Как мы создали кавер-группу в провинции

Личный опыт непрофессиональных музыкантов из Архангельска

17
Как мы создали кавер-группу в провинции
Аватар автора

Владимир Лупачев

электрогитарист, собрал кавер-группу

Я играю на электрогитаре. В 2019 году мы с друзьями собрали музыкальную группу и за последние 2 года заработали на выступлениях 500 тысяч рублей.

Я живу в Архангельске. Моя мама — педагог по фортепиано, папа с юношества коллекционировал пластинки, а в 90-х держал музыкальный магазин. С рождения я воспитывался в атмосфере, где все увлекаются музыкой. Поэтому в девять лет я поступил в музыкальную школу и учился играть на классической гитаре.

В музыкальной школе мне не очень нравилось, потому что там учат академической игре, а меня всегда интересовал рок-н-ролл. Первую электрогитару — Fender Stratocaster — мне подарил папа, когда мне было шестнадцать лет. Тогда она стоила 17 000 ₽.

Спустя тринадцать лет, в 2019 году, мы с друзьями сколотили музыкальную кавер-группу и теперь выступаем на площадках родного Архангельска. В статье я поделюсь опытом, как можно организовать музыкальный коллектив и зарабатывать своим творчеством.

Скажу сразу: мы не профессиональные музыканты, у каждого из членов группы есть основная работа, у нас нет продюсера и мы не ездим на гастроли по городам России. Группа — это наше хобби, которое мы смогли, пусть и немного, но монетизировать.

Моя первая гитара — Fender Stratocaster. В 2006 году папа купил ее мне за 17 000 ₽. Сейчас такая стоит 60 000 ₽
Моя первая гитара — Fender Stratocaster. В 2006 году папа купил ее мне за 17 000 ₽. Сейчас такая стоит 60 000 ₽
Часть папиной коллекции пластинок
Часть папиной коллекции пластинок

С чего все началось

В 2019 году я подружился с одним парнем — Кареном, он занимался вокалом. Нам пришла в голову идея снять дом, собрать толпу друзей и знакомых и устроить большой квартирник в честь дня рождения Карена. На подготовку оставалось не больше двух недель.

Первое, что нам нужно было сделать, — найти басиста и барабанщика. Я стал обзванивать всех знакомых музыкантов в поиске подходящих кандидатур. В провинциальных городах вроде нашего не хватает хороших музыкантов, поэтому сначала ничего не получалось. В течение недели мы активно искали барабанщика. С одним нам удалось договориться, но за два дня до квартирника он резко передумал.

Буквально за день до выступления мой папа подсказал нам знакомого музыканта — его мы зовем дядей Димой. Он пел в известных в свое время архангельских группах «Облачный край» и «Аутодафе», а после ухода на «творческую пенсию» пересел за барабанную установку. Басиста мы тоже нашли в последний момент — нам вызвался помочь друг, который умеет играть на бас-гитаре.

Мы с Кареном — основатели группы
Мы с Кареном — основатели группы
Дядя Дима во время одного из наших концертов
Дядя Дима во время одного из наших концертов
Пластинка группы «Облачный край», в которой играл дядя Дима, из коллекции моего папы
Пластинка группы «Облачный край», в которой играл дядя Дима, из коллекции моего папы

Дом для квартирника мы сняли через «Авито» за 15 000 ₽. Заплатил Карен, потому что это была вечеринка в честь его дня рождения. Оборудование для выступления искали по знакомым. Задача была потратить как можно меньше денег. В итоге ударную установку и усилители звука нам одолжили бесплатно.

На репетиции времени не оставалось. Играли с ходу, импровизировали, выкручивались как могли. В репертуаре были «Нирвана», «Энимал Джаз», System of a Down. Не скажу, что все прошло гладко — качество исполнения сильно страдало, — но атмосфера и нам, и слушателям понравилась.

После этого концерта мы решили, что нужно продолжать. Отобрали около двадцати песен в репертуар — тех же, что играли на квартирнике — и стали репетировать два раза в неделю. Кроме этого, каждый занимался дома по возможности. Например, я стараюсь играть каждый день хотя бы по полчаса.

На очередной вечеринке мы придумали себе название — «Пневматический Эдуард». Оно появилось, когда нашему товарищу Эдуарду приспичило поотжиматься от пола, при этом на выдохе он издавал звуки, напоминающие работу пневматических механизмов. Так и прилипло.

Карен создал страницы группы в соцсетях. Вначале мы попросили знакомую заниматься СММ, платили ей 5000 ₽ в месяц. Но спустя четыре месяца мы поняли, что ее работа не дает особых результатов, и отказались от ее услуг. С тех пор наши соцсети Карен ведет сам.

В описании группы во «Вконтакте» мы написали: «Превращаем всю музыку в рок-н-ролл». В нашем случае рок-н-ролл — не конкретный жанр музыки, а стиль игры и вообще жизни. Мы часто берем попсовые песни и переделываем их на манер рока, чтобы они зазвучали бодрее и тяжелее.

Наша группа называется «Пневматический Эдуард». Мы исполняем каверы — перепеваем известные песни в своем стиле. На концертах мы стараемся создать рок⁠-⁠н⁠-⁠ролльную атмосферу, даже если играем попсу. На фото — один из наших концертов в архангельском рок⁠-⁠клубе, я пляшу вместе с гостями
Наша группа называется «Пневматический Эдуард». Мы исполняем каверы — перепеваем известные песни в своем стиле. На концертах мы стараемся создать рок⁠-⁠н⁠-⁠ролльную атмосферу, даже если играем попсу. На фото — один из наших концертов в архангельском рок⁠-⁠клубе, я пляшу вместе с гостями

Как мы организовали первые концерты и как выступаем сейчас

Наши первые настоящие концерты состоялись летом 2019 года, через несколько месяцев после образования группы. Нам удалось договориться о выступлениях в двух разных по концепции заведениях — в местном рок-клубе «Колесо» и в модном по меркам Архангельска кафе-баре «Студия 17». Концерты прошли друг за другом: один — в четверг, другой — в пятницу.

4000 ₽
мы получили за первый концерт

В «Студию 17» я пришел лично, позвал арт-директора, показал ей несколько видео с наших репетиций, и она согласилась дать нам выступить. Так как это было первое наше выступление, про деньги речь не шла. Мы договорились, что кафе компенсирует нам накладные расходы: аренда оборудования и микроавтобуса для его перевозки обошлись всего в 4000 ₽. Также нам дали депозит на 5000 ₽ в баре.

В рок-клубе «Колесо» многие меня знают, так что я просто написал знакомым, которые там работают, и они разрешили нам выступить. Все оборудование в клубе было, так что нам не пришлось брать его в аренду, а выступили мы бесплатно — денег не платили ни мы, ни нам.

Чтобы привлечь внимание людей к нашим первым выступлениям, мы сделали пригласительное видео. Наш вокалист Карен — видеомейкер по профессии, так что найти оператора с профессиональной камерой и бесплатно смонтировать ролик было нетрудно. Материал отсняли за час. Распространили видео в своих соцсетях и разослали в личные сообщения друзьям. Архангельск — небольшой город, и о появлении новой музыкальной группы жители узнали быстро.

Оба концерта мы отыграли нормально. Нервничали, но никаких серьезных ошибок не допустили, оборудование сработало хорошо. Слушателей собралось не битком, но залы были почти полные.

После первого концерта в «Студии 17», это первый состав нашей группы. Слева направо: бас⁠-⁠гитарист Илья, ударник дядя Дима, вокалист Карен и я
После первого концерта в «Студии 17», это первый состав нашей группы. Слева направо: бас⁠-⁠гитарист Илья, ударник дядя Дима, вокалист Карен и я

Первое время мы сами предлагали барам и кафе выступить на их площадках — писали и звонили управляющим заведений и рассказывали о себе. Каждый из участников группы был давно известен в местной музыкальной тусовке, и нас приглашали с радостью.

После наших первых выступлений мы стали получать заказы: играли для региональной Федерации профсоюзов, выступали на дне губернатора, ледовом катке и слете студентов-медиков. За каждое из этих выступлений мы получили по 20 000—25 000 ₽.

За три года существования группы у нас несколько раз менялся состав — из первоначального остались только мы с Кареном. Карен — вокалист, я — электрогитарист. Еще в группе сейчас играют бас-гитарист Дмитрий и барабанщик Кирилл.

Для нас группа — это больше хобби, у каждого члена группы есть основная работа. Актуальный состав слева направо: я — электрогитарист и инженер⁠-⁠строитель, Карен — вокалист и видеомейкер, Дмитрий — бас⁠-⁠гитарист и судовой механик, Кирилл — барабанщик и механик
Наш ударник Кирилл
Бас-гитарист Дмитрий

Каждый месяц мы выступаем в музыкальном клубе «Фабрика», чуть реже — в рок-клубе «Колесо». Также участвуем в совместных концертах с другими музыкальными группами города. До пандемии мы выступали почти каждые выходные, сейчас — в среднем два раза в месяц.

Афиши, новости группы и фотографии с концертов мы публикуем в соцсетях. Подписчиков у нас немного, но, нам кажется, это не влияет на посещаемость концертов: все, кто интересуется местными музыкальными событиями, и так знают о нас. Лучше любых соцсетей в нашем случае работает сарафанное радио.

Афиши концертов делают сами клубы
Афиши концертов делают сами клубы
Они анонсируют их у себя в соцсетях
Они анонсируют их у себя в соцсетях
1/2
Афиши концертов делают сами клубы
Пост о нашем выступлении в группе во «Вконтакте»
Пост о нашем выступлении в группе во «Вконтакте»

Решаем организационные вопросы с группой и договариваемся о репетициях мы тоже в соцсетях — у нас есть общий чат во «Вконтакте». Репертуар обсуждаем лично, чтобы сразу послушать песню и прикинуть, всем ли она нравится и насколько реально ее сыграть вчетвером. Многие композиции выбираем ради шутки, например, играем «Рюмку водки на столе», «Арабскую ночь» из мультика «Аладдин» и песни из популярных сериалов вроде «Ведьмака».

На концертах мы стараемся развлечь аудиторию: бегаем с басистом по залу, иногда ходим по столам и стульям во время игры, вокалист спрыгивает со сцены на танцпол и танцует вместе с гостями, барабанщик кидается палками в зал. Мне кажется, атмосфера создается веселая, дружеская, рок-н-ролльная.

Я в клубе «Фабрика» хожу по залу во время выступления
Наша любимая рок⁠-⁠н⁠-⁠ролльная атмосфера в «Фабрике»
Вокалист Карен общается с гостями во время концерта

Как устроены наши музыкальные инструменты

Дальше в статье я буду рассказывать про музыкальные инструменты. Поэтому для тех, кто пока совсем не разбирается в них, я простыми словами расскажу, как все это работает.

Гитарный процессор и педали. Электро- и бас-гитара подключаются через провод к процессору, который позволяет накладывать эффекты на гитарный звук: можно, например, добиться тяжелых или «космических» звуков. Процессор через провода подключается к усилителю и колонкам, которые выдают итоговый звук. Для обработки гитарного звука может использоваться не только процессор, но и гитарные педали эффектов. С ними можно работать как вместе, так и по отдельности.

Плюс процессора — в его компактности: по размерам он похож на 15-дюймовый ноутбук, только потолще. Процессор удобно использовать на выступлениях. Для педалей же нужны специальная подставка, на которую они крепятся, и блок питания. Все вместе занимает много места.

Плюс педалей в том, что настроить их гораздо проще, покрутил ручку — и все. С процессором так не выйдет: там нужно копаться в настройках, как на компьютере, это нельзя сделать одним движением. Мы в с бас-гитаристом нашей группы используем процессоры, а не педали — нам так удобнее.

Гитарная радиосистема. Чтобы подключаться к процессору без проводов, можно использовать гитарную радиосистему. Благодаря ей музыкант не привязан к своему месту, а может ходить по залу во время выступлений.

Барабанная установка, она же ударная, состоит из нескольких элементов:

  1. Бас-бочка.
  2. Три тома, это особые цилиндрические барабаны, они могут быть подвесные и напольные.
  3. Рабочий барабан.
  4. Несколько тарелок, базовые — крэш и райд.
  5. Хай-хет, сдвоенная тарелка.
  6. Стойки под каждую тарелку.
  7. Кардан, двойная педаль.
Гитарный процессор Hotone Ampero. Источник: muztorg.ru
Гитарный процессор Hotone Ampero. Источник: muztorg.ru
Так выглядят педали эффектов для гитар. Источник: muztorg.ru
Так выглядят педали эффектов для гитар. Источник: muztorg.ru
Гитарная радиосистема бренда Shure. Источник: monster⁠-⁠music.ru
Гитарная радиосистема бренда Shure. Источник: monster⁠-⁠music.ru

Сколько денег мы тратим

Инструменты. Если вы хотите организовать группу с нуля и у вас нет музыкальных инструментов, это будет стоить дорого — сотни тысяч рублей. Например, я, барабанщик и бас-гитарист отдали по 120 000—140 000 ₽ за базовый комплект инструментов. Но у нас они были изначально, мы почти ничего не покупали специально для совместных выступлений. Вокалисту достаточно микрофона и держателя для телефона, чтобы подглядывать в текст или посмотреть, какую песню петь дальше.

Если присмотреться, на фото можно увидеть, что телефон прикреплен к микрофону с помощью держателя
Если присмотреться, на фото можно увидеть, что телефон прикреплен к микрофону с помощью держателя

Для выступлений мы купили только радиосистемы для электро- и бас-гитары, поменяли гитарные процессоры. Басист обновил гитару, а барабанщик постоянно меняет инструменты и покупает что-нибудь новое: барабаны, тарелки, педали. Для него это тоже своего рода творческий процесс. А я, наоборот, ни одну гитару в жизни не продал — сразу знал, что мне нужно, купил это и не планирую расставаться с инструментами. Сейчас у меня три гитары.

Новые инструменты можно купить в специальных магазинах: «Музторг», «Муздом», «Мир музыки», «Поп-мьюзик», «Джаз-шоп». В каждом городе могут быть и локальные музыкальные магазины.

При этом покупка б/у инструментов — абсолютно нормальная история для музыкантов, потому что они стоят на 30—40% дешевле новых. Если с музыкальными инструментами обращаться бережно, они не становятся хуже со временем, не изнашиваются. К примеру, моей гитаре Gibson Les Paul Custom 30 лет, а звучит она все так же отлично.

100 000 ₽
я отдал за гитару Gibson Les Paul Custom, которой 30 лет

Производители инструментов учитывают, что оборудование будут постоянно перемещать и часто использовать, поэтому делают его крепким. А мелкий ремонт может понадобиться как новому, так и подержанному оборудованию. Скажем, на гитаре потребуется заменить колки, которые регулируют натяжение струн, или потенциометры — часть гитарной электроники, благодаря которой можно плавно регулировать тон и громкость инструмента. Такой ремонт может стоить как две тысячи рублей, так и все десять.

Б/у инструменты продают, например, в интернет-магазине Loud Lemon. Поискать можно и на «Авито», но это более рискованный вариант, поэтому лучше заранее посмотреть историю продавца — его сделки и отзывы. Перед покупкой стоит внимательно осмотреть инструмент и по возможности поиграть на нем.

Бас-гитара Bacchus нашего басиста Дмитрия, он покупал ее с рук за 50 000 ₽
Бас-гитара Bacchus нашего басиста Дмитрия, он покупал ее с рук за 50 000 ₽
Одну из своих трех гитар — Gibson Les Paul Custom начала 90⁠-⁠х годов — я купил у друга пять лет назад за 100 000 ₽. Сегодня такая подержанная стоит около 350 000 ₽
Одну из своих трех гитар — Gibson Les Paul Custom начала 90⁠-⁠х годов — я купил у друга пять лет назад за 100 000 ₽. Сегодня такая подержанная стоит около 350 000 ₽
1/2
Бас-гитара Bacchus нашего басиста Дмитрия, он покупал ее с рук за 50 000 ₽
На «Авито» аналогичную новую продают за 614 990 ₽. Источник: avito.ru
На «Авито» аналогичную новую продают за 614 990 ₽. Источник: avito.ru
В интернет-магазине Loud Lemon продают не только новые, но и поддержанные и даже винтажные инструменты. Источник: loud⁠-⁠lemon.com
В интернет-магазине Loud Lemon продают не только новые, но и поддержанные и даже винтажные инструменты. Источник: loud⁠-⁠lemon.com
Гитарный процессор на «Авито» продают за 28 500 ₽. Новый такой же в музыкальных магазинах стоит больше 50 000 ₽. Источник: avito.ru
Гитарный процессор на «Авито» продают за 28 500 ₽. Новый такой же в музыкальных магазинах стоит больше 50 000 ₽. Источник: avito.ru
Иногда на «Авито» можно купить и новые инструменты. Вот, например, объявление магазина музыкальных инструментов. Источник: avito.ru
Иногда на «Авито» можно купить и новые инструменты. Вот, например, объявление магазина музыкальных инструментов. Источник: avito.ru

В таблице ниже я показываю, какое оборудование требуется каждому участнику группы и за какую цену мы его купили в свое время. В апреле 2022 года, когда я пишу эту статью, цены на аналогичные инструменты выше в 1,5—2 раза. Все наше оборудование не топовое, среднего уровня — есть варианты дешевле, а есть гораздо дороже.

На музыкальные инструменты мы потратили 440 030 ₽

КтоЧто купилЗа сколько
УдарникКомплект барабанов, б/у60 000 ₽
Комплект стоек, б/у40 000 ₽
Комплект тарелок, б/у40 000 ₽
Кардан, б/у25 000 ₽
Пара палочек400 ₽
ЭлектрогитаристГитара Fender Stratocaster70 000 ₽
Гитарный процессор Hotone Ampero, б/у30 000 ₽
Гитарная радиосистема Shure, б/у25 000 ₽
Кофр для гитары6000 ₽
Коммутация — провода5000 ₽
Ремень для гитары1500 ₽
Комплект струн800 ₽
Медиатор40 ₽
Бас-гитаристБас-гитара Bacchus, б/у50 000 ₽
Гитарный процессор Hotone Ampero, б/у30 000 ₽
Гитарная радиосистема Shure, б/у25 000 ₽
Кофр для гитары6000 ₽
Коммутация — провода5000 ₽
Комплект струн3250 ₽
Ремень для гитары1500 ₽
Медиатор40 ₽
ВокалистМикрофон15 000 ₽
Держатель для телефона на стойку микрофона500 ₽

На музыкальные инструменты мы потратили 440 030 ₽

Ударник
Комплект барабанов, б/у60 000 ₽
Комплект стоек, б/у40 000 ₽
Комплект тарелок, б/у40 000 ₽
Пара палочек400 ₽
Кардан, б/у25 000 ₽
Электрогитарист
Гитара Fender Stratocaster70 000 ₽
Гитарный процессор Hotone Ampero, б/у30 000 ₽
Гитарная радиосистема Shure, б/у25 000 ₽
Коммутация — провода5000 ₽
Кофр для гитары6000 ₽
Ремень для гитары1500 ₽
Комплект струн800 ₽
Медиатор40 ₽
Бас-гитарист
Бас-гитара Bacchus, б/у50 000 ₽
Гитарный процессор Hotone Ampero, б/у30 000 ₽
Гитарная радиосистема Shure, б/у25 000 ₽
Кофр для гитары6000 ₽
Коммутация — провода5000 ₽
Комплект струн3250 ₽
Ремень для гитары1500 ₽
Медиатор40 ₽
Вокалист
Микрофон15 000 ₽
Держатель для телефона на стойку микрофона500 ₽

Аренда оборудования. В идеале оборудование для выступления предоставляет площадка. Вот что необходимо для качественного звука:

  1. Сцена или другое специально отведенное место для выступления музыкантов.
  2. Ударная установка в полной комплектации.
  3. Пара гитарных комбоусилителей.
  4. Басовый комбоусилитель.
  5. Колонки, направленные в зал.
  6. Сабвуфер — колонка, которая проигрывает только низкие частоты.
  7. Микшер — он объединяет звук из разных источников и направляет его в колонки.
  8. Мониторинг на сцене — колонки, направленные на музыкантов, чтобы они слышали, что играют.
  9. Микрофон со стойкой.
  10. Коммутация.
  11. Звукорежиссер, который все это настраивает.

В реальности далеко не всегда мы выступаем там, где все это есть. Часть оборудования приходится арендовать. Обычно мы берем микшерный пульт, колонки и сабвуфер. Аренда оборудования стоит 2 000 ₽ в сутки. За год мы тратим на это примерно 30 000 ₽.

На некоторых площадках, особенно в музыкальных клубах, есть все оборудование, нам нужно взять с собой только гитары и барабанные палочки. А концерт на этом фото проходил на базе отдыха под Архангельском, и пришлось везти барабанную установку, комбоусилители, микрофон, гитары и все провода
На некоторых площадках, особенно в музыкальных клубах, есть все оборудование, нам нужно взять с собой только гитары и барабанные палочки. А концерт на этом фото проходил на базе отдыха под Архангельском, и пришлось везти барабанную установку, комбоусилители, микрофон, гитары и все провода

Аренда репетиционной точки, сокращенно репточки, в Архангельске стоит 400—500 ₽ за два часа. В других городах, например в Ростове-на-Дону, Перми, Казани или Самаре, цены примерно такие же.

У нашего барабанщика Кирилла есть своя репточка, поэтому мы не платим за прогоны перед концертами, только за обычные репетиции — так договорились. Репетиция длиной в два-три часа обходится нам в 400 ₽, в то время как другие платят 500 ₽ за два часа. Мы репетируем два раза в неделю, в месяц выходит около 3 000 ₽.

На репточке стоят барабанная установка, гитарные процессоры, усилители, колонки, микрофон, коммутация, диван и чайник. Гитары приносим свои.

Наша репетиционная точка
Наша репетиционная точка

Фотографии с концертов. На концерты мы часто приглашаем фотографов. С ними обычно договаривается Карен, и они снимают бесплатно по дружбе или взаимозачету. Карен тоже часто помогает фотографам. За деньги приглашаем фотографов всего пару раз в год — это стоит около 2 000 ₽ за вечер. Много фотографий делают наши друзья бесплатно.

За все — аренду оборудования и репточки, работу фотографа — мы платим из своего кармана: просто скидываемся с ребятами поровну.

В год мы тратим на выступления 70 000 ₽

Аренда репетиционной точки36 000 ₽
Аренда оборудования30 000 ₽
Работа фотографа4000 ₽

В год мы тратим на выступления 70 000 ₽

Аренда репетиционной точки36 000 ₽
Аренда оборудования30 000 ₽
Работа фотографа4000 ₽

Сколько мы зарабатываем

Мы выступаем пару раз в месяц. Это полноценные двухчасовые концерты в музыкальных клубах и на частных вечеринках, а также короткие выступления в барах.

В заведениях обычно есть четкая ставка для музыкантов — 10 000—15 000 ₽ за выступление. В рок-клубах мы получаем деньги с проданных билетов, при этом 20% забирает себе заведение. Билет на наш концерт стоит 200—300 ₽, приходит не больше сотни слушателей. Если наберется полный зал, можно заработать 16 000—24 000 ₽ за выступление, но такое случается не всегда. В итоге на концертах в клубах мы зарабатываем от 0 до 50 000 ₽ в месяц. Доход нестабильный, потому что у выступлений нет четкого графика.

20%
с проданных билетов, забирает себе заведение

Больше всего денег приносят выступления на частных мероприятиях: корпоративах, свадьбах, юбилеях, днях рождения. Гонорар зависит от того, как договоримся с заказчиком, — чаще всего это 20 000—25 000 ₽. Такие заказы мы получаем примерно раз в три месяца.

Периодически нас приглашают поиграть в барах и на небольших мероприятиях, за это мы берем в среднем 6000 ₽, а иногда выступаем вообще бесплатно — если нам самим это интересно. Так мы играли на студенческих вечеринках в доме молодежи. А однажды выступили на мероприятии за несколько бутылок коньяка.

Мы выступаем не только в музыкальных клубах, но и в ресторанах. Люди всегда ярко реагируют, когда я подсаживаюсь к ним прямо во время игры — фотографируются, смущаются или, наоборот, смеются
Концерт в доме молодежи для слета студентов мы давали бесплатно
В Архангельском городском культурном центре на «Ночи искусств» тоже играли бесплатно, но нам самим это было в удовольствие

Изначально мы с ребятами из группы все заработанные деньги делили на пять частей: по одной части уходило каждому члену группы, а пятая часть шла в общий бюджет. Чем больше мы зарабатывали на концерте, тем больше денег откладывали в общую копилку. Например, если концерт приносил 10 000 ₽, то мы забирали себе по 2000 ₽, а оставшиеся 2000 ₽ откладывали. Если концерт стоил 20 000 ₽, то мы забирали себе по 2500 ₽, а 10 000 ₽ откладывали. Общие деньги уходили на аренду репточки, аренду и покупку оборудования, такси и бензин.

Сейчас мы так не делаем и все деньги поровну распределяем между членами группы. Мы отказались от общей бухгалтерии, потому что так проще — нет поводов ссориться из-за денег, да и расходов со временем стало меньше: оборудование стали возить на своих машинах, за репточку тоже платим со скидкой. Сейчас нам нет смысла держать «общак».

Мы не вели бюджет и не записывали свои доходы, но я примерно помню все наши выступления и гонорары за них. По моим подсчетам, за последние два года мы с группой заработали 420 000—560 000 ₽.

За 2 года мы заработали на выступлениях около 500 000 ₽

Где выступалиСколько разСколько стоит выступлениеСколько заработали
В музыкальных клубах2010 000—15 000 ₽200 000—300 000 ₽
На частных вечеринках820 000—25 000 ₽160 000—200 000 ₽
В барах106000 ₽60 000 ₽

За 2 года мы заработали на выступлениях около 500 000 ₽

В музыкальных клубах
Сколько раз20
Сколько стоит выступление10 000—15 000 ₽
Сколько заработали200 000—300 000 ₽
На частных вечеринках
Сколько раз8
Сколько стоит выступление20 000—25 000 ₽
Сколько заработали160 000—200 000 ₽
В барах
Сколько раз10
Сколько стоит выступление6000 ₽
Сколько заработали60 000 ₽

С какими проблемами мы столкнулись

Нестабильный состав. Хоть группа для нас и не основная работа, всегда хочется делать хорошо. Для этого нужно постоянно учить материал дома и отрабатывать его совместно на репетициях. И нам часто приходилось сталкиваться с тем, что кто-то из членов группы не готов репетировать: много работы или семейные дела.

Новых людей всегда трудно искать — в Архангельске очень мало свободных музыкантов, готовых к взаимодействию. Но нам повезло: с ударником Кириллом мы знакомы со школы, и посотрудничать он предложил сам.

С басистом вышло сложнее. Нам пришлось сменить несколько человек, пока не появился Дмитрий. Правда, он работает на судне и по несколько месяцев проводит в море. Пока его нет, нужно снова искать замену.

Исполнителей мы ищем по знакомым в музыкальной тусовке Архангельска. Уже знаем, к кому можно обратиться, и предлагаем поиграть. Сразу объясняем, что нам нужен сессионный, временный басист, чтобы мы смогли выступить в конкретную дату за определенную сумму — обычно это 3000 ₽. Может быть, в крупных городах музыкантов можно найти и по объявлению, но это не про Архангельск и другие провинциальные города. Как вариант — можно поискать людей в музыкальных сообществах в соцсетях или среди подписчиков музыкальных клубов вашего города.

С нестабильным составом быстро подготовить новую полноценную программу не получается. С каждым новым членом группы приходится заново сыгрываться, учить материал и выбирать те композиции, которые знакомы всем музыкантам.

Музыкальные вкусы публики. Каждый музыкант хочет играть то, что ему нравится. Но наш опыт показывает: люди любого возраста в барах весело пляшут под «Рюмку водки на столе», а под «Металлику» расходятся по своим местам. Чтобы нравиться публике, приходится играть попсу. После нескольких бокалов пива нашим слушателям очень нравится репертуар «Иванушек International», «Руки вверх», Монеточки и песня «Три полоски» группы «Энимал Джаз».

Не все музыканты готовы изменять своим вкусам и играть то, что нравится толпе. Это еще одна из причин того, почему часть нашей группы поменялась. К этому нужно быть готовым.

Мало площадок. В провинциальных городах обычно мало небольших площадок, подготовленных для полноценного выступления. В Архангельске их всего две — «Фабрика» и «Колесо». Только там есть специальное оборудование, в остальных случаях приходится все везти с собой. Играть на ледовом катке для нас было интересным опытом, но качество звука страдало.

Транспортировка оборудования. Иногда приходится возить музыкальное оборудование с собой. Одно дело — везти только гитару, совсем другое — барабанную установку и полный комплект оборудования общим весом более ста килограммов. Для этого нужны как минимум две легковушки, а лучше микроавтобус. Аренда микроавтобуса обходится недешево — 2000 ₽ в час. Поэтому оборудование мы возим на своих машинах или просим помочь наших друзей-водителей. Но надо быть осторожным: однажды я разбил заднее стекло своей машины двумя большими колонками. Ремонт обошелся в 10 000 ₽.

Это я разбил заднее стекло машины, да еще и зимой
Это я разбил заднее стекло машины, да еще и зимой

Что в итоге

За три года мы провели около пятидесяти концертов, два раза поменяли состав группы, спустили минимум 250 тысяч на репетиции, покупку и аренду оборудования и в итоге заработали около 500 тысяч рублей.

Учитывая, что мы не профессиональные музыканты, а концерты — не главный наш источник дохода, я считаю это неплохим результатом. Сейчас мы готовим программу с новыми каверами. Хотим чаще играть на свадьбах и корпоративах — это хороший способ заработать. А еще планируем освежить ремонт на репетиционной точке.

Запомнить

  1. Искать музыкантов лучше всего через знакомых, в тематических группах в соцсетях, в музыкальной тусовке города.
  2. Не стоит покупать очень дорогие инструменты и оборудование. Что-то можно купить с рук, что-то — взять в аренду.
  3. Чтобы организовать первые концерты, составьте список площадок в своем городе, где вы могли бы выступить. Пишите, звоните им и разговаривайте вживую с администрацией этих заведений.
  4. Подготовьте видео, которое вы сможете показать потенциальным организаторам концерта и публике. Это может быть просто запись репетиции или видеоприглашение на концерт.
  5. На сцене не надо стоять столбом. Зрители хотят движения, общения с музыкантами, веселья.
  6. В первое время будьте готовы выступать бесплатно, за еду или, как мы, за коньяк.
  7. Репетировать нужно регулярно, а не только перед концертами. Помимо репетиций — заниматься дома самостоятельно.
  8. У группы есть постоянные траты — аренда репетиционной точки и оборудования, расходы на транспорт.

Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

Владимир Лупачев
А вы мечтали собрать свою группу? Поделитесь в комментариях:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество