СПЕЦПРОЕКТ
Игра: вырастите финансово грамотную жабу
Играть

Как я без опыта работы учителем вела уроки финансовой грамотности для детей

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

В определённый момент жизни мне начало казаться, что я не делаю ничего полезного. Работала я обычно в сфере экономики и, откровенно говоря, такая работа не приносит ощутимую пользу обществу. Это не работа врачом или спасателем, где ты можешь измерить полезный эффект, как бы цинично это не звучало. Да, я приносила пользу (надеюсь) компаниям, в которых работала, но не чувствовала, что приношу пользу обществу, в том или ином виде.

Обдумывая это несколько дней, я пришла к выводу — раз уж я не пошла в медицину, то надо использовать то, что есть — делиться своими знаниями в части экономики и финансов. Как именно делиться, я тогда ещё не представляла, но при идеальном раскладе это должно было быть что-то из серии волонтёрских программ по преподаванию финансовой грамотности. У меня не было на тот момент никакого опыта не только в сфере образования, но и просто в общении с детьми, хотя это меня не очень пугало.

Я начала искать соответствующие курсы и программы, чтобы получить знания в этой сфере и иметь хоть какой-то документ на руках. Именно тогда мне на глаза попалась одна статья на портале «Мел» — «Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать», в которой приводились варианты «Как стать учителем без образования».

Как выяснилось, самым быстрым способом было пройти курсы и получить квалификацию преподавателя — так мой выбор пал на краткосрочную программу переподготовки от 6 до 12 месяцев. Подобные программы есть при разных учебных заведениях — государственных или частных, например, можно получить диплом в РУДН или же в Федеральном институте повышения квалификации и переподготовки. Цена за обучение разная и зависит от сроков и организации. Стоит отметить, что такие курсы подходят только тем, у кого уже есть высшее или среднее профессиональное образование.

Поиск курсов и программ

Столько стоит профессиональная переподготовка в РУДН
Столько стоит профессиональная переподготовка в РУДН

Этот вариант я отбросила из-за цены. Добавлю, что в тот момент я не работала, и в целом не планировала на преподавании зарабатывать, поэтому и тратить такую сумму была не готова, комфортный порог для меня составлял до 20 000 рублей.

А это условия обучения в Московской академии профессиональных компетенций
А это условия обучения в Московской академии профессиональных компетенций

Для сравнения, ниже цены в Федеральном институте повышения квалификации и переподготовки — ФИПКиП. Думаю, формат обучения в последних двух организациях примерно одинаков.

Цены ФИПКиП
Цены ФИПКиП
Условия обучения в ФИПКиП
Условия обучения в ФИПКиП

На педагогических форумах советовали выбрать программу от 500 часов, что я и сделала, остановив свой выбор на Московской академии профессиональных компетенций, обучение в которой стоило мне порядка 6 000 рублей. В марте 2023 года цена выросла до 7 220 рублей. Всё обучение проходит дистанционно на их платформе «Педкампус», начать можно хоть на следующий день, после оформления договора.

Чтобы начать обучение, необходимо выполнить следующее:

  1. Выбрать программу, зарегистрироваться на сайте и там же заполнить анкету.
  2. После этого сформируется личный кабинет, куда будет необходимо загрузить скан паспорта и диплома о высшем образовании, а также подписанный со своей стороны договор на обучение.
  3. Далее необходимо оплатить обучение в личном кабинете.
  4. Так, с июля 2020 года начались мои 620 часов обучения по программе «Экономика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования».
  5. Обучение предусматривало сдачу зачётов и экзаменов по педагогическим и экономическим дисциплинам.
Вкладыш диплома с перечнем освоенных дисциплин
Вкладыш диплома с перечнем освоенных дисциплин

Студент академии получал доступ к материалам по предмету, самостоятельно их изучал в отведённое на это время, а после сдавал тест. Откровенно говоря, при выполнении теста хватало времени, чтобы найти ответ в скачанных материалах или интернете, иногда я так и делала, если вопрос касался имени учёного-теоретика или того, что объективно мне не пригодится. Но такие предметы, как «Теория и практика специальной педагогики и инклюзивного образования» или «Педагогическая риторика» были действительно очень интересны, и тесты по ним я проходила без подглядывания в материалы.

Вторым большим блоком были экономические дисциплины. Какие-то теоретические знания у меня остались из универа, другими же я овладела за время работы аудитором и финансистом. Так как я до этого не сталкивалась с педагогикой вообще, качество материала по этим дисциплинам на учебном портале не вызывало у меня вопросов, но материалы по экономике меня разочаровали. Кроме того, что скомпилированы они были на скорую руку с повторением абзацев, где-то текст был плохо распознан и можно было встретить слова из букв и символов, например, «уч6ники», материалы были не актуальны — часть приводившихся стандартов учёта и нормативных актов просто утратила свою силу. Тогда же я вспомнила, как мало стоили эти курсы, и всё встало на свои места. Да, можно было учиться в РУДН, но, в конце концов, мне больше была нужна пресловутая «корочка».

В конце обучения был предусмотрен итоговый междисциплинарный экзамен в виде теста и итоговая аттестационная работа в виде эссе на заданную тему. Успешно сдав и то и другое, спустя некоторое время в своём почтовом ящике я обнаружила диплом государственного образца о профессиональной переподготовке с присвоенной квалификацией «Учитель, преподаватель экономики».

Корочка диплома
Корочка диплома
Полученный диплом
Полученный диплом

Итак, документы были на руках, но мне хотелось получить больше прикладных знаний в части педагогики. Благо в интернете много различных программ и так на помощь мне пришёл «Яндекс.Учитель» — на портале можно было пройти бесплатные курсы для преподавателей. Те курсы, что я проходила, были актуальные, современные и с разными примерами. Из представленных на портале я выбрала те, что мне показались более интересными, а именно:

При успешном прохождении курса по запросу присылают вот такое удостоверение о повышении квалификации
При успешном прохождении курса по запросу присылают вот такое удостоверение о повышении квалификации
В удостоверении указано название прослушанных курсов
В удостоверении указано название прослушанных курсов

Итак, «корочка» и какие-никакие знания у меня уже были, и мне не терпелось начать. Поскольку тогда я не работала, то планировала часть времени уделять преподаванию. Будут ли это уроки экономики в общеобразовательной школе, дополнительные курсы по финансовой грамотности или какие-то волонтёрские уроки — мне на тот момент было без разницы — хотелось скорее получить опыт. Я не питала иллюзий, что меня быстро возьмут преподавать, всё-таки у меня не было высшего педагогического образования, но была уверенность — куда-нибудь я смогу устроиться.

Поиск работы

О рынке вакансий в этой сфере я ничего особо не знала и просто открыла hh.ru. Частично убрав нерелевантный опыт и добавив описание просмотренных курсов и пройденного обучения, я была готова откликаться на вакансии. Вбив в строку поиска «Преподаватель финансовой грамотности», я буквально сразу наткнулась на вакансию от BossKids, которая меня устраивала полностью — с частичной занятостью и гибким графиком.

Описание вакансии от BossKids
Описание вакансии от BossKids

Долго не раздумывая, я решила откликнуться. И каково же было моё удивление, когда мне довольно быстро ответили и назначили собеседование на тот же вечер. Никакого волнения я не испытывала тогда, меня полностью охватил энтузиазм и интерес. Но, конечно, одного интереса и горящих глаз недостаточно для того, чтобы тебя взяли преподавать.

Я не отчаивалась и стала смотреть те вакансии, где не требовался бы опыт. В образовательную онлайн-платформу «МАН Умназия» требовался менеджер вводных уроков по финансовой грамотности и как раз без опыта. Откликнувшись на неё, я получила отказ, без обратной связи.

Описание вакансии от «МАН Умназия»
Описание вакансии от «МАН Умназия»

Тогда же, я была подписана на канал Алёны Владимирской, как указано на её сайте — одного из самых известных и влиятельных специалистов по рекрутингу и хантингу на российском рынке. Проходила акция, и любой подписчик мог получить карьерную консультацию, а точнее, узнать, что не так с его резюме. Я отправила ссылку на своё резюме и довольно быстро получила ответ.

Ответ от Алены Владимирской
Ответ от Алены Владимирской

Надо сказать, я прекрасно понимала, что мой предыдущий опыт — нерелевантен, но так как опыта репетиторства у меня не было, то показать, что я имела опыт работы в финансах, мне всё ещё казалось хорошей идеей. Так я мониторила вакансии на hh.ru, на разных порталах для учителей, отправила своё резюме в соседние школы, а также зарегистрировалась на разных волонтёрских площадках.

Время шло, мои отклики на вакансии оставались без ответа, и даже с волонтёрских мероприятий приходили отказы.

Полученный отказ на участие в волонтерском мероприятии
Полученный отказ на участие в волонтерском мероприятии

Признаюсь, тогда, получив отказ от волонтёрского портала, у меня почти опустились руки. Где же можно набраться опыта, если тебя не берут даже в неоплачиваемые проекты? Да, можно было отказаться от всей этой затеи, но я продолжала откликаться.

Мой собственный курс

Наконец, получила приглашение на собеседование в Мальтийскую службу помощи. Эта организация социально поддерживает малообеспеченных граждан, а также проводит досуговую работу как с детьми, так и со взрослыми.

Письмо на почту от Мальтийской службы
Письмо на почту от Мальтийской службы

После полученного письма мы созвонились с координатором службы в зуме. Перед этим собеседованием я уже волновалась, в отличие от предыдущего — за время поисков и откликов от былой уверенности почти ничего не осталось. Но, собеседование прошло удачно. Я рассказывала о себе, координатор — о службе и по итогу меня пригласили посмотреть их центр.

Где-то через неделю мы договорились встретиться в их центре. Координатор центра провела мне экскурсию, рассказала, какие занятия у них есть и что они очень заинтересованы в уроках по финансовой грамотности. Примерно в то же время вышел выпуск Дудя с Дмитрием Марковым о том, как живёт русская провинция, где среди прочих рассказывали истории ребят из детских домов. У выпускников детдома при достижении определённого возраста есть право на получение квартиры от государства, но, к сожалению, часть выпустившихся «теряет» эту квартиру. Про это можно почитать в разных источниках, и я не хочу на этом заострять внимание. Но остановлюсь на том, что у таких ребят часто есть проблемы с распоряжением собственными финансами, которые влекут за собой печальные последствия. Посмотрев тот выпуск, я была даже рада, что во всех прошлых местах мне отказали и стечения обстоятельств привели меня именно в благотворительную организацию. Это как раз та ощутимая польза, которой мне не хватало.

Заключив договор о безвозмездном выполнении услуг, мы с координатором пришли к тому, что я подготовлю курс, составлю план и как буду готова, напишу им. К слову, на дворе был декабрь и лучшим решением было запустить курс со следующего года. На тот момент у меня не было никаких наработок, и ближайший месяц я планировала всецело этому посвятить.

Но прежде чем начать подбирать материал, мне надо было понимать возраст своих будущих слушателей. Если я ждала, что ими окажутся подростки старше 13 лет, то координатор настаивала, наоборот, на детской аудитории. Как я поняла, большая часть подопечных фонда это именно семьи и зачастую семьи с детьми. Несмотря на то что это была не та целевая аудитория, на которую я рассчитывала, это был в моём случае первый, такой необходимый и долгожданный, опыт преподавания.

Оставшуюся часть декабря и январские праздники я готовила программу. Это было несложно — структуру занятий можно было посмотреть на сайтах разных онлайн-школ, куда я ранее отправляла резюме, а материалы скомпилировать из разных источников. Так как курс был для детей, то надо было подать информацию в простом виде, но так, чтобы было интересно — на помощь пришла серия мультфильмов от Смешариков «Азбука финансовой грамотности».

Ниже часть материалов, которые я использовала (для младшего и среднего возраста):

  1. https://bobrenok.oc3.ru/ — серия интерактивных мультфильмов о бобрёнке, который только начинает знакомиться с миром финансов.
  2. https://fincult.info/ — освещает как простые вопросы, так и рассказывает об инвестициях, налоговых вычетах, оформлении ИП.
  3. https://vashifinancy.ru/ — тоже очень полезный портал, много ссылок на учебники по финансовой грамотности, и различные тесты.

Мы договорились с координатором, что как только я примерно составлю структуру, то подготовлю и отправлю анонс курса, который разместят на сайте организации, страничке в vk.ru и на информационном стенде.

Анонс моего курса по финансовой грамотности на страничке Мальтийской службы
Анонс моего курса по финансовой грамотности на страничке Мальтийской службы

Объявление о наборе опубликовали 11 января, и к концу месяца набралась группа из 10 детей, чьи родители записали их на курс. Средний возраст был около 10 лет, так что мультфильмы были не лишними.

Все занятия проходили онлайн, и первое состоялось 27 января. Я подготовила презентацию на вводную тему — знакомство с финансами, зашла в конференцию заранее и немного нервничая, ожидала ребят. Из 10 записавшихся на первое занятие пришла ровно половина и из них, только у одного мальчика была включена камера. Этот мальчик ходил на все занятия и почти всегда отвечал на мои вопросы. Вообще, это оказалось морально тяжело вести занятия именно онлайн, особенно когда у учеников выключены камеры и ты не понимаешь слушают они тебя или нет. Иногда я задавала вопросы, на которые никто не отвечал.

Курс состоял из пяти занятий, которые длились около 45 минут и проходили один раз в неделю. После каждого занятия я писала координатору сколько человек присутствовало, вероятно, им эта информация была нужна, чтобы понимать востребованность курса.

За несколько минут до начала занятия
За несколько минут до начала занятия

На заключительном занятии была небольшая викторина, в которой все дети активно участвовали, чему я была несказанно рада. По окончании я получила довольно много положительных отзывов — от родителей и от координатора.

Отзыв от координатора
Отзыв от координатора

Выводы

Итак, я отвела одну группу детей и получила свой первый опыт преподавания, но набирать ещё одну группу не захотела. Не могу сказать, что осознала, будто преподавание это совсем не моё, но я убедилась лишний раз — работа учителем, даже с частичной занятостью, требует много усилий. Может быть, отведя занятия с ещё одной группой, я бы «обкатала» материал, стала увереннее в своих силах и дальше смогла бы продолжать. Но тогда мне нужен был перерыв и какое-то понимание, хочу я этого или нет.

Так сложилось, что в марте я опять вернулась к работе финансистом и мне требовалось время, чтобы вникнуть в новые рабочие процессы, на сторонние занятия тогда не хватало сил. Но решила для себя, что при случае попробую ещё раз. Благо форм передачи знаний сейчас очень много и по сути, вести занятия не обязательно, можно вести блог с советами по финансовой безопасности или снимать видео для соцсетей. Я очень рада, что прошла этот путь и ни о чём не жалею.

Ещё немного выводов, которые я сделала:

  1. Если очень хочешь попробовать свои силы в чём-то совершенно новом, то не обязательно тратить на это вначале много денег — можно найти курсы подешевле и попутно изучить бесплатный материал в интернете.
  2. Одного желания мало, работодатель всегда требует хоть небольшой, но опыт.
  3. Вести уроки для детей сложно, но очень интересно!
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Марина Пыльникова

Автор молодец! От идеи преподавать до реальных уроков.
Всегда думала, что людям без 4-5 лет Универа путь закрыт к преподаванию, но автор доказала обратное.

3
Ева Борисова

Марина, у меня родственница, имея какое-то экологическое образование, прошла похожие 2-летние курсы по специальности "Педагог-психолог", и пошла работать психологом в центр соцподдержки населения (Москва) 😁 правда, тоже долго искала эту первую работу.

2
Татьяна Шавловская

Здравствуйте, автор! Теперь коллеги, я тоже преподаватель) И хотя у меня есть в/о учителя, но скажу честно, преподавать онлайн группе детей достаточно сложно, вы молодец, что справились с такой трудной задачей, да ещё и без опыта👍

1

Сообщество

Популярное за неделю