Инвестидея: IAA, потому что разбитые машины — это ходовой товар

1
Аватар автора

Михаил Городилов

зарабатывает на инвестициях

Страница автора

Сегодня у нас умеренно-спекулятивная идея: взять акции онлайн-аукциона по продаже б/у машин IAA (NYSE: IAA), чтобы заработать на росте спроса на автомобили в США.

Потенциал роста и срок действия: 12% за 14 месяцев, 10% годовых на протяжении 10 лет.

Почему акции могут вырасти: потому что в США дикий спрос на автомобили.

Как действуем: берем акции сейчас по 54,98 $.

Без гарантий

Наши размышления основаны на анализе бизнеса компании и личном опыте наших инвесторов, но помните: не факт, что инвестидея сработает так, как мы ожидаем. Все, что мы пишем, — это прогнозы и гипотезы, а не призыв к действию. Полагаться на наши размышления или нет — решать вам.


И что там с прогнозами автора

Исследования, например вот это и вот это, говорят о том, что точность предсказаний целевых цен невелика. И это нормально: на бирже всегда слишком много неожиданностей и точные прогнозы реализовываются редко. Если бы ситуация была обратная, то фонды на основе компьютерных алгоритмов показывали бы результаты лучше людей, но увы, работают они хуже.

Поэтому мы не пытаемся строить сложные модели. Прогноз доходности в статье — это ожидания автора. Этот прогноз мы указываем для ориентира: как и с инвестидеей в целом, читатели решают сами, стоит доверять автору и ориентироваться на прогноз или нет.

Любим, ценим,
Инвестредакция

На чем компания зарабатывает

Название компании расшифровывается как Insurance Auto Auction — страховой автомобильный аукцион. IAA занимается проведением аукционов с машинами, с которыми произошел страховой случай: авария, кража и так далее. Вообще, это онлайн-площадка, но компания также проводит живые аукционы. Как компания работает, можно посмотреть на ее ютуб-канале. Деньги IAA делает на комиссии с участников аукционов за использование определенных услуг.

Согласно годовому отчету компании, выручка компании делится следующим образом:

  1. Покупатели машин — примерно ⅔ выручки. Ремонтные мастерские, продавцы металлолома и разборщики. Для этой категории клиентов компания оказывает такие услуги, как аукционы и помощь в поиске автозаймов.
  2. Продавцы машин — примерно ⅓ выручки. Страховые компании, благотворительные организации, автодилеры, лизинговые компании и компании, сдающие машины в аренду. Кроме аукционов IAA оказывает им услуги по управлению, транспортировке и обеспечению безопасности выставленных на продажу машин.
Более или менее полный перечень платных услуг компании с их описанием

Сегменты компании по видам:

  1. Услуги — 89,03%. Сборы IAA с участников аукционов за все оказанные им услуги. Валовая маржа сегмента — 41,48% от его выручки.
  2. Продажи машин — 10,97%. Доходы компании с продажи купленных ею автомобилей. Валовая маржа сегмента — 17,53% от его выручки.

География продаж компании:

  1. США — 87,73%. Итоговая маржа сегмента — 14,56% от его выручки.
  2. Другие страны — 12,27%. Итоговая маржа сегмента — 10,48% от его выручки.
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в млрд долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends
Выручка и прибыль за последние 12 месяцев в млрд долларов, итоговая маржа в процентах от выручки. Источник: Macrotrends

Аргументы в пользу компании

Потому что конъюнктура. Мощнейший спрос на машины не тормозит даже безумный рост цен — потребители пока готовы платить любые деньги за любые машины. Новых автомобилей все равно недостаточно из-за дефицита полупроводников, поэтому потребители скупают машины на вторичном рынке.

В случае со спецификой бизнеса IAA есть свои тонкости, но в целом ситуация для компании сейчас благоприятная. Так что можно ожидать притока покупателей на платформу компании: в условиях дефицита логично было бы ожидать, что автодилеры станут воскрешать побитые машины или в худшем случае разбирать их на компоненты.

Но и за пределами сезонных колебаний спроса IAA — это неплохой вариант на долгий срок. Средний возраст машин в США рос и до недавнего дефицита, потому что и без коронакризиса ситуация для потребителей в США менялась в худшую сторону. Поэтому б/у машина — это возможность сэкономить. Так что IAA может рассчитывать на приток потребителей в течение многих лет так же, как и продавцы автозапчастей.

Также здесь стоит заметить, что IAA — это редкий пример удачной цифровизации преимущественно офлайновой отрасли: компания сильно развила свои цифровые площадки, что позволило ей выжимать из своего бизнеса невиданные по меркам автодилерского дела 15,45% итоговой маржи.

Потому что автодилерский бизнес — это полный отстой. Если вы уже давно с нами, то, возможно, помните наши разборы американских автодилеров: Asbury, AutoNation, Lithia Motors, O’Reilly Automotive и Group 1. Там мы указали на основные особенности их бизнеса:

  1. «Синдром Amazon». Низкая маржинальность основного бизнеса, которая сильно тянет вниз результат всей компании. Тут разве что O’Reilly стоит особняком с высокой итоговой маржей всей компании.
  2. Высокая маржинальность сегментов, которые приносят меньше всего выручки.

В связи с этим очень вероятен сценарий, при котором IAA будет куплена кем-то из упомянутых крупных компаний, скорее всего O’Reilly. Бизнес IAA крепок и маржинален, а сама компания стоит не очень много в относительных и абсолютных цифрах: P / E 33,37 и капитализация 7,41 млрд долларов.

Что может помешать

Концентрация. Согласно отчету компании, 40% продаваемых на площадке компании машин приходится на трех неназванных крупных поставщиков-страховщиков. Изменение отношений с кем-то из них может подпортить IAA отчетность.

Наследство. До лета 2019 компания была подразделением похожей компании KAR Auction Services, и у выделения IAA было несколько особенностей.

IAA запрещено в течение 5 лет, следующих за разделением, конкурировать с KAR в некоторых сегментах авторынка. Есть исключения, но в этих случаях IAA должна будет делиться выручкой с KAR. Также есть ограничения по расширению бизнеса. Еще там был запрет на продажу компании, но срок действия этого запрета скоро истекает или уже истек. Это будет тормозить рост финансовых показателей IAA.

IAA в ходе разделения совершила налоговый маневр, и правительство может пересмотреть свое решение по нему. Американское государство усиленно развивает экстрактивные институты: например, всерьез обсуждается введение ретроактивных больших налогов. Здесь есть риск, что аудиторская налоговая проверка «обрадует» IAA новостями об уплате крупного налога. В этом случае компания понесет потери, но, с другой стороны, это будет разовая потеря. Все это нужно иметь в виду.

Бухгалтерия. Согласно последнему отчету, у IAA довольно большой объем задолженностей: 294,1 млн долларов срочных и 2,189 млрд несрочных. У компании сейчас достаточно денег, чтобы рассчитаться по срочным задолженностям: 341,9 млн на счетах и 366,9 млн задолженностей контрагентов. Такая большая сумма долгов станет для компании тяжелым бременем в будущем, когда она начнет расширяться, получив право конкурировать с KAR. Но к тому времени ставки уже наверняка будут заметно выше, чем сейчас, так что обслуживание старых и создание новых займов для компании станет ощутимо дороже. Эта проблема актуальна для тех, кто изберет путь долгосрочного инвестора.

Все не так просто. Компания продает не просто б/у автомобили, а автомобили, побывавшие в аварии. То есть активность на ее площадке зависит от уровня активности на дорогах: больше активности — больше аварий. В 2020 уровень активности на дорогах был ниже из-за коронавирусных ограничений, что сказалось на продажах компании не лучшим образом. От этого «материнская» KAR также понесла убытки.

Уровень загруженности дорог в Америке и других странах постепенно возвращается к допандемической норме, но новые карантины могут попортить IAA продажи. В общем, чем ниже Америка и мир в «Индексе нормальности» The Economist, тем хуже будет IAA.

Что в итоге

Берем акции сейчас по 54,98 $. Дальше у нас есть несколько вариантов:

  1. дождаться роста акций до 62 $ — сколько за них просили еще в апреле этого года;
  2. держать акции 10 лет, чтобы увидеть, как компания превратится в Amazon от мира разбитых драндулетов. Ну и на длинных дистанциях сильно возрастает возможность покупки компании кем-то.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество