Как оценить финансовый инструмент без эксперта
Здравствуй, Т—Ж!
После твоих «Прищуров» кажется, что кругом одни мошенники. Как научиться оценивать финансовые инструменты, если рядом нет опытного инвестора? Куда смотреть и что искать, кроме слишком высоких процентов?
Николай
Николай, кругом, конечно, не только мошенники. Но для рубрики «Под прищуром» мы стараемся выбирать самые подозрительные компании, потому что трепетно относимся к деньгам читателей и не хотим, чтобы их воровали.
Мы не всегда рядом, поэтому у наших прищуров есть и другая цель: научить читателей точнее оценивать компании самостоятельно. Иногда это очень сложно, потому что грабли таятся в недрах договоров и финансовых отчетов. Но все-таки чаще их ржавые зубья торчат наружу. Вот на что мы прищуриваемся, чтобы их разглядеть.
Суть предложения
Вы правы насчет слишком высоких процентов — это главное, что выдает мошенников. По мнению Центробанка, это один из признаков финансовой пирамиды. Обычные вклады в рублях приносят 7—10% годовых. Если компания обещает больше 15%, это повод насторожиться.
Но высокий процент сам по себе ничего не доказывает. ЦБ признает, что даже все восемь признаков пирамиды — это только повод проверить, чем компания занимается на самом деле. Инструмент может предлагать более высокие проценты и не быть пирамидой. Например, через некоторые сервисы можно давать в долг предпринимателям и получать 20—30% годовых. Об одном из таких сервисов мы уже писали.
Другое дело, что в этот доход изначально заложен высокий риск. Если предприниматель готов брать взаймы под 30% годовых, скорее всего, банки в кредитах ему уже отказали. Возможно, свои деньги потом придется искать в суде.
А вот если сервис предлагает 40, 60, 146% годовых — скорее всего, это уже пирамида. Прибыль получают только те, кто успевает забрать свой вклад до того, как компания прогорает. А жизнь таких компаний скоротечна. Например, недавно почившая «лизинговая компания „Столица“», которая обещала 60% годовых, просуществовала всего полгода — и это еще долго.
Если бы можно было столько зарабатывать на инвестициях, не нарушая закон, так делали бы все. Тут работает золотое правило: если вам кажется, что вы нашли способ обхитрить систему, скорее всего, вы чего-то не учли.
Та же логика работает и для других аспектов предложения: сроков предоставления услуг, особых условий, стоимости, инновационности, революционности, виповости, белости и пушистости. Если появляется мысль, что всё слишком волшебно и у конкурентов вы такого не видели, — велик шанс, что вас хотят обмануть.
Например, «Скайвей» уже лет 15 предлагает инвестировать в инновационный вид транспорта, который решит проблему пробок и загрязнения окружающей среды. Но если бы это было правдой, такой транспорт уже построили бы.
Позиционирование и реклама
Следующее, на что нужно обратить внимание после предложения, — как компания доносит до потенциальных клиентов его суть. Здесь работают все правила из нашей статьи про заработок в интернете.
Нормальные компании обычно взывают к логике и здравому смыслу. Реклама такой компании вызывает желание все посчитать и задуматься. В ней редко встретишь проценты крупным цветом. Цифры у солидных компаний спрятаны в калькуляторах и конкретных предложениях, потому что они зависят от многих факторов: во что инвестировать, на какой срок, какие условия ввода-вывода денег.
Реклама нормальных компаний не кричит, а говорит с потенциальным клиентом.
Подозрительные компании, наоборот, стремятся выключить мозг потенциального клиента. Они понимают, что чем больше тот думает, тем скорее додумается, что его хотят обдурить. Поэтому разговор они начинают с КРИЧАЩИХ ЧИСЕЛ — МНОГО-МНОГО ПРОЦЕНТОВ ГОДОВЫХ. И это работает. К сожалению, часть людей переходит в режим «заткнись и бери мои деньги».
Основной посыл у подозрительных компаний — не «разобраться в инструментах и рисках», а «принести деньги и разбогатеть». Их реклама не говорит, а кричит.
Организационная структура и документы
Изучить оргструктуру и документацию без опыта сложно, но и тут кое-что можно понять.
Оргструктуру лучше всего изучать по официальным реестрам юрлиц — например, rusprofile.ru. Там пишут, когда компанию основали, кто это сделал, с кем эти люди связаны. Возможно, компания связана с фирмами-пустышками, у которых уставный капитал 10 тысяч рублей, или ее основал человек, уже открывавший подобные компании, но все они прогорели.
Может оказаться и так, что данные в реестре противоречат информации на сайте или в рекламе. Например, на сайте написано, что компания на рынке уже 10 лет, а если судить по реестру — только полгода. Все это — поводы насторожиться.
Документы — самое сложное. Без подготовки интерпретировать юридические формулировки непросто, а значение может иметь даже форма отдельных слов, потому что каждое слово суд понимает буквально. Поэтому тут лучше положиться на юриста или опытного инвестора.
Но кое-что все-таки реально проверить и простому смертному.
У нормальных компаний на сайтах множество памяток, условий, анкет и шаблонов договоров. Разбираться в них не хочется, но вся эта бюрократия регулирует работу компании и защищает деньги клиентов, поэтому без нее никак. А вот подозрительные компании зачастую обходятся без вороха бумаг — на их сайтах нет даже шаблона договора.
Сам договор, если речь идет об инвестициях, должен быть на доверительное управление активами или брокерскую деятельность. Это значит, что у компании есть лицензия Центробанка. Если под видом инвестиционного договора вам предлагают подписать, скажем, договор займа, это значит, что компания работает без лицензии и ее деятельность никто не регулирует.
В шаблоне договора должны быть правильные реквизиты компании: название, ОГРН, ИНН, имя генерального директора. Если это не так, возможно, документы на сайте только для вида, а юридической силы у них нет. Если подписать договор с несуществующей компанией, потом доказать свою правоту и вернуть деньги будет сложно.
Сравнивать проще всего с данными из реестров.
Способы перевода денег
Здесь важно проверить, чтобы деньги переводились на счет юрлица, с которым вы заключаете договор. Так потом проще подтвердить, что это вообще было. Если вам предлагают скинуть деньги на карту физлица, это по меньшей мере подозрительно — ведь потом не доказать, что вы переводили деньги условному «Кэшбери».
Внимание к мелочам
Нормальные компании заботятся о своей репутации, поэтому трепетно относятся к мелочам. На их сайтах ошибки и опечатки настолько редки, что, бывает, становятся информационными поводами. Высокое качество — это результат усилий специально обученных людей: редакторов, корректоров, дизайнеров, контрольщиков.
Мошенники предпочитают не тратиться на специалистов, им обычно хватает текста с биржи копирайтинга, который никто не проверяет. Ошибки у них встречаются даже в серьезных документах — например, в инвестиционном договоре.
Конечно, ошибки допускают все. Опечатка в договоре еще не говорит о том, что подозрительная компания обманывает клиентов. Но это как минимум повод усомниться в том, что она трепетно относится к своей репутации, а это может значить, что она не рассчитывает работать долго.
Если сомнения остаются
Сомнения остаются всегда, просто иногда они не очень большие. Выводы приходится делать на основании открытых источников, а там часто можно найти только то, что компания хочет показать. Со временем, если компания не прогорает, она обрастает обзорами, публикациями и отзывами бывших клиентов. Но всё это я бы делил на много. Обзоры могут быть заказными, публикации в СМИ — предвзятыми, фотографии — сфабрикованными, отзывы — фальшивыми. К сожалению, проверить это бывает сложно и опытному редактору. Например, жуликов из «Лаборатории инвестиционных технологий» много рекламировали известные издания на ТВ, радио и в интернете.
С моей точки зрения, меньше шансов промахнуться, когда оцениваешь все сразу. Если компания агрессивно себя рекламирует, давит на жадность, обещает больше, чем ее конкуренты, не публикует на сайте шаблоны договоров и уставные документы — или допускает в них опечатки, — то я такой компании свои деньги не доверю.
Другое дело, что можно решить для себя: хорошо, пусть компания — финансовая пирамида, но мне повезет и я успею получить прибыль. Но меня останавливает вот какое соображение. Раз пирамиды активно привлекают финансово неграмотных людей, эти люди вряд ли сильно богаты. Чаще всего они доверяют пирамидам последние накопления. Например, в ту же «Столицу» деньги несли бабушки, которые мечтали оставить внукам хорошее наследство. И когда пирамида прогорает, эти самые бабушки теряют свои деньги. Не Путин, не Чубайс и даже не Олег Тиньков, а бабушки. И если я решу на пирамиде заработать, я помогу ребятам, которые этих бабушек обворуют. Простите, но для меня это не стоит 146% годовых.
Но если инструмент интересный, пенсионеры и дети ни при чем, а сомнения остаются, ничего не поделаешь — приходится бежать к экспертам и просить все это безобразие оценить. Этим мы и занимаемся в рубрике «Под прищуром».