Больше полугода назад родственник прошел процедуру банкротства. С него списали кредиты от двух банков. Документы об этом на руках.

На днях он запросил свою кредитную историю в нескольких БКИ. Оказалось, везде одно и то же: кредит от первого банка списан, а второй активен и просрочен больше чем на 180 дней. Что это значит?

Почему один банк передал информацию о списании долга в БКИ, а другой нет? Что делать с якобы активным просроченным кредитом? Достаточно обратиться в банк с требованием передать в БКИ верную информацию или нужно сделать что-то еще?

Информация о списании обоих кредитов должна была появиться в кредитной истории вашего родственника через три рабочих дня после банкротства. Но из-за какой-то ошибки, например технического сбоя, этого не произошло. По работе я часто с таким сталкиваюсь.

Чтобы исправить ошибку, можно обратиться в банк или бюро кредитных историй — БКИ. Расскажу, как это сделать.

Что такое кредитная история и кто передает туда данные

Кредитная история — это досье на заемщика, которое хранится в БКИ. В ней можно увидеть, как часто человек обращался за кредитами, сколько займов ему выдали и есть ли просрочки по ним. Подробнее о том, как формируется кредитная история, написано в другой статье в Тинькофф Журнале.

БКИ только хранят кредитную историю, а формируют ее кредиторы, например лизинговые компании, инвестиционные платформы, но чаще всего — банки. Вот как это происходит:

  1. Человек подает заявку на кредит или становится поручителем по чужому кредиту.
  2. Банк или другой кредитор направляет данные об этом в БКИ, с которым у него заключен договор.

Теперь по кредитной истории другие кредиторы смогут понять, надежный ли это заемщик.

Многие мои клиенты находят ошибку в кредитной истории и думают, что виновато БКИ. Но это не так: бюро не может вносить данные в кредитную историю по своей инициативе. Оно меняет ее, только когда получает подтверждение от кредитора, например банка.

ОКБ на сайте разъясняет, что не может изменить кредитную историю самостоятельно. Все правки проходят автоматически по информации из банков. Источник: bki-okb.ru
ОКБ на сайте разъясняет, что не может изменить кредитную историю самостоятельно. Все правки проходят автоматически по информации из банков. Источник: bki-okb.ru

В какой срок кредитная история должна обновляться

Банк должен передать в БКИ информацию об изменении статуса кредита в течение двух рабочих дней после того, как должника признают банкротом. Банк участвует в этом деле как кредитор, поэтому должен отслеживать судебные решения.

А бюро обязано обновить кредитную историю за один рабочий день.

То есть через три рабочих дня после того, как вашего родственника признали банкротом, статус долга в кредитной истории должен был измениться.

Почему в кредитной истории появляются ошибки

В вашем случае списанный после банкротства кредит числится как активный. Это значит, что банк вовремя не передал информацию в БКИ. Так бывает, например, из-за технических ошибок: в программе произошел сбой и сведения о списании кредита не ушли в бюро. Я регулярно проверяю кредитные истории своих клиентов и часто с таким сталкиваюсь.

Другие популярные ошибки, с которыми я работала:

  • кредит помечен как просроченный, хотя заемщик погасил просрочку и уже несколько месяцев платит вовремя;
  • после частичного досрочного погашения ежемесячный платеж не изменился, хотя должен был.
Вот пример кредитной истории с ошибкой. Дата отчета — 1 февраля 2023 года. Автокредит числится как просроченный, но последний раз банк предоставлял информацию в бюро 22 октября 2022 года. Заемщик давно погасил просрочку и платит вовремя. Вот только в бюро банк об этом еще не сообщил
Вот пример кредитной истории с ошибкой. Дата отчета — 1 февраля 2023 года. Автокредит числится как просроченный, но последний раз банк предоставлял информацию в бюро 22 октября 2022 года. Заемщик давно погасил просрочку и платит вовремя. Вот только в бюро банк об этом еще не сообщил

Как исправить ошибку в кредитной истории

Через банк. Это самый быстрый способ: кредитор должен рассмотреть запрос за 10 дней. Идти в отделение необязательно — можно написать в чат мобильного приложения или позвонить в колцентр. В обращении нужно кратко описать ситуацию.

По вашему запросу банк проверит информацию и передаст верные данные в БКИ. Обычно на это уходит до пяти рабочих дней.

В БКИ обращения рассматривают дольше, чем в банке, — до 20 дней. Так происходит потому, что бюро уточняет информацию у банка. И если тот не подтвердит ошибку, бюро кредитную историю не исправит.

Самостоятельно скорректировать кредитную историю БКИ может только в исключительных случаях. Например, если погашенный кредит числится активным, но банк, который его выдал, закрылся и банка-правопреемника по этому кредиту нет.

Если решите обращаться в БКИ, уточните, как оно принимает заявления от заемщиков. Например, в ОКБ можно обратиться по электронной почте, в «Русский стандарт» — через личный кабинет на сайте, а в НБКИ придется направлять заявление обычной почтой или нести в офис.

Что делать вашему родственнику

Я рекомендую обратиться в банк с требованием исправить ошибку. В заявлении, по телефону или в чате нужно кратко описать ситуацию.

Дальше в течение 10 дней банк сообщит о том, что направил информацию в БКИ.

Примерно через пять дней кредитная история должна обновиться. Чтобы удостовериться в этом, еще раз закажите отчет в БКИ. Рядом с кредитом должна появиться отметка «Банкротство».

Вопрос был задан 07.09.2022 и дополнен ответом эксперта 24.04.2023
Елена Грудинина
Елена Грудинина
Сталкивались с ошибками в кредитной истории? Расскажите, получилось ли их исправить и как:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Хися
Сообщник

Лучше повторно отнести самому в банк копию постановления о банкротстве, и написать заявление с просьбой предоставить актуальные данные в БКИ. Ещё можно для верности в само БКИ направить ту же копию и написать похожее заявление, для него есть бланк на сайте БКИ. Но туда почтой направлять. У меня такая ситуация была, ходить в банк не пришлось, все по электронке отправила, но в целом считаю, что ножками оно надёжнее будет

4
0
Альфия Абзалова

Все это не правда.или это только в отношении Уралсиба не работает.я писала в офисе заявление о том чтобы отправили данные о банкротстве в БКИ.писала обращение на горячей линии.написала заявление в БКИ и предоставила документ о банкротстве.И так на протяжении 6 месяцев.Написала жалобу в ЦБ.Ничего не меняется.До сих пор актуальная информация в кредитной истории не отображается.О каких 3 днях вы пишете?на самом деле все очень непробиваемо.

2
0
Ilya Demidov

Здравствуйте. В НБКИ 2 кредитные карты продублированы в новом и старом формате. Причем в новом две закрыты, а в старом - активны. Но удалить в старом не могут, ссылаясь на поправки к ФЗ 218. Ответ: Обращаем Ваше внимание на то, что в кредитной истории содержатся две записи об одном кредитном договоре. Записи, загруженные до 01.11.2022 года, не подлежат корректировке в связи с вступлением в силу поправок к Федеральному Закону «О кредитных историях» от 30.12.2004 года ФЗ№218 и переходом на новый единый формат передачи данных в базу данных бюро кредитных историй. Реально ли удалить дубли и на что ссылаться в заявлении?

1
Димитрий Ёжиков

27.10, 16:14

Отредактировано

Ilya,
Теоретически можно удалить, если банк удалит все записи по кредиту (в старом и новом формате) и заново перевыгрузит всю кредитную историю в новом формате. А вот на практике, как повезет.

1
0
Мария Ивановна

Здравствуйте, а в течении какого времени пометка Банкротство в бки светится? Т.е когда эта отметка уйдёт из кредитной истории?

0
Елена Грудинина

Мария, очень часто в БКИ и не ставят отметки о банкротстве. Как я написала в статье, факт банкротства любое лицо как и банки проверяют не по ки, а по базе на сайте Федресурса.

0
Андрей877

Мария, в течение 7 лет с даты проставления отметки.

0
0
Виктор Артёмов

Добрый день!у меня такая же ситуация после банкротства в двух банках остался просроченный кредит, подскажите пожалуйста что делать.
Все документы в банки о том что я прошел процедуру банкротство я подал,они рассмотрели сказали всё мы рассмотрим и Вам дадим ответ,ну вроде как всё рассмотрели положительно .
Но в итоге ничего не изменилось.
И дали мне такой ответ назвали какую то статью что банк у банка нет определенных сроков о подачи в бки информацию,могут хоть через 10 лет подать
Как быть тогда?

0
Елена Грудинина

Виктор, я не знаю, какие там сроки назвали вам банки, это нарушение закона. Срок единый и мы дали ссылку на него в статье - в течение 2 рабочих дней. Да, бывают задержки и тп, но обычно после обращения банки исправляет свои ошибки.
Если ваш банк внаглую нарушает закон и еще какие-то несуществующие сроки придумывает, пишите жалобу в Центробанк. там все и укажите, что прошел банкротство тогда-то, но до сих пор кредиты числятся активными со статусом "просрочен", также сообщите, что обращались в банки и приложите их ответы. ЦБ проедет проверку и привлечет банк к административной ответственности, если выявит нарушения. Штраф за несвоевременное предоставление информации по клиентам в БКИ от 30 000 до 50 000 для юрлиц.

1
0
Наиля Амирова

Добрый день.Процедура банкротства прошла 7 месяцев назад,но долги МФО и банков так и висят на сайте приставов и в КИ. Заявление приставам писала - все безрезультатно

0
0
Алексей

Здравствуйте. Подскажите прошел процедуру банкротства больше 4 лет назад. Два дня назад увидел что коллекторское агенство выставила задолженность аж с 2015 года, она у меня до банкротства была и ее списали но видимо по ошибке выставили долг и разместили в бюро кредитных историй что долг у меня идет аж 8 лет. Естественно написал им обращение и понимаю они должны передать информацию в БКИ но вопрос в том с какого числа будет видна информация о том что долг закрыт, списан? не получиться ли так что банкротство в 2019 году закончилось а теперь светиться в Бки будет что задолженность закрыта в 2023 году т.е. по сегодняшний день как я обратился с заявление убрать задолженность? Т.к. не хотелось бы этого и если так получится что делать?

0
Елена Грудинина

Алексей, той же датой, когда произошло событие - списание долга, а не датой обращения. Такие ошибки постоянно случаются. Обязаны исправить на 2019, когда суд вынес решение о признании вас банкротом и списании Долгов

0
Алексей

Елена, спасибо за помощь, если они этого не сделают тогда обращаться в суд только? Слышал были такие приценденты тоже

0
Елена Грудинина

Алексей, суд это долго и муторно. Если откажут вносить исправления, пишите жалобу в Центробанк, это нарушение закона и за подобные нарушений есть адм ответственность и штраф от 30000-50000. Этим в том числе и занимается Центробанк.

Я считаю, что нужно доводить дело до Центробанка. Если он выявит нарушения в процессе проверки - ЦБ выяснит когда коллекторы подавали инфо от БКИ и узнают что просрочка и в этом году числилась по их вине, то обяжет оплатить штраф. Побольше бы платили штрафы коллекторы, тогда и подобных нарушений меньше было бы

0

Сообщество