Я работала организатором совместных покупок почти 5 лет.

Расскажу, можно ли заработать таким образом и действительно ли организатор получает легкие деньги, всего лишь нажимая кнопки на клавиатуре.

Я знаю три способа ведения совместной покупки: обычный форум, группа во Вконтакте и специализированный сайт СП. Я работала на сайте, поэтому рассказывать буду о нем.

Что такое совместные покупки

Совместная покупка — это способ купить товар в розницу по оптовым ценам с небольшой наценкой. В розничных магазинах обычная наценка на одежду или обувь — минимум 100% от оптовой цены. В совместных покупках — 12—20% в зависимости от города.

Работает это так. Несколько покупателей объединяются и набирают товары на нужную сумму, чтобы закупиться по оптовым ценам. Чтобы сделка с оптовым продавцом состоялась, все покупатели за вознаграждение поручают посреднику ее совершить — выкупить и доставить их товар. Это и есть совместная покупка. Посредник называется организатором совместных покупок, а его вознаграждение — организационным сбором.

Подробнее о том, как устроены совместные покупки, Т—Ж уже писал в другой статье.

Участники и организаторы называют совместные покупки аббревиатурой СП. В статье я тоже буду ей пользоваться.

Как устроены совместные покупки через сайт

Сайт СП — это смесь форума и интернет-магазина. Темы закупок размещаются на форуме, там можно обсудить все интересующие вопросы по закупке. Покупатели — участники СП — делают заказы самостоятельно в каталогах, как в интернет-магазине, и отслеживают и корректируют их через корзину.

Сегодня таких сайтов много. Одни работают только в одном регионе, например spclub42.ru в Кемерово, другие — на несколько регионов, например rf-sp.ru или 100sp.ru.

Каталог, в котором участники СП делают заказ
Каталог, в котором участники СП делают заказ
Корзина участника СП
Корзина участника СП

Кто управляет сайтом СП. У сайта СП есть владелец, который нанимает администраторов, технических специалистов, модераторов, раздающих в пункты выдачи, водителей и приглашает к сотрудничеству организаторов. Организаторы — не наемные сотрудники, но если хотят сотрудничать с сайтом, должны следовать установленным на нем правилам.

Между собой организаторы не связаны, могут быть не знакомы и не общаться.

Администрация занимается развитием сайта, техническим обслуживанием, рекламой и привлечением клиентов, разрешает спорные ситуации между участниками и организаторами и контролирует работу организаторов. Администрация также отвечает за работу пунктов выдачи и доставку заказов в другие населенные пункты, если сайт работает не на один город.

Чем занимается организатор. Организатор занимается только закупкой. Он находит поставщика, готовит каталоги, ведет сбор заказов, отвечает на вопросы участников о товарах, общается с поставщиками, выкупает, разбирает и раздает заказы покупателям.

За свою работу организатор получает вознаграждение от участников СП — оргсбор. Величина оргсбора ограничена администрацией и прописана в правилах СП. На нашем сайте верхняя граница оргсбора сначала была 14%, теперь — 16%. Выше устанавливать оргсбор нельзя, ниже — на усмотрение организатора. Обычно оргсбор одинаковый на всех сайтах СП одного региона.

Не все деньги достаются организатору — об этом расскажу ниже.

Отличие СП от интернет-магазина. Совместные покупки — это не покупки в интернет-магазине. Это главное и принципиальное отличие, о которое спотыкаются новые участники СП. В интернет-магазине покупатель покупает у продавца товар, который есть в наличии и который можно вернуть в течение 14 дней по закону «О защите прав потребителей», даже если это товар надлежащего качества и человек просто передумал его покупать. СП работают не так.

Организатор СП не продавец, а сайт СП не магазин. Товара у организатора нет. Он посредник, который помогает покупателю купить вещь по оптовой цене. Организатор покупает товар у поставщика от своего имени, но за счет участника закупки и в его интересах. Весь товар на момент заказа участниками находится на складах настоящих продавцов — оптовых поставщиков.

Участник СП должен помнить: не подошедшую или не понравившуюся вещь вернуть нельзя. Но ее можно «пристроить» — продать в специальном разделе сайта или сдать в магазин «пристроя» сайта, если такой есть.

Вторая особенность СП — штрафные санкции и блокировка аккаунта. Следить за ходом закупки — обязанность участника. Если участник не оплачивает вовремя свой заказ, то лишается возможности участвовать во всех закупках на сайте — его вносят в черный список. Если этот участник зарегистрирует новую учетную запись, она также будет заблокирована.

Черный список — это база недобросовестных участников. Участник попадает в черный список, если отказывается оплачивать свой заказ или регулярно задерживает оплату, безосновательно часто скандалит, срывает закупки — например, обращается к поставщику напрямую.

Вся терминология, механизмы, смысл и тонкости СП прописаны в правилах сайта. Найти их можно в информационном разделе, также ссылка на правила размещается в теме каждой закупки.

Как я решила стать организатором совместных покупок

В 2012 году на местном сайте, где я делала покупки, появилась вакансия организатора СП. Я тогда подумала, что это непыльная работа для хорошего дополнительного заработка, и подала заявку. Еще я считала, что это отличная возможность «бесплатно» одеваться: я собиралась покупать одежду в своих закупках и рассчитываться за нее вознаграждением от участников, не тратя деньги из зарплаты.

На деле все оказалось не так, как я ожидала.

Требования. Четко прописанных требований к организатору совместных покупок было всего два:

  1. Не быть в черном списке.
  2. Уверенно пользоваться компьютером: знать ворд и эксель на простом уровне и уметь искать информацию в интернете.

Необходимые качества: внимательность, аккуратность и скорость при разборе заказов, порядочность и вежливость в общении с клиентами.

Я откликнулась на вакансию организатора, отправила на почту администратора скан паспорта, немного рассказала о себе, и меня приняли на работу. Со мной заключили договор о сотрудничестве, дали права организатора — расширенные возможности учетной записи на сайте. У меня появился доступ к закрытым разделам форума, где обсуждались рабочие вопросы между организаторами, администрацией и техслужбой, а также доступ в технический раздел, в котором велась работа по подготовке и ведению закупок.

Ограничение. Работать организатором можно только на одном сайте СП. Если организатор сотрудничает с конкурентами, договор с ним расторгается. Переходить с сайта на сайт можно, одновременно работать на нескольких сайтах — нет.

Договор, который я заключила с сайтом СПДоговор, который я заключила с сайтом СП

Что должен делать организатор

Работу организатора по ведению закупки можно разбить на этапы:

  1. Найти поставщика, выяснить условия его работы, запросить оптовый прайс и проверить наличие товаров.
  2. Подготовить закупку к открытию: «залить» каталог или отредактировать имеющийся по актуальным ценам и наличию товаров.
  3. Открыть и вести закупку. После размещения закупки в открытый доступ организатор следит за темой и отвечает на вопросы участников.
  4. Закрыть закупку после набора минимальной суммы выкупа. Сформировать и отправить заявку на товар поставщику.
  5. Выставить счет участникам, назначить и проконтролировать оплату.
  6. Оплатить счет поставщику, проконтролировать отгрузку товара.
  7. Получить и разобрать товар.
  8. Развезти товары в пункты выдачи.
  9. Работать с претензиями, если они есть.

Расскажу, как ведется закупка от открытия до сдачи товара в пункт выдачи.

Поиск поставщика

Первый шаг организатора — определиться с закупкой, то есть найти поставщика, чью продукцию организатор будет предлагать купить участникам СП.

Все поставщики закрепляются за организаторами, которые с ними работают: другие организаторы уже не могут покупать товар у этих поставщиков, им нужно найти своих. Но одна и та же марка может встречаться в разных закупках у разных организаторов. Многие организаторы работают с оптовыми компаниями-перекупщиками, у которых огромный ассортимент товаров разных брендов, поэтому пересечение в закупках случается. Это не нарушает правила СП, так как поставщики разные.

Поставщиков организатор находит самостоятельно, но администратор может помочь новичку — посоветовать несколько вариантов. Выбор поставщика остается за организатором СП.

Закупки ограничены только законодательством РФ: разумеется, нельзя закупать никакое оружие, лекарства, алкоголь, сигареты, наркотики и так далее. Все остальное закупать можно. Это может быть одежда, обувь, продукты питания, бижутерия, книги, мебель, спортинвентарь, ткани — в общем, все, что организатор сможет доставить из транспортной компании в место, где будет это сортировать и хранить, а после привезет в пункт выдачи заказов.

В закупках продуктов есть ограничения. Закупать можно то, что не испортится, пока вы будете это доставлять, хранить и раздавать.

У каждого организатора на нашем сайте была своя специализация. У нас были организаторы, которые специализировались на дорогих вещах, обуви и украшениях. Были те, кто вел закупки только дешевых, простеньких вещей. У некоторых организаторов были свои магазины, и они открывали закупки с их ассортиментом.

Я начинала с женской одежды, она и в дальнейшем составляла большую часть моих закупок. Бывает, что какие-то закупки просто не идут. Например, у меня не шла мужская одежда — не собиралась и всё. Я заказывала рекламу, искала отзывы по этой закупке на других сайтах СП и переносила в тему своих отзывов, снижала оргсбор — ничего не помогало. Минимальная сумма выкупа, чтобы партия считалась оптовой, не набиралась. Но стоило отдать закупку другому организатору, как «минималка» собиралась за считаные дни, и в дальнейшем закупка становилась регулярной и популярной.

Если сайт СП маленький, участники обычно не доверяют новому организатору. Мало того, что никто не знает вещей из новой закупки, так еще и человек незнакомый. Я заметила, что на протяжении нескольких лет в моих закупках участвовали практически одни и те же люди. На крупном сайте СП, где организаторов больше ста, личность организатора мало кого волнует.

Процесс поиска. У опытного организатора процесс поиска поставщика запущен в фоновом режиме и не отключается. Я помню, что автоматически сканировала одежду людей: «Может, закупку открыть?» Если мне нравилась вещь на ком-нибудь, я старалась узнать производителя. Глаз цеплялся за бирки, надписи на фурнитуре и нашивках. Если в Инстаграме или по телевизору появлялся кто-то модный и яркий, я искала в интернете, в одежду какой марки он одет.

Иногда приходилось заниматься поиском целенаправленно. Я садилась за компьютер и смотрела, какие закупки ведутся на других сайтах СП, просматривала ассортимент крупных магазинов, заходила на сайты с базами оптовиков, забивала прямой запрос в поисковик.

Еще можно искать поставщиков на сайте программы для скачивания каталогов — о ней я расскажу ниже.

Как я выбирала поставщиков. У меня были свои правила при выборе поставщика.

Мне самой должны нравиться вещи, которые я предлагаю купить, — их внешний вид, стиль, качество. Если при получении товара качество вещей оказывалось плохим, с поставщиком я больше не сотрудничала.

Я проверяла поставщика по реквизитам на сайте налоговой, чтобы не нарваться на мошенников. Заключала с поставщиком договор, платила на расчетный счет, пусть даже с большой комиссией за перевод. Смену платежных реквизитов и почтовых адресов, с которых приходили счета, подтверждала звонком в компанию.

Еще я искала СП от интересующего поставщика в других городах и смотрела отзывы. Мне нравилось работать с производителями, а не перекупщиками.

Чтобы сократить время работы и трудозатраты с одной закупкой, я выбирала удобных поставщиков. У них были сайты с актуальным наличием и ценами, большие складские запасы, или они даже отшивали заказ под меня.

Отзывы с чужого сайта СП. По закупке много отрицательных отзывов, я бы не стала связываться с этим поставщиком
Отзывы с чужого сайта СП. По закупке много отрицательных отзывов, я бы не стала связываться с этим поставщиком
Закупку с такими отзывами я бы открыла
Закупку с такими отзывами я бы открыла

Подготовка закупки к открытию

После выбора поставщиков можно открывать закупку. Но сначала ее нужно подготовить.

У организатора в личном кабинете на сайте СП есть рабочий раздел — «Мои закупки». Это основной раздел, где ведется вся техническая работа по закупке.

«Заливка» каталогов. Подготовка закупки начинается с «заливки» каталогов. Каталоги товаров на сайте СП создает организатор. Все товары к продаже с названием, фотографиями, размерами, описанием и ценами он переносит с сайта поставщика на сайт СП.

Раньше все это делалось вручную: организаторы копировали с сайта поставщика на сайт СП названия, размеры и описания каждой позиции, все фотографии товара по одной. В среднем «заливка» каталогов одной закупки занимала до 4—7 дней ежедневного труда по 5—6 часов.

Рабочий организаторский раздел «Мои закупки»
Рабочий организаторский раздел «Мои закупки»
Пустой каталог с одной пустой записью. Так он выглядит до того, как его заполнил организатор. В закупке бывает от 500 до 2000 позиций товара
Пустой каталог с одной пустой записью. Так он выглядит до того, как его заполнил организатор. В закупке бывает от 500 до 2000 позиций товара

Сейчас появились платные ресурсы — парсеры. С ними «залить» каталоги можно за пару часов. Парсеры — это программы, которые автоматически выгружают с сайта поставщика всю необходимую информацию о товаре — наименование, фото, описание, цену — в нужном формате. Необходимо только подогнать ее под загрузочный шаблон сайта СП и поставить каталог на загрузку.

Кроме того, парсеры предлагают большие базы поставщиков, среди которых много бесплатных — за выгрузку их каталогов не придется платить.

Расценки парсера «Слиза». Я покупала по одному дню, мне хватало
Расценки парсера «Слиза». Я покупала по одному дню, мне хватало
Каталог, выгруженный парсером: 1736 позиций с полным описанием выгрузились меньше чем за минуту. Раньше организатор всю эту информацию вбивал вручную
Каталог, выгруженный парсером: 1736 позиций с полным описанием выгрузились меньше чем за минуту. Раньше организатор всю эту информацию вбивал вручную
Достаточно поменять местами столбцы и скопировать информацию в загрузочный шаблон сайта СП. Шаблон ставится на загрузку и, пока каталог формируется, организатор может отвлечься
Достаточно поменять местами столбцы и скопировать информацию в загрузочный шаблон сайта СП. Шаблон ставится на загрузку и, пока каталог формируется, организатор может отвлечься
Так выглядит заполненный каталог. Он появляется через несколько минут в зависимости от количества позиций
Так выглядит заполненный каталог. Он появляется через несколько минут в зависимости от количества позиций

Открытие закупки

После формирования каталогов открывается закупка.

Открытие закупки, обозначение ее этапов и размещение в нужном разделе — автоматическое. Организатор при размещении темы закупки выбирает стандартные условия и раздел из выпадающих полей. Сам придумывает только название закупки и приветственный текст. Обязательно прописывает особые условия, если есть.

Для объявления каждого этапа нужно нажать соответствующую кнопку — участникам уходит необходимая информация о ходе закупки.

Чтобы в закупку пришло больше участников, можно заказать рекламный баннер у администрации сайта. У нас на сайте изготовить новый баннер стоило 150 Р, вывесить готовый — 50 Р.

Закупка готова к открытию, осталось нажать кнопку «Открыть»
Закупка готова к открытию, осталось нажать кнопку «Открыть»
Окно, в котором организатор задает условия и пишет первый пост
Окно, в котором организатор задает условия и пишет первый пост
В первом посте обязательно прописываются особые условия закупки. Например, фиксация заказа до «стопа»
В первом посте обязательно прописываются особые условия закупки. Например, фиксация заказа до «стопа»
Линейка рекламных баннеров-ссылок видна каждому участнику на любой странице сайта. Такой баннер очень хорошо помогает собрать закупку
Линейка рекламных баннеров-ссылок видна каждому участнику на любой странице сайта. Такой баннер очень хорошо помогает собрать закупку

Ведение закупки

Теперь организатор ждет, когда соберется минимальная сумма выкупа, и заглядывает в тему, чтобы ответить на вопросы участников. Отвечать на вопросы он обязан — это прописано в правилах сайта СП, как и сроки ответа.

По любой закупке формируется отчет в виде таблицы на сайте, его можно выгрузить в эксель.

В отчете организатору видна вся необходимая информация об участниках и их заказах по закупке: что и когда участник заказал, сколько и когда оплатил. Также там видно, когда участник зарегистрировался на сайте, сколько всего сделал заказов и на какую сумму.

Информацию из отчета организатор анализирует и может перестраховаться: попросить частичную предоплату до «стопа» у подозрительного, с его точки зрения, участника, чтобы не пришлось потом пристраивать вещь. Правилами это не запрещено. Я так делала довольно часто.

Чтобы узнать, собралась ли «минималка», не нужно подсчитывать сумму заказов на калькуляторе. Кнопка «Отчет» выводит всю необходимую информацию в виде удобной таблицы
Чтобы узнать, собралась ли «минималка», не нужно подсчитывать сумму заказов на калькуляторе. Кнопка «Отчет» выводит всю необходимую информацию в виде удобной таблицы
Итоговая таблица отчета, в которой видны все расчеты по закупке
Итоговая таблица отчета, в которой видны все расчеты по закупке
В отчете по закупке отражаются все участники. Те, кому отказали из-за отсутствия товара на складе поставщика, тоже. Видна информация об участнике и его заказе: его личные данные, сумма заказа и статус. На скрине — участник-скандалист из черного списка, он помечен красным и желтым треугольниками
В отчете по закупке отражаются все участники. Те, кому отказали из-за отсутствия товара на складе поставщика, тоже. Видна информация об участнике и его заказе: его личные данные, сумма заказа и статус. На скрине — участник-скандалист из черного списка, он помечен красным и желтым треугольниками

Закрытие закупки, оплата счета и контроль отгрузки

После объявления «стопа» по закупке и фиксации заказов, когда участники уже не могут их изменить, организатор отправляет заявку поставщику. Поставщик выставляет счет, организатор сверяет его с отчетом по закупке и выставляет счет участникам СП. Для удобства сверки отчет организатора на сайте можно отсортировать по артикулу.

Я обычно оформляла заявку в личном кабинете оптовика на сайте поставщика. Если личного кабинета не было, отправляла заявку в экселе по почте. Этот поставщик отпускает обувь только коробками, по 6 пар на модель. У меня собрался заказ на крупную сумму, но не все модели в нужном количестве, поэтому я спросила поставщика, будут ли они отшивать мне модели по 4 и 5 пар
Я обычно оформляла заявку в личном кабинете оптовика на сайте поставщика. Если личного кабинета не было, отправляла заявку в экселе по почте. Этот поставщик отпускает обувь только коробками, по 6 пар на модель. У меня собрался заказ на крупную сумму, но не все модели в нужном количестве, поэтому я спросила поставщика, будут ли они отшивать мне модели по 4 и 5 пар

Оплата счета. Сначала организатор собирает деньги с участников за заказы, а потом оплачивает счет поставщику. Почти в каждой закупке было 2—5 участников, которые задерживали оплату. Поэтому я иногда оплачивала заказы, не дожидаясь таких участников, — так меньше шансов забыть оплатить счет, и поставщик быстрее отгрузит мой заказ.

Когда участник не оплачивает вовремя свой заказ, организатор становится «коллектором». Он звонит участнику, пишет личные сообщения или смс с просьбой оплатить свой заказ. Если участник отказывается оплачивать заказ, получается, что организатор покупает товар себе.

Кто-то не понимает разницу с интернет-магазином и думает, что нет ничего страшного в том, чтобы сразу не оплатить свой заказ. Как показывает практика, если поговорить с людьми и объяснить процедуру, многие сразу все оплачивают. Обычно при нормальном разговоре организатор идет навстречу и ждет оплату, не повышая оргсбор, и не вносит участника в черный список, а участник не отказывается от оплаты.

Отгрузка товаров. У меня были поставщики, отгрузку товаров которых не приходилось контролировать, — все отправляли четко в срок. Для себя я вела «грузовой листок», в который записывала даты отгрузки и ориентировочного прибытия по каждому грузу.

Это был просто лист А4, который лежал на столе перед компьютером. По нему я ориентировалась, сразу ли сразу забрать приехавший груз из транспортной компании или лучше подождать другие, чтобы не ездить несколько раз. В следующем месяце лист заменяла на новый.

Мой «грузовой листок». Обычно на этом листе много каракулей и дополнительных пометок, не всегда связанных с закупками. Этот — странно чистый
Мой «грузовой листок». Обычно на этом листе много каракулей и дополнительных пометок, не всегда связанных с закупками. Этот — странно чистый

Получение и разбор груза. Чтобы не мотаться по пробкам в транспортную компанию на окраину города, я подгоняла даты «стопа» так, чтобы мне одновременно приходило несколько закупок. И заказывала объединенную доставку нескольких грузов из транспортной компании до своего дома.

Полученный от поставщика товар нужно разложить по отдельным пакетам с заказами каждого участника.

Я разбирала грузы дома. Весь коридор был в грязи, пыли, мусоре от коробок и мешков — после сортировки требовалась тщательная уборка. В квартире стояли коробки с разобранными заказами — они занимали много места.

Сортировала я обычно ночью. Включала музыку, фильм или интересную лекцию, заваривала чай и начинала шуршать пакетами и трещать скотчем.

Все необходимые для сортировки документы формируются на сайте, выгружаются в эксель и распечатываются
Все необходимые для сортировки документы формируются на сайте, выгружаются в эксель и распечатываются
Этикетка. Наклеивается на упакованный заказ для участника
Этикетка. Наклеивается на упакованный заказ для участника

Сдача заказов в пункт выдачи. Когда организатор разобрал грузы, упаковал все заказы и рассортировал их по пунктам выдачи, остается их развезти. Я развозила по субботам из-за основной работы, хотя организаторы могут делать это в любое удобное время в часы работы пунктов.

Из-за большого количества заказов муж сначала ездил в качестве грузчика со мной, а потом и вовсе один.

Ведомость, по которой заказы сдаются в пункты. Подписанная организатором и раздающим, она хранится как складской документ
Ведомость, по которой заказы сдаются в пункты. Подписанная организатором и раздающим, она хранится как складской документ

Общение с участниками

Мне гадости не писали, но коллеги делились такими сообщениями в закрытой ветке — читать неприятно. Там были и прямые оскорбления, и негативные пожелания, и обвинения в подмене товара и воровстве.

Мне кажется, большую роль в отсутствии конфликтов с участниками у меня играл ассортимент: у участников было меньше поводов для претензий в закупках с качественными вещами.

Конфликты. В спорных вопросах я старалась говорить только по делу, подкрепляла свои слова скринами текста правил СП, особых условий закупки, переписки с участником. Я писала без эмоций, чтобы не скатываться на уровень базарных бабок.

Если у меня не было доказательств своей правоты или я была в ней не уверена, то не спорила с участниками. Из-за отсутствия доказательств администрация встанет на сторону участника, а я потрачусь на конфликт.

Например, участник пишет, что я положила ему не тот размер или не тот артикул, а я точно не уверена, что это не так, потому что упаковала ему вещь не глядя — сориентировавшись на внешний вид, а не на бирку. Тогда я возвращала товар и сохраняла себе нервы, а участника — клиентом. Вещь потом «пристраивала».

Если участник практикует такой вид мошенничества, он все равно скоро попадется и будет забанен. Смысла конфликтовать нет.

Мы с коллегами заметили, что больше всего возмущаются участники закупок с дешевыми товарами. Возможно, потому, что эти участники пришли на сайт с одной целью — сэкономить. Они сильно расстраиваются, когда полученная вещь не подходит, оказывается не той расцветки или плохого качества. Но факт: из-за футболки за 100 рублей попортят гораздо больше крови, чем из-за джемпера за 2000. К счастью, скандалистов в целом мало, просто они хорошо запоминаются.

Вопросы. Обычно общение с участниками сводится к обсуждению товара. Они спрашивают, большемерят вещи или маломерят, узнают замеры: длину, ширину, объемы рукавов.

Совершенно серьезно участники спрашивают мнение организатора о том, пойдет ли им вещь. Некоторые просят подобрать размер вещи, к примеру, семилетнему ребенку. Нервничать и возмущаться в ответ на такие вопросы нет смысла: участники СП просто хотят максимально оградить себя от покупки вещи, которая им не подойдет.

Раздражение. Меня раздражали участники, задерживающие оплату. Я расценивала это как бессовестный заем без моего согласия.

Таких «заемщиков» иногда было больше половины всех участников в закупке. А так как закупок в стадии оплаты у меня было одновременно несколько, большое количество должников выливалось в нехватку денег для оплаты счетов поставщиков.

Мифы про организаторов. Многие участники думают, что организатор много и легко зарабатывает, но это не так. Еще думают, что организаторы во время разбора устраивают примерку вещей. Не могу отвечать за всех организаторов, но у меня не было на это ни времени, ни желания, ни сил.

Когда у тебя в квартире завал, стоит куча грязных коробок, а на сайте изнывают от ожидания участники с вопросами вроде «Когда, ну когда же будет раздача? Вы что, за пять дней не можете разобрать наши заказы?», как-то не до примерки чужих вещей. И, на мой взгляд, это неэтично. В магазине мы покупаем вещи, которые висели в торговом зале — их примеряли, трогали, роняли на пол — и не возмущаемся. Но в СП каждая вещь в грузе не бесхозная, как в магазине, — у нее уже есть хозяин, который планирует получить вещь новой.

До сих пор я возмущенно хмыкаю, если в сети попадается обсуждение, как «прижучить» организатора, какими законодательными актами на него воздействовать, чтобы приобретать товары по оптовым ценам на условиях розницы. Комфорт покупателя обеспечивает розничная наценка в 200% и выше — странно требовать его за 16%.

Расходы организатора

Когда я была участником и считала доходы организатора, я не думала о его тратах. Ведь если девочки работают организаторами по несколько лет, значит, это выгодно. Даже когда администрация озвучила условия, я подумала, что работа стоит тех денег.

Оргсбор и плата сайту. За размещение своей закупки на сайте СП организатор платит владельцу сайта 4% от своего оборота, но не менее 5000 Р в месяц. Оборот — это все деньги, собранные с участников, то есть стоимость самих вещей плюс оргсбор.

Например, если организатор за месяц собрал закупок на сумму 125 000 Р, администрации он заплатит:

(125 000 Р + 16%) × 4% = 5800 Р

Неважно, провел организатор закупок на общую сумму 50 000 Р или 25 000 Р, администрации все равно нужно заплатить 5000 Р — это минимальный ежемесячный платеж.

Чтобы не платить администрации деньги впустую и не работать в убыток, нужно в месяц собирать закупки на общую сумму не менее 108 000 Р. Оборот в таком случае будет 125 280 Р с учетом оргсбора 16%, а платеж сайту СП от этой суммы почти равен минимальному платежу — 5011 Р. У меня за все время работы не было месяцев, когда приходилось платить администрации впустую: всегда процент с моего оборота был больше 5000 Р.

Это только на первый взгляд платеж администрации небольшой. 4% от оборота — это 29% от оргсбора, дохода организатора.

Помимо процента сайту у организатора есть и другие расходы: транспортные — на доставку товара от поставщика до организатора, комиссии за перевод денег и затраты на расходные материалы.

Транспорт организатор оплачивает самостоятельно из своих 16% оргсбора. Если транспортные расходы организатора больше 4% от суммы закупки, то все, что свыше 4%, оплачивают участники.

Например, в закупке на 10 тысяч рублей организатор заплатил за доставку груза 600 Р. Это больше 4% от 10 тысяч. Поэтому 200 Р организатор вправе собрать с участников.

Каждый организатор у нас на сайте сам решал, дособирать ему деньги или нет. Могло выйти и по рублю доплаты с каждого участника — в таком случае проще не связываться, чем ждать, когда люди переведут этот несчастный рубль. О такой сумме участникам легко забыть, и товар будет лежать у организатора дома в ожидании погашения долга. Еще участник может начать ругаться на затянутые сроки разбора груза, а после напоминания о просрочке в рубль возмутиться мелочностью.

Комиссия банка и обслуживание счета. Учитывая небольшую наценку за товар, даже эта статья расходов важна.

Сначала оплату с участников я принимала, как и большинство организаторов, на карту «Моментум» Сбербанка — она бесплатная. Деньги поставщикам переводила через ВТБ — комиссия за перевод у него всего 0,3% против 1% в Сбербанке. Я снимала деньги со Сбербанка, клала на карту ВТБ и через личный кабинет делала перевод. Годовое обслуживание карты ВТБ стоило 750 Р.

В 2017 году я открыла расчетный счет и стала принимать оплату с участников СП на него. Ознакомившись с условиями банков, счет открыла в Тинькофф-банке — по стоимости обслуживания счета условия были самыми выгодными. Я выбрала тариф «Простой»:

  1. 490 Р за месяц, первые два месяца бесплатно.
  2. Платежка стоит 49 Р независимо от суммы.
  3. Длинный платежный день с 01:00 до 20:00 по московскому времени. Учитывая, что организатор работает в основном по вечерам и ночам, это плюс. Я оплачиваю счет вечером, а поставщик утром получает деньги на свой счет и уже днем может отгрузить товар.
  4. Бесплатное снятие наличных через карту.

Расходные материалы. Скотч, фасовочные пакеты, бумага для принтера — все это тоже расходы организатора. Мне они доставались бесплатно — снабжали знакомые.

Затраты на электроэнергию и интернет я не считаю, потому что свет в квартире все равно жжется, а домашний интернет безлимитный. Расходы на бензин для доставки груза от дома до пунктов выдачи тоже не считала, как и амортизацию авто.

Расходы ИП. Я зарегистрировала ИП, поэтому платила налоги и отчисления в страховые фонды.

Что по деньгам

Когда я начала работать, открывала закупки у поставщиков дешевых вещей с минимальной суммой выкупа в 5000 Р. Минимальный оргсбор с такой закупки — 700 Р, 14% от 5000 Р. Из оргсбора я должна была выплатить процент администрации за возможность работать на сайте СП — на тот момент это было 3% от оборота по проведенной закупке.

Сначала у меня не набиралось больше 5000 Р. Собрать закупку с минимальной суммой выкупа в 10 000 Р для меня было классно, в 20 000 Р — предел мечтаний. В течение месяца закупок было несколько, но итоговый доход был мизерным. За первый месяц работы я заработала 1174 Р. Это уже мои деньги после оплаты процента сайту.

Поначалу я удивлялась, что опытные организаторы не открывали закупку с «минималкой» в 15 тысяч рублей. Но потом мне самой не хотелось тратить время за такие маленькие деньги. Я не закрывала закупки менее 25—30 тысяч рублей, чтобы работа не получалась невыгодной: усилий много, а прибыль небольшая.

Самую маленькую прибыль я получила в свой первый месяц работы — 1174 Р. Самый большой месячный доход — 58 000 Р. В тот месяц я провела 21 закупку, и они собирались на хорошие суммы. С дохода в 58 000 Р я заплатила налог 15% — 8716 Р, так что моя самая большая чистая прибыль была 45 453 Р.

Год на год не приходится: в 2015 году среднемесячный чистый доход после уплаты всех налогов был 27 652 Р, в 2016 году — 11 091 Р. Возможно, у меня были небольшие доходы, потому что организаторская деятельность не была моей основной работой и я не загоняла себя ею.

Юридические формальности

Семь лет назад, когда я начинала работать, почти все организаторы работали без регистрации ИП и не платили налоги. Это был большой риск.

В этом случае деятельность могут признать предпринимательской, так как она регулярна и систематически приносит прибыль. Поэтому надежнее все-таки открыть ИП. Работать как самозанятый и использовать налоговый режим «Налог на профессиональный доход» не получится — НПД недоступен для посредников.

Налоговая в курсе деятельности СП и еще в 2013 году опубликовала письмо, где разъяснила необходимость уплаты налогов и определила меры по выявлению организаторов, которые занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. ФНС, видимо, не стала вникать в суть СП, поэтому в этом письме назвала СП перепродажей — это неверно.

Если какой-нибудь разгневанный участник закупки решит пожаловаться на организатора в налоговую за незаконную предпринимательскую деятельность по статье 14.1 кодекса об административных правонарушениях, организатора оштрафуют на сумму от 500 до 2000 рублей. Если докажут доход, то по статье 122 налогового кодекса штраф составит от 20 до 40% от неуплаченной суммы налога плюс сам налог и пени за просрочку. И еще один штраф положен по статье 116 налогового кодекса за то, что человек ведет коммерческую деятельность без постановки на учет — 10% от полученного дохода, но не меньше 40 тысяч рублей.

Среди моих знакомых организаторов нет попавших на штрафы. Но истории о таких «счастливчиках» гуляют из уст в уста.

Кроме того, без ИП вряд ли получится сотрудничать с серьезными брендами. Большинство поставщиков сегодня ориентированы на СП и с удовольствием с ними работают. СП делают хорошую выручку поставщикам и отлично избавляют их от остатков коллекций прошлых лет. Но известные марки и крупные сети не будут работать с физлицами. Без ИП или юрлица не открыть закупку, например, Finn Flare, PlayTodаy или Estel.

Регистрация в качестве ИП. Я зарегистрировала ИП на УСН «Доходы минус расходы» со ставкой 15%, расчетный счет открыла в Тинькофф-банке.

ИП помимо открытия расчетного счета нужно приобрести онлайн-кассу. Простая касса, ее регистрация, фискальный накопитель, подключение к ОФД обойдется в 25—30 тысяч рублей.

Фиксированные платежи ИП за 2019 год составят 36 238 рублей: в пенсионный фонд — 29 354 Р, в фонд медицинского страхования — 6884 Р. Дополнительно до 1 апреля года, следующего за отчетным, нужно будет заплатить 1% от доходов свыше 300 тысяч рублей.

Моя декларация за 2015 годМоя декларация за 2016 год

Внутренний учет. Я вела таблицу в экселе — просто и незамысловато.

На год заводила книгу, на каждый месяц — отдельный лист. В столбик я записывала наименования закупок, далее по графам сумму, на которую собралась закупка, сумму с оргсбором, сам оргсбор, поступления и расходы по закупке.

В графу «Прибыль» я забила формулу, которая учитывала все денежные поступления и расходы. С этой графы считался налог. По результатам таких ежемесячных таблиц я заполняла налоговую декларацию.

Налоговая запрашивала книгу учета за все время моей работы всего два раза. Чтобы ее сделать, я выгружала информацию с сайта СП и брала выписку по счету, с которого платила поставщикам. Книгу в экселе отправляла инспектору по электронной почте — предварительно созвонилась с ним и узнала адрес.

В таком виде велся мой внутренний учет. Первый месяц работы, доход еще очень маленький
В таком виде велся мой внутренний учет. Первый месяц работы, доход еще очень маленький
Один из хороших месяцев работы. Такая прибыль была не всегда
Один из хороших месяцев работы. Такая прибыль была не всегда
Отчет, выгруженный для ФНС, в котором выделен оргсбор — доход организатора как агента
Отчет, выгруженный для ФНС, в котором выделен оргсбор — доход организатора как агента

Где я налажала

Налоги. Мой выбор системы налогообложения только в 2016 году стоил мне 75 тысяч рублей. Это разница между моей реальной прибылью за год и расчетной при другом способе подсчета налоговых обязательств — при УСН, когда доходом бы считался именно оргсбор.

Организатор, по сути, — посредник, агент, который помогает участнику купить товар за вознаграждение. При такой деятельности выгодно применять УСН «Доходы» со ставкой 6% и ОКВЭД 46.1 «Торговля оптовая за вознаграждение или на договорной основе» или 7.99.1 «Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами с доставкой».

На сайте, на котором я работала, организатор действовал на основании договора публичной оферты. Никаких агентских договоров с участниками не было. Я не знала, как приложить договор оферты и доказать налоговой, что мой доход — это всего лишь 16% оргсбора, а не все деньги, полученные от участников. Поэтому выбрала упрощенную систему налогообложения «Доходы минус расходы» со ставкой 15% и до закрытия ИП ее не меняла. Основной вид деятельности — 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети интернет».

Налоги считала с разницы между тем, что мне перевели участники, и моими тратами: стоимостью товара, транспортными расходами, выплатой процента сайту. Все эти расходы были подтверждены документально: накладными от поставщика и транспортной компании, договором с сайтом СП. В 2011 году, на мой взгляд, это был самый спокойный вариант, сейчас я поступила бы иначе.

«Пристрой». Из-за своей лени и оптимизма я скопила себе «пристрой» на 40 тысяч рублей. Когда у меня намечался «пристрой», я ленилась связываться с поставщиком и просить его убрать неоплаченные позиции из заказа. В основном это были дешевые вещи, поэтому я надеялась их быстро продать, но это не всегда получалось.

К счастью, к завершению работы организатором мне все же удалось продать большую часть «пристроя». Маленький остаток я раздала знакомым.

Продажа «пристроя» под агентскую деятельность не попадает, поэтому при системе налогообложения УСН «Доходы» налоги придется платить со всей стоимости не оплаченного участником товара. В моем случае — УСН «Доходы минус расходы» — я платила 15% от наценки на «пристрой».

Лишние траты. Денег, заработанных и подсчитанных в расчетной таблице, я не видела ни когда зарабатывала 10 тысяч в месяц, ни когда 50 тысяч. В расчетах они были, у меня в руках — нет. Мне, далеко не «шмотнице», оказалось трудно удержаться от соблазна купить что-нибудь. Каждый день просматривать кучу красивых, интересных вещей по низким ценам, регулярно открывать распродажи и ничего себе не покупать оказалось непосильно. Я заказывала вещи в своих же закупках себе, мужу, родителям и свекрам.

Когда я была участницей закупок, работа организатора виделась легкой, а главное — прибыльной. Как видно из моего рассказа, это муторный труд за очень маленькие деньги с риском потерять больше, чем заработать.

Плюсы и минусы работы организатора совместных покупок

У работы организатором СП есть свои плюсы и минусы. Это мое мнение: мои плюсы для кого-то будут неоспоримыми минусами, и наоборот.

Минусы. Работа организатора СП — это чисто механический, бездумный труд по заполнению каталогов, сортировке и доставке заказов и редкое общение с клиентами. От такой деятельности быстро можно устать и заскучать.

У организатора СП нет никакого развития и карьерного роста. Единственное развитие, если это можно так назвать, — увеличение прибыли. Причем прибыль ограничена самим организатором, его временем. Человек физически не может проводить за компьютером больше какого-то количества часов, и на сортировку и доставку заказов тоже нужно время.

Организатор СП как предприниматель сам за себя отвечает и несет все риски, связанные со своей деятельностью. У него нет стабильного дохода, оплачиваемых больничных, отпусков, декретных, медицинской страховки, абонемента в фитнес и других социальных бонусов от работодателя.

Плюсы. Организатор СП работает из дома, отвечать на сообщения участников можно откуда угодно с телефона. Я, например, общалась с участниками в транспорте по дороге домой с основной работы и в обеденный перерыв.

График работы организатор может подстроить под себя — многие работают по ночам.

На свой доход можно влиять. Если организатор может вести много закупок, договорится сотрудничать с интересной маркой и раскрутит закупку, его доход будет высоким.

Я до сих пор не могу четко сформулировать свое отношение к этой работе. Понимаю, что экономически невыгодно, хлопотно, но все равно работа мне нравилась — есть какой-то азарт в поиске нового поставщика. Это такая охота — найти что-то интересное, красивое, качественное, что понравится людям и будет востребовано.

Что нужно знать о работе организатора совместных покупок

  1. Сайт СП не интернет-магазин, а организатор не продавец. Организатор обязан доставить участнику СП заказанную вещь, но не несет ответственности за несоответствие размерной сетке, неподошедший размер, цвет или фасон.
  2. Организатор СП — это менеджер по работе с клиентами с обязанностями комплектовщика и грузчика.
  3. Выбрать работу организатора совместных покупок в качестве основной можно. Как показывает мой 2015 год, доход сопоставим с обычной российской зарплатой.
  4. Прибыльные и трудоемкие месяцы — предновогодние ноябрь и декабрь, недели перед 23 февраля и 8 марта и, конечно, июль-август — перед школой.
  5. Чтобы заработок был более-менее ровным в течение года, закупки лучше подбирать с разным ассортиментом. Желательно, чтобы были поставщики сезонной одежды, товаров к праздникам, детских товаров, которые могут пользоваться спросом круглый год.
  6. Вся материальная ответственность за деньги участников и товар до момента его сдачи в пункт выдачи лежит на организаторе.
  7. Если обманет поставщик или товар потеряется или испортится в пути — это проблемы организатора. Участник должен получить товар или деньги, уплаченные за него. Если поставщик обманул, организатор возвращает участникам свои деньги.
  8. Если участник обманет и не оплатит заказанную вещь, ее у поставщика выкупает организатор, если не сможет договориться исключить ее из счета.
  9. Работать лучше на крупных сайтах, где есть каталоги товаров и корзины участников СП, а заказы выдаются в пунктах выдачи. Так удобнее, проще и прибыльнее. Хотя еще остались форумы, где заказы принимаются вручную или в «Гугл-документах», а товары выдаются либо у организатора дома, либо где-то на улице или в метро.
  10. Работать без личного авто и помещения для разбора груза можно, но это лишние траты на такси и большое неудобство.