«Вести занятия оказалось тяжело»: как я пыталась стать учителем финансовой грамотности
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала
Три года назад мне начало казаться, что я не делаю ничего полезного для общества.
Я работаю в сфере экономики, и, откровенно говоря, это не приносит ощутимой пользы людям. Это не профессия врача или спасателя, когда можно измерить полезный эффект, как бы цинично это ни звучало.
Обдумав эту мысль несколько дней, я сделала вывод: раз уж не пошла в медицину, надо использовать то, что есть. Так я и решила делиться знаниями по своей специальности. В идеале хотела трудиться на добровольных началах, объясняя детям основы финансовой грамотности. Но как именно это делать, не представляла, да и опыта в сфере преподавания у меня не было.
Впрочем, трудности меня не пугали, и я начала думать, куда пойти учиться на педагога. Кроме знаний я хотела получить хоть какой-то документ, который бы позволил мне вести уроки.
Курсы переквалификации
Мне попалась статья на одном портале про воспитание детей. В ней рассказывали, как стать учителем без педагогического образования. Оказалось, что самый быстрый способ — пройти курсы и получить квалификацию преподавателя.
Мой выбор пал на краткосрочную переподготовку, которая длится от 6 до 12 месяцев. Подобные программы есть при государственных и частных учебных заведениях: например, можно получить диплом в РУДН или в Федеральном институте повышения квалификации и переподготовки, ФИПКиП.
Цена за переподготовку разная и зависит от сроков и организации. Отмечу, что такие курсы подходят тем, у кого есть высшее или среднее профессиональное образование любого направления.
На педагогических форумах советовали выбрать программу от 500 часов — иначе можно не успеть охватить темы, связанные с психологическими аспектами преподавания. Опыта общения с детьми у меня не было, и я решила, что это мне пригодится.
Чтобы найти подходящие программы, я просто вбила в поисковик «переквалификация преподаватель экономики».
Получить нужную мне квалификацию я могла в РУДН, но это стоило 36 000 ₽. Преподавать я планировала безвозмездно, поэтому тратить такую сумму была не готова. Комфортный порог для меня составлял до 20 000 ₽. К тому же я в тот момент не работала, потому что хотела открыть свою кофейню, получать от нее доход и в свободное время вести уроки. Подробнее об этом я рассказывала в другом материале Т—Ж.
Среди других первых ссылок были две похожие организации: Московская академия профессиональных компетенций и Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки.
Я посчитала, что формат обучения там примерно одинаковый. Обе организации имеют свои платформы, где размещают пособия и проводят аттестацию студентов.
В итоге я пошла в Московскую академию профессиональных компетенций. Выбрала ее за сбалансированный учебный план: в нем уделялось время азам педагогики, стандартам преподавания и основам экономики.
Учеба
Программа, на которую я поступила, называется «экономика в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования».
Можно было выбрать между обычным и интенсивным форматами обучения. Они различаются длительностью, темпом прохождения и ценой. В первом случае слушатели учатся размеренно, а во втором получают тот же объем знаний за более короткий срок.
Я выбрала интенсивный вариант, потому что это показалось мне хорошей идеей: можно было получить нужный объем знаний и потратить при этом меньше времени. В четырехмесячную программу вошли 620 часов обучения. В 2020 году это обошлось мне примерно в 6000 ₽.
- ~6000 ₽
Занятия проходят дистанционно на платформе «Педкампус». Начать можно хоть на следующий день после подписания договора — достаточно выполнить такие условия:
- Выбрать программу, количество часов и формат обучения.
- Заполнить анкету в личном кабинете. В нее входят стандартные вопросы — ФИО, данные паспорта, адрес регистрации, образование.
- Загрузить скан паспорта и диплома, а также подписанный договор. Он появляется в личном кабинете сразу после регистрации.
- Оплатить обучение удобным способом — банковской картой, переводом или по квитанции.
Курс разделили на два блока дисциплин. Первый посвящен педагогике. Кроме небольшой исторической части об истории науки, все предметы оказались интересными. Например, меня порадовало, что в лекциях раскрыли теорию о восприятии учениками новых знаний. Этой теме были посвящены психология познания и педагогическая психология. Так как я ранее вообще не сталкивалась с педагогикой, качество материала не вызвало у меня вопросов.
Вторым большим блоком шли экономические дисциплины. Часть теоретических знаний я помнила из университета, другими же овладела, когда работала аудитором и финансистом.
Материалы по экономике меня разочаровали. Их составили на скорую руку с повторением абзацев, где-то встречались слова из букв и символов — например, «уч6ники». Кроме того, часть цитировавшихся документов — стандартов учета и нормативных актов — утратила силу. Тогда же я вспомнила, как мало стоили эти курсы, и все встало на свои места. Да, в РУДН такого бы не было, но, в конце концов, я же хотела получить пресловутую корочку.
После каждого пройденного предмета требовалось сдать тест — без этого не давали доступ к следующей дисциплине. Времени на решение заданий было достаточно — настолько, что можно было подсмотреть ответы где-то еще. Иногда я так и делала, если вопрос проверял знания, которые мне бы объективно не пригодились, например имена ученых-теоретиков.
Но некоторые курсы, связанные с педагогикой, оказались настолько интересными, что я никуда не подглядывала. Мне особенно понравилось изучать теорию и практику специальной педагогики и инклюзивного образования, педагогическую риторику.
В конце курса я сдавала итоговый междисциплинарный тест и аттестационную работу в формате эссе.
Тест представлял собой компиляцию вопросов по завершенным курсам. Его нужно было решить за 90 минут. Как по мне, этого времени вполне достаточно, чтобы сдать все с первого раза и на высокий балл. Тем не менее слушателям давали три попытки. На сайте академии также сказано, что можно получить дополнительные шансы, но не уточняется как.
Итоговая работа состояла из развернутых ответов на пять вопросов. Каждый текст должен был занимать примерно страницу. Результаты — рецензия на работу и итоговая оценка — появлялись в личном кабинете.
Я успешно сдала все задания, а спустя некоторое время обнаружила в почтовом ящике диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Мне присвоили квалификацию «учитель, преподаватель экономики».
Итак, я получила документ о том, что могу работать учителем. Но мне хотелось больше прикладных знаний в области педагогики. Тогда я нашла портал «Яндекс-учитель», где преподаватели могут повышать квалификацию бесплатно.
Я прошла три курса. Первый называется «Базовые цифровые компетенции учителя». Выбрала его, потому что мало знала о технических аспектах, связанных с преподаванием. Курс помог мне освоить визуальную доску Miro, инструмент для управления проектами Trello и сервисы, которые могут разнообразить процесс обучения, например Quizlet.
Второй курс посвящен финансовой грамотности и базируется на международном исследовании PISA. Это тест, который оценивает знания школьников по базовым дисциплинам. Из лекций я узнала, какими навыками должны овладеть дети за время учебы.
Третий — «Теория трудного поведения», он включает материалы о том, как вести себя с трудными подростками и помогать ребенку справляться с эмоциями.
Каждый курс длится по 16 часов и состоит из видеолекций и тестов. Записи можно смотреть в ускорении, а задания выполнять сразу. Тогда один курс получается пройти за пару дней.
Обучение было актуальным, современным и с разными примерами. После его окончания по запросу присылают удостоверение о повышении квалификации, где указывают все пройденные дисциплины.
Поиск работы
Получив знания и дипломы, я решила, что готова к практике. Я хотела вести уроки экономики в общеобразовательной школе или дополнительные курсы по финансовой грамотности. Преподаванию планировала уделять часть времени, поэтому полную занятость не рассматривала.
Иллюзий, что быстро найду работу, я не питала: все-таки диплома педагогического вуза у меня не было. Зато была уверенность, что куда-нибудь обязательно устроюсь.
О рынке вакансий в сфере образования я ничего особо не знала и просто открыла популярный портал по поиску работы. Начала с того, что подкорректировала резюме: частично убрала нерелевантный опыт и добавила информацию о пройденном обучении. Затем вбила в поиск «преподаватель финансовой грамотности» и буквально сразу наткнулась на работу, которая меня полностью устраивала: с частичной занятостью и гибким графиком.
Долго не раздумывая, я откликнулась. Каково же было мое удивление, когда мне ответили и назначили собеседование на тот же вечер. Никакого волнения я не тогда испытывала — меня охватили энтузиазм и интерес. Но одних горящих глаз оказалось недостаточно: после интервью со мной никто так и не связался.
Я не отчаялась и стала просматривать предложения для новичков. Так, одна онлайн-платформа искала менеджера вводных уроков по финансовой грамотности, как раз без опыта. Я откликнулась на вакансию, но получила отказ.
Я уже долгое время была подписана на канал известного на российском рынке специалиста по рекрутингу. Она проводила акцию: любой подписчик мог получить карьерную консультацию бесплатно.
Я откликнулась, и мне довольно быстро ответили. Эксперт нашла, что мне отказывают из-за неподходящего резюме, посоветовала убрать нерелевантный опыт и написать о работе репетитором, если она была.
Надо сказать, я все это прекрасно понимала. Но так как я никогда не вела уроков, даже частных, то могла указать только свой опыт специалиста по международным стандартам финансовой отчетности, МСФО.
Я продолжила мониторить вакансии на порталах для учителей, отправила резюме в соседние школы, зарегистрировалась на волонтерских площадках.
Месяц переписывалась с потенциальными работодателями, но мне приходили отказы даже от благотворительных проектов. Часто мои отклики оставались без ответа.
Признаюсь, в какой-то момент у меня почти опустились руки. Я не понимала, где набраться опыта, если не могу устроиться даже волонтером.
Можно было отказаться от затеи, но я продолжила откликаться и получила приглашение на собеседование в Мальтийскую службу помощи. Это благотворительная организация, которая поддерживает малообеспеченных граждан и организует досуг для детей и взрослых.
За время поисков и откликов от былой уверенности в себе у меня почти ничего не осталось, так что перед этим собеседованием я волновалась. Но все прошло удачно. Мы с координатором созвонились в «Зуме», и я рассказала о себе, а представитель компании — о работе. По итогу меня пригласили посмотреть их центр.
Где-то через неделю мы встретились. Координатор провела экскурсию, рассказала, какие у них есть занятия и что центр очень заинтересован в уроках по финансовой грамотности для детей. После всех предыдущих отказов меня это, конечно, обрадовало, и мы договорились о сотрудничестве.
Примерно в то же время вышел выпуск Дудя с фотографом Дмитрием Марковым о том, как живет русская провинция. Среди прочего там рассказали истории ребят из детских домов.
Когда выпускники детдомов достигают 23 лет, они получают право на квартиру от государства. К сожалению, ребята часто теряют это жилье. Кроме того, они не знают, как распоряжаться своими финансами, что влечет за собой печальные последствия.
Посмотрев тот выпуск, я даже обрадовалась, что получила отказы от других работодателей и стечения обстоятельств привели меня в Мальтийскую службу помощи.
Работа в благотворительной организации — как раз та ощутимая польза, которой мне не хватало.
Заключив договор о безвозмездном выполнении услуг, мы с координатором пришли к тому, что я разработаю серию онлайн-уроков и напишу, как закончу. О сотрудничестве мы договорились в декабре, так что запускаться решили со следующего года.
Создание своего курса
Подготовке к занятиям я планировала посвятить весь ближайший месяц. К тому же это был мой первый опыт преподавания, такой необходимый и долгожданный.
Прежде чем начать подбирать материал, мне хотелось узнать возраст будущих слушателей. Я рассчитывала, что ими окажутся подростки из детских домов, но аудитория оказалась немного другой. Как я потом поняла, большая часть подопечных фонда — малообеспеченные семьи с детьми младшего школьного возраста.
Оставшуюся часть декабря и январские праздники я готовила программу. Это было несложно: структуру занятий посмотрела на сайтах онлайн-школ, куда ранее отправляла резюме, а материалы собрала из открытых источников.
Так как я готовила курс для детей, важно было подать информацию простыми словами и при этом интересно. На помощь мне пришла «Азбука финансовой грамотности» от «Смешариков». Например, когда я объясняла детям, что такое заемные средства, мы смотрели серию о том, как Нюша взяла кредит на платье.
Я также использовала другие источники, среди которых были:
- «Богатый бобренок» — серия интерактивных мультфильмов о бобренке, который начинает знакомиться с миром финансов;
- «Финансовая культура» — сайт, где можно почитать простые статьи об инвестициях, налоговых вычетах, оформлении ИП;
- «Вашифинансы-рф» — портал, где опубликованы учебники по финансовой грамотности и тематические тесты.
В результате я подготовила пять занятий по 45 минут каждое. В них в основном рассказывала про базовые термины, подкрепляя их примерами из жизни и мультфильмов.
Вот темы, которые я затронула в своем курсе:
- История денег: почему люди пользуются банкнотами и монетами, а не, например, ракушками.
- Как функционируют банки: что это такое, как появились и зачем нужны. В этой теме мы как раз разобрали термин «кредит».
- Управление личными финансами: какие есть типы доходов и расходов, почему одни расходы можно сократить, а другие — нет. Мы также строили мини-бюджет героев урока, учитывая их зарплату и необходимые траты. На мой взгляд, это одна из самых полезных тем.
- Финансовая безопасность в интернете: как грамотно поступать и чего лучше избегать. Также я рассказала, как не стать жертвой мошенника в обычной жизни.
- Финансовая грамотность на практике. Дети отвечали на вопросы и отгадывали загадки.
Мы договорились с координатором, что я напишу анонс курса, который разместят на сайте и страничке организации в соцсетях, а также на информационном стенде.
Объявление о наборе опубликовали 11 января, и к концу месяца у меня набралась группа из десяти детей в возрасте около десяти лет. Все мои ученики были из малообеспеченных семей.
Первое занятие состоялось 27 января. Я подготовила презентацию на вводную тему — знакомство с финансами. Зашла в конференцию заранее и, немного нервничая, стала ждать ребят.
Из десяти детей, которых записали на первое занятие, пришла ровно половина. При этом только один мальчик включил камеру. Он в итоге всегда ходил и отвечал на мои вопросы.
Занятия проходили раз в неделю, а всего их было пять. Домашних заданий я не давала. После каждого урока писала координатору, сколько человек присутствовало на уроке. Вероятно, организации нужна была эта информация, чтобы понимать, востребован ли курс.
Вести занятия оказалось тяжело, потому что у учеников были выключены камеры и я не понимала, слушали ли они меня. Иногда я задавала вопросы, на которые никто не отвечал. В такие моменты было сложно определить причину: тебя не понимают, не знают ответ или просто не слушают. Тогда я сама отвечала на свой вопрос, показывая попутно слайд с примером.
Я прекрасно понимала, что дети, которые только вернулись из школы, не хотят еще 45 минут сидеть перед компьютером и отвечать на вопросы. Поэтому старалась приводить интересные примеры, не возмущалась и не давила на ребят, если они молчали. Когда давала новые термины, уточняла, все ли ребятам понятно. В конце каждого урока задавала вопросы по пройденной теме.
На заключительном занятии я провела небольшую викторину. Все дети в ней активно участвовали, что меня несказанно обрадовало. После курса получила много положительных отзывов от родителей и координатора.
Выводы
Я выпустила свою первую группу учеников, но набирать вторую не захотела. Не могу сказать, что это совсем не мое, но я убедилась, что работа учителем — даже с частичной занятостью — требует много усилий.
Может, если бы я продолжила преподавать, то стала бы увереннее в себе и смогла бы продолжать и дальше. Но тогда мне нужен был перерыв и какое-то понимание, хочу я этого или нет.
Так сложилось, что в марте 2021 года я вернулась к работе финансистом. Мне понадобилось время, чтобы вникнуть в новые процессы, а на сторонние занятия не хватало сил. Поэтому решила, что при случае попробую еще раз, а пока сделаю паузу.
Благо форм передачи знаний сейчас очень много, и занятия проводить не обязательно. Например, можно вести блог или снимать видео для соцсетей. К сожалению, пока я до этого не дошла, но в будущем хочу создавать образовательный контент с советами по финансовой безопасности.
В любом случае я рада, что прошла этот путь, и ни о чем не жалею.
Вот еще несколько выводов, которые я сделала:
- если очень хочешь попробовать свои силы в чем-то совершенно новом, не обязательно тратить на это много денег — можно найти курсы подешевле и попутно изучить бесплатные материалы в интернете;
- одного желания работать мало, всегда нужен пусть небольшой, но опыт;
- вести уроки для детей сложно, но интересно.