Вправе ли авиакомпания устраивать дополнительные проверки документов?
Я летела из Москвы в Стамбул, и перед регистрацией на рейс сотрудники авиакомпании проверяли у пассажиров срок действия загранпаспорта. Если он был меньше четырех месяцев, на регистрацию не допускали. Из-за этого ожидание в очереди заняло еще больше времени, чем обычно.
Законны ли такие проверки и почему их проводят авиакомпании? Ведь в Турции пограничники могут не обратить внимания на срок действия паспорта.
Сотрудники авиакомпаний, как правило, обязаны проверять документы у пассажиров. Если иностранца не пустили в страну из-за проблем с документами, авиакомпания получит большой штраф. А еще ей придется за свой счет доставить пассажира обратно.
Имеют ли авиакомпании право проверять документы
Законы большинства стран обязывают авиакомпании проверять документы для въезда в другие государства. Например, в России эта обязанность закреплена в статье 6 закона о порядке выезда и въезда в РФ.
При этом авиакомпании могут проверять не только срок действия паспорта и наличие визы, но и медицинские документы, если их требует страна назначения. Например, сертификат о вакцинации или результат теста на коронавирус.
Как правило, авиакомпании пользуются базой данных Timatic. В ней содержится информация о проездных документах, визовых требованиях, о том, сколько дней можно находиться в стране, какие медицинские ограничения действуют, и другая. Доступ к ней есть у перевозчиков, агентов, турагентов, операторов аэропорта. Для пассажиров есть, например, интерфейс от авиакомпании United. В него поступает информация из Timatic, и им может бесплатно воспользоваться любой желающий. Достаточно ввести данные о предстоящей поездке и документах пассажира.
Еще перевозчики могут связаться с наземными службами в стране назначения, чтобы получить консультацию.
Правила въезда меняются постоянно, и в базах данных периодически возникают ошибки. Поэтому иногда авиакомпании неправильно трактуют требования. Например, осенью 2022 года СМИ и очевидцы рассказывали, что граждан России не пускали на рейсы из Дюссельдорфа в Хельсинки, из Рима в Таллин и Вильнюс, из Вены в Варшаву якобы потому, что им запрещен въезд в страну. Хотя ограничения на въезд для россиян ввели только на внешней границе Шенгенской зоны.
Я рекомендую заранее изучить правила въезда на сайте МИД, погранслужбы, правительства, консульства страны назначения. А при необходимости — запросить информацию в консульстве. Сохраните скриншоты и распечатки. Тогда, если возникнет спорный момент, есть шанс доказать свою правоту.
Как штрафуют авиакомпании, если у пассажира нет нужных документов
По данным ИАТА, каждый год 60 тысяч туристов получают отказ во въезде на границе. Один из 25 тысяч туристов попадает на рейс с неподходящими документами. Для небольшой авиакомпании, которая перевозит 10 млн человек в год, это 400 штрафов.
А управление гражданской авиации Великобритании с февраля по апрель 2021 года выписало авиакомпаниям 630 штрафов за то, что документы у пассажиров были не в порядке.
Размер штрафа за то, что авиакомпания посадила пассажира на рейс без нужных документов, зависит от страны. В среднем, по данным ИАТА, он составляет 3500 $ (245 140 ₽). Суммы штрафов в Турции мне найти не удалось. Но, например, в ЕС это от 3000 € (230 880 ₽) до 5000 € (384 800 ₽), а в США — 6215 $ (435 299 ₽).
Еще авиакомпании придется доставить пассажира обратно за свой счет. Получается, он займет место, которое перевозчик мог продать и получить прибыль.
Положена ли пассажиру компенсация, если он не попал на рейс по вине авиакомпании
Зависит от ситуации.
Если пассажира не пустили на рейс, потому что у него недействительный билет, он не может претендовать ни на какие выплаты.
Если у пассажира есть билет, но из-за длительной проверки документов он не успел на рейс, он может потребовать, чтобы ему вернули деньги за билет или выписали новый. А также получить компенсацию за задержку, если она положена по закону страны. Сумма зависит от законодательства страны, которое применяется. Например, в России это 25 ₽ в час.
Но авиакомпании советуют прибывать в аэропорт заранее. Это важно учитывать. Если человек зашел в здание аэровокзала за 5 минут до конца регистрации и не успел на рейс, у перевозчика будет больше оснований отказать в компенсации.
При этом пассажир может сдать билет и вернуть деньги, если это позволяют правила тарифа. По некоторым тарифам разрешают оформить возврат даже после того, как посадка завершилась.
Если авиакомпания не пускает на рейс из-за проблем с документами, например потому, что у пассажира нет визы, коронавирусных справок или срок действия паспорта заканчивается раньше, чем того требует страна назначения, все зависит от тарифа.
Если тариф возвратный, ориентироваться будут на его правила: за сколько часов до вылета можно сдать билет и есть ли такая возможность, когда самолет уже улетел. Если тариф невозвратный, как правило, перевозчик должен вернуть пассажиру аэропортовые сборы и сборы, которые взимают третьи страны. Но авиакомпания может отказаться выплатить эти деньги добровольно. Тогда пассажиру придется обратиться в суд.
Если пассажир докажет, что авиакомпания неверно трактовала правила и необоснованно отказала в посадке на рейс, это будет считаться неисполнением договорных обязательств. Тогда он имеет право потребовать компенсации.
В спорной ситуации авиакомпаниям проще перестраховаться и не пустить пассажира на рейс. Ведь если у путешественника нет нужных документов, перевозчику грозит крупный штраф. А если окажется, что авиакомпания необоснованно отказала пассажиру в посадке, ей придется выплатить небольшую сумму.
Например, в Турции при отказе в посадке на внутренний рейс пассажир может претендовать на компенсацию, эквивалентную 100 € (7696 ₽) в лирах. На международных рейсах — от 250 € (19 240 ₽) до 600 € (46 176 ₽) в зависимости от длительности полета.
На рейсах из третьих стран в Евросоюз и обратно или внутри ЕС максимальная компенсация, которую перевозчик обязан выплатить пассажиру, — 600 € (46 176 ₽).
Иногда, чтобы вернуть деньги, пассажирам приходится обращаться в суд.
- Вот пример. В 2018 году житель Казахстана должен был лететь с Кипра в Румынию. До вылета пассажир подал заявление на румынскую визу через сайт МИД страны. Ему сообщили, что визу оформлять не нужно, поскольку у него есть ВНЖ Кипра. Но в аэропорту Ларнаки без визы мужчину отказались посадить на рейс. Хотя он показал распечатку ответа МИД Румынии о том, что ему не нужна виза.
- Пассажир подал в суд на авиакомпанию и выиграл дело. Суд подчеркнул, что авиакомпания может отказать пассажиру в допуске на рейс из-за несоответствия проездных документов только в исключительных обстоятельствах. В решении суда нет пояснений — в каких.
- В предварительном заключении судья Европейского суда подчеркнул, что компания не исполнила обязательства по договору перевозки пассажира.
- Турист выиграл дело. Суд обязал компенсировать ему [[782.31EUR:60207]]. В эту сумму вошла стоимость билета, штраф за отмену брони отеля, сборы за экзамен, который собирался посетить пассажир, и компенсация морального вреда.
Что делать, если после проверки документов отказали в посадке на рейс
Для начала попросите, чтобы сотрудник на стойке регистрации дал вам мотивированный письменный отказ в посадке, и попробуйте поговорить с официальным представителем авиакомпании. Обычно у них есть отдельные офисы.
Если вы уверены, что в посадке вам отказали неправомерно, направьте в авиакомпанию официальное письмо. Потребуйте, чтобы вам возместили убытки и выплатили компенсацию.
Если авиакомпания не отреагирует на требование, можно обратиться в компании, которые помогают пассажирам, чьи права нарушены. Например, в Airhelp или Compensair. Или самостоятельно подать иск в суд. Как судиться с иностранной авиакомпанией, я рассказывала в другой статье.