетплейсе, куплю в интернет-магазине, который специализируется на своём товаре и там есть соответствующие фильтры (обжарка, страна, высота сбора, рейтинг экспертов). Сложные технические вещи: ноутбук, телевизор, дорогие наушники, я пока остерегаюсь покупать на маркетплейсах, так как неясен момент с гарантией. Обратиться к продавцу напрямую с гарантийным случаем такого товара пока кажется более надёжным способом.35
  • Феминист_ка3 плюса мп для покупателя: 1 Много брендов в одном месте, не нужно терять время на десятках сайтов с разным временем и датой доставки. 2 Бесплатная доставка в одно место. Не нужно целый день ждать царя-курьера, который везет тебе заказ. Не нужно связываться с почтой. Пункты выдачи всегда близко и нормально оснащены. 3 Можно померить сразу все, что нужно, а выкупить только то, что подошло. И не париться возвратами по сдекам, теряя деньги на доставке.10
  • Аr Кoвайлдберриз просто рассадник подделок, ничего там давно не покупаю3
  • Игорь ПетрашевскийWB знаменит своими глюками, судами и переполненными чатами с нерешенными проблемами поставщиков. На VC недавно был материал о том, что у WB хоть что-то смогли отсудить. Так, что продавцов там имеют во все дыры. Понятно, что волков бояться - в лес не ходить, покупателям пользоваться можно, а вот творить себе кумира - не стоит. Многое все еще можно купить дешевле как в интернете, так и традиционных магазинах. Гугль - в помощь.2
  • Ольга МартыноваAlexander, на каких МП вы покупаете?) На озоне всё хорошо с возвратами, даже слишком. А стараться послать покупателя и продать б\у может и обычный интернет-магазин.4
  • Dmitrie DmitrieМаркетплейсы- конские проценты( если конечно Вы работаете с 100% наценкой и продаете всякую чушь, то Вас они устроят) и жесткое отношение к поставщиками.2
  • Остаёмся ЗимоватьУ меня небольшое производство одежды, вышли на Вайлдберриз ещё в 2017 году, и за первый год работы удалось увеличить оборот в 4 раза. До того продавали через свой сайт, соцсети, совместные закупки, небольших оптовых клиентов. Действительно, тогда, 4 года назад, был крайне удачный момент для входа, меньше конкуренции, при этом доступ к огромной лояльной аудитории клиентов. Сейчас поставщиков и конкуренциии в разы больше, товаров и возможности выбора для покупателей тоже, техподдержка практически перестала работать и вообще после переделки портала всплыло много косяков, которые никто не стремится исправлять (одна система фильтров чего стоит, ей вообще невозможно пользоваться), непрозрачная система ранжирования, бесконечные акции и вынуждение к снижению цен. Так что несмотря на то, что артикулов у нас становится всё больше, "чистых" денег получаем всё меньше. Также работаем в формате маркетплейса с Ламодой, Озоном и Детским миром, везде свои нюансы и особенности. Сама я практически всё также покупаю на маркетплейсах: в первую очередь, конечно, удобно, что всё можно взять в одном месте, не нужно ждать курьеров, можно примерить до покупки.3
  • AlexanderОльга, в части б.у. это как раз про озон история. Сначала у вас слишком хорошо с возвратами, а потом мне приезжает б.у. . Учитывая что чаще всего сданные покупателем товары едут не продавцу обратно, а напрямую следующему покупателю, то получить б.у. это такой нормальный риск. Физическая розница позволяет мне отказаться от товара до его получения( или при курьере не какой-то абстрактной курьерской службы, а действующего от имени магазина) по любой причине, не возлагая на меня бремя доказывания что товар ко мне уже пришел палёный или б.у. . Да, это риски покупателя. Более дешевая логистика с такими приколами -- чуть меньше цены. Но один такой пролёт с мошенничеством предыдущего покупателя и масштабе всех покупок вы уже в минусе, а не сэкономили.2
  • Alexanderхотя был и один интересный случай. Мне пришел палёный адидас, самое слабое место которого(подошва) оказалась лучше нормального. МП и продавец играли в футбол 7 дней и я решил их всё-таки оставить. В итоге проносил примерно в 2,5 раза дольше чем оригинальные. Причем не сказать что как-то было сильно дешево, нормально для распродажи старых остатков.6
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Viktor, кому это котята не нравятся???0
  • No nameАлександр, прочитала статью и тут же нашла на озоне кофтенышей. Они прекрасны. Ещё вчера не знала, что они есть на свете, а сегодня думаю купить их на подарок детям!8
  • RussianGirlIlia, ага. Только бесит, что все приходит в десятках разных коробках, обмотанные пупыркой. Удобнее и экологичнее было бы покупать без упаковки в одной многоразовой коробке, почему маркетплейсы не сделают так, я не понимаю. Ведь товары от поставщиков приходят на склад мп и там уже распределяют покупателям. И поставщикам снимут лишнюю боль с упаковкой: изо дня в день наблюдаю в телеграмме споры "а где взять коробки на поставку на склад и подойдет ли коробка с рисунком другого магазина".11
  • RussianGirlАлександр, возврат у всех разный. Самый геморройный возврат у Яндекс.Маркета. Там нельзя вернуть в постамат, необходимо сделать заявку на возврат в приложении, затем засунуть бумажку с номером заказа в товар и отправить почтой россии(!). Конечно же, за отправку деньги пообещали вернуть, но до почты я так и не дошла. В отзывах часто эту проблему встречаю, но самому ЯМ плевать.5
  • Alexander Rusтьфунатебя, у него нишевый продукт регулярного спроса, ему как раз выгодно продавать на своей площадке.11
  • Not MatterViktor, мне (покупателю) не заходит. Если поисковик заруливает на МП, то всегда пытаюсь найти сайт-продавца. И обязательно - не "тыкать" в ссылку : "перейти в магазин", ребятам выставят за "редирект". Часто цена более адекватная. Если цена: как в МП, то выбираю по удобству доставки... МП очень большую комиссию "хотят", которая будет потрачена на вытеснение очередного "знакомого". МП пользуюсь только Али... и Амазон... хотя всё больше зарубежных магазинов "доставляют" в РФ. Причем без всяких личных кабинетов (нормально применяется e-mail инвайт). Всё, что имеет в названии Сбер или Яндекс: ... отправляется лесом.12
  • АптечкоNot, всякое бывает с ценой в ИМ продавца. У меня все наоборот: цена в ИМ такая же, как на Озоне, но доставочка платная. На днях заказал АКБ для авто. Стоит 7000р. Озон привозит бесплатно. Захожу на сайт продавца этой АКБ - доставка в районе 1200р.2
  • Not MatterAlexander, в подобном случае поступаю так же... "компенсировать" комиссию я не берусь. ИМ разные, но стоит пробовать списываться и получать "спецпредложение". Такая модель поведения - мой выбор как способ поддержки "маленьких". У каждого свои приоритеты и симпатии.4
  • Maxim SergeevichViktor, в его рассказе есть здравое зерно, но во многом лишь домыслы0
  • Maxim SergeevichNot, продавая товар на мп, ты подписываешь договор, что нигде в онлайне этот же товар ты, как производитель, не будешь продавать дешевле (в том числе на своем сайте). Если они выявляют, что ты нарушаешь это условие, то могут последовать санкции, вплоть до блокировки аккаунта. Так что совет не универсальный, к тому же никто из малого и среднего бизнеса самостоятельно не сможет добиться той же цены за логистику - она всегда будет дороже (иногда в разы), только в случае МП затраты на нее заложены в стоимость, а при самостоятельной отправке чаще всего перекладывают на покупателя дополнительно к стоимости заказа. Поэтому даже если на сайте подобный товар дешевле на витрине, то с доставкой вся выгода теряется + далеко не всем продавцам я бы стал доверять, в этом случае МП для покупателя - это ещё и своего рода страховка + возможность проверить и вернуть товар, если что-то не так.3
  • Not MatterMaxim, "... тому же никто из малого и среднего бизнеса самостоятельно не сможет добиться той же цены за логистику"?!! логистика - это только доставка конечному покупателю ? Я в курсе про договоры и шантаж со стороны МП. Сам - производитель , немало партнёров вынуждены пытаться работать и через МП. В принципе, даже плюсы находятся. Если раньше "чёрный список" покупателей был незаконен, то сейчас этих "праведников" можно скинуть на МП. Не всё так складно, но хоть какой-то фильтр.0
  • Александр КулешовРаботаем на "Али" уже пол года: общение с клиентами - норм! появились уже постоянные! на WB и Ozon только начинаем выходить через партнеров, ибо самим очень дорого, или почти нереально!...1
  • Liu LuRussianGirl, моя вечная печаль и расстройство((. Была бы хотя бы возможность сдать эти коробки обратно куда-то- отвезла бы. А из-за количества выкидываемой пленки уже появляются мысли отказаться от маркетплейсов((.7
  • ПавелС кофейником как раз вполне понятно почему он не выходит на маркетплейсы - в его товаре большая добавочная стоимость за "легенду", бренд, на маркетплейсе он будет неадекватен по цене. Достаточно посмотреть на его сайте на скидку 20% для постоянных покупателей. И рассказы про то как они сами покупают кофе на какой-то маленькой ферме на Яве. В чемоданах везут не иначе. Для тех кто не в курсе - все мелкие кофейники покупают кофе тут у импортеров, пока не осилят заказ хотябы 20-футового контейнера напрямую. Мебельщик поразил с первого абзаца. Человек не в курсе что к B2B его мебель никакого отношения не имеет. B2B - это товары/сырье/услуги, используемые для производства других товаров. В целом маркетплейсы - неизбежное зло для любого продавца.5
  • Семён СоболевRussianGirl, возвращал покупку чрез ПР, с меня денег за отправку не взяли.0
  • Артем ПерепелкинMarat, Про поддержку ЯМ. Тоже занимался автоматизацией с ОЗОНом и ЯМ. У ЯМ есть явные минусы. Нельзя через апи передавать остатки. Только через веб сервисы в 1с или сайт, что не всегда удобно. Поддержка на вопросы по АПИ может отвечать неделями. Бывает что меняют работу АПИ без предупреждения.2
  • Дарья ДемьяноваАлександр, Ваша история из статьи больше всего понравилась. Не знаю, почему. Мб сам бренд привлек внимание. Хотела это отметить в комментариях, приятно, что могу фактически напрямую Вам это сказать😅1
  • ИрмаЯ работала только с ВБ и Озон. Беру пока не зацепила и не планирую. О первом впечатление осталось просто отвратительное. Они потеряли мой товар и вообще никак это не компенсировали. Если вы не ставите скидку, которая якобы добровольная, то продаж не будет. На Озоне тоже хватает минусов. Например, саппорт у них отвечает долго, а иногда проблему нужно решать прямо сейчас, но скидки не заставляют ставить, продажи у меня уже полгода не падают и можно начинать с маленькими бюджетами. Легко раскручиваться, есть аккаунтинг, помощник в личном кабинете. Проще, намного проще.1
  • Оля ЯниноваЯ так поняла, что авторам хочется торговать в каком-то уютном магазинчике с ламповой атмосферой, куда приходят постоянные клиенты, которых продавцы знают по именам. Был у нас в городе такой книжный магазинчик. Очень комфортно там было, но они разорились и закрылись. Времена поменялись. Если хочешь оставаться на плаву, нужно подстраиваться. Лично меня соседство с «кроссовками» вообще не смущает. Продаю товары для плавания через Озон. Уже второй год пошел и продажи там на порядок выше, чем на моем сайте. В бизнесе главное прибыль, а не патетика.1
  • Вита БердниковаИзначально оценила озон как покупатель. Когда стала искать площадку для выхода себя как селлера сразу поняла, что озон мой вариант. Регистрация, оформление и все остальные бюрократические вопросы решила быстро. С продвижением и продажами разобралась тоже без вопросов. FBO для меня оказался идеальным и недорогим вариантом. Поэтому удается цену привлекательную для клиентов держат.1
  • Галина БеловаПараллельно вышла работать на два маркетплейса. В итоге в сравнении Озон просто супер! Модерация быстрая, все просто и понятно. С другой площадкой беда! Я до сих пор не прошла модерацию( Пока не вижу сильно больших минусов опять же в сравнении.1
  • Ольга ЦареваОльга,с возвратами не так радужно, как Вы описали. Заказала на О. ручную швейную машинку - не работает - приняли. Заказала дорогую турецкую, подумала , что свою цену должна бы отрабатывать. Машинка не сделала ни одного движения . Озон не одобрил возврат, т.к. продавец написал,что не понимает моего требования. В спор О. не вступил- просто молчал. Я имею дома японскую шв.машину, коверлок и 3х н оверлок , т.е имею навык обращения со шв. машинами намного сложнее, но не смогла доказать, что прислали дважды брак примитивной машины. Потрепали мои нервные волокна, отняли время, осталось ощущение плевка. Услуга по ремонту равняется стоимости покупки!... Теперь заказываю, только мелочи, которые не жалко выбросить...1
  • Ольга ЦареваVitaly, это для производителей или крупных дистрибьюторов0
  • Vitaly RodinОльга, не понял комментарий) Наценка для всех одинаковая) Средняя наценка за прошедшее время подросла (у нас теперь в среднем 30-35% выходит в зависимости от того даем рекламу, а в некоторых категориях без нее нет совсем продаж), но все равно это ниже, чем в офлайновых магазинах и в том же Лабиринте. Продолжаем активно сотрудничать с ВБ и ОЗОНом.0
  • user2851575Делюсь....... Пару лет назад мне как и всем магазинам предложили работать с одним из маркетплейсов. Затем вторым и так далее. по началу не жаль было отдать оговоренные 8- 12% но сейчас ....под 30% и выше.....услуги маркетплейсов всем продавцам обходятся. Можно сделать предположение что сотрудники маркетплейсов наивно полагают,что продавцы нашли или им кто то на постоянной основе дарит товары,но уверен в том,что как раз маркетплейсы знают ценовую политику при работе с производителями товаров и нарочно выдавливают высокой ценой своих услуг малый бизнес. Таким образом маркетплейсы на прямую будут закупать товары у поставщиков по оптовой цене и в скором будущем убьют напрочь весь малый бизнес. Часто маркетплейсы роняют установленные производителями минимальные розничные цены. Тем самым занижая стоимость брендов. А чуть позже начнут и самим производителям навязывать свои условия и цены... На действия маркетплейсов уже давно пора обратить внимание контролирующим органам, ФАС и т.п....По поводу сервиса: Доставка бесплатно-отлично. В интернет магазинах она тоже есть. Скорость ? да ни сколько не быстрее чем в любом интернет магазине. Консультация по конкретному товару ? В интернет магазине - есть. В маркетплейсе-нет. Скидка за объем? -Нет. а в интернет магазине - есть...... И цена в маркетплейсах зачастую выше(кормить же их надо а продавцу самому себе что то оставить) Что сейчас происходит у малого бизнеса ? ...Интернет магазины замолчали - все покупатели ринулись на маркетплейсы. Выдача яндекса в топ только маркетплейсы и конечно сам яндекс маркет.......Зачем яндексу продвигать конкурентов? Бизнес у людей просто гибнет на на шее тех кто все еще сотрудничает с маркетплейсами сидит очень много халявщиков. Продавцы на маркетплейсах сами себе удавку затягивают. Вашими деньгами они себе рекламу делают, не Вам !!! Вас потом как тряпочку выкинут .......Одумайтесь уже. Цыган прошу не обижаться но вдруг вспомнилось...... Кто застал то время когда Цыгане на телегах с лошадью ездили по дворам и скупали по 10 коп пустые бутылки а затем сдавали их по 20 коп. (установленной в то время розничной цене), тот поймет мою иронию. Нынешние маркетплейсы это как раз те цыганские телеги, бутылки на другие товары только сменили.......Тогда цыгане делали такой бизнес потому что людям лень было до приемника стеклотары тащить бутылки. А сейчас совсем по другому........Захват монополии в интернете вот их цель. Я уж лучше тихонько на своем сайте посижу и раз в неделю что то продам по той же цене что на маркетплейсе, чем всю неделю буду в пвз маркетплейсов кучу товаров таскать и заработаю еще меньше. а возможно маркетплейс еще и сломает мой товар при перевозке. Потом греха не оберешься с ними бодаться о компенсации. Так что новички 7 раз отмерь и только тогда 1 раз отрежь. Развивайте сами свой бизнес а не становитесь рабами маркетплейсов. Как то так примерно......Такое мое мнение о работе с маркетплейсами.2
  • user2851575Otto, я выше писал. цыганская схема .только хуже.0
  • user2851575Еще в догонку.......... Мода маркетплейсов - звонить навяливая рекламу, акции и прочее мракобесие. Я Демпингом заниматься не буду это первое. С вами я договорился о % за который вы беретесь продать мой товар и доставить его покупателю. все ок. уговор дороже денег. вы же клянчите доплатить .... Сотрудники маркетплейсов, Вы сами то понимаете что в тот момент когда вы клянчите доплатить якобы за рекламу - Вы сами признаетесь в своей беспомощности. Мы Вам и так дали возможность на наших товарах заработать. От себя откусите если не можете или извинитесь и расстанемся. Мы продавцы Вас кормим.......Не крутите гайки очень туго-сорвется резьбушка и людей......0