Холод, ветер и брусчатка: во Франции пройдет легендарная велогонка «Париж — Рубе»

Велосипедисты проедут знаменитый маршрут в 120-й раз

7
Холод, ветер и брусчатка: во Франции пройдет легендарная велогонка «Париж — Рубе»
Аватар автора

Артем Соколов

проведет весь день у экрана

Страница автора

Одна из главных гонок сезона состоится в воскресенье, 9 апреля.

Гонка протяженностью 257 км начнется в пригороде Парижа Компьене и традиционно закончится в небольшом городе Рубе, на велотреке «Велодром Андрэ-Петрио», открытом в 1936 году.

Рассказываем об особенностях гонки и о том, почему она так популярна в мире шоссейного велоспорта.

Как смотреть велогонки

Может показаться, что шоссейный велоспорт — нишевый вид спорта. На самом деле у него огромное количество поклонников: например, трансляции «Тур де Франс» смотрят более 150 млн человек.

Наш большой материал поможет разобраться в основных правилах велогонок и в феномене их популярности.

В чем особенность гонки

«Париж — Рубе» — одна из самых сложных однодневных гонок в календаре шоссейного велоспорта, она входит в список «монументальных». Выиграть ее так же престижно, как, например, «Тур де Франс». Вот чем обусловлены ее сложность и высокий статус.

Дистанция. Каждый год маршрут незначительно меняется, но его протяженность всегда превышает 250 км. Гонщики проводят в седле более шести часов.

Брусчатка. Самая знаменитая отличительная черта гонки. Дистанция включает в себя около 30 брусчатых участков — во Франции их называют pavé — общей протяженностью около 50 км. Брусчатка встречается и на других классических гонках, но здесь она уникальна: камни довольно крупные и с большими зазорами, ехать по такой дороге очень тяжело и неудобно. Участки паве — это испытание не только для гонщиков, но и для их велосипедов: здесь часто случаются проколы и поломки, которые имеют решающее значение в борьбе за высокие места.

Погодные условия. Гонка традиционно проводится в начале или середине апреля, в это время на севере Франции еще довольно холодно и ветрено. Тяжелее всего участникам приходится во время дождя: из-под колес летит грязь, а брусчатка намокает и становится скользкой, на ней легко упасть. Но непросто и в сухую погоду: на участках паве поднимается пыль, затрудняя видимость.

В 21 веке дождь во время гонки «Париж — Рубе» шел всего дважды, последний раз — в 2021 году. Источник: Tim de Waele / Getty Images
В 21 веке дождь во время гонки «Париж — Рубе» шел всего дважды, последний раз — в 2021 году. Источник: Tim de Waele / Getty Images

История «Париж — Рубе»

Впервые гонка состоялась в 1896 году. Идея проведения принадлежит двум предпринимателям — Теодору Вьенну и Морису Пересу, которые годом ранее построили велотрек в Рубе. Они мечтали о велогонке, которая бы начиналась в столице Франции и завершалась на их треке.

Брусчатые участки на маршруте — это не изобретение организаторов, а особенности того времени: добраться из Парижа в Рубе исключительно по асфальту тогда было невозможно.

После окончания Второй мировой войны гонка могла прекратить существование: в Европе началось массовое асфальтирование дорог, с каждым годом брусчатки становилось все меньше. Особенно активно сохранению паве препятствовали мэры мелких французских городов: если маршрут «Париж — Рубе» проходил по их территориям, считалось, что они не справляются со своими обязанностями по благоустройству.

Приходилось защищать брусчатку и постоянно искать новые участки взамен тех, что были заасфальтированы. Огромную роль в этом сыграла организация Les Amis de Paris–Roubaix, «Друзья „Париж — Рубе“». Ее члены по сей день следят за состоянием паве, ремонтируют брусчатку и готовят ее к гонке.

Вместо кубка победитель гонки получает в качестве сувенира настоящий булыжник с трассы. Источник: Tim de Waele / Getty Images
Вместо кубка победитель гонки получает в качестве сувенира настоящий булыжник с трассы. Источник: Tim de Waele / Getty Images

Особенности брусчатки

Для удобства гонщиков и болельщиков организаторы присваивают каждому участку паве уровень сложности. Он зависит от протяженности и состояния брусчатки и оценивается звездами — от одной до пяти. Сейчас на маршруте есть три пятизвездных участка.

Аренбергский лес. Самый опасный участок паве. Протяженность — 2,3 км, расположен почти за 100 км до финиша. Живописную дорогу, окруженную высокими деревьями, отыскал бывший велогонщик Жан Стаблински, который после завершения карьеры работал на местной шахте. В 1998 году в Аренбергском лесу упал Йохан Мюзеув, будущий трехкратный победитель гонки, — и тяжелая травма чуть не привела к ампутации ноги.

Монс-ан-Певель. Самый протяженный брусчатый участок — 3 км. Эта классическая сельская дорога появилась на маршруте в 1978 году, а с 2001 используется ежегодно.

Карфур де л’Арбр. Последний пятизвездный участок паве находится за 15 км до финиша. Его протяженность — 2,1 км. Помимо разбитой брусчатки здесь есть довольно опасный поворот почти под прямым углом.

Брусчатый участок в Аренбергском лесу. Источник: Bryn Lennon / Getty Images
Брусчатый участок в Аренбергском лесу. Источник: Bryn Lennon / Getty Images

Женская версия «Париж — Рубе»

Гонка среди женщин в этом году пройдет в третий раз. Участницы проедут 145,5 км: стартуют в пригороде Валансьена Денене и финишируют на велотреке Рубе. На дистанции будет 18 брусчатых участков, но только два из них — высшей категории сложности: организаторы не включили Аренбергский лес из соображений безопасности.

Главные претендентки на победу — бельгийка Лотте Копеки и прошлогодняя победительница Элиза Лонго-Боргини из Италии.

Рассылка для всех, кто любит спорт
Истории о спорте во всех проявлениях — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

За кем следить

«Париж — Рубе» — очередная серия противостояния нидерландского гонщика Матье ван дер Пула и бельгийца Ваута ван Арта. Матье в этом сезоне уже выиграл однодневку «Милан — Сан-Ремо» и дважды был на подиуме других престижных гонок. Ван Арт в прошлом году финишировал в Рубе вторым, но в целом на монументальных гонках выступает неудачно: только одна победа за шесть лет.

Победить может и кто-то из одноклубников ван Арта: в составе команды Jumbo-Visma есть прошлогодний триумфатор Дилан ван Барле и Кристоф Лапорт, набравший хорошую форму.

Интересно понаблюдать и за талантливым бельгийским гонщиком Арно де Ли. 21-летний спортсмен дебютирует на «Париж — Рубе», но уже хорошо зарекомендовал себя на других гонках с брусчаткой.

Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт на «Туре Фландрии» 2023 года. Источник: Getty Images
Матье ван дер Пул и Ваут ван Арт на «Туре Фландрии» 2023 года. Источник: Getty Images

Где смотреть

Гонщики выйдут на старт в воскресенье, 9 апреля, в 10:30 по московскому времени. Женская версия гонки состоится днем ранее, начало — в 15:00.

В России официальных трансляций гонки не будет. Однако посмотреть «Париж — Рубе» можно онлайн, на зарубежных каналах и сервисах. Для доступа к ним понадобится VPN, а для оплаты подписки — карта иностранного банка:

  1. Eurosport Player. В стриминговом сервисе есть опция просмотра с комментариями на русском языке.
  2. GCN. Официальный партнер Мирового тура транслирует гонки онлайн с английскими комментариями.
  3. SBS. Австралийский канал бесплатно транслирует знаковые гонки сезона. Чтобы их посмотреть, понадобится австралийский IP-адрес.
  4. Sporza. На бельгийском канале также будет бесплатная трансляция. Для просмотра понадобится IP-адрес Бельгии.

Спортивные сюжеты и материалы для тех, кто любит спорт во всех его проявлениях, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить: @t_sportik

Расскажите про свой опыт просмотра велогонок:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество