Как вернуть деньги, если авиакомпания навязала платный выбор места в самолете?
Регистрируюсь на рейс компании «Азимут». Выбрать место можно только платно. Законно ли это?
После выбора платного места доступны другие услуги. Как ненужные типа смс-уведомления, сэндвича и врача в дорогу. Так и полезная — дополнительные 5 кг к ручной клади. По сути, я не могу купить дополнительную ручную кладь без покупки платного выбора места.
По закону авиакомпании могут предлагать платные услуги, только когда у пассажиров есть право выбора: согласиться или отказаться. Но бывает, что перевозчики навязывают ненужный сервис. Например, вы хотите оплатить дополнительную ручную кладь, но авиакомпания позволит это сделать, только если заплатите за выбор места. Такие действия перевозчика нарушают законодательство о защите прав потребителей.
Что входит в стоимость билета
Она включает перелет пассажира, бронирование и оформление документов для перевозки, провоз ручной клади и в некоторых случаях бесплатного багажа.
За каждым пассажиром закреплено свободное место. Клиента могут попросить доплатить только за выбор другого места. Например, если он хочет сидеть около иллюминатора или в проходе, а не там, куда его по умолчанию посадит авиакомпания.
Перевозчик может предлагать пассажирам и другие дополнительные платные услуги. Например, провоз дополнительного багажа или горячий обед.
При этом авиакомпания не вправе оказывать предпочтение одному клиенту перед другим, если они летят одним классом. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей одной категории. Если два клиента купили билет в экономкласс и при этом одному разрешили провезти 5 кг багажа без доплаты, а другому — 10 кг, это незаконно .
Исключение — льготники. К ним относятся, например, люди с инвалидностью, которым авиакомпания разрешает бесплатно перевозить негабаритный багаж — коляску.
Можно ли предлагать одни услуги только после покупки других
Закон запрещает продавать одну услугу только при условии, что клиент обязательно оплатит другую. Верховный суд считает такие сделки недействительными, потому что это ограничивает права потребителя .
Но выбор места в самолете стоит недорого. И многим пассажирам проще заплатить за эту ненужную услугу, чтобы потом выбрать то, что их интересует, например дополнительный багаж или смс-уведомления. Идти в суд из-за пары сотен рублей мало кто решится. Именно этим и пользуются недобросовестные перевозчики, которые навязывают клиентам «обязательные» дополнительные услуги.
Что можно сделать, если авиакомпания навязывает вам платные услуги
Напишите в компанию претензию с требованием вернуть деньги за навязанную услугу по выбору места. Ее можно отправить по электронной почте или заказным письмом, в том числе через сервис Почты России, либо вручить лично. В последнем случае распечатайте претензию в двух экземплярах, чтобы получить отметку о вручении на том, что останется у вас. У авиакомпании будет 10 дней на возврат денег .
Если перевозчик не ответит или не оформит возврат, можете жаловаться в контролирующее ведомство. Самое простое — обратиться в Роспотребнадзор и ФАС. Первое ведомство защищает права потребителей, второе следит за соблюдением антимонопольного законодательства.
Пассажир может сам принести жалобу в региональное отделение Роспотребнадзора или отправить документ почтой. Но проще всего подать обращение на сайте ведомства. Если сделать это с авторизацией на госуслугах, надзорный орган проведет внеплановую проверку. На сайте Роспотребнадзора этот вариант подачи заявления называется «С авторизацией в ЕСИА». Если направить жалобу без авторизации, проводить проверку Роспотребнадзор не будет
В компетенции Федеральной антимонопольной службы — разобраться с тем, что клиентам навязывают дополнительные услуги. Жалобу в управление ФАС в своем регионе можно подать лично, по почте или через форму на сайте.
За навязывание дополнительных услуг действует усиленная ответственность: должностным лицам могут назначить штраф от 2000 до 4000 ₽, малым предприятиям — от 10 000 до 20 0000 ₽, а крупным и средним компаниям — от 20 000 до 40 000 ₽ .
Кроме того, вы вправе пойти в суд, чтобы заставить авиакомпанию вернуть деньги за ненужную услугу, потребовать компенсации морального вреда и штраф за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке .