Как настроить SEO и отбиться от мошенников: 6 полезных бизнес-советов 2023 года
В потоке «Истории бизнеса» в Т—Ж предприниматели публикуют свои истории и рекомендации.
В 2023 году читатели, у которых есть опыт в бизнесе, рассказывали, как боролись с мошенниками и ворующими сотрудниками, организовывали мероприятия, искали клиентов за границей. Мы собрали ценные советы, которые вы могли пропустить.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Как мотивировать сотрудников с помощью корпоративов
Я руководитель патентного бюро, под моим началом работает больше 15 сотрудников. У нас небольшая, но дружная команда. Корпоративный отдых для нас имеет такое же значение, как и качественная работа. Мои наблюдения показывают, что после каждой совместной вылазки результаты работы улучшаются примерно на 20—30% по разным показателям.
Отличительная черта грамотного корпоративного отдыха — у него есть определенная цель. Вы не просто привели свою команду в караоке — вы увидели, что есть проблема с раскрепощением, страхи и блоки при общении с клиентами, и решили помочь сотрудникам преодолеть эти барьеры с помощью выступления на публике.
Корпоративный отдых — это не обычное застолье, которое может дать отрицательный эффект, а тщательно продуманное мероприятие. Мои сотрудники регулярно вместе посещают спортзал, в летнее время мы выбираемся для игр в волейбол, баскетбол на свежем воздухе. Опробовали вместе игровые квесты: выплеснули негатив, подняли уровень адреналина и повысили стрессоустойчивость. Можем собраться, чтобы облагородить зону рядом с офисом. Было дело, посадили общими усилиями тую — получилось очень символично.
Немного о моих принципах, касающихся корпоративного отдыха:
- Корпоративный отдых — это инвестиция. Она должна приносить пользу. Отказ от корпоративного отдыха в нашей компании не принимается.
- Наши корпоративные мероприятия могут проходить в рабочее время, но так бывает не всегда. Ничего плохого в этом нет, потому что в результате сотрудники после одного дня отдыха делают гораздо больше.
- Для меня корпоративное мероприятие — это возможность понаблюдать со стороны за поведением сотрудников, за их отношениями внутри команды. Не раз я выявлял в процессе, что у кого-то проблемы, о которых в рабочее время человек просто не рассказывает.
Как настроить маркетинг на старте бизнеса
Я работаю в направлении аутсорсинга линейного персонала. Аутсорсинг — это передача бизнес-процесса сторонней организации. Линейный персонал — сотрудники, которые в основном выполняют базовые функции, не требующие специальных навыков. Этот бизнес сравнивают с работой агрегаторов такси: надо найти клиента, найти работников и соединить в систему.
Открывая компанию, мы четко понимали, что без продвижения наших услуг клиентов найти будет сложно.
Создание сайта — пожалуй, первое, с чего стоит начать. Сделать сайт можно практически бесплатно, освоив один из конструкторов. Мы выбрали «Тильду», так как она проста в использовании, симпатична по встроенным дизайнерским блокам и стоит демократично. Также есть платформы с фрилансерами, которые могут создать хороший сайт без траты сотен тысяч рублей. Например, на ресурсе Kwork можно найти специалиста в этом направлении за 10 000—15 000 ₽.
Логично, что просто появление сайта не принесет никакого результата, а деньги на старте бизнеса нужны очень сильно. Поэтому без контекстной рекламы в «Яндексе» не обойтись. В текущий момент рекламу можно создать самостоятельно в личном кабинете «Яндекс-директа», с помощью фриланс-специалистов или через рекламные агентства. Первые два варианта достаточно рискованные и могут привести к сливу вашего рекламного бюджета. Работа же рекламного агентства чаще всего будет более дорогостоящей, но при этом можно ознакомиться с качеством работы через отзывы.
В течение четырех лет с момента старта бизнеса мы пытались начать работу по продвижению нашего сайта и в органическом поиске, через SEO. Но каждый из пяти «специалистов» показывал один и тот же результат, точнее, отсутствие результата: позиция нашего сайта по утвержденному списку запросов не менялась. Каждый раз в трубу улетало по 90 000 ₽.
Год назад я решил вернуться к этому вопросу. Хотел найти специалиста с четким обещанием, прописанным в договоре. Нашел — и в конце второго месяца работы я получил подробный отчет. Тексты на утверждение, семантическое ядро, план работы на третий месяц и — о чудо! — отчет об изменении позиций сайта, в котором по десятку слов мы уже приближались к топ-50.
Как собрать более 2 млн рублей краудфандингом
Мы «Благотворительная больница», проект для бездомных людей в Санкт-Петербурге. В феврале 2023 года мы запустили краудфандинговую кампанию на «Планета-ру». Нам удалось привлечь 2 258 550 ₽ — в два раза больше, чем ожидали. За благотворительными кампаниями стоит большая работа, и мы хотим поделиться этим опытом.
Важно не собирать сразу на все. Мы подробно описали смету на ремонт: на какие цели пойдут собранные средства. На платформе можно не только принимать донаты, но и продавать лоты. Мы поставили в лоты свой мерч, подарки от волонтеров и друзей проекта — например, картины, профессиональные фотосессии, сертификаты от кофеен. Были и необычные лоты: за пожертвование в 100 000 ₽ можно было дать имя медкабинету в клинике. Хорошо сработали лоты с конкретными материалами, которые нужно было купить для строительства. Например, лот с листом гипсокартона для ремонта был одним из самым популярных.
Всю кампанию мы активно поддерживали связь с донатерами: отвечали на комментарии в соцсетях, общались по телефону и через почту. Это не только повысило доверие к проекту, но и позволило найти нескольких партнеров, которые помогли со стройматериалами и лотами.
Еще мы писали действующим и потенциальным партнерам, предлагали выставить их товары в качестве лотов. «Упсала-цирк» выделил пригласительные билеты на представления, издательства «Самокат» и «Нужна помощь» дали книги, а фотографы-волонтеры больницы провели несколько съемок в поддержку сбора.
Как грамотно зарегистрировать товарный знак
Регистрация товарного знака — сложный процесс. Трудности у предпринимателей возникают уже в момент заполнения заявки в «Роспатент». Описание товарного знака — ключевая графа: заявитель должен подробно описать свое обозначение, чтобы избежать возможных конфликтов с другими знаками.
Нужно учесть требования «Роспатента» и объективно прояснить экспертам, что означает ваш знак. Словесные элементы обязательно должны быть указаны в описании, дополнительно нужно пояснить их значение. Графические элементы тоже нужно объяснить — это касается любых изображений, символов, цветов и шрифтов, которые используются в знаке.
Товарные знаки бывают словесными, изобразительными, комбинированными, объемными. В зависимости от вида к описаниям могут предъявлять разные требования. Например, если ваше обозначение состоит из графических элементов, нужно описать каждый, раскрыть их смысловое значение. Когда визуальные элементы — это абстракция, нужно указать, из каких частей создан логотип. Если знак содержит изображение какого-то предмета, нужно указать его название и описание.
Когда описание не содержит достаточной информации, эксперты направляют запрос, на который придется ответить. Это увеличит срок регистрации как минимум на месяц.
Если описание не отражает сущности обозначения, в дальнейшем могут возникнуть судебные споры с конкурентами, доказать свою позицию будет сложнее.
Как организовать мероприятие на 400 человек за 300 000 ₽
В 2022 году я основал проект Duo Sapiens — сервис по подбору менторов для дизайнеров. В августе 2023 года мы организовали дизайн-пикник в московском парке.
Дизайнеры чаще всего работают удаленно: встречаются в зуме и общаются через экраны мониторов. Поэтому мы выбрали формат летнего пикника, чтобы создать повод встретиться вживую и обменяться опытом с коллегами и экспертами. Большого опыта в организации мероприятий у нас не было, поэтому каждый день приносил новые открытия.
Подготовку мы начали в июне. Выбрали дату, место, определили длительность пикника и задачи, которые нужно решить команде. Внутри команды разделились по блокам задач, чтобы каждый делал как знакомые задачи, так и новые. Куратор технической части договорилась с администрацией парка, нашла полиграфию и организовала доставку техники. Дизайнеры продумали визуальный стиль, разработали мерч и макеты для соцсетей. СММ- и пиар-менеджеры отвечали на вопросы участников, помогали спикерам с тезисами выступлений и анонсировали дизайн-пикник.
Для зоны отдыха мы подготовили специальные карточки знакомства с вопросами о дизайне, а также брендированные браслеты разных цветов. Каждый гость на входе выбирал браслет и искал коллегу с браслетом такого же цвета, чтобы познакомиться.
Сделали брендированный мерч, стаканчики для кофе, бейджи и открытки. Одновременно связывались с типографиями и узнавали требования к макетам. В процессе выяснялись новые вводные — например, что с брендированных бутылок нельзя убирать техническую информацию о воде, а дизайн стаканчиков можно сделать только сразу на тысячу штук. Мы не предугадали дождь, который намочил пуфики и скамейки, поэтому желающих попасть в лекторий стало больше, чем он мог вместить. Взяли на заметку, что в следующий раз закажем тенты и увеличим площадку.
Как противостоять мошенникам
Мой основной бизнес — международное ИТ-рекрутинговое агентство с офисами в Лондоне, Дубае, Ереване и Астане. Главный инструмент, на котором мы выстраивали работу в кризисном 2022 году, — пиар. Мы давали интервью, были гостями в подкастах, выступили на конференции в Стамбуле, попали в шорт-лист двух британских наград. Однако у популярности есть и обратная сторона: от нашего имени соискателям стали писать мошенники — предлагать сомнительную работу и запрашивать банковские реквизиты.
Первое, что мы сделали, — написали об этом во всех наших социальных сетях и закрепили запись. В «Линкед-ин» дополнительно сделали рассылку по нашим подписчикам, чтобы предупредить тех, кто не увидел пост. Второе — добавили на сайты агентства баннер с предупреждением, что мы никогда не пишем кандидатам в мессенджеры.
На нашей странице в Гугле начали появляться негативные отзывы. Рейтинг компании упал до 3,7, и нас все чаще называли мошенниками. Вопрос стоял уже о репутации, которую мы кропотливо выстраивали шесть лет. Мы предприняли несколько шагов: развернуто ответили каждому пострадавшему и поделились инструкцией для таких случаев, попросили лояльных кандидатов и клиентов оставить о нас отзывы, добавили в «Гугл-фото» изображение с предупреждением.
К счастью, история с мошенниками не повлияла на доходы компании, но, безусловно, сказалась на эмоциональном состоянии. Мы узнали, что мошеннические схемы в сфере трудоустройства — одни из самых распространенных в Великобритании и США. Поэтому кандидатам и компаниям, работающим на этих рынках, стоит быть бдительными и делиться информацией с сообществом.