Мы открыли чебуречную за 300 тысяч рублей и запустили франшизу за 1 млн рублей
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
В 2019 году мы открыли первую розничную точку по продаже чебуреков за 300 000 рублей и запустили франшизное направление за 1 000 000 рублей.
Мы занимаемся франчайзингом и строим франчайзинговую сеть чебуречной «ЧебурекМи». По большому счету бизнес делится на две большие части — мы собираем успешную модель открытия одиночной чебуречной — точки, которая помогает людям зарабатывать деньги, и ищем партнеров, которые будут открывать такие точки по всей территории России.
Наш продукт — это прибыльная чебуречная. Мы, как управляющая компания — владелец товарного знака — ищем партнеров, которые под этим товарным знаком будут развивать успешную чебуречную.
Идея пришла довольно просто. У нас уже была достаточно крупная франшизная сеть студии лазерной эпиляции, и мы смотрели, на какие еще рынки можем выйти. И первый из рынков, который мы рассмотрели — фастфуд. Он растет все последние 4 года, потому мы поняли, что это очень перспективно. С партнером решили, что это будет чебуречный фастфуд. Запустили его в 2019 году, сняв небольшой павильон. То есть это был такой мини-тест, который в итоге вырос в 300 точек в 7 странах мира.
Открытие
Мы стартовали в Новосибирске, арендовали небольшой павильон. То есть для нас это был некий эксперимент, и мы понимали, что такой формат может и не зайти.
Наша идея была очень простая — взять понятный продукт, сделать на него яркий маркетинг и постараться к нему привлечь интерес. То есть для того, чтобы люди, которые пробуют чебуреки, переосмыслили этот продукт. Для всех это всегда была некая вокзальная еда в целлофановом пакете, жирная и неприятная. А мы решили сделать чебуреки в яркой стильной упаковке из фольгированного алюминия, в классном павильоне. С классным SMM и маркетингом для того, чтобы люди, когда приходили, могли сказать, что это яркий вкусный продукт и выложить его фото в социальные сети.
Траты на запуск
На открытие точки, как я уже сказал, было потрачено около 300 000 рублей — на аренду павильона, ремонт, закуп технологического оборудования на старте, поиск поваров, отработки, чтобы посмотреть, как получается продукт. На рецептуру ушло около 30 000 рублей. Так как идея была тестовой, оборудование мы закупили б/у.
Из 300 000 рублей на первичный маркетинг ушло 80 000 рублей. Для нас было критически важным — сильно и классно заявить о себе. Благодаря яркому маркетингу, на открытие первой точки в павильоне в 6 квадратных метров нам удалось собрать толпу более 1 000 человек.
Что касается франчайзинга, на запуск которого мы потратили примерно 1 000 000 рублей, то на создание брендинга ушло около 200 000 рублей, так как мы сразу готовили его под франшизу. Закупили брендинг-упаковки, которые потом поставляли франчайзи. Потратились на продвижение франшизы, запуск каталогов и на штатную команду — специалистов по поддержке франчайзи и 3 маркетологов. На IT и софт — около 100 000 рублей.
Ошибки на этапе открытия
В целом, я не думаю, что мы в чем-то ошиблись.
Наверное, мы из старта в первом полугодии очень долго не хотели выходить с простого кассового аппарата на систему автоматизации. Кроме этого, можно было бы рассмотреть другие формы открытия. Мы открывались в небольшом помещении, выручка из которых не превышает 400 000 рублей. А если мы говорим о павильонах, то они делают выручку до 1 500 000 рублей.
В остальном, в качестве эксперимента, нас все устроило. Через 2 месяца мы открыли вторую точку, а еще через 3 — третью.
Команда
У нас есть разные направления. К примеру, есть люди, устроенные в IT-отделе — это отдельная компания, учредителем которой являюсь я. Она помогает с мобильным приложением для сети, но это уже отдельный бизнес.
Есть компания, которая занимается продажами и маркетингом для франшизы, и это тоже отдельная компания, в которой устроено больше 10 человек. Непосредственно в поддержке устроено около 20 человек. Плюс мы часто привлекаем подрядные организации, которые помогают нам с какими-то проектами.
Есть сотрудники, которые отвечают за открытие и сопровождение партнеров, в том числе поиск помещений и согласование локаций. Есть отдельная компания, которая сопровождает с юридической точки зрения. Есть дизайнеры, которые отрисовывают помещения.
Сложностей с наймом нет, мы постоянно ищем людей, так как компания непрерывно растет, и задач становится больше.
Доходы и расходы
Стоит разделить между одной точкой и франшизной сетью. То есть, на одной точке работает от 1 до 4 сотрудников. Выручка — от 800 000 до 1 500 000 рублей, из которых доход партнера составляет от 250 000 до 700 000 рублей. Операционные расходы — 30% от выручки уходит на продукты, до 20% — на аренду, до 20% — на зарплату. Остальное — рентабельность.
Если говорить о франшизной сети, то здесь все просто. Бизнес по франчайзингу зарабатывает на включение партнеров в сеть и на роялти, которые ежемесячно платит партнер. Регулярные операционные расходы — штат персонала и различные активности, например, реклама, инвестиции в IT, разработка и создание уникальной упаковки и т.д.
Выручка зависит от сезона, от трафика, потому что мы — стритфуд, и от умения работать в пиковые часы. Сезонность есть, так как есть точки, которые, например, располагаются в парках.
Продвижение
Продвижение фастфуда строится на простых вещах. Задача розничной точки — находиться в трафиковом месте, быть привлекательной, яркой. Для этого мы используем специальный дизайн — делаем акцент на желтый и черный цвет, на которых размещаем надписи, вроде «вкуснее, чем у твоей бабушки» или «бери сразу 2, чтобы не возвращаться» и тому подобное.
Также мы используем стильную упаковку. То есть, наша задача — привлечь внимание человека, сделать так, чтобы он выложил фото в свои соцсети. Мы используем стартовое открытие для того, чтобы привлечь максимальное количество людей в день открытия, так как любой общепит распространяется по рекомендациям.
Что касается рекламных кампаний для продвижения франшизы и поиска новых партнеров — мы используем больше 20 каналов, и все они работают. То есть это системная методичная работа, где каждый канал оцифрован: поисковая выдача, специализированные каталоги франшиз, реклама у блогеров, участие в отраслевых мероприятиях и прочие инструменты, каждый из которых имеет свой вклад. Только системная методичная работа в маркетинге будет приносить результат.
Сложности в сфере
При открытии фастфуда ключевые акценты нужно делать, во-первых, на вкусном продукте. Ваша задача — из доступных продуктов добиться идеального вкуса, при этом с определенным выходом в плане стоимости. Во-вторых, на поиске подходящей локации. В-третьих, на подборе команды и постоянной работе с персоналом.
Интересная история о бизнесе
Забавная история была, когда мы получили огромный хейт от одной из организаций за то, что выложили в сеть фото афроамериканца с чебуреком. Но по итогу мы получили массу упоминаний в СМИ, на телевидении. Как таковых проблем нам не создали, кроме спам-атаки на телефон.
Мы стараемся постоянно поддерживать пиар, то есть оказываться впереди повода. Например, организовали Игру в кальмара на базе фильма в торговом центре, и всем очень понравилось.
Результаты и планы
Мы растем достаточно активно, и в наших планах развиваться и дальше в 8 странах мира, увеличивать количество точек. Цель — прийти к 1000 точкам. Сейчас мы прошли только треть пути, и ставим перед собой задачу сохранить качество продукта. Это очень круто, потому что, чем дольше и больше вы работаете с качественным продуктом, тем выше узнаваемость вашего бренда.