Я рисую минимум 10 часов в неделю, участвую в конкурсах и продаю свои картины.
В рисовании каждый сможет найти себе направление по характеру и под настроение. Есть экспрессивные техники, где надо разливать яркую краску во все стороны. Есть медитативные — для любителей кропотливой работы. Можно создать арт-объект за час, а можно работать над картиной месяцами и получать от этого удовольствие.
В статье расскажу, как я училась рисовать, какие инструменты и материалы понадобятся на старте и сколько придется на них потратить.
Как начать рисовать
Купите картину по номерам. Это аналог детских раскрасок: холст или картон с готовой разметкой, по которой наносят краски. Все необходимые материалы обычно есть в наборе — дополнительно ничего покупать не нужно.
Такие картины подходят новичкам: не нужно разбираться в многообразии художественных материалов и сразу тратить на новое хобби много денег, при этом в результате обязательно получится красивая картина и не пострадает мотивация заниматься дальше. Я начинала рисовать именно с таких картин.
Цена набора для рисования по номерам — 500—1500 ₽. Но обратите внимание на сложность картины, то есть на количество маленьких деталей на ней: чем их больше, тем сложнее ее раскрашивать. На упаковке сложность обычно указана по пятибалльной шкале:
- 1—2 — картина для детей;
- 3 — простая картина;
- 4 — средняя;
- 5 — сложная.
Я не смогла закончить картину со сложностью 5: очень уставали глаза. Поэтому рекомендую начинать с картин со сложностью 3 или 4.
Также обращайте внимание на состояние красок: баночки не должны быть приоткрытыми, а краска — засохшей.
Конечно, раскраска по номерам и создание собственной картины — разные вещи. Но она помогает понять, нравится ли вам процесс рисования и краски в целом, или стоит попробовать что-то другое.
Сходите на мастер-класс в художественную студию. На занятии в студии можно попробовать масло, акрил, пастель, акварель — я расскажу об этих материалах дальше. Вы унесете домой готовый рисунок и поймете, нравится вам какой-то из материалов или нет. При этом не нужно ничего покупать, надо только заплатить за само занятие. В группе обычно 5—10 учеников и 1—2 преподавателя.
Бывают мастер-классы по рисованию конкретной картины — когда вся группа рисует один и тот же сюжет. Но я не рекомендую такие для старта, потому что начинаешь невольно сравнивать себя с другими учениками, а опыт у всех разный.
Более приятный вариант — занятие, где рисуют конкретным материалом. Например, мы с подругами ходили на мастер-класс по сухой пастели. На таком занятии всем на выбор дают разные референсы — картинки, по которым вы рисуете свою работу. Это может быть фото или чужой рисунок. То есть у каждого участника мастер-класса получится своя картина.
Еще бывают классы по конкретной технике. Например, я ходила на мастер-класс «Акварельный стимпанк». Это формат для более опытных художников, которые хотят попробовать что-то новое, освоить непривычную технику или получить знания от конкретного мастера.
В Москве много студий, где проходят художественные мастер-классы. Найти их можно в «Инстаграме» или просто по запросу «арт-студия Москва» в поисковике. Я ходила в Artshock и My Art Land.
Выбирая студию, внимательно читайте отзывы: она должна быть светлой, с устойчивыми столами и позитивными преподавателями.
Стоимость мастер-класса в Москве — 2500—5000 ₽.
Для онлайн-мастер-классов придется купить материалы самому, но организаторы дадут список необходимого и посоветуют, где что заказать. Это важно, чтобы не накупить много ненужного.
Онлайн-класс обычно проходит в «Зуме». Минус такого формата — не всегда удается пообщаться с преподавателем голосом, в целом контроля от него намного меньше.
Итоговая стоимость онлайн-занятия примерно такая же, как у живого мастер-класса. Билет будет дешевле — 1000—2000 ₽, но разницу придется потратить на материалы. С другой стороны, все излишки останутся у вас, можно будет потом ими пользоваться.
Я участвовала в онлайн-мастер-классе «Интерьерная живопись с поталью», но для первого раза советую все-таки выбирать более простой материал, например акрил или пастель.
Еще один вариант онлайн-старта — это вебинары. Они бывают бесплатными и проводятся крупными школами рисования, такими как Школа Вероники Калачевой и «Художник-онлайн». В формате вебинара обычно рассказывают какие-то базовые вещи о материале и показывают, как нарисовать конкретную картинку. Обратной связи от преподавателя нет, хотя иногда можно задавать вопросы в чате.
Список нужных материалов публикуется за несколько дней до такого вебинара. Но очень часто это дорогие марки без информации об аналогах.
Арт-вечеринки — еще один вариант мастер-классов. Углубленных сведений о техниках живописи на них ждать не стоит, зато атмосфера более расслабленная, можно приятно провести время. Часто арт-вечеринки проходят не в художественных студиях, а в кафе и ресторанах, где картины пишут с бокалом вина или шампанского. Бывают мероприятия для пар, праздники для компаний.
Вечеринки по расписанию в Москве стоят 2000—5000 ₽ с человека. В стоимость входит все необходимое для создания картины, а также чай или бокал вина. Найти можно в поисковике по запросу «арт-вечеринки Москва».
Онлайн-мероприятия. В социальных сетях, особенно в «Инстаграме», развито сообщество художников и постоянно проходят какие-то онлайн-мероприятия. Их можно найти в аккаунтах онлайн-магазинов, художественных школ и просто по хэштегу #ярисую.
Я люблю участвовать в марафонах — это когда много людей рисует несколько сюжетов, объединенных одной темой. Например, в марте 2020 года я поучаствовала в марафоне о цветах. На таких мероприятиях можно выиграть призы, но главное — легко найти единомышленников и поддержку.
Кроме марафонов бывают разнообразные челленджи, например «Рисование каждый день» или «Рисование на стаканчиках из-под кофе». Это весело и полезно: можно набить руку и натренировать насмотренность на работах других людей.
Для таких мероприятий нужно иметь свои материалы, но организаторы, как правило, рассказывают, как их подобрать и где купить.
Где учиться рисовать
Чтобы рисовать более профессионально, нужно учиться. Для этого можно ходить к преподавателю в художественную студию или школу, а можно заниматься онлайн.
В художественных студиях и школах сейчас учат не только детей, но и взрослых — любого возраста и уровня подготовки. Можно выбрать программу на несколько месяцев или просто заниматься с преподавателем. Есть академическое обучение с нуля или обучение определенным техникам живописи и материалам.
Офлайн-курс по одной теме в среднем стоит около 25 тысяч рублей, но есть курсы и гораздо дороже. Например, я сейчас присматриваюсь к курсу по изобразительному искусству от Британской школы дизайна, но пока не решаюсь из-за высокой цены: 110 000 ₽ за пять с половиной месяцев занятий.
Онлайн-курсы бывают с обратной связью от преподавателя или без нее. Первые стоят дороже и сжаты по времени. То есть вам придется пройти все модули обучения до определенной даты. Курсы без обратной связи обычно можно купить на 3, 6, 12 месяцев, а иногда и навсегда.
Стоимость курсов очень разная и зависит от школы, преподавателя, формата, количества часов и конкретного курса. Например, я покупала курс цифровой иллюстрации с обратной связью за 12 990 ₽. Это был месяц очень интенсивного, качественного и полезного обучения. Похожий курс без обратной связи с доступом на 3 месяца стоит 7900 ₽. Есть более дешевые варианты с похожей программой, например за 6800 ₽, но от маленьких школ.
На курсах почти всегда можно сэкономить: часто бывают сезонные и праздничные скидки. Например, в последний день 2019 года мне удалось купить онлайн-курс по акварели со скидкой 50% — за 3900 ₽.
Выбирая курс, класс или интенсив, читайте отзывы. Только положительные или односложные — плохой признак. Стоит насторожиться, если у преподавателя нет в социальных сетях никаких работ и информации о квалификации. Избегайте преподавателей, которые настаивают на том, что проходить курс можно только с дорогими материалами определенной фирмы: хороший специалист всегда предложит несколько вариантов и объяснит, как правильно подобрать материалы из аналогов.
Две самые крупные русскоязычные онлайн-школы — Школа Вероники Калачевой и «Художник-онлайн». Новичкам я рекомендую учиться именно там: у больших школ отлаженный процесс обучения и, как правило, выше качество курсов.
Также у крупных школ бывают бесплатные мероприятия — конкурсы, марафоны, мини-курсы, дни открытых дверей. На них можно познакомиться с преподавателем и понять, точно ли стоит тратить деньги на его курс, а также заработать бонусы. Например, я участвовала в конкурсе «Ирония зимы» от Школы Вероники Калачевой, заняла второе место и купила курс по иллюстрации за 3000 ₽ вместо 17 000 ₽.
Еще есть набирающий популярность «Лекторум», но я им пока не пользовалась. Также есть множество частных курсов и небольших школ. Но в них я часто встречала проблемы с обратной связью, некачественные видеоматериалы и неграмотных преподавателей. Например, иногда по видео сложно понять технику рисования, а преподаватель не может объяснить словами, что именно он делает. Поэтому я считаю, что в маленькие школы нужно идти только к определенному преподавателю, который вас заинтересовал.
Какими материалами можно рисовать
Материалов в художественном мире много, и работать с ними нужно по-разному. Разные материалы вызывают совершенно разные ощущения. Вы можете, например, не получить никакого удовольствия от маркеров, но влюбиться в масляные краски. Или наоборот. Поэтому стоит искать материал и стиль, которые будут приносить удовольствие именно вам.
Дальше я расскажу о материалах, с которыми можно работать в квартире, без специальной мастерской. Для каждой техники придется купить необходимый минимум материалов, без которого невозможно начать. Многие инструменты можно использовать в разных техниках рисования.
Акриловые краски
Акриловые краски — мой любимый материал. Они почти не пахнут и растворяются водой. Для меня это важно, потому что я рисую дома, прямо в комнате, и разбрызгиваю краску везде. Акрил легко смыть, главное — успеть до полного высыхания, потому что после него краска становится устойчивой к воздействию воды. Хотя с твердых поверхностей, например стола или пола, акрил все равно хорошо отмывается.
Акриловые краски универсальные: можно рисовать густо, чтобы был рельефный мазок, а можно — тонкими слоями, чтобы получались красивые переходы.
Акрил быстро сохнет, иногда слой краски может полностью высохнуть за 20—30 минут. Это удобно, потому что не теряется вдохновение: можно попить чаю и продолжать рисовать. А для специфических техник есть специальные растворы, которые увеличивают время застывания краски.
Минус акрила — при высыхании краска немного темнеет. Это затрудняет работу над большими картинами: становится сложно смешивать такие же цвета, как на застывших слоях картины.
Акриловые краски продаются в отдельных тюбиках, или тубах, и в наборах туб. Для начала понадобятся базовые цвета — белый, черный, желтый, красный и синий. Я еще покупаю зеленый, потому что часто его использую и ленюсь постоянно смешивать.
Редкие оттенки, например изумрудный или персиковый, сразу покупать не стоит: большинство можно смешать. Чтобы понять, какие цвета получатся при смешивании, воспользуйтесь специальной таблицей и почитайте про цветовой круг.
Новичку подойдут краски фирмы «Ладога» или «Сонет». «Мастер-класс» тоже подходит, но некоторые цвета у них попадаются очень густые. Обычно это синие оттенки, например кобальт. Густую краску сложнее смешивать, и ей тяжело покрывать большую площадь картины.
Туба «Мастер-класса» объемом 46 мл стоит 200—280 ₽. Такая же «Ладога» — 160—200 ₽. «Сонет» выпускают в тубах по 75 мл, стоят они 160—200 ₽.
Краску в наборах покупать выгоднее, но в этом случае нельзя выбрать понравившиеся оттенки. Набор «Мастер-класса» из 8 цветов в тубах по 18 мл стоит около 1100 ₽. Такой же набор «Ладоги» — 800 ₽. У «Сонета» можно найти набор из 12 цветов за 700 ₽. Еще мне нравится линейка Amsterdam от Royal Talens, набор стоит около 1200 ₽.
- 1200 ₽
Поверхность для рисования. Акрилом можно рисовать почти на чем угодно: на бумаге, картоне, холсте и даже на одежде или гладких морских камнях.
Грунтованный картон или холст на картоне — недорогие и подходящие новичку варианты. Можно рисовать и на плотном листе бумаги, но это не очень удобно: лист будет набирать воду и искривляться.
Холсты бывают из разных тканей, разной плотности и зернистости. Лучшая ткань — лен, но для старта подойдет и хлопок, и смесовая ткань. Плотность и зернистость лучше попробовать разную — какая вам больше понравится. Мне нравятся крупнозернистые холсты: с них медленнее стекает краска.
Средняя стоимость холста размером 20 × 30 см — 100 ₽. Холст на подрамнике дороже, около 300 ₽, зато к нему не нужна рама — можно покрасить торец и сразу вешать картину. Главное, чтобы холст был как можно сильнее натянут на подрамник.
Лист грунтованного картона 20 × 25 см стоит около 50 ₽. Иногда я беру любые картонки, которые есть дома, и сама грунтую их. Банка акрилового грунта объемом 250 мл стоит около 300 ₽, мне ее хватает примерно на 7 картонок формата А3. Обычно я накладываю 2—3 слоя грунта.
Кисти бывают разного размера, формы и из разных материалов. Для акрила подойдут кисти из синтетики и щетины. Синтетика мягкая и нужна для прорисовки картины, щетина плотная и подходит для создания тона и смешивания красок на холсте.
Кисти должны быть соразмерны холсту — чем больше холст, тем больше кисти, которые вы используете. Диаметр круглой кисти и ширину плоской можно узнать по номеру на ручке. Если я пишу картину 40 × 50 см, то использую в основном крупные кисти — шириной 2—5 см. Если картина формата А4, то самая крупная кисть — № 20, то есть шириной 20 мм.
На старте я рекомендую купить пару плоских кистей — щетину побольше и синтетику поменьше, например №  40 и 25. И пару круглых синтетических кистей — среднюю, № 8, и совсем тонкую, например № 2 или 1. Можно начать с фирмы «Сонет».
Стоимость каждой кисти — 100—400 ₽, зависит от ширины. Кисти из щетины можно покупать в строительных магазинах, но перед покупкой проверяйте, чтобы из них не выпадали щетинки.
Палитра для красок — это деревянная или пластиковая поверхность, на которой выкладывают и смешивают краски. Специальную художественную палитру можно заменить гладкой пластиковой разделочной доской или одноразовой посудой. Стоимость маленькой палитры — около 350 ₽.
Вода и банка для нее, никаких специальных разбавителей и растворителей для акрила не нужно. В магазинах можно найти замедлитель высыхания и разбавитель, но это дополнительные инструменты — на старте можно рисовать без них. Разбавитель стоит около 100 ₽, а замедлитель — около 200 ₽.
Мольберт нужен, чтобы держать картину вертикально. Первые картины я рисовала просто на диване, держа холст в руке, но это очень неудобно.
Мольберты бывают настольные и напольные. Напольные хороши для крупных и тяжелых картин — формата А2 и больше. Настольные подойдут для работ поменьше, особенно если рисовать на картоне. Чтобы сэкономить, вместо настольного мольберта можно использовать подставку для книг.
При выборе мольберта или подставки обращайте внимание на устойчивость и прочность конструкции: ничто не должно болтаться, детали должны быть жесткими. Стоимость прочных настольных мольбертов начинается от 800 ₽, напольных — от 1500 ₽, подставку можно купить за 150—500 ₽.
- 1500 ₽
Еще понадобится тряпка для промакивания кисти.
Стартовый набор для рисования акрилом — 2950 ₽
Набор акриловых красок | 1200 ₽ |
Настольный мольберт | 800 ₽ |
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина | 400 ₽ |
Палитра | 350 ₽ |
2 холста | 200 ₽ |
Стартовый набор для рисования акрилом — 2950 ₽
Набор акриловых красок | 1200 ₽ |
Настольный мольберт | 800 ₽ |
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина | 400 ₽ |
Палитра | 350 ₽ |
2 холста | 200 ₽ |
Масляные краски
Масляные краски — это краски на основе масла, которые не растворяются водой. Ими чаще всего рисуют профессиональные художники. Они очень долговечные и подходят для разных техник: например, ими можно рисовать густо или прозрачно, кистями или мастихином.
Масляные краски долго сохнут, поэтому можно не торопиться при создании картины. Но именно по этой причине я маслом дома не рисую: за время высыхания на картину налипает кошачья шерсть. Зато можно долго доводить картину до совершенства и исправлять неточности. Еще масло отлично смешивается, поэтому можно даже с минимальным набором цветов получить много разных оттенков.
Минус масляных красок — они оттираются только специальным растворителем. Поэтому дома есть риск заляпать пол, стены, одежду и сантехнику, в которой вы будете мыть кисти и себя. Также масло специфически и довольно резко пахнет, от этого запаха в маленьком помещении может разболеться голова.
Масляные краски, как и акрил, выпускают в тубах. Будьте внимательны и не перепутайте тюбики: я как-то пошла в магазин без очков и купила три тубы масла вместо акрила.
Для начала достаточно купить базовые цвета — белый, черный, желтый, красный и синий. На старте можно попробовать краски «Ладога» или «Мастер-класс». Набор из 8 цветов по 18 мл стоит около 1500 ₽, а отдельные тюбики по 46 мл — 200—700 ₽. Тубы по 46 мл встречаются в магазинах чаще всего, такого объема хватает на несколько картин. Но не забывайте плотно завинчивать крышку тюбика, чтобы краска не засохла.
Холст или грунтованный картон подойдут такие же, как для акрила. На обычном бумажном листе рисовать маслом не получится: краска пропитает лист и картина испортится.
Кисти и палитра тоже подойдут такие же, как для акрила. Можно взять пару плоских кистей № 20—40, пару круглых кистей № 6—10 и одну тонкую кисточку, например № 1. Главное — каждый раз тщательно их отмывать, потому что масляные краски глубоко въедаются в поверхности.
Специальный разбавитель, или растворитель, нужен, потому что масло не растворяется водой. Кисть макают в разбавитель, затем смешивают с краской до нужной консистенции.
Универсальный разбавитель — «тройник». В его состав обычно входит:
- Льняное масло — чем больше, тем дольше сохнет картина.
- Даммарный лак — увеличивает скорость высыхания.
- Уайт-спирит — делает краски более жидкими.
Стоимость банки разбавителя — около 250 ₽. Также понадобится специальная масленка или банка, куда наливать разбавитель. Масленки стоят около 200 ₽.
Все для чистоты. Масло трудно отстирывается, поэтому нужно быть аккуратным при рисовании и заранее приготовить:
- Тряпочки или влажные салфетки — промакивать кисть, вытирать руки.
- Уайт-спирит — чистить кисть между разными красками и по окончании работ.
- Хозяйственное мыло — мыть кисти после рисования.
Все это можно купить в хозяйственном или строительном магазине, весь набор будет стоить примерно 300 ₽.
Мастихин можно купить дополнительно. Им удобно смешивать краску и можно рисовать рельефные работы.
Мастихины бывают разных форм и размеров. Я пользуюсь металлическим мастихином с деревянной ручкой, у него лопатка грушевидной формы длиной 5 см. Таким удобно и рисовать, и смешивать краску. Новичку он тоже подойдет.
Мастихины стоят 150—1000 ₽. Цена зависит от места покупки, материалов и производителя. При выборе обратите внимание на ручку: она должна быть гладкой и удобной именно вашей руке. Еще важна жесткость металлической части: лопатка не должна сильно гнуться или шататься.
Стартовый набор для масляной живописи — 3900 ₽
Набор красок | 1500 ₽ |
Настольный мольберт | 800 ₽ |
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина | 400 ₽ |
Палитра | 350 ₽ |
2 холста на картоне | 300 ₽ |
Влажные салфетки, уайт-спирит и хозяйственное мыло | 300 ₽ |
Разбавитель | 250 ₽ |
Стартовый набор для масляной живописи — 3900 ₽
Набор красок | 1500 ₽ |
Настольный мольберт | 800 ₽ |
4 кисти: 3 синтетики и 1 щетина | 400 ₽ |
Палитра | 350 ₽ |
2 холста на картоне | 300 ₽ |
Влажные салфетки, уайт-спирит и хозяйственное мыло | 300 ₽ |
Разбавитель | 250 ₽ |
Акварель
Акварельные краски — это краски на основе водорастворимого клея. То, что ими рисуют только дети, — заблуждение: это сложный и требовательный материал, которым можно создавать настоящие шедевры.
По-английски акварель называется watercolour — дословно «водяная краска». Суть рисования акварелью в том, что художник мочит бумагу в нужных местах и пускает краску растекаться в нужном направлении. Поэтому рисовать акварелью нужно быстро. Также акварель требует точности и выдержки, потому что она прозрачная — перекрыть цвет полностью практически невозможно, то есть нельзя исправить ошибки.
Акварельные работы получаются нежными и непохожими друг на друга, ведь невозможно полностью управлять влагой на листе. А еще акварель хорошо сочетается с другими материалами, поэтому ее часто применяют в скетчинге.
Акварельная краска продается в тюбиках и кюветах — это маленькие пластиковые ванночки. Для начала я рекомендую купить набор кювет: так будет меньше расход краски.
Я начинала с набора из 24 цветов от фирмы «Гамма», он стоил 500 ₽. Но это не самый удачный вариант: чем дешевле акварель, тем она тусклее. Так что лучше приобрести какой-то ученический набор, например 24 цвета от «Невской палитры». Стоит такой примерно 1800 ₽. Потом к набору можно докупать цвета по отдельности.
- 1800 ₽
На акварельной бумаге нельзя экономить: на неподходящей краска будет расползаться в кляксу. Плотность должна быть не ниже 180 мг/м² — она указана на упаковке. Я чаще использую бумагу плотностью 300 мг/м²: на ней удобно рисовать в технике «по мокрому» — это когда перед рисованием лист обильно смачивается водой. Самая дешевая подходящая бумага формата А4 стоит 180 ₽ за 10 листов.
Бумага продается в пачках и склейках. Склейка — та же пачка, просто проклеенная по краям для сохранности бумаги при транспортировке.
Еще можно купить скетчбук — это блокнот с бумагой для определенного вида рисования. Например, у меня есть скетчбуки для акварели и пастели. Скетчбук удобно брать с собой, к тому же по дому не будут валяться кучи зарисовок — все хранится в одном месте.
В любом скетчбуке главное — это бумага, она должна подходить для ваших материалов. Чтобы не прогадать, рекомендую сначала попробовать бумагу разных производителей — ее можно покупать отдельными листами, а потом уже выбирать скетчбук из понравившейся бумаги. Качественный скетчбук формата А4 можно купить за 1500—2500 ₽.
Перед выбором скетчбука подумайте, как вы хотите его использовать. Если собираетесь в основном рисовать дома, можно купить формат побольше, например А4. В таком формате можно делать сразу несколько зарисовок на одном листе. Если планируете брать скетчбук с собой, обратите внимание на вес и обложку. Обложка должна быть жесткой, чтобы можно было рисовать на весу, и не должна сильно пачкаться.
Еще подумайте, сколько времени вы готовы уделять творчеству: чем меньше, тем меньше должен быть скетчбук, чтобы успевать закончить страничку за один-два подхода. Это помогает сохранить мотивацию.
Кисти для акварели должны впитывать много воды. Они могут быть синтетическими, из белки или колонка. Я рисую синтетической круглой кистью среднего размера, № 8. Еще обязательно понадобится широкая плоская кисть — я использую № 40, а также тонкая кисть для деталей, например белка № 1. Весь набор — минимум 400 ₽.
Для наброска понадобится простой карандаш, точилка и ластик. Можно взять механический карандаш, главное, чтобы он был мягким. Твердый карандаш поцарапает бумагу, в царапинах будет скапливаться акварельная краска.
Твердость карандаша обозначается маркировкой на самом карандаше, но у производителей разных стран она различается. Обычно мягкие карандаши обозначаются буквой M или B.
К обычному, не механическому карандашу понадобится точилка. Я обычно покупаю точилки с двумя отверстиями, чтобы точить более широкие и более узкие карандаши. Такая стоит около 150 ₽.
Ластик можно использовать обычный или мягкий — он называется клячкой. Механический карандаш и клячка будут стоить 200 ₽.
Планшет для фиксации листа. Рисовать акварельными красками на столе тоже можно, но иногда нужно выставить лист под углом, чтобы с него стекала вода. Для этого пригодится планшет.
Планшет должен быть плоским и гладким. Я купила специальный художественный за 1000 ₽.
Малярным скотчем можно приклеить бумагу к планшету. Скотч вообще часто используют в акварели: например, заклеивают им края листа, чтобы осталась белая рамка. Моток скотча стоит около 150 ₽. Мне его хватает на пару месяцев активного использования.
И конечно, понадобится баночка для воды и тряпка для промакивания кисти.
Стартовый набор для акварели — 3730 ₽
Набор акварельных красок | 1800 ₽ |
Планшет для фиксации листа | 1000 ₽ |
3 кисти — средняя, широкая и тонкая | 400 ₽ |
Механический карандаш и клячка | 200 ₽ |
Акварельная бумага А4, 10 листов | 180 ₽ |
Малярный скотч | 150 ₽ |
Стартовый набор для акварели — 3730 ₽
Набор акварельных красок | 1800 ₽ |
Планшет для фиксации листа | 1000 ₽ |
3 кисти — средняя, широкая и тонкая | 400 ₽ |
Механический карандаш и клячка | 200 ₽ |
Акварельная бумага А4, 10 листов | 180 ₽ |
Малярный скотч | 150 ₽ |
Гуашь
Это самый бюджетный вариант для старта, но гуашь может быстро надоесть, потому что ей можно реализовать меньше техник, чем акварелью, маслом или акрилом. Тем не менее она простая в использовании, яркая и дешевая.
Гуашь очень похожа на акварельную краску, но в ее составе есть белила — белое красящее вещество, которое придает краске плотность и непрозрачность. Благодаря белилам можно рисовать плотным слоем краски и исправлять то, что не получилось. Поэтому освоить гуашь проще, чем акварель.
Гуашь продается даже в продовольственных магазинах. Я рисую обычной детской гуашью, купленной на школьной ярмарке. Набор из 12 цветов стоит до 200 ₽.
Художественная гуашь более яркая и укрывистая — лучше перекрывает нижние слои краски, чем детская. Но и стоит дороже — от 450 ₽.
Бумага для гуаши может быть любой, мне нравится школьная акварельная формата А3. Пачка стоит около 300 ₽. Офисная тонковата, но если не сильно мочить кисть, то можно рисовать даже на ней.
Кисти тоже подойдут любые. Конечно, хорошо иметь несколько кистей разного размера — для работ крупнее и мельче. Но для начала хватит и трех: плоской размером в половину ладони, например № 30—40, круглой или плоской № 5—10 и маленькой, № 1—2, для деталей. Такой набор синтетических кистей обойдется в 300 ₽.
Стартовый набор для гуаши — 800 ₽
Школьная акварельная бумага формата А3 | 300 ₽ |
Набор синтетических кистей | 300 ₽ |
Набор гуаши | 200 ₽ |
Стартовый набор для гуаши — 800 ₽
Школьная акварельная бумага формата А3 | 300 ₽ |
Набор синтетических кистей | 300 ₽ |
Набор гуаши | 200 ₽ |
Пастель
Пастель — это продвинутый вариант школьных мелков. Ее производят так: красящий пигмент и основу перемешивают в пасту, а затем спрессовывают.
Пастель бывает сухая, масляная и восковая, но последняя встречается редко. В сухой пастели основа — мел, а в масляной — масло.
Масляная пастель считается ученическим материалом, а сухая — профессиональным. Но на самом деле техника работы с ними очень разная — можно попробовать обе и выбрать ту, что понравится больше. Масляная пастель ярче, хуже размазывается. У сухой оттенки нежнее и лучше смешиваются, ею можно рисовать прямо пальцами.
И сухая, и масляная пастель бывает разной твердости: чем мягче, тем проще рисовать. Твердость пастели указывают на коробке или на конкретном мелке: твердая — Hard, мягкая — Soft, очень мягкая — Extra soft.
Пастель не всегда можно смешать между собой, чтобы создать новые цвета. Поэтому чем больше разных пастельных мелков в вашем наборе, тем лучше. Я начинала с набора фирмы «Сонет» из 24 цветов.
Набор сухих мелков обойдется в 450 ₽, набор масляной пастели — в 300 ₽. Но будьте готовы к тому, что мелки быстро расходуются, а для масштабных работ понадобится больше оттенков.
- 450 ₽
Бумага или мелкая наждачка. Можно брать специальную бумагу для пастели или любую плотную и чуть шершавую по сравнению со стандартной офисной. Мне, например, нравится детская бумага для акварели.
Пастельная бумага бывает белой и цветной. Последняя часто продается отдельными листами. Цвет бумаги виден сквозь пастель и влияет на восприятие картины. Один лист А4 стоит от 20 до 150 ₽.
Закрепитель — это специальный лак, который пригодится при рисовании сухой пастелью, чтобы готовая работа не смазывалась. Я использую закрепитель фирмы «Сонет», он стоит 300 ₽ за баночку.
Многие художники не используют закрепитель, потому что он немного меняет оттенок работы. Но в таком случае готовые картины нужно перекладывать калькой — тонкой прозрачной бумагой.
Также для работы пастелью понадобятся тряпочки, чтобы вытирать руки, и малярный скотч, чтобы лист не ползал по столу во время рисования.
Стартовый набор для пастели — 940 ₽
Набор сухой пастели «Сонет» | 450 ₽ |
Закрепитель | 300 ₽ |
Малярный скотч | 150 ₽ |
Пастельная бумага, 2 листа А4 | 40 ₽ |
Стартовый набор для пастели — 940 ₽
Набор сухой пастели «Сонет» | 450 ₽ |
Закрепитель | 300 ₽ |
Малярный скотч | 150 ₽ |
Пастельная бумага, 2 листа А4 | 40 ₽ |
Материалы для графики
В живописи картина складывается из пятен, а в графике — из линий. Если графика нравится вам больше, чем живопись, стоит попробовать разные графические материалы и найти свой.
Самые бюджетные материалы для графики — простой карандаш и гелевая ручка. Также подойдут маркеры, цветные и угольные карандаши. Рисовать можно на обычной бумаге.
Цветные карандаши просты в использовании, компактны и почти не пачкаются. Бывают классические грифельные карандаши, акварельные, которые размываются водой, и угольные — очень мягкие.
Есть еще пастельные карандаши: та же пастель, но в форме карандаша. В отличие от мелка, пастельный карандаш не будет пачкать руки при рисовании. Но закрасить большую площадь листа будет сложнее.
Сейчас я пользуюсь набором мягких грифельных карандашей Vista-Artista из 24 цветов в металлической упаковке. Стоит такой 800 ₽. Но он очень долговечный, и его удобно брать с собой. Думаю, что это оптимальный выбор для старта: он недорогой, а цветов вполне хватает на пейзажи, городские зарисовки, людей и животных.
- 800 ₽
Более профессиональные варианты, например Koh-i-Noor или Derwent, стоят больше 2000 ₽ за набор.
Конечно, большим набором профессиональных карандашей рисовать намного приятнее. Но даже детский набор из 10 цветов позволит начать. Например, летом 2020 года скетчер Анна Эгида проводила обучение «Экстрим-скетчинг — 2020», где учила рисовать любыми карандашами, какие есть под рукой.
Маркеры. Художественными считаются спиртовые и акварельные маркеры. Обычно у художественных маркеров два пера: с одной стороны — скошенное, с другой — тонкое или мягкая кисть.
Маркеры можно купить набором или поштучно. Я покупаю спиртовые маркеры поштучно, под конкретные задумки. Каждый маркер стоит минимум 100 ₽, но есть и намного дороже. Набор из 48 китайских маркеров можно купить за 1500 ₽, но они будут не очень яркими, быстро засохнут, а перья могут растрепаться.
Выбирая маркеры, обращайте внимание на состояние перьев: они должны быть плотные, не растрепанные, однородного цвета и не должны шататься.
Ручки для графики чаще используют капиллярные, они называются линерами. Хотя есть и другие варианты, например с наконечником-кистью. А я часто рисую гелевой ручкой, потому что она есть под рукой.
В целом ручка — вспомогательный материал для иллюстрации и скетча. Ими рисуют контуры, глаза, четкие и контрастные объекты. Ручки комбинируются с акварельными и гуашевыми красками, карандашами и маркерами. С пастелью, масляными и акриловыми красками ручки сочетать не получится — один материал просто не ляжет на другой.
Ручки и линеры продают поштучно, стоят они от 50 до 300 ₽. Но я рекомендую сначала понять, для чего вам ручка, а потом выбирать. Например, я рисую ручкой мелкие детали на маленьких работах, поэтому выбираю очень тонкие. Еще у меня есть белая ручка, чтобы делать блики.
Бумага для графики подойдет любая, но на плотной рисовать удобнее, потому что лист не сомнется даже от сильного нажима. Кроме того, рисунок на тонкой бумаге будет просачиваться на изнаночную сторону листа.
Для маркеров подойдет гладкая белая бумага без оттенков: цвет бумаги будет сильно влиять на оттенок накладываемых цветов.
Для карандашей можно выбрать и гладкую, и фактурную бумагу. Но на гладкой расход карандаша будет меньше. Я рекомендую начать с гладкой чертежной бумаги плотностью 200 г/м². Она продается в листах, один лист А3 стоит 10 ₽.
Диджитал-рисование
Диджитал-рисование — это рисование с помощью компьютерных технологий. Можно рисовать компьютерной мышкой в «Фотошопе» или «Пэйнте», но процесс будет сильно отличаться от рисования на бумаге. Рисование на графическом планшете ближе к живым материалам.
Графические планшеты бывают без экрана и с экраном. На первых рисуешь специальной ручкой на планшете, а картинка появляется на экране компьютера. Это проще, чем рисовать мышкой, но все равно непривычно. Планшет с экраном — аналог листа бумаги.
У современных планшетов куча возможностей: можно имитировать рисунок любым материалом, проводить ровные линии, делать красивые градиенты и даже анимацию. Я пользуюсь Айпадом c Apple Pencil. Профессиональные иллюстраторы используют серию Pro, но мне хватает Айпада седьмого поколения на 32 Гб. Новый стоит около 30 тысяч рублей.
Также понадобится стилус. У меня Apple Pencil первого поколения, стоит 9000 ₽. Будьте внимательны при выборе: не все модели Айпадов поддерживают стилус второго поколения.
- 9000 ₽
Кроме того, стоит приобрести специальную программу для рисования, чтобы можно было создавать сложные иллюстрации и использовать разные техники. Самая популярная — ProCreate, стоит 900 ₽. Я пользуюсь ею.
Большинство курсов по диджитал-иллюстрации проходит именно на Айпаде и именно в ProCreate. Хотя можно найти и курсы по иллюстрации в «Фотошопе» — для них подойдет любой графический планшет со стилусом, подключаемый к компьютеру. Например, я пробовала Wacom без экрана стоимостью около 5 тысяч. Рисовать на нем можно, но с экраном намного быстрее и приятнее.
Плюс диджитал-рисования — мобильность: не надо таскать с собой кучу материалов, думать, где хранить готовые работы. Все всегда под рукой — в твоем планшете. Кроме того, есть возможность исправлять нарисованное столько раз, сколько захочется. Поначалу это особенно важно.
Материалы для диджитал-рисования — 39 900 ₽
Графический планшет — Айпад седьмого поколения на 32 Гб | 30 000 ₽ |
Apple Pencil первого поколения | 9000 ₽ |
ProCreate | 900 ₽ |
Материалы для диджитал-рисования — 39 900 ₽
Графический планшет — Айпад седьмого поколения на 32 Гб | 30 000 ₽ |
Apple Pencil первого поколения | 9000 ₽ |
ProCreate | 900 ₽ |
Где покупать материалы и инструменты
Хобби-магазины. Например, я часто захожу в магазины сети «Леонардо», потому что они в пешей доступности и от дома в Московской области, и от работы в Москве. Почти в любом хобби-магазине есть художественный отдел.
Но для первых покупок я хобби-магазины не рекомендую: из-за большого количества товаров разного профиля консультанты не смогут помочь с выбором. Да и цены зачастую выше, чем в профессиональных художественных магазинах. Сюда лучше заходить за конкретными товарами со скидкой или за канцелярскими принадлежностями.
Магазины для художников — это еще один дорогой вариант. Популярные в Москве сети — «Передвижник», «Арт-квартал», «Красный карандаш».
Плюс профессиональных магазинов — знающие консультанты, которые все покажут, расскажут и помогут выбрать. Конечно же, рекомендовать будут качественные материалы — то есть самые дорогие. Зато подберут полный комплект. И покажут выкраски — это пробы материалов разных производителей и цветов.
В общем, удобно, приятно приходить, можно посоветоваться, но дорого. Например, за 2500 ₽ в профессиональном магазине можно купить набор из 24 карандашей Koh-i-Noor. А в масс-маркете набор из 36 аналогичных карандашей будет стоить даже чуть дешевле.
Масс-маркет — более дешевый вариант. Это могут быть магазины канцелярских товаров и товаров для школьников, книжные магазины. Например, я закупаюсь в сети «Шаг к пятерке».
Конечно, выбор материалов в таких магазинах намного хуже, чем в профессиональных. Зато можно найти недорогие аналоги разных товаров. Например, когда я пробовала акварель, я покупала акварельную бумагу для школьников — и была вполне довольна. Конечно, она не сравнится с дорогущей хлопковой, но понять, как вообще надо рисовать акварелью, можно. В таких магазинах можно смело покупать все вспомогательное: простые карандаши, ластики, линейки, малярный скотч.
Барахолки — еще один вариант экономии. Там художники со всей России продают свои материалы для творчества. Покупать можно в социальных сетях, например во «Вконтакте» или в «Инстаграме».
На барахолке выгодно покупать дорогие профессиональные материалы или части наборов. Если повезет, можно найти именно то, о чем давно мечтали, и купить вдвое дешевле, чем в магазине. К сожалению, я обычно захожу на барахолку ночью или в выходные, поэтому пока не успела поймать хорошие скидки: выгодные товары часто появляются в будни днем.
Начинающим художникам стоит присмотреться к небольшим наборам материалов, которые просто кому-то не подошли. Например, к начатым блокнотам или скетчбукам.
Сколько стоит начать рисовать и что для этого нужно
Чем рисовать | Список нужного | Особенности | Стоимость |
---|---|---|---|
Диджитал | Планшет, стилус, программа для рисования | Дорого, но современно | 39 900 ₽ |
Масло | Краски, кисти, холст, разбавитель, палитра, уайт-спирит, мольберт | Не растворяется водой, дома рисовать сложнее | 3900 ₽ |
Акварель | Краски, кисти, бумага, карандаш, клячка, планшет для фиксации, малярный скотч | Нельзя экономить на бумаге | 3730 ₽ |
Акрил | Краски, кисти, холст, палитра, мольберт | Растворяется водой, можно рисовать дома | 2950 ₽ |
Пастель | Пастель, бумага, закрепитель, малярный скотч | Быстро расходуется | 940 ₽ |
Гуашь | Краски, кисти, бумага | Мало техник | 800 ₽ |
Графика | Карандаш, бумага, точилка и ластик | Можно докупать другие материалы поштучно | 400 ₽ |
Сколько стоит начать рисовать и что для этого нужно
Диджитал | |
Список нужного | Планшет, стилус, программа для рисования |
Особенности | Дорого, но современно |
Стоимость | 39 900 ₽ |
Масло | |
Список нужного | Краски, кисти, холст, разбавитель, палитра, уайт-спирит, мольберт |
Особенности | Не растворяется водой, дома рисовать сложнее |
Стоимость | 3900 ₽ |
Акварель | |
Список нужного | Краски, кисти, бумага, карандаш, клячка, планшет для фиксации, малярный скотч |
Особенности | Нельзя экономить на бумаге |
Стоимость | 3730 ₽ |
Акрил | |
Список нужного | Краски, кисти, холст, палитра, мольберт |
Особенности | Растворяется водой, можно рисовать дома |
Стоимость | 2950 ₽ |
Пастель | |
Список нужного | Пастель, бумага, закрепитель, малярный скотч |
Особенности | Быстро расходуется |
Стоимость | 940 ₽ |
Гуашь | |
Список нужного | Краски, кисти, бумага |
Особенности | Мало техник |
Стоимость | 800 ₽ |
Графика | |
Список нужного | Карандаш, бумага, точилка и ластик |
Особенности | Можно докупать другие материалы поштучно |
Стоимость | 400 ₽ |
Как можно заработать на рисовании
Делать иллюстрации на заказ. Однажды мне написали в социальной сети и предложили поработать иллюстратором для детской книги. В итоге купили одну иллюстрацию за 1500 ₽, хотя мучилась я с ней часов пять. Без постоянной практики работа для незнакомого заказчика приносит больше разочарования, чем пользы.
Писать картины на заказ. Я иногда пишу для друзей и знакомых, если они просят. Стоимость моей картины — около 6000 ₽, это примерно в два с половиной раза больше стоимости материалов. На вырученные деньги обычно покупаю обучающие курсы.
- 6000 ₽
При работе на заказ важно узнать все потребности заказчика. Например, какого размера картину он хочет, нужна ли ей рамка. Иногда важны детали интерьера, в котором будет висеть работа, чтобы картина гармонировала с обстановкой комнаты.
Оцифровывать свои работы и делать сувениры. Например, я печатаю и продаю в соцсетях и через знакомых открытки к праздникам — по 100—150 ₽ за штуку. Печать заказываю в типографии партиями от 20 штук. Себестоимость одной открытки — около 45 ₽, она снижается с увеличением размера партии.
Конечно, это небольшой заработок, но на расходники мне обычно хватает. Например, однажды перед Новым годом я продала открыток на 12 тысяч рублей.
В типографиях изготавливают не только открытки, но и календари, кружки, магниты, простую одежду. Иногда я заказываю футболки с шаржами в подарок друзьям, стоимость одной — около 1200 ₽.
Проводить мастер-классы, если вы уже эксперт в какой-то технике рисования. Потратиться придется на аренду подходящего светлого помещения и материалы для всех участников. Чтобы такие мероприятия приносили доход, цена должна быть от 2500 ₽ с человека.
Я однажды проводила для друзей мастер-класс по пастели. Пришлось заранее подготовить инструкции на больших листах, чтобы никто из участников не запутался. Также я купила все материалы, распечатала картинки для вдохновения и договорилась с владельцами антикафе по поводу проведения мероприятия. В итоге себестоимость составила 1500 ₽ на человека. Плюс я потратила около восьми часов на подготовку. Но все остались довольны.
Где искать вдохновение
Для вдохновения полезно посещать галереи и выставки. Особенно я рекомендую выставки современных мастеров: они бывают очень необычные, динамичные, развивают воображение. Например, на выставке-перформансе Покраса Лампаса художник заполнял зал новыми картинами прямо во время выставки. А еще под необычную музыку расписывал принесенную зрителями одежду. Вход на выставку был бесплатный.
Интересно бывает на открытии выставок — даже у начинающих художников: играет музыка, можно пообщаться с создателями картин и спросить про работы. Например, на открытии выставки «МКБ-10» был танцевальный театр и интервью с авторами. Вход обычно свободный.
Если хотите начать рисовать, вот несколько рекомендаций
- Для начала сходите на несколько мастер-классов в студии рисования. Попробуйте разные материалы и техники, выберите то, что вам нравится.
- Когда определитесь с материалом, купите минимальный набор художника. Сэкономить можно с помощью арт-барахолки.
- Постепенно расширяйте свой набор материалов и пробуйте новые техники. Учиться можно на мастер-классах и в онлайн-школах.
- Чтобы не потерять интерес, ходите на выставки, ищите единомышленников в социальных сетях и участвуйте в конкурсах.
- Иногда на рисовании можно даже заработать. Не стесняйтесь участвовать в конкурсах и продавать свои работы.