Вправе ли​ продавец менять МСС⁠-⁠код терминала?

36
Аватар автора

Аноним

спросил в Сообществе

Я активно пользуюсь картами с кэшбэком. Сложно представить, чтобы я совершил покупку без кэшбэка минимум 2%. Иногда он доходит и до 100%.

Бывает, я сталкиваюсь с тем, что МСС-код точки продаж не соответствует ее реальной деятельности. Тогда я сообщаю об этом продавцу и спрашиваю, почему так. А еще прошу мой банк доначислить кэшбэк, но только если плачу картой Т⁠-⁠Банка: другие банки не всегда идут навстречу.

Недавно я сделал крупную покупку. Должен был получить кэшбэк 10%, но в итоге не будет и 1%, потому что продавец подменил МСС-код на тот, за который кэшбэк не начисляют. Сотрудники магазина сообщили, что сменили банк, обслуживающий эквайринг, и вместе с ним МСС-код. Я обратился в обслуживающий банк — спросил, на каком основании они изменили МСС-код. Но внятных комментариев мне не дали.

Знаю, что перед покупкой можно использовать флагомер  . Но это не спасает, когда нет выбора, где покупать.

Законно ли подменять МСС-код? И как добиться, чтобы в точке продаж использовали правильный код?

Аватар автора

Елена Грудинина

работала в банке

Страница автора

Закон не запрещает торговой точке менять МСС-код  , но это может быть запрещено в договоре магазина с банком-эквайером, установившим терминал для оплаты.

Расскажу подробнее, для чего нужен МСС-код, почему его могут менять и что можно сделать в вашей ситуации.

Что такое MCC-код и для чего он нужен

Чтобы банк начислил кэшбэк за операцию, он должен знать, к какой категории относится оплаченная клиентом покупка. В этом помогает код категории продавца, или Merchant Category Code, из четырех цифр. Каждая торговая точка с безналичной оплатой получает его от банка-эквайера  .

Как торговые точки устанавливают MCC-коды

Банк устанавливает код категории продавца по его виду деятельности. Если у компании или ИП их несколько, МСС определяют по основному коду из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности — ОКВЭД, который указан в выписке из ЕГРЮЛ. Также для разных видов деятельности бизнес может использовать несколько МСС-кодов с отдельным терминалом для каждого.

Непонятно, почему сотрудники магазина утверждают, что поменяли коды вместе со сменой банка: МСС-код присваивают компании или ИП и от банка он не зависит. Код мог измениться, только если торговая точка сменила основной код ОКВЭД.

Когда вы платите картой, с суммы списывают две комиссии:

  1. Магазин платит банку-эквайеру за возможность использовать безналичные расчеты.
  2. Банк-эквайер платит банку-эмитенту, который выпустил вашу карту. Эта комиссия зависит от присвоенного МСС-кода. Поэтому некоторые банки идут на то, чтобы согласовать магазину код, близкий к основной деятельности, но с меньшей комиссией. При этом закон не описывает, как быть, если банк-эквайер и банк-эмитент совпадают. По логике, если банк один, для него не будет межбанковской комиссии.
Например, 1,4% от оплаты в супермаркете банк⁠-⁠эквайер платит банку-эмитенту — это комиссия для магазинов продовольственных товаров. Источник: nspk.ru
Например, 1,4% от оплаты в супермаркете банк⁠-⁠эквайер платит банку-эмитенту — это комиссия для магазинов продовольственных товаров. Источник: nspk.ru

Как узнать код МСС

Если заранее узнать код предприятия, можно распланировать покупки и получить выгодный кэшбэк. Но МСС-код не найти по ИНН — так можно узнать только базовую информацию об ИП или ООО. Например, адрес магазина, основной вид деятельности или финансовые показатели за предыдущий год.

Вот как узнать Merchant Category Code.

В торговой точке. Самый простой способ — перед оплатой уточнить у продавца код точки. А если известно, какой банк обслуживает магазин, — эта информация есть, например, в чеке — можно позвонить туда и узнать в службе поддержки.

С помощью флагомера — карты без денег. Транзакцию отклонят, а в истории операций можно будет узнать категорию магазина, если приложение банка поддерживает такую функцию.

В приложении после оплаты в истории операций. Обработав платеж, банк укажет категорию трат и код МСС.

Что будет за указание неправильного МСС-кода

Национальная система платежных карт, НСПК, которая обрабатывает все безналичные операции с использованием пластиковых карт, следит, чтобы кредитные организации устанавливали торговым предприятиям корректные МСС-коды. От этого зависят комиссии, которые:

  1. Банки платят НСПК.
  2. Банк-эквайер платит банку-эмитенту, и наоборот.

НСПК наказывает банки, которые обслуживают точки продаж с неверными МСС-кодами. К банку, выпустившему вашу карту, претензий не будет: он не отвечает за некорректные коды в магазинах.

Когда бизнес заключает договор с банком-эквайером, в нем прописывают ответственность за нарушения. Например, компенсировать убытки, которые банк понес из-за того, что компания или ИП нарушили правила НСПК.

Судя по правилам НСПК, торговая точка обязана указать корректный МСС-код, а банк-эквайер — следить за этим. Поэтому в случае штрафа торговая точка должна будет компенсировать убытки банка.

Банк вправе приостановить или расторгнуть договор сотрудничества с торговой точкой, если узнает, что она указала недостоверные сведения. Например, заявила, что оказывает услуги, которые не соответствуют реальным.

Например, банк «Уралсиб» в условиях начисления бонусных баллов указывает, что не отвечает за корректность МСС⁠-⁠кода в торговой точке. Источник: uralsib.ru
Например, банк «Уралсиб» в условиях начисления бонусных баллов указывает, что не отвечает за корректность МСС⁠-⁠кода в торговой точке. Источник: uralsib.ru
Одной из мер НСПК будет повышенная межбанковская ставка по всем операциям торговой точки за 90 дней до выявленного нарушения. Источник: nspk.ru
Одной из мер НСПК будет повышенная межбанковская ставка по всем операциям торговой точки за 90 дней до выявленного нарушения. Источник: nspk.ru
Штрафная ставка — 2,35%, хотя для большинства операций средняя комиссия — 0,3⁠—⁠1,75%. Источник: nspk.ru
Штрафная ставка — 2,35%, хотя для большинства операций средняя комиссия — 0,3⁠—⁠1,75%. Источник: nspk.ru
В условиях Сбербанка указано, что предприятие возмещает даже штрафы, которые банк получит за нарушение правил платежной системы. Источник: sberbank.com
В условиях Сбербанка указано, что предприятие возмещает даже штрафы, которые банк получит за нарушение правил платежной системы. Источник: sberbank.com
Сбербанк указывает, что может прекратить проведение операций или расторгнуть договор с предприятием, если предлагаемые услуги не соответствуют деятельности магазина. Источник: sberbank.com
Сбербанк указывает, что может прекратить проведение операций или расторгнуть договор с предприятием, если предлагаемые услуги не соответствуют деятельности магазина. Источник: sberbank.com
Т⁠⁠-⁠⁠Банк отмечает, что в любой момент может изменить условия программы лояльности, но с обязательным уведомлением клиентов минимум за 30 дней. Источник: tinkoff.ru
Т⁠⁠-⁠⁠Банк отмечает, что в любой момент может изменить условия программы лояльности, но с обязательным уведомлением клиентов минимум за 30 дней. Источник: tinkoff.ru

Что делать в вашем случае

Заменив МСС-код, торговая точка не нарушила ваши права потребителя.

Но вы можете повторно написать обращение в банки — в тот, что выпустил вашу карту, и в тот, что обслуживает торговую точку  . Опишите ситуацию, приложите подтверждающие документы. После этого банк-эквайер должен провести проверку, приостановить обслуживание и потребовать исправить МСС-код, если найдет нарушения. Возможно, оштрафовать продавца.

Возможно, ваш банк пойдет навстречу и начислит кэшбэк по нужному МСС-коду. Но это его право, а не обязанность. Поэтому здесь придется разбираться с торговой точкой. И на будущее: перед крупными покупками лучше заранее уточнить МСС-код продавца.

Елена ГрудининаА вы следите за МСС⁠-⁠кодами у продавцов? Расскажите как:
  • АлександрЯ из Сибири, но уже много лет живу в Москве и пользуюсь картой Тинькофф. Привык, что в Москве с МСС кодами вроде бы все в порядке, лишь пару раз за 3 года что-то чему-то не соответствовало. Так вот прилетел я значит в свой родной город с населением ~90k, думаю, зайду куплю маме цветы, тем более у меня повышенный кэшбек на цветы. В обед еще сходил в аптеку, на аптеки у меня тоже повышенный кэшбек. Вечером открываю приложение, а там и цветы не в цветы упали, и аптека не в аптеки 🤷🏻‍♂️ А вам спасибо, благодаря вашему вопросу я узнал, что Тинькофф даже в этих случаях может начислить кешбек и что такое флагомер 😊45
  • Алексей ИвановТакая же проблема. Езжу в электричке и там не добросовестные кассиры которые продают билеты прямо в электричке они же и проводники подменяют мсс код якобы это не пассажирская перевозка а грузоперевозка. В итоге кэшбэка как не бывало. Сбербанк принял обращение но мне что то подсказывает что обращение так и останется обращением.2
  • Майкрегулярно с подобной фигней сталкиваюсь, раньше когда были МК и Виза они за этим следили, можно было им пожаловаться и они наказывали банки, сейчас всем пофиг, оно и понятно, никакой правовой базы по этому делу нет, как то писал в сбер, ответили отпиской, а так вообще если случайно получилось, то адекватные магазины приводят в порядок мсс код после обращения, но очень много ушлых продавцов, например крупный спорткомплекс в который я хожу много лет, всегда пробивался как Спортивные клубы и секции 7997, а тут бац и стал Медицинскими услугами 8099, спрашиваю как так то, а они мне ну вот смотрите мы лицензию на оказание мед услуг получили (открыли кабинет экг), так что можем пробивать годовые абонементы в бассейн по этому коду! но бывают ситуации конечно и наоборот, получаешь выгоду из за ошибочного мсс кода, например пекарня у дома, должна бы работать по мсс фастфуд, а работает как супермаркет, у меня как раз сейчас по ГПБ кешбек 25% так что тарюсь вкусными булочками)))1
  • Иван"МСС-код присваивают компании или ИП и от банка он не зависит. Код мог измениться, только если торговая точка сменила основной код ОКВЭД. <> Поэтому некоторые банки идут на то, чтобы согласовать магазину код, близкий к основной деятельности, но с меньшей комиссией." Какое-то противоречие.7
  • ДмитрийАлексей, вот кассиры точно не могут изменить этот код сами.14
  • ДмитрийМайк, потому что лицензии на приготовление продуктов нет. Так что это просто магазин.1
  • GusliКогда то "охотились" за покемона, а теперь охотятся за кэшбэком и MCC кодами5
  • Дмитрий Рябов>>Но это его право, а не обязанность Как по мне - это перекладывание ответственности на клиента банка в чистом виде. Например, Банк утверждает что будет давать повышенный кэшбэк за одежду и обувь. Мне плевать какой там код у продавца, если в чеке одежда/обувь-буду требовать того что банк пообещал, его ведь никто за язык не тянул. Как он там с таким продавцом будет разбираться-меня совершенно не колышет22
  • ДатчанинТорговая точка и уж тем более продавец не устанавливают код, это делает банк. От кода зависит размер комиссии по договору эквайринга, поэтому для увеличения продаж менеджеры банков могут устанавливать код льготной категории, чтобы перебить условия банка-конкурента. Возможно, так произошло и с указанным магазином раз со слов сотрудников код сменился вместе с банком. Пример из практики - магазин цветов, где есть кофейный автомат - по основному виду деятельности код 5992 "цветочные магазины" и комиссия по эквайрингу примерно 2,5%, другой банк оформил их как "фаст-фуд" MCC 5814 (точка продажи кофе) с комиссией 1,5%. Ответственность за правильное присвоение MCC несёт банк, конкретный менеджер. Контролирует это НСПК и может выписать крупный штраф, но, как говорится, за всем не уследишь.2
  • Flo-riiОплачиваю заказ на wb своей картой (нет повышенного кэшбэка на категорию «одежда и обувь»), проходит mcc одежда и обувь. На следующий день оплачиваю картой мужа с повышенным кэшбэком, но mcc уже «различные товары». Неоднократно так было.14
  • FinangraЕлизавета, ну тут точно не вина банка, что вы не отследили и не выбрали категории8
  • МайкДмитрий, есть, и там и готовят!0
  • Алексей Малахов 🦣Дмитрий, а в полных правилах программы лояльности банк указывает, какие МСС коды он считает одеждой и обувью, так что юридически он обещает кешбэк не за одежду и обувь, а за покупки с определённым мсс кодом...13
  • Дмитрий РябовАлексей, банк вправе считать что ему угодно, до тех пор пока клиент от него не уйдет к банку, который считает иначе2
  • lapsus_naturaeЧасто ходим в ресторан неподалеку, поэтому выбираем повышенный кэшбэк... на цветы)) Уже запомнили и привыкли. А один раз покупала что-то в каком-то достаточно приличном онлайн-магазине с обычным окошком оплаты (типа как при доставке в маркетах, например), а под руку первой попалась кредитка. В итоге пришлось срочно ее закрывать, потому что мне начали начислять проценты, т.к. операция прошла то ли как перевод, то ли как лотерея, то ли как покупка валюты) Ругалась с магазином, возместили проценты)5
  • ГладиоусНу вот у ООО «Культурная платформа «Синхронизация». Курсы дорогие, а кэшбека нет =(( Полез выяснять. MCC код равен 7277 — долги, брак, личные вопросы — консультирование. Расширенная версия описания выглядит так: Точки, предоставляющие разнообразные консультационные услуги, такие как консультирование по вопросам задолженности и финансов, консультирование по вопросам брака, консультирование по вопросам семьи, консультирование по вопросам злоупотребления алкоголем и наркотиками и другие личные консультации. Но я вообще-то на курсы записался, а не на консультацию...1
  • Марина ВасильеваОбслуживаю машину в одном и том же сервисе. Оплата проходит как «топливо». Так как у меня эта категория часто идет с повышенным кэшбэком, ничего против не имею =) Хотя в первый раз была удивлена, какое отношение автосервис имеет к топливу.6
  • МайосПервый раз слышу, что Т-банк "идёт навстречу и выплачивает кэшбек по неправильному МСС". В моем случае, меня отправили самой разбираться с продавцом... С тех пор считаю, что этот МСС и кэшбек с них - как рулетка: првезло-не повезло3
  • An777Марина, такая же тема :)4
  • БеладоннаГладиоус, у меня по этому коду в озоне отображается категория "Химчистки", хотя я оплатила прогулку на лодке. Я ещё гоготнула, что может быть имели в виду прачечную* *в фильмах так называют отмывание3
  • ИринаАртур, резко, но я совершенно согласна)) Давно заметила, что меняются категории только с повышенным кэшбеком. И если бы Банк тут был не при делах, никакой компенсации вам бы не заплатили. Людей обманывают, а потом «идут навстречу, потому что заботятся о своих клиентах» 🤣1
  • ShevДмитрий, может кассиры свой терминал достают)0
  • Алексей ИвановДмитрий, поменять код не смогут, а поменять пассажир я или багаж могут? Вы понимаете о чем я. У пассажира будет свой код, а у багажа свой. Потому что когда я стал разбираться с этой проблеммой то удивительным образом я оплптил багаж, а то что я как человек ехпл нигде не зафиксировано. Конечно я могу предположить что программисты что то напутали, а кассир не виноват. Но неужели только меня эта проблемма заинтересовала и никто не обращался. А если кто и обращался то наверняка эту проблему должны были исправить еще до моего случая. Как то все странновато. Но в итоге мне бонусы начмслил сам сбербанк. Я им обьяснил ситуацию, а ржд своей вины так и не признали. Мол все нормально. А что нормально то? Что я оплатил багаж? Получается по их мнению вместо меня поехал мой багаж.0
  • ДмитрийАлексей, вообще на билете в РЖД четко пишут - вы пассажир, багаж или, прости господи, велосипед. Тот же контролер не согласится с тем, что мы все можем себя ассоциировать "с багажом" (особенно рано утром) Я не спорю что "программисты" ( скорее всего инсталляторы) могли что то напутать - просто это не во власти кассира.0
  • Алексей ИвановДмитрий, Речь идет о пригородном поезде. В таких поездах билет похож на кассовый чек. Там нет информации про которую Вы написали. К тому же почему изначально мне пробили этот билет как багаж. Вот к примеру я сижу в вагоне и мне продают прямо в вагоне этот билет. И даже предположем было бы в билете написано багаж. Вы сами понимаете абсурд этой ситуации? Вы наверное не внимательно читали предыдущие коментарии. Там я писал что сам код который пришел в банк был кодом не пассажира а багажа. А билет выглядел как обычно. Указан маршрут , сумма. Обычный кассовый чек из терминала вылез и мне его тут же вручили. А проверить начислился мне кэшбек или нет я смог только спустя время. В банке признали ошибку и кешбек мне возместили. А чья это ошибка была меня если честно мало интересует. Главное разобрались. 20 процентов от стоимости проезда терять особого желания у меня не было. Вот и стал разбираться.1
  • ДмитрийАлексей, так я понимаю - потому и говорю что кассир тут совсем не причем. Это - вина пассажирской компании ( продает билеты не ржд, в каждом регионе своя)0
  • Алексей ИвановДмитрий, Это не кассир. Это проводники сами ходят по вагонам и продают билеты уже в самой электричке. Возможно они не виноваты. Я же говорю, что не ищу кто виноват. Может и не виноваты. Просто неверный МСС код был в самом терминале. А может они могут сами выбирать багаж или пассажир.0
  • ДмитрийАлексей, могут - но это пишется на билете. Я просто к тому что "виновность" в этом - это вопрос выше. Не рядовой сотрудник это настраивает0
  • Юлия СумкинаАлексей, это чтоб не платить проценты банку,вт и всё,каждый сам себе на уме,РЖД не хочет платить процент банку и МСС неверный0
  • Алексей ИвановДмитрий, вот Вам в этом вопросе главное, что сотрудник не виноват. Скорее всего Вы сами сотрудник который продает билеты. Но мне то какая разница кто виноват? Вопрос я уже решил с банком. Они взяли вину на себя.0
  • ДмитрийЮлия, у РЖД точно 1 договор и на 99.9% уверен что комиссия и по багажу и по пассажиру одинаковая. Скорее всего , где то в беке бага и , например, после выписки багажного билета МСС не возвращается назад. То есть уверен что ошибка именно в софте . Либо вообще в настройке - в параметрах инженеры указали неверный МСС и все...0