Авиакомпания продавала билеты из Турции за 90 000 ₽. Это законно?

19
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Россия закрыла авиасообщение с Турцией с 15 апреля. Как только это стало известно, стоимость билетов лоукостера «Победа» поднялась до 90 000 ₽ в одну сторону. Неужели это законно?

Аватар автора

Анастасия Корнилова

юрист

Страница автора

Вероятнее всего, авиакомпании грозят только репутационные потери. Есть несколько нюансов, из-за которых надзорным органам будет сложно повлиять на перевозчика, который решил воспользоваться моментом и поднял цены на перелеты.

Как формируется стоимость билета

Стоимость перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливает авиакомпания. На нее влияют разные факторы: цена на топливо, аэропортовые сборы, лизинговые платежи, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов, сборы за обслуживание.

По закону перевозчик вправе установить несколько пассажирских тарифов, разных по стоимости или условиям применения.

Кто контролирует авиаперевозчиков

За деятельностью авиаперевозчиков следит Росавиация. Федеральная антимонопольная служба России дополнительно контролирует компании-монополистов — так называют перевозчиков, которые обладают доминирующим положением на рынке: доля их услуг превышает 50%.

Российский закон запрещает монополистам устанавливать и поддерживать слишком высокую или низкую цену товара. Но иногда авиакомпании-лидеры все равно пытаются поднять цены на билеты. В этом случае региональные управления ФАС проводят проверки. Если они находят нарушения в действиях перевозчиков, они выносят им предписания. В таком случае монополисты обязаны устранить нарушения.

Например, когда «Аэрофлот» установил разные тарифы на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону, один из пассажиров пожаловался в управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области. Разница в стоимости была почти 100%.

Тарифы «Аэрофлота» на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону

Дата покупки билетаДата вылета и прилетаМаршрутСтоимость билета
09.04.201311.04.2013Ростов-на-Дону — Москва5500 ₽
09.04.201312.04.2013Москва — Ростов-на-Дону11 000 ₽
24.05.201329.05.2013Ростов-на-Дону — Москва5650 ₽
24.05.201329.05.2013Москва — Ростов-на-Дону12 650 ₽

Тарифы «Аэрофлота» на перелет по маршруту Ростов-на-Дону — Москва — Ростов-на-Дону

Дата покупки билета: 09.04.2013
Дата вылета и прилета11.04.2013
МаршрутРостов-на-Дону — Москва
Стоимость билета5500 ₽
Дата покупки билета: 09.04.2013
Дата вылета и прилета12.04.2013
МаршрутМосква — Ростов-на-Дону
Стоимость билета11 000 ₽
Дата покупки билета: 24.05.2013
Дата вылета и прилета29.05.2013
МаршрутРостов-на-Дону — Москва
Стоимость билета5650 ₽
Дата покупки билета: 24.05.2013
Дата вылета и прилета29.05.2013
МаршрутМосква — Ростов-на-Дону
Стоимость билета12 650 ₽

УФАС проверило жалобу и решило, что разница в ценах была экономически необоснованной. Ведомство признало перевозчика виновным в нарушении и вынесло предписание: нарушение устранить.

«Аэрофлот» с таким решением не согласился и обжаловал его в суде. Перевозчик не представил экономическое обоснование такой ценовой политики. В результате суд подтвердил,что УФАС вынесло корректное предписание, и отказал «Аэрофлоту» в удовлетворении требований.

Как быть с «Победой»

Авиакомпания «Победа» не монополист в перевозках между Россией и Турцией, а значит, в ее действиях нет нарушений антимонопольного законодательства.

Даже если УФАС признало бы перевозчика виновным, авиакомпания просто получила бы предписание устранить нарушение. На его исполнение перевозчику дается целых три месяца.

Допустим, УФАС все-таки смогло привлечь авиакомпанию к административной ответственности по части 2.6 статьи 19.5 КоАП РФ. Вот какое наказание предусматривает эта норма: для должностного лица — штраф от 8000 до 12 000 ₽ либо дисквалификация на срок до трех лет, для юридического лица — штраф от 100 000 до 500 000 ₽. С учетом того, что один билет стоил 91 000—99 000 ₽, вряд ли это можно назвать суровым наказанием.

Впрочем, я не думаю, что дело дошло бы до штрафов. Авиакомпания спокойно может выполнить предписание за три месяца: кратное повышение цен связано с внезапным и краткосрочным ажиотажем вокруг билетов. Через несколько дней российские туристы вернутся домой, и перевозчик может снова снизить цены перед закрытием авиасообщения.


Что думаете о такой ценовой политике авиакомпаний?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество