Может ли авиакомпания требовать у пассажира с признаками болезни медицинскую справку?
Я часто болею ангинами. Однажды заболела перед перелетом в США и очень боялась, что меня снимут с рейса с температурой и насморком. Но все прошло хорошо.
Имеют ли право авиакомпании снять с рейса заболевшего пассажира или потребовать справку, что у него нет ковида?
Я работаю в международном аэропорту более 13 лет и ни разу не встречал случаев, чтобы пассажиру отказывали в перевозке из-за ангины или ОРВИ. Исключения были только во время пандемии коронавируса, когда могли не пустить на рейс из-за повышенной температуры. Сотрудники российских авиакомпаний ориентировались на рекомендации Роспотребнадзора , но их перестали соблюдать, когда в России ослабили ковидные ограничения.
Однако многое зависит от конкретного сотрудника в аэропорту. Всегда есть риск, что такое состояние посчитают опасным для других пассажиров и на рейс не пустят.
Расскажу, какие ограничения на российские авиакомпании накладывает закон и когда могут потребовать справку.
Что говорит закон
В пункте 230 общих правил воздушных перевозок сказано, что авиакомпания может отказать пассажиру в перелете, если его состояние здоровья угрожает ему или окружающим. А еще — если для его перевозки нужны особые условия.
В законе нет пояснений, какие заболевания считаются опасными для других пассажиров. Теоретически это туберкулез, опоясывающий лишай, краснуха, ковид и любые другие, которые передаются контактным или воздушно-капельным путем.
Но диагноз должны подтвердить врачи. Сотрудники аэропорта и авиакомпании не имеют медицинского образования и не могут этого сделать. Поэтому если возникнут весомые подозрения, скорее всего, потребуют справку от врача.
Еще в законе не пишут, при каких опасных для самого пассажира состояниях ему могут запретить перелет. Справку могут попросить, когда надо перевезти пациента на носилках, с кислородным баллоном или другим медицинским оборудованием, отвечающим за жизнеобеспечение. Но и заявку на перевозку тяжелобольных пассажиров оформляют заранее — обычно за 72 часа. Без этого улететь не получится.
Иногда справку могут попросить на поздних сроках беременности. Но это происходит не всегда. Например, у моей коллеги такую справку не требовали даже на сроке 36 недель.
В остальных случаях пассажир должен сам оценить, позволяет ли ему лететь состояние здоровья . Если он сомневается, что все пройдет хорошо, лучше заранее проконсультироваться с врачом.
Какие требования предъявляют авиакомпании
Я изучил информацию на сайтах авиакомпаний и написал запросы как пассажир. В большинстве случаев перевозчики повторяют стандартное: что на рейс не пустят, если есть опасность для самого пассажира или окружающих. Но списки заболеваний не публикуют.
Как правило, авиакомпании говорят, что справка при ОРВИ не нужна. Но в одной авиакомпании уточнили, что пассажира с инфекционными заболеваниями могут не пустить на рейс даже со справкой. В 2013 году мы с супругой летели «Аэрофлотом» в Иркутск, и у нас были признаки ОРВИ. Но ни на регистрации, ни на посадке нас не остановили.
«Аэрофлот». Сотрудница кол-центра сообщила, что перед рейсом справки о состоянии здоровья, в том числе если есть признаки ОРВИ, авиакомпания требовать не будет — даже если человека перевозят на носилках. И напомнила, что в случае недомогания пассажир может сам отказаться от полета.
На сайте авиакомпания приводит рекомендации ВОЗ перед полетом. Среди них сказано, что за четыре — восемь недель лучше получить медицинскую консультацию у врача и сделать необходимые прививки.
Обращать внимание на состояние здоровья во время рейса должны пожилые люди, пассажиры с инвалидностью, после хирургических операций и с хроническими заболеваниями. Женщинам после 28-й недели беременности или с патологией беременности рекомендуют получить справку от врача о том, что состояние здоровья удовлетворительное. Такую же справку советуют оформить в первые 7 дней после родов.
В перелете могут отказать, если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки, угрожает безопасности пассажира или окружающих, создает для них неудобства.
В контакт-центре S7 мне сообщили, что ограничений на перелет при признаках ОРВИ нет и медицинские документы предоставлять не нужно. Для пациента на носилках надо предоставить медицинскую информацию о состоянии здоровья — ее указывают на бланке. Форму можно запросить в чате на сайте авиакомпании или через группу во «Вконтакте».
Беременных пассажирок авиакомпания просит предоставить медицинское заключение. В нем указывают дату вылета и рейс. Если дата не прописана, справка действует семь дней с момента выдачи. Перед вылетом надо показать заключение на стойке регистрации и заполнить декларацию об освобождении авиакомпании от ответственности за возможные последствия перелета. Если справки от врача нет, пассажирку могут отправить на осмотр в медпункт аэропорта.
«Белавиа». На сайте авиакомпании сказано, что пассажиру могут отказать в перевозке даже при наличии медицинского заключения. Это касается случаев, когда:
- Человеку нужно медобслуживание в полете, а сопровождающих нет.
- Пассажир может произвести неприятное впечатление на других своим внешним видом или запахом.
- Физическое или психическое состояние представляет угрозу для безопасности других пассажиров или экипажа.
- У пассажира есть признаки инфекционного заболевания.
У беременных женщин могут попросить справку о разрешении на перелет. В ней указывают срок беременности и подтверждение, что она протекает нормально. Если перелет планируют на сроке позже 36 недель, рекомендуют, чтобы женщину сопровождал врач.
Женщинам на последнем месяце беременности или в течение семи дней после родов лететь не рекомендуют.
В «Эйр-Астана» сообщили, что авиакомпания вправе отказать в перевозке пассажира, если перелет опасен для него или окружающих и их имущества или может причинить неудобства другим. В случае проблем со здоровьем надо подтвердить возможность перелета медицинским документом. В нем указывают, до какой даты возможен перелет. Решение примут при регистрации на рейс.
Беременные женщины на сроке до 22 недель летают без справок. При одноплодной беременности к перелету допустят до 34-й недели, при многоплодной — до 32-й. Но на поздних сроках нужна справка от врача. В ней указывают срок беременности и прописывают, что состояние здоровья удовлетворительное. Срок действия документа — 30 дней. При вылете из зарубежных аэропортов справку переводят на иностранный язык. Надо ли заверять перевод у нотариуса, не уточняют.
Авиакомпания не примет к перевозке даже со справкой, если до родов осталось 7 дней или меньше.
В авиакомпании «Нордвинд» посоветовали в случае болезни обратиться в медпункт аэропорта и получить справку, по которой вернут деньги за авиабилет. Но, например, в медпункте Шереметьева мне сказали, что в справке не укажут диагноз, а только пропишут симптомы, хотя печати поставят. Фельдшер не знает, подойдет ли такой документ для возврата денег за перелет.
Авиакомпания может отказать в перевозке, если:
- Пассажиру нужны особые условия.
- Перелет угрожает его безопасности или безопасности других пассажиров.
- Пассажир создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц.
- Пассажиру нужен дополнительный кислород во время полета.
На поздних сроках у беременных женщин могут попросить справку от врача — если до родов осталось четыре недели при одноплодной беременности или восемь при многоплодной.
Еще такую справку рекомендуют оформить при перелете в первую неделю после родов. Срок действия документа — семь дней. По правилам авиакомпании беременных женщин запрещено размещать у аварийных выходов.
Что делать, если пассажир заболел
Заболевшим пассажирам советую проконсультироваться с врачом о возможности полета. Например, при заложенном носе может стать хуже из-за перепадов давления.
Если пассажир заболел перед рейсом, он может вернуть полную стоимость билета. Вот как нужно действовать:
- Сняться с рейса до окончания регистрации. Рекомендую позвонить в авиакомпанию по телефону и продублировать обращение на электронный адрес. Если билеты покупали через агентство или агрегатор — надо обратиться туда.
- Предъявить справку от врача, выписку из истории болезни, больничный лист или его распечатку, если он электронный . У каждой авиакомпании свои требования к документу. Как правило, их публикуют на официальных сайтах . Справку можно предоставить уже после выздоровления. Подробно о том, как все устроено, — в другом материале Т—Ж.
Возврат положен не только заболевшему, но и близкому родственнику или члену семьи, который должен был лететь с ним одним рейсом.
Если во время перелета пассажир почувствовал себя плохо, надо сообщить бортпроводникам. На борту есть аптечка — возможно, в ней найдутся какие-то препараты, которые смогут облегчить состояние. Например, моей коллеге на международном рейсе давали обезболивающее.
В экстренных случаях, когда нужна срочная медицинская помощь, пилот может посадить самолет в любом городе, где есть аэропорт, и передать заболевшего врачам. Пассажиру не придется платить штраф за вынужденную посадку борта по медицинским показаниям.
Я несколько раз сталкивался с ситуациями, когда в Шереметьеве вынужденно садились самолеты, потому что пассажиру становилось плохо. К моменту посадки на стоянке уже ждет автомобиль скорой помощи, а если рейс международный, то еще дежурят пограничники и таможенники. Они оперативно проверяют пассажира и разрешают уехать в больницу.
Что в итоге
Каждый человек сам оценивает состояние своего здоровья. Если пассажир заболел перед вылетом, рекомендую проконсультироваться с врачом и взять справку об отсутствии противопоказаний к полету. Авиакомпания может запретить перелет, если он может навредить пассажиру или другим людям.
У тяжелобольных пассажиров, которые перемещаются на носилках, могут потребовать справку от врача. Запрос на перелет и перевозку таких пациентов отправляют заранее.
Иногда справку могут попросить на поздних сроках беременности.
Если после покупки билета заболел пассажир, член его семьи или близкий родственник, с которым планировался полет, можно полностью вернуть деньги за билет. Для этого надо сняться с рейса до окончания регистрации и предоставить справку от врача.