Изумительная история 71 818

Как юридически грамотная женщина купила тойоту на 200 тысяч дешевле. И еще отсудила 425 тысяч компенсации

👩💰🚗💰💰💣👎😏👍✔⁉

Одна гражданка из Адыгеи заказала в автосалоне автомобиль за миллион рублей. Как положено, подписала договор и внесла предоплату 50 тысяч. Машину нужно было ждать четыре месяца.

В договоре было условие, что продавец имеет право в одностороннем порядке повысить цену. Например, если этого потребует официальный дилер или увеличатся таможенные пошлины, а покупатель еще не оплатил товар полностью.

Автосалон прописал в договоре, что может повысить цену не чтобы больше заработать, а ровно на сумму удорожания машины. Кажется, что это честное и логичное условие, особенно для 2014 года.

В итоге цена выросла. Когда машина пришла, автосалон попросил доплатить к остатку еще 214 тысяч рублей. Покупательница написала на договоре, что не согласна, но всё-таки доплатила, чтобы забрать машину. А после этого пошла в суд.

Повод для суда

Покупательница хотела вернуть свои деньги — доплату, на которую не соглашалась, но внесла. Еще она потребовала с автосалона компенсацию за пользование своими деньгами, штрафы и моральный ущерб. Помимо доплаты набежало еще 425 тысяч рублей.

В своем иске женщина указала, что требование о доплате незаконное. Она не обязана платить за предпринимательские риски автосалона. В итоге потребовала признать недействительным пункт договора об одностороннем повышении цены и вернуть деньги с компенсацией.

Решение судов

Городской суд встал на сторону автосалона. Он отказал в выплатах и оштрафовал продавца на символические 1500 рублей. Сказал, что по закону можно повышать цену, если такое условие есть в договоре. Апелляция тоже не помогла.

Потом подключился президиум регионального Верховного суда. Там предыдущие решения отменили, спорное условие договора признали недействительным и обязали автосалон выплатить кучу денег.

Автосалон с таким решением не согласился, деньги выплачивать не захотел и подал жалобу в Верховный суд.

Чем закончилось

История пока не закончилась, но в выводах Верховного суда много интересного и важного для всех. Вот что коллегия из трех судей сказала про повышение цен в одностороннем порядке.

По закону сумму договора можно менять. Само по себе изменение цены не нарушение, но только если это не противоречит закону или стороны договорились.

Повысив цену на машину, автосалон нарушил закон о защите прав потребителей.

Условия для покупательницы ухудшились, а ее права были ущемлены. Так нельзя.

Если одна из сторон договора предприниматель, а другая нет, повышать цену в одностороннем порядке нельзя. В этой истории повысить цену могла только покупательница, потому что она не предприниматель в этом договоре. Или если бы стороны мирно договорились. А по своей инициативе и без согласия покупательницы автосалон так сделать не мог, но сделал.

И даже тот факт, что покупательница изначально подписала договор и как будто согласилась на эти условия, ничего не решает. Договор нарушил ее права. Теперь продавец обязан компенсировать убытки.

И еще один важный для всех вывод Верховного суда: предприниматели не могут перекладывать на потребителей свои риски. Если выросли таможенные пошлины, налоги или себестоимость, покупатель не виноват. Он не может на это повлиять и платить не обязан.

Я уже подписал договор на покупку авто. Что делать, если с меня потребуют доплату?

Прочитайте, что написано в договоре. Грамотные юристы могут так сформулировать условие о доплате, что оно окажется законным.

Если формулировки шаблонные и у вас похожая история, есть два варианта:

  • расторгнуть договор, потребовать вернуть аванс и ничего не доплачивать. Тогда придется заказывать машину в другом месте. Может быть, цена уже везде повысилась и в этом нет смысла: всё равно заплатите больше;
  • заплатить всю сумму, забрать машину, а потом подать в суд. В суде можно потребовать вернуть доплату и возместить ущерб, в том числе моральный.

На нарушения прав потребителя можно пожаловаться в Роспотребнадзор в своем регионе. Иногда этого бывает достаточно, чтобы всё решить без суда.

Если вы обратились в суд и не согласны с его решением, не стесняйтесь его обжаловать

P.​ S. Решение в пользу покупательницы пока отменили. Но не потому, что автосалон прав и ничего возвращать не должен. Выводы Верховного суда как раз говорят о том, что автосалон не прав и доплата незаконная. Другие продавцы, которые сделают так же, тоже будут не правы.

Дело в том, что кассационная инстанция превысила полномочия. Ей надо было отменить решение нижестоящих судов, а не выносить свой вердикт по взысканию с автосалона. Но это формальность и на выводы Верховного суда не влияет — при пересмотре их учтут.

Изумительная история 8 926

Мужчина купил дорогой прибор и БАДы за четыреста тысяч, а потом опомнился и вернул деньги. Через суд!

👴👩‍⚕️💉👺💰💣👎👎👍✔️

Пожилой мужчина увидел рекламу лечебного прибора и захотел его купить. Вызвал курьера и заплатил 30 тысяч рублей. Через неделю дедушке позвонили из платной клиники. В ходе беседы врач предположила у него онкологическое заболевание и предложила купить биологически активные добавки на 384 тысячи рублей. Дедушка от испуга заплатил и начал принимать препараты.

На очередном приеме у обычного врача выяснилось, что дедушка здоров. БАДы ему не нужны. Попытка вернуть дорогие препараты и забрать деньги провалилась. Мужчине пришлось идти в суд.

Почему дедушка потребовал деньги назад?

Он хотел вернуть всю сумму — за прибор и таблетки. Сослался на то, что прибор предназначен для людей от 80 до 90 лет, а ему уже 95.

С БАДами он вообще не разобрался. Думал, что это лекарства и они помогут выздороветь. А оказалось, что это всего лишь добавка к пище. Дедушка посчитал себя обманутым. Он заплатил за непонятные таблетки и порошки, хотя серьезных заболеваний у него не нашли.

Деньги пришлось требовать через суд: 415 тысяч за прибор и БАДы, 400 тысяч неустойки, 70 тысяч морального ущерба и судебные расходы. Итого дедушка хотел получить около миллиона.

Почему ему не вернули деньги по требованию?

Клиника, которая продавала прибор и БАДы, заключила с дедушкой договор. Там было указано, что это не лекарства, а добавки к пище.

При этом БАДы были официально зарегистрированы. Дедушке передали инструкции и сертификат, рассказали, как употреблять порошки и таблетки и сколько они хранятся. Все зафиксировали в договоре, поэтому претензии и не приняли. Сказали, что покупатель знал, за что платит, и деньги передал добровольно — никто его не обманывал.

Что сказали суды?

Городской и областной суды 👎

Дело № 2−1987/2015

Дело № 33−25249/2015

БАДы и прибор продали по договору. Все официально, с сертификатами. В договоре написано, что покупатель в курсе, как работает прибор и действуют препараты.

По закону БАДы нужно продавать с документами. Как минимум представить их покупателю. Необязательно показывать лично — при дистанционной продаже можно где-то их разместить.

В договоре указано, что покупатель со всем ознакомлен.

Дедушка должен был действовать разумно и осмотрительно. Деньги заплатил сам — его никто не заставлял. Часть таблеток и порошков дедушка успел выпить, а с претензией обратился только через три месяца.

Вернуть БАДы и прибор в такой ситуации не получится, забрать деньги тоже.

Верховный суд 👍

Определение ВС № 4-КГ16−40

Продавец обязан сообщить покупателю достоверную информацию о товаре. Эта информация должна помогать покупателю сделать выбор.

Если сведений о товаре недостаточно или их вообще не предоставили, можно отказаться от товара, забрать деньги и требовать компенсацию.

Прибор и БАДы дедушке продали в тот момент, когда он думал, что тяжело болен. До этого мужчина не искал их специально и не собирался покупать. Теперь продавец должен доказать, что он все понятно и подробно рассказал о своем товаре. Из формулировок в договоре это явно не следует.

Рассказать о потребительских свойствах товара еще не значит сообщить покупателю все, что ему нужно для осознанного выбора.

Суды в этом не разобрались. Их решения незаконные. Пусть пересматривают.

Итог. Областной суд вынес новое решение. Клиника должна вернуть дедушке всю сумму за прибор и БАДы — 415 тысяч рублей. А также выплатить 20 тысяч за моральный вред и возместить 8 тысяч рублей судебных расходов.

А как же неустойка и штраф? Почему дедушке их не выплатят?

Неустойку и штраф выплачивают, только если продавец отказался выполнить требования покупателя. Чтобы это подтвердить, нужно направить продавцу требование: мол, так и так, вот такие мои права вы нарушили, прошу выплатить мне столько-то денег, обменять товар или компенсировать моральный вред.

И только если продавец не отреагирует или откажется платить, можно идти в суд. Досудебный порядок в таких случаях обязательный. Если продавцу не дали возможности добровольно выполнить требования, то и компенсации не будет.

Дедушка допустил ошибку. Он в один день отправил претензию продавцу и иск в суд. Так не считается, поэтому и неустойка со штрафом не положены. А мог бы получить еще 400 тысяч рублей.

Значит, покупатели могут вернуть любой товар, если им не рассказали о нем очевидные вещи?

Нет, любой товар вернуть нельзя. Закон защищает права потребителей, но это не повод выполнять их абсурдные требования. В таких ситуациях важна та информация, которая неочевидна для покупателя, а чтобы в ней разобраться, нужны специальные знания.

С БАДами и медицинскими приборами как раз такой случай. Нечестные продавцы пользуются тем, что люди не разбираются в работе этих штук и верят на слово.

Но нет четкого критерия, что для покупателей очевидно, а что нет. К информации об одних товарах есть общие требования, для других установлены более жесткие. Все спорные вопросы придется решать в суде.

Меня ввели в заблуждение при покупке товара. Как вернуть деньги?

Убедитесь, что вас действительно ввели в заблуждение: обманули, не рассказали или не предупредили. Если продавец не сказал прямо, как нужно использовать товар, какой у него срок годности и что с ним делать потом, это еще не значит, что можно требовать компенсации.

Информацию можно разместить на упаковке, этикетках или в инструкции. Если продажа через сайт, то на сайте. Не с каждым покупателем заключают договор, его может заменить публичная оферта, которую вы даже не читали. Если продавцу помог грамотный юрист, не факт, что получится вернуть деньги.

Если считаете, что ваши права на полную и достоверную информацию о товаре все-таки нарушены, пишите претензию продавцу. Опишите проблему, изложите свои требования и сообщите, что пойдете в суд. Если на кону большая сумма, лучше подключить к этому хорошего юриста.

Пожалуйтесь в Роспотребнадзор. Ваша жалоба — повод для внеплановой проверки. Иногда этого достаточно, чтобы обменять товар или вернуть деньги.

Не терпите, не молчите и не миритесь с тем, что кто-то зарабатывает на вашей доверчивости. Не устроит решение первой инстанции — обжалуйте его. По искам до 1 млн рублей пошлины не будет, а судебные расходы можно возместить.

Тем, кто отстаивает свои права, удается отсудить сотни тысяч за плохое лечение ребенка, обменять трехлетнюю машину на новую или получить от застройщика в разы больше денег, чем стоила квартира.

Эта история — еще один реальный пример успешного дела. Если так смог 95-летний дедушка, может получиться и у вас.

Изумительная история 18 971

Одна женщина реконструировала балкон и может лишиться квартиры

👩🏢🛠👺👷📄💣👍👍👎❗

Жительница Краснодара купила квартиру и решила увеличить балкон. Заручилась согласием половины соседей и сделала все, что хотела: увеличила вынос, облицевала профлистом, установила козырек и провела отопление.

Но соседям сверху реконструкция не понравилась: козырек над балконом закрывал им обзор. Тогда они написали жалобу в администрацию. Потребовали, чтобы соседка вернула балкон в прежнее состояние, — администрация поддержала. Соседка отказалась: экспертиза подтвердила, что перепланировка никому не угрожает.

Не помогло. Соседи и администрация стояли на своем: или убирай козырек, облицовку и отопление, или продадим квартиру на торгах. Дело о переделанном балконе продолжилось в судах. Вы удивитесь, чем оно закончилось.

Почему собственница квартиры не выполнила требования администрации?

В ответ на иски администрации и соседей она подавала встречные. Просила оставить на балконе козырек и отопление.

Хозяйка квартиры провела несколько независимых экспертиз. По итогам обследования стало понятно, что перепланировка технически ничего не нарушает. Она не угрожает безопасности жильцов, не вредит конструкциям дома, не противоречит санитарным и пожарным нормам. Ничего не мешает узаконить изменения и жить в квартире с большим отапливаемым балконом. Женщина потребовала от администрации официально признать перепланировку законной.

Почему соседи требовали все вернуть?

Им не понравилась реконструкция балкона, а согласия на перепланировку они не давали. И хотя примерно половина жильцов дома не против таких переделок, конкретно эта семья возражала.

Балконные плиты — это общее имущество. С ними нельзя делать что угодно без согласия других жильцов — причем всех до единого.

Почему администрация пригрозила продать квартиру на торгах?

Квартира с переделанным балконом была в собственности, это не соцнаем. Но квартиру с неузаконенной перепланировкой власти могут потребовать вернуть в прежнее состояние. Если владелец откажется, жилье выставляют на публичные торги.

Часть денег от покупателя тратят на то, чтобы устранить нарушения, а остальное отдают хозяину. В итоге можно остаться без квартиры и с такой суммой, которой не хватит на новую. Это законная процедура, которая распространяется на всех.

Самовольную перепланировку можно узаконить, если она ничего не нарушает. Но в этой истории экспертизы оказалось мало, а без согласия соседей изменение фасадов согласовать никак нельзя. Может быть, администрация бы и отстала от женщины, но соседи продолжали ходить по судам и требовали вернуть балкон в прежнее состояние.

Что сказали суды?

Районный и краевой суды 👍

Перепланировка никому не вредит. Почти половина жильцов дома не против. Их права не нарушены. Отстаньте.

Верховный суд 👎

Определение ВС № 18-КГ17−164

Перепланировку нужно проводить по правилам. До начала работ требуется согласовать их с администрацией: подать заявку и получить разрешение.

Если разрешения нет, перепланировка самовольная. Тогда от собственника можно потребовать привести жилье в прежнее состояние. Если не поможет — выставить квартиру на публичные торги и удержать стоимость обратной реконструкции. Требование администрации логичное и законное.

Балконные плиты и ограждения — это общее имущество. Они принадлежат не владельцу квартиры, а всем жильцам дома. Уменьшать их размер без согласия других жильцов нельзя. Согласие должны дать все собственники — не половина, не ⅔, а 100%. Это обязательное условие.

Такое согласие удалось получить от 49 жильцов, а еще 57 его не дали. Значит, увеличивать проемы, делать что-то с перекрытиями и плитами балкона было нельзя.

Итог. Верховный суд отменил решения районного и краевого судов. Если квартиру и балкон не вернут в прежнее состояние или соседи не отзовут свои претензии, жилье уйдет с молотка.

Это касается только переделки балконов?

Это касается любой самовольной перепланировки. Даже если внутри квартиры собственники перенесли дверные проемы, объединили кухню с комнатой или расширили коридор, это может стать основанием для продажи квартиры с торгов.

Но если экспертиза докажет, что перепланировка никому не вредит и ничего не нарушает, есть шанс ее узаконить. Тогда выпишут штраф, а изменения в квартире останутся.

Если экспертиза найдет нарушения, их потребуют устранить. Если собственники откажутся или не смогут, есть риск остаться без жилья.

Все сложнее, если реконструкция касается общего имущества. При этом необязательно напрямую затрагивать интересы соседей. Перенести входную дверь на метр — это касается общего имущества. Пристроить тамбур к двум квартирам — тоже касается. Сделать подсобку на общем балконе — это тоже манипуляции с общим имуществом. Некоторые умудряются присоединить к квартире лифтерную или увеличить квартиру за счет свободной части площадки. Даже снос стены между кухней и балконом — это тоже может затрагивать общее имущество. Тогда нужно согласие всех жильцов дома. Получить его сложно, а иногда вообще не получается.

Против активных соседей даже экспертиза не поможет.

А как же право на жилье и собственность? На каком основании заберут мою квартиру из-за снесенной стены?

Права неприкосновенны только до тех пор, пока они ничего не нарушают и никому не мешают. Нельзя пользоваться своим правом и вредить другим людям или чужому имуществу. Из-за снесенной стены или незаконных работ в одной квартире могут пострадать все жильцы. Следить за безопасностью — задача властей, ведомств и комиссий. Если они узнают о нарушениях и ничего не предпримут, то сами нарушат закон.

У меня уже есть перепланировка. Мою квартиру тоже могут продать на торгах?

Не каждую квартиру с перепланировкой обязательно решат продать. И не все соседи ходят по судам, если кто-то проводит отопление на балконе. Иногда даже серьезная реконструкция не волнует никого, кроме соседей по площадке — и то если она как-то их затрагивает.

О перепланировке внутри квартиры никто, кроме ее владельцев, может не знать годами. Пока они не решат ее продать. И то не факт, что это вскроется.

Но если дело дойдет до претензий, жалоб и требований, по закону квартиру действительно могут продать. Лучше не рисковать и оформить все по закону.

Собираюсь сделать перепланировку. Как все оформить, чтобы не остаться без жилья?

Нужно заказать проект, согласовать его, провести работы, а потом внести изменения в документы на квартиру и госреестр. Мы подробно рассказывали, как это сделать, — прочитайте, прежде чем начать. Не все задумки собственников можно реализовать по закону.

Если перепланировка коснется общего имущества, придется получить согласие всех жильцов. Не пренебрегайте этим. Кто-то из соседей может возмутиться через год или два. Даже если к тому времени вы все узаконите, будут проблемы.

Иногда администрация не против перепланировки и даже выдает документы, а соседи идут в суд и все отменяют. Вернуть квартиру в прежнее состояние может быть сложнее и дороже, чем провести реконструкцию.