Почему слабеет рубль и сколько это продлится

Рубль начал резко слабеть к доллару в начале апреля. Тогда курс был около 78 ₽ за доллар. Сейчас он колеблется в районе 81—82 ₽ за доллар, текущий курс — 1 $ (81 ₽). При этом рубль слабеет на фоне растущих цен на нефть.
Расскажу, что сейчас влияет на рубль и какой курс прогнозируют аналитики.
Что сейчас влияет на рубль
Главные факторы, влияющие на национальную валюту, остались прежними — о них Тинькофф Журнал рассказывал в конце прошлого года. Но сейчас к ним добавилось несколько новых. Вот так сейчас выглядит список факторов.
Сокращение экспорта. Баланс текущего счета, который отражает баланс импорта и экспорта, поддерживал рубль весь прошлый год. Тогда перевес экспорта был рекордным по историческим меркам. Например, в первом квартале 2022 года экспорт превышал импорт почти на 70 млрд долларов. Этому способствовало и сокращение импорта из-за санкций, и высокие цены на нефть и газ.
Теперь же доходы от экспорта падают. Заметную роль в этом сыграло падение цен на нефть, кроме прочего и из-за санкций. В конце прошлого года страны G7 установили потолок цен на российскую нефть в размере 60 $ за баррель. Но Россия теперь не продает нефть странам, которые подчиняются этому ограничению.
В результате профицит текущего счета тоже сокращается. В марте он составил 18,6 млрд долларов.
«Сейчас падение валютной выручки от экспорта — это самый важный фактор, влияющий на рубль», — говорит Александр Орлов, управляющий директор «Арбат-капитала».
Рост импорта. С другой стороны, профицит текущего счета сокращает рост импорта. В 2022 году Федеральная таможенная служба перестала публиковать ежемесячные данные об объемах импорта и экспорта. Но в 2023 году возобновила публикацию этих данных. Оказалось, что в январе 2023 импорт в Россию составил больше 22 млрд долларов. Это уже сопоставимо с январем 2022 года, когда импорт составлял больше 23 млрд долларов.
Но Евросоюз пытается наложить ограничения и на параллельный импорт в Россию. В апреле 2023 года Европа объявила о том, что собирается принять 11-й пакет санкций. Прежде всего он будет направлен на то, чтобы предотвратить обход уже введенных ограничений.
Под новые санкции ЕС могут подпасть иностранные физические и юридические лица из третьих стран, которые помогают России экспортировать запрещенную продукцию. В первую очередь речь идет о компаниях из Турции, Казахстана и арабских стран. Это может привести к тому, что импорт будет тормозить в ближайшее время, говорит Орлов. Но для рубля это скорее хорошо, чем плохо.
Продажа активов иностранных компаний. Иностранный бизнес продолжает продавать активы в России. Например, в середине апреля правительство одобрило крупную сделку — продажу доли Shell в проекте «Сахалин-2» газодобывающей компании «Новатэк» за 95 млрд рублей.
Покупателям в таких сделках нужна валюта, чтобы расплатиться с иностранными компаниями, а спрос на нее ослабляет рубль, особенно в условиях, когда объем сделок небольшой. На это обратил внимание даже ЦБ. По данным газеты «Ведомости», ЦБ и Минфин даже собираются установить лимит на закупку валюты для крупных сделок по выкупу бизнеса уходящих из страны компаний, чтобы избежать скачков курса.
Рост цен на нефть. Сейчас благодаря решению ОПЕК+ сократить добычу цены на нефть Urals и Brent растут.

При этом в физическом выражении экспорт нефти тоже растет. Это должно укрепить рубль, но произойдет это только на горизонте 1—2 месяцев, говорит Марсель Салихов, президент Института энергетики и финансов.
«Нефтяная выручка, полученная по этим ценам, поступит в Россию только через месяц-два, — говорит он. — До 2022 года этот лаг в поступлении выручки сглаживался за счет институциональных инвесторов, которые могли покупать рубль, ожидая, что он укрепится, благодаря высоким ценам на нефть. Поэтому привязка рубля к нефтяным ценам была более крепкой».
Хотя экспортная выручка еще не поступила, Минфин уже прогнозирует рост доходов от продажи нефти и поэтому сокращает продажи юаней по бюджетному правилу. Оно работает так: чем больше нефтяных доходов ожидает недополучить Минфин, тем больше он продает валюты. В предыдущем месяце Минфин продавал 5,5 млрд юаней каждый день. В апреле будет продавать 3,7 млрд юаней в день.
Изменение нормативов ЦБ. Регулятор продолжает стимулировать банки избавляться от долларов и евро. С 1 апреля 2023 года банки должны будут создавать больше резервов по обязательствам в валютах «недружественных» стран. Норматив для таких обязательств — 7,5%, а для обязательств в иной валюте — 5,5%. Раньше ставка нормативов обязательных резервов была для всех одинаковой. Так ЦБ рассчитывает склонить банки к тому, чтобы они наращивали обязательства в валютах «дружественных» стран, а от остальных избавлялись.
Прогнозы курса рубля
В середине апреля свой макропрогноз на 2023—2026 годы, в том числе курса доллара к рублю, опубликовало правительство. Важно, что прогноз экспорта понижен, а импорта — повышен, то есть правительство ожидает дальнейшего сокращения текущего счета.
Если в конце прошлого года Минфин ожидал курс на уровне примерно 70 ₽ за доллар, то теперь прогноз — 76,5—79 ₽ за доллар. С этим согласен и директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. Он рассчитывает, что в следующие 3—6 месяцев курс рубля вернется к 74—76 ₽ за доллар благодаря улучшению торгового баланса за счет роста цен на нефть.
Но экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков считает, что курс, с большей вероятностью, останется выше отметки 80 ₽ за доллар по трем причинам.
«Во-первых, ставки в рублях сегодня по историческим меркам минимально отличаются от ставок в долларах: коридор ставок ФРС — 4,75—5% против ключевой ставки в 7,5%, — объясняет он. — Низкая премия за сбережение в рублях будет создавать стимулы для оттока сбережений граждан в валютные инструменты. Во-вторых, потенциальное укрепление рубля из-за роста цены нефти ограничено бюджетным правилом — основную часть прироста экспортной выручки выкупит Минфин. В-третьих, по нашим оценкам, укрепление будет сдерживаться ростом импорта по мере роста зарплат и потребительского кредитования».
Что в итоге
То, что падение доходов от экспорта и рост импорта ослабят рубль в 2023 году, аналитики прогнозировали еще в конце прошлого года. Но сейчас на рубль давят еще несколько новых факторов: например, продажа активов иностранных компаний и ослабленная из-за ухода крупных инвесторов связь между ценой на нефть и курсом национальной валюты.
Дорожающая из-за ограничения добычи ОПЕК+ нефть через несколько месяцев должна потянуть рубль вверх. Но теперь связка между рублем и нефтью работает медленнее, чем раньше, — отсюда и дешевеющий рубль на фоне дорожающей нефти.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique
18.04, 15:31
Зелёный всегда дорожал, с 1991 года. Последние 30 лет рубль обесценивается, доллар дорожает. Внимание вопрос - какова вероятность что тенденция обратится? Моё мнение - почти нулевая.
18.04, 23:28
19.04, 09:21
Roman, ну эээ, не всегда. Был период в несколько месяцев в прошлом году, когда он дешевел (и собственно все, кто помнил 91 год, задорно затаривали его на всю котлету)
20.04, 11:12
Pavel, локальные минимумы возможны, это же жизнь, но они не являются определящими - тренд так или иначе на обесценивание рубля.
20.04, 09:59
Roman, согласен. Поправьте меня если я не прав сейчас очень лихорадит экономику США и их банковский сектор, римская империя тоже просуществовала очень долго, но изжила себя... Я не говорю что рубль лучшее что есть, но помоему у доллара ситуация снежного кома.
20.04, 11:13
Alex, да, сейчас возможно не лучшие времена в США, но делать глобальный вывод на основе текущих событий что их эпоха закончена я бы не стал. Думаю это будет постепенный и растянутый во времени процесс, а пока да, локальный минимум, но думаю что они справятся, не первый раз такое случается.
18.04, 14:57
а есть год назад такая же статья?
что там эти аналитики прогнозировали на 22 год?
19.04, 10:49
Максим, конечно. Там были как всегда мощнейшие прогнозы, что рубль будет падать. Но может и не будет. А может вообще будет укрепляться.
19.04, 07:38
Максим, лучше не искать и не расстраиваться
19.04, 06:45
Дмитрий, что значит «не покупает настоящий импорт»?
Я с ходу даже не могу назвать товар, который бы полностью или частично не опирался на иностранное оборудование/ресурс. Одежда на рынке, даже бензин (настоящая стоимость), так или иначе все равно зависит от курса доллара.
19.04, 07:40
Дмитрий, во-первых, штаты сами находятся в лидерах по уровню производства, во-вторых у Китая один из самых крупных рынков сбыта - это США. Приватизировать заводы они конечно могут, только вот произведенные на них товары продавать будет некому) собственный рынок вполне обеспечен действующими мощностями.
19.04, 07:42
Boris, да это я пошутил, не думал, что такое кто-то может воспринять, всерьёз.
19.04, 17:44
Эх, если бы не вся эта авантюра с соседней страной, начавшаяся еще в 2014, было бы все по другому. В 2013, помню, доллар по 32 рубля и новенький солярис с салона за 580 000 при моей зарплате 65.
Сейчас бы этот доллар с поправкой на инфляцию стоил бы и 50, наверное, но это были бы вполне рыночные, признанные и справедливые 50 деревянных за один вечнозеленый.
18.04, 13:53
Смотря, как будут дела с сво. Если будет продолжаться, то будет падать стоимость рубля. Если закончится, то тут тоже в зависимости от того, с каким исходом. Но по моему скромному мнению доллара по 60 нам уже не видать
18.04, 14:49
Владимир, нет такого реалистичного исхода, при котором можно рассчитывать на укрепление рубля. Пока Путин у власти и, соответственно, пока утоление его наполеоновских комплексов важнее благополучия народа, рубль может сколь-либо существенно укрепляться только вследствие мощных регуляторных вмешательств с массой побочных эффектов. А когда он уйдет, оставив бардак в экономике, разумнее рассчитывать даже не на укрепление, а на стабилизацию рубля, и то как минимум в среднесрочной перспективе.
18.04, 17:04
Владимир, а какой исход может быть у стороны которая использует т-34?)
19.04, 09:09
mr., пока была речь только о т-55
19.04, 07:07
Товарищи, не разгоняйте политические обсуждение. Обратите внимание на третий пункт: https://journal.tinkoff.ru/comments-rules/
18.04, 17:34
mr., 🤝🤣
18.04, 21:06
Владимир, а какой может быть положительный исход?
18.04, 20:17
Каждый раз, когда что-то случается, говорят: держите деньги в долларах. Каждый раз, когда появляется какая-никакая стабильность, эти слова успешно забываются.
19.04, 13:35
Россия - целый год с плюсом все идет по заднице, уходят компаний, санкции, бегут люди
ТЖ - хмм, а почему же рубль так себя ведет ? Давайте разберемся ))
19.04, 00:53
Думаю, как раз в районе 80 и останется, это и бюджету комфортно и по инфляции сильно не бьет, 74-76 за доллар в снижении цен роли не сыграет, а бюджет недосчитается 1 трлн рублей за год. Так что, очевидно, что укреплению рубля никто не будет способствовать. Не забывайте о том, что могут случиться сильные форс-мажоры, например, вторая волна мобилизации, что может резво отправить рубль и к 90-100. Валюта более безопасна, ибо не имеет таких рисков, что рубль
19.04, 07:34
Давайте будем честными, чем больше дефицит бюджета, тем больше будет курс,скорее всего это будет не линейно.
19.04, 18:39
Алексей, был бы Глазьев, ты бы по сотке за доллар уже скучал. Вместе со своим брокером
22.04, 14:05
Дмитрий, гречку, как и все остальные сельхоз культуры все более - менее крупные агрохолдинги обрабатывают давно на европейской технике, которая подоражала в два раза.
А доблестные китайские аналоги тракторов, умирают не отработав и 10% ресурса
Так что гречка тоже будет дорожать.
19.04, 12:57
Дмитрий, а кто у них это купит? Штаты - главный покупатель для Китая. Покупатель всего.
25.04, 13:38
Чтобы ответить на вопрос, какой будет курс рубля к доллару США, нужно сначала разобраться в причинах его ослабления/усиления, а также понять, кому и зачем это нужно.
Поэтому вряд ли будет усиление рубля ниже 80 за доллар, так как мало кому это выгодно, а те, кому выгодно усиление рубля, мало что решают и мало на что могут повлиять.
Укрепление к середине года может быть только в случае быстрого (буквально завтра) и сильного подорожания каких-то из наших экспортных товаров при неизменности остальных условий, т.е. не должны падать цены на экспорт из страны другого сырья и не должны сокращаться объёмы экспорта в целом.
Самая главная задача сейчас и в ближайшем будущем (пока ситуация не изменится) - недопущение большого дефицита бюджета (сами понимаете почему увеличившегося) и его покрытие с минимальным воздействием на рост инфляции. От этого и нужно плясать в своём анализе, как мне кажется. Покрыть дефицит можно за счёт печатного станка, но это вызовет быструю и высокую инфляцию. Остаются менее болезненные методы - пощипать бизнес, разместить ОФЗ и, самое мощное - ослабить рубль. Какие ещё есть способы наполнить бюджет, кроме совсем уж крайних мер? Я не знаю. Деньги же сами собой не возьмутся из ниоткуда. И налогов не будет больше из ниоткуда, если, конечно, каким-то чудом у нас экономика и производство не удвоятся за месяц-другой. Расходы выросли прилично, а доходы то где взять? Мне кажется в этом всё дело.
Мне думается, что колоссальное укрепление рубля в 2022 году - это реакция на экстраординарные события, и тогда решили просто не заморачиваться над курсом, а решать более важные на тот момент задачи. Сейчас курс снова контролируется и будет дальше контролироваться. Могут быть локальные усиления до 75 может даже в каких-то неординарных ситуациях, но в целом, вероятнее всего, рубль будет слабеть.
И в заключение немного фантазий: Стабильно сильный рубль будет только в том случае, когда вокруг России образуется некая рублёвая зона, когда в России будет своя нефтяная и газовая биржа (а может и вообще сырьевая, в т.ч. металлы, алмазы, золото, древесина и т.д.), когда иностранцам нужен будет рубль, чтобы купить какие-то товары в России. Т.е. когда экономика России будет большой, сильной и определяющей хотя бы в рамках какого-то большого региона, тогда рубль будет иметь тенденцию к укреплению, так как на него будет спрос. Как сейчас на доллар США. И когда цена на товары и сырьё будет определяться в рублях, а потом переводиться в другие валюты по курсу к рублю. Типа того.
Но пока что я вижу призыв Путина к тому, чтобы все страны переходили на расчёты в юанях. Это знак того, что вместо доллара просто будет юань, и всё? Т.е. экономическая и финансовая модель в нашей стране не меняется и курс в целом на постепенное ослабление рубля продолжается?
Ещё один интересный вопрос - что случится с курсами валют и с рублём в частности, когда доллар действительно начнёт переходить из разряда мировой резервной валюты в разряд региональной валюты, например внутри АУКУСа? Этот переход будет резким или очень медленным и постепенным? Какой после перехода будет курс рубля к доллару? Если доллар в мировом масштабе уменьшит свою значимость и вес, не вызовет ли это ослабления доллара по отношению ко всем остальным валютам? На сколько? А если все доллары со всего мира за ненадобностью вернутся в США, не вызовет ли это гиперинфляцию доллара? Вряд ли США это допустят, скорее они просто кинут всех с их долларами вне США, и всё.
Я не эксперт, просто для себя пытаюсь разобраться как работает экономика и финансовая сфера, так что опираться на мои дилетантские выводы никому не советую. А вопросов всё больше и больше возникает.
20.04, 08:12
"Рубль начал резко слабеть к доллару в начале апреля" - что-то плохо автор следит за курсом валют. Рубль начал слабеть ещё в ноябре
19.04, 07:42
Дмитрий, на TJ в основном сидят оставшиеся 10%
18.04, 14:47
Думаю, что 80-81 » р
18.04, 18:13
60-67
21.04, 19:49
110
30.04, 08:37
115р