«Мы не выбираем чувства, поэтому нельзя „разрешить“ себе горевать»: 9 вопросов доуле смерти
Поговорили с доулой смерти Анастасией Левиковой.
Вы узнаете, кто такая доула смерти и чем она отличается от психолога, с какими запросами можно обратиться к такому специалисту, как проходят консультации, почему важно горевать, как сообщить близкому о переходе на паллиативное лечение и где искать доулу смерти в России.
Что вы узнаете
- Кто такая доула смерти и чем она занимается?
- Чем доула смерти отличается от психолога?
- Какой должна быть доула смерти? Нужно ли ей профильное образование?
- С какими запросами люди чаще всего обращаются к доуле смерти?
- Как проходит консультация доулы смерти?
- Почему важно разрешить себе горевать?
- Как сообщить близкому, что его переводят на паллиативное лечение?
- Как доула смерти справляется с эмоциональной нагрузкой?
- Где искать доулу смерти в России?
Кто такая доула смерти и чем она занимается?
Доула смерти — специалист, который работает с умирающими людьми и их близкими. Эта профессия появилась в начале 21 века в США благодаря нескольким волонтерам хосписов. Например, социальный работник Генри Фреско-Вайс увидел, как его подруга работает родовой доулой , и решил применить ее подход в работе с людьми, которые не приходят в этот мир, а уходят из него. Позже Фреско-Вайс основал Международную ассоциацию доул смерти — там можно пройти обучение и найти много полезной информации.
Изначально профессия доулы смерти — про психологическую поддержку, когда нужно побыть рядом в сложный период. Причем не всегда это работа с эмоциями, иногда человеку важно, чтобы кто-то просто принес ему чашку чая.
Со временем у доулы смерти появились дополнительные функции. Например, в постсоветском пространстве к ней часто обращаются родственники пациентов с неизлечимым диагнозом, когда человек уже умер или вот-вот умрет. Но иногда люди приходят и через год, и через 30 лет после смерти близкого, когда понимают, что еще не смирились с потерей. Доула помогает им пережить горе.
В США люди часто обращаются к доуле смерти, чтобы создать проект наследия, grief project , — то, что человек хочет оставить после себя либо в память об умершем. Это может быть что угодно — от семейного фотоальбома до автобиографии и арт-перформанса. Так люди могут выразить все чувства, которые не передать словами, почтить память близкого. Это не самый очевидный способ справиться с эмоциями, поэтому доула должна рассказать о такой возможности.
Чем доула смерти отличается от психолога?
Умирание и горе — нормальные и естественные процессы. Психолог может сопровождать человека на этом пути и поддерживать его. К психологу часто приходят, чтобы изменить свое состояние к лучшему.
Доула помогает прожить состояние, а не изменить его. Она обладает знаниями, которые помогают ей находиться рядом со скорбящим либо умирающим человеком продолжительное время. С доулой человек может говорить о чем-то отвлеченном, не про смерть и горе. Например, вспомнить смешные и стыдные ситуации, которые не всегда нужно обсуждать с психологом. В отличие от психолога доула смерти может прийти на похороны к своему клиенту, она может помочь омывать его тело и так далее (сайт недоступен из РФ).
Но доула смерти не работает с тревогой и депрессией, которые часто сопровождают людей во время горевания. Для работы с этими расстройствами нужно понимать, как устроен человек — его нервная система и психика. Чтобы быть доулой, эти знания не нужны. Поэтому доула может рекомендовать обратиться к психологу или психиатру, если видит, что человеку нужна психологическая или медикаментозная помощь.
Доула смерти начинает обучение с исследования собственной смертности. Одно из заданий в рамках обучения — представить, что осталось жить три месяца, обсудить это в ролевой игре со своим однокурсником и составить план умирания. Например, будущей доуле предстоит спланировать собственные, пусть и воображаемые, похороны. Такой же план доула смерти в будущем будет помогать составлять своим клиентам, которые знают, что их смерть или смерть их близких не за горами.
Какой должна быть доула смерти? Нужно ли ей профильное образование?
Чтобы стать доулой смерти, нужно быть эмпатичным, человеколюбивым и эмоционально устойчивым. По моим наблюдениям, доулой смерти чаще решают стать люди от 25 лет с опытом волонтерства в хосписах. Еще это те, кто сам однажды столкнулся с потерей. А кто-то просто задумался о жизни и смерти, и это привело его в профессию.
Мы с коллегами запустили первый обучающий курс для доул смерти на русском языке. Учиться пришли люди из разных сфер: юристы, дизайнеры, психологи. У меня есть коллега — она журналист, работала волонтером в НКО и хосписах.
Я по первому образованию врач-онкогематолог, по второму — психолог. Доула смерти — мое третье образование. Но я не думаю, что для того, чтобы стать доулой, нужно психологическое образование. Доула работает с горем без оценок и попыток привнести какую-то повестку в разговор. Иногда нужно просто прийти и помолчать вместе.
С какими запросами люди чаще обращаются к доуле смерти?
Ко мне чаще всего обращаются люди, чьи близкие умирают от какого-то заболевания. Как правило, это деменция или рак. Причем они могут обращаться за помощью уже в первые часы после смерти человека в шоковом состоянии.
Вторая группа людей, которым я помогаю, — это те, кто перенес потерю. Это может быть потеря домашнего животного, резкая и внезапная эмиграция, то есть потеря родины, потеря веры, здоровья, фертильности или конечностей. Со всем этим можно обращаться к специалисту, в том числе к доуле смерти.
С умирающими я работала только как врач и онкопсихолог, должности доулы смерти в России пока нет. Сейчас мы с коллегами пытаемся понять, как можно встроить доулу смерти в систему хосписов, чтобы сделать умирание комфортным и не таким страшным. Но, разумеется, только за счет доулы это невозможно, нужно наладить хосписную паллиативную помощь в целом.
Как проходит консультация доулы смерти?
Сначала я узнаю запрос человека, чтобы понять, смогу ли ему помочь. Доула смерти должна дать человеку возможность почувствовать себя в безопасности, чтобы он не храбрился в горе, а научился его проживать. В идеале отношения между доулой и клиентом должны сложиться такие, чтобы человек мог поделиться с ней любыми переживаниями. Даже тем, о чем говорить не принято.
Например, в горевании есть «красные флаги». Это сигналы, по которым я понимаю, что человек на грани. Вот некоторые из них:
- человек так горюет, что не ест и не спит;
- у человека навязчивые суицидальные мысли. Сами по себе суицидальные мысли в острой фазе горевания — это нормально, но если человек опасается, что они могут привести к действиям, это тревожный звонок.
Если доула понимает, что она не готова работать с этими состояниями, она может передать клиента другому специалисту. Главное — не бросать человека один на один с горем.
На первой консультации я узнаю, понимает ли человек, к кому он обратился. Часто люди хотят, чтобы кто-то просто забрал их боль, чтобы все это поскорее закончилось. Ни доула, ни какой-либо другой специалист не могут этого сделать. Важно это обозначить на старте.
А дальше мы работаем без какой-либо концептуализации . Один из принципов работы — отсутствие повестки. Например, ко мне обратился человек, у которого умер отец. Но на консультации мы не будем целенаправленно говорить об отце, я дам человеку возможность самому прийти к этой теме. Если перед этим он решит обсудить со мной цены на гречку, мы будем говорить об этом. Это нормально.
Во многом работа с доулой похожа на дружескую беседу, она более горизонтальная, чем работа с психологом: вы наравне. Не все люди готовы говорить о своей боли с друзьями и родственниками и не все могут вынести чужие эмоции. А с доулой можно прожить любые эмоции — гнев, вину, боль — или просто вспомнить что-то классное.
Почему важно разрешить себе горевать?
Людям свойственно бояться неизвестного, страх усиливается, когда в неизвестности плохо морально или физически. Но горевание, как и умирание, — неотъемлемая часть жизни, пусть и не всегда понятная.
В случае с гореванием можно примерно представить, как оно может проходить. Яркий пример — теория швейцарского психиатра Элизабет Кюблер-Росс. Во второй половине 20 века она описала пять эмоциональных состояний, через которые проходит человек, узнавший о смертельном диагнозе: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
Но это один из множества сценариев того, как человек может горевать. Невозможно впихнуть свои эмоции и состояния в узкие рамки конкретной концепции. Мы за гибкость и поиск своего аутентичного способа проживать горе.
Доула смерти знакома с возможными сценариями горевания. Она может рассказать клиенту, что с ним, возможно, будет происходить во время умирания или проживания утраты близкого. Например, я делюсь с клиентами концепциями горевания, которые мне кажутся наиболее подходящими в конкретной ситуации. Эта информация поможет человеку пролить свет на то, что с ним происходит. Но, безусловно, есть люди, которым теоретические знания не нужны, им важнее поделиться болью.
Мне нравится модель двойного процесса в совладающем поведении голландских исследователей Маргарет Штробе и Хенка Шат. Если коротко, во время горевания мы находимся между двумя состояниями. С одной стороны, плачем, вспоминаем умершего, чувствуем собственную вину в произошедшем — испытываем любые негативные чувства. Но параллельно со страданием запускается второй процесс: мы находим для себя новые смыслы в жизни, начинаем радоваться.
Горевание и восстановление после согласно этой модели происходят одновременно. Это наиболее естественный сценарий, по которому люди проживают утрату. Например, в течение дня человек услышал песню, связанную с умершим, и заплакал, а вечером встретился с друзьями и хорошо провел время.
Сложно представить ситуацию, когда человек, переживающий утрату, четко разграничивает: «Сегодня я поплакал, значит, завтра я буду радоваться, а послезавтра поработаю с виной». Поскольку мы не можем выбирать, что чувствовать, то и «разрешать» себе горевать не нужно — вам либо больно, либо нет.
Как сообщить близкому, что его переводят на паллиативное лечение?
Паллиативная помощь — большой раздел медицины. Он включает методы лекарственного и хирургического лечения и различные медицинские манипуляции, которые помогают улучшить качество жизни пациента с неизлечимым заболеванием. Главная задача — облегчить страдания, когда все доступные методы лечения заболевания исчерпали себя.
По закону пациент имеет право не знать о своем диагнозе . Но я как врач за то, чтобы человек знал, что с ним происходит, — это честно. Кроме того, так он лучше понимает, почему врач дает те или иные рекомендации.
Я много общалась с врачами паллиативной службы, уже работая доулой. Они говорили: «А можно нам тоже доулу смерти, потому что нас никто не учил, как работать со смертью и говорить о ней». Хотя в обязанности доулы не входит сообщение плохих новостей, она может подсказать врачам и родственникам пациента, как выстраивать этот сложный разговор. Для этого существуют врачебные протоколы, которые доула может использовать в своей работе.
В основе любого разговора лежит аутентичная коммуникация — когда человек максимально честен с собой и собеседником, осознает, что происходит во время разговора. Аутентичное общение позволяет установить глубокий и искренний контакт с другим человеком, потому что мы понимаем свое состояние и можем считывать эмоции собеседника.
Еще может помочь упражнение «бросить якорь». Вот что для этого нужно.
Осознать эмоции, которые вы сейчас испытываете, и мысли, которые не дают покоя. Проговорить их про себя так, чтобы эмоция или мысль были как бы отдельно от вас. Например, не «мне грустно», а «пришла грусть». Это поможет если не абстрагироваться от ситуации, то взглянуть на нее со стороны. При этом не надо пытаться избавиться от негативных мыслей и эмоций — наоборот, стоит постараться их принять.
Заземлиться. Техника заземления — метод расслабления, когда человек переключает внимание с эмоций на физические ощущения. Заземление помогает снизить уровень тревоги и успокоиться. Чтобы заземлиться, подойдут любые действия, которые помогут настроиться на телесные ощущения. Например, можно оценить, как тело располагается в пространстве, удобна ли поза, какие в этот момент физические ощущения.
Оглядеться вокруг. Посмотреть на предметы, которые окружают, прислушаться к звукам и запахам, сконцентрироваться на том, что вы сейчас делаете.
Эти якоря помогут взять под контроль эмоции, вернуться к реальности и не позволят чувствам уносить вас.
Также можно делать заметки: что вы хотите обсудить с человеком, почему считаете это важным, что в разговоре может пойти не так и как это исправить. Подумайте, как бы вы хотели, чтобы плохую новость сообщили вам. Но если у вас нет четкого плана, вы боитесь и растеряны — это тоже нормально. В любом случае будьте честны с собеседником.
Как доула смерти справляется с эмоциональной нагрузкой?
Я сталкиваюсь с разными, иногда ужасающими и невыносимо печальными историями жизни и смерти людей. При этом люди, которые ко мне обращаются, испытывают различные эмоции: они могут злиться, кричать и плакать. Но не менее страшно видеть эмоциональную заморозку — когда человек окаменевший и никаких эмоций не показывает. Поэтому для доулы важно объективно оценивать свои возможности и ресурсы — когда я могу помочь человеку, а когда сама нуждаюсь в поддержке.
С нагрузкой я справляюсь по-разному: вкусно ем и много отдыхаю, занимаюсь профессиональным развитием, хожу на супервизии. Супервизии традиционно используют психологи. Это сессии с более опытным коллегой, на которых специалист может поделиться своими чувствами, получить профессиональную оценку работы, проанализировать трудности и проработать причины, по которым они возникли.
Еще мне помогают интервизии — когда несколько специалистов собираются и обсуждают сложные случаи. Этот формат работы тоже перекочевал в доульскую работу из психотерапии. Обязательная часть в обучении доулы смерти — обучение заботе о себе.
Где искать доулу смерти в России?
На сайте Международной ассоциации доул смерти можно найти доулу в разных странах, но российских специалистов в базе ассоциации пока нет. Мы с коллегами не так давно собрали локальную базу русскоязычных доул смерти — там можно найти специалиста в России и некоторых других странах. Также многие доулы ведут соцсети и блоги, дают интервью и комментарии СМИ, то есть о них можно прочитать в интернете.
Я надеюсь, что в обозримом будущем найти доулу можно будет через хосписы, в том числе доулу, помогающую на волонтерских началах.
Запомнить
- Доула смерти работает с пациентами в терминальной стадии заболевания и их близкими. Она поддерживает их, помогает спланировать похороны, пережить потерю любимого человека. К доуле также обращаются, чтобы создать проект наследия — то, что человек хочет оставить после себя либо в память об умершем.
- Доула смерти может рекомендовать обратиться к психологу или психиатру за психологической и медикаментозной поддержкой, если у человека тяжелое состояние, например депрессия.
- Не существует универсального сценария, по которому люди проживают утрату. Но есть модели, опираясь на которые можно предположить, из каких этапов состоит горевание чаще всего. Это дает чувство контроля над ситуацией и осознание того, что ничто не длится вечно и за черной полосой обязательно будет белая.
- При планировании любого разговора важно быть честным с самим собой и собеседником. Это поможет установить контакт с человеком и сделает диалог продуктивным.
Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov