Как я вложилась в коммерческую недвижимость

И насколько это перспективнее, чем сдавать обычную квартиру

197
Как я вложилась в коммерческую недвижимость

Я решила вложить деньги в коммерческую недвижимость вместо жилой.

Аватар автора

Светлана Траутманн

купила нежилое помещение

Страница автора

Я несколько лет сдавала свою однушку на окраине Новосибирска, но устала от низкой доходности и проблем с арендаторами. В результате я продала квартиру и вложилась в нежилое помещение.

В статье расскажу, как я оценивала перспективность района и места покупки, зачем увеличивала мощность энергопринимающих устройств при ремонте и как искала арендатора.

Как я пришла к идее заработка на коммерческой недвижимости

В 2008 году я купила однокомнатную квартиру площадью 36 м² за 1 650 000 ₽ в панельном доме в спальном районе Новосибирска. Большую часть я оплатила сбережениями, немного заняла у родителей, а на недостающую сумму оформила ипотечный кредит.

Я быстро закрыла кредит с помощью субсидии. В тот момент в Новосибирской области работала такая программа: каждому из членов семьи, которые прописаны на одной жилплощади, по закону полагалось не менее 15 м². Если размеры квартиры не позволяли обеспечить каждого проживающего таким метражом, давали субсидию нуждающимся, когда они покупали квартиру. Ее размер — 300 000 ₽.

Общий метраж квартиры моих родителей не позволял обеспечить потребности всех членов нашей семьи. Так что я собрала документы, подала заявление и через несколько месяцев получила субсидию, которой погасила кредит. Дальше я снова начала откладывать деньги на покупку новой квартиры.

В 2013 году мой сын пошел в первый класс, и стало понятно, что надо расширяться. К этому моменту я накопила 2 млн и купила студию размером 51 м². Мы переехали туда с сыном. Мне нужно было придумать, что делать с первой квартирой. Варианты были следующие: сдать, продать или оставить стоять пустой.

Если бы я решила продать квартиру, надо было срочно выбирать, куда направить деньги. Оставлять такую сумму на руках мне казалось опасным, так как при скачках валют можно многое потерять или даже остаться ни с чем. А купить взамен я могла только примерно такую же квартиру. У меня не было денег на более интересный и дорогостоящий вариант, так как я все потратила на новую квартиру и ее ремонт.

Я могла бы просто оставить эту однушку — не продавать и не сдавать. Но тогда пришлось бы платить коммуналку. Это не огромные деньги, но со временем вышла бы приличная сумма.

В итоге я решила сдавать квартиру за 14 000 ₽, что и делала чуть более двух лет. Из этих денег еще около 1500—2000 ₽ уходило на коммунальные платежи. Мои арендаторы постоянно пытались сбить цену. Со временем меня перестали устраивать их жалобы и низкий доход от сдачи, поэтому я решила продать квартиру. К тому моменту я уже накопила 500 000 ₽ и знала, что хочу вложить деньги от продажи в коммерческую недвижимость.

Я выставила свою квартиру на продажу и начала изучать рынок нежилой недвижимости. Я сама разместила объявления на всех рекламных площадках и написала, что продаю жилье без посредников. Спустя 2,5 месяца нашелся покупатель, и я продала квартиру.

У меня на руках оказалось 1 850 000 ₽. Теперь нужно было найти подходящий вариант коммерческой недвижимости.

Шаг 1

Как я выбирала помещение

Я уже была знакома с базовыми понятиями экономики и основами бухгалтерии. Но все равно еще раз перечитала теорию, чтобы сориентироваться в принципах расчета финансовых показателей и прибыли. Мне показались не слишком скучными и при этом полезными следующие материалы:

  1. Л. С. Тарасевич, В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, «50 лекций по микроэкономике».
  2. Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа».
  3. Генри Хазлитт, «Экономика за один урок».

Это помогло мне сделать ряд выводов и лучше понять основные термины.

  • Например, прибыль и доход — это разные понятия: доход — все деньги, которые я получу в результате продажи товаров и услуг, а прибыль — это доход за вычетом всех расходов на коммерческую деятельность, включая зарплаты сотрудникам и налоги.
  • Окупаемость — это отрезок времени, после которого доход от проекта становится равен сумме вложенных денег. То есть срок окупаемости при инвестировании в объект недвижимости будет показывать, сколько необходимо времени, чтобы вернуть потраченные на него деньги.

Вот на какие критерии я ориентировалась при поиске помещения.

Безопасность. У меня был опыт вложений в долгострой: свою первую квартиру я купила в 2006 году, и через полгода дом перестали строить. Спустя много лет его достроили, но очень долго эти деньги были для меня «заморожены». Поэтому я сразу отмела варианты, где степень готовности здания была менее 60%. Хотя цены на начальных этапах стройки ниже, чем при продаже готового объекта, всегда есть риск, что застройщик затянет сроки сдачи или обанкротится.

С готовыми помещениями такого риска нет — после покупки можно сразу получать прибыль от сдачи в аренду. Но приобретать недвижимость на стадии строительства выгоднее, чем на вторичном рынке.

  • Например, в 2018 году я покупала коммерческое помещение площадью 58 м² в строящемся доме за 2 900 000 ₽. То есть 1 м² обошелся мне в 50 000 ₽. Дом был готов на 80%: уже строили верхние этажи и начинали работы по внутренней отделке нижних. Мою секцию планировали сдать через 10 месяцев. Когда это произошло, цена за метр выросла до 67 000 ₽, то есть на 34%.
  • В готовом доме картина была бы иной. Я могла купить аналогичное помещение за 3 886 000 ₽, что на 986 000 ₽ дороже варианта, который я выбрала, и сразу начать его сдавать. Среднестатистическая арендная ставка в этом районе — 600 ₽ за 1 м², значит, я могла получать от арендатора 35 000 ₽ ежемесячно. Таким образом, за те 10 месяцев, которые я бы выиграла в плане времени, если бы мне не нужно было ждать окончания стройки, я бы заработала всего 350 000 ₽. То есть я потратила бы на покупку готового помещения на 986 000 ₽ больше, но получила бы за это время всего 350 000 ₽. И мне бы не удалось вернуть лишний миллион в полном объеме.
  • Получается, что покупать помещения в объектах на стадии строительства выгоднее — даже с учетом того, что нужно ждать окончания работ.

И я еще не беру в расчет ремонт, на который в обоих случаях тоже необходимы деньги. Пока дом строят, есть время подготовиться к нему финансово. Если покупать готовое помещение, нужно сразу где-то брать деньги на ремонт.

Дом, где я купила свой объект. В мае 2021 года цена за 1 м² в похожем помещении тоже составляла около 67 000 ₽
Дом, где я купила свой объект. В мае 2021 года цена за 1 м² в похожем помещении тоже составляла около 67 000 ₽

Предложения только от застройщиков. Я решила отказаться от услуг агентств, от сделок по переуступке и на вторичном рынке. В сотрудничестве напрямую я вижу больше плюсов:

  1. У застройщика можно получить рассрочку, в том числе и беспроцентную.
  2. В сделках напрямую с застройщиком более прозрачные условия и меньше рисков. У подрядчиков бывают более выгодные предложения, но тогда понадобятся дополнительные деньги, чтобы проверить юридическую чистоту.
  3. Не нужно платить посреднику.
  4. В проблемных ситуациях сотрудники компании-застройщика чаще более лояльны к своим клиента.

Перспективность объекта. Я составила для себя небольшую шпаргалку с пунктами, которые необходимо учитывать при покупке объекта недвижимости:

  1. Местоположение.
  2. Размеры.
  3. Стоимость.
  4. Степень готовности.
  5. Ликвидность.

Если найти привлекательное помещение за небольшие деньги, но неликвидное, в дальнейшем его будет сложно продать. Можно оценить ликвидность без специальных знаний, если задать себе вопрос, как быстро удастся продать это помещение. Основные факторы, которые влияют на ликвидность:

  1. Местоположение и транспортная доступность.
  2. Инфраструктура, хотя тут все зависит от целей, для которых вы планируете сдавать недвижимость. В некоторых случаях выгоднее, чтобы инфраструктуры еще не было. Например, если поблизости нет продуктовых магазинов, аптек, парикмахерских, то с большой вероятностью жители этих домов будут в них нуждаться. Значит, найдутся и арендаторы, которым понадобятся площади и помещения.
  3. Возраст и срок эксплуатации здания: чем новее объект и здание, в котором он расположен, тем ликвиднее помещение.
  4. Доступность покупки для других. Дорогое помещение продавать сложнее и дольше, чем недвижимость экономкласса. Чем больше людей смогут позволить себе купить ваше помещение, тем оно более ликвидно.

Для первичной оценки недвижимости можно пройтись по этой шпаргалке: чем больше пунктов складывается в пользу выбранного объекта, тем выше его инвестиционная привлекательность.

Если объект привлекателен местоположением и ценой, но, по предварительным расчетам, окупится не раньше чем через 10 лет, то это «долгие деньги». По факту все эти годы придется отбивать вложенные деньги, а заработок в плюс начнется только после этого периода окупаемости.

Поясню на примерах. Мне надо было выбрать из двух коммерческих объектов один. Если бы мне не хватало денег, то я взяла бы кредит.

Как я сравнивала два коммерческих объекта при покупке

Первый вариантВторой вариант
МестоположениеМесто с хорошей инфраструктурой и перспективами развитияСпальный район Новосибирска
Материал домаКирпичный домДом экономкласса
Где располагалось помещение в домеНа первом этаже с высокими потолкамиНа цокольном этаже
Цена7 млн рублей2,74 млн рублей
Средняя арендная ставка в этом месте80 000 ₽40 000 ₽
Доход в год960 000 ₽480 000 ₽
Срок окупаемостиБолее 7 лет5,7 года

Как я сравнивала два коммерческих объекта при покупке

Местоположение
Первый вариантМесто с хорошей инфраструктурой и перспективами развития
Второй вариантСпальный район Новосибирска
Материал дома
Первый вариантКирпичный дом
Второй вариантДом экономкласса
Где располагалось помещение в доме
Первый вариантНа первом этаже с высокими потолками
Второй вариантНа цокольном этаже
Цена
Первый вариант7 млн рублей
Второй вариант2,74 млн рублей
Средняя арендная ставка в этом месте
Первый вариант80 000 ₽
Второй вариант40 000 ₽
Доход в год
Первый вариант960 000 ₽
Второй вариант480 000 ₽
Срок окупаемости
Первый вариантБолее 7 лет
Второй вариант5,7 года

Это грубые расчеты без налогов и коммунальных платежей, но они позволяют увидеть, что второй вариант выгоднее. Чтобы его купить, нужно в два раза меньше денег, а значит, можно обойтись без займов и кредитов. И тогда не будет дополнительных расходов в виде процентов. Окупится он тоже быстрее. И я выбрала этот вариант.

Размеры помещения. Я обратила внимание на этот фактор по двум причинам:

  1. На рынке нежилой недвижимости цена 1 м² начиналась в среднем от 50 000 ₽ — не слишком дорого. Но коммерческие площади обычно продают большим метражом, поэтому общая стоимость объекта переваливала за 4 млн. Мне попадались помещения и по 30 000 ₽ за 1 м². Но они были в отдаленных районах, которые меня не устраивали.
  2. В Новосибирской области с 2011 года действует закон, который обязывает предприятия, торгующие в розницу алкогольными напитками, иметь минимальную общую площадь не менее 50 м². Я рассматривала в качестве потенциальных арендаторов мини-маркеты и пивные магазины, поэтому это было важно.

Исходя из этих параметров, я выбрала помещение площадью 70 м² на цокольном этаже. Объект в цоколе сложнее сдать, потому что по закону в подвалах запрещены некоторые виды деятельности. Список большой, приведу основные:

  1. Ночные клубы или подобные им заведения.
  2. Производства, где есть шумное оборудование или выделяются запахи.
  3. Стирки, химчистки и прачечные.
  4. Бюро ритуальных услуг.
  5. Бассейны, сауны, парные.
  6. Медицинские центры.
  7. С 2021 года в цоколе запретили открывать детские развивающие центры.

В идеале я хотела купить торговый зал на первом этаже, но цена отличалась более чем на полмиллиона рублей. В итоге я выбрала дом с высоким первым этажом. За счет этого цоколь находился не в подвале, а чуть ниже уровня земли. В помещении были полноценные окна, выходящие на улицу, а также достаточно много естественного света.

Коммерческие помещения цокольного этажа расположены под желтыми козырьками из плексигласа
Коммерческие помещения цокольного этажа расположены под желтыми козырьками из плексигласа

Таких помещений, как мое, в доме было несколько, и в будущем это могло создать конкуренцию на рынке аренды. Но я посчитала, что 17-этажному пятиподъездному дому, где больше тысячи квартир и который расположен обособленно от торговых центров, потребуется развивать собственную инфраструктуру. И арендаторы будут открывать в таких помещениях магазины, парикмахерские, салоны красоты и кофейни.

Помещение стоило 2 740 000 ₽. У меня было 1 850 000 ₽ от продажи квартиры, я добавила 500 000 ₽ из своих сбережений, а на недостающие 390 000 ₽ оформила беспроцентную рассрочку у компании-застройщика на 6 месяцев.

В мае 2016 года я оформила договор купли-продажи. Срок сдачи дома по договору назначили на октябрь 2016 года, то есть через полгода. Я рассчиталась со строительной организацией — и дом как раз начали сдавать в эксплуатацию.

Многоквартирный жилой дом с коммерческими помещениями на цокольном этаже, где я купила объект
Многоквартирный жилой дом с коммерческими помещениями на цокольном этаже, где я купила объект
Шаг 2

Оформление в собственность

Осенью 2016 года меня пригласили на просмотр помещения. Также нужно было составить акт приемки-передачи. На момент приемки объекта я оценила качество стен, потолка и прокладки коммуникаций как удовлетворительное. Если бы это была квартира, возможно, я бы потребовала от застройщика устранить часть недостатков. Но я понимала, что помещение для технических нужд не должно быть в идеальном состоянии. И чем быстрее я подпишу акт сдачи-приемки, тем скорее смогу сдать его в аренду.

Процедура оформления коммерческого помещения такая же, как и жилого. Я получила выписку из Росреестра и заключила договор на оказание услуг по обслуживанию с управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями, которые обеспечивают дом электроэнергией, отоплением, горячей и холодной водой.

Тарифы для нежилых помещений могут отличаться от тарифов для жилых. Например, в моем случае доступ в интернет и электроэнергия были дороже: провайдеры считают коммерческие площади источником прибыли и, следовательно, предлагают собственникам такой недвижимости платить больше. Мое помещение было в цоколе и с отдельным входом, я не пользовалась лифтом и лестничными площадками в доме, но ежемесячно платила за них наравне с остальными жильцами, без каких-либо перерасчетов.

Так выглядел торговый зал в моем помещении до ремонта — голые стены, подведено только отопление
Так выглядел торговый зал в моем помещении до ремонта — голые стены, подведено только отопление
Шаг 3

Ремонт

Теперь мне нужно было сделать ремонт, чтобы сдавать помещение в аренду. Поскольку я потратила все деньги на покупку, на ремонт практически ничего не осталось. Я не могла платить бригаде рабочих, поэтому по рекомендации подруги наняла ее знакомого — мастера, который занимался ремонтом, отделкой и прочими сопутствующими работами.

Потолки. В зависимости от строительного проекта, потолки подвальных и цокольных помещений могут быть как очень высокими, так и плачевно низкими. У меня был не худший вариант — 2,5 метра, как в среднестатистической квартире. По этой причине пришлось отказаться от более стильной и удобной, на мой взгляд, потолочной системы «Грильято» — модульной системы решетчатых блоков с хорошей вентиляцией. Ее легко монтировать, и есть быстрый доступ к коммуникациям под потолком. Но если поставить ее на невысоких потолках, она «съест» пространство.

Я не хотела выравнивать и красить потолок: на нем были большие неровности, вышло бы дорого. Устанавливать натяжной потолок было рискованно: он мог не сочетаться с видом деятельности будущего арендатора. Если бы им оказалась пекарня или другое пищевое производство, при такой высоте помещения материал натяжных потолков быстро пришел бы в негодность. А еще он мог создать риск возникновения пожара. Помимо этого, цокольный этаж могут затопить — тогда потребуется ремонт или замена потолочного покрытия.

В итоге я остановилась на обычном «Армстронге» — это самая распространенная система подвесных потолков из минеральной плиты. Его можно быстро установить, он скрывает все дефекты и грязь на основном потолке, а в случае потопа есть возможность легко и дешево заменить пришедшие в негодность отдельные плитки.

34 600 ₽
я потратила на потолок «Армстронг» и потолочные лампы
Так выглядит «Грильято», но такую систему устанавливают в основном в помещениях с высокими потолками
Так выглядит «Грильято», но такую систему устанавливают в основном в помещениях с высокими потолками
«Армстронг» — это обычные плиты разных расцветок. Такие потолки можно часто увидеть в офисах
«Армстронг» — это обычные плиты разных расцветок. Такие потолки можно часто увидеть в офисах

Коммуникации. Кроме труб и проводов под потолком вдоль некоторых стен проходили и другие коммуникации, которые обычно располагаются в технических помещениях. Оставлять их на виду было неэстетично. Был вариант сделать перегородки из гипсокартона от пола до потолка, но это сократило бы полезную площадь комнат.

Я выбрала компромиссный вариант: спрятать трубы в подвесные короба из гипсокартона и вмонтировать туда люки, чтобы в случае аварий к ним был доступ.

Стены. Остальные стены я решила тщательно не выравнивать, а минимально оштукатурить и поклеить обои. Во-первых, бетонные блоки, из которых построили дом, довольно ровные, а во-вторых, я посчитала, что выводить идеальные стены — это потеря времени и денег, так как будущий арендатор с большой вероятностью поставит вдоль них мебель или оборудование.

8300 ₽
у меня ушло на обои

Санузел был совмещенный и совсем небольшой — всего 2 м². Придумывать и реализовывать там особый дизайн затруднительно, поэтому я обошлась минимумом: купила унитаз, раковину на постаменте и зеркало. Стены в целях экономии обшили стеновыми панелями. Я рассудила, что для начала этого будет достаточно, а если в дальнейшем понадобится более стильный и современный ремонт, то можно демонтировать панели и облицевать стены керамической плиткой.

Санузел. Коммуникации спрятали в подвесные короба
Санузел. Коммуникации спрятали в подвесные короба

Кондиционер. Я периодически приезжала на объект, чтобы отдать мастеру деньги и материалы, а также проконтролировать ход ремонта. И в какой-то момент заметила, что в помещении бывает душно. Возможно, из-за того, что оно находилось в цоколе, воздуха было недостаточно или он плохо циркулировал. И я задумалась об установке кондиционера.

Но для этого мне нужно было получить разрешение от управляющей компании и не выйти за рамки запланированного бюджета.

Сначала УК отказала мне в установке кондиционера: сотрудники заявили, что снаружи он будет нарушать конструкцию здания и мешать жильцам первого этажа. Тогда я направила в УК запрос, чтобы мне разрешили разместить внешний блок не на стене, а на полу в нише возле одного из моих окон. Такой вариант мне согласовали.

Я нашла на «Авито» б/у кондиционер за 18 000 ₽. Внешне и на практике разница между новым кондиционером и бывшим в эксплуатации не слишком заметна, зато тот факт, что он есть, мог повысить привлекательность моего объекта для арендатора.

Электрика. Я не стала ничего делать с электрической разводкой и розетками: их количество и расположение было вполне сносным. К тому же сложно предсказать, понадобятся ли будущему арендатору дополнительные розетки и в каких местах, поэтому я оставила все как есть.

Чтобы расширить круг возможных арендаторов, я решила подать документы в организацию, которая обеспечивала установку, эксплуатацию и надзор за электрическими сетями. Мне нужно было увеличить максимально возможную мощность энергопринимающих устройств с 3,7 кВт до 15 кВт.

15 кВт
мощность энергопринимающих устройств в моем помещении

Некоторым арендаторам нужна небольшая энергонагрузка — например, магазину одежды, товаров для животных или пункту выдачи заказов. И той мощности, что у меня была, им бы вполне хватило. Но продовольственному магазину, который хранит продукты в больших холодильниках, или пекарне, как и любому другому производству, нужно большое количество электроэнергии. И моих 3,7 кВт было бы недостаточно.

Я доверила этот вопрос фирме-посреднику. Она подготовила документацию, все согласовала, и мне увеличили мощность. Технические моменты заняли мало времени, но на оформление документов и согласование ушло почти 4 месяца. За этот этап я заплатила 16 500 ₽.

Материалы и процесс. Все строительные материалы — грунтовку, шпатлевку, цемент, крепежные элементы и прочее — приобретал рабочий, который занимался ремонтом. Я давала ему деньги, а он отчитывался по чекам. Подбором и покупкой отделочных материалов — сантехники, напольной плитки, обоев, потолков и светильников — я занималась сама.

Из-за долгого процесса увеличения мощности я не слишком торопила мастера, хотя он нарушал оговоренные сроки. Сначала он обещал закончить ремонт за 1,5 месяца, потом продлил срок еще на месяц, затем работы затянулись из-за новогодних праздников.

Когда у меня на руках оказался полный комплект технических разрешений, а помещение все еще не было готово, пришлось возобновить переговоры с мастером и поставить ему более четкие сроки. Я не заключала с ним письменный договор, поэтому пришлось рассчитывать только на его порядочность. За все работы я заплатила ему 115 000 ₽.

Этот опыт позволил мне осознать две свои главные ошибки в части ремонта:

  1. Им должны заниматься минимум два человека. Даже если это будет дороже, все равно это выгоднее, так как существенно экономит время, а в итоге — и деньги.
  2. Любые договоренности нужно закреплять на бумаге. Не стоит стесняться предлагать заключать договор, даже если ремонт делает друг или знакомый знакомых. Это же правило касается расписок о выполненных работах, товарных чеков и чеков об оплате услуг. В дальнейшем это поможет сберечь нервы и восстановить справедливость в случае конфликтов и недопониманий.

Потратила на ремонт помещения — 329 000 ₽

Работа мастера115 000 ₽
Стройматериалы44 400 ₽
Входные и межкомнатные двери41 300 ₽
Потолок «Армстронг» и потолочные лампы34 600 ₽
Керамогранит на пол31 000 ₽
Кондиционер б/у18 000 ₽
Увеличение мощности до 15 кВт16 500 ₽
Обои8300 ₽
Демонтаж кирпичной перегородки7500 ₽
Электрический счетчик «Меркурий»7000 ₽
Сантехника — унитаз и раковина5400 ₽

Потратила на ремонт помещения — 329 000 ₽

Работа мастера115 000 ₽
Стройматериалы44 400 ₽
Входные и межкомнатные двери41 300 ₽
Потолок «Армстронг» и потолочные лампы34 600 ₽
Керамогранит на пол31 000 ₽
Кондиционер б/у18 000 ₽
Увеличение мощности до 15 кВт16 500 ₽
Обои8300 ₽
Демонтаж кирпичной перегородки7500 ₽
Электрический счетчик «Меркурий»7000 ₽
Сантехника — унитаз и раковина5400 ₽
Шаг 4

Поиск арендатора

Параллельно с ремонтом я искала арендатора: разместила объявления на онлайн-сервисах НГС, «Авито» и «Коммерческая недвижимость Новосибирска». Среднерыночная арендная ставка для этого района — 600—700 ₽ за м². Я указала в объявлении стоимость месяца аренды — 45 000 ₽, то есть 633 ₽ за 1 м².

Звонков было много, 30% интересующихся приезжали посмотреть объект. Одних не устраивала цена, других — планировка, третьи просили, чтобы я сдала им только часть помещения. Но мне не хотелось дробить объект и заключать несколько договоров с разными юридическими лицами и предпринимателями.

Однажды появился человек, который хотел снять мое помещение под продовольственный магазин франчайзинговой сети. Такой долгосрочный, платежеспособный и неторгующийся арендатор был бы идеальным вариантом для моего мини-бизнеса, но сотрудничество у нас не сложилось. Он не хотел рисковать и отказывался заключать договор, пока я не получу все разрешения на присоединение к электрическим сетям.

Вскоре ко мне обратился другой арендатор, который искал место под магазин формата «у дома». И хотя у меня еще не было полного пакета документов и ремонта, он был готов заехать в помещение в ближайшее время. Правда, был один нюанс: он предложил снизить плату за месяц на 4500 ₽.

Я посчитала, что более низкая прибыль со стабильным партнером привлекательнее, чем возможный простой помещения или часто сменяющиеся арендаторы. Преимущества перевесили — и я сдала объект под небольшой продуктовый магазин с разливными напитками.

Арендатор оборудовал магазин с двумя торговыми залами — это первый
Арендатор оборудовал магазин с двумя торговыми залами — это первый
А это второй — тут он собирался продавать алкогольные напитки
А это второй — тут он собирался продавать алкогольные напитки

Мы заключили договор на два года с последующей пролонгацией еще на такой же период с арендной ставкой 40 500 ₽. Получалось, что 1 м² обходился арендатору в 570 ₽ в месяц.

40 500 ₽
я получаю за аренду помещения

Мы предусмотрели, что я получаю деньги за аренду 10 числа каждого месяца переводом на банковскую карту. Воду и электричество съемщик оплачивает мне по счетчикам, а я через личный кабинет перечисляю эти деньги ресурсным организациям.

Помимо сроков и стоимости, мы прописали в договоре ответственность арендатора за содержание и эксплуатацию помещения. Если что-то случится по его вине, например потоп, пожар или другие повреждения, то он обязан ликвидировать последствия и все восстановить за свой счет.

Чтобы не оказаться в ситуации, когда арендатор неожиданно ставит меня перед фактом, что он съезжает и нужно срочно искать ему замену, я предусмотрела порядок досрочного расторжения договора. Если он захочет съехать раньше обозначенного срока, то должен письменно предупредить меня за три месяца до даты окончания сотрудничества. Я тоже могла досрочно расторгнуть договор, если бы арендатор стал систематически задерживать платежи, причинять ущерб помещению или использовать его в целях, которые мы не оговорили заранее.

Арендатор заключил со мной договор как ИП. В тексте были типичные пункты, которые используют для договоров аренды, например:

  1. Данные участников договора и их реквизиты.
  2. Описание того, сколько, как и за что платит арендатор.
  3. Права и обязанности каждой из сторон.
  4. Ответственность и штрафы за нарушение условий договора.
  5. Описание и схема объекта недвижимости.
  6. Порядок передачи и приемки помещения.

Я сама составила предварительный текст документа. За основу взяла договор, который заключала как арендатор, когда снимала офис в бизнес-центре. Когда основная структура была готова, я обратилась к знакомой девушке-юристу. Она за 2000 ₽ проверила мой договор на ошибки и проследила, чтобы все мои интересы были соблюдены.

После этого я со спокойной душой подписала договор. Поскольку договор аренды недвижимости на срок дольше 12 месяцев подлежит государственной регистрации, арендатор зарегистрировал его сам в Росреестре.

Шаблон договора, который я использую
Шаблон договора, который я использую
Шаблон договора, который я использую
Шаблон договора, который я использую
Шаблон договора, который я использую
Шаблон договора, который я использую
Шаблон договора, который я использую

Подсчет прибыли

Я бы предпочла сдавать свое помещение по более высокой цене, но даже при такой арендной ставке за 4 года оно принесло мне почти 2 млн. Этого не произошло бы, если бы я продолжала сдавать свою однушку за 14 000 ₽ в месяц.

Для подсчета прибыли нужно учесть все расходы на коммунальные услуги и налоги.

Коммунальные услуги. Текущее содержание — отопление, водоотведение и ГВС на содержание общего имущества, канализационные стоки и прочее — оплачиваю я, а воду и электричество с учетом фактического потребления — арендатор.

Начисления в платежках каждый месяц отличаются, поэтому я беру для расчетов общую сумму за этот период. За все время я потратила 106 000 ₽. Я плачу управляющей компании и ресурсным организациям онлайн через личный кабинет.

Квитанция за январь 2018 года
Квитанция за январь 2018 года
Квитанция за январь 2019 года
Квитанция за январь 2019 года

Посчитаю чистую прибыль без налогов, которую я получила от сдачи нежилого помещения на сегодняшний день за 4 года:

  • 1 944 000 ₽ − 106 000 ₽ = 1 838 000 ₽.

Про налоги я напишу отдельно. Но даже если платить налоги по максимальной ставке 13% как физлицо, то есть в моем случае было бы 252 000 ₽ в год, все равно выгодно. Согласно приведенным расчетам, можно предположить, что еще 3 года — и сумма, которую я потратила на приобретение, полностью вернется. Таким образом, срок окупаемости моего объекта составит 7 лет.

Налоги

Есть несколько вариантов, как уплачивать налог на коммерческую недвижимость.

Открыть ООО. Тогда можно платить по пониженной ставке налога на доход для юридических лиц — например, для ООО это 6% от дохода. Но, если открывать ООО, нужно вести документооборот, подавать отчетность в пенсионный и страховой фонды.

Платить налог как физлицо. Ставка — 13%. Но суды склонны считать сдачу в аренду нежилой недвижимости предпринимательством. Об этом есть в Письме Минфина от 01.09.2020 № 03-07-14/76526.

Если налоговая инспекция заинтересуется физлицом, которое сдает помещение в аренду, то могут назначить административный и налоговый штрафы, а также доначислить НДС.

Если доходы за аренду превысят 2,25 млн рублей, санкции еще серьезнее.

Еще этот вариант плох тем, что если использовать помещение в коммерческой деятельности, то нельзя будет при его продаже вычесть из доходов расходы на приобретение. И нет минимального срока владения — три года или пять лет с даты приобретения, — после которого выручка от продажи полностью не облагается НДФЛ.

Стать самозанятой. Когда ввели экспериментальный налог на профессиональный доход для самозанятых, я планировала на него перейти. Тогда я могла бы платить всего 6%. Но я все детально изучила и выяснила, что применять самозанятость могут только физлица и предприниматели, которые сдают в аренду жилую недвижимость. Нежилая не соответствует обязательным условиям, поэтому я продолжаю платить налог на доход.

Оформить ИП. За счет этого можно снизить ставку налога на доход до 6%, но тогда появляются обязательные взносы, которые нужно перечислять за себя как за предпринимателя: в пенсионный фонд, на медицинское страхование и прочее — за год набегает около 50 000 ₽. Еще нужно регулярно сдавать отчетность.

Оптимально зарегистрировать ИП до покупки помещения и выбрать систему налогообложения: УСН «Доходы минус расходы» или «Доходы» либо патент.

Если учитывать на «доходно-расходной» упрощенке стоимость помещения в год покупки, которую можно полностью вычесть из заработков, то за этот год можно заплатить лишь 1% минимального налога. А убыток можно перенести на следующие годы и снова заплатить 1% от доходов. И так до тех пор, пока убыток не исчерпается.

Патент на сдачу ИП в аренду нежилого помещения площадью 50 м² в Новосибирске на 2021 год стоит 30 000 ₽. Если арендная плата за год меньше 3 млн рублей, платить 1% минимального налога на доходно-расходной УСН в первые пару лет выгоднее. Но и хлопот побольше. С патентом проблем меньше.

Еще при любой системе налогообложения ИП платит за себя страховые взносы. На «доходно-расходной» УСН их включают в расходы, а на «доходной» упрощенке и патенте — вычитают из налога.

Сложности

Получать пассивный доход приятно, но не все бывает гладко: случаются как мелкие бытовые поломки, так и форс-мажорные обстоятельства, которые требуют оперативного вмешательства. Так, когда перегорают лампочки или засоряется канализация, арендатор ремонтирует это своими силами и за свой счет — я не компенсирую ему вызов сантехника. Но когда сломалась входная дверь и арендатор не мог попасть в помещение, я возместила все расходы. Срочный вызов специалиста и замена замка обошлись мне в 4000 ₽.

4000 ₽
я потратила на замену замка у входной двери и срочный вызов специалиста

Когда в первый год работы магазина наступила зима, выяснилось, что на ступеньках перед входом намерзает лед и ходить по ним очень скользко. Арендатор предложил установить поручни и антискользящие рейки на крыльце. Расходы на их приобретение и монтаж мы разделили пополам.

Происходили и более серьезные ситуации. Однажды в разгар новогодних праздников нас затопило — арендатор обнаружил мокрые стены и огромные лужи воды на полу. В тех местах, где стекали струи воды, отклеились обои, потолочная плитка размокла, а на входной двери и оконных откосах застыли куски льда, так как в то время температура была ниже −30 °С. Мне срочно пришлось прервать свой отдых и ехать на объект. По пути я позвонила в диспетчерскую и сообщила о затоплении. Уже на месте мы с представителями УК составили акт осмотра помещения, в котором указали, к каким повреждениям привела авария.

Замерзшие струи воды вдоль оконного откоса
Замерзшие струи воды вдоль оконного откоса
Намокшие и почерневшие от потолка до пола обои возле входной двери
Намокшие и почерневшие от потолка до пола обои возле входной двери
1/2
Замерзшие струи воды вдоль оконного откоса

Арендатор не мог работать в таких условиях, и для него это означало простой бизнеса и упущенную прибыль. Два дня мы сушили помещение, меняли поврежденную плитку на потолке и фрагменты обоев. За эту заминку в том месяце я снизила арендную плату на 5000 ₽.

Сразу после этого случая я оформила доверенность на юриста. Теперь он имеет право представлять мои интересы в различных организациях, в том числе в УК, если я физически не смогу быть рядом.

Как инвестировать в нежилую недвижимость

  1. Сначала стоит разобраться в основах бухгалтерии и базовых экономических терминах. А по всем спорным вопросам консультироваться с юристами и другими специалистами.
  2. Лучше покупать объект напрямую у застройщика. Но следует его проверить, а также получить все данные о земельном участке, на котором расположен объект.
  3. Помещение, которое вы покупаете под сдачу, нужно оценить по нескольким критериям и проанализировать коммерческие показатели: доходность, ликвидность, срок окупаемости.
  4. Выгоднее всего приобретать объекты на стадии строительства: в этом случае цена квадратного метра наиболее привлекательная и есть варианты рассрочек, которые можно получить непосредственно у застройщика.
  5. Когда объект построят, следует подумать, какому арендатору и бизнесу может быть интересно такое помещение. И исходя из этого делать дизайн-проект и вкладываться в ремонт.

Светлана ТраутманнКак вам моя инвестиция?
  • really nice☑ разобраться в коммерческой недвижимости ☑ купить коммерческую недвижимость ☑ сделать ремонт и сдать коммерческую недвижимость ☑ написать статью в Т-Ж ☒ понять что такое пассивный доход61
  • Сухарика страховать объект вы не думали?4
  • Алиса СелезнёваАвтор крутой! Сама задумываюсь о покупке коммерческой недвижимости, когда будет возможность.17
  • Светлана ТраутманнАлиса, спасибо! Надеюсь, у вас все получится!5
  • Светлана Траутманнreally, благодарю за интерес к статье. Приятно, что вы очень внимательно ее прочитали30
  • Vlad SamИдея хорошая! Рад, что у вас дело хорошо идет. Я для себя считал выгодность покупки жилого помещения для сдачи в аренду. Понял, что мороки будет много, риски большие. Решил, что лучше REIT — ликвиднее и надежнее.6
  • Полина ИгоревнаА я в 2017 купила жилую недвижимость и за 4 года заработала 3,2 млн. Как вам моя инвестиция?4
  • ilya malofeevПлатить 13% НДФЛ вместо 6% как ИП - это фиаско, на мой взгляд. Взносы за ИП идут не отдельно, а в счёт 6% налога. Отчётность (декларация ИП)? - так как физик вы тоже её подаёте, непонятно почему это указано как минус для ИП. Окупаемость расчетная получилась 7 лет - то есть, такая же как у более престижного объекта в центре (а сначала рассчитывали на 5.7 лет, но не срослось...)7
  • Виктория ТурбинаОчень интересно, познавательно. Вы- большая умница.9
  • UserНикогда не знал, что Роберт Кийосаки имеет отношение к бухгалтерии. А по недвижимости он спец да, сын губернатора штата, закончивший престижный универ, в 50-е годы бума недвижимости, на заёмные у друзей банкиров деньги наспекулировал на свой "первый миллион". А потом книжку написал и она принесла ему в разы больше 😁 Кийосаки - первый инфоцыган, ещё до Белфорта.37
  • Egor ErohinАрмстронг бывает красивый – скрытого монтажа. Не такой как мы привыкли видеть. Сам недавно узнал. Удивило, что проблему духоты решили кондиционером. В первую очередь нужна вентиляция, разве норм нет на неё в коммерции?7
  • Анастасия ДомолазоваСветлана, Вы большая молодец! Безусловно, это более выгодный вариант по сравнению со сдачей квартиры. Чтобы увеличить доходность, всё-таки выгоднее перейти на ИП при УСН 6% без сотрудников. В этом случае сумму налога УСН можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов. В этом случае вы оплачиваете в год 116,6 тыс. налогов и сборов. Это обязательные страховые взносы 40874 и 1% в ПФР с выручки, превышающей 300 тыс.в вашем случае это 16440 ((1944000-300000)*1%). Сумма УСН к оплате за год 1944000*6%-40874-16440=59326 р. Кроме того, при УСН вы не платите налог на имущество с этого помещения (если этот объект не включен в отдельный перечень, публикуемые на сайте минземимущества Новосибирской области). В Вашем случае отчётность сдается раз в год - это налоговая декларация. Можете сдать сами, можете привлечь бухгалтера раз в год. За составление и отправку такой декларации обычно берут 5-7 тыс. Зато экономия по налогам у вас будет в районе 130 тыс в год:)28
  • Nikita Silya, у престижного объекта окупаемость тоже скорее всего бы выросла, это на бумаге она семь лет, потом реальность внесла бы свои коррективы.10
  • Никита РауфовВы конечно молодец что не побоялись вложиться в такой вид заработка. Проходя каждый день мимо этих пустующих помещений, где даже собаки не хотят ссать, у меня всегда возникает вопрос, а кто те люди которые вложились в эти подвалы. Т. К среди всей массы унылых подвалов, я вижу только работают 2 пивнушки и одно ателье. Вопрос к автору. Вы тот самый счастливчик который смог сдать и получаете ежемесячно аренду сейчас? Или вы среди большинства и ваше помещение пустует. В будущем при продаже вы хоть сможете отбить те затраты которые вложили? Т.к рядом много мелких ТЦ построили, и вся масса народу ходят туда. Спасибо вам за интересный рассказ из первых уст на уса))7
  • ЕленаPavla, кто о чем, а феминистки про мезогинию? Не существует профессии "юристка". Эта профессия называется юрист, и неважно, какого пола сам (или сама) юрист. Так же, как не существует должности "директорша" или "директриса", есть только директор.7
  • СhН, есть кое что, что звучит ещё более дико в контексте этой статьи про недвижимость - Ваш комментарий. Очень душно, очень.😔4
  • Светлана Траутманнilya, у меня был период, когда я старалась по максимуму сэкономить где только можно, теряя при этом другие, более ценные для меня ресурсы: мое время и нервы. Сейчас мне где-то проще переплатить (я сейчас про систему налогообложения), где-то делегировать, так как высвободив время я заработаю больше) У меня было несколько ООО, и я отдаю себе полный отчет, какие траты влечёт их открытие: как минимум, нужно ежемесячно платить за обслуживание банковского счёта (только банку в год набегает сумма более 25 тыс руб.) Я даже не говорю сейчас о других платежах, которые сопутствуют открытию юр.лица (ИП в том числе) Если вы хоть раз были собственником бизнеса, вы должны это знать. Про более престижный объект: если бы я его купила, пришлось бы воспользоваться заёмными средствами, что повлекло бы доп.расходы в виде процентов И, да, чтобы вы не переживали: у меня все сложилось ))9
  • Светлана ТраутманнН, отличный комментарий! Когда вы напишете свою статью, в ней могут фигурировать юристка, инженерка, риэлтерка или кто-то ещё. Жаль, что это не ваш материал и вы не можете подкорректировать его на свой вкус...18
  • Светлана ТраутманнПавел, мне, безусловно, приятно, что Вас не оставила равнодушным моя статья. Пожалуй, я не буду следовать вашему примеру и «тыкать», а продолжу обращаться на «Вы» (простите - дурное воспитание (с)) Если вы не заметили, я и сама обращаю внимание в тексте на собственные промахи, так как это не статья о том «Смотрите какая я молодец - я все сделала идеально», а о моем первом опыте и о том, как я набивала на этом шишки. (Кстати, это был первый блин, следующие идут лучше. Но об этом напишу в другой раз) - Когда все этапы пройдены другими людьми и со стороны можно было понаблюдать и сделать выводы; - Когда вы видите насквозь ошибки других; - когда Вам предлагается буквально готовое пособие «как не надо делать и как сделать лучше» - что ж, берите и пользуйтесь, мне не жалко)) Самый лучший способ раскритиковать чью-то работу - сделать эту работу лучше. Будете ли вы это делать или продолжите писать комментарии ???23
  • Светлана ТраутманнВиктория, благодарю за Ваш интерес и отклик !1
  • Светлана ТраутманнДмитрий, спасибо за интерес к статье, но вообще-то я полагала, что будет обсуждение именно целесообразности вложения в коммерцию (или отсутствию таковой) Дискуссия по поводу Кийосаки меня несколько удивляет. Это же лишь МОЙ список литературы. Кто не хочет, тот не читает. Колхоз - дело добровольное )15
  • Светлана ТраутманнАнастасия, спасибо Вам огромное , что так подробно все расписали! Чувствуется, что ваш отклик - от чистого сердца ! Если вы бухгалтер - я бы хотела ваш контакт))13
  • Светлана ТраутманнЕлена, благодарю за обратную связь! Насколько мне известно, при сдаче нежилых помещений невозможно уплачивать налог как самозанятый, так как этот вид налогоообложения распространяется только на жилые8
  • Светлана ТраутманнЕлена, представляете, бывали месяцы, когда по 300к зарабатывала, бывали, когда 0 рублей. Потому что было очень сильное желание зарабатывать и «она» пробовала себя в самых разных видах деятельности: открывала магазины одежды, турагентство, рекламное агенство, покупала продавала недвижимость, рисковала... И далеко не все было успешным.. В 30 с лишним пошла на 3-е высшее и получила специальность психолога. Сейчас я востребованный гештальт и арт-терапевт, работаю в Европе и уверена, что это не предел. Ни для меня, ни для кого-то другого - было бы желание) Желаю, чтобы ваша жизнь вас тоже радовала!29
  • Питерский АндрейСветлана, при договоре аренды между физ.лицом и ИП, последний являтся налоговым агентом и именно он обязан согласно НК подавать декларацию за вас и оплачивать НДФЛ. В вашем случае явное нарушение НК и могут быть вопросы со стороны налоговой. Кроме этого сдача в аренду нежилых помещений физ.лицом имеет большие ограничения и может быть расценено как незаконное предпринимательство со всеми вытекающими. Обязательно обратите на это внимание чтобы потом не быть в шоке. Регистрация как ИП несёт за собой самую большую проблему в том, что при дальнейшей продаже данного помещения вы с суммы сделки заплатите 6%. Никакие вычеты и сроки пользования в данном случае не действуют. Также как и тот факт что вы приобретали имущество как физ.лицо. Вы ещё забыли про ежегодный налог на имущество. А на нежилые помещения ставки данного налога в разы выше чем на жилые.15
  • Андрей ПироговБраво автору в том, что пыталась изучить хоть какие то элементарные экономические понятия, начала отличать доход от прибыли. Даже это , среди массы "инвесторов", крайняя редкость. Не говоря уже о понятии себестоимости. Инвестиции в коммерческую недвижимость ,в целом, сейчас чуть более выгодны. При грамотном выборе. Однако же , как многие знают, инвестировать в недвижимость вообще далеко не лучший вариант. Есть более выгодные и более спокойные варианты.8
  • Евгений Р.Питерский, " при дальнейшей продаже данного помещения вы с суммы сделки заплатите 6%." -- А Разве физлицо не платит с продажи 13 проц? при дальнейшей продаже данного помещения. Разбирали в налоговой - получается за этот налог надо 2 года как бы бесплатно сдавать.2
  • Евгений Р.Павел, А вы сами покупали готовое помещение с торгов по банкротству?8
  • Роман НикулинТакая большая работа проделана и в итоге открылась еще одна пивнушка :( Печально...14
  • Светлана ТраутманнПитерский, Андрей , спасибо за Ваш интерес к статье и замечания. Насчёт первого я уточню, не слышала об этом ранее При продаже помещения я должна буду оплатить налог с дохода, то есть если продам дороже, чем покупала его. А при нахождении объекта недвижимости в собственности более 5 лет, по-моему, физ лицо освобождается от уплаты налога Ежегодный налог на имущество в моем случае составляет менее 3 тыс рублей, поэтому я не стала упоминать его в расчётах0
  • Светлана ТраутманнРоман, отчасти да. Но это рынок: спрос рождает предложение...9
  • UserСветлана, на мой взгляд, тут всё просто... если у человека много бабла и он в этом разбирается - пусть занимается. Если бабла немного или он в этом не разбирается (а бабла при этом много), то лучше обойти эту тему стороной. Купить недвижимость всегда легче чем её потом продать, любую недвижимость.0
  • василисаАнастасия, как получается сумма усн к оплате за год 59326? Вы взяли 1944000 доход за 4 года, а уменьшаете 40874 рублей это сумма только за один год взносов, а 16440 опять опс 1% это за 4 года2
  • василисаПолучается за год доход 486000 рублей. 13% это 63180 рублей Если вы ип 6%, то взносы 40874 руб + 1% это получается 1860 рублей за год. Всего взносов 42734 руб. Налог 6% от 486000 это 29160 рублей. Эта сумму вы не оплачиваете, так как она полностью покрывается взносами. То есть за год вы заплатите 42734 рублей. Выгода как ИП 63180-42734= 20446 рублей за год7
  • Евгений Р.Светлана, "....при нахождении объекта недвижимости в собственности более 5 лет, по-моему, физ лицо освобождается от уплаты налога..." Ключевое слово - "по-моему." Посмотрите обзор судебной практики. И второе - откуда информация "...если продам дороже, чем покупала его." ?0
  • Evgeny GazizovЕвгений, если объект использовался для деятельности ИП на УСН 6%, то платится налог со всей полученной суммы2
  • Евгений Р.Evgeny, Так он платится и физлицом, 13 %, если использовался для комм. деятельности. Суды удовлетворяют требования ФНС в таких случаях. Исключения - когда у них нет доказательств такого использования, нет копий договоров аренды, а у физлица есть доказательства использования исключительно в личных целях, - личная библиотека, мастерская - только для себя, и т.д. В обзоре судебной практики, ФНС очень редко получает отказное решение суда.0
  • Светлана ТраутманнРаиль, спасибо за интерес к моей статье и жизненному опыту ) даже не знаю, как кратко все рассказать )) После института 6 лет работала в найме. Потом параллельно пошла на 2 высшее (экономическое, в расчёте, что в жизни мне пригодятся эти знания) Когда забеременела и была на последнем месяце, компания, где я работала, обанкротилась, и к тому моменту я уже рассталась с отцом будущего ребёнка, поэтому мне пришлось думать: чем я могу заниматься, чтобы зарабатывать на жизнь Так как на тот момент я занималась рекламой и имела об этом представление, то открыла рекламное агентство, которое довольно успешно работало 10 лет. Параллельно пробовала продавать женскую одежду, но магазины требовали больших трудозатрат, а прибыль приносили небольшую, поэтому закрыла. Также был опыт открытия тур.агентства, который совпал с обвалом рубля и банкротством крупных туроператоров. Отчасти по этим причинам в этой области тоже не сложилось. На психолога пошла учиться сначала для себя самой, но в процессе обучения стало очевидно, что я способна помочь не только себе, но и другим. Поэтому на сегодняшний день- это моя основная деятельность. Что касается сделок с недвижимостью: опыт пришёл с жизненными обстоятельствами. Вначале покупала квартиру для себя, и первая покупка оказалась неудачной - стройка встала на 10 лет и деньги были заморожены. За это время я купила другую квартиру. Зато это ошибочное решение привело к тому, что когда дом всё-таки сдали, я смогла продать и получить на руки сразу около 40 тыс евро (по курсу на тот момент) В общих чертах история с моими первыми шагами в сделках с недвижимостью рассказана в этой статье. Благодарю, что нашли время прочитать все это)6
  • Екатерина ДашуткинаПавел, а вы все не успокоетесь с советами как было лучше делать? Уже третий комментарий, прям распирает, смотрю. Почему бы ваши советы не направить на саморазвитие? Т.е. вы указываете как сделать лучше, так сделайте это сами и напишите статью. Как такая идея? Если уже сделали, то еще лучше - напишите историю своего успеха и почему вы такой обиженный жизнью, что льете столько негатива, если у вас столько умных идей.5
  • КуперманСветлана, налог с продажи платить придется в любом случае. Коммерческая недвижимость не освобождается от налога с продажи, а сумма покупки объекта не снижает налоговую базу (стоимость с которой считают налог). С точки зрения уменьшения налога, как с дохода, так и с продажи, лучше сдавать помещение через ИП.2
  • Светлана ТраутманнКуперман, спасибо Вам за обратную связь и комментарии по теме !0
  • Anastasia TarasenkoЕвгений, сдача в аренду помещения под коммерческую деятельность должна вестить через ЮЛ. При продаже налог будет да, от полученного дохода. А если помещение на физ лице, так ещё к 13% могут начислять ещё 20%. Доказать, что помещение использовалось под коммерческие цели очень просто, спрашиваем любую бабульку, которая живёт в доме и вот вам вся правда.0
  • Евгений Р.Anastasia, На судебном заседании даже если ФНС вытащит эту бабульку туда, ее показания против моих ничего не стоят. Нет подтверждающих документов. Я же писал про обзор судебной практики. При отсутствии в ФНС договора аренды, и имея акт осмотра помещения от УК, где написано про библиотеку, суд отказывал ФНС. Вот вам и вся правда.0
  • Anastasia TarasenkoЕвгений, ваши статьи я не читала, а вот живых реальных людей знаю, которые получили письма счастья и никакой суд им не помог0
  • Евгений Р.Anastasia, Если действительно знаете этих живых людей, дайте номера их судебных дел, если они действительно судились, в чем я сомневаюсь. А если и судились с отказом, значит у ФНС были доказательства в виде договоров, но никак не в виде бабульки.2
  • Юрий Ю.1. 3,7 кВт на 58м2, это что за дичь, столько даже на квартиру не дают! Обычно мощности прописываются в ДДУ как 0,2кВт/м2, т.е. 11 кВт у вас уже должно быть. Извините, но даже 15кВт по трем фазам это ооочень мало для продуктового! Увеличение мощности за 15 000 руб. Это в принципе фантастика. 2. Почему за отопление и водоотведение платит арендодатель?? 3. В итоге какую систему налогообложения выбрали? Физик 13% оплата на карту? 4. Цоколь очень большая ошибка, очень многие сетевики с ним не работают! 5. Почему договором не предусмотрена индексация ставки? 6. 7 лет очень неплохо!!! Инвестиции в стрит это очень круто! Очень много людей стали избавляться от своих однушек, т.к. это гемор и только те у кого их нет считаю, что наличие 5-10 однушек позволит балду гонять и жить на островах. Только коммерция и только стрит! Удачи в других проектах.5
  • Ирина СажинаШикарнейшая статья . Ищу на просторах интернета подробности о приобретении нежилой недвижимости для сдачи в аренду и Ваша статья включила в себя абсолютно все аспекты в этой области . Но пока не могу понять что было бы лучше в части уплаты налога . Не была никогда ИП , говорят что лучше всего открыть ИП, но не уверена. Склоняюсь сдавать как физ лицо , так как я понимаю хоть налог и больше но мороки меньше . Единственное -настораживает НДС. Планирую купить помещение но просчитывая это все меня мучают вопросы расходов - рисков если не сдашь в аренду3
  • Mak SonАндрей, это какие варианты? Мы на протяжении многих лет инвестируем в комнедвигу, и все ровно!3
  • user2384978василиса, хоть кто то адекватно все расписал.1
  • Михаил БолдыревСветлана, подскажите, пожалуйста, почему налог на имущество менее 3тыс. рублей в год, если ставка по Новосибирской области для коммерческой недвижимости 2% (для жилой 0.2%) ? Может, я что-то не так смотрел, пока только интересуюсь теоретической возможностью приобрести коммерческое помещение (тоже в Новосибирске)0