Житель Уфы купил квартиру в новостройке за 2,7 млн рублей. Когда пришло время принимать жилье, он обнаружил недостатки: стены окрашены неровно и на них грязные пятна, стяжка на полу слишком тонкая и недостаточно прочная, пол в разных комнатах не по уровню, стояк трубопровода проходит не параллельно батареям, а один радиатор на 2 см выходит за пределы оконного проема. Такой стиль ремонта в народе называется «с…ли-мазали».

Покупатель не подписал акт. Сказал: «Переделывайте, или переделаю сам, но тогда с вас 130 тысяч рублей за ремонт. Квартиру я не принимаю и потребую неустойку, штраф и моральный ущерб». Добиваться своего мужчина решил в суде. Это был очень настойчивый покупатель, за что ему уважение и почет от редакции Т—Ж.

Почему покупатель придрался к застройщику?

Он нашел в квартире недостатки. Принимать такую квартиру не захотел. Хотя недостатки были мелкие, но он потребитель и его защищает закон. А по закону можно потребовать все переделать или компенсировать деньгами.

Мужчина рассчитывал на ровный пол, чистые стены, идущие параллельно друг другу трубы и батарею, которая не выходит за границу оконного проема. Недостатки налицо — можно требовать переделки. По крайней мере, так думал покупатель и пошел испытывать российское правосудие в деле.

Почему застройщик не захотел исправлять недостатки?

Неровный пол, пятна на стенах и зазоры под плинтусом — это нарушения снипов. А снипы необязательные. Недостатки не влияют на качество жизни, они не делают квартиру опасной или непригодной.

В договоре тоже не написано, что отделка должна быть по снипам. Как сделали, так сделали. Существенных недостатков нет, а переделывать мелкие не собираемся. Встретимся в суде.

Что сказали суды?

Две инстанции 👎

№ 33-22388/2017

Экспертиза говорит, что нарушены снипы про полы, стены и потолки. Все это можно устранить, виноваты строители: плохо сделали свою работу.

Но снипы у нас рекомендованные, а не обязательные. Технические регламенты не нарушены, с градостроительными тоже порядок. Вот если бы покупатель сразу описал требования в договоре, тогда это было бы нарушение условий. А он не описал.

Квартирой можно пользоваться — пусть пользуется. Застройщик не обязан ничего устранять. Неустойку за задержку передачи квартиры он тоже не получит, как и моральный ущерб. Сам виноват, что не принял квартиру вовремя и придрался к неровному полу.

Лив застройщик элоун.

Верховный суд 👍

№ 49-КГ18-38

Застройщик должен передать квартиру, которая соответствует условиям договора, техническим регламентам, проекту и другим обязательным требованиям.

Если с квартирой что-то не так, покупатель может требовать все исправить, уменьшить цену или оплатить переделки.

Покупателей квартир в новостройках защищает не только основной закон о долевом строительстве, но и закон о защите прав потребителей. Вот что там написано про недостатки.

Недостаток — это когда товар или услуга не соответствует требованиям, которые описаны в законе, договоре или нигде не описаны, но обычно подразумеваются. То есть если в договоре ничего не написано про отделку, а жестких требований к стенам и потолку нет, тогда ориентир на обычные.

Вот здесь и пригодится снип. Там написано, какое отклонение стен допускается по высоте, какими должны быть стяжка и максимальные неровности пола.

Например, перепады на полу могут быть максимум 2 мм, а тут — 4—5 мм. Пол в ванной и прихожей вообще на разном уровне — это не по проекту. На стенах отклонение может быть 2 мм, а в этой квартире — до 7 мм.

В договоре нет такого условия, что в отделке допускаются какие-то дефекты. Если снипы — это как раз те требования, которые обычно предъявляются к отделке квартиры, почему тогда их не учли? Учтите.

То, что снипы добровольные и только рекомендуются, не имеет значения. Суды не правы, все переделать.

Итог. Верховный суд сказал пересмотреть дело заново и не ссылаться на то, что снипы необязательные, а значит, их якобы можно нарушать. Посмотрим, чем все закончится. Если покупатель квартиры выиграет дело о недостатках, он сможет предъявить еще и неустойку за просрочку сдачи квартиры. А это уже совсем другие деньги.

Как заставить застройщика сделать нормально

Вот три важных совета на основе этой и других похожих историй.

Читайте договор. Особое внимание — разделу «Характеристики объекта». Чтобы не пришлось потом ссылаться на снипы и ходить по судам, опишите требования к стенам, полу и потолку в договоре. Если не хотите пятен на стенах — так и пишите. Требовательны к параллельности труб — тоже указывайте. И тогда застройщик не отвертится. Если он откажется писать в договоре, что стены должны быть ровными, — здесь что-то не так.

Проверяйте все тщательно, когда принимаете квартиру. Не торопитесь взять ключи и подписать акт. Позовите технадзор. Пусть эксперт поможет вам все проверить и описать недостатки. У него есть инструменты, чтобы замерить прочность и толщину стяжки, отклонения уровня пола и размеры комнат. Или почитайте нашу статью о приемке квартиры: там все подробно и с картинками.

Не принимайте квартиру, если что-то не нравится. Напишите претензию застройщику и потребуйте, что вам положено по закону: пусть переделывает сам, дает скидку или оплачивает ваших рабочих. Если откажется — идите в суд. И требуйте там по полной: переделку, неустойку, штраф, моральный ущерб.

Юристы охотно берутся за такие дела, потому что покупатели квартир часто их выигрывают. Не всегда в первой инстанции — иногда приходится потратить год и даже больше. Но дело того стоит.

Почитайте наши статьи о судах с застройщиками — это реальные истории, когда все получилось: