Как отказаться от услуг консьержа?
Родители подарили нам с мужем квартиру. Купили ее у женщины, которая ее сдавала. Жильцы были недобросовестные, и хозяйка, устав от них, прикрыла бизнес.
Это старый фонд — 237-я серия советских домов с хорошей планировкой, грузовым лифтом и консьержем, который за ежемесячную плату должен следить за порядком и оказывать приятные услуги-мелочи владельцам. Но с самого знакомства с консьержем у нас не задалось.
Когда мы впервые пришли посмотреть квартиру, неизвестная женщина перегородила проход и спросила, кто мы. Мы удивились ее гонору и сообщили номер квартиры. В ответ консьержка сказала, что предыдущие жильцы не платили за ее услуги и, пока мы не отдадим их долг, она не будет пускать нас к лифту.
Спустя несколько дней ситуация повторилась: она перегородила вход моему мужу, который уже прописался в квартире, сказала, что знать его не знает и, пока мы не заплатим, не будем иметь права входить.
Тогда я стала разбираться, и вот что выяснилось. В нежилом помещении с окошком проживают три бабульки, сменяя друг друга и работая по 24 часа. Платят им по 300 ₽ с квартиры в месяц. Деньги отдают наличными, и бабульки записывают все в «тетрадку» — никаких чеков или отчетов. В платежных документах информации нет.
Мы решили, что раз консьержки так к нам относятся, мы не будем им платить. И обратились в управляющую компанию. Но там сказали, что если я пожалуюсь или позвоню в полицию из-за людей, проживающих в нежилом помещении, то мне ничем не помогут. А вот в УК знают способы, как сделать мою жизнь в доме менее сладкой из-за перебоев с водой и электричеством.
Мы смирились — платить по 300 ₽ мимо касс и налогов неприятно, но это все-таки не заоблачные деньги. Чужой долг на нас не повесили.
Спустя полгода мы поняли, что обещанная комфортная жизнь с консьержем не такая уж и комфортная. Вот с чем мы столкнулись.
Плюсы:
- Консьержка восемь раз из десяти открывает дверь заранее, если ты входишь с парадного входа и она узнала тебя по камере.
- Однажды она напомнила, что мы не внесли показания счетчика.
- Здоровается с тобой, если ты с ней здороваешься.
- Хулиганы не звонят нам в домофон.
- Один раз консьержка звонила соседу, который шумел ночью, и это помогло.
Минусы:
- Наш домофон подключен к домофону консьержки, и никто не может связаться с нами напрямую. Схема такая: человек звонит в домофон, ему отвечает консьержка, узнает, что надо, потом звонит нам и спрашивает, впускать ли.
- После полуночи доставку нужно забирать самостоятельно, спускаясь вниз: консьержка уходит спать и курьеров не встречает.
- Обычно, когда соседи снизу шумят и не дают спать ни нам, ни другим жильцам, консьержка отмахивается. Говорит, что это наши проблемы и мы должны вызывать полицию.
- Как-то я попросила консьержку вызвать мне сантехника на замену батарей, она ничего не поняла и передала ему «подойти на осмотр». В итоге я зря отпросилась с работы, потому что сантехник не взял инструменты и не заложил достаточно времени на замену. Потом он дал свой номер, и мы договорились лично.
- Когда мы услышали, как в соседней квартире ночью кого-то избивают, сразу пришли к консьержке. Но она отмахнулась — сказала, что ничего не слышно. А утром поделилась, что там муж регулярно бьет жену и это норма — влезать не надо. Мы были в шоке — и в следующий раз сразу вызовем полицию, но такой пофигизм поражает.
- Когда мы однажды застряли в лифте и вызвали консьержку, она нам нахамила. Сказала, что когда лифтер приедет, тогда и приедет. Никакой оперативности и человеческого отношения.
- В целом при нашей приветливости и готовности идти на компромисс все консьержки — хамоватые натуры. Есть ощущение, что это они нам платят, а не мы им.
Есть ли какой-то способ пожаловаться на незаконные действия УК и будет ли от этого польза?
Меня все это очень напрягает — я хочу, чтобы домофон был напрямую у меня и никто не вынюхивал подробности моей жизни: кто и зачем ко мне ходит. Мне не нравится, что левых людей наделили бесполезными полномочиями и я должна за это платить, становясь соучастником преступления. Я не хочу свергать УК, мне просто хочется, чтобы все было законно, а в личную жизнь моей семьи не лезли.
Консьерж, который следит за порядком и оказывает приятные услуги-мелочи владельцам, — это, конечно, здорово. Но в вашем случае я не вижу, чтобы он вообще оказывал какие-то услуги.
Расскажу, как эта ситуация выглядит с точки зрения закона и как с этим бороться.
Как жильцы нанимают консьержа
Наличие консьержа — это опция, которую могут выбрать жильцы дома. Вот как все должно происходить:
- Жильцы проводят собрание и решают нанять консьержа. Там же договариваются об оплате его услуг.
- Участники собрания составляют протокол с решением и направляют его в управляющую компанию. В протоколе должны быть прописаны все детали: в каком помещении находится консьерж, график его работы, что он должен делать, а что не должен, кого может пропускать, а кого — нет, может ли вместо жильцов отвечать на домофон и что происходит после этого. Информация о подключении домофона тоже должна быть в решении собрания.
- УК на основании протокола вносит стоимость услуг консьержа в платежные документы и подписывает с ним трудовой договор.
- Жильцы дома платят управляющей компании, а УК переводит деньги консьержу за вычетом НДФЛ и платит за него страховые взносы.
Если все оформлено так, то собственник не может отказаться от платежей, даже если не согласен. Решение собрания обязательно для всех жильцов. Нет оформления — нет и услуг, которые консьерж оказывает. А еще собственники и жильцы дома не обязаны ему платить.
Если бы собственники вашего дома провели собрание о работе консьержа, УК не пришлось бы угрожать вам отключением воды и света. Сотрудники управляющей компании показали бы вам протокол с решением о том, как и сколько платить консьержу. Они разъяснили бы, что задолженность с вас взыщут через суд, если откажетесь. Вместо этого УК начала угрожать вам в стиле старых советских управдомов.
Правда ли, что из-за жалоб могут отключить свет и воду
Я почти уверен, что это пустые угрозы. Если собственники на собрании не приняли решения об оплате услуг консьержа, ничего подобного УК после ваших жалоб не сделает.
Дело в том, что юридически консьерж вам никто. Без решения собственников это просто странная женщина, которая мешает войти в подъезд и требует деньги. Управляющая компания на словах ее поддерживает. Но если по вашей жалобе начнется проверка, УК не сможет сказать: «Да, это наш человек, мы ее тут посадили». Если они это признают, сотрудников управляющей компании можно будет привлечь к ответственности.
Вот какие нарушения допустила УК:
- Не заключила трудовой договор с консьержем. Штраф для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 ₽, для компании — от 50 000 до 100 000 ₽.
- Умышленно не платила за консьержа НДФЛ и страховые взносы. Штраф — 40% от недоимки.
- Брала плату с жильцов без решения общего собрания собственников и угрожала отключением воды и света за жалобу. Это нарушение правил управления многоквартирным домом. За такое должностных лиц могут оштрафовать на 50 000—100 000 ₽ или дисквалифицировать на срок до трех лет. Штраф для УК — 150 000—250 000 ₽.
Как показывает опыт, в такой ситуации сотрудникам УК выгоднее заявить проверяющим, что к этой тетеньке с тетрадкой они отношения не имеют: «Да, сидит в подъезде, собирает деньги, следит за дверью и теми, кто ходит по подъезду. Почему она так делает — науке неизвестно. Наверное, с жильцами договорилась. Товарищи проверяющие, спрашивайте у жильцов — УК здесь не при делах. А то, что обещали свет и воду отключить, — нас просто неправильно поняли».
Как пожаловаться на действия УК
Я рекомендую сначала попросить управляющую компанию дать вам копию протокола общего собрания собственников. Там должно быть прописано, сколько жильцы обязаны платить за услуги консьержа, как он подключается к домофону и пропускает посетителей в подъезд и что вообще входит в его обязанности.
Чтобы получить копию протокола, необязательно посещать управляющую компанию лично. Есть более надежный способ — подать обращение через сайт ГИС ЖКХ либо через его мобильное приложение «Госуслуги.Дом».
В обращении укажите, что у вас в подъезде в нежилом помещении живет какая-то женщина. Регулярно просит денег непонятно за что, мешает входить в подъезд, отвечает вместо вас на звонок в домофон, не пускает к вам гостей. Чем она руководствуется — объяснить не может. А когда вы попытались выяснить подробности в УК, вам пообещали отключить свет и воду.
В связи с этим вы просите предоставить копию решения общего собрания собственников, которое наделило женщину такими полномочиями и обязало УК отключать свет и воду недовольным жильцам. А если такого решения не было — принять меры и навести порядок. Если УК сама это сделать не сможет, вы пожалуетесь в Госжилинспекцию, ГЖИ, и полицию уже на управляющую компанию.
По своему опыту скажу — в большинстве случаев такого обращения достаточно как минимум для того, чтобы консьерж перестал портить вам жизнь.
А управляющей компании придется выбрать один из вариантов действий:
- В трехдневный срок предоставить вам копию решения собрания собственников. Если оно действительно есть, вам придется его исполнять.
- Проигнорировать обращение или пойти на обострение конфликта. Выразится оно, скорее всего, в том, что консьерж будет громче кричать. Но если вы не опустите руки, продлится это недолго. А вот отключить, например, воду в отдельно взятой квартире УК не может технически. Со светом тоже не все так просто: отключают его только за долги.
Если УК выберет второй вариант, отправьте в ГЖИ жалобу на ее действия и приложите копию своего обращения — на том же сайте ГИС ЖКХ или в приложении «Госуслуги.Дом». В жалобе попросите устранить нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Что в итоге
Гарантий, что вопрос сразу решится в вашу пользу, нет. Но шансы навести порядок в доме очень хорошие.
Запросите у управляющей компании копию протокола. Если выяснится, что собственники жилья не проводили собрание, консьерж работает незаконно. В этом случае вы не должны соблюдать его правила и платить ему.
17.10, 12:38
Зачем они вообще нужны? Обычно они просто сидят не реагируя даже на незнакомых. Ну еще разик была такая, что собачилась и хамила всем от курьеров до жильцов
17.10, 13:12
А моя консьержка , когда я утром иду на работу, говорит мне - Доброе , утро Игорек! )
А я ей - Маргарита, как обстановка, без происшествий? )
Маргарите около 70, мне 45 ))))
17.10, 12:57
"я попросила консьержку вызвать мне сантехника на замену батарей"
"когда соседи снизу шумят и не дают спать ни нам, ни другим жильцам, консьержка отмахивается"
Вы консьержку со служанкой не путаете?
18.10, 10:01
Системный, перепутала "консьержку" с "консьерж-сервисом".
17.10, 13:04
Системный, ну сантехника и сама могла вызвать, это правда. Только смысл в целом коньсьержей тогда? С утра до вечера в потолок плевать?
17.10, 13:09
Злонравный, на входе Цербером работать. Можно ещё доставку принимать.
18.10, 10:06
Злонравный, постоянно тусит в подъезде, в курсе всех и всего. Соответственно, отпугивает наркомантов и, возможно, прастетуток.
Живая камера наблюдения. Плюс дверь открывает и мелкие услуги оказывает.
Из минусов- типичная тетка 60 (70,80 плюс) советского разлива, со всеми прилагающимися этому стереотипу недостатками (в общем-то описано в статье).
18.10, 08:52
Злонравный, а где ещё люди будут лелеят свой синдром вахтёра?
29.08.22, 08:58
По-моему многовато требований и ожиданий от консьержа за 300 руб. - вызов сантехника, лифтера, воздействие на шумных соседей ))
Платить неофициально или нет - решать вам.
А вот с отсутствием прямого подключения домофона (если он есть в платежке) - надо разбираться, скорее всего, это нарушение. Напишите официальное обращение в УК.
17.10, 13:00
В вашем доме практически идеально воссоздан архетип типичного советского управдома и дома высокой культуры быта, можно фильмы снимать😅
Скажите, а у консьержек есть телевизор Рубин на столе?
17.10, 13:21
Илья, я, как практикующий управдом, скажу: управдомы и консьержи - это совсем не одно и то же :)
И телевизор "Рубин" управдомам не выдают :)
17.10, 13:01
"она перегородила вход моему мужу, который уже прописался в квартире, сказала, что знать его не знает и, пока мы не заплатим, не будем иметь права входить"
Но консьержки борзые, конечно. Таким и платить не захочется.
17.10, 12:41
Никогда не жил в доме с консьержем, у меня, честно говоря, мнение о них сложилось еще с Нашей Раши
17.10, 15:19
В доме, где была квартира, которую я когда-то давно снимала, жила бабулька, которая со всех брала по 150 рублей за мытье полов в парадной. Я не очень понимала, зачем, если это прямая обязанность УК, да и какого-то особого толку от ее "уборок" не было. Но воспринимала это как плату "чтобы отвязалась". Через какое-то время она обратила пристальное внимание на меня и я поняла, что платеж больше не работает по прямому назначению и перестала платить. После этого развернулась полномасштабная война со звонками лэндлорду и прочими мелкими пакостями
17.10, 16:55
У нас была официальная консьержка в доме. И мы платили по 500 руб. с квартиры. Они следили за общим порядком в холле, мыли пол в лифтах и обходили весь подъезд дважды в сутки, собирали показания счетчиков, раздавали квитанции, принимали заявки для слесаря ТСЖ. Проблема только в том, что это пожилые женщины, которые не всегда понимают, что им говорят с первого раза.
22.10, 07:53
Удивительно конечно, как люди всего боятся. Какой малоадекватный сотрудник УК припугнул их отключением воды и они безропотно несут свои 300 рублей посторонним людям.
07.11, 08:58
Да о чем Вы вообще говорите? О необходимости дальнейшего разрушения гражданского общества? Мы должны объединяться и вместе решать наши общие проблемы. В Москве, из-за неблагополучной экономической ситуации, просто эпидемия наркомании, а также никуда не делись бомжи, алкаши, "коробейники" (предлагавшие низкокачественные товары по завышенным ценам), и откровенные мошенники. Из мошенников много - "втюхивающих" пожарные датчики пенсионерам, стоящие 250 руб. за десятки тысяч рублей. Вот сами и посудите. Защита своих МКД (и беззащитных пенсионеров) - дело рук самих жителей. Как минимум обязательно нужно иметь подъездное видеонаблюдение, но конечно же полной гарантией от всех возможных угроз может быть только пост охраны в доме. Нет, не бабка-консьержка (от неё действительно не будет толку), но адекватный мужчина, который может дать отпор группе наркоманов из 4-5 человек. При этом размер взноса на оплату может быть всё те же 300 рублей с квартиры, со скидкой многодетным и одиноким пенсионерам. Плюс он поможет жителям с разряженным аккумулятором в автомобиле, поможет принять доставку если вы отъехали, поможет изготовить ключ от домофона со скидкой, купить трубку домофона по себестоимости, имеет запасной дверной замок если ваш заклинило и много много чего ещё, но повторюсь, это должен быть адекватный работник поста, и над ним адекватный Управдом. Не платить взносы наверное и можно (хотя это как, бомжа который идет сходить в туалет в подъезде на ваш этаж пускать, а на другие этажи нет?), но тогда будьте любезны сами стать адекватным человеком, выполнять самостоятельно вашу часть работы охраны, не пускать посторонних в подъезд, самому встречать приехавших к вам курьеров, платить полную стоимость за ключи, покупать трубки домофонов за 3500руб вместо 800руб, и масса масса других на самом деле очень невыгодных для вас вещей. Экономия спорная. Да и статус самого нищего жителя дома, неспособного заплатить 300руб, - спорная привилегия.
19.11, 10:44
Экономическая ситуация сами знаете какая, маргинальных элементов по улицам шатается огромное число. Потому, большинство жителей домов, где нет поста охраны или элементарной (но адекватной) консьержки мечтают о том, чтобы был адекватный присмотр за их подъездами. Если пытаются проникать посторонние - чтобы их прогнали. Если лезут к пенсионерам мошенники или "коробейники" - чтобы пенсионеров защитили и не дали "обуть". Если группа алкашей/бомжей/наркоманов вознамерилась распить/употребить в подъезде или пожить недельку на чердаке или на лестнице - чтобы их выпроводили или вызвали полицию. Это простые и логичные действия, которые в большинстве домов увы, системно, некому предпринять, надежда только на активную позицию самих жителей. Но увы многим сейчас всё равно и сами люди равнодушны. Алкаш заходит в подъезд чтобы справить большую нужду, или Бомжи разводят костёр в подъезде? - А люди просто проходят мимо, "моя хата с краю"... В любом нормальном доме большая половина дома за работу поста охраны/консьержку. Вопрос исключительно финансовый. Официально всё делать - дороже (и вовсе не факт, что будет качественнее). Пенсионеры и малоимущие жители просят, чтобы взнос был поменьше. 750 или даже 500 рублей платить существенно сложнее. Но обязательно, в каждом подъезде, найдется пару Чудаков, на букву М, которые (не смотря на то, что точно более 51% голосов высказано за наведение порядка) начинают искать причины, почему бы не платить эти 300 рублей. "Я мол хочу платить официально", самая распространенная глупейшая отмазка (300 рублей ты не тянешь, а 750 официально потянешь???). При чем часто, это работающие, и явно не нуждающиеся люди. Увы, это данность и статистика. В каждом подъезде обязательно есть как минимум один такой "Чудак". И потом они еще напишут статьи, как они "хакнули систему и всех нагнули" отказавшись платить взносы. По сути они просто халявщики, живущие за чужой счёт. Другие платят, порядок наводится - а эти негодяи считают себя самыми умными. Но справедливость тоже есть, их ВСЕ считают обычными контрацептивами. Потом, когда у них что-то случается и они первым делом прибегают к охране - о какое удовольствие, откровенно послать их на три весёлые буквы! И туда им и дорога)