Мнение: начинающих специалистов без высшего образования видно сразу
Почти для любого специалиста — не каждого, к медицине, например, это не применимо — наличие любого образования лучше, чем его отсутствие. А отсутствие профильного часто некритично.
Если разложить на цифры: 9 классов дают вам 0%, 11 классов — 15%, среднее специальное образование — 30%, вышка непрофильная — 80%, профильная — 100%.
Сейчас объясню: то, из чего обычно состоит образование, — усвоение информации, построение логических цепочек, решение задач с конкретной целью и на оценку, запоминание и воспроизведение, взаимодействие с людьми и командой — это прекрасное микроупражнение для человека, его мозга и характера. Его приходится выполнять минимум по 5—10 раз в семестр, и почти каждый раз — в новой предметной области. Как конкретно человек справляется — как положено или, хм, за счет софт-скиллов, — не так-то уж и важно.
Пройти подобный курс упражнений не обязательно именно в вузе. Понятно, что в каких-то заведениях напряженная программа тренировок, а куда-то в основном приходят за гаражами с тренером покурить. Пара лет напряженной разносторонней «работы на работе» тоже подойдет. Получение диплома — чем не проект с дедлайном? Но по начинающим специалистам очень хорошо видно, кто с вышкой, пусть даже и неоконченной, а кто без.
Уже много раз ловил себя на мысли «вот этот разгвоздяй точно без вышки» — и оказывалось, что точно определил.
Помогла ли мне вышка? Очень. Оказалось, что «Водопроводные сети высокого давления», «Экономическая теория» и «Детали машин» не менее полезны, чем профильные «Теория массового обслуживания в вычислительных сетях» и «Теория конечных автоматов». Похоже, это все натренировало меня погружаться в разные предметные области работодателя или заказчика, быстро и без «ой все».
А учитывая, что я работал почти фултайм со второго-третьего курса и прогулял не более пары занятий, еще и потренировал тайм-менеджмент — или как там это называется сейчас.