Как вернуть деньги, если авиакомпания навязала платный выбор места в самолете?

19
Аватар автора

Rost

спросил в Сообществе

Регистрируюсь на рейс компании «Азимут». Выбрать место можно только платно. Законно ли это?

После выбора платного места доступны другие услуги. Как ненужные типа смс-уведомления, сэндвича и врача в дорогу. Так и полезная — дополнительные 5 кг к ручной клади. По сути, я не могу купить дополнительную ручную кладь без покупки платного выбора места.

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

По закону авиакомпании могут предлагать платные услуги, только когда у пассажиров есть право выбора: согласиться или отказаться. Но бывает, что перевозчики навязывают ненужный сервис. Например, вы хотите оплатить дополнительную ручную кладь, но авиакомпания позволит это сделать, только если заплатите за выбор места. Такие действия перевозчика нарушают законодательство о защите прав потребителей.

Что входит в стоимость билета

Она включает перелет пассажира, бронирование и оформление документов для перевозки, провоз ручной клади и в некоторых случаях бесплатного багажа.

За каждым пассажиром закреплено свободное место. Клиента могут попросить доплатить только за выбор другого места. Например, если он хочет сидеть около иллюминатора или в проходе, а не там, куда его по умолчанию посадит авиакомпания.

Перевозчик может предлагать пассажирам и другие дополнительные платные услуги. Например, провоз дополнительного багажа или горячий обед.

При этом авиакомпания не вправе оказывать предпочтение одному клиенту перед другим, если они летят одним классом. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей одной категории. Если два клиента купили билет в экономкласс и при этом одному разрешили провезти 5 кг багажа без доплаты, а другому — 10 кг, это незаконно  .

Исключение — льготники. К ним относятся, например, люди с инвалидностью, которым авиакомпания разрешает бесплатно перевозить негабаритный багаж — коляску.

Можно ли предлагать одни услуги только после покупки других

Закон запрещает продавать одну услугу только при условии, что клиент обязательно оплатит другую. Верховный суд считает такие сделки недействительными, потому что это ограничивает права потребителя  .

Но выбор места в самолете стоит недорого. И многим пассажирам проще заплатить за эту ненужную услугу, чтобы потом выбрать то, что их интересует, например дополнительный багаж или смс-уведомления. Идти в суд из-за пары сотен рублей мало кто решится. Именно этим и пользуются недобросовестные перевозчики, которые навязывают клиентам «обязательные» дополнительные услуги.

Что можно сделать, если авиакомпания навязывает вам платные услуги

Напишите в компанию претензию с требованием вернуть деньги за навязанную услугу по выбору места. Ее можно отправить по электронной почте или заказным письмом, в том числе через сервис Почты России, либо вручить лично. В последнем случае распечатайте претензию в двух экземплярах, чтобы получить отметку о вручении на том, что останется у вас. У авиакомпании будет 10 дней на возврат денег  .

Если перевозчик не ответит или не оформит возврат, можете жаловаться в контролирующее ведомство. Самое простое — обратиться в Роспотребнадзор и ФАС. Первое ведомство защищает права потребителей, второе следит за соблюдением антимонопольного законодательства.

Пассажир может сам принести жалобу в региональное отделение Роспотребнадзора или отправить документ почтой. Но проще всего подать обращение на сайте ведомства. Если сделать это с авторизацией на госуслугах, надзорный орган проведет внеплановую проверку. На сайте Роспотребнадзора этот вариант подачи заявления называется «С авторизацией в ЕСИА». Если направить жалобу без авторизации, проводить проверку Роспотребнадзор не будет

В компетенции Федеральной антимонопольной службы — разобраться с тем, что клиентам навязывают дополнительные услуги. Жалобу в управление ФАС в своем регионе можно подать лично, по почте или через форму на сайте.

За навязывание дополнительных услуг действует усиленная ответственность: должностным лицам могут назначить штраф от 2000 до 4000 ₽, малым предприятиям — от 10 000 до 20 0000 ₽, а крупным и средним компаниям — от 20 000 до 40 000 ₽  .

Кроме того, вы вправе пойти в суд, чтобы заставить авиакомпанию вернуть деньги за ненужную услугу, потребовать компенсации морального вреда и штраф за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке  .

Анастасия КорниловаЗа что вы переплачивали авиакомпаниям?
  • Заур ДаброСтолкнулся с аналогичной ситуацией с этой авиакомпанией, дозвонился на "горячую" линию, ответили, что бесплатная регистрация без выбора места доступна только в аэропорту. Присоединяюсь к вопросу, насколько это законно.11
  • Роман РоманенкоАзимуты на своём сайте действительно крайне нагло навязывают ненужные услуги, но отменить их можно. Лично с этим столкнулся. При оформлении билетов у них есть блок, где перечислены все эти доп. услуги и текст этих услуг является ссылками. Нужно нажать на услугу и откроется попап, в котором можно ее отменить. Это, конечно, супер неочевидно, перевозчик рассчитывает, что не все догадаются, это сделать. Самое интересное, что даже если отменить услуги на этапе оформления, то при онлайн регистрации на рейс придётся сделать это снова, поскольку азимуты активируют все услуги заново))26
  • BeljourБуквально на днях столкнулся с этой проблемой при покупке билета от "Азимута". Не давали оплатить багаж без приобретения других услуг. Больше ни за что с этими мерзавцами не полечу.2
  • Serge VladimirovichСейчас почти во всех а/к снять все галочки о страховках, смс-информировании, дополнительном багаже и т.д. сродни хитрому квесту.10
  • НиколайЗдравствуйте За страховку и выбор места за четверых пассажиров Самое главное деньги уже оплачены0
  • Far AwayУ азимута, выбирая нужные вам опции, вы в конце попадете на сборный лист и там можно отключить или включить нужное3
  • Far AwayЕлена, выбор места у многих ак платный, потому что огромному количеству людей не все равно, где лететь, например у окна или на эвакуационном проходе, соответственно за выбор места берут деньги.3
  • ПартизанРоман, Вот это да!! Хитрожопые ребята, лучше бы занимались сервисом и обедами в самолетах..3
  • A_TДва раза летала победой- и впечатлений на всю жизнь. Купила два багажа, чтобы не платить переплату и что? Так нельзя. На 1 место только купленный 1 багаж- остальное перевес . Итог, оплачиваю еще раз.3
  • Витас ПоляковЗаур, ну это вообще не рамках!0
  • Б.Ю. АлександровОвербукинг - это, по сути, встроенный страховой полис для бизнеса. Продавая больше мест, чем у авиакомпании есть на самом деле, они могут гарантировать полный перелет, даже если люди отменят его или не придут.0
  • Наталья ФилипповаЗа багаж много взяли, хоты по кг не выходило на такую сумму..0
  • ВарвараЕлена, насчет выбора места. Раньше этого не делала, но теперь точно буду. Летела в мае из Шереметьево, пришла на регистрацию заранее, мне дали место посередине и сказали, что если я хочу его поменять, надо доплатить (450₽). То есть, есть и другие места, более комфортные и они были свободны на тот момент, но девушки решили дать мне заранее неудобное место, чтобы я его поменяла на более удобное за оплату! Я не согласилась и пожалела, потому что оказалась между толстым мужиком и папашей с визжащим всю дорогу младенцем. Спросила у бортпроводницы, может ли она меня пересадить, если есть свободные места (а они были, я видела). Она долго совещалась с кем то там и в итоге предложила мне место у прохода за 1500 ₽. Нормально, да?! Говорю ей, а чего не за 5000 ₽, например, что так скромно? Раз уж летим и выбора нет. Конечно же не согласилась. А она посмотрела на меня и еще спрашивает, а что меня не устраивает на моем месте? Будто не видно и так, что орущий ребенок. Просто наглая дура.1