Профессия: проводник
Работа и зарплата
275K
Фотография — O.C Ritz / Shutterstock / FOTODOM

Профессия: проводник

158
Аватар автора

Елена Иванова

проводница пассажирского поезда

Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником несложно: собрал билеты, напоил пассажиров чаем, проследил за порядком — и все.

На самом деле проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. А получаем мы не так много — в среднем 60 000 ₽.

Что за работа

Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в специальное электронное устройство и высаживает людей на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому должен знать, как себя вести в чрезвычайной ситуации.

Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. В поездках мы должны продавать товары, а зимой — убирать снег и лед под вагонами.

Практически на каждом рейсе возникают трудности: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда. Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно.

В одной поездке пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C. Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.

Разряды железнодорожных профессий

Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:

  • второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
  • третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
  • четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
  • пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.

У начальника поезда разряды с 8-го по 11-й, логика та же. Начальник отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.

Железнодорожные компании, зарплата и график

В России несколько ж/д перевозчиков. Например, Дирекция скоростного сообщения РЖД, которой принадлежат «Сапсаны», Федеральная пассажирская компания, «Гранд-сервис-экспресс» — их «Таврия» ездит в Крым. Все они регулярно нанимают проводников.

Работают проводники посменно: 8/8, 14/14, 16/16 или 16/8. Иногда их отправляют в несколько рейсов подряд, например летом или если не хватает сотрудников. Такие смены оплачивают по повышенному тарифу, как и работу в праздники.

В ФПК предлагают зарплату от 67 000 до 75 000 ₽ в месяц, обещают бесплатное обучение, проезд на поездах и ДМС со стоматологией. Источник: hh.ru
В ФПК предлагают зарплату от 67 000 до 75 000 ₽ в месяц, обещают бесплатное обучение, проезд на поездах и ДМС со стоматологией. Источник: hh.ru
В ФПК предлагают зарплату от 67 000 до 75 000 ₽ в месяц, обещают бесплатное обучение, проезд на поездах и ДМС со стоматологией. Источник: hh.ru
А в этой вакансии обещают от 100 000 ₽ в месяц на руки. Источник: hh.ru
А в этой вакансии обещают от 100 000 ₽ в месяц на руки. Источник: hh.ru

Как стать проводником

Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно окончить девять классов и пройти курсы. На них учат решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах.

Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» есть, например, в Московском колледже транспорта или в Инженерном колледже.

Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.

После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.

На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. На рабочем месте проводят еще один инструктаж: рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне. Раз в три месяца — повторные инструктажи.

На тестировании нужно выполнить задания на логику и знание дисциплин, пройти психологический тест.

На стажировке новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Ограничений по дальности нет: бывает, приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. В поездке стажеры заполняют дневники — пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что стажеры стараются показать себя с лучшей стороны.

Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Например, перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году работники поездов, организованных для перевозки иностранных болельщиков, прошли курс базового английского.

Программа курса подготовки проводников. Источник: promresgroup.ru
Программа курса подготовки проводников. Источник: promresgroup.ru

Как устроена работа в поездке

Перед посадкой пассажиров я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках, — в обычных поездах пассажиры делают это сами. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства присылают список пассажиров в нашем вагоне.

Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: например, иногда пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. Тогда я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.

Часто люди ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.

Если ошибок больше, нужно успеть до отправления исправить данные. Мы сообщаем начальнику поезда об ошибках, он уточняет у оператора, действителен ли билет, затем оператор меняет данные. Лучше, конечно, приезжать на вокзал заранее, чтобы в такой ситуации все успеть до отправления поезда. Услуга стоит 200 ₽.

Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде.

Данные пассажиров мы проверяем на устройстве контроля электронных билетов. Там есть список купивших билеты. Если пассажир сдает билет, это сразу отображается. Так мы выявляем зайцев, которые покупают билеты в интернете, распечатывают, а потом сдают и пытаются пройти в вагон по распечатке. Источник: rzd.ru
Данные пассажиров мы проверяем на устройстве контроля электронных билетов. Там есть список купивших билеты. Если пассажир сдает билет, это сразу отображается. Так мы выявляем зайцев, которые покупают билеты в интернете, распечатывают, а потом сдают и пытаются пройти в вагон по распечатке. Источник: rzd.ru

После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорта. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.

После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.

Затем я вношу данные о пассажирах в устройство электронной отчетности. Ошибаться нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.

Купе проводника

У проводников обычно два купе: в первом мы спим, а во втором работаем и следим за датчиками. Пока один проводник на смене, другой отдыхает в спальном купе.

Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, посуда, товары для продажи, аптечка, иногда — микроволновка и кофемашина.

Это купе, где проводники работают, выдают посуду и товары
Здесь проводники отдыхают
Так выглядит рабочее купе в вагоне компании ТКС
Электрощит в старом купейном вагоне
А это электрощит в купейном вагоне ТКС

Периодически я убираю в вагоне: мою полы и туалеты, выношу мусор. Во время длинных остановок зимой приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.

Кроме того, я должна:

  1. Застилать постель болеющим людям, пассажирам с ограниченными возможностями здоровья или малолетними детьми.
  2. Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить их принести.
  3. Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
  4. Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
  5. Выдавать столовые приборы и стаканы.
  6. При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи.
  7. Не пускать в вагон людей с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.

Я никого не обыскиваю, но, если замечу людей с запрещенными предметами, обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.

Перед конечной станцией я принимаю белье. Если пассажиры не сдали его, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то, мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.

Сложности

С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это приятно, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.

Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.

Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось объяснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.

Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.

Бонусы в работе проводника

Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.

Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляют премии за преданность компании. Премию в размере нескольких окладов платят каждые пять лет. Еще всегда оплачивают больничные листы и работу в праздники. Все по трудовому кодексу.

Возможность посмотреть страну. Некоторые поезда доезжают до конечной станции и едут обратно, а другие стоят там несколько часов. Если проводник не на дежурстве, он может записаться в рейсовый журнал и пойти погулять по городу. Главное, взять с собой документы, не употреблять алкоголь и вовремя вернуться в поезд.

Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги.

Еще дают возможность бесплатно отдыхать в санаториях. Дети проводников могут ездить в летние лагеря со скидкой 80—90%. Известных вроде «Орленка» и «Артека» в списке нет, но есть много других по всей стране, в том числе на Черном море.

Железнодорожные компании по заявлению дополнительно отчисляют деньги в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 200 км.

Еще я слышала, что проводники могут оформить льготную ипотеку в ВТБ и компания будет гасить за них часть процентов. Но подробностей я не знаю.

Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.

Кратко о профессии

  1. Работать проводником тяжело.
  2. На железную дорогу идут ради стабильного заработка и соцпакета.
  3. Обычно стать проводником несложно — достаточно пройти курсы. Если хочется дорасти до начальника поезда, нужно высшее образование.
  4. Большинство пассажиров — воспитанные и адекватные люди, но всегда будут те, с кем найти общий язык сложнее. Если конфликт решить не удается, на помощь всегда придет начальник поезда.
РедакцияА вы хотели бы поработать проводником? А если вы проводник, что еще рассказали бы об этой работе?
  • Ксения КазымоваЭто замечательная и нужная профессия, однако Вам на будущее - нельзя, совсем нельзя(!!!) - засовывать эпилептику ложку в рот, чтобы он(а) не прикусил язык! Никогда больше так не делайте. Просто зафиксируйте голову человека и всё.76
  • Алиса СелезнёваКсения, поддерживаю. Специально узнавала на курсах оказания первой помощи - НЕЛЬЗЯ ничего эпилептику в рот запихивать во время припадка, и язык он не проглотит. Опасность западения языка наступает только после окончания припадка - для предотвращения этого просто положите на бок пострадавшего. Пены изо рта во время припадка можно не бояться - просто слюна, иногда с кровью. Голову не фиксировать - скорее, подложить что-то мягкое, силой удерживать не надо и не нужно. Бедные эпилептики без зубов остаются(28
  • НеОнКак-то ехал в поезде и зашла целая группа мужиков нетрезвых. По виду было похоже, что сидели. Проводница сразу позвала начальника(цу) поезда, та как наехала на них и они легли спать вроде бы. Но не совсем. Вот лучше бы было наверно вообще их не сажать? Понятно же что нетрезвые и ничего хорошего не жди. Ладно у них места были не рядом. Они шатались по всему вагону потом опять начальница пришла и успокоила сказала ещё один косяк и высажу.14
  • Дмитрий ДюковВот кстати читал и думал отвлечённо о том, что каждый миллениал сейчас знает из интернета про ложку между зубами)10
  • Muy BienПосле месячного путешествия по северной Африке впервые мне стало страшно в поезде Москва-Пермь. Дагестанец решил попить пива в нашем купе сидя на моём месте. Трижды просила проводника его выпроводить к себе. Помогли угрозы полицией, но думала что после угрозы он меня прибъет.19
  • GreLIValeriymin, по-разному бывает, зависит от авиакомпании, её бюджета и кадровой политики. Я видел стюардесс за 50. Выглядели не как Мадонна или Пугачёва. Правда, той авиакомпании уже больше нет.4
  • НеОнMuy, имеется в виду купейный вагон? Именно поэтому не езжу в купе (если бы вчетвером со своими ехали, можно было бы). Вообще не представляю как можно ехать с чужими людьми в таком закутке. Для меня это было бы подобно пытке. А в плацкарте хоть не чувствуешь так себя отделенно от мира. Там конечно свои особенности. Да и вообще ездить на поезде та ещё жесть - ни связи, ни интернета, ни телефон зарядить, ни нормально умыться и в туалет сходить. Адское выживание14
  • Кто ЯТоже отметила эти строки - видимо, автору стоит еще раз сходить на курсы первой мед. помощи :-)14
  • Muy BienWhat, нет, это был плацкарт. Для пытка в плацкарте ехать, лучше купе с дверями, так хотя бы никто не ходит и не пырится. Иногда зарядка для телефона есть и кондиционер.5
  • Muy BienGreLI, на рейсе Москва-Хошимин от Аэрофлота почти весь экипаж был сильно в возрасте, в т.ч и мужчины.3
  • Tatiana AnokhinaАлиса Селезнёва, это ужас вообще. Есть этот миф и он ходит и ходит. Надеюсь, автор читает комментарии.9
  • Наталья ПрокоповаХорошая статья. Но такая профессия, как по мне, больше одиноким людям подходит. Вот как с ребенком 15/15? Обязателен еще человек, который каждый день по вечерам дома бывает7
  • Vladimir VladimirovКсения, и мы не одни такие, это хорошо1
  • НеОнMuy, в плацкарте с женой всегда берём боковые места - каеф не зависишь от соседей. Плацкарт не боковой это жесть особенно наверху. Недавно ездили, было ужасно. Снизу сидят постоянно. Сверху невозможно ни выпрямиться ни сесть - только лежать. Вниз слезать как то не в кайф сидеть там с этими людьми, о чем то разговаривать. Им снизу жарко они хотят окно открыть а поезд несётся - на меня дует. Мест на боковые не было вот и пришлось эти взять21
  • Евгений КарпельValeriymin, полетайте Lufthansa, British Airways, AirFrance и т.д. Возрастные бортпроводницы/бортпроводники - очень не редкость.10
  • Евгений ДороховWhat, в фирменных вагонах уже есть розетки в каждом купе, кондиционер, и в купе можно нормально сидеть на верхней полке. И еще - проще найти общий язык (ну или потерпеть) троих соседей, чем сотню - кто храпит, кто бухает, кто разговаривает. Нет уж, в жизни ездил в плацкарте 2 раза, не надо больше. Хотя да, машина всегда лучше, но иногда хочется отдохнуть в пути, тогда купе или СВ.10
  • Жека ВласовЗа такие гроши столько муторной работы, да еще и в поезде, ужас17
  • Bran StarkСпасибо адекватным проводникам, как мы без них.16
  • Николай ЛазицкийСтабильность и ДМС. Божечки, как это можно считать за преимущество в 2019? Иностранные рабочие на стройках которые не знают русского и живут там же где и работают точно также «стабильны». Сегодня ты работаешь, а завтра нет. Я работал проводником в студенчестве и не мог понять что там делают люди 30+ и ради чего они «проводничат»? 25-35 тыс зарплата продавца в магазине прямо в доме моем. 2/2, общение с людьми, некоторые из них неадекваты и бухие. Таскай коробки с товаром, следи за порядком и будь материально ответственным за всё. Зимой можно и крылечко подмести. Когда я работал проводником с нас начальник поезда собирал дань. Буквально мы платили ему за то, чтобы в рейсах не было внутренних проверок. Или они начинались и заканчивались в купе начальника поезда. Проверка - это когда специальный ревизор подсаживается на станции или в пункте оборота и проверяет чистоту вагона. Вагона на дополнительном поезде СПБ-Адлер который взяли с базы запаса. В нем текут окна потому что рассохлись, нет кондиционера, не работает электрический кипятильник и розетки. Он не может быть чистым потому что дырявый. И да, за унесенное пассажиром полотенце или весь комплект белья, ложку и подстаканник платит проводник. Это побуждает проводников брать посылки, торговать алкоголем, сдавать свое купе или служебку за деньги пассажирам...Проводник вообще материально отвечает за весь вагон пока он числится за ним. Поэтому основная задача проводника состоит в том, чтобы передавая вагон другому у тебя все имущество сошлось с описью и у тебя ее приняли подписанной. Кадровые проводники нередко воровали ложки или огнетушители с вагонов студентов чтобы укомплектовать свой вагон перед его передачей другим студентам...вот бы узнать изменилось ли что-то сейчас?30
  • Leona KrasuckaУжас. Нет, никогда не хотела работать проводником, считаю, что работка просто адская.. Всем проводникам и проводницам респект и восхищение.19
  • Митя СоболевТут все красиво описано. Но наделе работа происходит иначе. )))) Особенно чайка а если фирма то вагон ресторан завтраки, обеды, ужины (проводники поймут о чем я) Как по мне то лучше не засиживаться в проводниках до пенсии. Не убивать здоровье и психику, чтобы потом ненавидеть весь Мир))) фишка есть еще одна которую не озвучили. в ФПК можно получить первое высшее образование за их счет. Нужно учиться и работать.4
  • Иван КубаевПри эпилепсии нельзя ничего сувать в рот! Нельзя жёстко фиксировать больного! Откуда берётся эта дичь? Это в ржд так учат? Советую пройти хотя б минимальную мед подготовку или курсы первой помощи, многое прояснится5
  • ВячеславДоброго времени суток! Если рейс дальний и по окончании его, проводники какое-то время остаются в городе до ожидания следующего рейса? Ну например на сутки, двое?3
  • Юрий РоманенкоОчень хотел быть проводником еще в юности.Но мнение родителей"убирать туалеты,оно тебе надо"переубедило и все жизнь занимался не очень любимым делом,и мытье туалетов это не самый стремный момент в работе,как оказалось.Теперь уже за 50,но всегда с удовольствием езжу на поезде со всеми минусами таких поездок,получаю удовольствие просто от нахождения в вагоне,покачивания и стука колес.Всем проводникам удачи и легких рейсов.22
  • Хрюкающий пингвинНиколай, ничего не изменилось, такой же бардак, хотя.. С начальниками проблем нет и пассажиры воспитаннее стали, в остальном фпк так же проводников за людей не считают.4
  • Татьяна БойковаВ детстве хотела. Поезда люблю до сих пор, но поездки выматывают. Думаю, работа проводника для меня тяжеловата. Особенно сомасякими пьяными и скандальными пассажирами. Одна ругань за нижние места чего стоит.1
  • Патрик ПатрикСтолько работы и ответственности за такую смешную зарплату? Можно просто уборщиком устроиться работать1
  • magnuna xxНиколай, теперь в 22 году можно только мечтать о стабильности , дмс разве везде предлагают ? Вряд ли , в основном только в иностранных компаниях , в российских шарагах нет нигде и зп серые . Безработица растёт , так что работа проводником не так уж и плохо . А с опытом зп дают 85, вакансии висят3
  • Жозеп БоррельНаталья, у меня есть знакомая проводница. Женщине уже 55, на пенсию идет. У нее 4 детей и всю жизнь откатала в поездах.4
  • Денис ЧумаковВячеслав, не остаются. Уезжают со своим составом обратно, в депо приписки.1
  • Денис ЧумаковЕлена, нужно окончить курсы проводников и прийти в отдел кадров вагонного участка или вагонного депо с документом об окончании этих курсов и другими докуметами (паспорт, СНИЛС, ИНН и прочее). Если в данной организации идёт набор на должность проводника вагона, Вам выдадут направление на медкомиссию. Можно просто пойти в депо и узнать, есть ли возможность бесплатного обучения на курсах проводников с последующей отработкой (ученический договор).1
  • Денис ЧумаковВалентина, поработайте. Объявления о наборе на должность проводника вагона встречаются часто.1
  • Денис ЧумаковЕвгений, летал неоднократно Lufthansa, бортпроводниками были обычные женщины средних лет.1
  • user2191951Июнь 2022 год. Ехали в поезде Уфа-Новороссийск, Новороссийск-Уфа. Я шокирован. Раньше проводников было двое. Один ночью спит, другой днем. Теперь проводник в вагоне один. ОДИН!!! Туда ехал, проводник один, обратно ехал, проводник один. И днем и ночью выполняет свою работу. Как и когда ему спать и отдыхать, если поезд останавливается примерно каждые два-три часа? А еще пассажирам вечно что-нибудь надо. А еще кнопка вызова проводника находится вплотную с такой же кнопкой выключателя света, ночью если кто хочет включить свет, обязательно в темноте нечаянно на нее жмет, при этом в купе проводника включается звуковой сигнал и не выключается до тех пор, пока проводник не нажмет там на кнопку. Со слов проводника поезда Новороссийск-Уфа, на конечной станции Новороссийск отдыха не было. Через 3 часа поезд поехал обратно. Весь рейс получается около 4 суток. Могут ли проводники при этом быть адекватными? Качественно ли они будут выполнять свою работу? Короче, высадка у нас была глубокой ночью. Несколько минут не мог разбудить проводника, чтоб дверь открыла.(Проводник в рейсе четвертые сутки) До того сигнал вызова проводника в купе был нечаянно нажат за полчаса и полчаса беспрерывно звенел. То есть проводнику на 3-4 сутки работы заводить будильник, чтоб не проспать станцию, бесполезно. В соседнем вагоне проводника вообще не нашел. Когда проводник все-таки открыла глаза и села, она пару минут не могла понять, где находится и что вообще происходит. (Кстати, на подавляющем большинстве станций стоянка 2 минуты). Далее она никак не могла найти ключ, чтоб открыть выходную дверь. Стоянка поезда на нашей станции при возвращении из отпуска была 10 минут, что спасло ситуацию. Будь она как при отъезде в отпуск (3 минуты), мы б точно не успели выйти.11
  • CertamenteЕздила раньше в плацкарте, а теперь в эти же локации ездят только Ласточки. Так хочу сказать, уважаемые проектировщики сидений в ласточках, что для вас приготовлен отдельный котел в аду! Ни в бизнесе ни в экономе невозможно комфортно сидеть, а про подремать я вообще молчу. Проводники разрешают пассажирам курить у вагонов на остановках и в результате весь дым летит в вагоны. Проводники в форме красивой, вагоны чистые новые, а про удобство не слышали, нет.3
  • ГогаУ РЖД беда с английским. И русским.4
  • Madigan O'LearyПочему, если стоянка долгая, проводник не может выйти в город дальше условной аптеки без разрешения?1
  • Amily WЕвгений, в закрытом купе может просто опасно, если соседи напьются, станут агрессивными или приставать начнут. На людях с меньшей вероятностью это делать будут2
  • Пухоспинка ЦарственнаяГога, тут-то правильно все, to leave the toilet room clean = оставить уборную чистой, а не помыть сам туалет)7
  • Евгений Д.В 1995 году студентом летом работал проводником. Тогда брали зайцев, продавали сигареты поштучно, сумки перевозили. На станции можно было запустить в вагон продавца мороженого (за мороженку). Сейчас, мне кажется, такого нет. Билеты есть в продаже (зайцем ехать нет смысла). И сумку бы не взял. Неизвестно что в неё могут в наше время положить.3
  • Урфин Джюсhuistoe, вы удивитесь. но на любую мало-мальски руководящую должность в России требуется иметь высшее образование.4
  • Пухоспинка ЦарственнаяГога, хорошо, давайте разберем до конца. "As ... as что-то" = "таким же ..., как". Если бы они просили убраться, было бы "clean the toilet room" без as - as. На табличке нас просят leave, а не clean, причем leave as clean as you would like it to be - оставить таким же чистым, каким бы мы хотели, и то же самое написано в русском варианте. Проще говоря, если вы не хотите в следующий раз видеть в помещении забитый бумагой унитаз и размазанные по стенам какашки, не делайте так сами.8
  • DombeyОдна из самых тяжёлых профессий, мое вам искреннее уважение, ребята.7
  • Дракончик ТопотушкаTatiana, это уже не ужас. Ужас был во времена мифа, что язык нужно прикалывать булавкой =)2
  • КалиостраЮрий, я тоже всегда мечтала об этой романтике. Так домечталась до 48 лет...))0
  • ВалерийНи кто проводникам лишние часы не оплачивает как праздничные платят только стоит час работы без всяких надбавок1
  • ОлегБонусы и льготы вообще супер!!! Особенно про премию в несколько окладов раз в ПЯТЬ ЛЕТ), и возможность посмотреть достопримечательности города бегая вокруг жд вокзала, если поезд постоит несколько часов) А то, что проводники отмывают толчки от блювотины и мочи успокаивают постоянно неодэкватов с дебильными вопросами, живут в поездах забывая где их дом и семья, а семья может уже и на каждой станции. Короче работа не для слабых людей1
  • ЛюдмилаКсения, автор написал, что держал человека с приступом! Про ложку нет информации!0
  • Кирилл СуринНиколай, не измелось )1
  • Николай ЛазицкийКирилл, эх..а расскажите может чего хорошего про проводниеов в 2024? :) Бланк ЛУ-72 используетсся? Пивом/чаем можно торговать проводнику официально или не очень?0