Я коллекционирую винил с 11 лет. Сейчас мне 35 и в моей фонотеке 650 пластинок.
Я познакомился с винилом еще в детстве: мама ставила мне пластинки, чтобы я не мешал ей спать. У нас было около сотни пластинок, в основном классика русского и зарубежного рока, диско семидесятых, а также советская эстрада. Тогда я впервые услышал The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd.
Свои первые пластинки я купил в сентябре 1996 года в комиссионке. Тогда я слушал тяжелый метал, русский рок и дискотеку девяностых. Поэтому взял сразу стопку, где «Технология» соседствовала с Metallica и Iron Maiden.
С тех пор я активно пополняю свою коллекцию. До 2008 года покупал винил в ларьках с пиратскими кассетами, а потом — с дисками. После стал приобретать в интернете. За эти годы я не раз ошибался, например переплачивал или покупал поцарапанные пластинки.
Эта статья пригодится тем, кто хочет собирать винил, но не знает, с чего начать.

Кто вообще слушает пластинки
Большинство моих знакомых слушают музыку онлайн, даже не скачивая треки из интернета. Тем не менее в мире есть люди, которые до сих пор покупают пластинки. Более того, звукозаписывающие компании их все еще производят.
Зачем люди покупают и слушают винил? Мне кажется, причин тут несколько. Во-первых, сам процесс доставляет эстетическое удовольствие: приятно достать пластинку из красивого конверта и аккуратно поставить ее на диск проигрывателя.
Во-вторых, ностальгия по молодости. Большинство меломанов старше 40 лет познакомились с музыкой в семидесятых-восьмидесятых годах. В то время пластинки и проигрыватель были почти в каждом доме. Такие люди опускают иглу на виниловый диск и вспоминают приятные события своей жизни.
Конечно, в то время существовали и другие носители, например кассеты и бобины. Но пленка постоянно рвалась, звук часто был мутный и смазанный. По-моему, мало кто захочет поставить в магнитофон аудиокассету, чтобы вспомнить молодость.
В-третьих, фанаты винила считают, что старые пластинки обладают неповторимым звучанием. Они называют его «теплый ламповый звук» и утверждают, что джаз или рок нужно слушать только на виниле: лишь тогда можно почувствовать истинную суть музыки.
А еще около пяти лет назад начала набирать популярность субкультура хипстеров. Появилась мода на винтаж, инди и джаз, а винил стал крафтовым атрибутом. Звукозаписывающие компании сегодня выпускают на пластинках не только старые рок-группы вроде Deep Purple и The Beatles, но и молодых исполнителей — Greta Van Fleet, Билли Айлиш, Тейлор Свифт.





Какие бывают пластинки
Пластинка — это диск, на котором нарезаны канавки, такие дорожки с углублениями и выступами. Когда игла проигрывателя движется по канавкам, она превращает звуковые колебания в музыку. Мелодия звучит очень тихо, поэтому ее усиливает сам проигрыватель или внешний усилитель. В итоге из колонок можно услышать полноценный громкий звук.
До 1948 года пластинки делали из природной смолы — шеллака. Такие диски проигрывались на скорости 78 оборотов в минуту — о скорости воспроизведения я расскажу чуть ниже. У первых пластинок было несколько минусов. Например, из-за высокой скорости вращения на них помещалось лишь несколько минут музыки. А еще диски были хрупкими и быстро изнашивались, ведь граммофонная игла на большой скорости сильно царапала поверхность.
В 1948 году появились долгоиграющие пластинки, которые вращались со скоростью 33 оборота в минуту. Их делали из винила. Этот материал позволил записывать звук более качественно. Теперь на обеих сторонах пластинки могло поместиться до 40 минут музыки. Чуть позже, в 1958 году, появилась стереозапись — и ее могли воспроизводить только виниловые диски.
Несмотря на достижения цивилизации, в СССР патефонные пластинки на 78 оборотов в минуту выпускались до 1971 года.

Пластинки из шеллака не получится прослушать на современных стереосистемах — только на винтажных граммофонах и патефонах. Ну или на советских проигрывателях, которые выпущены до начала семидесятых. Такие проигрыватели поддерживают скорость 78 оборотов в минуту, а еще на них установлены специальные иголки для патефонных пластинок.
Граммофонные пластинки начала 20 века можно без проблем купить в интернете и сегодня. На совсем старых, антикварных пластинках записана классическая музыка, романсы, с 1910-х выходили джазовые и блюзовые композиции. Стоимость начинается от 1000 Р за пластинку 1907—1908 года выпуска, а коллекционные редкости могут продаваться и по 100 тысяч.
В девяностых годах, когда мир слушал музыку на кассетах и компакт-дисках, пластинки выпускали малыми тиражами. Поэтому винил тех лет стоит дорого. На пластинках выпускали свои песни культовые исполнители вроде Morcheeba, Portishead и Porcupine Tree. Пожилые музыканты, например Эрик Клэптон, тоже предпочитали выпускать новые альбомы в том числе и на виниле.
Дальше я расскажу, на что обращать внимание при покупке пластинок.



Характеристики пластинок
Размер
Пластинки измеряют в дюймах. Сегодня в продаже можно чаще всего встретить диски трех видов: гигант, гранд и миньон.
Гигант — 12 дюймов. Англичане такие пластинки подписывают индексом LP — Long Play. Среднее время звучания — 40 минут. Бывает, что на пластинку удается вместить даже 60 минут записи, но для этого сжимают дорожки — звук становится хуже. На подобном виниле, как правило, выходят музыкальные альбомы и сборники хитов.
Гранд — 10 дюймов. В западной классификации его знают как 10″ EP — Extended Play. На пластинке помещается 25—30 минут записи. В СССР на дисках такого формата обычно выходили детские сказки. В сороковых и пятидесятых на десятидюймовых пластинках выпускали американские джазовые записи.
Миньон — 7 дюймов. На Западе его маркируют как 7″ EP. Время звучания — всего 10—12 минут. На подобных маленьких пластинках выпускали хиты, а также песни, которые не вошли в основной альбом музыканта или группы. Еще такие пластинки часто называют «сингл» — потому что там, как на традиционном сингле, записана всего пара песен. На самом деле синглами бывают не только миньоны. Мне встречались и гиганты, и гранды, которые продавались как синглы: обычно там записана не только хитовая песня, но и несколько ее ремиксов. Но чаще всего синглы издают именно на миньонах.




Характеристики пластинок
Скорость воспроизведения
Я уже упоминал, что до середины прошлого века пластинки, делавшиеся из шеллака, имели скорость 78 оборотов. Но если вы не коллекционер антиквариата, то с такими столкнетесь вряд ли. Тем более что послушать их на обычном проигрывателе не получится: игла сломается. Современные виниловые диски проигрываются со скоростью 33 или 45 оборотов в минуту. И гиганты, и гранды, и миньоны бывают обоих видов.
Скорость воспроизведения обычно указана на конверте или на пятаке — так называют круглую наклейку в центре пластинки. На иностранных дисках скорость обозначают аббревиатурой RPM — revolutions per minute. То есть маркировка 33 RPM означает 33 оборота в минуту.
Пластинки на 33 оборота попадаются в продаже чаще других. Записи на 45 оборотов можно встретить на миньонах — выпущенных как в СССР, так и в западных странах. У этих пластинок звук ярче и глубже за счет более высокой скорости и широко нарезанных канавок. Так игла проигрывателя может снять более широкий диапазон частот. Когда я слушаю пластинки на 45 оборотов, создается впечатление, будто музыканты дают живой концерт прямо в квартире.

Характеристики пластинок
Размер отверстия
Стандартный размер отверстия в центре пластинки — 6 мм, рассчитан на стандартную ось домашнего проигрывателя. Но некоторые западные и японские синглы имеют отверстие 38 мм. Такие пластинки были предназначены для музыкальных автоматов, которые устанавливали в кафе и барах: у них ось проигрывателя шире.
Пластинку с широким отверстием можно послушать и на обычном проигрывателе. Для этого нужно просто надеть на ось специальную шайбу — дополнительный центр. И у современных, и у советских проигрывателей он обычно есть в комплекте.


Характеристики пластинок
Состояние пластинки
Даже новая пластинка не звучит так же чисто, как компакт-диск, — все равно будет слышен характерный шорох. Это игла проигрывателя скользит по виниловой канавке. Но со временем, от долгого прослушивания и небрежного обращения, появляются и другие посторонние шумы.
Продавцы подержанных пластинок в интернете маркируют их состояние буквенными кодами — чтобы покупатель сразу понял, в каком состоянии товар.
Буквенные коды, которыми продавцы маркируют состояние подержанных пластинок
Код | Значение |
---|---|
SS — Still Sealed | Новый запечатанный диск |
M — Mint | Распечатанная, но ни разу не проигрывавшаяся пластинка |
NM — Near Mint | Превосходное состояние, коллекционный диск, минимум шума и царапин |
EX — Excellent | Отличное состояние, легкий шум на дорожках между треками. Есть тонкие царапины, которые не влияют на общее качество звука |
VG+ — Very Good Plus | Достойная кондиция, немного шумит, но не заглушает музыку, есть легкие царапины |
VG — Very Good | Среднее состояние, пластинка сильно поцарапана и шумит |
G — Good | Звук слышно, но игла прыгает, а пластинка трещит и, возможно, будет заедать |
P — Poor | Звук слышно, но пластинка может быть поцарапанной или даже со сколами и трещинами |
F — Fair | Звук слышно, но пластинка может быть поцарапанной или даже со сколами и трещинами |
Продавцы подержанных пластинок в интернете маркируют их состояние буквенными кодами — чтобы покупатель сразу понял, в каком состоянии товар:
- SS — Still Sealed. Новый запечатанный диск.
- M — Mint. Распечатанная, но ни разу не проигрывавшаяся пластинка.
- NM — Near Mint. Превосходное состояние, коллекционный диск, минимум шума и царапин.
- EX — Excellent. Отличное состояние, легкий шум на дорожках между треками. Есть тонкие царапины, которые не влияют на общее качество звука.
- VG+ — Very Good Plus. Достойная кондиция, немного шумит, но не заглушает музыку, есть легкие царапины.
- VG — Very Good. Среднее состояние, пластинка сильно поцарапана и шумит.
- G — Good. Звук слышно, но игла прыгает, а пластинка трещит и, возможно, будет заедать.
- P — Poor и F — Fair. Звук слышно, но пластинка может быть поцарапанной или даже со сколами и трещинами.
Все указанные выше характеристики обычно пишут в объявлениях о продаже подержанных дисков. Каждая по-своему влияет на стоимость. Если вы видите, что продается пластинка EX 7″ 45 RPM, — это значит, что предлагают семидюймовый миньон в отличном состоянии, который нужно слушать на скорости 45 оборотов в минуту.


Характеристики пластинок
Страна-производитель
Скажу сразу, что однозначного мнения, где делают лучший винил, нет. Это чисто субъективная вещь: у каждого человека свое восприятие музыки, поэтому лучше ориентироваться на собственный вкус. Пластинки выходят во всем мире, но обычно коллекционеры выделяют английские, американские, немецкие и японские диски. Звук у всех различается. Расскажу о личных впечатлениях.
Англия. Я предпочитаю слушать классические рок-группы, такие как Deep Purple, Uriah Heep и Pink Floyd, на оригинальных английских пластинках. Они передают все тонкости звука английского рока. Такие диски звучат сочно и благородно.
США. Советую американский винил тем, кто любит, чтобы музыка играла на весь дом и с глубокими басами. Пластинки из США звучат громче английских. Еще на американском виниле замечательно звучит джаз и блюз. Все американские исполнители в моей коллекции — только на американских пластинках.
Япония. Не люблю японские пластинки. Их звук мне кажется мертвым и слишком резким. Такие ощущения возникают из-за того, что японские звукорежиссеры при микшировании делают упор на высоких частотах. Я покупаю эти пластинки лишь в том случае, если нужный мне альбом выходил только в Японии. Например, у меня в коллекции есть такой сборник лучших песен группы Arabesque.
Германия. Если вы любите диско семидесятых, то лучше покупать именно немецкие пластинки. В Германии отлично записывали такие танцевальные коллективы, как Boney M, Ottawan, Dschinghis Khan. Когда я слушаю классику диско на немецком виниле, то, сидя на диване, ощущаю атмосферу европейского танцпола.


Советские пластинки
В Советском Союзе существовала всего одна фирма звукозаписи — «Мелодия». Я часто встречал в интернете мнения коллекционеров винила, что советские пластинки хуже по качеству, чем западные. Слушать их якобы невозможно, а оформление конвертов неважное: бумага плохая, красивых разворотов и вкладок нет. Я с этим не согласен и считаю, что пренебрегать советским винилом не стоит. На то есть сразу несколько причин.
Исполнители. Рок-музыка и джаз существовали не только на Западе. В моей фонотеке есть пластинки советских исполнителей, которые не уступают западным. Причем эти альбомы стоят недорого, а радуют меня не меньше, чем коллективы из США и Европы.
Среди моих любимых советских шедевров — рок-группы «Песняры» и «Арсенал», джазовые проекты Давида Голощекина и Раймонда Раубишко, казахские фьюжн-группы «Медео» и «Бумеранг», московские хэви-метал-группы «Тяжелый день», «Круиз», «Черный кофе». Причем стоит все это не так уж и дорого.
Сколько стоят советские пластинки на интернет-аукционе «Мешок»
Исполнитель | Альбом | Год издания | Цена |
---|---|---|---|
«Ялла» | «Лицо возлюбленной моей» | 1983 | 800 Р |
Джазовый фестиваль «Тбилиси-86» | Джазовый фестиваль «Тбилиси-86» | 1987 | 600 Р |
«Песняры» | «Песняры I» | 1972 | 500 Р |
«Песняры» | Белорусские народные песни | 1978 | 400 Р |
Оркестр Олега Лундстрема | «Памяти Дюка Эллингтона» | 1980 | 390 Р |
«Круиз» | «Круиз-1» | 1987 | 300 Р |
«Черный кофе» | «Переступи порог» | 1987 | 130 Р |
При этом некоторые пластинки «Мелодии» продаются за очень большие деньги. Обычно это какие-то самобытные коллективы, которые никогда не выходили на Западе. Коллекционеры из США и Европы готовы платить большие суммы за виниловую экзотику. Например, музыкальные коллективы Средней Азии или Крайнего Севера: «Дос-Мукасан», «Гунеш», «Бумеранг», «Фирюза», «Медео», «Дустар», «Орлан».
Примеры дорогих советских пластинок
Исполнитель | Альбом | Год издания | Цена |
---|---|---|---|
«Фирюза» | «Фирюза» | 1979 | 59 000 Р |
«Дос-Мукасан» | «Дос-Мукасан» | 1976 | 34 419 Р |
Кола Бельды | «Приди, весна» | 1985 | 15 123 Р |
«Орлан» | «Башкирские легенды» | 1990 | 6500 Р |
«Гунеш» | «Вижу Землю» | 1984 | 4281 Р |
ВИА-75 | «Ритм радости» | 1981 | 2490 Р |
«Бумеранг» | «Бумеранг» | 1983 | 1500 Р |
Но с некоторыми такими редкими записями можно познакомиться и не отдавая кучу денег. В 2018—2019 годах на российском лейбле Soviet Grail вышли винилы с альбомами групп «Дос-Мукасан», «Гунеш» и «Фирюза». Их продают в интернете примерно по 2500 Р за пластинку.


Звук советских пластинок часто не так плох, как пишут фанаты западной музыки на форумах аудиофилов. Вообще, качество записи зависит больше не от страны-производителя, а от качества виниловой массы и работы звукорежиссера. Малейшая ошибка на любом этапе производства могла испортить звук целой партии.
Но если альбом записан на хорошей пластмассе под руководством опытного звукорежиссера, то звук будет не хуже, чем на пластинке из Европы или США. Я для себя выделяю несколько специалистов, работе которых можно доверять. Например, Александр Грива и Александр Штильман. Эти люди знали, как правильно сводить музыку. Фамилию звукорежиссера можно увидеть на обратной стороне конверта под списком песен.
Кроме того, качество записи зависит и от предприятия, выпустившего диск. Советую брать пластинки Апрелевского, Московского и Рижского заводов. Звук апрелевских пластинок — более глубокий и басовитый, а московские и рижские детально передают все частоты.

А еще можно недорого купить советские пластинки с записями западных музыкантов. Помимо альбомов советских ансамблей «Мелодия» выпускала и композиции иностранных групп. Причем на советском виниле западные музыканты часто звучат не хуже, чем на импортном. Например, я проверял это на концертном альбоме Pink Floyd Delicate Sound of Thunder. Слушал на проигрывателе по очереди родное английское издание и пластинку Апрелевского завода 1989 года выпуска.
Безусловно, на советской не было глубокого панорамного звука, но волшебство концерта никуда не делось. При этом английский винил обошелся мне в 4500 Р, а советский стоит от 500 Р. Если вы не ярый фанат «теплого лампового звука», лучше сэкономить и купить диск «Мелодии».
Стоимость советских и оригинальных пластинок западных музыкантов
Исполнитель | Альбом | Цена пластинки «Мелодии» | Цена оригинала |
---|---|---|---|
Miles Davis | Bags Groove | 300 Р | 11 343 Р |
Pink Floyd | Delicate Sound of Thunder | 600 Р | 5990 Р |
The Beatles | Hard Day’s Night | 200 Р | 4490 Р |
Duke Ellington | Duke Ellington Meets Coleman Hawkins | 200 Р | 3000 Р |
Deep Purple | The House of Blue Light | 250 Р | 1800 Р |
Dire Straits | Love over Gold | 300 Р | 1500 Р |
The Alan Parsons Project | The Best of | 150 Р | 1390 Р |
Chris Rea | On the Beach | 300 Р | 800 Р |

Оригиналы, переиздания и новоделы
Цена пластинки часто зависит от года выпуска, точнее от того, премьерная это публикация или повторная. Поэтому расскажу, как классифицируют диски по этому параметру.
Оригиналы — самые первые и самые дорогие издания альбома. Их еще называют «первый пресс», «первопресс». Это пластинки, которые вышли в год выпуска альбома и на определенном лейбле грамзаписи. Часто первопрессы можно отличить от переиздания по пятаку на пластинке. Расскажу на примере.
На фото ниже — альбом Hair of the Dog группы Nazareth. Первый пресс альбома вышел в 1975 году в Англии, на фирме грамзаписи Mooncrest. Уникальность пластинки в том, что вскоре после выпуска альбома лейбл обанкротился и в конце 1975 года диск переиздавался уже компанией Mountain Records. Поэтому первопрессом этого альбома считается тот, у которого «космический» пятак, как на фото. Такие пластинки сейчас стоят дорого, свой оригинал я брал в октябре 2017 года за 8000 Р.
Переиздания — пластинки, которые выходили через несколько месяцев или даже лет после первого выхода альбома. В случае с Hair of the Dog это будут пластинки, которые выпускали в семидесятых-восьмидесятых годах. Так, винилы конца 1975 и 1976 годов выходили на фирме Mountain. Эти пластинки делались с тех же матриц, что и оригиналы на Mooncrest. Звучат они не хуже, а стоят в два раза дешевле — 3000—4000 Р.



Новоделы — это пластинки, которые начали записывать примерно с середины девяностых и продолжают выпускать до сих пор. Это, во-первых, новые альбомы современных групп и музыкантов. Во-вторых, музыка девяностых и двухтысячных, которую раньше издавали только на компакт-дисках.
Кроме того, производители продолжают переиздавать культовые альбомы классического джаза и рока, а также музыку малоизвестных исполнителей из прошлого. Оригинальные пластинки — раритеты и стоят тысячи долларов, а новоделы можно найти за 1500—3000 Р.
Я не советую торопиться и тратить деньги на первопрессы. Пластинки семидесятых хорошо зазвучат только на винтажной аппаратуре тех лет. Конечно, оригинальные пластинки будет приятно слушать и на бюджетном современном проигрывателе, но разницу с переизданием или даже новоделом вы вряд ли услышите. Есть и еще один момент: иголки современных проигрывателей приспособлены именно к новоделам, поэтому свежие пластинки будут звучать на такой аппаратуре вполне достойно.

Некоторые меломаны считают, что новодельный винил — это «компакт-диск, закатанный в черную пластмассу». Из-за этого они не хотят покупать пластинки, выпущенные в девяностых или позже. Но с этим утверждением можно поспорить. Цифровая запись на виниле появилась в начале восьмидесятых, заменив пленочную аналоговую. У компакт-диска и пластинки разные характеристики звука. Причем настолько, что для каждого формата звукорежиссеры делают отдельное сведение звука при записи одного и того же альбома.
В 2013 году я купил винил с альбомом Deep Purple Now What?! за 20 $. Пластинка была записана в цифровом формате. Я решил сравнить ее звук с версией, выпущенной на компакт-диске. Разумеется, выиграла пластинка: звук был насыщенным и объемным. А еще мне понравилась полиграфия: конверт и вкладки были сделаны из более качественной бумаги, чем у фирменного компакт-диска.
Как различаются цены на первопрессы, переиздания и новоделы на интернет-аукционе «Мешок»
Альбом | Первопресс | Переиздание | Новодел |
---|---|---|---|
The Beatles, Revolver | 61 700 Р, 1966 год | 2900 Р, 1976 год | 2100 Р, 2012 год |
Deep Purple, Made in Europe | 2500 Р, 1976 год | 1350 Р, 1976 год | 2090 Р, 2018 год |
Pink Floyd, Meddle | 9950 Р, 1971 год | 2650 Р, 1974 год | 1919 Р, 2016 год |
Miles Davis, Sketches of Spain | 5550 Р, 1960 год | 3100 Р, 1964 год | 1300 Р, 2016 год |
Deep Purple in Rock | 3900 Р, 1970 год | 2500 Р, 1976 год | 1290 Р, 2016 год |
Обратите внимание на альбом Deep Purple Made in Europe. Новодел дешевле первопресса, но дороже раннего переиздания. Это маркетинговый ход продавцов, которые говорят, что в 2018 году композиции заново пересводили и звук улучшился. Но различия, мне кажется, несущественны.

На какой аппаратуре слушать винил
Проигрыватель винила — первое, что нужно новичку. Это тот самый аппарат, на диск которого мы кладем пластинку. Проигрывателей существует огромное количество — от советских раритетов, которые можно купить за тысячу рублей на «Авито», до суперсовременных аппаратов ценой в пару миллионов рублей от фирмы Clearaudio.
Если вы новичок, я рекомендую не слушать пластинки на старом бабушкином проигрывателе, а купить современную, но бюджетную модель. В магазинах сегодня продается много аппаратов — купив новый, вы, во всяком случае, сможете рассчитывать на гарантию.
Самый простой аппарат в комплекте с колонками можно купить за 5000—10 000 Р на «Озоне». Но, как правило, это китайские модели с плохим звуком и некачественными иголками, которые портят пластинки.

Я же советую покупать оборудование в специализированных магазинах, которые сегодня есть почти в каждом крупном городе. Например, в Ростове-на-Дону это салоны «Студия звука», в Москве и других крупных городах — магазины сетей «Аудиомания» и «Пульт-ру». Там же можно купить фонокорректоры, усилители и колонки для стереосистемы — чуть ниже расскажу, что это такое.
Рекомендую немного переплатить и собрать приличную аудиосистему из отдельных компонентов. Помимо самого проигрывателя понадобятся колонки, фонокорректор и усилитель. Аппараты, в которые все это встроено, дают звук с искажениями: их создают лишние детали в корпусе проигрывателя. По моим примерным подсчетам, понадобится около 50 тысяч рублей.
Как выбрать проигрыватель
Прежде чем покупать проигрыватель, советую определиться, какую музыку вы чаще будете слушать: ритмичное диско или тяжелый рок, транс, дип-хаус или же джаз и вокальные записи. Дело в том, что каждая стереосистема будет проигрывать любую музыку, но есть жанры, с которыми она справляется лучше всего. Поэтому лучше подбирать компоненты по своим предпочтениям.
Вот что важно учесть.
Уровень давления иглы важен. Лучше покупать проигрыватель, на котором можно отрегулировать уровень давления иглы на пластинку. Максимальный прижим на пластинку должен быть не более двух граммов. Если будет больше, то пластинка быстро придет в негодность. Отрегулировать его можно при помощи круглого грузика, находящегося в конце тонарма — длинной ручки, на которую крепится картридж с иглой.

Фонокорректор не нужен. Я уже говорил, что лишние детали, встроенные в корпус проигрывателя, дают звуковые искажения. В бюджетные проигрыватели встроен фонокорректор — устройство, которое усиливает и корректирует сигнал, идущий с виниловой дорожки. Хотя часто в бюджетных проигрывателях уже стоит фонокорректор, в некоторых моделях его нет, например в Pro-Ject Debut III и Rega Planar I. Лучше брать проигрыватель без фонокорректора, а его докупить отдельно — как выбрать, расскажу ниже.
Не стоит зацикливаться на определенных брендах. Пусть Rega Planar I считается лидером в линейке бюджетных проигрывателей, лично вам может понравиться звук аппаратов других фирм вроде Thorens, Pioneer или Technics.




Усилитель
Усилитель нужен, чтобы сделать звук, который идет с иголки пластинки, громче. Чтобы выбрать усилитель, следует в первую очередь отталкиваться от размеров комнаты, где вы будете слушать музыку. Так получится подобрать оптимальную мощность.
Мощность измеряется в ваттах. Не нужно путать громкость c мощностью: громко играть может и маломощный усилитель. Если вы живете в обычной квартире, гнаться за мощностью не стоит. Для небольшой комнаты площадью 10 м² подойдет усилитель на 25—40 ватт. Если там включить усилитель мощностью 100 ватт, то от большого количества низких частот стены и мебель будут вибрировать, а стекла — дребезжать.
Также стоит послушать, как усилитель будет звучать с выбранным проигрывателем. Вообще, нужно сразу слушать все компоненты вместе и только потом выбирать стереосистему. Ориентируйтесь на этот совет и тогда, когда будете подбирать фонокорректор и акустику.
Я слушаю музыку в комнате площадью 36 м². У меня стоит усилитель мощностью 100 ватт. Но я не выкручиваю ручки на полную — стереосистема выдает около 70 ватт, которых мне хватает для того, чтобы наслаждаться музыкой.
Цены на усилители неплохого качества начинаются примерно от 17 тысяч рублей.
Сколько стоят нормальные усилители
Усилитель | Мощность | Стоимость |
---|---|---|
Cambridge Audio AXA25 | 25 Вт | 25 890 Р |
Yamaha A-670 | 65 Вт | 23 990 Р |
Pioneer A-10AE | 30 Вт | 19 990 Р |
Dynavox ET-100 Silver | 30—60 Вт | 19 800 Р |
Yamaha A-S201 | 100 Вт | 16 900 Р |
Фонокорректор
В большинство бюджетных усилителей уже встроен фонокорректор — устройство, которое корректирует искажения, идущие с виниловой дорожки. Но встречаются и бюджетные аппараты без фонокорректора. Например, Dynavox ET-100, Yamaha A-670 и Cambridge AXA25.
Если встроенного фонокорректора нет, нужно приобрести внешний. Он выглядит как небольшой коробок, который подключается к проигрывателю и усилителю. Обратите внимание: на задней панели фонокорректора есть клемма заземления. К ней нужно подключить специальный кабель проигрывателя, чтобы не было помех при прослушивании пластинок.
В фонокорректоре нет никаких деталей, которые будут искажать звук. Чтобы его выбрать, нужно послушать, как он звучит вместе с усилителем.
Цены на фонокорректоры, которые выдают более или менее неплохой звук, начинаются от 7 тысяч рублей.
Сколько стоит фонокорректор
Rega Fono Mini A2D Black | 11 375 Р |
NAD PP2e | 10 900 Р |
Pro-Ject Phono Box DC | 9500 Р |
Pro-Ject Phono Box MM | 7000 Р |

Колонки
Колонки — финальное звено стереосистемы. Через них мы слышим музыку. Их еще называют акустикой. Я не советую настенные колонки: стена может давать вибрации и искажения. Напольная акустика дает более объемный звук, но если комната небольшая, то можно расставить колонки на полках. Обычно производитель сразу указывает тип колонок — напольные, полочные или настенные.
При выборе колонок важно, чтобы их мощность совпадала с мощностью усилителя. Если к маломощному усилителю подключить более мощную акустику, будет плохой звук, потому что колонки не смогут раскрыть свои возможности.
И ни в коем случае нельзя подключать маломощные колонки к более мощному усилителю. Это чревато тем, что колонки выйдут из строя, их спасет только дорогостоящий ремонт.
Сколько стоят нормальные колонки
Модель | Мощность | Цена |
---|---|---|
Bowers & Wilkins 607 | 30—100 Вт | 41 690 Р |
Monitor Audio Bronze 2 | 30—100 Вт | 31 990 Р |
Heco Victa Prime 702 | 170—300 Вт | 31 890 Р |
Dali Spektor 2 | 25—100 Вт | 19 970 Р |
Помните, что идеальной аппаратуры для винила не бывает. Хороша та система, что нравится вашим ушам. Но надо понимать, что оборудование может идеально звучать в магазине, а дома звук будет уже не тот. Многое зависит от особенностей помещения: высоты потолков, материала стен, количества мебели и так далее. В общем, ориентируйтесь на собственный вкус: слушать-то музыку вам.
Где покупать пластинки в интернете
Пластинки продают в интернете, на блошиных рынках и в специализированных магазинах. Последние есть практически во всех крупных городах России. Например, в Москве это «Звуковой барьер», в Санкт-Петербурге — «Фонотека на Марата», в Ростове-на-Дону — «Друг» и «Рио». Но если вы живете в небольшом городе или вас не устраивает магазинный ассортимент и цены, то проще всего приобретать пластинки на интернет-аукционах. Я в основном покупаю винил на трех сервисах: российском интернет-аукционе «Мешок», американском «Ибэе» и Discogs. Расскажу о каждом.
«Мешок». Это российский онлайн-аукцион, на котором можно найти все — от советских ложек до древних икон. Здесь продают и пластинки — недорогие советские, бюджетные импортные и редкие фирменные издания.
У каждого продавца есть рейтинг, который составляется по отзывам покупателей. Определить продавца, который не обманет, просто: он выкладывает много фотографий, честно описывает состояние каждой пластинки, а его рейтинг равен пяти.
На «Мешке» серьезно относятся к безопасности сделок. Несколько лет назад на аукционе появилась метка «Проверенный продавец». Чтобы получить такой статус, надо предоставить администрации сайта свои паспортные данные. Мошенник светить свое имя и прописку, скорее всего, не станет, поэтому проверенному продавцу можно доверять.
Купить пластинку на «Мешке» можно четырьмя способами:
- Cделать свою ставку и ждать, когда закончится аукцион. Продавец отправит товар покупателю, который предложил большую сумму.
- Сразу купить товар, если цена, которую предложил продавец, вас устраивает. Для этого надо кликнуть на кнопку «Купить по блиц-цене». Победит покупатель, первым согласившийся с ценой продавца.
- Сделать ставку на понижение от цены продавца — возможно, он согласится на торг.
- Есть предложения, где сделать ставку нельзя, можно только купить по фиксированной цене — как на обычном сервисе объявлений.




Купить что-то напрямую по правилам площадки нельзя. Более того, в описании товара продавцу запрещено оставлять свои контакты. Покупатель их увидит только после того, как купит товар. Поэтому бывают случаи, когда продавец предлагает снять пластинки с торгов и просит перевести остальную сумму ему на карту. С этих лотов он не будет платить комиссию.
Если продавец проверенный, вам ничто не мешает дальше работать с ним напрямую. Но помните: это против правил площадки и нет гарантий, что сделка будет честной.

Бывает, что продавцы на «Мешке» завышают цены. Объясню, как это понять, на примере первопрессов — часто именно за них просят неоправданно много. Чтобы узнать, нормальная ли цена, я смотрю среднюю цену такого же диска на «Ибэе» и добавляю стоимость пересылки. Сверху накидываю пару тысяч рублей прибыли продавца: из этих денег он заплатит «Мешку» комиссию и купит упаковочные материалы. Если итоговые суммы примерно одинаковые — значит, цена честная.
Например, культовый альбом Deep Purple Machine Head стоит на «Ибэе» около 4600 Р, еще примерно 1400 Р нужно будет отдать за пересылку. Итого — 6 тысяч. На «Мешке» за такой же просят 3900 Р. Продавец не обманщик, я у него уже покупал несколько раз винил. Цену он снизил за то, что помята вкладка. Если ее состояние не принципиально, это будет выгодная покупка. Для ориентира приведу примерные цены на доставку пластинок: из США — около 25 $ (1957 Р), из Японии — 12 $ (939 Р), из Великобритании — 12 £ (1219 Р).

«Ибэй». Сейчас там выставлено на продажу более семи миллионов пластинок.
Я начал покупать пластинки на «Ибэе» недавно: в апреле 2020 года приобрел джазовый концерт Дюка Эллингтона 1967 года Far East Suite. Пластинка вместе с доставкой обошлась мне всего лишь в 2 тысячи рублей. При этом мне достался первый американский пресс с вкладкой.

Принцип работы у «Ибэя» такой же, как у «Мешка». Здесь тоже есть отзывы, описания пластинок и возможность общаться с продавцом. Основные фильтры и кнопки дублируются на русском языке. Цены пересчитывают в рубли, плюс сразу указана стоимость доставки. Но описание пластинок и отзывы — на английском. Продавец тоже, скорее всего, будет англоговорящий.
Чтобы купить пластинку, необходимо ввести в строке поиска название нужного альбома. Чтобы не потеряться в десятках предложений, лучше использовать фильтры. Можно выбирать цену, состояние пластинки, год выпуска, тип издания — первопресс, переиздание или новодел.



Discogs — база данных всей музыки, что выходила в мире, этакое музыкальное «Авито» для продавцов со всего мира. Работает так же, как и вышеописанные площадки. Продавца советую выбирать по рейтингу и отзывам покупателей.
Цена на Discogs не фиксированная. На сайте есть кнопка Make Offer / Details. Если кликнуть на нее, появится диалоговое окно, где можно не только задать вопросы о пластинке, но и поторговаться.
У Discogs есть несколько существенных отличий от «Мешка» и «Ибэя». Во-первых, в поиске нет фильтров, чтобы выбрать формат записи. Во-вторых, к объявлениям прикреплены изображения пластинок из базы сервиса. Поэтому лучше в диалоговом окне сделки просить продавца сфотографировать и показать конкретно те пластинки, что он продает.
Если покупать пластинки на Discogs у иностранных продавцов, проще всего платить через «Пэйпэл». Площадка позволяет переводить деньги напрямую на карту продавца, но я этим способом не пользовался и не знаю, как это работает. Что касается российских продавцов, здесь есть нюанс: с 31 июля 2020 года «Пэйпэл» прекратил переводы внутри России, поэтому продавцы из России предлагают просто скинуть деньги на карту. Для этого сделку отменять не нужно.
Но бывает, что продавец, чтобы не платить комиссию сервису, предлагает именно отменить сделку. Прежде чем соглашаться, советую внимательно читать отзывы о продавце, чтобы не нарваться на мошенника.
Давайте посмотрим, как нужно покупать на Discogs. Например, я хочу найти альбом Turn of a Friendly Card группы The Alan Parsons Project. Для этого я ввожу название альбома в строку поиска.





Иногда «Почта России» обращается с посылками неаккуратно, пластинки приходят поломанными. Поэтому опытные продавцы заботятся о надежной упаковке. Сначала вынимают винил из конверта и кладут в отдельный пакет. Это нужно для того, чтобы круглый след от пластинки не отпечатался на конверте. А чтобы сам конверт не пачкался, продавцы обычно кладут его в целлофановый пакет. Потом и пластинку, и конверт заворачивают в несколько слоев пузырчатой пленки: на почте коробку могут бросить на пол, а пленка смягчит удар.
А чтобы клиент точно получил покупку в целости и сохранности, некоторые продавцы кроме пузырчатой пленки кладут несколько кусков плотного картона или пару старых пластинок.
Как не нарваться на мошенников
За 12 лет покупок в интернете я несколько раз сталкивался с мошенниками или просто недобросовестными продавцами. Например, меня обманывали на интернет-аукционе «Молоток» — в 2015 году он стал тем самым «Мешком».
В декабре 2017 года я покупал на «Мешке» пластинку с записью концерта Uriah Heep 2014 года. Продавец хотел 3800 Р за тройной альбом, но когда покупка была оформлена, цена выросла до 8000 Р. Продавец мотивировал это тем, что он заказывает пластинки из-за границы. А значит, на стоимость влияет курс валют. Я попросил отменить сделку, но не стал оставлять отрицательный отзыв.
Еще продавцы иногда указывают лучшее состояние пластинки, чем на самом деле: ставят индекс NM или EX, а приходит поцарапанная пластинка в состоянии VG.
Опытные продавцы берегут репутацию. Поэтому если вы купили пластинку, а ее состояние оказалось хуже заявленного — не советую сразу оставлять негативный отзыв. Попробуйте обратиться к продавцу и договориться о компенсации или замене пластинки. Скорее всего, вам пойдут навстречу.
Например, в мае 2018 года я заказал на «Мешке» две пластинки «Джаз-65». Я покупал винил у этого продавца впервые, поэтому внимательно изучил отзывы. Его рейтинг был наивысшим, а негативных комментариев не было. Но когда я получил пластинки, на одной из них оказалось пять незаметных, но глубоких царапин, из-за которых игла перескакивала и заедала.
Я связался с продавцом, описал проблему. Он ответил, что может вернуть мне деньги или поискать такую же пластинку без дефектов. Я выбрал второй вариант. Состояние диска, который пришел повторно, меня устроило, и я даже оставил продавцу положительный отзыв.
Иногда обманщики выдают переиздание за первопресс. Чтобы не попасться на эту уловку, советую найти в интернете, например на Discogs, фото первопресса и сравнить с пластинкой, которую предлагают. Там же можно увидеть реальную стоимость.




Как правильно хранить пластинки дома
Пластинки надо хранить вертикально, чтобы они не погнулись: иначе верхние будут давить на нижние.
Для хранения идеально подходит шкаф «Каллакс» из «Икеи», на его полку помещается по 15—20 пластинок. Считается, что если ставить пластинки на длинные полки, по нескольку десятков штук, то они могут искривиться. Но я храню винил на длинных стеллажах уже много лет — и проблем нет.
Винил нужно хранить при комнатной температуре: в слишком холодном или жарком помещении пластинки искривляются. Кроме того, опасна высокая влажность: конверты могут покрыться плесенью, а в дорожках начнет собираться вода.


Запомнить
- Старые пластинки на 78 оборотов не получится послушать на современных проигрывателях. Только на старых советских.
- Большая пластинка на 12 дюймов — гигант — обычно вмещает около 40 минут записи, гранд, на 10 дюймов, — до 30 минут, семидюймовый миньон — 10—12 минут.
- Пластинки, произведенные в разных странах, различаются по звучанию: на британских лучше слушать рок, на американских — джаз и блюз, а на немецких — диско.
- Качество записи на советских пластинках часто зависит от того, кто занимался сведением звука. Имя звукорежиссера обычно написано на конверте или на пятаке — круглой наклейке в центре диска.
- Звук на переизданиях старых альбомов не хуже, чем на оригиналах, а стоят такие пластинки в разы дешевле.
- Чем меньше в проигрывателе лишних устройств, тем качественнее будет звук, поэтому лучше собирать аудиосистему из отдельных агрегатов: проигрывателя, усилителя, фонокорректора и колонок.
- Перед покупкой пластинки в интернете лучше посмотреть, сколько стоит такая же на другом сайте.
Отличная статья. Спасибо, узнал много нового.
Сам обожаю винил, когда работал DJ'ем была коллекция на 300-500 пластинок, но там был тунц-тунц-тунц. Потом забросил и всё продал - теперь жалею :(
Сейчас всё подумываю, чтобы снова начать собирать.
Советую еще обратить внимание на проигрыватели которые аля для DJев. Тот же Техникс 1200/1210 выдает отменный звук, но надо обратить внимание на иглу, которую приобретаете.
тьфунатебя, не выдаёт 1210 отменный звук! Он - просто танк, который никогда не сломается, потому диджеи так его и любят. Если про звук, то надо смотреть в сторону 1410/1610/1710 mk2.
Alexander, вы можете смотреть на те, о которых написали. Видимо о существовании других вы не знаете. А я рекомендую посмотреть на Technics 1200 G , 1200 GAE, 1200 GR, 1210 GR и 1210 MK7 .
Валентин, вы только не забудьте упомянуть, что цены на эти аппараты начинаются от £1000 сейчас. Знаю же я куда больше клоунов-выскочек, поскольку сам занимаюсь техническим обслуживанием и ремонтом проигрывателей самых разных моделей. 1410 mk2 обыграет любой 1210 в линейке, потому что коэффициент детонации двигателя у него ниже в 5-7 раз.
Александр, вы занимаетесь обслуживанием, а у меня 1200GR стоит дома, поэтому не надо писать чушь про коффициент детонации. Вы даже понятия не имеете о его значении у новых моделей - пишите, что ниже в 5-7 раз. Хоть бы в интернете посмотрели сначала паспортные характеристики. Так что сам клоун. По поводу цен, то это все новые и качественные модели, а не старье. И хорошо, что это technics, потому что у другого производителя это стоило бы в разы дороже. И так вам для информации - на качество звучания влияет много параметрам, а коэффициент детонации- это лишь один из них. У пассиковых проигрывателей детонация, например, на порядок хуже, но звучать они могут гораздо лучше тех, у которых детонация лучше.
По поводу "теплого звука"
Об экспертах
"Фирма-производитель весьма дорогого и качественного ТЛЗ «Nakamichi» как-то пригласила нескольких „аудиоэкспертов“ на слепую прослушку перед звукопрозрачной занавеской, попросив вслепую оценить звук нескольких комплектов аппаратуры. Эксперты заключили, что звучит оно в общем неплохо, но на первом комплекте басы недостаточно упруги, на втором — верха резковаты, а третий звучит вульгарно. Потом занавеску убрали. За ней не было никакой техники. Там было четыре живых музыканта — струнный квартет, который играл всё это время одно и то же произведение на одних и тех же инструментах."(с)Лурк
Юрий, мне в виниле, больше всего нравится процесс - как из физического носителя извлекается звук.
Юрий, есть меломания, а есть аудиофилия. Первое переходит во второе, когда люди вместо музыки начинают слушать аппаратуру)
Nikita, аудиофилы слушают не аппаратуру, а также как и меломаны звук, которая она воспроизводит. По своему опыту аудиофила могу сказать, что чудес не бывает - сколько денег заплатишь- такой звук и получишь!
Nikita, поэтому, если нравится звук, нечего искать от добра добра :))))) И сливать кучи денег на головы, вертушки и кабеля.
Денис, если звук очень важен, то сольешь кучу денег на все, кстати одно другому не мешает. И нужно всегда сравнивать при любой возможности звучание разных компонентов. Поиск оптимального звучания процесс очень длительный и увлекательный, можно всю жизнь этому посвятить. но лучше без фанатизма.
Валентин, соглашусь с Вами! Никогда не забуду, как в 2014 году начал подбирать себе комплект. И три года мотался по салонам со стопкой разных пластинок.
В итоге понял, что мне нравится звук, мясной и детальный одновременно. Когда есть напор, но, при этом, я слышу все мелочи, а басы не бухают, как в старых Жигулях, а похожи на упругий и объёмный фундамент.
Денис, по своему опыту получить одновременно мясной и детальный звук от головки стоит очень приличных денег. Как правило, если есть детальность и прозрачность, то не хватает мяса и баса и наоборот. А чтобы все было, то это МС головы в лучшем случае примерно от 2K$. Ну еще и MC-фонокорректор подобрать- это тоже очень затратная и интересная тема. Да и еще фонокабель, хэдшелл и тонарм, и сетевой кабель. Все должно быть комплексно и примерно в одной ценовой категории, потому что система по разрешению будет звучать как самый дешевой компонент в ее составе. Поэтому нет смысла в дорогой головке, если, например фонокабель - дешевый. Вообще это очень долгий и непростой путь к звуку своей мечты.
Валентин, мне повезло, у меня есть друг, который сам собирает аппаратуру. Он сделал мне усилитель, фонокорректор и поставил голову Empire-888VE. Это ещё MM-голова, но, как он говорит, одна из самых крутых в MM-формате. Мне нравится мой звук. По деньгам мне это вышло в районе...75 тысяч рублей за всю стереосистему. И это правда. Если Вы живёте в Ростовской области, с радостью Вас приглашу послушать.
Денис, спасибо за приглашение, но я живу в ближнем Подмосковье. Советую обратить внимание на голову Empire 2000Z!
Юрий, а вы что не понимаете, что не будет никогда идентичного звучания при повторных исполнениях, потому что, например, при последующих проигрываниях изменилась температура и влажность в помещении, что влияет на звучание инструментов, да и сами музыканты уже слегка подустали и могли слегка изменить темп игры и позы. Полно и других разных нюансов. Поэтому это были очень крутые эксперты (золотые уши) , раз они смогли уловить такие различия при прослушиваниии.
Юрий, это конечно байка,или эксперты были инвалидами по слуху. Я всегда хохочуся,когда аудиофилы ( это такая разновидность психического расстройства) выслушивают направление подключения межблочных кабелей, но не отличить живой квартет от записи...
ужасно интересно, спасибо за подробную статью:)
По поводу советских пластинок. Здесь главное было не качество пластмассы и умения звукорежисёров, а качество совести у работниц стоящих за прессами. Моя мать по работе имела отношение к апрелевке. Там просто перенастраивали станки, и сокращали время прессовки раза в полтора -- два. Канавки не успевали сформироваться и ... По поводу современных фирменных. Смотря где их покупать. Я пытался в нашей "Аудиомании" Пара первых нормальные, а потом пошло... Тяжелый аудиофильский двойной винил Sade. Игла прыгает как по волнам моей памяти!!! Звоню, девица объясняет: Ну вы же понимаете, это же массовое производство! Но приезжайте. Приехал. Проверили, да, брак. При мне приносят другую, вскрывают, тоже самое. И чувак, разбирающийся со мной, глядя мне в глаза заявляет: Так это ж в общем то нормально, это ж массовое производство, это ж винил, он весь таким должен быть! В "Пульт ру" тоже самое. Купил пинкфлоид, порубленная пластинка. Так что по моему мнению, наши бизнесмены из крупных сетей просто скупают бракованные партии.
Lastik, тоже сталкивался с браком новодела.
Я так понял, история не редкая, к сожалению. Не думаю, что это касается только Аудиомании
Lastik, все правильно сказал продавец. Новодел только для того и выпускают, чтобы его купить и поставить на полку, запечатанным. Он и не расчитан на то, что его будут СЛУШАТЬ. Для этого выпускали пластинки раньше, а сейчас только чтоб "було".
Lastik, ох, как интересно!
Спасибо большое за статью!
Как раз относительно недавно метался между покупкой бюджетки всё в одном или новой иглы для Веги. Из статьи понял, что нужно выбирать третий вариант и собирать систему из новых комплектующих. Но бюджет на мероприятие от 50 тыщ немного расстраивает. :)
Screw, Бюджет в 50 деревянных на нормальную систему?! Да это смешно. Приведённые Денисом примеры аппаратуры - дно. Сами разочаруетесь, скомпоновав это - будет жалко выкинутых на ветер денег + проблемы с последующей перепродажей, ведь это стоить будет уже сущие копейки, да и конкуренцию никто не отменял. Поэтому, на мой взгляд, лучше попробовать приобрести/восстановить старую аппаратуру из СССР или импорт. И даже в этом случае не факт, что уложитесь в вышенаписанную сумму и получите удовольствие от вливания музыкальных волн в ушные каналы)
Screw, смотря какая Вега и в каком состоянии.
Я сменил на 122с, поставил аудиотехнику VM95, как наиболее близкую по геометрии и поижимному усилию, и очень рад результату.
Но, сменой иглы, скорее всего не обойдется дело.
Наверняка надо менять конденсаторы.
А из аудиотракта проигрывателя надо убрать конденсаторы, которые стоят сразу после звукоснимателя. У меня они были под тонармом.
И, конечно, желательно, перепать на качественный выходной кабель, если у Вас проигрыватель - приставка.
Сам коллекционер винила еще со школьных лет, то есть стаж примерно 45 лет.
Валентин, мы, к слову, знакомы.
Виктор, вполне возможно,что мы знакомы. На Горбушке за десятки лет много народа побывало.
Отличная статья. Прощай премия :(
первопресс определяется по матрице... Японцы указывают на obi ...на мешке сплошные ,,первопрессы''...
Статью прочитал с восхищением! Очень грамотное и интересное повествование любимой мне темы. Автору огромное спасибо!
Конечно положительно,поскольку это увлечение затянуло меня на 40 с лишним лет(сейчас мне 71 год) 99% моей фонотеки составляли оригинальные фирменные пластинки при такой же фирменной аппаратуре,но форсмажорные обстоятельства заставили меня проститься с этим богатством остались дежурные кассетный PIONEER CT-S910,dvd player PIONEER DV-360,муз.центр SANYO JA 6100,JBL E-20 и с 1000 дисков по всем направлениям и это спасает меня как пенсионера от ошарашивающей действительности происходящей в нашей стране,извиняюсь что концовка несколько не в тему,но для меня это актуально.
Очень и очень положительно! Сам меломан с серьёзным стажем, ещё с середины60-х играл в группе "Странники". Учился в ЛЭТИ и вечерами играл в группе в Питере. Тогда у нас было разрешено играть рок всего в двух местах: кафе "Белые ночи" на пр. Майорова ( ныне Вознесенском) и в Кафе "Эврика" на пр. Энергетиков. Играли мы попеременно с группой "Лесные братья" (была более раскачана) У нас был один комплект инструментов и аппаратуры на две группы, поэтому. Сейчас коллекция пластинок более 700 штук, включая классику. Более 1000 CD. Аппаратура "сборная", в основном отреставрированная (я изначально радиоинженер и радиолюбитель в одном флаконе. Имею техническую возможность ныне , но ограничен финансово, покупать LP в Касселе, в комиссионке, занимающей несколько залов в старом фонде. Цены кусаются. В среднем 20 евро, а так от 2 до 40 евро за штуку. Оптом можно и "скосить" до 1 евро за штуку, покупая ящик на 20 едениц сразу. но это лотерея. Ещё раз спасибо за статью.
вообще-то,чтобы покупать винил и не разориться-желательно приобретать у своих проверенных продавцов,которых вы лично знаете,а если они являются еще и вашими добрыми друзьями-это вообще отлично! в нашей стране есть определенное количество таких людей,которые,кстати,неплохо на этом зарабатывают. они добывают пластинки и в магазинах больших городов,и у своих проверенных поставщиков,в том числе и зарубежных. я дружу с таким человеком много лет,он возит пластинки на заказ практически по всей территории европейской россии,да еще и украины впридачу. с ним всегда можно договориться,поторговаться,что-то обменять-если нет денег в данный момент. как ни крути-это самый гуманный в финансовом плане способ собирать коллекцию. хотя,на мой взгляд,все же имеет смысл и немного разориться на покупку настоящих коллекционных изданий-либо первопрессов,либо аудиофильных:это составит,так сказать,основу,костяк коллекции,звук на них,как правило,великолепен и обладание такими экземплярами даст безусловное чувство удовлетворения. я уже не говорю о том,что такие раритеты всегда можно выгодно продать или обменять. если у автора 650 пластинок,-у него еще все впереди! я собираю винил около тридцати лет и сейчас у меня больше тысячи только фирменных дисков. а такие группы как пинк флойд,блэк саббат и дип пепл представлены в своих золотых периодах практически полностью первоизданиями. правда,особо огромных денег я на них не тратил. в свое время мне повезло выйти в интернете на одного англичанина,он мне все это и слил по довольно корректным ценам и,практически все в идеале! с другой стороны,продать в нашей стране такие издания за достойные деньги трудно-платить никто ни за что не хочет. так что,-мешок-мешком,но лучше заводить живых единомышленников по теме!
Статья оч понравилась. Слышал что серьёзные коллекционеры измеряют коллекцию не штуками, а метрами. Давно это было.