Вас много, а я одна: что такое синдром вахтера

Путеводитель по психике. Выпуск № 11

26

Часто люди, обладающие минимальной властью, стараются продемонстрировать ее при каждом удобном случае.

Охранник в офисе требует ехать домой за забытым пропуском, консьержка устраивает допрос каждому, кто заходит в подъезд, а мелкий чиновник находит опечатку в документе и отправляет посетителя записываться на прием заново. Так проявляется синдром вахтера. Рассказываем о нем в новом путеводителе по психике.

В предыдущем выпуске: что такое двойное послание.

Что это

Синдром вахтера — это желание человека, обладающего небольшой властью, демонстрировать свою значимость. «Вахтер» может устанавливать бесполезные запреты и правила, придираться к мелким ошибкам и нарушениям, проявлять чрезмерную бдительность, общаться грубо и высокомерно или вообще игнорировать посетителей.

Это не заболевание и не ментальное расстройство, а паттерн поведения, то есть сценарий, по которому человек действует в определенных обстоятельствах. Сам термин «синдром вахтера» существует только в русском языке и является не научным, а народным.

Хотя не стоит считать, что синдром вахтера встречается только в России. Жители других стран с ним тоже сталкиваются, что подтверждается произведениями массовой культуры. Например, Аргус Филч из книг и фильмов про Гарри Поттера — типичный носитель синдрома вахтера. Неудавшийся волшебник и завхоз в Хогвартсе не в меру ревностно следит за порядком в школе и очень любит наказывать провинившихся учеников.

Синдром вахтера можно узнать по таким фразам:

  • «У вас в документе ошибка. Переделаете и придете на прием через неделю»;
  • «Всем нужно срочно, а мне что, разорваться?»;
  • «Вы что, пять минут подождать не можете? Не видите, что у меня и так куча дел?»;
  • «Я не знаю, работаете вы здесь или нет. Я вас запоминать не обязан»;
  • «Это ваши проблемы, а не мои».

Почему появляется

Из-за недовольства своим положением. Одна из возможных причин подобного поведения — личная относительная депривация, то есть уверенность в том, что человек незаслуженно получает меньше уважения, денег или других ценных ресурсов, чем заслуживает. Сотрудник может считать, что достоин большего, например, потому что у него есть образование или он проводит на работе много времени. Исследования установили, что люди с относительной депривацией становятся более агрессивными и менее склонны действовать в интересах других.

Относительную депривацию впервые описал американский социолог Сэмюэль Стауффер в середине 20 века. Он изучал, что влияет на боевой дух военных в армии США, и обнаружил, что своим положением наиболее часто оказывались недовольны солдаты с высшим образованием и служившие в авиации — они считали, что должны получать повышение быстрее.

Хотя в реальности они совсем не были ущемлены: в других родах войск продвижение по службе шло куда медленнее. Но завышенные ожидания приводили к недовольству.

Более поздние исследования установили, что относительная депривация возникает не только из-за неоправдавшихся ожиданий, но и из-за сравнения своего социального статуса, положения и дохода с тем, что имеют другие. Человек может сравнивать себя не только с окружающими, но и с самим собой — только в прошлом. Если раньше социальный статус был выше, это тоже приведет к относительной депривации.

Из-за желания защититься. Люди используют агрессию и враждебность не только для нападения, но и для защиты. Если сотрудник, занимающий низкую должность, часто сталкивался с высокомерием и хамством со стороны клиентов или посетителей, то агрессивным поведением он будто бы наносит удар первым.

Из-за ощущения власти. Иногда быть терпимее к чужим ошибкам и промахам, вроде забытого дома пропуска или опечатки в документе, человеку мешает то, что себя он считает значимым и важным.

Это доказал эксперимент ученых из Калифорнийского университета. Они предложили 363 добровольцам пройти тест, который показал, насколько сильно их ощущение собственной власти. После этого их спросили, как поступить с сотрудником, сорвавшим дедлайн из-за загруженности другими задачами. Участники эксперимента с сильным ощущением власти советовали лишить сотрудника премии и не обращать внимания его оправдания.

В чем опасность

Власть «вахтеров» на самом деле невелика, и в большинстве случаев все, что они могут сделать, — это отнять у вас время или испортить настроение. Но даже обычная грубость негативно сказывается на работоспособности, креативности и готовности помогать другим.

Кроме того, общение с «вахтером» может запустить порочный круг хамства — человек, столкнувшийся с грубостью или даже ставший свидетелем чужого невежливого общения, больше склонен грубить другим. А на выполнении рабочих задач и креативности сказывается то, что негативное событие переключает на себя все внимание, и заниматься делами становится сложнее.

Что делать

Договориться с «вахтером» и объяснить ему, почему он ведет себя неправильно, получается довольно редко. Исследование ученых из Университета Огайо показало, что человек, получивший пусть даже мнимую власть, становится менее восприимчивым к убеждениям и аргументам.

Если конфронтация с «вахтером» заходит слишком далеко, лучше обратиться к вышестоящему сотруднику. Но иногда ситуацию можно разрешить самостоятельно.

Позволить «вахтеру» почувствовать себя важным и нужным. Ученые считают, что, если помочь человеку ощутить свою значимость, его уровень агрессии снизится. Покажите «вахтеру», что уважаете его и его труд, и, возможно, после этого он пойдет на компромисс. Например, чиновника можно поблагодарить за обнаруженную ошибку в заполненных документах и сказать, что вам понадобится его помощь, чтобы разобраться со всеми бюрократическими формальностями.

Использовать техники осознанности. Не ввязаться в конфликт с «вахтером» помогут несложные техники осознанности, например глубокое дыхание.

Психолог Сьюзен Дэвид в книге «Эмоциональная гибкость» также советует дистанцироваться от негативных эмоций, мысленно называя и описывая их. Например, так: «Этот сотрудник сейчас неправ. У меня это вызывает раздражение и немного смеха». Это позволит отвлечься в момент конфликта, не сорваться и при этом не держать в себе гнев и раздражение, чтобы потом они не вылились на кого-то другого.

Стать на время стоиком. Как бы ни вел себя «вахтер», можно не позволить ему испортить вам настроение, примерив на себя мировоззрение философов-стоиков. Они считали, что хотя мы и не можем контролировать происходящие события, но их значение для себя мы определяем сами.

Пускай мы не можем заставить вахтера вести себя по-другому, но зато не воспринимать встречу с ним как что-то плохое и не разозлиться — вполне в нашей власти. Тем более что злость, по мнению стоиков, только отнимает жизненную энергию. А человека с синдромом вахтера стоит лишь пожалеть.


Знания о психологии и работе мозга, которые помогут выжить в этом безумном мире — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_dopamine.

Ольга Карасева
Сталкивались с синдромом вахтера? Расскажите:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Обычно в ситуациях, когда меня за что-то пытаются гнобить, говорю, мол, чего вы ругаетесь, вы в этом вопросе специалист, а для меня это всё в новинку. И как правило отношения тут же теплеют за пару градусов. Человек получает похвалу своим профессиональным качествам и одновременно я обращаю внимание на то, что я этими качествами не обладаю, поэтому наделала ошибок. Т.е. в профессиональном плане человек чувствует некое превосходство и добреет)

11

МайскийЖук, спасибо за лайфхак)

1

МайскийЖук, ту в любом случае не стоит говорить с человеком. А то во всех трёх случаях будешь терпилой

0

Ильин, а если надо срочно, а без этого чела вопрос не решается, можно и терпилой побыть. Потом можно и пожаловаться на него.

0
0

Смеюсь и грублю в ответ. Знаю, что неприлично, некрасиво, но не могу себя переделать. Потом сожалею.. Обычно

5

user2169815, да-да. А потом, когда полвуза порасстреляно, этот озранник будет левым.

5

Велена, неужели капля логики! хоть кто-то

1
0

Да, сталкивалась в тот момент, когда мне и без этого было очень тяжело.
Муж лежал в паллиативном отделении с 4 стадией онкологии. Чтобы пройти туда посетителям, не было часов приема. Пройти можно было в любое время. Врач подавал охраннику списки фамилий людей, которым было разрешено посещение.
Когда я пришла, меня в списках не оказалось. Я приехала из района в ЦРБ. Стала охранника просить разрешить мне пройти, чтобы взять у врача разрешение и принести ему. Он меня не пускал, хватал за руки. Конечно, пришлось разговаривать на повышенных тонах. По коридору проходила врач. Она меня вызволила из лап этого неадеквата. И я прошла в отделение. Лечащая врач сказала, что она забыла внести мою фамилию в список.
Но весь смак заключался в следующем. Когда я шла по коридору на выход, то мимо меня шли толпы людей без бахил. Было время тихого часа.
Охранника на его месте не наблюдалось. Т.е. он тупо куда - то ушел. И получается, что в это время можно проходить всем. И шли эти посетители вовсе не в паллиативное отделение. На этаже было и терапевтическое отделение!
Прошло 2 года, я забыть не могу чёрствость и бездушие этого мэна. А ведь я просила его, все объяснила, рассказала. Я его просила :"Пожалуйста, войдите в мое положение. Муж в очень тяжёлом состоянии. Я могу его не застать живого. Я приехала из района. Я - сама инвалид 1 группы". В ответ пустые глаза и рычание :"Не положено. Идите на прием к главному врачу ЦРБ за разрешением". Он был неумолим.
Но, оказывается, можно спокойно уйти со своего супер поста, и тогда все "шлюзы" открыты. Я это подчёркиваю, ибо найдутся защитники, уповающие, что чел выполнял добросовестно свою работу. Во - первых, не добросовестно. Во - вторых, человечность никто не отменял.

4

Кира, у меня тоже было. Лежала беременная на сохранении. Ко мне приходила мама. Однажды врывается в палату медсестра или кто она там была, такая совковая тётка с синдромом вахтёра, которой срочно надо было слить своё внутреннее дерьмо. И вот она давай орать, таким тоном, что она тут царь и бог, а я дерьмо, почему к тебе приходят без бахил. Притом что к соседкам по палате мужья приходили без бахил в уличных ботинках (дело было глубокой осенью) и чуть ли не на кровать ложились в этих ботинках - всем было глубоко пофиг. У меня была угроза прерывания первой долгожданной беременности, поэтому я мысленно от неё абстрагировалась и не стала ругаться - не дай Бог на нервной почве что с ребёнком было бы. И ведь главное видит, тварь, беременные лежат, и видит беззащитных, мы с мамой такие, божьи одуванчики ((( тоже до сих пор никак забыть не могу, а уже больше 10 лет прошло.

0
0
Герой

01.09.22, 20:02

Отредактировано

О да. Совсем недавно сталкивалась) Председатель нашего дома (бабуля лет 75) звонила мне и говорила, что я должна была прийти к ней и написать заявление, что, мол, у меня в квартире живут родственники. И оставить их контактный номер😄
Я сказала, что ничего подобного я не должна, что никакие родственники у меня не живут, а я вполне легально сдаю свою квартиру по договору и плачу налоги. И что контакты своих жильцов никому раздавать не собираюсь. Я всегда на связи, можно звонить мне, если возникают какие-то вопросы. Хотя и вопросов быть никаких не должно) Тихие, приличные люди живут. Не гадят, не шумят, платят вовремя.
Но там бабуля-ураган. Она нам ещё после покупки квартиры во время ремонта палки в колёса вставляла))) Дом 88 или 89-го года постройки, 10-этажка. В доме 5 подъездов. В 3-х из них обслуживающая оргацизация РЭП, а в других двух подъездах - ЖСК, где та бабуля как местный президент))) Но толк от неё есть! Не считая подобных глупостей )

2
0

Нас как-то в институте заставили ехать в одно здание, чтобы получить пропуск-карточку в другое, где мы и учились. Мы приехали, а охранник нас не пускает без этого самого пропуска. Показывали ему студенческие, объясняли - пофиг. Потом кто-то за нами вышел, но ждал мы на ступеньках минут 30-40

2

Произошел, а где проходит та тонкая грань, разделяющая должностные обязанности и синдром вахтера? Охранник действовал по инструкции, здесь явный косяк тех людей, кто был ответственен за документы студентов.

9

Иваника, по студенческому до этого всех пускали годами, но потом ввели карточки. Студенческий - с печатями, фотографиями. Проверить его подлинность не сложно и заняло бы по минуте на каждого, но тогда целая толпа бы не ощутила важность этого человека. Работа охранника - обеспечить безопасность в здании. Если он видит, что туда пытается прорваться опасная группировка из нескольких десятков непонятных людей, по инструкции надо тревожную кнопку жать и группу захвата вызывать. Но он-то прекрасно знал, что все собравшиеся - студенты, которые просто за карточками пришли

1

Произошел, если охраннику дали инструкцию - пропускать только по пропуску, он ее выполняет. Один раз пропустит по студенческому, другой, потом все так и будут ходить. Тот, кто направил, должен был сам озаботиться оформлением каких-то разовых пропусков для посещения того здания.

1
0

всегда действую в рамках правового поля: досудебное урегулирование на госуслугах, письма через электронные приемные. На следующее утро чиновники сами звонят

2
0

Буквально недавно столкнулся с подобным.
Садился в электричку на конечной от Москвы станции, где кассы не работали и надо было взять талон в специальном терминале, чтобы потом по нему купить билет уже в электричке у контролёров.
На станции было два таких терминала и оба не работали.
Поэтому сели в электричку без билета, все-равно там будут контролёры и можно будет купить у них билет.
Мы рассказали все контролерам, когда они подошли к нам, что и касса и аппараты не работали. И что мы хотим купить билет от конечной до конечной. То есть по самой высокой стоимости.
А они кроме этого потребовали ещё оплату сбора 100 за то, что покупаем билет в электричке. Если бы у нас был талон из аппарата, то сбора не было бы.
На все наши доводы, что нашей вины а этом нет, отвечали отрицательно и требовали оплатить сбор.

2

Шоколад, вы ещё московские автобусы не знаете. У нас контролеры "организатор перевозок" (собянин создал эту контору сбора штрафов). Они у нас представители власти. Штраф 1000 проезд не установлен, багаж. 2500 нелигитиины1 проездной (якобы), было время 5000 нет маски либо она есть, но нет перчаток. Неповиновение представителю власти наказывается сроком до 10 лет тюрьмы. Если что сразу в полицию

0
0

Однажды услышала фразу-«миром правят уборщицы и костелянши». Сюда же можно добавить гардеробщицы, санитарки, вахтёры.

2

Добро, 👍👍👍👏👏👏

0
0

Вас много, а я один.

0

Spitfire82, вас много а я один может означать что человек реально не справляется с потоком обращениий и устает(такое может быть), а вот то что он проверяющий контролёр, "представитель власти" с которым шутки плохи и может неповиновение власти грозить уголовной ответственностью (например контролеры гку организатор перевозок выписывающие штрафы), причём неповиновение? Вдумайтесь виноваты ли, а не обвиняют ли вас в том, что вы даже не хотели нарушать, но так как власть, так брать не существующую вину обязаны

0
0

А что вы думаете про синдром вахтера, тех которых правительство наделило "властью"? То есть обозначив что они есть "представители власти в буквальном смысле", практически с полномочиями полиции, и неповиновение им может грозить уголовной ответственностью(в метро на Москва 24 крутят ролики о сроке лишения свободы до 10 лет) речь идёт о проверяющих, штрафующих. В частности контролёрах транспорта Москвы" организатор перевозок", всевозможных "роспотребнадзорах", "пожарных, итд. То есть изначальная функция дать кому то чтобы жизнь сахаром не казалась. Смысл в том, что даже не желающие ничего" нарушать"так же являются" потенциальными нарушителями" и они вроде ссылаясь на "закон" (в данном случае, указ местной власти, обвинять якобы возможно нарушивших. Причём эти якобы законы очень спорны. Даже такая вещь как "неповиновение власти и полиции" если вдуматься, на самом деле смысл" вина, а есть ли повод, на самом деле виноват или обязан взять ту вину которой на самом деле нет, но раз власть, то с ней шутить запрещено?

0
0

А где вариант "ставлю на место"?

0
0

А вы у себя на работе не сталкиваетесь, что вам звонят и пишут с просьбой или даже требованием сделать что-то срочно или даже немедленно, при этом обижаются на вполне невинный вопрос - что все вопросы решаются в порядке очереди, перед вами также другие люди обратились, их, получается, нужно подвинуть в конец очереди?
Если вы не умеете планировать свою работу, почему нужно выходить из положения за счет других?

0

Сообщество