Обзор Mail.ru Group: диверсифицированный технологический холдинг

6
Аватар автора

Игорь Морошкин

частный инвестор

Страница автора

Mail.ru Group (LSE, MCX: MAIL) — крупный технологический холдинг, зарегистрированный на Британских Виргинских островах.

Что тут происходит

Читатели давно просили нас начать разбирать отчетность и фундамент бизнеса российских эмитентов. Идею сделать обзор Mail.ru Group предложил наш читатель Кирилл Новоселов в комментариях к обзору «Яндекса». Предлагайте в комментариях компании, разбор которых вам хотелось бы прочитать.

О компании

Mail.ru Group — крупная технологическая компания с хорошо диверсифицированным бизнесом. Ее история началась в 1998 году с почтового сервиса Mail.ru, сама Mail.ru Group была основана в 2005 году, ее депозитарные расписки начали торговаться на Лондонской фондовой бирже в 2010 году, а на Московской — в 2020 году. У компании всего три операционных сегмента бизнеса, но с множеством подсегментов.

Коммуникации и социальные сети. В этот сегмент входят различные онлайн-сервисы:

  1. Крупнейшие российские социальные сети: «Вконтакте» (VK), «Одноклассники» (OK), «Мой мир».
  2. Почтовые сервисы, включающие крупнейший в рунете сервис почты и еще целое семейство сервисов: «Поиск», «Облако», «Календарь», «Видеозвонки».
  3. Медиапроекты: «Новости», «Авто», «Недвижимость», «Леди» и прочие.
  4. Мессенджеры: ICQ, «Mail.ru Агент», «Тамтам».

В этом сегменте компания зарабатывает на рекламе и платежах за дополнительные услуги — в основном в социальных сетях.

В последние годы явно видно движение в сторону выстраивания экосистемы вокруг самой популярной социальной сети компании — «Вконтакте». На базе приложения VK было создано суперприложение, а также несколько платформенных решений: единый аккаунт пользователя сервисов компании VK Connect, платформа мини-приложений VK Mini Apps, платформа виджетов VK Widgets, платежный сервис VK Pay, подписка VK Combo, голосовой помощник Маруся. VK Mini Apps была интегрирована и в приложение OK. В обеих социальных сетях на этой платформе были созданы мини-приложения для заказа такси, еды и доставки товаров.

Игры. У компании есть подразделение по разработке игр. В него входят 13 внутренних студий и венчурное подразделение, которое проинвестировало в еще 35 студий. С 2019 года разрабатываемые игры объединены под общим брендом MY.GAMES.

Подразделение разрабатывает игры для ПК, игровых консолей и мобильных устройств, специализируясь на MMO-сегменте — массовых многопользовательских онлайн-играх и явно делая упор на самый быстрорастущий сегмент игр — для мобильных устройств. В портфеле компании более 150 игр с более чем 740 миллионами зарегистрированных в них пользователей. Еще у компании есть собственная игровая ПК-платформа MY.GAMES Store, а в 2020 году в бета-тестирование был запущен сервис облачного гейминга MY.GAMES Cloud.

Новые инициативы. Сюда входит все остальное:

  1. Сервисы онлайн-образования Geekbrains, Skillbox, доля в «Учи-ру».
  2. Сервис онлайн-объявлений «Юла».
  3. Умная колонка «Капсула».
  4. Рекомендательные сервисы «Пульс» и Relap.io.
  5. B2B-решения: облачные решения, решения по аналитике и управлению данными. В этом сегменте компания активно помогает цифровизировать работу органов власти и бизнес своих партнеров. Были заключены соглашения с Алтайским краем, Республикой Удмуртией, Иннополисом, «Сибуром», MR Group, Miele.

У сервисов компании огромная аудитория, близкая ко всей аудитории рунета, при этом количество активных пользователей основных сервисов еще и растет. Такое огромное количество пользователей — пожалуй, главное конкурентное преимущество компании.

Mail.ru Group очень активно занимается сделками слияний и поглощений: значительная часть сервисов экосистемы была основана кем-то другим и после куплена компанией.

Аудитория и ее вовлеченность крупнейших сервисов рунета на июнь 2020 года

MAU (число активных пользователей за месяц)Вовлеченность (среднедневная доля пребывания на определенном ресурсе)
Mail.ru Group + AliExpress + O2O94%19%
Google95%15%
«Яндекс»88%8%
Facebook88%13%
Сбер75%1%
Rambler44%< 1%

Аудитория и ее вовлеченность крупнейших сервисов рунета на июнь 2020 года

MAU (число активных пользователей за месяц)
Mail.ru Group + AliExpress + O2O94%
Google95%
«Яндекс»88%
Facebook88%
Сбер75%
Rambler44%
Вовлеченность (среднедневная доля пребывания на определенном ресурсе)
Mail.ru Group + AliExpress + O2O19%
Google15%
«Яндекс»8%
Facebook13%
Сбер1%
Rambler< 1%

Количество активных пользователей крупнейших сервисов компании в месяц, млн человек

«Вконтакте»97
«Одноклассники»71
Почта46
«Юла»33
«Новости»13,2
«Мой мир»9,2
«Леди»9,0

Количество активных пользователей крупнейших сервисов компании в месяц, млн человек

«Вконтакте»97
«Одноклассники»71
Почта46
«Юла»33
«Новости»13,2
«Мой мир»9,2
«Леди»9,0
Экосистема сервисов компании. Источник: презентация компании, стр. 12
Экосистема сервисов компании. Источник: презентация компании, стр. 12
Платформенные решения экосистемы сервисов компании. Источник: презентация компании, стр. 14
Платформенные решения экосистемы сервисов компании. Источник: презентация компании, стр. 14

Статистика VK Mini Apps по кварталам

Количество активных приложений, тысяч штукMAU (число активных пользователей за месяц), млн человек
4 квартал 201913,323
1 квартал 202015,027
2 квартал 202019,730
3 квартал 202022,128
4 квартал 202025,939
1 квартал 202129,437

Статистика VK Mini Apps по кварталам

Количество активных приложений, тысяч штук
4 квартал 201913,3
1 квартал 202015,0
2 квартал 202019,7
3 квартал 202022,1
4 квартал 202025,9
1 квартал 202129,4
MAU (число активных пользователей за месяц), млн человек
4 квартал 201923
1 квартал 202027
2 квартал 202030
3 квартал 202028
4 квартал 202039
1 квартал 202137

Совместные предприятия

Кроме вышеописанных сервисов, у Mail.ru Group есть доли в нескольких совместных предприятиях, что делает этот бизнес еще более диверсифицированным.

«O2O». Совместное предприятие, которым компания владеет пополам со Сбером. Туда входят сервисы, связанные с доставкой еды и мобильностью:

  1. Delivery Club — крупнейший в России сервис доставки еды.
  2. «Самокат» — сервис экспресс-доставки продуктов.
  3. «Кухня на районе» — сервис экспресс-доставки еды собственного приготовления.
  4. «Ситимобил» — агрегатор такси.
  5. «Ситидрайв» — каршеринг, бывший YouDrive.
  6. r_keeper — компания, разрабатывающая программное обеспечение для автоматизации работы ресторанов.

Бизнес находится в стадии становления: убыточен, но растет большими темпами — общий объем оборота товаров (GMV) вырос за последний год в два раза.

В деловых СМИ постоянно появляются слухи о разделе этого совместного предприятия. В прошлом году причиной называли разногласия насчет основы общей платформы, весной даже предполагали участие Кремля в согласовании раздела, а в начале июня появилась информация о разделе с последующим переименованием Mail.ru Group в VK Group.

Сложно сказать, какие основания есть у этих слухов, но, как мы уже рассматривали в статье о Сбере, банк действительно очень активно строит свою экосистему и уже делил совместное предприятие с «Яндексом», так что стоит держать в уме возможность такого завершения этого партнерства.

AliExpress Russia. Совместное предприятие в сфере электронной торговли с Alibaba Group, «Мегафоном», Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) и некоторыми ближневосточными суверенными фондами. Крупнейшая доля — у Alibaba Group, Mail.ru Group владеет 15%. Сюда входят AliExpress, TMall, Pandao. Предприятие занимается торговлей и доставкой товаров из Китая и конкурирует с Ozon и Wildberries как маркетплейс. Общий объем оборота товаров (GMV) за 2020 финансовый год составил почти 230 миллиардов рублей, из них локальный бизнес сгенерировал примерно четверть оборота.

Еще компания подписала обязывающее соглашение о создании еще двух совместных предприятий в сфере цифровых платежных решений и финансовых услуг вместе с Ant Group, РФПИ, «Мегафоном» и USM. У Mail.ru Group будет крупнейшая доля в платежном предприятии — 40%, компания внесет туда VK Pay и «Деньги Mail.ru», и доля около 6% в финансовом, куда компания внесет денежные средства.

Финансовые показатели

У Mail.ru Group противоречивые финансовые показатели: выручка хорошо растет, а вот чистая прибыль и чистый долг стали показывать отрицательную динамику. Компания показала очень серьезный убыток по итогам 2020 года, и пока убытки продолжаются. Чистый долг вышел из отрицательной зоны в положительную, что не очень свойственно технологическим компаниям. Согласно отчетности, убытки 2020 года в основном связаны с большими расходами по совместному предприятию «O2O», а в первом квартале 2021 года — с убытками из-за амортизации.

Структура выручки — одна из сильных сторон компании. У нее нет сегмента выручки, дающего подавляющую долю, как у конкурентов. Онлайн-реклама и MMO-игры приносят компании примерно одинаково, да и интернет-услуги с добавленной стоимостью, включающие всякие платежи и комиссии за услуги в социальных сетях и играх, приносит неплохую долю выручки. А за счет игрового сегмента у компании есть доля международной выручки, и она растет.

Выручка, чистая прибыль и чистый долг, млрд рублей

ВыручкаЧистая прибыльЧистый долг
201757,514,2−15,4
201866,115,1−11,7
201987,115,613,7
2020100,5−20,95,9
1 кв. 202127,7−2,510,7

Выручка, чистая прибыль и чистый долг, млрд рублей

Выручка
201757,5
201866,1
201987,1
2020100,5
1 кв. 202127,7
Чистый долг
201714,2
201815,1
201915,6
2020−20,9
1 кв. 2021−2,5
Выручка
2017−15,4
2018−11,7
201913,7
20205,9
1 кв. 202110,7

Выручка по операционным сегментам, млрд рублей

Онлайн-рекламаMMO-игрыИнтернет-услуги с добавленной стоимостьюДругая выручка
201722,512,113,32,2
201832,015,713,44,5
201936,636,415,87,5
202039,032,818,210,6
1 кв. 202110,59,44,43,5

Выручка по операционным сегментам, млрд рублей

Онлайн-реклама
201722,5
201832,0
201936,6
202039,0
1 кв. 202110,5
MMO-игры
201712,1
201815,7
201936,4
202032,8
1 кв. 20219,4
Интернет-услуги с добавленной стоимостью
201713,3
201813,4
201915,8
202018,2
1 кв. 20214,4
Другая выручка
20172,2
20184,5
20197,5
202010,6
1 кв. 20213,5

Доля международной выручки игрового сегмента

201752%
201864%
201969%
202075%
1 кв. 202179%

Доля международной выручки игрового сегмента

201752%
201864%
201969%
202075%
1 кв. 202179%

Акционерный капитал

У Mail.ru Group два класса акций: класс A дает 25 голосов, а класс В — 1. Акционеры — множество известных компаний. Это и южноафриканская медиа- и интернет-группа Naspers через компанию Prosus, и китайские технологические гиганты Alibaba и Tencent, и российские «Мегафон», Сбер и «Ростех» через «МФ технологии».

«Мегафон» и USM, в которых Алишер Усманов — конечный бенефициар, передали свои 54%, то есть контрольный пакет акций, в «МФ технологии». А у «МФ технологий» есть контрольный голосующий пакет акций в Mail.ru Group, где CEO компании — Борис Добродеев.

Структура акционерного капитала

АкционерЭкономическая доляГолосующая доля
Prosus25,7%12,3%
Alibaba Group9,5%4,5%
Tencent7,0%3,3%
«МФ технологии»4,8%57,3%
Free float53,0%22,6%

Структура акционерного капитала

Экономическая доля
Prosus25,7%
Alibaba Group9,5%
Tencent7,0%
«МФ технологии»4,8%
Free float53,0%
Голосующая доля
Prosus12,3%
Alibaba Group4,5%
Tencent3,3%
«МФ технологии»57,3%
Free float22,6%

Структура акционерного капитала «МФ технологии»

«Мегафон»45%
Сбер36%
«Ростех»10%
USM9%

Структура акционерного капитала «МФ технологии»

«Мегафон»45%
Сбер36%
«Ростех»10%
USM9%

Почему акции могут вырасти

Технологическая компания роста. Как и «Яндекс», Mail.ru Group — одна из немногих на нашем фондовом рынке технологических компаний и компаний роста одновременно. Выручка исправно растет, дивиденды не выплачиваются, а все средства направляются на укрепление позиций на существующих рынках и захват новых. Популярность технологического сектора, рост бизнеса быстрее своих рынков и лояльность многочисленных пользователей могут стать драйверами долгосрочного роста котировок ценных бумаг компании.

Диверсифицированный бизнес. В отличие от большинства конкурентов, у Mail.ru Group несколько крупных источников выручки, что снижает риски. К тому же у компании устойчивые позиции на основных рынках, особенно на рынке социальных сетей.

Доля интернет-рекламы на рынке рекламы в России

201535%
201637%
201740%
201843%
201949%

Доля интернет-рекламы на рынке рекламы в России

201535%
201637%
201740%
201843%
201949%

Рост рынка интернет-рекламы в России и выручки Mail.ru Group от интернет-рекламы

РынокMail.ru Group
201621%26%
201722%29%
201822%39%
201920%23%
2020, 9 мес.1%3%

Рост рынка интернет-рекламы в России и выручки Mail.ru Group от интернет-рекламы

Рынок
201621%
201722%
201822%
201920%
2020, 9 мес.1%
Mail.ru Group
201626%
201729%
201839%
201923%
2020, 9 мес.3%

Рост рынка игр и выручки Mail.ru Group от игр

РынокMail.ru Group
201714%51%
201814%41%
20195%26%

Рост рынка игр и выручки Mail.ru Group от игр

Рынок
201714%
201814%
20195%
Mail.ru Group
201751%
201841%
201926%

Почему акции могут упасть

Противоречивые финансовые показатели. В последнее время у компании убытки, появился положительный чистый долг. Это отличает Mail.ru Group не в лучшую сторону. Да и с инвестициями в совместное предприятие со Сбером все не очень ясно: вдруг оно распадется и раздел будет на не очень выгодных для компании условиях. К тому же даже в прошлые годы, когда компания была прибыльной, ее мультипликаторы были не лучшими: например, ROE был невысоким — даже не превышал 10%, а средний ROE за пять лет уступает всем конкурентам, строящим экосистемы, что говорит о более низкой эффективности бизнеса Mail.ru Group.

Множество конкурентов. Несмотря на устойчивые позиции в бизнес-сегментах компании, особенно в социальных сетях, у компании множество очень сильных и богатых конкурентов: уже рассмотренные нами в других статьях также строящие свои экосистемы «Яндекс», Сбер, TCS Group, мировой флагман своего рынка Facebook, «Авито» и многие другие. Отдельно стоит упомянуть сегмент игр: компания входит в топ-50 разработчиков игр и надеется в среднесрочной перспективе войти в топ-25. Тут не только конкуренция высока, но и Mail.ru Group выступает в роли догоняющего.

Необъяснимое падение котировок. После размещения депозитарных расписок компании на Московской бирже летом 2020 года котировки сначала значительно выросли. Но вот после включения в индекс MSCI Russia стремительно пошли вниз без каких-либо негативных корпоративных новостей и даже снижались 13 торговых сессий подряд. Как итог, котировки сейчас даже ниже цены размещения практически годовой давности, хотя индекс Мосбиржи на исторических максимумах, не так уж далеко от них и прямой конкурент по сектору — «Яндекс».

Можно только догадываться, почему так произошло, — возможно, кто-то из крупных акционеров решил избавиться от большого пакета акций, что и продавило цену вниз. В любом случае тенденция несколько настораживает.

Мультипликаторы Mail.ru Group по годам

P / EROENet debt / EBITDA
201724,48,6%−0,75
201822,59,2%−0,43
201918,48,5%0,46
2020УбытокУбыток0,22
1 кв. 2021УбытокУбыток0,39

Мультипликаторы Mail.ru Group по годам

P / E
201724,4
201822,5
201918,4
2020Убыток
1 кв. 2021Убыток
ROE
20178,6%
20189,2%
20198,5%
2020Убыток
1 кв. 2021Убыток
Net debt / EBITDA
2017−0,75
2018−0,43
20190,46
20200,22
1 кв. 20210,39

Мультипликаторы «Яндекса» и Mail.ru Group за первый квартал 2021 года

P / EROENet debt / EBITDAEV / EBITDA
«Яндекс»85,25,5%−3,0231,7
Mail.ruУбытокУбыток0,3914,6

Мультипликаторы «Яндекса» и Mail.ru Group за первый квартал 2021 года

«Яндекс»
P / E85,2
ROE5,5%
Net debt / EBITDA−3,02
EV / EBITDA31,7
Mail.ru
P / EУбыток
ROEУбыток
Net debt / EBITDA0,39
EV / EBITDA14,6

Минимальный, максимальный и средний ROE компаний, строящих экосистемы, за последние 5 лет

МинимальныйМаксимальныйСредний
Mail.ru8,5%9,2%8,8%
«Яндекс»5,5%18,5%10,9%
Сбер16,1%24,3%22,0%
TCS Group40,6%74,7%53,5%

Минимальный, максимальный и средний ROE компаний, строящих экосистемы, за последние 5 лет

Mail.ru
Минимальный8,5%
Максимальный9,2%
Средний8,8%
«Яндекс»
Минимальный5,5%
Максимальный18,5%
Средний10,9%
Сбер
Минимальный16,1%
Максимальный24,3%
Средний22,0%
TCS Group
Минимальный40,6%
Максимальный74,7%
Средний53,5%

В итоге

Mail.ru Group — крупная технологическая компания с хорошо диверсифицированным бизнесом и огромной аудиторией пользователей. Как и многие ее конкуренты, она строит экосистему. Бизнес растет хорошими темпами, но его эффективность вызывает некоторые вопросы: в последнее время компания скатилась в убытки и нарастила долг, но и до этого она уступала по рентабельности всем конкурентам, строящим экосистемы.

Компания оценивается рынком значительно дешевле прямого конкурента — «Яндекса». Это, с одной стороны, хорошо, так как «Яндекс» сильно переоценен, с другой — отражает то, что бизнес Mail.ru Group выглядит менее привлекательным.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество