Как получить от мобильного оператора компенсацию за спам?

3
Аватар автора

Konstantin Kirichenko

спросил в Сообществе

Страница автора

Около года назад я подписался на рассылку для знакомств от мобильного оператора. Довольно быстро понял схему развода на деньги и решил отписаться. По инструкции надо было отправить команду на удаление моего номера из рассылки, что я и сделал.

Но поток спама не прекратился. Более того, он еще и не убирается с помощью стандартных средств телефона. Я обратился в техподдержку. Там подтвердили, что моего номера в базе нет, пообещали разобраться. С тех пор прошел месяц, а рассылка идет в потоковом режиме. Я считаю, что это нарушение моих прав, и хочу получить от компании компенсацию. Стоит ли этим вообще заниматься, и если да, какие шаги предпринять?

Аватар автора

Алиса Маркина

юрист

Страница автора

Думаю, если мобильный оператор не выплатит вам компенсацию добровольно, дальнейшие споры не приведут к результату.

Судебная практика по таким делам однообразна. Обычно оператор после жалобы абонента возвращает на счет деньги, списанные за платные рассылки. Абонент идет в суд за моральной компенсацией, но там отказывают, потому что оператор решил вопрос добровольно после обращения клиента. Даже если оператор связи не вернул деньги по своей воле, суд со штрафами и неустойками взыщет максимум тройную сумму. Например, если с человека списали 500 ₽, по решению суда ему вернут 1500 ₽.

Расскажу подробнее о компенсации за ненужные услуги и навязчивую рассылку.

Можно ли взыскать с оператора больше денег

Мобильного оператора можно наказать на несколько тысяч рублей, если рекламные сообщения приходят без вашего согласия. А еще Федеральная антимонопольная служба, ФАС, оштрафует его за незаконную рекламу, но эти деньги уйдут в бюджет, а не вам.

Ваш случай — это не рекламная рассылка, поэтому возможная компенсация мизерная. Реклама — это сообщение для большого круга людей, которое мотивирует что-то купить или сделать. Рассылать ее разрешено только с согласия человека, которое должен доказать отправитель. По требованию получателя рекламы ее распространитель обязан немедленно прекратить рассылку  .

Когда кто-то рассылает рекламу без согласия, он нарушает закон, расстраивает адресата и должен компенсировать ему моральный вред  . Обычно компенсация за спам — 3000 ₽.

ФАС разъясняет, что реклама продвигает конкретный объект, но обращается к неопределенной группе людей, а не к кому-то лично. Получателей рекламы нельзя заранее определить, даже если есть адресный список. Тогда как рассылка службы знакомств, наоборот, персональная  .

Например, t2 в условиях сервиса для знакомств указывает, что за 6 ₽ в день будет присылать анкеты других пользователей. При этом абонент будет видеть только тех, кому понравилась его фотография.

Считать такую рассылку рекламными сообщениями нельзя. Анкета приходит именно тому пользователю сервиса, который кого-то заинтересовал. Соответственно, и на компенсацию абонент рассчитывать не может.

Можно ли наказать оператора за дискомфорт

По мнению законодателей и судов, индивидуальная рассылка не причиняет дискомфорта сама по себе. Вот если бы вы несли из-за нее убытки, тогда мобильный оператор был бы виноват. Но вы не жалуетесь на то, что с вашего счета списывают деньги.

Несмотря на маленькую сумму списаний, иногда возмущенные абоненты доходят до суда. Мобильные операторы обычно утверждают, что уже вернули деньги за платные сервисы, чтобы сохранить абонента. Люди не отрицают возврат, но хотят получить компенсацию морального вреда.

Иногда суд все же взыскивает незначительную сумму — ее размер не меняется уже 5—6 лет.

Вот типичный пример. Мужчина из Хабаровска остался без связи во время болезни. «Билайн» списал 720 ₽ за три развлекательных сервиса с абонентской платой 80 ₽ в день — и баланс ушел в минус. После претензии оператор вернул деньги.

Суд счел  , что это все же была реклама — информация, которую человек не хотел получать. И взыскал 1000 ₽ компенсации морального вреда с учетом обстоятельств дела. Хотя подозреваю, что при подготовке решения в суде использовали не тот образец мотивировочной части. Ведь рекламу рассылают бесплатно, а здесь снимали деньги.

Еще один случай. Женщина из Перми требовала моральную компенсацию за то, что ООО «Т2 Мобайл» списало 46 ₽ за услугу «Кто звонил». Еще 248 ₽ она потратила на отправку претензии. Оператор вернул 46 ₽ и начислил 300 бонусов. Суд взыскал  ту же 1000 ₽ компенсации морального вреда за путаную информацию о стоимости услуги, 500 ₽ штрафа и почтовые расходы.

Услуга «Кто звонил» была бесплатной при подключении услуги «Мой помощник», от которой женщина отказалась. После этого оператор не прислал информацию для выбора дальнейших действий, за что и поплатился. Важно, что потом он поменял сообщение, приходящее после отказа: теперь там написано, что другая услуга станет платной.

Еще одну ситуацию разбирали суды аж трех инстанций. У оренбуржца ООО «Т2 Мобайл» списало 84 ₽ за платный сервис «Житейская мудрость». Все судьи решили, что будет достаточно 1000 ₽ компенсации морального вреда и штрафа 500 ₽  .

Еще люди жаловались на Роскомнадзор, который не оштрафовал мобильного оператора за платные услуги, подключенные без согласия абонента.

С жителя Саратова ООО «Т2 Мобайл» списало 310 ₽ за сервис по мониторингу. Оператор утверждал, что мужчина сам подключил платную услугу, но все же вернул деньги до обращения в суд.

Суды трех инстанций отказались взыскивать компенсацию морального вреда  , потому что, по информации сервиса, абонент совершал активные действия: зарегистрировался на сайте, запрашивал услугу в разные месяцы и вводил коды подтверждения.

Дополнительно мужчина пожаловался на оператора связи в Роскомнадзор. А потом — в суды двух инстанций на Роскомнадзор. И там тоже единогласно решили, что человек требует лишнего  .

Подозреваю, что именно из-за таких абонентов операторы связи предпочитают идти на уступки независимо от того, кто на самом деле неправ.

Часто суды отказывают из-за документов от оператора, где видно, что абонент подключил сервис сам. Ведь в телефоне есть только сообщения «Вы подключили услугу», но непонятно, делал ли человек USSD-запрос  .

Вот типичная история. Оренбуржец не смог получить компенсацию от «Мегафона». Оператор подтвердил, что абонент заказал контентные услуги через пуш-сообщения, и отказался возвращать деньги. Суд изучил выписки оператора и решил, что мужчина должен отвечать за свои переходы по ссылкам  .

Что в итоге

Обычно мобильные операторы возвращают абонентам деньги за нежелательные услуги добровольно. Суды после этого, как правило, отказывают в компенсации морального вреда.

Оператор связи отправляет вам персональные сообщения как пользователю сервиса для знакомств. Такая рассылка не соответствует определению рекламы. Если суд все же сочтет, что это она и вы на нее не соглашались, вам выплатят компенсацию морального вреда — примерно 3000 ₽.

Если вам шлют рассылку, от которой вы отписались, и продолжают снимать деньги, вы можете вернуть через суд списанную сумму и получить компенсацию морального вреда — около 1000 ₽.

Если деньги не списывают и присылают не рекламу, а что-то другое, суд, вероятнее всего, решит, что мобильный оператор вам ничего не должен.


Алиса МаркинаСпорили с оператором из⁠-⁠за ненужных услуг? Расскажите, чем все закончилось:
  • Иван ВасильевСпасибо за обращение, Вам предоставлена компенсация в виде бесплатной рассылки знакомств от Теле2 на полгода. Наслаждайтесь!)))10
  • user1677234Оператор как правило вообще не виноват в подключении каких-то услуг просто современные устройства " слишком Умные и Присылают Вам Рекламу услуг о которых Вы просто может быть побеседовали в присутствии аппарата...0