Нужно ли покупать страховку от невыезда вместе с туром?

12
Аватар автора

Niki

спросил в Сообществе

Туроператор предлагает купить страховку от отмены тура. Есть ли в этом смысл? Если, например, я заболею и принесу справку, разве мне не обязаны вернуть полную стоимость тура?

Аватар автора

Ирина Половодова

юрист

Страница автора

Страховку оформляют, чтобы при отмене поездки можно было вернуть всю или почти всю стоимость путевки. Но полисы бывают разными, и выплата по ним зависит от того, что написано в договоре.

Как туроператор возвращает деньги туристам, у которых нет страховки

Даже если турист купил путевку у турагента, за услуги, которые ему оказали или не оказали, отвечает туроператор. Турагент только продает путевку туроператора и получает за это комиссию — агентское вознаграждение.

Если турист хочет отказаться от поездки, он должен уведомить об этом туроператора — напрямую или через турагента. Для этого нужно отправить ему письмо или позвонить. А для надежности лучше сделать и то и другое.

Туроператор обязан вернуть деньги, но имеет право удержать расходы, которые понес на организацию поездки. Например, неустойку, которую заплатил контрагентам: гостиницам, иностранным турагентствам, экскурсионным бюро. И это может быть крупная сумма. Причем расходы удержат, даже если поездка не состоялась из-за болезни туриста.

Все траты туроператор должен подтвердить документами. Например, он может предъявить письмо из отеля о том, что за бронь ему вернули сумму за вычетом неустойки.

Если туркомпания отказывается возвращать деньги, я рекомендую отправить туроператору или турагенту претензию по обычной или электронной почте. На это у клиента есть 20 дней с момента отмены тура. Если компания не ответит в течение 10 дней или откажется вернуть деньги, придется обращаться в суд.

В суде можно потребовать:

  1. Стоимость путевки. Суд вычтет расходы туроператора на организацию поездки, которые он сможет подтвердить документами. Если путевку покупали в агентстве, комиссию за его услуги клиенту должны вернуть.
  2. Компенсацию морального вреда. Доказывать свои страдания не нужно — достаточно, что права потребителя были нарушены. Турист может сам оценить сумму вреда. Но окончательное решение — за судом. Обычно он присуждает не больше 10 000 ₽.
  3. Неустойку. Ее начисляют за каждый день просрочки. Например, если клиент в претензии потребовал, чтобы ему вернули деньги в течение месяца, — с 31-го дня. Если в договоре не прописана сумма неустойки, турист может претендовать на 3% от общей суммы за каждый день просрочки.
  4. Штраф за то, что деньги не вернули добровольно, — 50% от присужденной суммы. В штраф включат половину размера неустойки и морального вреда, если турист требовал их в заявлении или досудебной претензии. Даже если турист не укажет штраф в иске, суд все равно его насчитает. Туроператор может потребовать, чтобы сумму штрафа снизили. Но ему придется доказать, что она завышена.

Зачем нужна страховка от невыезда

Страховка от невыезда позволяет вернуть всю или почти всю стоимость тура. Если турист оформил страховку, туроператор все равно обязан вернуть ему стоимость тура за вычетом своих расходов на организацию поездки. Но убытки, которые законно не компенсирует туроператор, покроет страховая компания. Исключение — вознаграждение турагента, если тур покупали у посредника: его должен вернуть турагент.

Вот на что нужно обратить внимание, когда выбираете страховку.

Франшиза — это часть компенсации, которую при наступлении страхового случая туристу не вернут. Это значит, что, если страховка с франшизой, выплата будет меньше.

Франшиза бывает не во всех страховках. Ее наличие и размер — это может быть фиксированная сумма или процент от стоимости тура — всегда указывают в договоре страхования.

Риски. В условиях страхования сказано, какие риски покрывает страховка. Если страховка называется «от невыезда», это еще не значит, что она покрывает невыезд по любой причине. Например, она может распространяться только на отмену путевки из-за болезни или отказа в визе. В этом случае, если поездка отменилась по другой причине, страховая выплата не положена.

  • Вот пример из судебной практики. В Самаре женщина купила тур и оформила через туроператора страховку от невыезда. В итоге заболела и не смогла поехать. Клиентка подала туроператору заявление, чтобы аннулировать путевку. Туроператор согласился вернуть половину стоимости поездки, а страховая в выплате отказала.
  • Туристка сказала, что при бронировании путевки ей говорили другое: она застраховала риск невыезда по уважительным причинам и получит выплату, если они наступят.
  • Оказалось, что был застрахован только риск неполучения визы. А болезнь туристки — нет. Получить компенсацию от страховой ей не удалось — пришлось довольствоваться только выплатой от туроператора. Женщина пыталась обжаловать решение в апелляционном суде, но не смогла.

Даже если клиент застраховал конкретный риск, в условиях страхования могут быть прописаны исключения, которые страховка не покрывает. Например, страховка от невыезда из-за болезни может не действовать, если пациенту нужна только амбулаторная помощь, а не экстренное лечение в стационаре.

Сумма покрытия — это максимальный размер выплат, на который может претендовать клиент. Как правило, чем меньше сумма, тем дешевле полис. Поэтому, выбирая страховку, убедитесь, что сумма покрытия за отказ от поездки не ниже стоимости путевки.

Я сравнила стоимость полиса от невыезда в разных компаниях и выяснила, какие риски они покрывают. Цены полисов смотрела исходя из недели отдыха стоимостью 50 000 ₽ для одного человека в возрасте 30 лет. Они актуальны в январе 2023 года — на момент написания статьи.

Что включают страховки от невыезда в разных компаниях

Страховая компанияСтоимость полисаРискиСумма покрытияСтраны
Альфастрахование3316 ₽ за страховку от отказа в визе вместе с полисом путешественникаСтраховку от невыезда можно добавить в полис путешественника. Тогда она покроет расходы, если поездку отменили:
— из-за болезни или смерти;
— участия в судебном процессе;
— повреждения имущества;
— призыва в армию
100 000 €⁣ (7 533 000 ₽). Сколько приходится на страхование отмены поездки, не уточняютВесь мир, кроме США и Великобритании
4815 ₽ за те же опцииТе же риски, плюс страхование на случай отказа в визеОт 500 €⁣ (37 665 ₽)
Евроинс2500 ₽, то есть 5% от стоимости тура13 рисков, в том числе болезнь, отказ или задержка в оформлении визы, участие в судебном процессе или призыв в армию. Распространяются на застрахованного, его близкого родственника или близкого родственника супруга50 000 ₽. Клиент может указать любую сумму не больше 7000 €⁣ (527 310 ₽)Весь мир
Ингосстрах1500 ₽Страхование отказа в визе50 000 ₽Турция или другая страна
750 ₽Страхование на случай болезни50 000 ₽
2400 ₽Страхование на случай отказа в визе и болезни50 000 ₽
4800 ₽7 рисков, в том числе отказ в получении визы, госпитализация на лечение или травма, утрата документов или задержка рейса50 000 ₽
РесоОт 1339 ₽ за страховку от отказа в визе вместе с полисом путешественникаСтраховку от невыезда можно добавить в полис путешественника. Тогда она покроет расходы:
— если поездку отменили из-за болезни;
— путешественнику отказали в визе;
— возвращение задержали из-за госпитализации
От 40 000 $⁣ (2 765 000 ₽), включая расходы на лечение за рубежом. Из этой суммы на покрытие отмены поездки приходится от 250 $⁣ (17 283 ₽) до 2000 $⁣ (138 260 ₽) по выбору клиентаТурция. Можно выбрать другую страну. При покупке страховки от невыезда недоступна опция «Весь мир», США и Великобритания

Что включают страховки от невыезда в разных компаниях

Альфастрахование
Стоимость полиса 3316 ₽ за страховку от отказа в визе вместе с полисом путешественника
РискиСтраховку от невыезда можно добавить в полис путешественника. Тогда она покроет расходы, если поездку отменили:
— из-за болезни или смерти;
— участия в судебном процессе;
Клиент может указать любую сумму не больше 7000 €⁣ (527 310 ₽) — повреждения имущества;
— призыва в армию
Сумма покрытия100 000 €⁣ (7 533 000 ₽). Сколько приходится на страхование отмены поездки, не уточняют
СтраныВесь мир, кроме США и Великобритании
Стоимость полиса 4815 ₽ за те же опции
РискиТе же риски, плюс страхование на случай отказа в визе
Сумма покрытияОт 500 €⁣ (37 665 ₽)
СтраныВесь мир, кроме США и Великобритании
Евроинс
Стоимость полиса2500 ₽, то есть 5% от стоимости тура
Риски13 рисков, в том числе болезнь, отказ или задержка в оформлении визы, участие в судебном процессе или призыв в армию. Распространяются на застрахованного, его близкого родственника или близкого родственника супруга
Сумма покрытия50 000 ₽. Клиент может указать любую сумму не больше 7000 €⁣ (527 310 ₽)
СтраныВесь мир
Ингосстрах
Стоимость полиса 1500 ₽
РискиСтрахование отказа в визе
Сумма покрытия50 000 ₽
СтраныТурция или другая страна
Стоимость полиса 750 ₽
РискиСтрахование на случай болезни
Сумма покрытия50 000 ₽
СтраныТурция или другая страна
Стоимость полиса 2400 ₽
РискиСтрахование на случай отказа в визе и болезни
Сумма покрытия50 000 ₽
СтраныТурция или другая страна
Стоимость полиса 4800 ₽
Риски7 рисков, в том числе отказ в получении визы, госпитализация на лечение или травма, утрата документов или задержка рейса
Сумма покрытия50 000 ₽
СтраныТурция или другая страна
Ресо
Стоимость полисаОт 1339 ₽ за страховку от отказа в визе вместе с полисом путешественника
РискиСтраховку от невыезда можно добавить в полис путешественника. Тогда она покроет расходы:
— если поездку отменили из-за болезни;
— путешественнику отказали в визе;
— возвращение задержали из-за госпитализации
Сумма покрытияОт 40 000 $⁣ (2 765 000 ₽), включая расходы на лечение за рубежом. Из этой суммы на покрытие отмены поездки приходится от 250 $⁣ (17 283 ₽) до 2000 $⁣ (138 260 ₽) по выбору клиента
СтраныТурция. Можно выбрать другую страну. При покупке страховки от невыезда недоступна опция «Весь мир», США и Великобритания

Как получить выплату, если клиент застрахован

Если поездка отменяется, клиент должен аннулировать путевку и потребовать от туроператора стоимость тура за вычетом понесенных им расходов, а от турагента — стоимость агентского вознаграждения. А еще нужно написать заявление в страховую компанию и приложить к нему документ, который подтверждает причину отмены поездки. Например, справку из медучреждения, врачебное заключение, выписку из медицинской карты, листок нетрудоспособности. Без этого получить страховую выплату не получится.

Если клиент не собрал пакет документов или они не подтверждают, что случай был страховым, в выплате откажут. Например, это произойдет, если страховка покрывает отмену поездки только из-за экстренной госпитализации, а пациент принес справку из поликлиники, в которой ничего не сказано о показаниях к стационару.

  • Вот пример из судебной практики. Путешественница из Москвы купила тур на Кубу и оформила страховку по программе «Отказ от поездки». Накануне путешествия она провела обследование вен. По итогу врачебная комиссия выдала ей заключение о запрете перелета в ближайший месяц и даже риске смерти, если она полетит.
  • Женщина написала туроператору, что хочет аннулировать тур. А в страховую компанию отправила заявление о наступлении страхового случая. К нему приложила заключение врачебной комиссии и выписку из медицинской карты.
  • Страховая выплатила ей часть стоимости путевки, которую не сможет вернуть туроператор: понесенные фирмой расходы и штрафы за отказ от путевки. А туроператор отказался возмещать остаток стоимости тура. Тогда женщина пошла в суд и взыскала с него деньги там.
  • Туроператор попробовал обжаловать решение в апелляционном суде. Но суд решение первой инстанции отменять не стал.

Что в итоге

При покупке страховки от невыезда за рубеж проверьте, какие риски она покрывает. Например, включает ли она выплату при отмене путевки из-за болезни.

Если вы купили страховку от невыезда и наступил страховой случай, вы можете вернуть полную стоимость тура за вычетом франшизы — если она есть в договоре страхования. Но причину отмены поездки вы должны подтвердить документами.

Если страховки не было или не удалось подтвердить страховой случай, рассчитывать нужно только на выплату от туроператора. Он обязан вернуть стоимость тура за вычетом расходов, которые уже понес на его организацию. Эти траты туроператор должен подтвердить документами. Иногда это значительные суммы, но чем раньше вы отмените тур, тем больше шансов, что компания не успела потратить деньги.


Ирина ПоловодоваА как вы выбираете страховку перед поездкой за границу?
  • ДжокондаНикак. Ибо вернуть деньги, уплаченных туроператору тот ещё квест. А потом ещё бежать в страховую и все по новой. Но и никогда не беру тур раньше, чем за неделю.4
  • Степан ХохулинЕсли коротко, то оператор крайне неохотно, но возвращает свою прибыль от продажи тура (стоимость тура минус фактически понесённые туроператором расходы на гостиницу, самолёт и т.д.), при этом туроператора постоянно нужно пинать и требовать подтверждения этих расходов. Страховка от невылета, которую предлагает турагент это в 95% филькина грамота - покрывает обычно смерть или госпитализацию, так госпитализация ещё и не каждая подойдёт! А если просто поднялась температура и вызвали врача на дом, тут вообще без вариантов - теряете деньги за тур и за страховку. P.S. наличие страховки не освобождает туроператора от обязанности возврата вам денег3
  • Maria D.Если страховки не было, а туроператор отказывается возвращать деньги - можно пойти в банк и оформить charge back. И тут кто не спрятался - я не виновата 8) В моем случае (был куплен тур в Египет на март 2022), турагент меня посылал к туроператору, а туроператор ICX (передаю ему здесь привет!) - обратно к турагенту с формулировкой "у нас нет с вами договорных отношений". Даже за билеты на регулярный рейс деньги мне не возвращали. Помог charge back и деньги удалось вернуть.2
  • ДжокондаMaria, странный турагент, наверное вы больше у него не покупаете...1
  • Maria B.Джоконда, самое обидное, я с турагентом консультировалась, стоит ли покупать тур ICS, и меня заверили, что туроператор надёжный... Но когда все отменилось, мне турагент ответил только, что за чужие туры возвращать деньги не будет, и что у него и так долг за 50, кажется, туров, сорвавшихся из-за COVID. И я поняла, что ничего от него добровольно не добьюсь.2
  • Maria D.Степан, а самое обидное - на момент продажи тура турагент будет петь соловьем, что страховка от невыезда покрывает все риски, а на самом деле он может иметь довольно приблизительное представление об условиях конкретного полиса. Единственная гарантия - пройтись по всем пунктам условий страхования и убедиться, что там все учтено - но так, по-моему, никто не делает.1
  • Maria D.Вспомнила, что когда я в январе 2022 покупала тур в Египет, я спросила турагента про страховку от невыезда, и он мне сказал, что с начала пандемии они не продаются. Хотя я потом без труда на сайте одной СК нашла такую страховку, но уже поздно было ее покупать (там условие покупки - за 2 недели до вылета).1
  • ДжокондаMaria, муж бывший турагент, бронируем только друзей по знакомству: в ковид у нас было 2 тура на май - 1 отменили, вернули все деньги после 2 заявлений на возврат (рассматривали правда 3 месяца), вторую перенесли на год с небольшой доплатой. Ни один тур не был застрахован. Всякие иксы, пакеты, глобусы - в помойку, всегда лучше брать старые проверенные компании: анекс, корал, библик, фан энд сан и тд. Ленивого турагента в бан.1
  • Александра СосновскаяХотела оформить страховой полис у Тинькофф, запросила в чате образец полиса или договор, чтобы перед оплатой точно знать какие риски покрывает страховка - отказали предоставить документы. Предложили частично прислать скриншоты. Сослались на то, что нет технической возможности прислать образец договора. То есть я должна оплатить и только потом узнать что купила?.. интересный подход, конечно.2
  • Лена СимоноваДжоконда, фан сан в этом списке по-моему худший вариант...один раз имела с ними дело - заказала тур под ночь и решила оплатить с утра на свежую голову и после подтверждения гарантии мест в отеле ) с утра проснулась с аннуляцией и штрафом - 5000 руб в личном кабинете, благо на счету не было никаких средств.. Больше с ними никаких дел не имею..0
  • Maria B.Джоконда, я бы и рада его в бан, да он на моей двоюродной сестре женат 😔 Про Икс - поняла, а "пакеты, глобусы" - это кто? "Библик" - это, я так понимаю, "Библио-Глобус"? С ними и с Анексом несколько раз ездила, все было в порядке, но это было в спокойные времена.0
  • ДжокондаЛена, ну от такого никто не застрахован, но вы же не понесли никаких убытков от этого. А некоторые туристы, которым не вернули деньги турагенты/туроператоры понесли. Это две разные вещи0