Как мы шесть дней путешествовали вокруг озера Иссык-Куль в Киргизии за 9403 ₽

Опыт читательницы

Этот текст написан в Сообществе. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Саша Чеботарева

путешествовала по Киргизии с рюкзаком

Мы с мужем опытные путешественники — полгода провели в экспедиции по Азии.

Посетили Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Индию и Шри-Ланку. Были наслышаны о невероятной красоте Киргизии, поэтому решили включить ее в маршрут. Начали со знаменитого Иссык-Куля, были там в октябре 2022 года.

Озеро находится на северо-востоке страны на высоте 1608 метров. На южном берегу есть несколько невероятно красивых ущелий. В этой статье расскажу про три из них: Алтын-Арашан, Джеты-Огуз и каньон Сказка. Для полноты картины мы решили обогнуть озеро по часовой стрелке и немного задержаться на южном берегу. На весь маршрут понадобилось шесть дней. Добирались своим ходом — на маршрутках и попутках. В Киргизии развит автостоп, но иногда водители просят небольшую плату.

Алтын-Арашан

Добраться из Бишкека до Алтын-Арашана за один день не получится: нужно преодолеть больше 400 километров, а прямого автобусного сообщения между этими пунктами нет. Маршрутки идут до Каракола — города на восточном берегу Иссык-Куля. Оттуда на автобусе или попутке нужно доехать до Теплоключенки и начать подъем.

Мы стартовали с Западного автовокзала Бишкека, проезд до села Григорьевка стоил 700 KGS⁣ (752 ₽) на двоих. Выбрали это место в качестве промежуточной остановки, потому что через знакомых смогли договориться о ночлеге на местной ферме. Дорога заняла 3,5 часа с остановкой на обед. По пути любовались невероятными видами каменных гор, а когда открылась синева озера, нас было не оторвать от окна.

Прибыли на ферму «Экомысль», хозяева очень тепло нас встретили и накормили ужином. Это интересное место, по сути, коммуна. Жители не верят в эффективность нынешних систем и предпочитают делать все сами. Их дети на домашнем обучении, почти всю еду фермеры производят самостоятельно: фиолетовые сливочки, иссык-кульские яблочки, груши, грецкие орешки, мед, крупы, хлеб.

Наутро в знак благодарности мы помогли фермерам со сбором орехов. Нужно было забраться на дерево и трясти его, чтобы упало как можно больше плодов. Последующий поиск в зарослях травы заставил попотеть, но было весело.

Потом мы поехали дальше. Сменили несколько попуток и миновали Каракол. Водители подвозили бесплатно, но одному мы сами предложили 100 KGS⁣ (107 ₽). Добрались до Теплоключенки, где начинается подъем на 3000 метров.

Тропа обозначена большим указателем на коричневом фоне, ее длина — 15 километров. Она почти все время идет прямо, иногда пересекаясь с рекой. Маршрут комфортный, осилить его сможет даже не очень подготовленный турист. Крутой подъем ждет только в самом конце, но наградой станут невероятные виды.

В горах быстро темнеет, поэтому мы решили разбить маршрут на два дня. В первый прошли 7 километров и ближе к 18:00 установили палатку для ночевки. Кафе или магазинов вокруг не было, поэтому ужинали яблоками, которые успели набрать до подъема, черным хлебом, кефиром и сухофруктами.

Проснувшись в 07:30, собрали палатку, позавтракали вчерашним ужином и продолжили подъем на Алтын-Арашан. Оставалось около 8 километров, но нам повезло: через два километра поймали УАЗ, который подкинул нас почти до вершины. Поездка выдалась не из легких: машину постоянно трясло, двигатель шумел так, что ничего не было слышно, казалось, мы вот-вот перевернемся. Кстати, в УАЗе ехали рабочие, которые должны были вытащить машину, слетевшую с дороги.

Ближе к 11:00 мы достигли поляны Алтын-Арашана. На последнем отрезке маршрута всю долину было не видно. Когда поднялись, сработал эффект неожиданности: долина как будто распахнула свои объятия и ласково встретила нас. Это было великолепно: яркое солнце, высоченные зеленые ели и вершина Тянь-Шаньского хребта словно восседала во главе стола.

С ночлегом на Алтын-Арашане проблем не было. В октябре народу немного: уже не сезон, поэтому мы ничего заранее не бронировали. Заселились в гостевой дом «Эльза». Из комнаты открывался великолепный вид на Тянь-Шаньскую вершину. За одну ночь с обедом и ужином отдали 4000 KGS⁣ (4295 ₽).

При комплексе есть горячие источники — единственное место, где можно помыться теплой водой, потому что в гестхаусе ее не было. Сооружение похоже на деревянный сарайчик, внутри оборудован маленький бассейн, вода немного грязная. Из удобств — только крючки для одежды. Душа нет, пришлось пользоваться тазиками, но мы были рады и этому. Вообще, Алтын-Арашан знаменит своими горячими источниками. По пути на вершину недалеко от тропы есть ванна природного происхождения, но мы про нее в тот момент не знали, поэтому туда не попали.

После водных процедур пообедали и пошли на радиальную прогулку по долине реки Арасан. Таких красивых и ярких полян я не видела больше нигде. Мысль, что перед нами Тянь-Шань со страниц школьного учебника географии, вызывала восторг.

Прогулка была очень приятной, плоскогорья разбавляли небольшие холмы, крутых подъемов не было, погода стояла солнечная и безветренная. Говорят, что спускаться с горы всегда легче, чем подниматься, но только не в случае с Алтын-Арашаном. Это место забрало мое сердечко, обязательно вернусь!

Стоит учитывать, что в горах с заходом солнца происходит довольно резкий перепад температур. Если днем мы гуляли в легких куртках, то вечером пришлось достать зимние пуховики и шерстяные носки. На ужине в гестхаусе встретились с другими гостями. На удивление, мы были единственными путешественниками из России. Наши соседи приехали из Франции, Израиля, Испании — было интересно обменяться мнениями об этом месте.

Джеты-Огуз

Далее мы направились в поселок Джеты-Огуз с невероятными терракотовыми скалами. Название одноименного ущелья переводится как «семь быков». Семь — потому что когда-то было столько скал, но сейчас их больше. Они состоят из глины и песка, это очень подвижные породы.

Добирались из Каракола на попутках. Сначала ехали на машине, которая развозит молоко. Потом нас подвезла семья на желтых Жигулях, заплатили им 200 KGS⁣ (215 ₽). Затем пересели к мужикам, которые в дороге пытались угостить нас водкой. Забавно, что они довезли нас, развернулись и поехали обратно. Можно было воспользоваться прямой маршруткой до Желе-Тобе, но оттуда все равно пришлось бы искать машину.

Поселок Джеты-Огуз небольшой, как мне показалось, делать там нечего. Например, поесть в кафе не удалось: в несезон работали только небольшие магазины. В основном туда приезжают посмотреть на красивые скалы и сходить на трекинг в ущелье. Мы не пошли: после спуска с Алтына не хватило сил.

Хотели переночевать на берегу Иссык-Куля, но дорога довольно далеко от него, поэтому пришлось углубляться в местные поселки. Оказались в деревне Даркан, куда нас бесплатно подбросила легковушка. Когда спросили у местных, где можем поставить палатку, нам указали на грушевый сад на окраине.

Людей там не было, мы чувствовали себя в безопасности, но владелец участка несколько раз приходил проверить, все ли у нас хорошо. Поужинали лапшой быстрого приготовления из придорожного магазина — хозяйка заботливо поделилась с нами кипятком.

Каньон Сказка

Место поражает разнообразием цветов горной породы и необычной формой скал. Пейзажи там марсианские. Недаром каньон носит название Сказка: в нем можно тренировать фантазию, долго разглядывая выдуманных существ и целые города. Например, в одной из скал я рассмотрела Диснеевский замок.

Скалы состоят из песка и глины, поэтому очень пластичны. Если посетить каньон после дождя или сильного ветра, можно не найти прежнего рельефа. Советую забраться на горку, оттуда откроется вид на Иссык-Куль. На контрасте с синевой озера разноцветные скалы смотрятся еще сказочнее.

До Сказки легко добраться на маршрутке. Водитель высадил нас после поселка Тосор, на трассе был указатель Skazka Park. От него мы прошли километра два, не больше. На входе в каньон стояла будочка, но в октябре там никого не было. Подозреваю, в сезон за вход придется заплатить.

Мы остановились в недостроенном глэмпинге Skazka прямо на берегу Иссык-Куля. Владелец Канат рассказал нам про страну и в красках описал традиции. Истории были в основном про конину и козлодрание — гуглите осторожно. В Киргизии люди очень любят общаться, поэтому не бойтесь разговаривать с местными: так можно найти бесплатный ночлег.

Из глэмпинга открывался потрясающий вид на горы. Рядом был спуск к озеру. В октябре вода уже холодная, но мы не смогли уехать с Иссык-Куля, не опробовав его соленую водичку. Местные удивились нашим купаниям, но мы закаляемся.

Рядом не было работающих кафешек, поэтому за едой пришлось ехать в соседний поселок Каджи-Сай. Скорее всего, во время сезона не будет проблем с тем, где поесть, так как место довольно туристическое.

После прогулки по каньону Канат отвез нас на термальные источники Нур. Место времен СССР, но вполне приличное. Билет стоил около 120 KGS⁣ (129 ₽) на одного. Мы купались в крытом лечебном бассейне, открытые на улице уже не работали. Вода такая теплая, что находиться в ней больше 15 минут невозможно, да и не полезно. Территория благоустроена: есть душевые с горячей водой, раздевалки со шкафчиками, деревянные скамейки и пластиковые пальмы.

На следующий день мы помогли нашему новому другу в обустройстве глэмпинга, еще раз искупались в Иссык-Куле и поехали обратно в Бишкек. Канат любезно согласился подбросить нас до города, мы дали ему на бензин 2000 KGS⁣ (2147 ₽).

Во время путешествия мы старались есть минимум два раза в день: завтракали и обедали примерно в 17:00, на ночь не наедались. Брали с собой перекус: яблоки, орехи, сухофрукты или что-то из молочки. Почти всегда находили здоровую еду, только однажды пришлось есть лапшу быстрого приготовления, так как альтернативы не было.

Киргизская кухня сформировалась под влиянием кочевнического прошлого. В основе практически всех блюд — мясо и тесто. Мне показалось, что плов в Киргизии не так популярен, как, например, в Узбекистане, хотя раньше я думала, что это блюдо универсальное для всей Средней Азии.

Мы ели лагман и самсу, другая традиционная пища казалась слишком тяжелой. Еще пробовали курут — сухую молочную сыворотку, скатанную в шарик, вкус кислый и очень соленый. Покупали каттамы, местные лепешки, и боорсок — кусочки пресного дрожжевого теста, обжаренные в масле.

Напитки в Киргизии специфические. Мы пробовали максым, его делают из ячменя, пшеницы или кукурузы. Вкус кисловатый, честно говоря, на любителя.

Мы очень бюджетные путешественники с хорошей кармой. Вся поездка обошлась примерно в 9000 KGS⁣ (9664 ₽) на двоих за шесть дней. Больше всего отдали за ночевку и еду на Алтын-Арашане и бензин до Бишкека. Конечно, эти траты можно сократить: в летнее время ночевать в палатке и готовить на своей горелке, а до Бишкека добираться на маршрутке.

Для сравнения: цена трехдневного тура вокруг Иссык-Куля с гидом стартует от 580 $⁣ (55 625 ₽) на человека. Но дело даже не в деньгах. Во время путешествия мы сами решали, куда и как хотим двигаться. Также нам удалось ближе познакомиться с местными людьми, их культурой, посмотреть быт и послушать увлекательные истории. Не стоит бояться самостоятельных путешествий — в Киргизии они особенно прекрасны.

Расходы на путешествие вокруг Иссык-Куля на двоих — 9000 KGS⁣ (9664 ₽)

Номер в гостевом доме4000 KGS⁣ (4295 ₽)
Оплата бензина2000 KGS⁣ (2147 ₽)
Питание1200 KGS⁣ (1288 ₽)
Автобус из Бишкека700 KGS⁣ (752 ₽)
Мелкие расходы560 KGS⁣ (601 ₽)
Попутки300 KGS⁣ (322 ₽)
Билеты на горячие источники240 KGS⁣ (258 ₽)

Расходы на путешествие вокруг Иссык-Куля на двоих — 9000 KGS⁣ (9664 ₽)

Номер в гостевом доме4000 KGS⁣ (4295 ₽)
Оплата бензина2000 KGS⁣ (2147 ₽)
Питание1200 KGS⁣ (1288 ₽)
Автобус из Бишкека700 KGS⁣ (752 ₽)
Мелкие расходы560 KGS⁣ (601 ₽)
Попутки300 KGS⁣ (322 ₽)
Билеты на горячие источники240 KGS⁣ (258 ₽)
Путешествовали по Киргизии? Расскажите подробнее:

Вот что еще мы писали по этой теме