Как мужчина через суд хотел заставить маркетплейс отдать ему чай за 89 ₽
Изумительные истории
33K
Фотографии в коллаже — Pavel L Photo and Video / Artem Glushchenko / Shutterstock / FOTODOM

Как мужчина через суд хотел заставить маркетплейс отдать ему чай за 89 ₽

218
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

В феврале 2022 года житель Иванова заказал на «Озоне» зеленый чай «Гринфилд» за 89 ₽. Товар был оплачен, доставку назначили на 25 февраля. Однако уже на следующий день маркетплейс отменил заказ и вернул покупателю деньги.

Как пояснил продавец на сайте, именно этого чая не оказалось в наличии. Но мужчина был настойчив — он хотел во что бы то ни стало получить свой заказ. К тому же цена товара в розничных магазинах и на других маркетплейсах была более 200 ₽. Покупатель отправил продавцу претензию, но чая так и не дождался.

Тогда потребитель пошел в суд. Он потребовал признать отказ «Озона» от исполнения договора купли-продажи незаконным, обязать продавца доставить ему чай, выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.

Рассылка с разбором новых законов
Истории о том, как законы влияют на деньги, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Аргументы сторон

Мужчина. Я уплатил полную стоимость чая и вовсе не желаю отказываться от договора купли-продажи. А у продавца в нашем случае вообще нет такого права. «Озон» обязан исполнить свои обязательства — предоставить товар по согласованной цене.

Раз он не хочет это сделать добровольно, пусть заплатит мне неустойку — по 46 копеек в день, а также 10 000 ₽ компенсации за применение ко мне незаконных условий, 10 000 ₽ компенсации за пренебрежение моими правами потребителя, 25 000 ₽ компенсации морального вреда и потребительский штраф.

Еще пусть не забудет выслать мне заказанный чай и скорректировать в своих правилах пункты, по которым сейчас мне отказывает.

Продавец. «Озон» работает в соответствии с условиями продажи, с которыми покупатель заранее ознакомился и согласился при оформлении заказа. В них сказано, что продавец вправе отменить заказ, если товара не окажется в наличии. Так и произошло.

Не понимаем, чем недоволен истец, мы сразу вернули ему деньги. Мужчина может заново заказать любой понравившийся ему чай. А этот заказ давно отменен, отправлять его и платить компенсации мы не собираемся.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 2-672/2022

👍
Мужчина отчасти прав.

Продавец не вправе произвольно отказаться от исполнения договора купли-продажи  . А доказательств того, что товара не было в наличии и поэтому его невозможно было доставить по объективным причинам, ответчик не представил.

В условиях продажи «Озона» действительно есть пункт, по которому продавец или маркетплейс вправе аннулировать заказ, если доставить товар невозможно по причинам, не зависящим от воли клиента, продавца, самого «Озона» или службы доставки. Например, если закрылся пункт выдачи заказов, товар утерян в пути, в процессе сборки обнаружился брак или товара вообще нет в наличии.

Но это условие не соответствует закону о защите прав потребителей — и поэтому не может быть основанием не доставлять истцу заказ. Признаю его недействительным.

Однако не все требования мужчины следует удовлетворить. Взыскиваю в его пользу только компенсацию морального вреда — 500 ₽, а также штраф — 250 ₽. В остальных компенсациях отказываю, потому что они не предусмотрены законом.

Покупатель вправе требовать неустойку, только если товар не доставлен в срок, а продавец отказывается вернуть предоплату. В этом деле деньги сразу вернулись на счет потребителя. По этой же причине нет оснований обязывать маркетплейс доставить мужчине чай. То есть всего истцу полагается 750 ₽.


Покупатель не согласился с таким решением и подал апелляционную жалобу.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция:

Дело № 33-2136/2022

💯
Согласны.

Районный суд правильно во всем разобрался, оставляем решение в силе.


Покупатель не сдался и подал кассационную жалобу.

Аватар автора

Суд кассационной инстанции:

Дело № 8Г-35527/2022

👌
Нет вопросов.

Суды все верно решили. В жалобе отказываем.


Так дело о чае за 89 ₽ дошло до Верховного суда. Коллегия по гражданским делам заинтересовалась спором и рассмотрела его в судебном заседании.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 7-КГ23-4-К2

🤨
Отдайте мужчине чай.

Суды признали, что ответчик был не вправе аннулировать заказ, но отказали в требовании доставить товар, потому что деньги уже вернулись покупателю. Это ошибка: мужчина по-прежнему вправе получить свой чай.

Сам по себе возврат уплаченных за товар денег по публичному договору не считается основанием для отказа от исполнения обязательства. Он вообще не влечет юридических последствий. С момента заказа у продавца возникла обязанность передать покупателю товар, и на сегодняшний день эта обязанность сохраняется.

Но суды решили, что нет оснований понуждать ответчика передать истцу чай. Пусть пересмотрят дело и исправят ошибки.

Решения отменяем, направляем дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.


Дело вернулось в областной суд. В апелляционной инстанции покупатель и продавец заключили мировое соглашение. В результате ответчик признал, что его действия по возврату денег и отказу передать товар были незаконными. «Озон» согласился вместо чая выплатить мужчине 5000 ₽ компенсации морального вреда и 2500 ₽ потребительского штрафа.

Что в итоге

У мужчины не получится насладиться тем самым чаем за 89 ₽, зато теперь он сможет купить много пачек какого-нибудь другого напитка.

Что нужно запомнить

За последние полгода высшая инстанция рассматривает подобные споры не в первый раз.

В одном случае в суд обратился мужчина, который из-за сбоя в интернет-магазине ЦУМа купил футболки и пиджаки буквально за копейки. Но магазин отменил заказ, вернул покупателю деньги и сослался на его недобросовестность. Якобы мужчина знал, что брендовый свитшот не может стоить 50 ₽. А значит, никаких обязательств у магазина нет. Покупатель не собирался отказываться от одежды и дошел до Верховного суда.

Похожий случай произошел с мужчиной, которому удалось заказать телевизор за 480 ₽. Но продавец отказался передавать товар, утверждая, что таких телевизоров нет на складе.

В другом деле магазин не выдал покупателю оплаченный музыкальный центр — тоже из-за отсутствия на складе.

Во всех делах выводы Верховного суда были одинаковыми: продавец не может отказаться исполнить заказ без согласия покупателя. Сбой на сайте, отсутствие товара на складе и другие объективные обстоятельства нужно чем-то подтвердить, одних слов недостаточно. А потребитель не должен страдать из-за технических накладок продавца.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Елизавета ВасильеваА вам отказывали в продаже оплаченного через интернет товара?
  • Kettuтак вот оказывается чем занимается Верховный суд66
  • RomanУ героя статьи завидная упорность, за что ему спасибо - благодаря таким делам формируется правоприменительная практика, и последующие дела рассматриваются уже куда оперативнее.178
  • Выведите психическуюSoledad, это за принцип и против капитализма.19
  • Выведите психическуюМолодец. Если все будут так отстаивать свои права, то и жить станет лучше.42
  • Полина ДелияSoledad, дело не в чае, а в принципе.12
  • Выведите психическуюSoledad, ну увы. Лучше уж какие-то, чем совсем никакие. Зато этот его опыт возможно подарит уверенности в себе кому-то, кого оборзевшие маркетплейсы на что-то ощутимое нагреют.13
  • Андрей Давиденкоу меня этим летом на озоне как-то украли спортивное питание за 1 000 ₽. Кто-то по номеру заказа (даже не по штрихкоду) забрал мой заказ, думал поддержка сделает возврат денег, но нет. Вопрос никак не решился.17
  • BoomВосхищаюсь такими людьми, именно благодаря ним ситуация с маркетплейсами медленно, но улучшается. А то уже достали эти постоянные отмены и переносы сроков доставки. Особенно под Новый год, когда товар обычно нужен к определнной дате, а потом уже вообще не нужен - и абсолютно безразлично, что там случислось по дороге, так как на заказ нового товара уже обычно тоже нет времени.49
  • Крошка МоллиАндрей, ужасно интересно, как это физически можно провернуть. Заказываешь же в конкретный пвз. Получается, что кто-то узнал/украл все данные вашего заказа?16
  • Юлия СилкинаБулат, а если бы из- за технического сбоя обогатился предприниматель за счет мужчины, работники ( которые в этом сбое виноваты) сразу и добровольно возместили бы покупателю ущерб?10
  • AlexanderЯ слежу за делом с ЦУМом и шмотом на пару млн. Там нужно очень внимательно прочитать дело и , вероятно, перестать приводить его как пример работы суда в сторону потребителя и показывать как обратный. ЦУМ использует оговорку "заключал сделку под влиянием существенного заблуждения"(= не знал что у него на сайте такие цены), но не приводит никаких доказательств того, что на сайте был какой-то сбой. Все суды по дороге встают на сторону ЦУМа, но верховный суд делает вывод что они приняли аргумент "на сайте был сбой" необоснованно и этот факт не доказан. У меня сложилось впечатление, что ЦУМ бы выиграл на этом своём "существенном заблуждении", если бы правильно сложил бумажки в первой инстанции. Получается мантра "заключал сделку под влиянием существенного заблуждения" для е-коммерса нормальная такая ходовая оговорка.14
  • Привет, Танкист!С точки зрения юриста дело интересное. Хоть у нас право и не прецедентное, но позиция Верховного суда играет существенную роль. Можно бесконечно рассуждать кто прав в этом споре, но по крайней мере появилась определённость в толковании законодательных норм. Худший кошмар - когда понимаешь, что существует пробел в законе или коллизия правовых норм, при этом по данному вопросу нет никакой правоприменительной практики.21
  • KlaryaАндрей, тут вопрос исключительно к сотрудникам ПВЗ и точно не к платформе ОЗОН4
  • Андрей ДавиденкоКрошка, либо сотрудники по запаре отдали другому человеку, либо взяли для себя. не думаю, что кто-то охотился за данными заказа - скорее заказ просто под руку подвернулся8
  • Пухоспинка ЦарственнаяBonita, защита прав потребителей = реально нужные дела21
  • Николай ПеревезенцевМужчина, добившийся решения в свою пользу, конечно, просто молодец ! Любой продавец на маркетплейсе должен быть готов к подобному исходу, и должен нести ответственность за свои действия: нет у тебя товара - не предлагай его к продаже, ошибся с ценой - отвечай за это деньгами. А иначе любое помойное ООО или ИП может выйти на маркетплейс и попытаться продавать воздух в надежде найти где-то товар дешевле до момента его поставки покупателю с уверенностью, что если не получится, то просто отменит заказ.16
  • Николай ПеревезенцевБулат, а я буду держать скрещенными пальцы, чтобы выиграл покупатель, ибо коммерсанты должны сами отвечать за свои т.н. сбои.12
  • Николай Перевезенцевтак, ничего подобного: продаёшь чай - будь добр его поставить, а не отмазываться. типа, у тебя его нет. Хочешь - иди покупай у другого, но своему покупателю будь добр поставить, ибо он тебе заплатил.17
  • Николай ПеревезенцевSoledad, принцип - отвечать за свои действия: торгуешь, принимаешь деньги за свой товар - будь добр поставить его покупателю. Нет у тебя товара - не торгуй, или иди купи у другого и отдай своему покупателю.10
  • Магомед МагомедовАндрей, так это озон должен доказать что вам передал заказ. У них из всех подтверждений будет только то, что они у себя в программе отметили заказ как переданный, что явно недостаточно.15
  • ЙцукенУ кого так же было что интернет магазин сам отменял заказ? Ставьте палец вверх, у кого не было, палец вниз, интересно узнать как часто такое случается21
  • Никита МизинНачинай свой день с судебных тяжб12
  • Irina IrinaЗла не хватает на Озон , последние заказы тоже были несколько раз отменены. И самое неприятное, после повторного заказа этого товара, он уже подорожал. Я думаю делают специально. Еще заметила, кладешь товар в корзину и через буквально час, этот товар уже подорожал. У меня в корзине на 30 тысяч товара было собрано и когда решила оплатить, то не хватило денег для оплаты. Обычно пополняю озон карту и списываю с этой карты. А сумма на карте была ровно на товар собранный в корзине. Пришлось пополнить конечно. Сейчас я убираю в избранное ❤️ а не в корзину. Вот такие выкрутасы умудряются, имейте ввиду.12
  • ИгорьRoman, продаю на Озоне и вб, и иногда отменяю заказы, по техническим причинам (неверно передались остатки), либо например склад при сборке обнаружил брак у последней единицы.. продавец в этом случае получает штраф (у вб 50% от стоимости заказа). Получается что продавец несёт ответственность, а площадка нет, вернули деньги за заказ и ещё заработали при этом на продавце. Тут не судебная практика нужна, а изменения в законодательстве по отношению к маркетплейсам, что сейчас и происходит, но очень медленно (разработка законопроекта).31
  • ТишкаЙцукен, у меня сбермегамаркет только пару раз отменял. Другие нет. Интересно какие маркетплейсы чаще отменяют1
  • Александр КинешовИгорь, полностью согласен коллега, но что то уж прям совсем медленно происходит изменения в законах, как будто этого многим не хочется)2
  • DombeyПомимо дела ЦУМа также следим за делом по иску к Аэрофлоту, там были билеты в Таиланд по цене, которую Аэрофлот счел ошибочно низкой. Коллективный иск подан совсем недавно, если я правильно понимаю. Парню респект, не каждый день суд ничтожит пункт из Условий продажи товаров аж самого Ozon. Это дело не про 100 рублей.15
  • Арсений ЧокморовЭто именно то, чем я буду заниматься на пенсии. Уважуха16
  • Talitha CumiИгорь, а подскажите как продавец, как такое может быть. Заказала конструктор на озоне, доставка из Москвы во Владивосток, ехало почти 3 недели. Статусы исправно менялись. И вот уже когда товар должен был поступить на пвз, пару дней были уведомления, мол не успеваем доставить, переносим на след день. А на третий день бах - и ваш заказ отменён. Чей это косяк? Ведь что-то ехало и трекалось.... Я бы, честно, подала в суд на озон, только не знаю, как это сделать) специально заказала 20 ноября подарок, чтобы он точно пришёл за 2-3 недели до НГ и я не волновалась. А в итоге 13 декабря мне его отменили и я теперь хз что делать, в наличии у нас в городе нигде такого конструктора нет... В Вайлдберриз перезаказала, но задержки перед НГ и нет никакой гарантии, что заказ успеет доехать.11
  • МаксимTalitha, ej.sudrf.ru)1
  • Фан-клуб Валентина СтрыкалоKettu, ну ещё он занимается запретом гомосексуалов и запретом агитации на выборах для обычных граждан. Но чаем за 89 рублей тоже, да :D0
  • Шамиль БатдыевTalitha, возможно товар потеряли или повредили в сортировочном центре или по дороге в него. На сколько я понимаю, товар с Озона едет со склада к заказчику через чорт. центры, а не на прямую в пункт выдачи2
  • Шамиль БатдыевАндрей, без номера для получения это сделать невозможно. Кстати, я чисто из интереса попробую вбить данные с этикеток, что бы убедиться в этом Но как правило, когда люди показывают номер для получения заказа - он отличается от того, что написано в номере заказа и на этикетах5
  • Шамиль БатдыевЙцукен, у мен ни разу не отменяли заказ. Я для пробы сделал заказ сам себе (продаю там потихоньку и хотел проверить кое что по сборке заказа) и отменил его. В итоге Озон вернул мне деньги, как покупателю и взял доп плату как с продавца, при том, что товар даже не выехал со склада0
  • Николай ПеревезенцевШамиль, вот и отлично, что опасаешься - значит, будешь вдвойне осторожно вести бизнес, а не так, мол, ввяжусь, а там посмотрим. Правило должно действовать: не уверен - не берись.9
  • Алексей МасловскийСудился с тем же Озоном. Сломался триммер. Мне вернули прежнюю стоимость, но я хотел, чтобы вернули столько, сколько он стоил в тот момент. Поддержка Озона отказала. Причём она отказывает как-то издевательски. Пишешь им: вы должны вернуть мне разницу согласно такой-то статье закона. В ответ тебе пишут, что деньги уже вернули, я могу купить другой триммер, а на твоё сообщение про разницу в цене не отвечают вообще. Это-то меня и взбесило. Подал в суд и за небольшое количество заседаний выиграл дело. Потом ещё был забавный момент, когда я принёс исполнительный лист в Сбербанк. Сотрудница в первый раз его видела и пыталась отправить меня куда-то ещё. Сейчас Озон бесит тем, что не отвечает на мои сообщения о неустойке за просрочку доставки. Но из-за копеек я уже судиться не буду.9
  • Алексей МасловскийШамиль, маркетплейсы начнут указывать реалистичные сроки? Или для них новогодний ажиотаж всегда, как первый снег для ЖКХ?18
  • ИгорьTalitha, тут косяк Озона, продавец передаёт в течение одного дня или двух, дальше он не отвечает за него. Т.е. если бы была отмена со стороны продавца - это произошло бы в течение первых двух дней. Что именно могло произойти с отправкой - бог его знает. Вб в этом плане гораздо надёжней, задержки редко бывают8
  • Talitha CumiИгорь, просто, что интересно, в мамском чате местечковом обсуждали озон, и другая мама поделилась аналогичной историей (другой товар, другой ПВЗ, но тоже Владивосток), точно также все ехало-ехало, в те же даты, и также 13 декабря - заказ отменен, вот ваши деньги. Похоже, как будто озон мутит деньги на доставке. Вы же как продавец, я правильно понимаю, платите озону за отправку и за возврат какие-то суммы?2
  • Марат ФаттаховШамиль, как бы да, надо просто указывать реальные сроки и не вводить в заблуждение людей. Но тогда они не купят, а ради этого все и делается13
  • Падме АмидалаBoom, Им*0
  • Надежда СкидановаTalitha, есть замечательные видео о том, что творится на сортировочных пунктах и озона, и ВБ. (н-р, от Все работы хороши) Стоит посмотреть)) Но только если вы не сильно впечатлительны 😅2
  • Warped FoxАххахаха. Мужик - молодец) Дай бог здоровья тем принципиальным душнилам, которые готовы дойти до верховного суда, чтобы защитить права простых потребителей.12
  • ИгорьTalitha, да, платим, но если озон отменяет, то ничего помоему не платим. Не думаю что это специально, есть средний процент выкупа по категориям, сильный перекос заметно будет. Что-то с логистикой у них, но такие отмены очень редки на самом деле1
  • BoomПадме, уже поздно исправлять0
  • Шамиль БатдыевШамиль, сорт центры. Опечатался😁1
  • Андрей ОсинИгорь, сейчас пишут что даже за отменённый заказ такси спишут деньги в Я.такси. эти "маркеты-агрегаторы" что хотят то и творят, но с другой стороны их понять можно у них же возникли "различные затраты" както их надо в ноль выводить.0
  • МаринаВыведите, название ""Выведите психическую"", ржу 😂0
  • Тимофей РазовИгорь, все еще торгуете на маркетплейсах? Если да, такие штрафы еще приходят?0
  • ИгорьТимофей, да, на ВБ всё так же, 50% от суммы отменённого заказа. На Озоне отмена влияет на рейтинг продавца, штраф от 50 до 700р2