В 2013 году автолюбитель из Самары купил Ладу Приору за 353 тысячи рублей. Машина была новая и на гарантии. Мужчина на ней поездил несколько месяцев, и началось: коробка скрипит, петли на дверях шатаются, стойки стучат, стеклоочиститель сломался. Одно ремонтировали — другое ломалось или плохо работало. Кто-то списал бы это на недостатки отечественного автопрома, но этот покупатель оказался юридически грамотным.

Мужчина захотел вернуть машину производителю и забрать деньги: полную стоимость автомобиля с компенсацией и моральным ущербом. Он посчитал неустойку на момент подачи иска и сразу потребовал ее даже за будущее время — те дни, когда решение суда уже вступит в силу, а завод еще не заплатит деньги. Чтобы второй раз не приходить.

В суд он пошел почти через три года после покупки. Пробег составил 27 тысяч километров.

Как думаете, получилось вернуть деньги за машину?

  • Нет, за технически сложный товар можно потребовать назад всю сумму с компенсацией. Но нужно знать как.
  • Да, все это можно требовать в суде. Для технически сложных товаров на гарантии есть возможность возврата. Нужно доказать, что у товара есть существенные недостатки или заводской брак, которые нельзя устранить.
  • Неважно, какой марки машина. Она должна быть исправной и без заводского брака. Если обнаружатся дефекты, производитель заплатит компенсацию — больше, чем стоила машина. А вернуть пытаются даже дорогие иномарки за несколько миллионов.

Что требовал автовладелец?

Он вовремя проходил техосмотры, обращался за ремонтом по гарантии, но ничего не помогло. У машины были недостатки, которые не связаны с эксплуатацией или не должны были появиться так быстро. Экспертиза доказала, что дело в некачественной сборке, браке и заводских дефектах.

В законе нет исключений, что КПП на иномарке должна работать тихо, а у Лады Приоры — с хрустом. И люфты в петлях всех дверей — это тоже не допустимая для отечественного автопрома погрешность, а недостаток товара. Исправить дефекты не получилось, машина на гарантии — значит, можно вернуть товар производителю и забрать деньги.

Хотя машину продал дилер, покупатель сам решает, кто ответит за качество. Можно предъявить иск к производителю: от крупного предприятия больше шансов получить деньги по решению суда.

Мужчина потребовал вернуть ему всю сумму за машину, выплатить неустойку за каждый день, компенсировать моральный ущерб и возместить все расходы на экспертизу, техосмотр и юриста. Платить добровольно завод не захотел, поэтому к этой сумме прибавились 50% штрафа.

Сумма получилась с шестью нулями. Он одной только неустойки насчитал почти миллион (и правильно, между прочим, насчитал — по закону).

Но самое интересное, что покупатель потребовал неустойку за будущее время. Каждый день, пока завод не платит, будет капать неустойка — и не копейки, а почти по пять тысяч рублей в день. Правда, суд эти планы скорректировал.

Что сказали суды?

Районный суд 👍

№ 2-51/2017

Экспертиза подтвердила, что у машины были заводские недостатки. Покупатель может требовать деньги даже через три года. Но суммы получились слишком большие, поэтому их можно уменьшить.

Вот что завод должен выплатить покупателю:

  1. Деньги за машину — 353 000 Р.
  2. Удорожание на момент возврата — 95 000 Р.
  3. Неустойку — 30 000 Р.
  4. Моральный ущерб — 5000 Р.
  5. Штраф 50% — 121 000 Р.

Еще столько же штрафа получит общественная организация по защите прав потребителей, которая помогала автовладельцу.

Всего завод обязан выплатить за дефектную Ладу Приору 600 тысяч рублей. Кроме этого он возместит расходы на юриста, госпошлину, экспертизу и техосмотр.

Но это еще не все. Со дня вынесения решения и до того дня, пока завод не выплатит все деньги, ему будет начисляться неустойка — 2500 рублей в день. По закону можно больше, но суд вправе уменьшить. Это неустойка за дни, которые еще даже не наступили. Ее будут считать с марта 2017 года. С тех пор прошло больше года.

Областной суд 👍👎

№ 33-7425/2017

Районный суд все посчитал правильно — 600 тысяч надо заплатить, а трехлетнюю машину пусть забирают. Но с неустойкой на будущее проблемы — так нельзя.

Если покупатель хочет получить компенсацию за период после решения суда, надо подавать новый иск. Суд вынесет о взыскании денег решение на день подачи иска. А потом еще и еще, пока завод не рассчитается.

Верховный суд 👍👍

№ 33-7425/2017

Потребитель имеет право требовать неустойку по день исполнения обязательства, в том числе за будущее время.

Когда суд выносит решения, он указывает сумму неустойки на дату этого решения. И там же должно быть указано, что неустойку взыскивают до момента исполнения обязательства. Остаток считает пристав, банк или сам гражданин — по ситуации.

Нельзя заставлять человека просто так ходить по судам. Суды должны помогать предотвращать нарушения и злоупотребления. Дополнительное возбуждение дел в суде проблему не решает. Выводы областного суда незаконные.

Итог. Решение областного суда отменили. Дело пересмотрят с учетом замечаний Верховного суда. Заседание уже прошло, но текста решения пока нет. Будем следить, какую сумму неустойки на будущее в итоге взыщут с завода. Но уже понятно, что сумма остальных требований не изменится: ее никто и не оспаривает.

Мужчина получит как минимум 600 тысяч рублей реальными деньгами. При этом он проездил на машине почти три года и купил ее за 350 тысяч рублей. Теперь сможет купить себе две таких машины или иномарку.

Как получить максимум за дефектный товар?

Закон защищает потребителей гораздо лучше, чем многие думают. Надо лишь бороться за свои права и требовать компенсации по закону.

Изучайте свои права. В школе не учат, как вернуть качественный товар и сколько дней максимум можно ждать ремонта технически сложного товара. Никто не рассказывает, что мы имеем право отдать машину заводу или дилеру, проездив на ней три года. Нужно разбираться самим.

Обращайтесь за помощью к юристам. Понять закон сложно. Нужно знать судебную практику, постановления Пленума Верховного суда, определения Конституционного суда, комментарии экспертов и разъяснения ведомств. Это работа юриста. Есть закон о бесплатной юридической помощи и Роспотребнадзор — используйте все возможности для защиты прав.

Пишите претензии. Никто не принесет вам неустойку просто так. Везде нужны документы. Только так можно доказать, что вы чего-то требовали, но не получили. Если будете писать претензии, может и до суда не дойти. А если дойдет, получите больше.

Требуйте все положенное по закону. Если вам продали некачественный товар или недостатки обнаружились в течение гарантийного срока, а устранить их не получается, этот товар можно вернуть. Взамен можно потребовать компенсацию, как в иске этого автовладельца. Не забудьте про неустойку за будущее время. В решении суда должно быть указано, в каком размере вам обязаны ее выплатить за каждый день.

Этот автовладелец не единственный, кому повезло. Такие истории есть, они все настоящие. Можно проездить на машине три года и получить в несколько раз больше денег. Но только если это на самом деле недостатки, а не хитрость покупателя — бывает и такое.