В 2019 году одна женщина из Перми задумала подарить своему мужу автомобиль. Она хотела купить машину с пробегом около 60 тысяч километров, не дороже 550 тысяч рублей, с одним хозяином и не битую. Полной суммы у нее не было, поэтому она решила купить подержанный автомобиль в салоне и там же оформить на него автокредит.
В автосалоне женщина выбрала Ниссан Альмеру 2015 года выпуска за 580 000 Р с пробегом 62 тысячи километров. В ходе проверки автомобиля выяснилось, что приборная панель неисправна и сверить пробег через бортовой компьютер невозможно. Менеджер салона пояснил, что дело в перегоревшей лампочке и завтра ее без проблем можно будет заменить. Женщина подписала кредитный договор и договор купли-продажи автомобиля, получила документы на машину — и уехала на ней из салона.
Дома женщина открыла сервисную книжку и увидела, что пробег автомобиля вдвое больше заявленного менеджером — 132 тысячи километров, а сам автомобиль на два года старше. Кроме того, автосалон оформил не автокредит, а потребительский кредит, в который включил страховку — 60 тысяч рублей.
Такой автомобиль женщине был не нужен. Она направила автосалону претензию с требованием вернуть все деньги, которые она заплатила. Продавец в ответ заявил, что машина соответствует описанию в договоре, и отказался возвращать деньги.
Тогда женщина пошла в суд.
Аргументы сторон
Покупательница автомобиля. Этот автосалон меня обманул. Я хотела купить автомобиль с пробегом 60 тысяч километров, а мне подсунули машину со скрученным пробегом, на которой даже ездить страшно.
Мы с подругой приехали в салон утром и пробыли там до закрытия. Сначала выбирали машину, потом проехали на ней пару кругов вокруг салона, смотрели состояние, оформляли кредит. Все это заняло очень много времени. Мы были голодные и уставшие, а шрифт в документах был очень мелкий, поэтому я подписала договор купли-продажи и кредитный договор не читая.
Машина мне понравилась, но я была в шоке, когда узнала ее реальный пробег. Этот автомобиль не стоит таких денег. И вообще, он принес мне только проблемы: я планировала подарить его мужу на 23 Февраля, поехать на отдых, но вместо этого вынуждена идти в суд.
Еще меня обманули с кредитом: я хотела взять автокредит, а мне оформили потребительский кредит на 639 329,81 Р, из которых 580 000 Р получил салон, а остальное — страховая.
Я хочу вернуть все свои деньги. Прошу суд обязать продавца принять автомобиль, вернуть его стоимость — 580 000 Р, неустойку — 185 600 Р, расходы на нотариуса — 1500 Р, почтовые расходы — 211 Р, страховую премию — 4392,02 Р, стоимость регистрации транспортного средства — 1995 Р, проценты по кредитному договору — 104 452,43 Р. Еще прошу компенсировать мне моральный вред в размере 100 000 Р и выплатить потребительский штраф — 50% от присужденной суммы.
Пусть продавец заплатит все положенные законом штрафы и неустойки — и я забуду этот случай как страшный сон.
Продавец автомобиля. Эта женщина сама выбрала автомобиль. Претензий к внешнему виду и состоянию машины у нее не было. И договор купли-продажи, и кредитный договор она подписала добровольно, без принуждения.
Женщина зарегистрировала автомобиль в органах ГИБДД, значит, он ее устроил и она им пользовалась. А что касается характеристик автомобиля — так они все были указаны в ПТС. Если она не прочитала внимательно, это не наши проблемы.
Ничего возвращать не будем.
Что сказали суды
Районный суд
Автомобиль — это технически сложный товар. Нельзя купить автомобиль и потом вернуть его, если что-то не понравилось. Покупатель имеет право вернуть автомобиль и потребовать уплаченную сумму, только если в нем обнаружился существенный недостаток. На это у покупателя есть 15 дней.
Женщина купила автомобиль, а дома увидела, что пробег намного больше того, на который она рассчитывала. Но мы не считаем это существенным недостатком.
Эта женщина сама выбрала автомобиль, осмотрела его, провела тест-драйв, проверила комплектацию и состояние, ознакомилась со всеми документами на автомобиль — ПТС, свидетельством о регистрации, талоном технического осмотра, сервисной книжкой. Об этом говорит ее подпись на договоре купли-продажи и акте приема-передачи. Еще женщина своей рукой заполнила согласовательный лист, в котором указала, что находится в здравом уме и твердой памяти, недостатков в автомобиле не выявила, со всем согласна и претензий к продавцу не имеет.
Кредитный договор женщина тоже подписала добровольно. Это значит, что она приняла все его условия, включая вид кредита и страховку.
Истица уехала домой на автомобиле, а позже зарегистрировала его в ГИБДД. Это тоже подтверждает, что она пользовалась автомобилем и качество ее устраивало.
Сервисную книжку с реальным пробегом мы принимать во внимание не будем, потому что все документы продавец предоставил покупательнице до заключения договора, она могла с ними ознакомиться. А раз купила автомобиль, значит, ее все устраивало.
В иске отказываем.
Женщина не согласилась с решением суда и пошла его оспаривать.
Областной суд
Решение районного суда законное. Неверно указанный пробег — это не существенный недостаток, потому что не мешает пользоваться автомобилем по назначению. Доказательств того, что пробег был умышленно скрыт продавцом, женщина не представила.
Решение коллег оставляем в силе.
Кассационный суд
Мы согласны с коллегами.
Так дело дошло до Верховного суда.
Верховный суд
Суды ошиблись. Продавец в любом случае отвечает за то, что товар не соответствует договору купли-продажи. Даже если такое несоответствие становится очевидным позднее. Также продавец несет ответственность за факты о товаре, о которых он знал или не мог не знать и при этом не сообщил покупателю.
Судам при рассмотрении подобных дел нужно исходить из того, что у покупателя нет специальных познаний о характеристиках товара. Именно продавец обязан предоставить всю необходимую и достоверную информацию о товаре, чтобы покупатель выбрал то, что ему нужно. И доказывать, что покупатель получил полную информацию о товаре, тоже должен продавец.
Все решения отменяем. Коллеги, пересмотрите дело и примите новое решение.
Дело вернулось в областной суд.
Областной суд
Да, действительно, если товар уже был в употреблении или в нем был недостаток, потребитель должен об этом знать.
По договору купли-продажи этой женщине был передан автомобиль с пробегом 62 000 км. Но в сервисной книжке указано, что на момент прохождения технического осмотра в 2018 году пробег автомобиля составлял 132 354 км. Считаем, что продавец обманул покупательницу и не предоставил полную и достоверную информацию о пробеге автомобиля.
Иск женщины удовлетворяем.
Истица должна вернуть автомобиль ответчику. А ответчик должен выплатить ей 1 025 260 Р: стоимость автомобиля — 580 000 Р, неустойку за просрочку возврата товара — 185 600 Р, проценты по кредиту — 104 452 Р, компенсацию морального вреда — 5000 Р, почтовые расходы — 208 Р, штраф —150 000 Р.
Что в итоге
Спустя полтора года судебных разбирательств женщине удалось вернуть деньги за автомобиль — 580 000 Р — и еще 445 260 Р компенсаций сверх этого.
Будьте внимательны при покупке подержанного автомобиля
Женщина из этой истории хотела сделать мужу сюрприз к празднику и явно торопилась, выбирая машину утром 23 февраля. Покупать автомобиль в спешке — это не лучшая идея, потому что на эмоциях можно забыть про главное: качество подарка.
Покупая автомобиль с пробегом, в первую очередь проверьте ПТС. В нем вы увидите всю биографию автомобиля: технические характеристики, номера двигателя, шасси и кузова, данные собственников, даты постановки на учет и снятия с учета. Лучше, если у машины будет оригинал ПТС.
С 1 ноября 2020 года на новые автомобили в салонах оформляют электронный ПТС. Покупателю выдают бумажную выписку со сведениями об автомобиле. Проверить данные электронного ПТС можно на специальном портале.
Загляните в сервисную книжку автомобиля. В ней ставят отметки о выполненных технических обслуживаниях. Рядом с перечнем работ всегда указан пробег на определенную дату.
Удобнее всего получить полную информацию об автомобиле в сервисе «Автокод». Сервис показывает пробег, наличие ДТП, залог автомобиля, использование в такси. Все данные отобразятся в отчете, это занимает пять минут и стоит 349 Р. Для проверки нужен только номер автомобиля.
Бесплатно проверить количество владельцев, участие в ДТП, ограничения на регистрацию можно с помощью сервиса ГИБДД. В нем нет информации о ДТП, оформленных раньше 2015 года, и о тех, что были оформлены по европротоколу. Поэтому при покупке подержанного автомобиля нужно самим проверять его на повреждения.
В реестре Федеральной нотариальной палаты можно узнать, в залоге автомобиль или нет. Если оформлен залог, а продавец перестанет платить по кредиту, автомобиль заберут у нового покупателя.
Еще больше нюансов покупки автомобиля с рук — в статье Т—Ж.
Больше всего БЕСИТ, когда все суды говорят "нет, нет, да вы чо?!" но приходит бумажка "сверху" и в мгновение ока "да, да, вы полностью правы" Что за мракобесие??? Может Верховный суд уже научит остальные суды как работать или введут какие-то "единые законы для всех" как это вообще может так работать? Уже не первый и не второй раз читаю на ТЖ о решениях Верховного суда и каждый раз удивляюсь.
persuasion, очень согласен. Где же ответственность за неверные решения? Очень мало информации как сказались принятие решения ВС на судьбе тех судей, которые по сути принимали незаконные решения.
Вот отсюда и качество правосудия и доступность для обывателя, решения принимаются абы как, авось пронесёт, не всякий же будет принципиальным и сможет дойти до ВС.
Jorik, у судей, насколько я знаю, есть свои внутренние проверки. Если дела часто пересматриваются, к судьям принимаются свои внутренние меры воздействия.
Светлана, есть пленум ВС РФ (точные реквизиты не помню) в котором указано, что судья не несёт ответственности за вынесенное решение
user1929682, https://journal.tinkoff.ru/ask/otvetstvennost-sudi/
Jorik, судьи не должны нести ответственность за решения. Они должны отвечать за допущенные нарушения в ходе слушаний.
persuasion, мы стараемся подбирать именно такие дела, которые вас удивят.
persuasion, это исключение когда дела доходят до Верховного
persuasion, увы в России не прецедентное право. Поэтому каждый районный суд руководствуется своим «мнением». Да, мнением бл@ть!
Люблю автомобили и ненавижу когда продавцы скрывают реальный пробег авто.
Так уж повелось в РФ, что в основном все относятся к своим авто по-свински и задрачивают их донельзя за 100-150к пробега. И поэтому те, у кого автомобиль сохранился хоть немного в лучшем состоянии не брезгуют смотать пробег раза в два, чтобы продать подороже. У меня автомобиль 13 года, пробег 170к с копейками. Выглядит получше чем более свежие модели у некоторых. Я бы сказал почти как новая, и поэтому менять ее в ближайшие годы не вижу никакого смысла, а уж сматывать пробег тем более не собираюсь. Наоборот будет радостно услышать удивленные вопросы «как так за такой пробег машина выглядит как годовалая?!» 😉
До того момента, когда введут уголовную ответственность за смотанный пробег, ничего не поменяется. Так и будут продавать 7-10 летние машины с пробегом 50к, аля ездила бабушка летом в солнечную погоду за баклажанами на рынок.
Anvar, что поделать, менталитет-с. Всем нужно именно 7-10 лет и 50К пробега - а раз есть спрос, то нужно его удовлетворять.
Anvar, вы не представляете, как сложно продать второй-третий авто в семье, когда на нем реально ездила бабушка на рынок и за 10 лет наездила всего 50к км! Никто не верит!
>Неверно указанный пробег — это не существенный недостаток
Вот это вообще пушка. А вообще я искренне не понимаю, почему была отменена статья УК РФ за обман потребителей.
Sergey, дада, особо интересно, как областной суд в первый раз говорит, что доказательств скрытия пробега не предоставлено, а во второй раз говорит, что айайай - в ДКП указан пробег 62 тыс, а в ПТС - 132. В первый раз суд, получается, вообще предпочел не изучать документы?
Вообще уже давно надо пересмотреть закон по технически сложным товарам. Так магазины и производители прикрываются этой нормой, что волосы дыбом. Я сейчас сужусь с М-Видео по роботу-пылесосу. Если выиграю - обязательно напишу
Пробег больше в 2 раза это существенный недостаток
Цена авто 300, а продают за 500
Я бы сказал это мошенничество путём злоупотреблением доверия
Ольга, здравствуйте!!!!! никак!! спасибо
sptuud, в статье есть ссылки на решения судов, которые размещены на официальных сайтах этих судов. Это не выдумка, а реальная история, которая поможет другим, попавшим в такую же ситуацию, отстоять свои права.
Уважаемый Владимир Владимирович! (Часть письма)
Купив аварийно опасный автомобиль Лада Х-РЭЙ, у которого конструктивно нарушена Активная безопасность, я должен рисковать своей жизнью, жизнью своей семьи и здоровьем окружающих людей?
Активная безопасность автомобиля — это свойство снижать вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Она закладывается в конструкцию автомобиля и проявляется при движении и в аварийной ситуации.
С 2016 года журнал за рулём и другие издания, публикуют свои экспертные выводы об опасной работе АМТ 1.0. (Робот). Масса публикаций, отзывы просто кричащие. И никто не замечает.
1. АМТ 1.0 (робот). При нажатии на педаль тормоза а затем на педаль газа АМТ 1.0 (робот) имеет свойство зависать (из-за ошибок в алгоритме управления АМТ), оставляя неуправляемым автомобиль 4 и более секунды! Эти ошибки создают аварийно опасные ситуации:- При въезде на дорогу с круговым движением (кольцо).- Перед знаком, уступи дорогу.- Во время перестроения. Европротокол это не учитывает. Об этом я пишу уже четвертый год. Побывав в двух авариях за 45 лет вождения, из-за ошибок в программе управления АМТ!Ответ АО "АвтоВаза" и Росстандарта: Просто чёрный юмор!
При движении автомобиля с АМТ в тяжёлых дорожных условиях (движение на затяжном подъёме, горные, грунтовые и заснеженные дороги, либо дороги с поврежденным покрытием), а также при движении с прицепом, рекомендуется своевременно переключиться на режим ручного управления трансмиссией М и перейти на низшие передачи в коробке передач, не допуская перегрузки двигателя и рывков автомобиля.
Приравнять дороги г.Москвы, трассу "Таврида" - с движением на затяжном подъёме, по горным, грунтовым или заснеженным дорогам, либо дорогам с поврежденным покрытием?
Одновременно АО"АвтоВаз" в своём письме признаёт, что в условиях дилерского центра производиться только диагностика системы АМТ, её повторное обучение, а программа управления устанавливается в контроллер АМТ на заводе-изготовителе ZF Friedrichshafen AG, Германия.
Судя по признанию АО"АвтоВаза", интеллектуальная собственность (программа управления АМТ) находится у разработчика - на заводе-изготовителе ZF Friedrichshafen AG, Германия.
Признать ошибку они не могут! Отзывать мою машину отказываются! И это при том, что статью в журнале "За рулём" на заводе читали и скрывают проблему.
2. «АвтоВАЗе» дал гарантию исправной работы насоса 5 секунд, находящегося в полностью необслуживаемом как минимум 5 лет, гидроусилителе руля автомобиля Лада Х-РЭЙ.
В конструкторских бюро существует неписанный закон - это защита от дурака!
Конструктор старается обезопасить себя и заложить в гарантию на изделие запас прочности. Так уже сложилось в автомобилестроении, что максимальную работу насоса гидроусилителя ограничивают в рекомендациях с запасом в 4 - 12 раз, рекомендуя удерживать руль в крайнем положении от 5 до 15 секунд, делая упор только на возможность закипания масла.
Исходя из гарантии «АвтоВАЗа» автомобиль Лада Х-РЭЙ может совершить аварию через 5 секунд.
3. ROSDOT - изготовитель и поставщик тормозной жидкости даёт гарантию эксплуатации и обязательной замены на новую через два года!!!
Более 15 лет назад фирма ,,Мерседес,, показала ролик, в котором продемонстрировала разницу тормозного пути 2 новых машин, сошедших с конвейера. У одной была залита тормозная жидкость новая, у другой - после года эксплуатации. Разница в тормозном пути составила 3 метра.
Замена тормозной жидкости от АО"АвтоВаза": Лада Х-РЭЙ - через 3 года. Лада Веста - через 3 года. Лада Калина 2 - через 4 года. Лада Гранта - через 4 года. Лада Ларгус - через 6 лет. На шестом году эксплуатации в сервисной книжке сделана ссылка нечитаемым текстом (как в банковских договорах) заменить через три года.
Галь, это реальная история, которая рассматривалась в 5 судах.
В данное время у меня аналогичный иск в суде 1 инст. , но предполагаю, что суд намерено затягивает дело. Надежда, всегда есть на более высокие инстанции. Меня обманули покруче и я сразу не распознал, что авто побывал у первого хозяина в разгромном ДТП,кузов полностью был деформирован и собран поспешно для продажи через ооо "Эльба"' дилер умышленно скрыл эту информацию и заявил, что у б/у авто всегда есть изъяны, которые получены в маленьком дтп,когда водитель круго въезжал в ворота двора или гаража и подмял левую сторону кузова, но недостатки устранены и списаны на цене авто стоимостью 525 тыс.руб. плюс на страховка с частичным кредитом всего за 650 тыс.руб. недостатки частично вначале подсказали в ГИБДД, долго разбирался с реальными недостатками у других спецов. В результате в ГИБДД сказали. что лучше до установки на учёт пройти автотехническую экспертизу или сразу вернуть авто дилеру. Я попытался сделать возврат, но руководитель вначале отказался от экспертизы, затем уговорил пока ездить на этом авто без постановки на учёт в ГИБДД,а мы подищем другой на замену авто. Я долго ездил смотрел предлагаемые варианты обмена, они были хуже или с доплатой. Так время шло и в конце мне все надоело и я умышленно не стало, после истечения года платить долги банку, с надеждой что банк поднимет это дело в суде и я заявлю встречный иск продавцу. В этом время руководитель ООО Эльба сбежал,а новый заявил,что я ничего не обещал и замену не собираюсь устраивать . В итоге я лишён денег в сумме 250 тыс.руб. и своего авто,который сдал по программе " трей-дин" этому продавцу за 215 тыс.рб. гораздо лучшего по качеству,чем оказался купленный собранный частями из з/с китайского производства и ещё, хуже того с нарушением геометрии ходовых элементов. Более года авто простаивает в гараже, без учёта, номерных госзнаков, бесхозным грузом, по факту без собственника и оформления в гибдд.
Вячеслав, судя по всему, автосалуны по продаже бу и наши суды одного поля ягоды. Нормальные наверняка где-то есть, но кто их встречал...
Охренеть просто. То есть суды ЗЗПП не знают совершенно как и то, что покупателю должны предоставить полную и достоверную информацию о товаре? Интересно, хоть кто-то из этих "судей" по голове получил за такое?
С судей особого спроса нет. Там покопаться, так столько родового дерева встретить можно. Для дела ради бумажку-отписку можно написать вопрошающему, мол так и так, наказали, а он в отпуск уехал или перевелся в другой район. Проходили уже.
хм, а это идея!
А где там прибыль в стоимость авто? Увидела только возврат расходов женщины. То есть она потратила свои деньги и их вернула. Моральный вред удовлетворили в 5 к. Это и есть прибыль, или я путаю?
Amina, "А ответчик должен выплатить ей 1 025 260 Р: стоимость автомобиля — 580 000 Р, неустойку за просрочку возврата товара — 185 600 Р, проценты по кредиту — 104 452 Р, компенсацию морального вреда — 5000 Р, почтовые расходы — 208 Р, штраф —150 000 Р".
В отличие от большинства, женщина не смирилась с обманов в автосалоне, теперь ей вернут и стоимость авто, и неустойку, и штраф, и кредит она спокойно закроет, так как продавец компенсирует ей проценты по кредиту.
Светлана, почему такой маленький штраф? По закону он должен быть 50 % от стоимости товара. Магазин получил 580 тр. Значит штраф должен быть 290 тр. Про моральный вообще молчу. 🤦🏻♀️Женщине надо было в этой части опять подать в суд. Минимум 50 тр надо требовать
Юлия, "Учитывая конкретные обстоятельства дела, то обстоятельство, что нарушение не повлекло тяжелых последствий, с учетом принципов разумности, справедливости и соразмерности, а также соблюдения баланса интересов сторон, судебная коллегия приходит к выводу о том, что размер штрафа подлежит снижению до 150 000 рублей".
А моральный вред - это вообще сложная категория исков.
Юлия, требуй или не требуй. В России живем. Нет практики судебной. Бесполезно просить. Ладно хоть 5 000 дали.Доказать, обосновать нужно моральный вред законно, приложив при этом достаточно веских бумажек.В этом сложности.
Василиса, но с учетом мыслящего адвоката, либо своими силами подготовить моральный вред на определенные суммы в принципе возможно. Законы нужно только все еще прочитать и вникнуть. Лазейки в законах всегда есть для толковых и грамотных.
Василиса, женщина в суде объясняла, что она расстроилась из-за того, что подарок не получилось и не удалось поехать в отпуск на машине. Она получила компенсацию и может теперь в принципе с мужем полететь в отпуск на самолете. В чем ее моральный ущерб?
Ольга, https://journal.tinkoff.ru/blank-form/
Как ни истории с судами, так пока до самого верха не доберешься, не разберутся, страна чудес. Может в таких случаях сразу пересматривать компетентность нижестоящих органов и принимать жесткие меры? Почему граждане должны тратить время и силы из - за некомпетентности или нежелания исполнять свои обязанности некоторых аппаратов органов правосудия?
user1253532, эти истории подбираются специально, чтобы у читателей вопросов больше не было. Есть решения суда с логичными решениями в первой инстанции.
Упустили еще расходы на адвоката. Не вижу, простите. Половину расходов за адвоката можно было получить за составление исков, выходы в суд и т.п при составлении договора с ним. Все квитанции в суд. Как,правило адвокаты берут больше, чем решение будет суда о расходах , но все-таки возврат. Это не поздно сделать подав заявление в суд отдельно. Не позднее 3-х лет, если ничего не изменилось в последнее время. Билеты транспортные, такси ( чек) при предъявлении в суде учитываются и многое другое. Мошеннические действия со стороны компании трудно доказать согласно статье, записей видео или диктофона нет при покупке (77 ГПК РФ - прочитать), свидетелей 2-х , как минимум и то, не факт еще. Законы дело тонкое! Бороться за свои права нужно обязательно. И за вранье нужно наказывать. Не люблю врунов, которые тратят время чужое и создают проблемы другим ради собственной наживы.
Василиса, это история из жизни. Может быть, женщина сама себя защищала, но в суде требований о компенсации расходов на адвоката она не заявляла.
А если бы она с рук покупала, а не в салоне? Всё точно также или нет?
Igor, на договор между физиками закон о защите прав потребителей не распространяется. Но было бы интересно узнать, какие права в этом случае у покупателя, которого обманули.
Надо всегда судей с помощниками и секретарями гнать с работы не глядя. Автосалоны их " ПОКУПАЮТ", поэтому такой бардак будет бесконечным. Или за брак в работе лишать части зарплаты.Какими деньгами и кто из нас может определить , сколько нервов потеряла женщина, сколько ночей нормально не спала и сколько сил и труда надо что - бы за свои кровные, потом заработанные, иметь такой финал покупки. Похоже в нашей стране без Владимира Владимировича и в судах порядка не будет, пока ОН туда не вмешается.........................................................................................................................................................
У меня подобное произошло при покупке сим карты в Мегафоне. Сейчас с ними сужусь. Но первый суд оправдал продавца. Для подобных организаций законы о правах потребителя - не закон!!! У них штат юристов. А покупатель , в основном , профан в таких делах. Вот они этим и пользуются!
Купил б/у автомобиль в автосалоне , подписал мировое соглашение, в течении недели вылезли существенные недостатки, можно ли мне в суд подавать или бесполезно? Подскажите пожалуйста
user2358399, зачем после покупки авто подписывать мировое соглашение?