Как у мужчины украли 5,4 млн рублей из номера. А отель и ни при чем

Как у мужчины украли 5,4 млн рублей из номера. А отель и ни при чем

106
Аватар автора

Ольга Макеева

юрист

Страница автора

Летней ночью в 2017 году мужчина с женщиной приехали в московскую гостиницу. С собой у мужчины была крупная сумма — 5,4 млн рублей. Партнеры получили электронный ключ от номера, оставили вещи и пошли в кафе. А когда вернулись, денег в номере не было.

Злоумышленников быстро поймали и осудили на 4,5 и 3,5 года. Но деньги мужчине никто не вернул.

Тогда он обратился в суд и потребовал взыскать с пары похитителей и гостиницы 5 350 000 ₽, компенсацию морального вреда — 1 000 000 ₽, и потребительский штраф — 2 675 000 ₽.

Аргументы сторон

Мужчина. Я прилетел в Москву, чтобы купить норковые шубы, а потом продать их в своем городе. С собой взял 5,4 млн рублей наличными. Вечером мы с партнершей оставили вещи в номере, а сами пошли на ужин. Спустя полтора часа денег в комнате не было.

Выяснилось, что люди, которые стояли за нами на ресепшене, подслушали наш разговор. Они знали, в какой номер мы заселились, и поняли, что мы сразу пойдем в кафе. Эта парочка тоже заселилась в гостиницу, но женщина вскоре сказала администратору, что у них якобы сломался электронный ключ. Однако она назвала номер не своей комнаты, а нашей. Администратор предложила помочь открыть дверь, но женщина заявила, что ее ребенок устал, и попросила поскорее дать дубликат ключа. В итоге они получили ключ от чужого номера, забрали все деньги и тут же уехали.

На похищенную сумму мужчина сразу же купил Мерседес в автосалоне — и оформил его на другого человека, который вскоре умер. Покупка подтверждается записью с видеокамер в салоне: на них видно, что мужчина расплачивается за автомобиль моими пачками денег. Но далеко воры уехать не успели: сотрудники полиции нашли и арестовали мужчину.

Сейчас преступники отбывают срок в колонии, а я хочу вернуть свои деньги. Причем требую их не только с воров, но и с гостиницы. Это сотрудница гостиницы отдала посторонним людям ключ от нашего номера, не проверив их данные. А значит, они не обеспечили мне, как потребителю, безопасность услуг. Прошу взыскать с воров и отеля солидарно 5 350 000 ₽ похищенных денег, 2 675 000 ₽ потребительского штрафа и компенсацию морального вреда, который мне причинен их халатностью. А еще — обратить взыскание на Мерседес, купленный на мои деньги.

Представители гостиницы. Нашей вины в произошедшем нет. Мужчина спрятал свои деньги под подушкой, поэтому похитители легко их нашли. Деньги женщины лежали там же.

Номер мужчины оборудован сейфом с кодовым замком, также он мог оставить деньги в сейф-пакете «Секьюрпак», который находится у дежурного сотрудника гостиницы. Эти возможности предусмотрены правилами нашей гостиницы, с которыми гость согласился, подписывая договор оказания гостиничных услуг. Кроме того, мужчина останавливался у нас уже не в первый раз, поэтому он точно знал о способах спрятать деньги от злоумышленников.

Следственные органы подтвердили, что у администратора не было преступного умысла, когда он отдавал преступникам дубликат ключа от чужого номера. Просим в требованиях к отелю отказать.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция: 👍️️️

Дело № 2-0204/2021

Преступники действительно должны вернуть потерпевшему 5,4 млн рублей. А вот требование к гостинице незаконно. Администрация приняла все меры, чтобы сохранить имущество постояльцев. Мужчина не воспользовался сейфом из-за своей небрежности, а доказательств ненадлежащего оказания услуг он не представил.

Требование об обращении взыскания на автомобиль также необоснованно. Мерседес зарегистрирован на постороннего человека, который к моменту рассмотрения дела уже умер. А наследственное дело не открывалось.

Иск удовлетворяем частично. Взыскиваем с похитителей 5,4 млн рублей.

Мужчина обжаловал это решение в апелляционной инстанции.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция: 👍️️️

Дело № 33-39122/21

Согласны, оставляем решение в силе.

Затем — в кассационной.

Аватар автора

Кассационный суд: 👍️️️ 👍

Дело № 88-4272/2022

Все законно.

Так дело попало в Верховный суд.

Аватар автора

Верховный суд: 🧐

Дело № 5-КГ22-99-К2

Нижестоящие суды абсолютно справедливо взыскали сумму ущерба с преступников. К утверждению, что гостиница не должна выплачивать эту сумму, тоже вопросов нет.

А вот с компенсацией морального вреда и автомобилем коллеги неправы.

Суды решили: раз кража — это преступление против собственности, а не против личности, компенсировать моральный вред потерпевшему не нужно. Это не так. Моральный вред заключается не только в физических страданиях, которые объективно проявляются в повреждении здоровья, но и в нравственных страданиях, которые снаружи не видны.

Человек, как жертва преступления, становится объектом произвола и насилия. Поэтому преступления против собственности не только умаляют конституционное право человека на владение и распоряжение имуществом, но и посягают на достоинство личности.

Если кто-то своими противоправными действиями нарушил личные неимущественные права другого человека, наличие нравственных страданий предполагается автоматически. Доказывать их не нужно.

Сумму компенсации суды должны установить в зависимости от обстоятельств происшествия. В этом деле преступники украли деньги с проникновением в гостиничный номер истцов. А значит, преступление посягает еще и на неприкосновенность жилища. Отказывать в компенсации морального вреда в такой ситуации было нельзя. К тому же не надо забывать, что невольным соучастником преступления был и администратор, который выдал дубликат ключа от чужого номера.

Нет никаких препятствий обратить взыскание на Мерседес. Приговором суда установлено, что иномарка куплена на похищенные деньги, это обстоятельство обязаны учитывать все суды.

Отменяем все судебные акты и направляем дело в суд первой инстанции.

Что в итоге

Районный суд обратил взыскание на автомобиль в счет погашения долга преступников и взыскал с них и с гостиницы компенсацию морального вреда. Сумма в решении не указана.

Из этой истории следует два вывода: бытовой и юридический. Первый — храните все ценности в сейфе и не распространяйтесь о своих планах на ресепшене. Второй — даже в случае кражи вы имеете право на возмещение морального вреда. А если это произошло в отеле, компенсацию можно потребовать и с него.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal

Ольга МакееваА у вас были проблемы с гостиницами? Поделитесь в комментариях:
  • WTFСтранно, выдать ключ от чужого номера без проверки документов и нет преступного умысла? Я понимаю, если бы преступники взломали дверь или залезли через окно, но ведь они проникли в номер при непосредственном участии сотрудника отеля...121
  • MiramaxОпачки... верховный суд умеет о правах субъекта ) Единственный в стране, так получается? Недавно только подумалось, что государство существует тогда, когда в системе есть понимание ценности субъекта, и когда цели системы прозрачны в отношении каждого из нас. Иначе это не государство, а большая ферма, где есть "мы" и "они".25
  • OПро совет хранить деньги в сейфе. У нас как-то украли деньги из сейфа в номере. Уборщица взяла со стойки администратора универсальный ключ для сейфов, открыла наш сейф и вытащила по самой крупной купюре $, € и ₽ с расчетом на то, что не заметят. Заметили, поскольку моя мама точно знала сколько денег было в сейфе и в какой валюте и пересчитывала их каждый день. Сотрудники отеля сами в течении нескольких дней отсматривали камеры. Они вычислили воровку и сообщили в полицию. В итоге нам вернули все деньги. Небывалый хиппи енд. Дело было в Тайланде, но думаю что подобная схема кражи возможна и в других местах. Скорее всего, эта девушка уже давно промышляла воровством, но постояльцы явно не пересчитывали спрятанные в сейфе деньги, поэтому ей все сходило с рук.156
  • ВаньшаWTF, преступный умысел - это если администратор дала чужой ключ именно для противоправных действий, а не потому, что ей лень проверить было.0
  • Ольга МакееваЧеловечек, обложка и дело никак не связаны10
  • A PКак-то после уборки обнаружил, что из вещей вытащили часть карманных денег. Претензию не оформлял, написал отзыв на tripadvisor, вступил там в полемику с менеджером отеля. Закончилось ничем - проверили камеры и замок, подтвердили, что кроме меня и горничных в номер никто не заходил, поэтому они не виноваты :)13
  • Александра МорозоваСейф не панацея, их можно вскрыть, и они часто еще не закреплены никак и их тупо можно вынести) Я стараюсь в номерах ничего не оставлять ценного, но если очень надо - вешаю do not disturb, когда ухожу, чтобы создалась видимость, что в номере кто-то есть. В нормальных (сетевых и с высоким рейтингом) отелях работает.50
  • A PWTF, общепринятая практика. Три дня назад в гостинице зашел к коллеге в соседний номер поговорить, дверь моего номера захлопнулась, замок закрыт. На ресепшене без второго слова выдали еще одну карточку от номера с просьбой позже вернуть20
  • huistoe gaan nieОтельный сейф открывается секунд за 3013
  • Ольга МакееваАлександра, если бы деньги украли из сейфа, был бы шанс заставить отель компенсировать ущерб. Это был их главный довод.26
  • Ольга Макееваhuistoe, зато у отеля не было бы повода отбиться от ущерба и штрафа15
  • МышкаAbsofrutly, о существовании фотостока знаем?20
  • Ян ПетровКак хорошо, что у меня нечего красть😆😆17
  • WTFA, преступникам выдали карточку от чужого номера, разницу не видите?12
  • МалинаA, у меня также из сумки украли 100 евро в одном из Итальянских отелей пока я была на завтраке. На камере было видно ,что в номер заходила уборщица для уборки. Но управляющий сказал,что он доверяет уборщице и видимо я сама где-то потеряла деньги. На просьбу вызвать полицию, сказал ждать до следующего утра. А у меня как раз утром был самолёт. Подозреваю сговор управляющего и уборщицы. Но я ничего сделать не смогла.31
  • WTFМария, как клиент может доказать, что клал в сейф именно ту сумму, на которую написал заявление? Вообще с клиентом все тоже не очень чисто, везти с собой 5,5 лямов налом в нынешнее время, и оставить такую сумму без присмотра на долгое время...18
  • Алиса МаркинаВ 2017 году возить между городами наличку в размере стоимости большой региональной квартиры??? Я бы как минимум держала деньги всегда при себе, а отелю не доверилась бы.20
  • WTFМария, вот у меня никаких идей нет, как он доказал, что оставил в номере 5,4, а не 0,54 или 54? Или вообще ничего не оставлял. Вот это "Покупка подтверждается записью с видеокамер в салоне: на них видно, что мужчина расплачивается за автомобиль моими пачками денег. " - вообще суперсмешно - чем пачки денег потерпевшего отличаются от любых других? Или у него все номера купюр были переписаны?22
  • Ольга Макеева20
  • Мистер Ха что мешало преступникам сказать что они забыли код от сейфа? душевный администратор и его бы без проблем открыл им!39
  • ХойяWTF, с точки зрения умысла - никакой разницы. Администратор не помнит в лицо каждого гостя и не знает, от своего номера он на самом деле просит ключ или от чужого. А документы с большой вероятностью в номере, куда без ключа не попасть, так что и проверить нечего.11
  • Anton KarmanovCmmunication, >> Дело было в Тайланде7
  • OAnton, уровень преступности в Тайланде низкий, хоть, как мы видим, не нулевой. Так что не могу сказать что это была классическая или типичная ситуация.6
  • USA BoyWTF, умысла может и нет, а халатность есть. Не знаю, почему суды это не заметили.50
  • дырка от бубликаA, удивительно. обычно всегда хотя бы фамилию, на кого номер, спрашивают.6
  • Anton KarmanovCmmunication, это классическая ситуация воровства обслуживающим персоналом в гостинице10
  • WTFХойя, так просто взял и выдал, даже фамилии не спросил и потом в номер с ними не прошел для сверки документов? Такая простота хуже воровства, как говориться.24
  • WTFВаньша, про позиции обвинения, что был преступный сговор, будет непросто доказать обратное.1
  • ХойяWTF, несколько раз в разных отелях в разных странах доводилось брать дополнительный ключ на ресепшн (сломался, возвращались по отдельности, муж уснул в номере). Ни разу не спросили.12
  • WTFХойя, как видите, это может закончится весьма печально.14
  • ХойяWTF, не спорю. Просто говорю, что это довольно обычная практика. Ещё в книге Артура Хейли "Отель" о подобном методе кражи читала.9
  • WTFХойя, во времена Хейли и на борт самолета пускали без досмотра :)9
  • АннушкаХойя, в отелях при заселении обычно делают скан или копию паспорта. вполне можно найти это в бумагах или в программе не знаю уж у какой гостиницы как устроено и посмотреть тот ли человек пришел. это было бы услугой надлежащего качества а не нате выбирайте из связки ключ который больше нравится идите куда хотите. ну или хотя бы отправить сотрудника с посетителем до номера для проверки документов при открытии двери. не хочется таких неудобств - не надо забывать ключи48
  • Mister LeXXUSA, да, есть такое понятие в юриспруденции – преступная халатность, которая каким-либо образом наказывается. Но, видимо, на сотрудников отелей и гостиниц оно не распространяется... 🤔😟18
  • Crazzzy howletВ отельчике на российских морях с нами на одном этаже на два номера заселилась большая семейка - бабушка и мама в один номер и два сыночка-подростка в другой номер. На каждый номер было сделано всего по два магнитных ключа. Это семейство выпросило мастер-ключ (тот, которым горничные могут открыть дверь вообще любого номера в отельчике) для того, чтобы их мальчики могли ходить в номер к своим взрослым. Да, но вот только эти мальчики зашли к нам. После того, как пару дней назад посверкали глазками в нашу дверь на папин ноутбук и фотоаппарат. Так-то мы после обеда обычно гуляли, а в тот день решили подремать. И вот открывается дверь, мы все вскакиваем, эти испуганно пятятся "ой, дверью ошиблись". На пять номеров по коридору, ага. Моя мама тут же встала, пошла на ресепшен разбираться, при ней эту семейку вызвали и мастер-ключ у них забрали60
  • Гоша ПташкинКупюры которые беру с собой всегда фоткую. Даже если оставляю в сейфе.13
  • О So14
  • Александр ЮщенкоWTF, Так презумпция невиновности. Это стороне обвинения надо доказать наличие преступного сговора.2
  • ХойяО, да много чего можно. Не должны, конечно, давать ключи от номера кому угодно. Но халатность с умыслом путать не надо.1
  • Таля КовалёваCrazzzy, ну и администратор! И замечательные законы, по ктрым достаточно быть тупым - и ты ни в чём не виноват. Всё таки за тупого сотрудника, считаю, должен нести ответственность работодатель. Неповадно будет экономить на найме нормального персонала. Неужели в коридоре не было камер наблюдения?21
  • Елизавета Семенова ЮристВсе бы хорошо! оказывается есть люди, которые своим языком направо и налево приглашают воров в свой номер! Как так?! Помню мне знакомая занимающаяся закупками рассказывала, что чуть ли ни в трусы деньги зашивала, чтобы доехать до рынка оптовых закупок без проблем. И одевается под "бомж-шоу" чтобы даже подозрений не было, что деньги имеются! Вот такие дела! И всегда ездит когда этого никто из ее окружения неждет! в целях безопасности.17
  • АптечкоМалина, так вызвали бы сами полицию11
  • Хруст багетаХойя, не обязательно запоминать в лицо, есть сканы паспортов. Их ведь учать чему-то при приеме на работу, или в инструкции написано "давайте ключи кому попало"?. Везде должны быть четкие регламенты1
  • AlexДовольно общая сюжетная линия у многих историй: - Районный суд: все нормально - Апелляционный суд: ага. - Кассационный: все правильно. - Верховный суд: да вы что все?! - Районный суд: как же мы ошибались!26
  • Забава МонархаВ сейфе отеля очень известной сети в Европе оставили ооочень ценные ювелирные изделия. Администрация отеля долго отпиралась в переговорах и переписке, отрицая, что в номере что-то оставалось. Полиция бездействовала. Подключив связи в стране проишествия на гос уровне и в бизнесе, добились возврата спустя несколько месяцев1
  • Татьяна ГущинаО, я работаю в отеле) Скан паспорта делается, если есть на стойке паспорт-сканер, но фото он нормально не сделает (он нужен чтобы буквы-цифры распознавать). Да и не похожи часто люди на фото в паспорте... Если бы я каждый раз ходила с гостями к двери номера и спрашивала бы о том "что у них там в номере, докажите что вы это вы" мне б плевали в лицо... И плюют. Когда по стандарту действуешь, все считают это занудством и негибкостью, и тд, и тп...3
  • ALEKSANDR RECHKALOVMister, оне неприкасаемые))0
  • Илья ДенисовAnton, тем не менее, ты процитировал тот факт, что это было в Тайланде, а не что вообще своровали.0
  • Вячеслав ЛавриновичWTF, Аналогичный случай был со мной в Испании. Мы только заселились, сын с женой пошли к морю. А я вернулся, так как что-то хотел взять в своем номере. Но номера комнаты не помнил, а вот зрительно местоположение помнил хорошо. Но ошибся этажом. Поэтому вот похожим образом сообщил на ресепшн, в каком месте проживаю. Мне мгновенно без проверки выдали дубликат ключа. По нему я зашёл в чужой номер. Он ничем не отличался от моего. Также из-за жары были закрыты шторы и был полумрак. Но вот чемоданы были какие-то не те, не мои. И один из них был частично распакован. Людей в номере не было... В общем, я быстро вышел и пошёл к своей семье на пляж. И уж там выяснилась в чём моя ошибка...0
  • ГалинаUSA, потому что приговором по уголовному делу установлено отсутствие вины администратора гостиницы, выдавшей ключ. Она была не в сговоре, умысла не было. Там целая схема была - преступников было двое - мужчина и женщина (цыгане), они из одного региона с потерпевшим. Приехали за этим гражданином и стояли следом при заселении, чтобы узнать, в какой номер он заселится. Потом началось...Они приходили на ресепшн 3 раза, говорили, что ключ не работает, дайте новый. Им показывали как нужно пользоваться ключом. Под ногами крутился и хныкал ребёнок этой женщины. В конце концов администратор устала и выдала новый ключ в номер, который был ими назван, не проверив по базе.1