ПРОМО
Платите бесконтактно с кредиткой-стикером
Заказать

Три пары в неделю, «Крик» Мунка и северное сияние: как я училась по обмену в Норвегии

История читательницы, которая училась на факультете социальных наук Университета Осло

Три пары в неделю, «Крик» Мунка и северное сияние: как я училась по обмену в Норвегии

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Выбор профессии

Я родилась и выросла в Липецке. В школе мне нравилось изучать обществознание — особенно разделы, связанные с психологией. Я проводила исследование о зависимости школьников от соцсетей, участвовала в олимпиадах и планировала сдавать ЕГЭ по этому предмету. Тем не менее поступать собиралась на направление, связанное с информатикой: оно казалось более перспективным.

После выпуска из школы я переехала в другой город и начала учиться на факультете прикладной математики, информатики и механики Воронежского государственного университета. Поступила туда в 2016 году.

Уже на первом курсе я поняла, что на парах мне неинтересно. Тогда я вспомнила, как увлекалась обществознанием и психологией, и начала искать информацию о новом наборе в вузы.

Для поступления решила использовать прошлогодние баллы ЕГЭ. Биологию я тогда не писала, поэтому некоторые варианты отпали сами собой.

Обнаружила, что в МГУ есть специальность «педагогика и психология девиантного поведения». Для поступления требовались результаты ЕГЭ по профильной математике, русскому и обществознанию. Все эти экзамены я как раз писала в прошлом году, когда выпускалась из школы.

Кроме них требовалось сдать дополнительное вступительное испытание, ДВИ, — тоже по обществознанию. Я изучила варианты прошлых лет, купила два вузовских учебника и начала готовиться. При этом продолжала оставаться студенткой ВГУ, но учебу там окончательно забросила. Помню, как весной я каждый день что-то зубрила, читала и выписывала, чтобы сдать ДВИ.

Мои старания не пропали зря, и в 2017 году я успешно поступила на факультет психологии МГУ. Прошла туда на бюджет.

Выбор страны и программы

В МГУ я учусь на кафедре психологии образования и педагогики. О том, что когда-нибудь отправлюсь в зарубежный вуз, даже не думала — это казалось несбыточной мечтой. Но, как выяснилось, невозможное возможно!

На третьем курсе научная руководительница предложила отправить заявку на стажировку в Норвегии. Она была организована в рамках сотрудничества МГУ с факультетом социальных наук Университета Осло, а именно с департаментом психологии.

В МГУ часто приезжали студенты из Норвегии, поэтому я слышала много хорошего об этом вузе. Правда, тогда участникам программы не платили стипендию, и мне пришлось отказаться.

На пятом курсе объявили конкурс с компенсацией за обучение и проживание. Но подавать документы я долго не решалась: останавливали страхи и сомнения. Меня пугала неопределенность и неизвестность, и в 2021 году еще активно бушевала пандемия.

Тем не менее желание увидеть, как устроено образование за границей, оказалось сильнее страха. Я связалась с профессором Университета Осло и договорилась об участии в исследовании, о чем еще расскажу дальше. Мысль о том, что я смогу поработать вместе с учеными из другой страны, окончательно укрепила мою мотивацию.

Поступление

Конкурсный отбор. Заявку на участие в программе обмена я подала в сентябре 2021 года. Представила отзыв от научного руководителя, мотивационное письмо и выписку с оценками. Также было собеседование с организаторами стажировки.

В октябре стали известны результаты. Вместе со мной в Университет Осло поступили еще две девушки. Наверное, мы прошли отбор, потому что хотели заниматься наукой и проводить исследования с зарубежными учеными.

Норвежский вуз разослал приглашения, и мы начали выбирать место, где будем жить. Зашли на сайт университета, где собрана информация об общежитиях, и подали заявку на несколько подходящих вариантов. Но до отъезда оставалось всего три месяца, поэтому мы решили поторопить события и отправили несколько настойчивых электронных писем. Видимо, по этой причине нашу заявку на заселение рассмотрели быстро — за несколько недель.

Сбор документов и расходы. Следующий шаг — оформление визы. Для этого нужно было подать:

За авиабилет в одну сторону я заплатила 17 401 Р. Оформление визы обошлось в 4900 NOK (44 100 Р). Также требовалось внести депозит за общежитие в размере 8000 NOK (72 000 Р). К счастью, все участники стажировки получили единоразовую выплату на сумму 53 170 NOK (478 530 Р), которая в итоге покрыла около 80% расходов.

Учеба

В Норвегию мы прилетели 5 января 2022 года. По приезде провели три дня в отеле на карантине — проживание там оплатил Университет Осло — и приступили к занятиям.

Предметы. Учебная программа норвежского вуза строится на концепции Liberal Arts, или свободных искусств, поэтому выбирать дисциплины можно из огромного перечня — начиная от истории кино и заканчивая магией и колдовством.

Свой учебный план мы составили заранее, когда еще находились в России, — это можно было сделать онлайн. Я записалась на предметы юридической и социальной направленности. Решила изучать права человека с акцентом на законы о женщинах и криминологические взгляды на гендер, сексуальность и насилие. Кроме того, меня заинтересовал курс, посвященный миграции, разнообразию и равенству.

В первый месяц стажировки действовали ограничения из-за пандемии, мы учились дистанционно по «Зуму». Темы занятий анонсировали заранее в интерактивном расписании. На парах мы смотрели презентации, подготовленные преподавателями, и участвовали в дискуссиях.

Учеба в аудиториях, которая началась после смягчения ограничений, выглядела примерно так же — даже если планировалась лекция. Самым приятным в этих обсуждениях было желание преподавателей услышать именно твое мнение, а за неправильный ответ никто не критиковал.

Домашние задания в основном подразумевали самостоятельное чтение внушительного списка литературы, реже — просмотр видео. Иногда была работа по желанию — например, написать эссе, а потом выступить с ним в классе.

Учебная нагрузка в Университете Осло оказалась небольшой — всего три пары в неделю продолжительностью 1 час 45 минут. Но эта безмятежная картина омрачалась параллельной онлайн-учебой в МГУ, потому что перезачесть предметы из норвежского вуза нам не могли. Так что у нас было 12 дополнительных дистанционных занятий в неделю.

Мой студенческий пропуск
Мой студенческий пропуск

Инфраструктура. У Университета Осло много удобных дистанционных сервисов. Интерактивное расписание, онлайн-библиотека, ресурсы для общения с преподавателями и другими студентами, платформа для сдачи экзаменов, электронная почта от вуза — это далеко не весь перечень доступных цифровых благ.

Особенно мне понравилось пользоваться платформой для сдачи экзаменов. Мы писали так называемые домашние экзамены, готовя работы объемом 5000 слов в течение трех дней. При этом каждому участнику присваивался уникальный номер, и профессор проверял наши тексты «вслепую». Мне кажется, это хороший способ сделать оценку знаний более объективной.

В Норвегии создают отличные условия для самостоятельного обучения.

Компьютеры, на которых может работать любой желающий, ставят прямо в холлах вуза, а еще в Осло есть хорошо оборудованные коворкинги.

Кроме того, можно заниматься в одной из городских библиотек. Правда, некоторые пространства настолько популярные, что найти свободное место непросто. Например, это публичная библиотека Осло — Deichman bibliotek, — которая, кажется, никогда не бывает пустой. Даже складывается впечатление, что, если студент не знает, куда идти, он отправляется именно туда.

Одна из библиотек Осло
Одна из библиотек Осло
Компьютеры в холле вуза
Компьютеры в холле вуза
Одна из библиотек Осло
Одна из библиотек Осло
Компьютеры в холле вуза
Компьютеры в холле вуза

Исследовательский проект. Еще перед тем, как подать заявку на стажировку, я изучила информацию об исследованиях Университета Осло.

Мне понравился проект Рольфа Ребера о том, как повысить интерес студентов к обучению. Я написала профессору письмо, в котором рассказала о себе и своем опыте. Тот с энтузиазмом откликнулся и предложил присоединиться к исследовательской группе.

Прибыв в Осло, я начала работу в группе из пяти человек. Мы обсуждали теорию, разрабатывали анкету для респондентов, собирали данные. Новостями обменивались каждую неделю — на встрече или созвоне.

О различиях работы российских и зарубежных ученых мне судить сложно. Дома я в основном писала курсовые и подключалась к исследованиям только на каких-то определенных этапах. В Осло же я впервые работала над проектом с самого начала и практически до конца. Тем не менее выделю несколько моментов, которые показались мне любопытными.

Так, в Норвегии я впервые столкнулась с необходимостью получать согласие этического комитета. Специалисты посмотрели наш опросник и предложили поправить вопрос о гендере. В России я подобного не встречала.

Еще меня приятно удивила электронная база с адресами респондентов. Это очень удобно, раньше я с таким не сталкивалась. Например, мы опрашивали учителей и просто разослали анкету педагогам, которые там были. В России, скорее всего, пришлось бы договариваться со школами, а возможно, даже ехать туда и просить нам ответить.

Отдельная гордость: о результатах нашего исследования расскажут на ежегодной конвенции Ассоциации психологических наук. Она состоится в Вашингтоне весной 2023 года. Проект, над которым мы работали, представят в формате постера с заголовком Interventions to Increase Interest in School Must be Easy to Use — «Интервенции по повышению интереса к школе должны быть простыми в использовании».

Профессор подписал мой учебник по психологии
Профессор подписал мой учебник по психологии

Жизнь в другой стране

Быт. В Университете Осло созданы комфортные условия проживания для студентов. Я жила в общежитии, но у меня была собственная комната с персональной ванной. Кухню и обеденную зону я делила с четырьмя норвежцами и молодым человеком из Сирии.

Наверное, наш этаж был самым тихим, потому что никто из нас не устраивал шумных вечеринок. Возможно, кого-то такая атмосфера вогнала бы в тоску, но мне она, наоборот, казалась идеальной: я могла спокойно почитать, поспать и поучиться, а развлекалась уже вне дома.

Как бы фантастично это ни звучало, но мы с соседями ни разу не конфликтовали. Каждый без напоминания убирал за собой в общей зоне и по очереди мыл полы. Среди плюсов общежития также выделю отсутствие лишних социальных взаимодействий — например, при любой поломке достаточно подать онлайн-заявку, и на следующий день придет сантехник или электрик. Интроверт во мне ликовал.

Отдельно отмечу экологические инициативы в Осло. Здесь везде практикуют раздельный сбор мусора, стоят автоматы для переработки пластика. Также стараются решать проблему пищевых отходов — например в магазинах могут раздавать продукты с практически истекшим сроком годности.

Кроме того, весной 2022 года в Норвегии можно было получить бесплатный экспресс-тест на коронавирус и сэкономить около 500 NOK (4500 Р). Это очень пригодилось, когда две мои спутницы заболели.

Общение. Познакомиться и подружиться с другими ребятами оказалось не так сложно. Когда мы только приехали, в Университете Осло организовали ориентационную неделю. Иностранцев разделили по командам, в каждую из которых определили по 15 человек, и предложили поучаствовать в мероприятиях.

Наша группа была в Музее Мунка и на квесте, каталась на санках и коньках, ела пиццу и жарила сосиски на общем барбекю. В результате я подружилась с девочкой из Японии, и мы продолжаем общаться до сих пор.

Фото с катания на санках
Фото с катания на санках
Знаменитый «Крик» Мунка
Знаменитый «Крик» Мунка
Фото с катания на санках
Фото с катания на санках
Знаменитый «Крик» Мунка
Знаменитый «Крик» Мунка

Развлечения и путешествия. В конце января мы с ребятами поехали на пять ночей в город Тромсе, расположенный на севере Норвегии. Больше всего нам хотелось увидеть северное сияние. Прочитали, что на природе шансы выше, поэтому забронировали загородный дом. В итоге наше желание сбылось! Удивительно было и то, что мы потом наблюдали северное сияние почти каждую ночь. Местные сказали, что нам повезло.

В целом поездка в Тромсе оставила только положительные эмоции. Заснеженные фьорды и горы, разноцветные домики, огромные сугробы — все это производило сильное впечатление. Гулять и наслаждаться достопримечательностями не помешала даже морозная погода. Мы обошли пешком весь город и заглянули в Полярный музей, посетили службу в местной церкви, посидели в одном из старейших местных баров.

Во время одной из вылазок наша компания случайно попала на фестиваль света, организованный местными студентами-физиками. Ребята поставили свечки вдоль аллеи парка, а около озера устроили дискотеку и световое шоу. Тогда же нам подарили очки, которые меняли огни на котиков, — ходить в них было очень весело.

Вернувшись домой, я много гуляла по Осло и посещала студенческие мероприятия, например ночь караоке и вечера кино. Из городских достопримечательностей мне больше всего запомнился оперный театр, где я смотрела «Баядерку».

Еще я ходила в тренажерный зал и на групповые занятия по зумбе и йоге. По студенческому абонементу это стоило 199 NOK (1791 Р). Кроме того, мы с другими ребятами периодически устраивали небольшие походы по лесам и в горы.

Трудности. В Осло мы несколько раз попали в неприятные ситуации, из которых помогали выбираться местные жители.

Например, после выселения из карантинного отеля наша компания не сразу разобралась с метро, поэтому каталась по нему три часа с огромными чемоданами. Пришлось даже спрашивать дорогу у местных — одна отзывчивая девушка проводила нас до нужного места.

Затем нужно было забрать ключи от комнат. Но все оказалось закрыто, и мы не знали, к кому обращаться. К счастью, мимо проходил другой студент. Он раздал нам интернет со своего телефона и помог узнать нужную информацию. А еще благодаря тому парню мы разобрались, как добираться до общежития и покупать проездные на месяц.

Потом одна из нас забыла в вагоне метро рюкзак с документами. Это заметил норвежец, который зашел туда после нас. Но двери быстро закрылись, и вернуться за сумкой мы не успели. В то, что он просто махнет рукой и уедет, верить не хотелось. Поэтому я предложила одной девушке остаться на станции с вещами, а двум другим поехать на следующую. В результате тот норвежец действительно вернулся с рюкзаком.

Еще Норвегия — одна из самых дорогих стран мира, поэтому учиться там затратно. Например, месяц проживания в общежитии стоил около 5555 NOK (50 000 Р), а льготный проездной билет на такой же срок — 500 NOK (4500 Р). За первые несколько недель использования норвежской симки пришлось заплатить 667 NOK (6000 Р).

Некоторые продукты в местных магазинах были дороже в разы. Например, буханка хлеба могла стоить 51 NOK (459 Р), самые дешевые булочки для хот-догов — 11 NOK (99 Р). За воппер из «Бургер Кинга» пришлось бы отдать 87 NOK (783 Р), а за чизбургер из «Макдональдса» — 25 NOK (225 Р). Минимальная сумма, на которую можно было скромно прожить в Осло в начале 2022 года, — 12 222 NOK (110 000 Р) в месяц.

Иностранные студенты, которые живут в Норвегии больше трех месяцев, получают вид на жительство. Это нужно сделать в течение недели после приезда, подав онлайн-заявку в местное отделение полиции.

Из-за пандемии записаться на подачу документов оказалось непросто. Пригодилась наша настойчивость: мы ходили в отделение полиции и отправляли электронные письма, пока люди по ту сторону не сдались. В итоге нас записали на приоритетное получение вида на жительство аж на середину апреля. Притом что в Норвегии мы были с января.

Тем не менее мы восприняли произошедшее спокойно — как приключение за границей.

Испытания, заставившие повзрослеть на несколько лет, ждали нас впереди.

В марте прошлого года наши банковские карты заблокировали, и любые платежи стали недоступны. Часть денег мы снять успели, но ограниченное количество. В связи с этим мне пришлось скорректировать свои планы: отменить еще одно путешествие и вернуться в Россию раньше.

Я также начала экономить, например ходила по городу только пешком. Благо стояла хорошая погода и дорога от общежития до университета занимала 30—40 минут. Кроме того, я отказалась от тренажерного зала и начала следить за акциями в магазинах. Чтобы лучше отслеживать состояние своего бюджета, вела дневник расходов — думаю, если бы не он, точно бы все потратила.

В то же время появилось сильное чувство тревоги, с которым приходилось бороться каждый день. Общаться с родными тоже стало тяжелее: ты переживаешь за них, а они — за тебя. К счастью, в то время у меня был психолог и занятия йогой, которые мне очень помогали.

Студентов в университете старались поддерживать. Нам разрешили оплатить проживание в общежитии из депозита, который мы внесли еще до приезда. Кроме того, вуз предложил дать деньги в долг, оформив местную карту с 24 000 NOK (216 000 Р). Я не разобралась, как их возвращать, поэтому отказалась. Но все равно было очень приятно знать, что тебе есть куда обратиться за помощью.

Советы

Не стесняйтесь узнавать о международных программах вашего вуза и уточнять информацию на своем факультете или кафедре. Скорее всего, сейчас таких вариантов стало меньше, но это не значит, что их нет совсем.

Грант на обучение легче выиграть, если у вас есть четкая мотивация. Попробуйте договориться об участии в исследовательском или социальном проекте на базе принимающего вуза, а потом расскажите об этом на интервью. Такой ответ выделит вас на фоне претендентов, у которых более расплывчатая цель, например изучение языков или погружение в другую культуру.

Не стоит переживать, что вашего уровня иностранного языка недостаточно для стажировки. Мой английский, особенно разговорный, был неидеальный, но погружение в англоговорящую среду помогло быстро его улучшить. Недопонимания, конечно, случались, но собеседники относились к этому терпеливо.

Тревожиться и переживать о чем-то абсолютно нормально. За помощью всегда можно обратиться к близким, психологу или сотрудникам университета. А если что-то непонятно, спрашивайте, спрашивайте и еще раз спрашивайте. Страшно представить, сколько писем нам пришлось отправить, но такая настойчивость в итоге не раз выручала.

Планы

После окончания учебы в Норвегии я сдавала экзамены в МГУ. К этому я была готова, потому что посещала пары дистанционно и выполняла все задания. К тому же я успела приехать к началу сессии и закрывала ее вместе с одногруппниками.

Сейчас я на шестом курсе — впереди меня ждут госы и защита диплома. Хочу продолжить заниматься наукой и рассматриваю вариант поступления в российскую аспирантуру.

Поехать на учебу за границу мне бы тоже хотелось. Но к этому нужно подготовиться — как минимум накопить деньги и сдать тест на знание иностранного языка. Поэтому в ближайшее время уже не получится.

Редакция
Редакция
Учились или стажировались за рубежом? Расскажите, с какими трудностями сталкивались:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Mariia Nikitina

Ну круто! Я в пандемию радовалась, что могу спокойно гулять в нашем малонаселёном городке, а человек в Норвегию поехал поучился! Респект 💪

1
Iaroslav

Отличный текст. Яркий пример, как настойчивость и ясное понимание цели обучения позволяют многого достичь. Всех благ автору!

1

Сообщество

Популярное за неделю