«У нас любят делать крайними потребителей»: почему в России не хотят сортировать мусор

Грустные рассуждения читателей

114
«У нас любят делать крайними потребителей»: почему в России не хотят сортировать мусор

Во многих странах уже давно налажен раздельный сбор отходов.

Но в России этим больше занимаются активисты и осознанные граждане. Читатели Тинькофф Журнала поделились мнениями о том, что мешает сделать эту инициативу более популярной и почему масштабные экологические проекты сложно реализовать без поддержки государства.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Причина № 1

Люди не привыкли думать об экологии, да им и некогда

Пока большинство не сведет концы с концами и не закроет свои базовые потребности, только меньшинство будет сортировать отходы своей жизнедеятельности.


Я считаю, что культура начинается в семье. Надо взрослым это прививать. Но это невозможно, когда люди на грани выживания и не видят дальше носа. Слишком масштабная культурная работа нужна, на десятилетия.

Вот приходит ребенок из садика, говорит родителям: «Нам говорят правильно сортировать мусор, сдавать его в разные места, чтобы животные не умирали. Батарейки — в магазин, крышки от бутылок — в другой магазин. Давайте сортировать».

И ему на это отвечают: «Иди в игрушки свои играй, не будем мы ничего сортировать. Заняты мы, деньги тебе на еду зарабатываем. Нам какая разница, и так за ЖКХ ползарплаты отдаем». И что тогда?


Имхо, основное здесь — уровень интеллекта, то есть образования, и воспитания. Если этого нет, люди всегда найдут причину, чтобы делать так, как им удобнее, а не как нужно.

Мониторю ситуацию в двух ближайших пригородах Питера на расстоянии 15 км один от другого. В обоих, кстати, раздельный сбор мусора. В одном уровень населения средненький, мягко говоря. Рядом с незаполненными контейнерами внавалку лежат мешки с мусором. В паблике — постоянные жалобы на собак на самовыгуле, загаженные собаками же территории городка и ближайшей лесополосы. Мусор часто оставляют около подъезда и даже на лестнице, дети от восьми лет посылают по матери на любое замечание и так далее.

Во втором в основном живут люди с приличным достатком, хотя есть разные. Везде чистенько. Собаки без хозяев не бегают, только на поводке. Собачье дерьмо не валяется по дорожкам. В паблике вообще этих тем нет. Разница — в головах населения.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Контейнеры для раздельного сбора есть не во всех дворах

Хотела бы сортировать мусор, но у меня в городе ничего для этого не приспособлено. Как-то одно время ставили коробки для пластиковых бутылок, люди носили. Потом их убрали. Печально у нас все с этим вопросом.


Когда был ящик для пластиковых бутылок, сортировал. Сейчас все вместе выбрасываю, так как нет контейнера. Платить за экотакси точно не буду. С макулатурой у меня дворники придумали спецящик, куда просят бросать коробки, которые они затем сдают.


Однажды загорелась идеей сортировать мусор. Пыталась пристрастить к этому делу мужа, но его главный аргумент мне крыть было нечем: «Зачем сортировать мусор, если все в итоге попадет в один контейнер».

У нас из экопроектов только «Добрые крышечки» были в районе. Стояло большое железное сердце, в которое можно было опускать пластиковые крышки из-под бутылок, например. Собирала и носила туда крышки до упора, пока оно не исчезло.

Контейнеров для раздельного сбора у нас нет вообще. Чтобы сдать мусор, нужно куда-то ехать со всем этим добром на маршрутке или идти минут 40, потому что своей машины нет. Чтобы сдать батарейки, технику, ртутные градусники и прочие опасные отходы, нужно ехать еще дальше.

Плюс нет особых возможностей покупать продукты без упаковки и таким образом сокращать количество покупаемого мусора.

Убеждена, что, пока на уровне государства и крупных корпораций этот вопрос не проработается, никаких сдвигов не будет. У нас очень любят делать крайними конечных потребителей, а не тех, кто, собственно, ответственен за производство пластика в таком количестве.

Лейбл заголовка
Причина № 3

Работа обслуживающих организаций вызывает вопросы

Я человек, который всеми фибрами души желает сортировать мусор. Но ни разу ни в одном дворе мне не попадались контейнеры хотя бы отдельно для пластика. Потом я увидела, как в одном модном дворе весь отсортированный мусор ссыпали в один контейнер машины. С тех пор безмерно расстроена и не знаю, что думать.


У меня во дворе раньше стояли четыре обычных контейнера и три отдельных для переработки бумаги, металла, пластика. На них были инструкции, как собирать, какой пластик перерабатывается и тому подобное. Эти контейнеры вывозила отдельная организация.

Когда тема раздельного сбора мусора стала хайповой, эти три контейнера убрали. Вместо них появились обычные контейнеры, а блоки, в которых они стоят, покрасили в разные цвета и на двух из четырех написали «вторсырье».

Какое-то время за обычным мусором и «вторсырьем» приезжали разные машины — обычные московские муниципальные мусорки, но с разными надписями. Однажды мы с женой заметили, как в машину с обычным мусором вываливают содержимое контейнера для вторсырья. Жена стала записывать видео этого процесса. Мусорщики взбудоражились, стали кричать и в ответ на наши вопросы показали, что контейнер «вторсырье» они взяли из обычного блока, типа все ок, просто перепутали контейнеры.

Через несколько дней ситуация изменилась: блоки вторсырья все время были закрыты. Машины для вторсырья перестали ездить. Дворники же периодически перекатывали заполненные баки с обычным мусором в закрытые блоки вторсырья, а пустые контейнеры вторсырья ставили в открытые блоки обычного мусора. И машины за мусором стали приезжать в другое время — возможно, более позднее, по крайней мере, я стал их видеть значительно реже.

То есть реальный раздельный сбор мусора в моем дворе заменили на спектакль, на который при этом тратится больше бюджетных денег, чем раньше. А позже ситуация снова изменилась: все блоки были открыты, но в контейнерах для вторсырья лежало все подряд — и вывозили это все вместе поздно вечером или рано утром, когда никто не видит. Такие дела.

Лейбл заголовка
Причина № 4

На сортировку мусора тратится много воды, времени и денег

Не Москва, но город крупный. Не готова переплачивать за воду для мытья, за дорогие средства для отдирания наклеек, за бензин для доставки своего мусора в пункт сбора не в своем районе, а также за сдачу этого мусора. У нас и так идет плата за вывоз. Сделайте удобно — буду сортировать.

Саму бесит мусорное ведро, наполняющееся за полдня в семье из двух человек, а мы почти не пользуемся доставкой еды. Бабушка, помнится, выносила маленький пакет мусора раз в неделю, у нас это событием было в детстве. Не людей перевоспитывать нужно, а сверху начинать. Организуйте доступный сбор и сортировку, перестаньте производить некачественные вещи, тогда будет у меня дома хоть 20 коробок.


Кто-нибудь считал, сколько человеко-часов тратится на то, чтобы помыть, почистить, оторвать наклейку, разложить мусор по пакетам, сделать эту самую сортировку? Я не говорю уже о том, сколько воды и прочих ресурсов нужно, чтобы рассортировать мусор. И не говорите мне, что мало. В масштабах общества это ого-го какая цифра. Может, лучше продумать соответствующие технологии и создать соответствующее оборудование? На мусороперерабатывающих заводах.

Тем более что сортировка мусора на чистоту в городах практически не влияет — по сравнению с системой регулярного и аккуратного вывоза мусора.


Считаю, что в век роботизации неправильно взваливать задачу сортировки мусора на человека. Вместо этого надо внедрять автоматизированную сортировку на пунктах переработки, а ее стоимость включать в коммунальные услуги.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Государство не мотивирует потребителей на перемены

Сейчас стоимость вывоза мусора рассчитывается по нормативу. То есть объем вывозимого мусора и его состав может быть любым. Вы платите определенную сумму, которую рассчитывают в зависимости от количества жильцов или площади дома.

Если мы хотим, чтобы больше людей сортировало мусор, оплата по нормативу — это плохо. Нужно, чтобы стоимость вывоза мусора рассчитывалась по факту: меньше намусорил — меньше заплатил. Это также позволило бы ввести разные тарифы на вывоз сортированного и смешанного мусора, чтобы выкидывать все в общий бак стало невыгодно. Думаю, при таком раскладе многие нашли бы в себе силы заняться сортировкой ради экономии.


Возможно, стоит поощрять за правильное поведение. Сдал тару — получил вознаграждение. Тогда полстраны будет бегать в поисках неправильно выброшенных пластиковых бутылок.



А вы сортируете отходы? Расскажите и покажите, как организовали процесс у себя дома:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

В Германии например почти за всю бутылочную тару, включая тетрапаки, на кассе вы оплачиваете залог 25 евроцентов за каждую единицу. В каждом магазине есть специальные терминалы приема такой тары, после сдачи вам возвращают эти 25 евроцентов в виде чека, на который можно отовариться в магазине.

Вот примерно такой подход будет работать, людей нужно мотивировать.

29

Darth, вариант для России: включить налог на утилизацию в стоимость, собрать его, на эти деньги отправить чьих надо детей учиться в Лондон.

На саму утилизацию наплевать.

9
0
Герой

+1

14.04.23, 13:04

Отредактировано

*основное здесь — уровень интеллекта, то есть образования, и воспитания*
*В одном уровень населения средненький, мягко говоря*
*Во втором в основном живут люди с приличным достатком*
* Разница — в головах населения*

Ну-ну)))

25

Дмитрий, тоже понравилось, прямо перепись патрициев, грустно взирающих на неосознанный плебс)

3
0

«У нас очень любят делать крайними конечных потребителей, а не тех, кто, собственно, ответственен за производство пластика в таком количестве.» — полностью согласна. Выбешивает количество пакетиков и ненужных упаковок в доставке. Выбешивает, что пунктов для сдачи стёкла и батареек мало. Во дворе контейнер для бутылок забивают чем угодно и его увозит одна и та же машина просто смешивая со всем мусором 🥲

За экологию страны должно отвечать государство, создавать условия и мотивировать граждан. Пока это просто личные достижения каждого, по мере сил.
Я стараюсь брать напитки в стекле и минимизировать пакеты, но это ничтожно.
С вещами проще, подарить или отдать.

19
0

Готов сортировать, но нужна инфраструктура. На одном энтузиазме долго не продержался…

18
0

мыть мусор перед тем как его выбросить я не готов, прямо скажем
а сортировать могу

17

Максим, посуду же как-то можете перед тем, как в шкаф поставить? А ополоснуть бутылку из-под молока - 10 секунд

5

Алиса, вот пускай специально обученные люди на мусорных заводах этим и занимаются. Со своей стороны могу дать денег на это

1

Максим, пока тара доедет до мусорного завода, завоняет. Едет и воняет. А могла бы не вонять.

6

Аннушка, органика вообще воняет несоизмеримо больше, штош

1

Аннушка, в этом смысле меня больше беспокоят собачки во дворе

0
0

Макулатуру, пластик, металл мою и сдаю в отдельный контейнер на площадке (неоднократно видела, что за ним приезжает отдельная машина - синяя, а обычный мусор вывозит серая).
Батарейки отношу во Вкусвилл или в ТЦ рядом с домом (там просто стоят контейнеры для них на 1 этаже).
Чеки, мелкую электронику, пластиковые карты, зубные щётки, блистеры от таблеток собираю в отдельный пакет, коплю и раз в несколько месяцев сдаю, когда бываю у родителей в Алтуфьево в ТЦ Будапешт. Там на первом этаже стоят боксы Собиратора, куда это всё можно сдать (на фото они).
Но это всё МО и Москва, здесь больше возможностей. ВИдела в своём подмосковном городе фандоматы для сдачи пластиковых бутылок, там какие-то баллы начисляются. Один раз была рядом и допив минералку сдала бутылку. Здорово выглядит, он считывает штрих-код с этикетки и забирает её в свои недра, где сразу слышно как прессует) за это дали 5 бонусов, но я их перечислила на благотворительность, даже не вчитывалась, что за бонусы.

17
Герой

14.04.23, 15:27

Отредактировано

Про вещи забыла. Одежду и обувь в хорошем состоянии отдаю знакомым, они раздают нуждающимся. В плохом отношу в ТЦ недалеко от дома, там стоит Благодарный шкаф. Они принимают хорошую одежду так же для нуждающихся, плохую на переработку. Бельё по понятным причинам приходится выбрасывать.
В принципе стараюсь лишнего не покупать.

9

Ира, а почему белье на переработку нельзя?

1

Юленька, ой как-то мне стыдно трусы туда кидать 🙄

5
0

Стоит отдельный контейнер для пластиковых бутылок, но сгружают их в одну машину🙈
Чтобы было меньше мусора стоит меньше производить и меньше потреблять, вот и все. Ну и делать более качественные товары, которые можно долго использовать и не выбрасывать

14

Джоконда, уверен, на рынке полно более качественных товаров. Просто они дороже.

4

Джоконда, то же самое :(

2
0

У нас одно время стояли баки для пластика, старалась сортировать и все бутылки туда отправлять. Сейчас их убрали. Копить мусор и ездить куда-то там, чтобы его сдать я не готова.

Единственное, что сейчас сдаю - это батарейки. Занимают мало места, спокойно копятся дома. Пункт приёма есть в ТЦ, который мне по пути

13

Люблю_кушать, я коплю отходы и потом отвожу в соседний район на сборы "Собиратора", но согласна, что это неудобно и проблематично. Поэтому мало кто делает как я.

0
0

живу в Магадане, сортирую мусор. Сдаю в специальные пункты мытый пластик (бутылки, пакеты) и консервные банки. Иногда проходит сбор макулатуры, собираю макулатуру, в том числе, на работе. Пункты сбора мусора в Магадане организованы НКО, они потом отправляют этот мусор в регионы, где есть переработка. Крутые неравнодушные ребята, я рада поддерживать их инициативы.

У меня под раковиной две урны, одна для обычного мусора, другая для того, который нуюно сдавать. Вторая обычно заполняется за пару недель, тогда я ее разбираю на два пакета - пластик и метал, и увожу. У меня достаточно времени и сил для этого, зато я точно знаю, что как-то влияю на окружающую меня среду. Мне это важно.

А еще с тех пор как я начала сортировать мусор, сильно пересмотрела потребительские привычки, что покупаю, в каком количестве, на ведение бюджета это тоже повлияло.

12

Дарья, спасибо!

1

Дарья, аналогично. Несколько лет сортирую мусор. Непросто даже в Москве, но я получаю удовольствие от того, что могу хоть чуть-чуть сделать мир лучше.

0
Удалённый пользователь

15.04.23, 06:49

Сортировка мусора начинается не с домохозяйства, а с мусороперерабатывающего завода. Как бы странно это ни звучало.
Отсутствие пункта сортировки мусора и его переработки ставит крест на любых начинаниях. У нас в краснодарском крае полигонами ТБО заражены гектары, отрава идет в землю, загрязняя реки подземные. И власти пофигу. Зато разговоров, разговоров ведется! Сколько миллионов уже на всякие проекты разворовали и не счесть.
Те же пластиковые бутылки вывозят далеко не всегда в переработку. Во-первых, у нас нет массового перерабатывающего производства. Это мелкие частники. Во-вторых, далеко не весь пластик перерабатывается.
Это в Европе уровень переработки таков, что Скандинавия завозит мусор, ибо своего не хватает. Там рядом с заводами школы стоят и воздух без примесей. У нас же если и построят, смрад будет такой, что онкология вырастет в разы сразу вокруг. Коррупция.

Та и хрен с ней с переработкой. Пусть хотя бы не гадили. У нас же каждый считает своим долгом выкинуть сигарету, бутылку, обертку мимо урны, а то день прожит зря будет. Мы по степени засратости уже вплотную к Индии приблизились.

11
0

Сортирую и отвожу либо отношу в специализированные пункты приёма вторсырья. В Петербурге с этим легче.

10

Far, ополоснуть бутылку воды - это 10 секунд, 300 мл воды и ноль моющего средства. Думаю, это те ресурсы, которые может себе позволить почти каждый. Особенно если учесть, что часто контейнеры под пет-бутылки располагаются рядом с мусоркой, и идти никуда не надо.

9
0

Надо всего лишь производить меньше мусора и упаковки.
А не перекладывать ответственность на обычного гражданина.

Раньше мусора было три вида: бумага, стекло, металл.
Щас все засрали пластиком.

Начинайте с верхушек

8

Джон, так сейчас всё добровольно. Я добровольно сортирую, сдаю бесплатно ещё и за бензин, чтобы отвезти отходы, плачу. В цивилизованных странах строго с сортировкой мусора.

0

Дмитрий, в чем принуждение то? Тебе продали товар в бутылке и включили стоимость бутылки в цену товара. Если хочешь, то оставляешь бутылку себе, а если она тебе не нужна, то возвращаешь обратно и получаешь ее стоимость. Норм система я считаю.

8
0

Смех смехом, но работала я в одной крупной айти компании, где на кухне установили корзины для раздельного сбора мусора (пластик, бумага, стекло и всё остальное). Так вот, люди вроде не тупые должны работать, но чайные пакетики и остатки еды бросали во все урны подряд. Проблема — в головах, их же это «не касается».

7
0

Мусор сортирую, но не все фракции, часть пластика все-таки уходит в контейнеры. Сырьё отвожу в пункт приёма, который организовали местные активисты. Сортировать начала, когда задумалась о том, сколько же мусора производит человек, стало интересно, как можно сокращать эти объемы. Дело не в тарифах на вывоз мусора, а в том, что это стало интересно лично мне. Плюс нравится идея, что условная бутылка или упаковка из-под йогурта может получить вторую жизнь)

7
0
Герой

17.04.23, 21:10

Отредактировано

Сортируем с женой пластик (она приучила меня), перед тем как убрать - спаласкиваем
Раньше и не задумывался, насколько много оказывается пластика выбрасываем. Относим раз в неделю большой пакет в контейнер для пластика

7
0

Если человек хочет сортировать, он будет стремиться исключить все препятствия (найдёт контейнеры в соседнем дворе, отвезёт на переработку, выделить место на балконе под сортировку).

Если не хочет, то будет видеть вокруг только причины, которые ему мешают. Или же вообще не видит проблему в отходах (мыть тару-фу, все равно все в одно место свозится, негде хранить)

Изменится сознание , изменится и подход к проблеме. От уровня дохода и места жительства это не зависит.

Но конечно, должно быть осознание проблемы переработки и у производителей, чтобы они минимизировали использование пвх, усадочных плёнок, вспененего полистирола, яркий пластик, неразделимые части из разного материала - все это не перерабатывается.

Я мою, отбираю все что перерабатывается, но сейчас сортирую только часть, и упорно отношу в синий контейнер.
Раньше отвозила накопленные коробки в икею и там сортировала по типам пластика.

7

Аннушка, полностью согласна с вами. Это как за собачками убирать. Знаю людей, кто убирает за животными там, где нет штрафов , просто потому что уважает себя и окружающих.

0

Дмитрий, сделайте так, что тару смог сдать кто-то другой, кому нужны эти 25 евроцента. Они вам скажут спасибо.

Я иногда вижу что дворники собирают алюминиевые банки к себе в сумку, значит куда-то сдают за вознаграждение. Я рада )) и мусор переработается и человек заработал.

7
0
Герой

14.04.23, 13:04

Отредактировано

В невском районе Петербурга в каждом дворе контейнер для популярных видом вторсырья - стелко, металл, тетрапаки и пластик 1,2,5. Стало очень удобно. Остальное вторсырьё коплю и вывожу экотакси
В других городах - конечно, ужас, что со вторсырьём делать, даже в Москве.

6
0

Такие штуки должны регулироваться на уровне государства, как в Японии, иначе бессмысленно

6
0

В дании попросите иммигранта показать сортировку у домов, там все под землей, и выкинув не досианешь, разные контейнеры для разного мусора, и бесплатное всем высшее образование

6
0

У нас в некоторых районах в основном рядом с новостройками, притуливали контейнер для пластика. Очень скоро он был забит чем угодно вообще вперемешку.

Я не знаю, может, если бы сделали как в иных странах автомат по типу "сдай бутылку - получи улыбку", может хотя бы эту часть проблемы удалось решить.

У нас в микрорайоне, в шаговой доступности от моего дома три мусорки. За день их набивают так, что аж вываливается. Приходят добровольные мусорщики (или старьевщики), разгребают контейнеры, выгребают бутылки, годные вещи, бумагу, банки, все остальное остаётся брошенным на землю. Собаки лают, ветер носит.
Полный апокалипсис, как в Зоне у Стругацких. Особенно в дни выбросов, коими наш город славится.

Да, в городе есть целых ПЯТЬ экокиосков для сбора вторсырья. Ажиотажа не вижу рядом с ними.

А что же автор комментария? Бутылки использую крайне редко, покупаю только растительное масло и мыло, эту тару на вторичку не берут. Пакеты и тряпки использую не по разу. Бумага используется до победного в почеркушках. То есть объективно большинство мусора в нашей квартире - очистки, знаете, раньше для них отдельные ведра были у мусорки, в начале 80х точно. И все это великолепие идет в общую мусорку потому что куда ещё? Не в клумбе же захоранивать.

В нашем городе периодически вспыхивают разбирательства по поводу мусорных полигонов и несоразмерной платы за вывоз мусора, но что-то как-то не меняется ситуация.

5

Елизавета, помню в Литве лимонад в стеклянной бутылке продавался. После бутылку можно было сдать в автомат в магазине и получить часть денег обратно.

5

Михаил, да ладно? Откуда растущие мусорные полигоны?

5
0

Если государству нужно будет вынудить/ заставить /настроить на раздельный сбор мусора он этого добьется. У него есть Все рычаги на влияние на народ. Сейчас видим что ему ничего не надо. Если и есть какие то робкие попытки , так это они что-то свое тестируют, для себя узнают или какие-то свои интересы проталкивают .

5

Дмитрий, ну вот, к сожалению, если владельцы корпораций, которые занимаются производством товаров, ничего не делают для экологии полезного, то что может сделать обычный человек?

5
0

мимо урны окурки и бутылки швыряют и в Москве с зарплатой 100. так и люди с доходом 20 в той же Москве, но с ненаплевательским отношением сортируют мусор и используют магазины без упаковки, экомешочки и тд. "мы халадаим поэтому срем, где живём и нет ни секунды сортировать ничего" - тупейкая отмазка. но в целом, безусловно, надо обязать все заводы и производства еды делать экологичную упаковку, так как в микропластике уже умирают животные в океане, а те же альботросы вместо еды отрыгивают птенцам пластиковые крышки

5

Евгения, вы страной ошиблись

5
0

Город Казань. На каждой контейнерной площадке стояли сетки для пластика, в нашем дворе они заполнялись очень быстро, явно много кто сортирует, их даже в какой-то момент поставили 4 штуки. Но несколько месяцев назад, компания которая обслуживала данные сетки ООО Экоприоритет, заявила о закрытии и передаче этих сеток мусорному монополисту УК ПЖКХ, компания с очень "грязной" репутацией. Сетки уже убирают на многих площадках, а там где они ещё стоят, не факт, что не скидывают всё в одну машину. А Экоприоритет закрылись из-за обрушения цен на вторичный пластик, без ИКЕИ (конечный скупщик вторсырья) в нашем регионе этот пластик никому не нужен. Это я всё вот к чему: сортируют у нас вторсырьё очень даже неплохо, просто без вмешательства государства или социально-ответственного бизнеса система не будет работать никогда.

4
0

Согласна с большинством голосов. Я готова заниматься сортировкой, но на подвиги не готова. Был контейнер для пластика во дворе - пользовались им. Сейчас контейнер исчез.
Батарейки у нас управляющая компания собирает прямо в подъезде - смотрю, контейнер наполняется регулярно, и сама тоже пользуюсь.
Доставка еды - это действительно проблема. Пару лет назад заказывала готовую еду с фиксированным набором кбжу, чтобы похудеть. Так там ежедневно привозили целую кучу коробок и пакетов, да еще плюсом по набору пластиковых ложек и вилок,абсолютно в моем случае ненужных. Задавала компании вопрос по этому поводу, ответили что-то невнятное. А вилки и ложки до сих пор лежат, ждут своего часа)
Еще было с доставкой продуктов такое, что заказ упаковывали в несколько пакетов регулярно. Один раз с небольшим заказом привезли восемь пакетов! Тоже писала им в поддержку, помогло. Сейчас по одному привозят, максимум два.

4

Аватарка, ну те что видел не все подряд. У меня во дворе четко только мусор из перечня туда кидают

4

Far, что там мыть с моющим средством? Если тара жирная, то она уже не подлежит переработки, а из под молока, йогурга достаточно сполоснуть от остатков.

4

Сообщество