ПРОМО
Кредитка для переводов без комиссии

Как вернуть деньги за отмененный тур неработающей пенсионерке?

Я оплатила 62 500 Р за тур в Париж 19 февраля 2020 года. Лететь собирались вдвоем — у приятельницы своя квитанция на такую же сумму. Из-за пандемии мы отказались от путевки, даже не получив визу. Мне на тот момент было 63 года. В 2021 году мне исполнилось 65 лет, и сейчас я не работаю.

Слышала, что для пожилых действуют особые правила возврата, но туроператор отказывается возвращать деньги. Говорит, что на момент оплаты мне не было 65 лет. Просила сделать взаимозачет на санаторий в России — мне одобрили только 20 000 Р, а путевка стоит 51 940 Р. Поэтому я отказалась.

Должны ли мне вернуть деньги, так как сейчас мне 65 лет и я неработающий пенсионер?

В 2022 году туроператор должен вернуть деньги в течение 10 дней после того, как получил заявление на возврат. Причем уже не имеет значения, что вам исполнилось 65 лет. Сейчас правила возврата для всех одинаковые — меры, которые ввели в начале пандемии, не действуют. Расскажу о них подробнее, но сразу предупрежу: в статье речь пойдет только о российских туроператорах и турагентах.

Как возвращали деньги за путевки в начале пандемии

Когда началась пандемия коронавируса, множество путевок отменили. Правительство решило поддержать туристическую отрасль, поэтому временно поменяло правила возврата денег за отмененные туры. Но только для путевок, которые соответствовали двум условиям:

  1. Их купили до 31 марта 2020 года.
  2. Поездка планировалась в 2020 или 2021 году.

Вот какие правила действовали для таких туров.

Если путевку отменили, компания предлагала клиенту замену. Если человек отказывался, ему возвращали деньги, но с задержкой — нужно было ждать до 31 декабря 2021 года. За каждый день пользования деньгами туроператор или турагент начисляли проценты — 1/365 ключевой ставки Центробанка. Ставка ЦБ на 24 июля 2020 года была 4,5%. В итоге к концу 2021 года клиент получал деньги вместе с процентами.

Только в двух случаях туроператор не имел права затягивать с возвратом, а обязан был перечислить деньги в течение 90 дней с даты обращения:

  1. если клиенту исполнилось 65 лет — неважно, вышел он на пенсию или продолжал работать;
  2. если у человека была трудная жизненная ситуация: например, он потерял работу, получил инвалидность, болел больше двух месяцев подряд.

В этих двух ситуациях суды вставали на сторону туристов, если туроператор затягивал с возвратом.

Например, жительница Нижнего Новгорода купила у туроператора путевку в Карловы Вары на двоих за 205 122 Р, но из-за пандемии поездка не состоялась. Туристка отказалась поменять тур на другой — она написала заявление туроператору и попросила вернуть деньги.

На тот момент ей исполнилось 65 лет, поэтому она рассчитывала, что возврат придет в течение 90 дней. Но туроператор перечислил ей только 84 038 Р, а остальное выплачивать отказался.

Тогда туристка пошла в суд. Она потребовала взыскать с туроператора оставшиеся деньги за путевку — 121 084 Р, неустойку за просрочку выплаты — 121 084 Р, компенсацию морального вреда — 30 000 Р, расходы на услуги представителя — 20 000 Р. А еще штраф — 50% от присужденной суммы.

Суд сказал, что, поскольку туристке исполнилось 65 лет, компания должна вернуть ей все деньги за путевку — даже часть за второго путешественника. Но учел, что из-за пандемии прибыль предприятий туротрасли упала, и ориентировался на постановление Правительства РФ от 20 июля 2020 года № 1073.

Суд решил, что туроператор должен выплатить туристке оставшиеся 121 084 Р, проценты за пользование деньгами — 5876 Р, возместить расходы на юридические услуги — 5000 Р. А другие требования удовлетворять не стал.

Какие правила возврата денег действуют сейчас

Правила, которые ввели в начале пандемии, уже не действуют. Туроператоры могли задержать выплаты только до 31 декабря 2021 года и к концу прошлого года обязаны были вернуть туристам деньги за путевки вместе с процентами.

Сейчас правила возврата путевок одинаковые для всех. Они не зависят от того, сколько лет туристу и есть ли у него инвалидность. Клиент может в любой момент отказаться от путевки, и фирма обязана вернуть ему деньги в течение 10 дней с момента обращения. Но туроператор или турагент могут удержать расходы, которые уже успели понести. Например, если бронь гостиницы за рубежом была невозвратной и отель отказался вернуть деньги. Все это компания должна подтвердить документами.

Важно, что потратить деньги фирма должна была до отказа от поездки. Если на документах стоит более поздняя дата, это не будет доказательством трат в суде.

Чем раньше турист подаст заявление об отказе от тура, тем выше вероятность, что он получит обратно все деньги.

Как быть, если деньги до сих пор не вернули

Если деньги не вернули, я рекомендую для начала отправить туроператору или турагенту претензию о расторжении договора. Хотя досудебный порядок этого не требует: претензия обязательна, только если турист недоволен качеством путевки. Например, когда ему пообещали отель в центре города с трехразовым питанием и загородную экскурсию, а поселили в гостиницу на окраине с завтраками и вместо экскурсии прокатили на трамвае.

Но практика показывает, что и в вашем случае претензия может помочь. Это докажет, что вы готовы отстаивать свои права в суде. Часто компании боятся доводить дело до судебного разбирательства и соглашаются вернуть деньги.

Если туроператор не пойдет навстречу, вы вправе подать иск в суд. Как это сделать, я рассказывала в другой статье.

В 2020—2021 годах суды требовали, чтобы туроператор вернул деньги немедленно, если клиенту исполнилось 65 лет или у него была трудная жизненная ситуация. Но суды ориентировались на постановление правительства № 1073 и штраф — 50% от присужденной суммы — с компании не требовали. Возможно, сейчас суды будут выносить уже другие вердикты. Потому что сроки возврата по постановлению № 1073 прошли.

Клиент имеет право потребовать не только деньги за тур, но и компенсацию морального вреда. А еще неустойку — 3% за каждый день просрочки от суммы, которую должны вернуть, и штраф — 50% от присужденной суммы. Например, если суд обяжет вернуть 50 000 Р за путевку, 3000 Р за моральный вред и 27 000 Р неустойки, то штраф может составить 40 000 Р.

В любом случае суд как минимум обяжет компанию вернуть стоимость путевки и проценты за пользование деньгами. Последние положены за путевки, которые купили до 31 марта 2020 года.

Анастасия Корнилова
Возвращали деньги за туры во время пандемии? Расскажите, как все прошло:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Lana
Герой
Отредактировано

Покупала в январе 2020 года в Level Travel тур на Кипр на июнь. Тогда еще люди верили в раннее бронирование)
Поездка, естественно, не состоялась. Тур подпадал под условия нового положения от правительства, поэтому деньги сразу вернуть было нельзя. Для возврата туроператор потребовал отправить заявление обычной почтой на адрес головного офиса в Москве, что меня особенно убило: как покупать тур, так онлайн, а как возврат - вот вам максимальные сложности.
Денег вернули ровно копеечка в копеечку вечером 31 декабря 2021 года, без процентов, но судиться я уже не стала, т.к. жила в другой стране.

Случай №2. В Нидерландах я купила тур на январь 2021 года на Кюрасао (голландские Карибы). Тогда остров был "зеленый", то есть ковид-безопасный. Через неделю ситуация поменялась - цвет стал оранжевым, а правительство рекомендовало не путешествовать в этом направлении. Представитель туроператора тут же позвонила мне по телефону и предложила варианты: перенести бесплатно на другие даты или вернуть деньги. Я выбрала возврат. Через 2 дня деньги в полном объеме упали на карточку

0
Елена Д

Мне до сих пор не вернули деньги. Оператор считает, что я отказалась от тура добровольно, и наложил огромный штраф (из 66 тысяч готов вернуть только 10). Потом написали заявление, что я готова оставить деньги на счету турагентства и тогда штраф не удерживается. Деньги до сих пор в оператора, т.к. оператор готов их зачесть в ту же самую Чехию, которая закрыта для российских туристов и неизвестно когда откроется. Сейчас оператор готов зачесть деньги за российский курорт , но только 30-50%. Это все законно вообще? Единственный аргумент оператора, что я отказалась добровольно (виды перестали выдавать через 2 дня после моего отказа)

0
Наталья

Покупали тур на Кубу в январе 2020,писала письмо в сентябре 2021 в агентство и туроператору,о возврате денег с процентами …….вернули 86700 вместо 90000……..Я в шоке…..

0

Сообщество

Популярное за неделю