Бизнес
4K

Какими бывают франшизы: 11 вариантов открыть бизнес под чужим брендом

Обсудить
Аватар автора

Дмитрий Кузьмин

разбирался во франшизах

Страница автора

Обычно франшизой называют право вести бизнес под чужим брендом, по готовой технологии и бизнес-модели. На практике франшизой может быть как услуга полноценного запуска бизнеса с дальнейшей поддержкой, так и просто предложение стать менеджером по продажам. Вот какими бывают франшизы — в зависимости от сферы деятельности, прав франчайзи и алгоритмов работы.

Товарная

Это право на продажу товара под конкретным брендом: например, так можно открыть магазин и продавать там детскую обувь — «Котофей» — или электроинструменты — «220 вольт». Поставлять товары будет франчайзер по оптовой цене или отдавать под реализацию — как договоритесь

Промышленная

Франчайзер помогает наладить производство по его технологии и под его брендом. Продажами обычно занимается сам предприниматель, но владелец франшизы может передать контакты дистрибьюторов, чтобы можно было договориться с ними о реализации

Сервисная

Продажа права оказания услуг под брендом и по инструкции франчайзера. Например, так можно открыть отель Hilton или боксерский клуб Rocky

Эксклюзивная или нет

Так называют франшизу, где франчайзер обязуется не передавать права на бренд другим предпринимателям в определенной местности. Иначе придется конкурировать за клиентов с другими франчайзи под тем же брендом

Прямая или мультифраншиза

Первая дает право открыть только одну точку, вторая — несколько. Обычно даже в мультифраншизах есть ограничения — например, можно открыть не более трех точек в одном городе или области

Право на дистрибуцию

Так условно называют франшизы, в которых предприниматель не создает свой бизнес под чужим брендом, а продает чужой продукт за комиссию. Например, так могут реализовывать бухгалтерские сервисы или CRM: франчайзи организует отдел продаж и настройки, а затем раз в месяц получает свой процент от сделок

Под ключ

Обычно франчайзи создает бизнес сам, но по инструкциям: в пакете франшизы есть чек-лист для подбора помещения, алгоритм найма и варианты проверки соискателей, скрипты продаж и схемы поставок. Во франшизе под ключ это делает представитель франчайзера — в теории покупатель получает работающий бизнес с прибылью

Свободная

Предприниматель использует чужой бренд, но сам находит помещение, нанимает и тренирует персонал, продумывает схемы продаж и поставок

В аренду

Франчайзи берет на себя оперативное управление уже созданным бизнесом: ведет дела, получает прибыль, но не имеет прав собственности на бренд и имущество

Мастер-франшиза

Тип франшизы с максимальным количеством прав: можно не только создавать любое количество точек, но и перепродавать бизнес-модель и товарный знак. Например, так продают права на развитие в определенной стране — когда франчайзер не хочет сам заниматься международным развитием

Франшиза с регулярной комиссией

Обычно покупатель платит за франшизу фиксированный взнос, а затем перечисляет роялти — процент с дохода или прибыли. Но есть варианты, когда первый взнос большой, а комиссии нет или она очень низкая

Все о бизнесе — в нашей рассылке⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠⁠

Раз в две недели мы отправляем рассылку, где делимся последними новостями для бизнеса и кейсами предпринимателей из разных сфер

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Какую франшизу вы бы хотели открыть? Почему?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество