Вправе ли продавец менять МСС-код терминала?
Я активно пользуюсь картами с кэшбэком. Сложно представить, чтобы я совершил покупку без кэшбэка минимум 2%. Иногда он доходит и до 100%.
Бывает, я сталкиваюсь с тем, что МСС-код точки продаж не соответствует ее реальной деятельности. Тогда я сообщаю об этом продавцу и спрашиваю, почему так. А еще прошу мой банк доначислить кэшбэк, но только если плачу картой Т-Банка: другие банки не всегда идут навстречу.
Недавно я сделал крупную покупку. Должен был получить кэшбэк 10%, но в итоге не будет и 1%, потому что продавец подменил МСС-код на тот, за который кэшбэк не начисляют. Сотрудники магазина сообщили, что сменили банк, обслуживающий эквайринг, и вместе с ним МСС-код. Я обратился в обслуживающий банк — спросил, на каком основании они изменили МСС-код. Но внятных комментариев мне не дали.
Знаю, что перед покупкой можно использовать флагомер . Но это не спасает, когда нет выбора, где покупать.
Законно ли подменять МСС-код? И как добиться, чтобы в точке продаж использовали правильный код?
Закон не запрещает торговой точке менять МСС-код , но это может быть запрещено в договоре магазина с банком-эквайером, установившим терминал для оплаты.
Расскажу подробнее, для чего нужен МСС-код, почему его могут менять и что можно сделать в вашей ситуации.
О чем вы узнаете
Что такое MCC-код и для чего он нужен
Чтобы банк начислил кэшбэк за операцию, он должен знать, к какой категории относится оплаченная клиентом покупка. В этом помогает код категории продавца, или Merchant Category Code, из четырех цифр. Каждая торговая точка с безналичной оплатой получает его от банка-эквайера .
Как торговые точки устанавливают MCC-коды
Банк устанавливает код категории продавца по его виду деятельности. Если у компании или ИП их несколько, МСС определяют по основному коду из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности — ОКВЭД, который указан в выписке из ЕГРЮЛ. Также для разных видов деятельности бизнес может использовать несколько МСС-кодов с отдельным терминалом для каждого.
Непонятно, почему сотрудники магазина утверждают, что поменяли коды вместе со сменой банка: МСС-код присваивают компании или ИП и от банка он не зависит. Код мог измениться, только если торговая точка сменила основной код ОКВЭД.
Когда вы платите картой, с суммы списывают две комиссии:
- Магазин платит банку-эквайеру за возможность использовать безналичные расчеты.
- Банк-эквайер платит банку-эмитенту, который выпустил вашу карту. Эта комиссия зависит от присвоенного МСС-кода. Поэтому некоторые банки идут на то, чтобы согласовать магазину код, близкий к основной деятельности, но с меньшей комиссией. При этом закон не описывает, как быть, если банк-эквайер и банк-эмитент совпадают. По логике, если банк один, для него не будет межбанковской комиссии.
Как узнать код МСС
Если заранее узнать код предприятия, можно распланировать покупки и получить выгодный кэшбэк. Но МСС-код не найти по ИНН — так можно узнать только базовую информацию об ИП или ООО. Например, адрес магазина, основной вид деятельности или финансовые показатели за предыдущий год.
Вот как узнать Merchant Category Code.
В торговой точке. Самый простой способ — перед оплатой уточнить у продавца код точки. А если известно, какой банк обслуживает магазин, — эта информация есть, например, в чеке — можно позвонить туда и узнать в службе поддержки.
С помощью флагомера — карты без денег. Транзакцию отклонят, а в истории операций можно будет узнать категорию магазина, если приложение банка поддерживает такую функцию.
В приложении после оплаты в истории операций. Обработав платеж, банк укажет категорию трат и код МСС.
Что будет за указание неправильного МСС-кода
Национальная система платежных карт, НСПК, которая обрабатывает все безналичные операции с использованием пластиковых карт, следит, чтобы кредитные организации устанавливали торговым предприятиям корректные МСС-коды. От этого зависят комиссии, которые:
- Банки платят НСПК.
- Банк-эквайер платит банку-эмитенту, и наоборот.
НСПК наказывает банки, которые обслуживают точки продаж с неверными МСС-кодами. К банку, выпустившему вашу карту, претензий не будет: он не отвечает за некорректные коды в магазинах.
Когда бизнес заключает договор с банком-эквайером, в нем прописывают ответственность за нарушения. Например, компенсировать убытки, которые банк понес из-за того, что компания или ИП нарушили правила НСПК.
Судя по правилам НСПК, торговая точка обязана указать корректный МСС-код, а банк-эквайер — следить за этим. Поэтому в случае штрафа торговая точка должна будет компенсировать убытки банка.
Банк вправе приостановить или расторгнуть договор сотрудничества с торговой точкой, если узнает, что она указала недостоверные сведения. Например, заявила, что оказывает услуги, которые не соответствуют реальным.
Что делать в вашем случае
Заменив МСС-код, торговая точка не нарушила ваши права потребителя.
Но вы можете повторно написать обращение в банки — в тот, что выпустил вашу карту, и в тот, что обслуживает торговую точку . Опишите ситуацию, приложите подтверждающие документы. После этого банк-эквайер должен провести проверку, приостановить обслуживание и потребовать исправить МСС-код, если найдет нарушения. Возможно, оштрафовать продавца.
Возможно, ваш банк пойдет навстречу и начислит кэшбэк по нужному МСС-коду. Но это его право, а не обязанность. Поэтому здесь придется разбираться с торговой точкой. И на будущее: перед крупными покупками лучше заранее уточнить МСС-код продавца.