Как мужчина получил некачественную кухню и еще чуть не остался должен
Один мужчина из Ростовской области заказал кухонный гарнитур «Прованс» в мебельном магазине, который принадлежал индивидуальному предпринимателю. Цвет и характеристики кухни зафиксировали в договоре. За гарнитур покупатель заплатил 295 000 ₽.
Когда кухню привезли и начали собирать, мужчина увидел, что цвет совсем не такой, как он хотел: фасады были окрашены неравномерно, текстура дерева различалась. Заказу соответствовал фасад только одного ящика. Мужчина попросил не устанавливать неправильные фасады и отправил их обратно продавцу с письменным требованием привезти ему новые — такие же, как и тот единственный правильный фасад. К корпусной мебели и столешнице у него претензий не было.
Владелец мебельного магазина перенаправил претензию предпринимателю, который делал мебель. Тот посмотрел на фасады и отказался переделывать работу: заявил, что все сделал правильно.
Покупатель провел экспертизу. Эксперт заключил, что мебель произвели с нарушением госта, мужчина абсолютно прав и детали гарнитура нужно переделать. Но производитель мебели это заключение проигнорировал.
Мужчине пришлось добиваться замены кухонных фасадов через суд. Заодно он потребовал взыскать с продавца 295 000 ₽ неустойки за то, что тот вовремя не выполнил требование, 12 000 ₽ — расходы на экспертизу, 18 000 ₽ — расходы на юридическую помощь, 10 000 ₽ — компенсацию морального вреда, а также потребительский штраф в размере половины от взысканной в свою пользу суммы.
Удивительно, но три судебные инстанции решили, что это мужчина должен ответчикам деньги, а не они ему — нормальные фасады. Ошибку удалось исправить только в Верховном суде.
Аргументы сторон
Покупатель. Я выбрал в магазине конкретный кухонный гарнитур определенного цвета. Все характеристики мы прописали в договоре: тип фасада — «Прованс», фасад «массив ясеня», цвет белый без структурирования, нанесение патины с золотом по эмали, лак матовый. Но мне привезли совершенно не то, только один фасад соответствовал этим условиям. Пусть переделывают.
Продавец. Я только продаю мебель: принимаю заказы и передаю их производителю, а потом организую доставку и монтаж мебели у покупателя. Поэтому все вопросы прошу адресовать именно производителю.
Производитель. С иском не согласен и ничего переделывать не буду. Мы сделали все согласно договору.
Что сказали суды
Чтобы разобраться в этом деле, мы назначили материаловедческую экспертизу.
Эксперт установил, что фасады качественные. Но соответствуют ли они договору, эксперт сказать не смог, потому что характеристики цвета и текстуры фасадов в договоре продавец описал не стандартизированными обозначениями, а своими собственными. Их смысл в официальных технических документах не определен, поэтому непонятно, что конкретно имелось в виду под указанными в договоре характеристиками. А значит, невозможно сказать, нарушил ли производитель мебели условия договора.
Слова покупателя о том, что фасады явно отличаются друг от друга, проверить невозможно, так как нет объективной оценки такого отличия.
Мы принимаем это экспертное заключение: оно соответствует закону и у суда нет оснований ему не доверять. А раз фасады качественные и эксперт не нашел никаких нарушений, в иске мужчине мы отказываем.
Продавец и производитель мебели просят компенсировать им расходы, которые они понесли из-за незаконных требований истца. Поэтому взыскиваем с покупателя кухни в пользу продавца 42 999 ₽: расходы на услуги представителя — 20 000 ₽, транспортные расходы — 4999 ₽, расходы по оплате судебной экспертизы — 18 000 ₽. Производителю мебели истец должен 14 999 ₽: расходы на услуги представителя — 10 000 ₽, транспортные расходы — 4999 ₽.
Еще взыскиваем с покупателя в пользу Центра судебной экспертизы расходы на вызов эксперта — 3000 ₽.
Истец возмутился: вместо нужных кухонных фасадов он получил долг в размере 61 000 ₽. И все это на основании показаний эксперта, который даже не видел эти фасады.
Мужчина обжаловал решение в областном суде.
Полностью согласны с коллегами, оставляем решение в силе.
Истец обратился в кассационный суд.
Мы согласны, все судебные акты законны.
Так дело дошло до Верховного суда.
В ходе рассмотрения этого дела истец просил суд назначить еще одну материаловедческую экспертизу. По мнению мужчины, на основании заключения, которое есть в деле, принимать решение нельзя. И мы согласны с истцом.
Эксперт, который исследовал фасады, указал, что невозможно определить, значительно различаются между собой фасады или нет. Такого не может быть! Чтобы это определить, достаточно просто посмотреть на эти фасады. Но эксперт даже не видел детали мебели, свое заключение он вынес только по документам.
Кроме того, суд первой инстанции посчитал: раз фасады качественные, требования мужчины нужно отклонить. Это ошибка: мужчина не предъявлял претензии к качеству фасадов — он утверждал, что их цвета не соответствуют тому, что он заказывал, и не сочетаются между собой.
В делах о защите прав потребителей покупатель вообще не должен доказывать, что ему привезли товар с недостатками. Это продавец и производитель мебели должны подтвердить, что изготовили фасады качественно и в соответствии с договором, а значит, должны быть освобождены от ответственности.
Суды в этом деле освободили ответчиков от обязанности доказать, что они исполнили договор с покупателем, и возложили эту обязанность на покупателя — и совершенно зря.
Пересмотрите дело и исправьте ошибки.
Дело вернулось в апелляционный суд.
Действительно, судебная экспертиза, которая есть в деле, не отвечает на главные вопросы: соответствуют ли характеристики фасада тем параметрам, что указаны в договоре. Мы назначили новую экспертизу.
Новый эксперт посмотрел на фасады и разъяснил, что их детали действительно различаются по цвету и текстуре древесины на разных участках: где-то рисунок слабо выражен, где-то, наоборот, подчеркнут. Есть участки, где рисунка древесины не видно вообще. Это произошло потому, что производитель окрашивал поверхность двумя способами одновременно. Визуально это воспринимается как пятна. Детали, на которых не видна структура дерева, кажутся незаконченными, гарнитур не выглядит единым целым — а это один из показателей качества мебели.
Еще эксперт выявил производственные дефекты. Некоторые части фасадов были неправильно собраны, на лицевой поверхности фасада виден стык соединения декоративных элементов, а этого быть не должно.
Решение районного суда отменяем, требования истца удовлетворяем. Продавец обязан изготовить и установить фасады кухни надлежащего качества. А еще должен выплатить мужчине неустойку — 295 000 ₽, штраф — 147 500 ₽, возместить расходы на услуги эксперта и представителя — 12 000 и 18 000 ₽. Всего 472 500 ₽.
Что в итоге
Мужчине потребовалось два с половиной года, чтобы восстановить справедливость. Пока известно только то, что он получил решение суда. Исполнил ли его продавец, получил ли мужчина кухню и деньги — мы не знаем.
Обращаемся к герою этой истории: если вы нас читаете, напишите в комментариях, чем все закончилось.
На что имеет право покупатель, заказывая мебель
Вносить правки в договор выполнения работ. Договор — это не простая формальность. От того, что в нем написано, зависит, что вы получите. В случае спора суд и эксперт будут читать именно договор. Все устные договоренности с продавцом не имеют силы, если в договоре зафиксировано другое.
Проследите, чтобы в договоре было указано именно то, что вы заказываете: цвет, наименование, артикул и другие характеристики. Обратите внимание на цену и сроки доставки товара. Сам документ должен называться «Договор на выполнение работ» или «Договор на изготовление мебели».
Отказаться от договора о выполнении работ в любое время. Для этого нужно как можно быстрее обратиться к исполнителю услуг с письменной претензией — любыми возможными способами: по электронной почте, через мессенджеры, заказным письмом.
В этом случае выражение «время — деньги» приобретает буквальное значение. Если изготовитель мебели уже понес расходы на изготовление заказа, например закупил фурнитуру или оплатил доставку материала, покупатель обязан компенсировать эти расходы. Само собой, они должны быть подтверждены документами.
Отказаться от мебели с недостатками. Продавец обязан передать покупателю мебель, качество которой соответствует договору. Но если во время приемки мебели покупатель найдет недостатки, то он может потребовать их устранить, уменьшить цену, переделать вещь или компенсировать расходы на ремонт. Это право у него сохраняется в течение гарантийного срока или в течение двух лет, если срок не установлен.
Если в этот период обнаружатся существенные недостатки, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать, чтобы продавец вернул деньги. Существенными считаются дефекты, устранить которые невозможно, очень сложно, несоразмерно долго и дорого. Или те, что после устранения появляются вновь.
Требовать от изготовителя устранить существенный недостаток или вернуть деньги потребитель может в течение срока службы — периода, когда мебелью безопасно можно пользоваться по назначению. Обычно его устанавливает изготовитель, а если не установил, то считается, что он составляет 10 лет.
Получить мебель в срок. Если в срок мебель не привезли, покупатель может установить новый срок доставки или потребовать вернуть деньги.
Еще можно потребовать с исполнителя неустойку в размере 3% от суммы, которая была предварительно уплачена, за каждый день просрочки. Эта неустойка взыскивается со дня, когда должны были первоначально доставить мебель, до дня, когда продавец все же доставит ее или вернет деньги, уплаченные покупателем по договору. Сумма такой неустойки не может превышать стоимость самой мебели.
Если вы выбрали возврат денег, а их не возвращают, пишите претензию и вручайте ее под подпись продавцу или изготовителю. Если претензию принимать отказываются — направляйте ее заказным письмом по адресу, указанному в договоре. Деньги обязаны вернуть в течение 10 дней со дня предъявления претензии. Иначе можно идти в суд.
Получить неустойку, потребительский штраф и компенсацию морального вреда, если продавец не выполнит требование об устранении недостатков добровольно.
Почитайте другие истории, в которых потребители смогли защитить свои права и получить деньги: