Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

В 2017 году за неделю дважды попала в аварию.

К счастью, обошлось без тяжелых последствий. Оба раза ездила на пассажирском сиденье.

В позапрошлом году опять случилась авария: большой крузак нарушил все существующие сигналы светофора и просто снес нас с дороги. В этот раз пришлось обратиться за медицинской помощью.

После этой аварии страх езды в качестве пассажира стал нарастать. Даже если я полностью доверяю водителю, не могу спокойно ездить на пассажирском сиденье: всегда оцениваю дорожную обстановку и начинаю нервничать, даже когда скорость не превышает отметки 100 км/ч. Возможно, сказывается отсутствие контроля за движением. При этом, когда нахожусь сама за рулем, страха нет, но я не так часто вожу машину самостоятельно.

Пришлось почти отказаться от поездок на такси. Больше всего тревоги возникает на автомагистралях, во дворах чувствую себя спокойно.

Во время поездок стараюсь абстрагироваться от ситуации. Но чаще стала замечать, что с каждым годом страх аварии становится все сильнее, а сумасшедших водителей — все больше.

Откуда берутся страхи и почему со временем они усиливаются

Благодарю за то, что поделились своей историей. Не всегда легко рассказать о таком пугающем опыте, своих страхах и переживаниях.

Когда мы сталкиваемся с подобными травматическими событиями, наш мозг создает связь между опасностью и определенными ситуациями. Эти ассоциации могут активироваться в будущем, вызывая тревогу и страх даже в отсутствие реальной угрозы. Так психика защищает вас от возможного повтора травматических событий.

С течением времени страх аварии может усиливаться из-за нескольких факторов.

Во-первых, психика может распространять страх на все ситуации, связанные с ездой в качестве пассажира. Например, после определенного количества негативных ситуаций ваш мозг может начать ассоциировать поездки с потенциальной опасностью. Возможно, ваш страх действительно усиливается из-за того, что на пассажирском кресле вы не контролируете ситуацию и у вас нет прямого влияния на происходящее на дороге.

Во-вторых, когда вы осознаете, что страх становится сильнее, вы начинаете обращать еще больше внимания на возможную опасность и «сумасшедших водителей», что также усиливает вашу тревогу. Так работает избирательность нашего внимания.

Избегание ситуаций, вызывающих страх, — типичная защитная реакция. Но ее сложно назвать выгодной и полезной. Избегая поездок на такси, вы стараетесь минимизировать свою тревогу, что может привести к ограничению вашей мобильности и свободы, а также усилить ощущение потери контроля.

Когда вы сторонитесь ситуаций, вызывающих страх, ваш мозг воспринимает это как подтверждение того, что опасность реальна. В результате страх усиливается, и вы будете склонны избегать подобных ситуаций еще больше.

Как самостоятельно работать со страхами

Чтобы преодолеть страх, важно постепенно привыкать к ситуациям, вызывающим его, и восстанавливать ощущение контроля. Для этого можно обратиться к следующим техникам.

Постепенная экспозиция. Нужно показать мозгу, что не всякая поездка представляет угрозу, а большинство из них безопасно. Переживание ситуаций, вызывающих тревогу, позволяет психике адаптироваться к ним.

Этот подход основан на принципе иерархии страха. Вы начинаете с ситуаций, которые вызывают небольшую тревогу, и постепенно двигаетесь к более пугающим по мере того, как ваша уверенность и способность справляться со страхом улучшаются. Попробуйте прокатиться в качестве пассажира по самому, на ваш взгляд, безопасному маршруту — например, от вашего дома до ближайшего магазина. Так вы продемонстрируете своей психике, что ситуации, которые кажутся угрожающими, на самом деле менее рискованны, чем представлялось ранее.

Обнаружение тревоги. Полезно будет обратиться к ощущениям в теле, которые она вызывает. Вы можете сказать себе: «Я чувствую напряжение в грудной клетке, у меня повышается пульс. Это тревога».

Очень важно отделить эмоцию от мыслей и реальности. Для этого можно использовать технику работы с тревогой Аарона Бека:

  1. Назовите эмоцию: «Привет, тревога, это опять ты!»
  2. Поставьте будильник на 10 минут и отслеживайте все свои телесные ощущения. Мозг будет сопротивляться, ему будет скучно, он захочет вернуться к мыслям, но оставайтесь сосредоточенными на физических ощущениях.
  3. Действуйте так, будто тревоги нет, притворитесь.
  4. Каждый раз, когда тревога возвращается, повторите три первых пункта полностью.
  5. Надейтесь на лучшее, но опирайтесь на свой опыт.

Работа с мыслями. Наше мышление играет важную роль в формировании эмоционального опыта. Если мы постоянно фокусируемся на негативных аспектах и опасностях, то усиливаем свою тревогу. Перенаправление внимания на рациональные и позитивные аспекты может помочь вам изменить свое эмоциональное отношение к ситуации.

Это отнюдь не означает игнорирования возможных рисков, а скорее нацелено на то, чтобы достигнуть более сбалансированного восприятия ситуации. Осознайте свои мысли и замените их на более реалистичные. Например, мысль «я обязательно попаду в аварию» можно переформулировать следующим образом: «Аварии случаются, но статистически эта вероятность крайне мала по сравнению с количеством поездок, которые горожане совершают ежедневно. Я принимаю все необходимые меры безопасности и соблюдаю правила дорожного движения, тем самым минимизируя риск попасть в аварийную ситуацию».

Техники релаксации. Полезным навыком будет умение распознавать отражение эмоции в теле. Чаще всего тревога проявляется мышечным напряжением. Освоив прогрессивную релаксацию по Якобсону, вы сможете расслаблять напряженные мышцы во время приступа тревоги, тем самым переводя фокус внимания с мыслей на тело.

Кроме того, можно использовать наблюдение за дыханием как способ переключиться с негативных сценариев будущего на настоящий момент. Вы можете прибегнуть к самой простой технике: очень медленно сделать десять вдохов и выдохов, сосредоточенно наблюдая за тем, как двигаются ваши живот и грудная клетка во время дыхательного цикла.

Поддержка окружающих. Общение с близкими или даже на анонимных интернет-ресурсах сможет помочь вам почувствовать себя менее одинокой и ощутить поддержку в преодолении страха.

Изменить привычный паттерн мышления и реагирования может быть непросто — это большая внутренняя работа. Но результат подарит вам более свободную и активную жизнь. Помните, что каждый шаг, который вы предпринимаете, даже самый маленький, приближает вас к цели. У вас есть все необходимые ресурсы, чтобы преодолеть свои страхи и восстановить уверенность в себе. Обращайтесь за поддержкой к тем, кто вам дорог, и не стесняйтесь прибегать к помощи профессионалов, когда это необходимо.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Ольга Ка

Я не переношу поездок в качестве пассажира, несмотря на то, что со мной ничего описанного автором не было. А вот когда сама за рулём - чувствую себя лучше чем где-либо...
Если приходится садиться в такси сразу говорю что на скорости меня тошнит))) или беру с собой кофе, чтобы у водителя не было соблазна лихачить.
Вам просто нужно на постоянной основе ездить за рулём, если это комфортнее для вас.
Жаль, что я не умею пилотировать самолёт - перелеты это наверное, самый мой ужасный страх... Сейчас приходится много летать и каждый раз я получаю дикий стресс. И ничего не могу с собой поделать.

3
Александр Маркелов

Ольга, на самом деле это не намного сложнее автомобиля. Но если личного самолета нет, ничего не поделаешь.

5
0
Kikimora
Герой
31.07, 20:58
Отредактировано

Я не попадала в аварии и у меня нет прав, но я боюсь почти любого дорожного движения, просто в разной степени. Самокаты боюсь, как представлю, что меня кто-то подрежет. Когда еду в автобусе или такси мимо грузовиков, обгоняющих машин, у меня сердце замирает. Фуры, цистерны, я сразу представляю как эта махина перевернется. А я логист, я знаю как все эти фуру и контейнеры клали на безопасность, как пристегивают груз. Я как-то видела, как 2 цистерны с огнеопасным содержимым обгоняли друг друга на трассе, специально.
В качестве пешехода мне не легче, водители даже на зебре не останавливают, давят, сигналят, не дадут пройти, пока на пролом не пойдешь. В этом плане я себя только в Москве комфортно ощущаю, тут водители даже не на зебре за 100м остановятся. А как приеду в Краснодар, так каждый день хороню себя перед каждый пешеходным переходом. Пока не представляю, как я буду водить машину, потому что моя жизнь там, к сожалению, зависит не только от меня.
А фуры на серпантине по дороге в Сочи для меня ад. Просто 8 часов дороги в ад.

3
Анна

Роман, если ты водитель, то при вероятности столкновения всегда будешь стараться повернуть машину правой стороной (если руль слева, соответственно). И тут без разницы, какая машина.

2
Анна

Макс, вам, как водителю, конечно, виднее. Я это правило усвоила как пассажир: что левая сторона (сторона водителя) всегда безопаснее правой, потому что водитель не станет подставляться под удар. То есть, если выбирать из трëх пассажирских мест в легковушке, то лучше позади водителя.

1
0
Анна

Самое безопасное место — за спиной водителя.

0
Boris Köln
Герой Т—Ж 🏆

Анна, самое безопасное место - где все соблюдают ПДД

5
Анна

Boris, мы же не про утопию говорим, а реальность обсуждаем.

4
Ilya Lebedev

Анна, самое безопасно место - дома на диване

1
Анна

Ilya, фанат Бродского?)

3
0
Шурик
Герой
01.08, 07:00
Отредактировано

Я как водитель с большим стажем люблю ездить пассажиром. Есть время почитать что мне интересно , отдохнуть эмоционально.
Самое важное для Любого человека это спокойствие !!!
Если есть тревожность перво-наперво перестать думать о плохом, не смотреть телевизор и все новости, заниматься больше чем нравится.

0
0
Шурик
Герой
01.08, 07:07
Отредактировано

Я как водитель с большим стажем люблю ездить пассажиром. Есть время почитать что мне интересно , отдохнуть эмоционально.
Самое важное для Любого человека это спокойствие !!!
Если есть тревожность перво-наперво перестать думать о плохом, не смотреть телевизор и все новости, заниматься больше чем нравится.
На дороге не нарушать ПДД, важно не спешить, иногда уступать участникам движения это придаст состояние что вы управляете ситуацией. при возможности после окончании гарантии на авто иметь каско. Ещё вспомнил, ездить по правой полосе например с работы или по делам на небольшой скорости , получая кайф от неспешной езды.

0
0
Маргарита

Когда я только начинала водить, примерно через месяц за рулем, по свеженькому снегу я уехала в ограждение на съезде с трешки на Шмидтовский.

Ошиблась на нервах после звонка начальницы с криками, и тупо выжала сцепление и тормоз на входе в поворот.

Это был конец ноября или начало декабря.
Так я и начала бояться поворотов и боялась ровно до 14 февраля, когда мы с подругой поехали кататься ночью по Москве.
И вот при съезде с кутузовского на трешку в сторону севера, я так бодро топила по прямой под 80 км/ч, что когда осознала, что в конце дорога поворачивает обратно… вся жизнь подруги пронеслась перед глазами.

Собрала нервы в кулак, сцепление - понижение передачи - поддержка переднего привода легким газом - и поворот был пройден.

Ооооо, как я с тех пор люблю повороты и серпантины. Мммм! Уже 13 лет как люблю!

0
0
Дмитрий Капустин

замечаю что в дождь и снегопад или вечером в летом нервозность и дерзость водителей возрастает, некоторые начинают совершать опасные маневры, нарушать скорость, не замечать светофоры

0

Сообщество