Как я исправил ошибку в кредитной истории

И откуда она взялась

53
Как я исправил ошибку в кредитной истории

До весны 2020 года у меня была идеальная кредитная история.

Аватар автора

Константин

оспорил кредитную историю

Аватар автора

Мишель Коржова

4 года работала в банке

У меня свой бизнес: я покупаю в ипотеку апартаменты, разбиваю их на студии, ремонтирую и продаю каждую по более высокой цене. Ипотеку быстро закрываю, а разницу оставляю себе. К февралю 2020 года я вовремя погасил 12 кредитов, а 8 еще выплачивал, но без просрочек.

В феврале я взял очередную ипотеку на 7,65 млн рублей. А в апреле из-за пандемии мой банк разрешил оформить отсрочку и 3 месяца не платить по ипотеке. Мой доход как раз упал, и я решил устроить себе передышку.

Я отправил в банк заявление, что хочу воспользоваться каникулами. И через два дня мне сообщили, что следующий платеж ждут только в августе. А еще через пару дней позвонили и потребовали оплату прямо сейчас. В банке произошла ошибка: я стал числиться как должник.

Позже я узнал, что эта ошибка отразилась и в моей кредитной истории. Чтобы ее исправить и снова брать кредиты для бизнеса, мне пришлось повоевать с банком и бюро кредитных историй. Расскажу, какие еще были последствия у той ошибки и что я в итоге делал.

Как в банке объяснили ошибку

Насчет оплаты мне звонил сотрудник отдела взыскания — этот отдел работает с должниками. Я сказал, что у меня ипотечные каникулы, и на этом разговор завершился. После я перезвонил в банк и попал в отдел клиентского обслуживания. Там подтвердили, что никаких просроченных платежей не видят.

Но в следующие две недели сотрудники отдела взыскания продолжали мне звонить. В клиентском отделе объяснили это так: заявок на ипотечные каникулы слишком много, а коммуникация между отделами плохо отлажена. Информация, что я на каникулах, видна сотрудникам клиентского отдела, а в отдел по взысканию почему-то не поступила.

Потом звонки из банка прекратились, и я на три месяца успокоился.

Банки ненавидят эту рассылку!
Потому что люди узнают из нее, как заработать на банках и стать богаче

Почему мне заблокировали кредитку другого банка

У меня была кредитная карта в другом банке. В начале августа 2020 года ее неожиданно заблокировали. В смс о блокировке была указана причина — неисполнение кредитных обязательств.

Я в панике позвонил в этот банк и сказал, что ни разу не просрочил платеж по кредитке. Мне ответили, что из бюро кредитных историй сообщили, что я задолжал другому банку по ипотеке. Так что мне больше не дадут денег в долг.

Вот такое уведомление мне прислал банк о блокировке моих кредитных карт
Вот такое уведомление мне прислал банк о блокировке моих кредитных карт

Бюро кредитных историй, или БКИ, — это организации, куда банки передают данные по кредитам: когда вы их брали, сколько уже выплатили, сколько осталось платить и есть ли просроченные платежи. Обо всем этом банки сообщают в бюро в течение пяти дней. А бюро добавляют эту информацию в кредитную историю каждого заемщика.

Конечно, у банков больше данных о заемщике и его доходах, чем у БКИ. Они их анализируют и решают, давать вам в долг или нет. Но если в кредитной истории у человека есть действующая просрочка, вероятность, что ему одобрят кредит, очень низкая. Могут заблокировать и открытые кредитные карты.

Я понял, что ипотечный банк забыл о моих каникулах и по ошибке сообщил в БКИ о просрочке. И об этом узнали в банке, где была кредитка. Когда я ее оформлял, то дал согласие, что банк может проверять информацию обо мне в БКИ. Так сотрудники и увидели, что в ипотечном банке у меня просрочка, и заблокировали кредитку.

Я позвонил в ипотечный банк. Там снова пообещали разобраться. Но предупредили: пока все не выяснят, ошибку в истории не исправят. Я не мог пользоваться кредиткой и брать новые кредиты, мой бизнес оказался под угрозой. Мне надо было срочно исправлять кредитную историю самому.

Вот что я для этого делал.

Шаг 1

Узнал, в каких БКИ находится моя кредитная история

В августе 2020 года в России было девять БКИ, самые крупные — «Эквифакс», ОКБ, НБКИ и «Русский стандарт». По закону банки должны передавать информацию хотя бы в одно бюро, но крупные кредиторы чаще сотрудничают с несколькими. Я хотел понять, с какими связан мой ипотечный банк.

Чтобы это узнать, для начала нужно сделать запрос в Центральный каталог кредитных историй, или ЦККИ. Его создает Центробанк, и в нем указано, в каких бюро есть история каждого заемщика.

Проще всего сделать запрос в каталог через сайт госуслуг. В поиске на портале я ввел «ЦККИ» и нашел услугу «Доступ физических лиц к списку организаций, в которых хранится кредитная история». Я запросил эту услугу, и через два часа мне на электронную почту пришел ответ. Оказалось, моя кредитная история хранилась в трех бюро — «Эквифаксе», НБКИ и ОКБ.

Когда я нажал «Получить услугу», увидел форму заявления. Мои фамилия, имя, номер паспорта и СНИЛС там уже были, оставалось только нажать «Подать заявление»
Когда я нажал «Получить услугу», увидел форму заявления. Мои фамилия, имя, номер паспорта и СНИЛС там уже были, оставалось только нажать «Подать заявление»
В ответе из ЦККИ было указано, в каких БКИ есть моя кредитная история
В ответе из ЦККИ было указано, в каких БКИ есть моя кредитная история
Шаг 2

Запросил свои кредитные истории и рейтинг в БКИ

Теперь нужно было понять, в каких бюро есть информация о просрочке по ипотеке. Она могла быть только в одном, а могла и во всех сразу. Для этого мне пришлось делать запросы во все три БКИ.

В каждом БКИ можно два раза в год бесплатно запрашивать свою кредитную историю. Каждый дополнительный запрос стоит 400—450 ₽. Удобнее и быстрее делать запросы через сайты БКИ — нужна только подтвержденная учетная запись на сайте госуслуг. Подтверждают ее в МФЦ, через «Сбербанк-онлайн» или на сайте Тинькофф-банка, если вы клиент этих банков.

Но у меня уже была подтвержденная запись, так что я просто залогинился через портал госуслуг на сайтах БКИ и сделал запросы.

На сайте любого БКИ есть кнопка «Запросить историю». Если ее нажать, вас перебросят на сайт госуслуг. Нужно будет войти под своей учетной записью и дать БКИ доступ к своим персональным данным
На сайте любого БКИ есть кнопка «Запросить историю». Если ее нажать, вас перебросят на сайт госуслуг. Нужно будет войти под своей учетной записью и дать БКИ доступ к своим персональным данным

Оказалось, что информация о той ошибочной просрочке числится во всех трех бюро. Причем везде было указано, что я не плачу по ипотеке с самого начала каникул, то есть уже четыре месяца. И из-за этого снизился мой кредитный рейтинг.

Кредитный рейтинг — это такой показатель надежности заемщика. БКИ анализирует данные обо всех его кредитах и ставит ему баллы. Шкала у каждого бюро своя. Например, в «Эквифаксе» ставят от 0 до 1000 баллов. А в ОКБ шкала от 0 до 1250 баллов. Баллы одного и того же человека в разных бюро могут отличаться: например, если в одном есть информация о просрочке, а в другом нет.

По сути кредитный рейтинг не влияет на решение банка, выдавать заемщику кредит или нет — банки учитывают много своих дополнительных факторов. Но рейтинг помогает прикинуть, как примерно вы выглядите в глазах кредиторов.

Мой рейтинг в «Эквифаксе» был 228 баллов из 1000. Точные баллы в других БКИ я не помню, но они тоже были низкими.

Вот так выглядела информация о просрочке в «Эквифаксе»
Вот так выглядела информация о просрочке в «Эквифаксе»
Так выглядел мой кредитный рейтинг в «Эквифаксе»
Так выглядел мой кредитный рейтинг в «Эквифаксе»
Шаг 3

Потребовал исправить ошибку в кредитной истории

Ошибку в кредитной истории можно исправить двумя способами: обратиться в банк, который подал в БКИ неверную информацию, или написать заявление в БКИ. Первый путь я уже пробовал, так что теперь пошел по второму. Причем писал отдельно в каждое БКИ.

На сайте каждого бюро есть форма заявления с просьбой внести изменения в кредитную историю. И подробное описание, как это заявление подать. Например, для «Эквифакса» и ОКБ я распечатывал форму, заполнял и отправлял скан на электронную почту бюро. А в НБКИ по электронной почте заявления не принимали — пришлось отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Все это я сделал 20 августа 2020 года.

Бюро не могут самовольно вносить изменения в кредитные истории заемщиков. Исключения — если бы я нашел ошибку в имени или паспортных данных. А по моему вопросу бюро сначала должны были связаться с моим ипотечным банком и уточнить информацию. Если там скажут, что я действительно задолжал по платежам, бюро ответит мне, что в истории все верно и менять ее не будут. Тогда мне придется обращаться в суд. А если в банке подтвердят ошибку, в истории появятся изменения.

В заявлениях я описал ошибку и указал электронную почту, по которой буду ждать ответа
В заявлениях я описал ошибку и указал электронную почту, по которой буду ждать ответа
Такое письмо я получил из «Эквифакса», когда отправил туда заявление
Такое письмо я получил из «Эквифакса», когда отправил туда заявление

Как изменилась моя кредитная история

Когда бюро кредитных историй получает заявление, оно обязано разобраться в ситуации максимум за 30 календарных дней. Я думал, что мою историю исправят где-то к 20 сентября, но процесс сдвинулся уже через неделю. 27 августа 2020 года мне позвонили из банка и обрадовали: банк наконец-то подал корректную информацию во все три БКИ.

8 сентября я увидел, что на «Эквифаксе» и НБКИ мою кредитную историю исправили. И в тот же день мне разблокировали кредитную карту. А 13 сентября я запросил свою кредитную историю в ОКБ и заметил, что информация об ипотеке вообще оттуда пропала. Зато среди действующих кредитов появился один на 135 000 ₽, который я давно погасил. Я написал заявление в ОКБ, чтобы эту ошибку тоже исправили.

Из списка кредитов в ОКБ пропала ипотека. Зато появилась кредитка с лимитом на 135 000 ₽, которую я давно закрыл
Из списка кредитов в ОКБ пропала ипотека. Зато появилась кредитка с лимитом на 135 000 ₽, которую я давно закрыл
Так выглядел мой кредитный рейтинг в ОКБ. Хоть информации о просрочке по ипотеке нет, баллов все равно мало. Возможно, это из⁠-⁠за лишнего кредита на 135 000 ₽
Так выглядел мой кредитный рейтинг в ОКБ. Хоть информации о просрочке по ипотеке нет, баллов все равно мало. Возможно, это из⁠-⁠за лишнего кредита на 135 000 ₽

Через пару дней мою кредитку внезапно снова заблокировали — по причине все той же ошибочной просрочки в ипотечном банке. Информация опять попала в историю какого-то бюро. Я позвонил в ипотечный банк, и там пообещали в очередной раз связаться со всеми БКИ. На этот раз карту разблокировали через несколько дней без каких-либо действий с моей стороны.

Сейчас моя кредитная история во всех БКИ снова в порядке. А в ОКБ добавили информацию об ипотеке и убрали некорректную информацию о кредите на 135 000 ₽.

Но я все равно собираюсь в будущем проверять свою кредитную историю раз в полгода, чтобы больше не попадать в такие ситуации.

Из «Эквифакса» я получил ответ по результатам проверки. Аналогичные пришли из ОКБ и НБКИ
Из «Эквифакса» я получил ответ по результатам проверки. Аналогичные пришли из ОКБ и НБКИ
В личном кабинете «Эквифакса» я увидел, что мой рейтинг вырос с 228 баллов до 926
В личном кабинете «Эквифакса» я увидел, что мой рейтинг вырос с 228 баллов до 926

Запомнить

  1. К сожалению, и банки, и бюро кредитных историй иногда допускают ошибки.
  2. Чтобы не пострадать из-за таких ошибок, регулярно — раз в полгода — делайте запросы в БКИ о своей кредитной истории.
  3. Два раза в год это можно делать бесплатно в каждом БКИ.
  4. Вам понадобится подтвержденная учетная запись на портале госуслуг. Подтвердить ее можно, например, через Тинькофф-банк.

КонстантинА в вашей кредитной истории случались ошибки?
  • AlexanderДа, втб отметил дебетовую карту как кредитную и показывал в БКИ её со статусом "обязательства не исполнены". Судя по дате, она была добавлена в БКИ уже после закрытия счёта и карты. Заняло год, три обращения в втб, два в эквифакс. отписки-отписки-отписки, по получения претензии с упоминанием ГК152, втб всё поправил сам за две недели. Ну и потёр огромное кол-во запросов КИ от своих прихвостней (почтабанк и второй который кажется возрождение) которые я не подтверждал .6
  • Oleg NaumofНазвание г-банка в студию!26
  • ЛИС ФИЗАЛИС ТАРОЛОГДля меня Эквифакс показал себя с крайне негативной стороны. Имея 2 справки о закрытии кредита, я получаю от них ответ, что они не могут убрать лживую просрочку, потому что кредитор им не предоставляет данные и не отвечает на их запросы.1
  • ЭльвегОформление кредитных каникул всё равно считается негативным фактором в БКИ, потому что отображается как реструктуризация кредита. А это значит, что у заёмщика имелись проблемы с платежеспособностью.8
  • Ivan Petrovтакая же история была с банком Оранжевый (дочка втб вроде). брал кредит под залог авто, выплатил его в течении трёх месяцев ещё лет пять назад, а когда выставил авто на продажу, автору вдруг сказало мне что машина в залоге. запросил кредитную историю, а там у меня аж пятилетняя "просрочка", при этом ни один коллектор про меня не вспомнил. звоню в банк, спрашиваю - вы охренели там? а они в ответ - а вы предоставьте документы что вы нам не должны. документы пятилетней давности. в общем, товарищи друзья, храните все финансовые документы, а то потом никому ничего не докажешь.11
  • Антон ЛапшинЛИС, ну, сами по себе БКИ ничего не могут делать - только по запросам и прямым выгрузкам от банка-источника информации. обычно схема такая: заявитель подаёт заявление в БКИ, БКИ перенаправляет инфу в источник кредитной информации (банк/мкк/и т.д.), те корректируют данные со своей стороны специальным образом, подтверждают. если банк по какой-то причине не выполняет требования, дело может дойти до суда (инициируется со стороны БКИ). но, как я понял, сами они могут максимально тянуть всю резину. В вашем конкретном случае возможно проще напрямую в ваш банк обратиться, чтобы они откорректировали данные со своей стороны.6
  • Ольга ВашинаА как автор оформляет одну квартиру на несколько квартир, чтобы можно было продать каждую отдельно, как студию? Или он продаёт доли?3
  • Оля Андрееваспасибо за алгоритм, полезно для меня) Не было еще кредитов)2
  • alexey noКак можно целенаправленно испортить себе кредитную историю с минимальными телодвижениями и финансовыми затратами? Мне надоел телефонный спам - возьмите кредит, у нас для вас персональное предложение.1
  • VirtОльга, не квартиру, апартаменты.3
  • SandeepВ ОКБ удобнее всего, даже если нет подтвержденной записи на гос. услугах, можно зайти и получить кредитную историю через Сбер.ID1
  • Рамзан Бородулинalexey, спам отправляют всем подряд, начинают проверять КИ только после заявки на кредит8
  • Константин УгаровПодруга попала в неприятную ситуацию со сбером. Не ходите дети во сбребанк гулять.... Лично у меня большое удивление, почему у сбера до сих пор не отозвали лицензию. любой другой банк лишился бы ее за куда мЕньшее количество "ошибок".2
  • Роман КондратовичVirt, А как автор оформляет одни апартаменты на несколько апартаментов, чтобы можно было продать каждые отдельно, как студию? Или он продаёт доли?2
  • Константин Угаровalexey, Некоторые банки, кстати, со 2-й/3-й просьбы перестают доставать. Это, кстати, могло бы стать критерием "нормальности" банка. Хотя и самим банкам, неплохо бы в 21-м веке придумать себе инструмент, можно общий на всех (он уже есть), который бы работал по такому алгоритму: 1. Подготовить список холодных "впариваний". 2. Прогнать по списку отказников (кто просил не доставать их подобными предложениями ранее) - это позволит избежать негатива потенциальных клиентов к банку в общем то на ровном месте, 3. прогнать список по кредитному рейтингу (кого-то может не стоит отвлекать от погашения уже набранных долгов) 4. Уже отфильтрованный уменьшенный список отработтаь по скрипту продаж кредитных продуктов. Это, кстати, позволит повысить эффективность продажников и сэкономить на их зарплате ;)7
  • Оксана АрсентьеваОльга, как правило, переделанная коммуналка продается как доли.1
  • Konstantin NikolskiТоже не перестаю этому удивляться! Мне кажется, достаточно того, что этот банк саботирует нормальное функционирование СБП. Сначала они просто игнорировали требования ЦБ РФ, пока не получили штраф и предупреждение, теперь вынуждают клиентов предпринимать какие-то дополнительные действия для «подключения» этой системы.1
  • Konstantin NikolskiSandeep, это удобно только для клиентов одного, не самого адекватного, банка.0
  • Вадим СидоровВозможно и случались и лично мои ошибки помню,просмотрел только одну из версий БКИ0
  • Георгий ШабашевOleg, ну или хотя бы его цвет :)13
  • alexey noКонстантин, "Некоторые банки, кстати, со 2-й/3-й просьбы перестают доставать" К сберу явно не относится((( Я конечно понимаю, что у людей работа такая. И если мне всё же нужен кредит, наверное я сам приду/позвоню.2
  • VirtРоман, юридически, апартаменты - не жилое помещение. Можете нарезать как земельный участок и продавать эти куски как независимые.4
  • Руслан СтальяновНет0
  • OlegNaumovКонстантин, банки по закону не имеют право запрашивать кредитную историю людей, не являющихся их клиентами. Поэтому и звонят всем подряд, а еще поэтому же "вам одобрен кредит" - не более, чем вранье.2
  • OlegNaumovKonstantin, довольно очевидно, если вспомнить, кому на откорм отдан Сбер. Бывшему министру экономики. Это по сути просто еще одно министерство, а точнее, госкорпорация.4
  • Константин УгаровIvan, Пора заводить ресурс, где хранятся косяки банков и выставлять к нему зубастую и прокаченную охрану, ибо у банков реально есть ресурс огрызнуться на "простых смертных"3
  • Константин УгаровOlegNaumov, А что за статья? Коллизию можно относительно несложно устранить0
  • Ilia DenisovИнтересно, неужели нельзя в суд подать на эти банки/организации, чтобы они возместили причинённый ущерб из-за своих ошибок?2
  • Onelonely SundayПланировал ближайшую крупное долгосрочное приобретение в кредит (и вовремя кредит погасить). В первую очередь - ради "хорошей кредитной истории". Теперь передумал.0
  • VirtOnelonely, на мой взгляд это плохо. Налоги на эту площадь повышенные. Застройщику мороки с инфраструктурой нет. В апартаментах можно построить такую хату, которая в жилом доме невозможна по множеству нормативов, разработанных ещё при Сталине. Спрос на такой товар имеется. Другое дело, что не все понимают особенности такого продукта. Думаю, правильно было бы, при регистрации права собственности, выдавать покупателю буклет с описанием особенностей, и брать подпись об ознакомлении и добровольном согласии на подобное приобретение. Если люди хотят, и этом нет ничего криминального, почему бы и нет?2
  • Александр ФедоровичVirt, потому что это выбивается из современной парадигмы принятия законов, где закон должен быть либо запрещающий, либо обязывающий граждан оплачивать самостоятельно0
  • SolIvan, закрыл кредит - всегда бери справку что задолженность ноль и у банка нет претензий.2
  • Сергей ЯблоковOleg, скорей всего ТИНЬКОФ. Они рассылают смс латиницей, хотя по закону о рекламе ДОЛЖНЫ писать на русскими.0
  • НиколайСпасибо за ценную инфу!0
  • Ivan PetrovSoleilguru, так справка то есть у меня, но обременение на залог не снимать она банк никак не заставляет )1
  • Ekaterina MukhachevaСергей, ни разу тинькофф не присылали сообщение на латинице. А вот альфа, да, практикует такое.1
  • SandeepKonstantin, согласен, но теперь ещё и через Тинькофф можно войти, так что если нет гос. услуг - самый удобный вариант.0
  • Victor KazminПодобными действиями любит промышлять Газпромбанк, а потом делает круглые глаза и шлет извинительные письма.0
  • Ксения МатвееваО, моя история. На мне чужая ипотека и 4 кредита общей суммой в 1650 тыс. А все потому, что Сбербанк посчитал , что моя тёзка в абсолютно другом регионе -это я. Из-за этого мне в прошлом месяце отказали в рефинансировании, что повлечёт за собой ухудшение уже моей кредитной истории.0
  • Сергей ИвановЕщё какие!! Отказывают во асех банках в которые обращался, без коментариев. В одном я даже зарплатный клиент 10 лет! Кредиты плачу вовремя, зарплаты высокая. Заказал кредитную историю через Госсуслуги и оппа! В ней фигурирует мой "двойник". Сходятся фио и дата рождения полностью. Разные лишь данные паспорта и прописки. О он активно просрачивает платежи. Судя по названию банков - быстроденьги. К тому же паспорт моего тёзки просрочен. Я в шоке, мало говоря. Буду разбираться с КБИ2
  • сорокина нина михайловнаДА!0
  • сорокина нина михайловнасорокина, в банке ОТП0
  • сорокина нина михайловнасорокина, В КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ОТКУДА-ТО ПОЯВИЛИСЬ 244,00-ЗАДОЛЖЕННОСТЬ.Разбираться не стала "откуда" заплатила 12.10.2021-300.00.Написала в банк обращение с просьбой о передачи информации в бюро кредитных историй.44.00-убрали.200.00 досих пор-как непогашен.задолженность.по факту у меня переплата -91.00(был получен ответ на обращение).как поправить положение не знаю.кредит не дают ни в одном банке0
  • Николай КрупинДа0
  • Михаил ИнчаковУ меня похожая ситуация с кредиткой в сбере. Взял ее в феврале 20 года на лечение зуба, кредит наличными никто не давал, на тот момент было много других кредитов. В апреле в карантин написал обращение в Сбер, что хочу получить кредитные каникулы, в конце мая получил сообщение, что предоставлен льготный период. В декабре вернулся в график и начал гасить минимальными платежами задолженность, теми суммами, которые отображались в сбер онлайн. Карту кстати во время кредитных каникул заблокировали, но я не переживал, так как пользоваться ей не собирался, есть кредитка в тинькофф. Она кстати тоже была заблокирован, я на ней также подключал каникулы, но после их окончания она снова стала активна. Так вот уже в 2022 году я решаюсь подавать заявки на ипотеку, обращаюсь к знакомому кредитному брокеру и выясняется, что в ОКБ по кредитке в Зеленом банке сплошные просрочки больше 60 и даже 180 дней O_O Написал обращение в банк, жду ответа. Проверил смски, они подключили каникулы с 15 мая, а заявление я писал в начале апреля. И как я понял апрельский платеж ушел в просрочку, но в приложении не было просрочки и из банка мне ни разу не звонили с требованием оплатить просроченную задолженность..0
  • 🗺🐈вернула себе идеальную кредитную историю благодаря статьям в т-ж: написала заявление на сайте мфо, подробно описала проблему и отправила. через 3 часа мне позвонили и пообещали всё исправить, в том числе удалить личный кабинет на их сайте и никогда не выдавать кредиты по моим данным.0
  • АлександрДа , были долги просрочки все долги закрыты через ссп но в бки все равно висит один потреб кредит от какого банка не могу открыть посмотреть, но все они закрыты давно есть справки от приставов , которые я раздал в банки для бки и все напрасно отказ мне из за этой ошибки0
  • АлександрOleg, у меня были кредиты в Сбере, ВТБ, ренессанс и хомут кредит, какой из них не убрал закрытый кредит я сам даже не могу посмотреть не чего не открывается0
  • Вера БоккУ моей дочери, какой то мошенник из Петербурга (дочь живет в Красноярском крае и в Петербурге ни когда не была) по данным моей дочери, прикрепив другой телефон в личном кабинете, оформил ЗАЙМ. В судебных документах указана неправильно квартира дочери, поэтому она не получала уведомления. По суду арестовали карты дочки и только тогда она узнала о махинации. Суд потом разобрался и снял арест с карт дочери, но она уже попала в черный список. Как ей выйти от туда? Может снова подавать в суд об изъятии ее из черного списка?0