Софт-скиллы: зачем они нужны в работе и как их развить

Опыт дизайнера и арт-директора на фрилансе
51
Софт-скиллы: зачем они нужны в работе и как их развить
Аватар автора

Катя Шашина

считает софт-скиллы конкурентным преимуществом

Страница автора

Я занимаюсь дизайном с 2008 года, а в 2017 открыла ИП в сфере графического дизайна и работаю фрилансером.

Несмотря на врожденную эмпатию и базовое умение общаться, в работе я наступила на много граблей. Оказалось, дизайн в деловых отношениях занимает примерно 40% от всего времени, а 60% — умение вести дела и договариваться, то есть софт-скиллы.

Что-то я узнала из книг по психологии, коммуникации, тайм-менеджменту, лекций — вроде курса Кости Горского на Bang Bang Education.

Часть опыта наработала эмпирически: встречались ситуации, не описанные в книгах, и я придумывала, как их решить. Получалось не всегда, но я старалась анализировать сложности и в следующий раз решать их по-другому.

Оказалось, к каким-то софт-скиллам у меня врожденная предрасположенность, а какие-то вроде самопиара и тайм-менеджмента даются потом и кровью. Это привело меня к тому, что люди называют осознанностью, — умению понимать, что и как я делаю, к каким результатам приводят мои действия, сбору статистики о себе и о работе, отслеживанию закономерностей.

Я хочу обобщить свой опыт и рассказать, что для меня представляют софт-скиллы и как их прокачать. Сначала расскажу про скиллы в целом и про то, как их развивать, а потом остановлюсь на тех навыках, с которыми я чаще всего сталкиваюсь в работе как арт-директор и фрилансер.

Что такое софт-скиллы и зачем они нужны

Лет десять назад, чтобы считаться успешным специалистом, надо было просто хорошо делать свою работу. Такой исполнитель обрастал заказами по сарафанному радио — и большинству клиентов было все равно, какими личными качествами он обладает. Тогда были важны в первую очередь так называемые хард-скиллы — навыки по специальности: создание дизайна у дизайнера, написание текстов у копирайтера, готовка у повара и так далее.

Сейчас конкуренция достигла таких масштабов, что недостаточно быть «просто хорошим специалистом». Необходимо совмещать много навыков, которые могут напрямую и не относиться к выбранной специальности, но без них уже не прожить. Речь идет об организованности, эмпатии, умении вести переговоры. Эти навыки называются софт-скиллами. Софт-скиллы не заменяют профессию. Это бонус, который может повысить качество работы и востребованность специалиста на рынке. Своего рода сервис вокруг продукта или услуги.

Я считаю, что повальное развитие софт-скиллов связано именно с повышением конкуренции среди исполнителей и развитием сервисов. В любой момент можно уйти к другому специалисту или найти другого клиента.

К сервисам люди тоже привыкли: быстрая работа банков, молниеносные курьеры, вайфай в ресторанах. От фрилансеров ждут не меньшего, но они заработали репутацию бездельников, которые сутками не отвечают на телефон, сбегают с предоплатой и делают работу плохо. Среди моих знакомых и связей в дизайн-сфере таких давно нет, но дурная слава распространяется быстрее хорошей репутации. А хорошие специалисты с плохим набором софт-скиллов уже с большим трудом находят себе проекты.

Ниже разберу, какие софт-скиллы я считаю особенно важными для фрилансера.

Управление временем, или тайм-менеджмент

Простой вопрос: сколько времени займет работа? Но далеко не все ответят быстро. Сколько времени займет написание статьи? Создание дизайна? Специалисту, который развивает софт-скиллы, нужно отвечать с запасом, чтобы заложить время на форс-мажоры, и точно.

Ответ с запасом. Я использую совет моего преподавателя: если думаешь, что проект займет день, — закладывай три. Месяц — закладывай три. Год — ну вы поняли. Иногда все складывается хорошо и проект рождается без усилий. Но любой, кто занимался креативной работой, знает о всевозможных творческих кризисах и прокрастинации, когда нужно походить, подумать, чаю попить, обсудить задачу с коллегами, — и на все это уходит время.

Точный ответ. Для него понадобится среднее арифметическое всех похожих проектов. Чтобы посчитать его, надо в течение недели последить, на что уходит время.

Самый простой способ — установить на неделю трекер, например Toggle. Можно хоть с секундомером сидеть и в гугл-таблицу записывать. Вот я проснулась. 15 минут валялась в кровати. За 30 минут умылась. Час на завтрак. 40 минут — дорога на работу.

Теперь важно ничего не упустить. Созвон с клиентом, исследование, первые скетчи, разговор с коллегой о проекте, обед и перерыв на кофе. Все фиксируется в трекере. Поначалу сложно помнить о переключении таймера, но надо стараться возвращать себя к нему.

Toggle можно поставить на телефон или компьютер, а еще можно пользоваться им прямо в браузере. У него хорошая фильтрация, а на платном тарифе можно включить стоимость часа и выгружать отчеты клиентам
Toggle можно поставить на телефон или компьютер, а еще можно пользоваться им прямо в браузере. У него хорошая фильтрация, а на платном тарифе можно включить стоимость часа и выгружать отчеты клиентам

Если собрать статистику, можно переструктурировать рабочий день, убрать из него лишнее и понять, куда утекают часы. Например, не проверять почту каждые полчаса по пять минут, а поставить будильник на 12:00, 16:00 и 20:00.

Главная ошибка — пытаться успеть все за один день. Тайм-менеджмент не о том, как сделать миллион дел, а о том, как планировать день с учетом приоритетов, временных, физических и личностных ресурсов, включая время для отдыха и перезагрузки. Хорошая практика — начинать планирование дня, недели и месяца со слотов для отпуска и свободного времени и только потом добавлять рабочие таски и встречи.

Последнее особенно полезно фрилансерам и удаленщикам: им трудно оставить работу на работе и не занимать выходные. Для этого и нужно понимать, на что уходит время.

О тайм-менеджменте написано много книг, но лучшая, на мой взгляд, «Сделай это завтра» Марка Форстера. Посыл книги — наше время ограничено, а мозгу не всегда хочется делать запланированное. Марк предлагает систему конечных списков, по которым есть условно 10 дел, ни больше ни меньше. Так мы создаем себе ограничения и автоматически расставляем приоритеты срочности и важности.

Если мне что-то нужно сделать прямо сейчас, то сначала думаю, действительно ли задача настолько срочная или она спокойно ждет до завтра. Если ждет — переношу. Если не ждет — заменяем уже существующую запись, если текущий список полон. Отдельного внимания заслуживают рассуждения Марка об обмане мозга и работе с ленью и прокрастинацией, которой не существует.

Мне удобно вести учет в Todoist. Вначале я записывала все задачи и время, которое они занимают. Рядом с задачей ставила иконку будильника, если она занимала час, две — если два часа и так далее. Опытным путем я выяснила, что в день умещалось 10 будильников. Если появлялась новая задача, я переносила ее на следующий день или на любой другой свободный слот. Сейчас возвращаюсь к этому способу, когда у меня много задач и мало времени, а тайминг должен быть ювелирным.

Так мой Todoist выглядит сейчас
Так мой Todoist выглядит сейчас
А так выглядел, когда мне было важно научиться распределять свои задачи в течение дня и не сойти с ума
А так выглядел, когда мне было важно научиться распределять свои задачи в течение дня и не сойти с ума

Если вы руководите командой, тем более важно представлять, у кого сколько времени уйдет на задачу. Например, один сотрудник быстро сделает отчет, но над письмом будет сидеть два часа. В планировании своего времени нужно учитывать и время клиента: сколько уйдет на правки, в какой срок он рассмотрит работу.

Что делать:

  1. Считать, сколько времени уходит на рабочие и личные задачи.
  2. Собирать статистику.
  3. Планировать отдых, особенно это важно для фрилансеров и удаленщиков.
  4. Расставлять приоритеты — всего на свете не успеть.
  5. Думать не только за себя, но и за команду, и за клиента.

Организованность

Под организованностью я подразумеваю четкие процессы — чтобы и я знала, как работаю, и коллеги могли всегда подхватить мои задачи.

Организованность рабочих процессов. Организованность начинается с настройки процессов. Уже на этапе тайм-менеджмента у вас сложилось понимание того, как проходит день и из чего состоит работа. Теперь распределим дела по категориям и выстроим их в понятную последовательность.

Приведу пример. Моя работа в основном состоит из следующих этапов:

  1. Анализ конкурентов и определение ЦА.
  2. Брифинг клиента.
  3. Первые скетчи концепции.
  4. Выбор и доработка концепции.
  5. Отрисовка носителей.
  6. Подготовка макетов к печати.

У других специалистов этапы могут отличаться, но смысл в том, что у каждого шага есть своя причина. Если я скажу клиенту, что мне нужно потратить месяц своего времени и чемодан его денег для первых скетчей — на первые три пункта, — он может не понять зачем. Моя задача — описать ему важность этих процессов, а до этого — сформулировать ее самостоятельно для себя.

По этим этапам я формирую простой и прозрачный план работ. План меняется в зависимости от проекта и задач, но в любой момент и я, и клиент понимаем, где мы сейчас находимся, сколько времени еще займет проект и что уже было сделано. В случае с креативными индустриями такой план помогает успокоить клиента, который идет в неизвестность и до конца не может визуализировать конечный результат.

Зоны ответственности. Я думаю, главное — понять, где заканчивается твоя и начинается чужая ответственность. Перед началом проекта или задачи я уточняю, что делаю и зачем, кто готовит материалы, кто отвечает за документы, кому звонить в случае вопросов и кто принимает решения. Так работа пойдет быстрее и проще. Не страшно задавать вопросы, страшно делать вид, что все понимаешь и во всем разбираешься, если это не так.

Подготовка материалов. Практически все дизайнеры сталкивались с макетами других дизайнеров, на которые не посмотреть без слез. В других профессиях похожее тоже случается: иногда проще сделать работу самому, чем разбираться в чужой.

Спасает организованность и структурность. Я много делегирую и знаю, что любой мой файл может подцепить любой подрядчик, быстро разобравшись, что где лежит. Я храню файлы так, что могу отыскать шрифт, картинку или исходник из «Дропбокса» за пять минут. Система экономит много времени и спасает от гигантских списков «где что лежит и как этим пользоваться».

Каждый раз, когда ко мне приходит новый проект, я создаю под него папку. Там сортирую документы по проекту, итерации дизайна, утвержденные варианты. Иногда добавляю туда же материалы для инстаграма или сайта
Каждый раз, когда ко мне приходит новый проект, я создаю под него папку. Там сортирую документы по проекту, итерации дизайна, утвержденные варианты. Иногда добавляю туда же материалы для инстаграма или сайта

Соблюдение договоренностей. В суете легко забыть о встречах, обещаниях. Я, к примеру, сразу заношу задачи в календарь, даже если они начнутся через два месяца.

Что делать:

  1. Расписать рабочие этапы и убедиться, что все стороны их понимают.
  2. Вести план работы.
  3. Готовить файлы так, чтобы в них могли разобраться другие.
  4. Записывать любые договоренности — в суете можно забыть про встречи и дедлайны.
  5. Обозначить зону ответственности и не лезть в чужую.
  6. Собирать себе все материалы, которые нужны, и не стесняться задавать вопросы, если что-то непонятно.

Переговоры и деловое общение

Коммуникации касаются многих вещей, но в моем контексте это ведение переговоров: как настаивать на своем, получать лучшие условия, не теряя уважения к клиенту.

Проговаривать рабочие ситуации. Я сразу говорю, если меня что-то не устраивает, если мне непонятно, некомфортно или у меня не получается. Желательно делать так сразу, чтобы не накапливать негатив и раздражение.

Объяснять, какую услугу вы продаете. Многие дизайнеры считают, что они продают только дизайн. На самом деле они продают дизайн, время, навыки, лицензию на использование и возможность использовать исходники. Все это стоит денег — и нужно понимать сколько. То же касается и других профессий.

Так, клиент может и не знать, что такое лицензия и почему я хочу денег за исходники. Но у клиента нет желания обмануть — есть только непонимание ситуации. Если спокойно объяснить, конфликта, скорее всего, не будет.

Обсуждать деньги. Многие фрилансеры избегают или боятся говорить о деньгах. Но в деньгах нет эмоций, это просто цифры, их нужно научиться обсуждать.

Обдумывая проект, я прикидываю время и ресурсы. Рассчитываю стоимость рабочего часа, умножаю на эту стоимость часы проекта и добавляю 20% на непредвиденные затраты.

Знать права и обязанности. Есть не только обязанности, но и права: право на отдых, сон, достойную оплату, высказывание мнения, вежливое обращение. Я стараюсь помнить это и не забывать об отдыхе в угоду клиенту. Он купил не меня, он купил у меня услугу. Софт-скиллы часто воспринимают как оправдание рабства, мол, это умение адаптироваться под ситуацию, но это не так.

Если у клиента бюджет меньше, чем я рассчитывала, то можно запланировать на проект больше времени и параллельно взять что-то еще или исключить из договоренностей какую-то часть работы, например составление документов на моей стороне или передачу исходников. Не соглашайтесь сразу на все, лишь бы взять заказ.

Не воевать с клиентами. Чаще всего «война» начинается с предположения, что клиент разбирается в вашей работе или вы разбираетесь в специфике клиента.

Решение общей задачи — взаимовыгодное сотрудничество, равноценный обмен. Я делаю работу, клиент платит деньги. По крайней мере, моя задача — сделать обмен равноценным, а если не получилось — передоговориться или разойтись.

Сохранять уважение. Клиент надеется, что я решу его задачу, а не добавлю новых проблем. Клиент ведет свой бизнес успешно, если у него есть возможность оплатить услуги. Он точно так же вкладывается в процесс, ведет переговоры, собирает материалы для работы. Это достойно уважения.

Так же и любой человек, который оказался со мной в команде, достоин уважения: он прошел собеседование, сделал тестовое, показал себя лучшим из кандидатов. Важно дать ему шанс. Люди ошибаются, это нормально. Устраивать публичную порку не стоит. Задача начальника — защищать интересы своих людей. Я всегда хвалю прилюдно, а ругаю за закрытыми дверьми.

Готовить отчеты о проделанной работе. Даже если проект длится несколько месяцев и подразумевает всего два касания с клиентом, я раз в неделю пишу что-то вроде: «Мария, добрый день. Процесс идет, файлы будут готовы, как договаривались, к 16:00 вторника, сейчас мы отрисовываем финальные макеты для презентации и готовы в среду после обеда их обсудить. Подскажите, с вашей стороны все в силе? Вам хватит времени на принятие решения?»

Так клиент видит, что о нем не забыли и работа идет по плану. Если я выбиваюсь из графика, отчет — хороший способ прояснить проблему. В такие моменты я максимально честно и подробно рассказываю, что пошло не так и почему, сколько времени ушло на решение, на каком я этапе и какие перспективы у готовности проекта. В моей практике клиент ни разу не отказывал в сдаче чуть позже, не ругался, не лишал части оплаты. Если сразу предупреждать о проблемах, чаще всего все всё понимают, форс-мажоры случаются у каждого.

Не надо отчитываться несколько раз в день, раза в неделю более чем достаточно. Получается, что так мы экономим чужое время. Всегда приятно, когда к вашему времени относятся с уважением и пониманием.

Конфетка на покрывале. Я всегда думаю, что в моей работе может быть «конфетой на покрывале» для клиента. Например, к одному из клиентов я катаюсь с бутылкой хорошего вина на закрытие документов по проекту, но не остаюсь на распитие этой бутылки, а просто делаю команде небольшой подарок. Копирайтер может приехать с распечатанными текстами, иллюстратор — предложить два варианта цветовой гаммы на выбор. Основной критерий — это небольшой бонус, который потребует немного времени и ресурсов. Если ресурсов тратится много, имеет смысл это осметить и добавить в работу, если у клиента есть потребность в этой услуге.

Если интересно побольше узнать о переговорах, советую книгу «Договориться можно обо всем» Гэвина Кеннеди. Основной посыл, который я вынесла, именно в балансе: нельзя просто так соглашаться на любые условия, просто потому что клиент попросил. Напоминаю: всегда можно выбрать как другого клиента, так и другого исполнителя. Еще книга хороша тем, что почти в каждой главе есть пример переговоров или тест с разбором частых подводных камней. Получается почти игровой формат.

Что делать:

  1. Помнить, что клиент — не враг, а партнер.
  2. Установить, о чем вести переговоры, что продавать, и сохранять баланс.
  3. Уважать коллег, заказчиков и их время.
  4. Говорить, если что-то не устраивает.
  5. Рассказывать о ходе работ и проблемах — как можно скорее, а не в конце проекта.
  6. Научиться говорить о деньгах.

Самопродажи и самопрезентация

Сложно стать коммерчески успешным специалистом, если про тебя никто не знает, а ты сам молчишь. Выбор заключается в том, чтобы или развивать навыки самопрезентации и продаж, или нанять агента.

Все начинается с нескольких сложных вопросов: каким специалистом я хочу стать, в чем мои сильные и слабые стороны, как я хочу, чтобы обо мне отзывались коллеги и клиенты? Вопросы формируют образ и список качеств, которые сейчас развиты не в полной мере. С ним можно работать: собрать крепкое портфолио, научиться продавать свои услуги, завести блог.

Портфолио. На собеседованиях в первую очередь просят портфолио. Картинки, текст, видео — все должно быть под рукой, в хорошем качестве и максимально полно описывать меня как специалиста. В конце каждого проекта я отвожу время на пополнение портфолио. Это тоже часть рабочего процесса. То же касается и других профессий.

Если работа не совпадает с амбициями, можно попробовать сделать проект для себя и рассказать о нем.

Ведение блога. Важно рассказывать о своей работе и делать это интересно. «Инстаграм» в этом плане — уникальная площадка, там можно подсмотреть, как рассказывают о себе архитекторы, юристы, финансисты, дизайнеры и многие другие специалисты. Даже если работа не предполагает немедленных и ярких результатов, блог можно построить на рассказах про должностные обязанности и рабочие процессы.

Продажи. Хороший блог и приятное портфолио — не залог коммерческого успеха. Все равно придется учиться продажам. Важно понять, какие услуги вы оказываете и кому, попасть в свою среду. Если ваш проект для миллионеров — не стоит пытаться продавать его студентам.

Одна из ЦА этой статьи — фрилансеры, и во многом я фокусировалась на решении болей именно фрилансеров. К примеру, многие фрилансеры мало отдыхают, поэтому я предложила вариант решения этой проблемы: сначала планировать отдых, а потом — работу.

Что делать:

  1. Регулярно обновлять портфолио.
  2. Делать проекты для себя.
  3. Рассказывать о проектах миру.
  4. Учиться продажам.
  5. Определить целевую аудиторию и подумать, чем ей помочь.

Мотивация и саморазвитие

Отдых. Выгорание и трудоголизм никого не сделали счастливым. По себе я поняла, что могу оттягивать отдых сколько угодно: всегда есть проекты, задачи и недоделанное портфолио. Но если я не восстановлюсь, буду работать медленнее и хуже. Поэтому я покупаю билеты на определенные даты, а дальше бежать некуда. И клиенты всё понимают, и проекты ставятся на паузу, и мир не останавливается.

Постоянное обучение. Если специалист применяет только навыки, полученные в школе или институте, его очень скоро обойдут. Мне учеба помогает не останавливаться в развитии. Учат выставки, книги, мероприятия, собственный опыт, например задачи, которые я еще не делала.

Расширять кругозор можно не только в своей области, но и в смежных, и даже не связанных. Кто-то ходит на специфический спорт, кто-то — в музеи, кто-то читает про астрономию, а кто-то записался на курсы по керамике. Никогда не знаешь, как в жизни поможет новый навык. Главное, считаю, чтобы нравился процесс.

Терапия. Развить осознанность и понять, кто вы и что вы, беречь силы, грамотно расставлять приоритеты, разбираться со страшными «психологическими» вопросами и успешно работать над собой, незаметно не развалиться и не выгореть — в этом могут помочь книги по саморазвитию, но лучше найти психолога.

К моему удовольствию, сейчас многие ходят на терапию, разбираются в себе и развиваются как личности. Кто пока не готов — читают книги, ходят на йогу, медитируют и обучаются на своем опыте. У каждого возникают трудности с общением, развитием, мотивацией или трудоголизмом. Не стыдно попросить о помощи.

Что делать:

  1. Избегать выгорания.
  2. Заняться психологическим здоровьем.
  3. Разобраться в своих сильных и слабых сторонах.
  4. Учиться новому в разных сферах.

Вместо итогов: делегирование

Возможно, дочитав до этого момента, вы думаете: да никому не выполнить написанное на 100%. И это так. Если у меня что-то совсем не получается или не приносит удовольствия, стараюсь поручить это другому. Для себя оставляю самое интересное. Делегирование — отдельный навык, который тоже нужно развить.

Нормальная практика — нанять человека на портфолио, заплатить таргетологу, взять консультацию у бухгалтера, отдать текст для блога корректору или попросить менеджера вести переговоры за вас. Я считаю, что можно не быть специалистом по любому из этих вопросов, но разбираться в них нужно. Так вы сможете проконтролировать и процесс, и результат, если передаете работу другому человеку.


Катя ШашинаКакие софт-скиллы помогли в работе вам?
  • PorterХард-скиллы придумали для технарей, чтобы им было не так обидно, что у них нет софт-скиллов. По факту все курсы по хард-скиллам это абсолютно непонятная хрень и тарабарщина чистой воды.6
  • ВеленаDmitriy, вот тысяча плюсов. Если речь о продажнике, которых миллион на квадратный сантиметр, то да, важны. Если речь о даже не редком, а просто о приличном специалисте своего дела - то уже ничего не важно. А если ты некто "арт - подставить любое слово" , то неудивительно, что все плохо)8
  • John TakerСпасибо за статью - оч крутая и полезная! Раньше думал, что софт-скиллз это просто умение ладить с людьми) А здесь раскрыто столько нюансов, все понравилось.4
  • Dmitriy K.Porter, я тебе скажу так: архитектор ЦОДа 100% осилит курс по "стрессовым переговорам" или еще какой бесполезной е*анитристике, а вот продажник курс по отказоустойчивым кластерам не освоит никогда.27
  • IrziPorter, вспомнил один давнишний разговор с приятелем-технарём, который меня троллил: — Ну вот ты гуманитарий, зачем вы нужны! Я вот инженерией занимаюсь, практикой! Ты хоть знаешь, чем тиристор отличается от транзистора? — Я не знаю. А ты знаешь, в чём разница между Аменхотепом IV и Эхнатоном? — ... — Вот именно! А это один и тот же человек!12
  • AlenaStribog FDmitriy, смотря что вы понимаете под словом "освоить". Освоить в данном случае - повысить личные навыки переговоров, уметь участвовать в переговорах, выходя из них на выигрышной позиции, а не просто понять текст, который тебе пытаются донести. Но я согласна с тем, что курсов тут явно не достаточно.4
  • HawkeyePP, вы говорите с точки зрения работодателя. Хотя организованность, например, и для работодателя важна. Даже если сотрудник в принципе крут, но постоянно срывает сроки, работать с ним будут только в случае безысходности. А это все-таки достаточно редкая ситуация в условиях конкурентного рынка. С точки зрения самого работника это тоже важно - он может быть очень хорошим специалистом, но на неперспективной работе из-за отсутствия навыков самопрезентации. Или на плохой зарплате из-за отсутствия навыков переговоров. Или постоянно перерабатывать, находиться в стрессе из-за отсутствия навыков тайм-менеджмента и той же организованности и т.д. Т.е. все-таки, на мой взгляд, софт скиллы полезны самому человеку в первую очередь, а как следствие - компании, где он работает/собирается работать.6
  • Dmitriy K.Hawkeye, если сотрудник крут - он априори не срывает сроки, иначе он уже не крут.5
  • АШУАШУСофт скилы нужны что бы продавать про них курсы.71
  • HawkeyeDmitriy, если сотрудник не срывает сроки, это значит, что у него развит навык организованности или тайм-менеджмент. Как раз то, что входит в список софт скиллов в этой статье. Другой вопрос, что, возможно, он не прилагал какие-то осознанные усилия для его приобретения. Т.е. он по умолчанию ответственный человек. Но это не отменяет принцип. Хороший кодер (хард скилл), умеющий выполнять все в срок (софт скилл), лучше, чем просто хороший кодер. Хороший кодер (хард скилл), умеющий донести до начальства свою точку зрения (софт скилл), лучше, чем просто хороший кодер.8
  • Dmitriy K.Irzi, боюсь представить, насколько сильный ментальный фейспалм он себе отбил после этого разговора с тобой.7
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Чем выше лезешь по карьерной лестнице - тем важнее софт скилы31
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯АШУАШУ, хахаха))0
  • IrziDmitriy, до сих пор вспоминает, да.3
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Dmitriy, софт скилы прокачивают те люди, которые руководят вот такими вот спецами у которых только хард-скилы есть ;)25
  • АШУАШУтьфунатебя, и тем не важнее хард.6
  • АШУАШУСофт скилз: как лизать (_!_) и бухать с начальством, плести интриги, перекладывть ответственность за провалы на контрагентов, а обязанности на колег, переводить стрелки, присваивать достижения. И все это с улыбкой и невозмутимым видом. Шутка.38
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯АШУАШУ, ага, мои тают с каждым следующим шагом вверх :(0
  • Egor MorionСпасибо за статью! Всегда очень интересно почитать, как человек развивает сам себя. И вы очень здорово в этом преуспели, молодец! Однако если честно, толком не увидел никаких софт скилов. Кроме наверное тайм менеджмента. Например в переговорах написано о том, что вы делаете, но мало о том как вы это делаете или как вы пришли к тому, что нужно делать именно так. У вас есть алгоритм и план работы - это похоже на хард скил хорошего специалиста. А что было не так раньше? У вас было отвращение к файлам в папках, которое вы перебороли? Или сложности с выражением мыслей, что создавало проблемы при общении с клиентами? Может быть вы по полчаса стоите перед зеркалом и проговариваете что скажете клиенту?8
  • ДарёнкаВ найме, особенно у технарей, все равно в первую очередь смотрят на хард-скиллы и портфолио. Если ты крутой разраб с многолетним опытом и богатым портфолио, то надо быть конченной сволочью, социопатом, чтобы тебе отказали в работе по причине плохих софт-скиллов.12
  • Катя ШашинаLucky, никогда не смотрела с этой точки зрения. А почему после проекта — взятка? Вроде все обязательства уже выполнены, все работы сделаны, деньги закрыты — моя логика. Может подробнее расписать, пожалуйста12
  • Катя ШашинаEgor, привет! Не все смогли запихнуть в статью, поэтому писали про ключевое. Что переговоры, что организацию я развивала последовательно. Например, к переговорам я готовлюсь, это было не сразу: готовлю список вопросов письменно, продумываю тезисы и аргументы. Раньше, просто приезжала — типа на месте договоримся. Еще я читала книги, анализировала, что я включаю в свои услуги, смотрела лекции, где мне рассказывали, что права, например, стоят денег, а я этого не знала. Читала материалы про составление договоров. Так что по факту — это развитие софт скила, потому что я по профессии не юрист и не мастер переговоров :) Система папок сформировалась на сразу. Если посмотреть даже на папки двухлетней давности, там организация была другой и менее удобной. Возможно через пару лет я найду новый способ еще более организованный, чтобы ЕЩЕ БЫСТРЕЕ ВСЕ ИСКАТЬ :) Собственно, готовые алгоритмы — это вот подобная работа в каждом случае — осознанность, анализ, наблюдение, сбор информации. Надеюсь, стало понятнее)4
  • АндрейHawkeye, в первую очередь у него развиты хард скилы, раз он быстро решает проблему, поэтому требуют практический опыт в вакансиях(а не опыт переговоров). Софт скилы нужны, чтобы убедить начальство типа эта задача нерешаема, дайте ещё время/декомпозируйте/делегируйте другому. Поэтому хороший кодер лучше, чем софтскилованный. Тайм-менеджмент тоже больше нужен для отчётности, мало кто работает так, как трекает работу6
  • HawkeyeOrtus, я ведь и не говорила, что софт скиллы нужны в первую очередь или что они важнее практических (хард) навыков. Я говорила, что это полезное дополнение. В первую очередь, для самого человека, а как следствие, для работы.2
  • Stani UkhМиллениалы открыли софт-скиллы ))10
  • Lucky SevenКатя, я с вами совершенно согласна. Я жила точно по такому же принципу пока не стала работать на азиатский рынок. Для меня было обычно - работа сделана. Празднуем! В Корее я столкнулась с другим мнением, тк Китай очень часто дарит подарки (а это открытые взятки в Азии), то поднимался вопрос: а работа точно сделана хорошо или это пыль в глаза? Даже был вопрос в лицо: работа сделана, зачем дарить? А вот во время самого процесса, работы в целом более близкие отношения, мелкие подарки - намного лучше воспринимались. Клиенты охотнее шли на контакт. И мне уже намного позже объяснили эту логику….интереснее всего, что наши клиенты из СНГ тоже поменяли тактику. Возможно это специфика нашего рынка ?! Но зубному я всегда несу бутылку только после того как он вылечит мне зуб 😅 (это шутка, с частью правды)7
  • Катя ШашинаLucky, как интересно! Спасибо ☺️0
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Dmitriy, малыш, ты не правильно в хату заходишь8
  • ВеленаHawkeye, понимаете, есть такие вещи, которые нормальные люди умеют делать и понимают, зачем, главное, и это не то, чтобы скиллы - это признак адекватности. Вот как организованность, например. Это не преимущество- это необходимость. К тому же. если так уж принципиально не можешь быть орагнизованным, то всегда есть свободная занятость. А есть такие вещи, как самопрезентация - то есть тупое переливание из пустого в порожнее. Игры эйчарские сюда же. Самопрезентация адекватная заключается в перечислении того, что ты умеешь и демонстрации в тестовом задании. Все, точка. А все эти литературно-театральные расписывания себя и заговаривания зубов - то есть, как раз то, что преподносится как "скилл" - это уже по-моему способ выбивания денег с дурачков. Это же так удобно: убеди всех, что все их проблемы из-за отсутствия софт-скиллов и греби денежки лопатой. Вот про психологическую гигиену верно написано - но и это не навык. Это адекватная реальность каждого человека. Должна быть. Ощущение, что так много людей уже, что нет работы для всех - просто прикапывание к каждой запятой, к каждому незначительному параметру идет. Печально, конечно. и очевидно, что в этой ситуации самый лучший "скилл",самый надежный - иметь волосатую руку, где надо.6
  • Хапексамендиос СарториМне жалко тех, у кого это работает. Купите пятнашки, они стоят копейки. Собирайте их время от времени. С ними поймёте как важно отыскать правильную последовательность действий и заложите это себе в подкорку. Затем вам необходимо развлечь себя на досуге до топорности точным занятием. Каллиграфия, например, или математика из школьного курса, хоть уравнения 5-6 класса. Так вы привыкнете мыслить и действовать структурированно. Ну и в очередной раз скажете спасибо пятнашкам. Мотивацию же и прочие инфоцыганские термины придумали для плебеев без цели и интереса в жизни. Зачем тянуть на себе дохлую рыбу вместо того, чтобы взять человека которому это дело нравится, я решительно не понимаю. А видишь, что человек устал, так скажи ему отдохнуть (НИЧЕ СЕ). Как и не понимаю как можно не общаться с людьми по-человечески. Деловой разговор – общаешься конкретно по делу. В ресторане сидишь отдыхаешь – общаешься неформально. Кому нужно объяснять такие вещи?2
  • прпрпрКоротко: - не быть распиздяем; - уважать порядок - на рабочем столе, в голове, в отношениях с партнерами и заказчиками; - не стесняться; - быть уважительным, но настойчивым. В общем, "как всегда" с небольшими поправками на современные технологичные реалии.16
  • Ольга АлександроваОчень грамотная и подробная статья!1
  • Evgenia Demkovich«Копирайтер может приехать с распечатанными текстами» Кому они нужны распечатанные?))0
  • Олег ГончаровПрежде чем спорить, какие скилы лучше софт или хард, попробуйте найти признанное определение для тех же "софт-скиллс". Спойлер: не получится. Потому что термин "soft-skill", как тут справедливо отметили, придуман "чтобы продавать про них курсы". Так же, как и многие другие термины чисто маркетингового назначения ("эмоциональный интеллект", "искусственный интеллект" и прочие). Ничего особо плохого в этом нет - мы все что-то продаем.  Главное, понимать: все классификации условны. Реальное значение имеют лишь те навыки, которые необходимы для достижения ваших целей. Хоть программирование на JavaScript, хоть шитьё крестиком, умение говорить на Суахили или формировать проектные команды на основе навыков их участников.  Ещё важнее, чёткое понимание того, до какого уровня будете развивать навык: соответствовать минимальному уровню и требованию ваших задач или будете стремиться к экспертным уровням, уровням лучших практик? Всё требует времени, а бессмертием мы пока не наделены.  Поэтому так популярна сейчас концепция "сильных сторон", которая предлагает в своём развитии опираться именно на ваши ключевые навыки (используется термин "таланты"), чтобы экономить время для достижения хороших результатов в работе. А слабые стороны... Для этого люди и собираются в команды, для этого "заводят" друзей, чтобы компенсировать свои слабости. Именно поэтому сейчас часто можно услышать термин "профиль компетенций". Ваш профиль компетенций (читай - навыков) определяет, как быстро будете достигать ваших целей. Поэтому, желаю понимания и знания: что и на каком уровне необходимо именно вам и, главное, зачем.8
  • Костя ЗубановDmitriy, всё так, софт скилы прокачивают те, которые руководят спецами. только они их качают не вместо хардов, а в дополнение. у технарей обычно есть 2 стека развития: исполнительский (в сторону архитектора) и менеджерский (руководитель команды). первым достаточно уметь договориться с другими технарями, а вторым уже нужно собирать команду, работать с людьми, которые выгорают и могут не видеть перспектив работать в компании дальше. ещё нужно договариваться с менеджерами, дизайнерами, тестировщиками, так чтобы задачи решались, а команда не овертаймила ночами напролёт. при этом нужно проводить код ревью, заниматься оценками и иногда писать код самому.3
  • Юлия ТопороваУмение понять интересы оппонента, найти компромис.1
  • АлёнаФрёкен, достаточно быть просто душнилой, необязательно даже душным мудаком.6
  • Николайхард учить долго и нудно, а отрасль денежная и хайповая? иди в проект манагеры. ой, блин, сорри, прошлый век. бизнес аналитики. человек со стороны может понял любой процес за квартал- два, улучшить его, несомненно, посоветоватать много чего, и уйти дальше в поисках зп)0
  • НиколайDmitriy, а придумали что нибудь для успокоения технарей с невысокими зп?)0
  • Горчица МилаСтатья понравилась. Теперь знаю модное слово " софт-скилл". Тайм менеджмент у меня: просто ставлю будильник на планшете на определенное время. Планирование. Здесь все неправильно: день не планирую, мероприятия все в голове. Хотя есть ежедневник. Но он больше как личный дневник. Заметки в телефоне не прижились.0
  • Ирма ГраммерНиколай, софт скиллз же )))1
  • Dmitrii EsinСофт-скиллов не существует. Данный термин был искусственно создан людьми, зарабатывающими деньги "из воздуха". А то, что подразумевается под "софт-скиллами" - это обыкновенная человеческая организованность, умение доносить и защищать свою точку зрения и т.д. - это стандартные персональные характеристики человека, без которых в любом деле достигнешь меньше (даже работая уборщиком), чем имея их.7
  • Natalie DidenkoНе хочу акцентироваться на дурацком термине "софт-скиллы", просто перечислю, что оценили в моей работе клиенты (с их слов): 1. Быстрый ответ на запрос от потенциального клиента в соцсетях. Люди не любят ждать. Если даже не могу сразу дать полноценный ответ, то отвечаю кратко по делу и добавляю, что подробнее отвечу позже. Могу вместо тысячи слов кинуть ссылку на раздел своего сайта, где всё уже расписано. В этом плане также помогают шаблоны ответов в соцсетях, чтобы можно было быстрей сформулировать ответ в контексте поступившего вопроса 2. После оплаты заказа сразу озвучиваю срок выполнения. Если заказ большой, то сначала называю срок выполнения самой быстрой задачи и ориентировочный срок остальных. К слову сказать, сроки планирую всегда с запасом, потому что я не просто исполнитель, а исследователь и предполагаю, что благодаря обращению клиента в чём-то улучшу свою работу: упрощу толкование темы, представлю инфу более наглядно, создам для клиента дополнительную полезную диаграммку, которую буду использовать в будущем и для других и т.п. В 90% случаев заказ выполняю раньше озвученного срока, и это очень радует клиентов, потому что они, как правило, с нетерпением ждут ответа на свой запрос (в редких случаях это праздный интерес, чаще решение сложной моральной проблемы) 3. Большинство клиентов предпочитают получить от меня письменный ответ вместо живого общения, поэтому я хорошо структурирую свою работу по всем принципам грамотного копирайта, добавляю в текст много статистики, аналитики, психологических обобщений и типажей (моя работа тесно связана с психологией). Наличие файла с информацией людям важно, потому что так легче понять мнение эксперта, - со слов многое не запоминается. Файл они могут использовать как памятку, потому что там зачастую содержится не только диагноз, но и пошаговый план действий, прогноз развития событий и т.п. 4. Большой ассортимент услуг на любой запрос и кошелёк, начиная от быстрого ответа на вопрос до объёмной аналитики. Люди любят наличие вариантов, когда есть из чего выбрать. Над дроблением услуг я много работала, теперь только корректирую их описание и подачу 5. Не пытаюсь понравиться клиенту, веду себя естественно, выполняю работу на своих условиях, выражаю мнение лояльно, но честно. Даю ответы на вопросы клиента только в хорошем расположении духа. А если у меня плохое настроение, стресс или усталость, то прошу об отсрочке, и клиенты ценят, что я занимаюсь их вопросом отдохнувшая, счастливая, на максимуме положительных ресурсов. Если не использую каких-то методик, которые распространены у других специалистов, то так и говорю: ваш вопрос я буду рассматривать так-то и так-то, с помощью методик, в которых я 💯 уверена 6. Конструктив. Люди ко мне обращаются в основном с проблемными вопросами, и не всегда я могу их по-настоящему обнадёжить. Но в любом деле есть плюсы, и я умею их преподнести, перенаправить внимание клиента в более перспективное направление. В этом мне помогает психология, которой я специально обучалась. Для людей важно не только услышать вердикт, но и понять, в чём их сила (даже если она напрямую не решает исходную проблему) Всё это не софт-скиллы, а просто приёмы эффективной работы, которые стали привычкой. В чём-то я организованный человек, а в чём-то делаю всё по настроению, и это добавляет магии моей жизни Если у тебя типа прокачены все софт-скиллы, то какой в этом толк, если клиенты не рвутся оставить отзыв о твоей работе? Если не публичный, то хотя бы личный Кроме того, для некоторых "экспертов" поважнее всяких софт-скиллов будет просто каждый день постить свою ухоженную рожу в инстаграмме и красивый антураж квартиры, отеля, набережной, сопровождая это "умными" мыслями, которые вообще не коррелируют с картинкой. И тем не менее, эти люди хорошо зарабатывают. Потому что уровень их "экспертности" автоматически повышается в глазах публики благодаря картинке успешной жизни. И для хорошего дохода этим людям достаточно, чтобы их услуги действовали на клиентов как успокоительное (давали им надежду, шанс пообщаться с кем-то успешным и необязательно решение их проблемы)3
  • ТаУStani, их предшественники пользовались закрытыми :)1
  • Иван ТеровСпасибо за статью! По сути все верно. Добавил бы только, что первопричина развития софт скиллс в скорости накопления и передачи информации или пятой информационной революции (первые четыре - это письменность, книгопечатание, телеграф и компьютер). В интернете, другими словами. А конкуренция и развитие сервисов - следствие.1
  • Ирина СлуцкаяКреативность, жизнелюбие и оптимизм, коммуникабельность1
  • Виктор БиюлаОчень глубокая проработка культуры труда фрилансера. Автор умница1