Как живется в подмосковном Долгопрудном — городе дирижаблей и высокого полета
Долгопрудный расположен в Подмосковье, но с точки зрения транспортной доступности не уступает московским районам.
Читатель переехал в него четыре года назад и не жалеет: в городе много парков и все в порядке с инфраструктурой, а добраться до столичного центра можно за час или меньше — в зависимости от ситуации на дорогах. До этого наш герой успел пожить в Липецке и области, Иванове, Москве, Лобне и Балашихе. Долгопрудный нравится ему больше всего. Есть только одна причина, по которой он все-таки сменил бы локацию. Вот его история.
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Предыстория
Я родился и все детство провел в маленьком городе в Липецкой области, но каждый год почти на все лето уезжал гостить к родственникам в Иваново. Можно сказать, что там моя вторая малая родина. В 2013 году я поступил в вуз и уехал в столицу. Во время учебы жил в общежитии и, когда появилась возможность, стал арендовать отдельное жилье.
Я окончил вуз в 2017 году и после этого по семейным обстоятельствам на полгода уехал в Липецк. Там нашел работу по специальности на крупном коммерческом производственном предприятии. Но зарплата оставляла желать лучшего, и я вернулся в столицу. Благодаря связям, которые остались после стажировки в правительстве Москвы, устроился в государственный сектор. Нужно было решать вопрос с жильем.
Сначала я полгода прожил в Лобне, после чего собственники квартиры попросили поскорее съехать. Подходящих предложений в этом городе быстро найти не удалось. Гораздо больше вариантов было в соседнем Долгопрудном — это городок к северу от Москвы с населением 120 тысяч человек, средний по меркам населенных пунктов московской агломерации. С восточной стороны он вплотную прилегает к Северному району столицы, с юга и запада граничит с Химками.
Ценник там был более высоким, но он компенсировался тем, что город расположен ближе к Москве и другим «местам притяжения», в нем больше зеленых зон. Да и сам Долгопрудный гораздо более благоустроен, чем Лобня. Так я туда и переехал. Это было в 2018 году.
Дом и квартира
Сначала я снимал квартиру в панельном доме с ужасной шумоизоляцией на Молодежной улице, рядом с парком на набережной канала имени Москвы. Добираться от нее до станций Московского центрального диаметра, МЦД, было долго. Дорога пешком занимала 20—25 минут, а в плохую погоду приходилось вызывать такси. К тому же квартира была угловой, из-за чего зимой в ней было очень холодно. И я решил переехать.
Новую квартиру, в которой живу сейчас, удалось найти буквально за пару дней. Главным требованием при поиске было близкое расположение к МЦД и свежий ремонт. С тех пор живу в огромном свежепостроенном панельном человейнике серии И-155 МК. Он расположен в Центральном микрорайоне Долгопрудного, и в нем 500 квартир.
Я снимаю обустроенную квартиру с хорошим ремонтом за 30 000 ₽ в месяц, это без учета счетчиков. Новостройка для меня практически гарантировала отсутствие проблем с инженерными коммуникациями. Но собственное жилье в таком доме приобретать я бы не стал: качество строительства отвратительное — спустя четыре года после постройки цоколь разрушается. Почти уверен, что лет через 10—20 дом будет остро нуждаться в комплексном капитальном ремонте фасада.
В центре Долгопрудного есть и районы с малоэтажной застройкой середины прошлого века со спокойными, утопающими в зелени дворами, и районы хрущевок, брежневок и постсоветских построек.
В Долгопрудном есть и районы с таунхаусами. Идеальным жильем в наших широтах я всегда считал именно их, так как они совмещают в себе плюсы многоквартирных домов. Как правило, они расположены в городской среде с шаговой доступностью к инфраструктуре, а часть функций по эксплуатации жилого фонда и территории поселка может взять на себя специализированная управляющая организация.
И в то же время в таких районах есть плюсы загородной жизни: закрытая охраняемая территория, наличие которой повышает безопасность, и возможность обустроить земельный участок рядом с домом на свое усмотрение. В одном из них я бы с радостью приобрел жилье в будущем. На мой взгляд, это идеальное место, чтобы встретить старость.
У Долгопрудного есть свои достоинства и недостатки, но плюсов все же больше.
Транспортная доступность
Основной поток маятниковых миграций из Долгопрудного, как и из любого города Подмосковья, направлен в Москву. Поэтому в первую очередь расскажу о способах добраться до ближайших станций метро и обратно.
От моего дома до границы с Москвой пешком не более 15 минут. Нюанс в том, что по ее другую сторону расположился типичный московский «спальник». Не думаю, что много кому нужно добираться до него на работу или по другим делам.
В 2023 году в Северном районе планируют открыть станцию «Физтех» Люблинско-Дмитровской линии метрополитена. Она будет расположена в четырех километрах от центральной части Долгопрудного. Думаю, что некоторые жители города станут добираться до нее пешком, на самокате или велосипеде, так как большая часть маршрута будет пролегать через парковую зону. Я бы с радостью начинал свой рабочий день с прогулки среди деревьев.
МЦД. В Долгопрудном функционируют пять станций линии МЦД D1 «Одинцово — Лобня»: Шереметьевская, Хлебниково, Водники, Долгопрудная и Новодачная.
Внутри МЦД действует единая тарифная сетка с московским метрополитеном. Проезд на любом участке маршрута при оплате «Тройкой» стоит 56 ₽. В него входит возможность бесплатной пересадки между двумя этими видами транспорта. Еще можно приобрести единый безлимитный абонемент на 30 дней и ездить неограниченное количество раз на метро, МЦК, МЦД и наземном транспорте Москвы. Он стоит 2800 ₽.
Ближайшая станция пересадки на метро — «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии метро и Московского центрального кольца. Добраться до них от станции Долгопрудная можно за 17 минут. Интервал движения поездов в час пик составляет от пяти минут. Бывают увеличенные интервалы 10—20 минут, когда необходимо пропустить аэроэкспрессы в аэропорт «Шереметьево» или электрички-экспрессы до городов дальнего Подмосковья.
В перспективе на линии планируют построить дополнительные пути, которые отделят экспрессы от следующих по маршрутам МЦД поездов. Надеюсь, что это поможет сделать интервал между ними в пять минут постоянным.
В 2023 году планируют открыть станцию метро «Лианозово» Люблинско-Дмитровской линии с пересадкой на одноименную станцию МЦД. После открытия время в пути от Долгопрудной до пересадки на ближайшую станцию составит восемь минут.
На мой взгляд, добираться до Москвы на МЦД удобнее всего — я так и делаю. От двери моей квартиры до офиса на «Проспекте Мира» час езды на общественном транспорте. По московским меркам это довольно быстро. Некоторые мои коллеги живут в пределах административных границ Москвы на юге и юго-востоке города и добираются до работы дольше меня.
Савеловское направление, которым пользуюсь я, — одно из наименее загруженных на московской железной дороге, а отхватить сидячее место можно даже в час пик. Как и спрогнозировать свой маршрут с точностью до нескольких минут: серьезные сбои в движении поездов бывают крайне редко. Весь подвижной состав оборудован кондиционерами, так что даже в самые жаркие дни дорога будет комфортной.
Автобус. Из Долгопрудного можно добраться до конечных станций сразу нескольких линий московского метрополитена. Наиболее популярный маршрут — до станции «Ховрино» Замоскворецкой линии. Есть рейсы до станций «Алтуфьево» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Верхние Лихоборы» Люблинско-Дмитровский линии, «Планерной» и «Сходненской» Таганско-Краснопресненской линии. Доехать из Долгопрудного на автобусе можно и до соседних городов Подмосковья: Мытищ, Химок и Лобни.
Почти все автобусы в Москву отправляются от станции Долгопрудная и следуют через весь город с остановками, что сильно увеличивает время в пути, если ехать из начальной точки маршрута. В час пик автобусы от конечных пунктов отправляются с интервалом 5—10 минут. Если верить расписанию, этот маршрут работает с 05:30 до 00:30. По моим наблюдениям, после 22:00 автобусов ездит очень мало.
Оплатить проезд в автобусах можно банковской картой или «Тройкой». Его стоимость зависит от расстояния: от разных остановочных пунктов внутри города до метро «Ховрино» потребуется заплатить разную сумму. Но есть маршруты с фиксированной платой. Например, проезд в автобусах «Мосгортранса» от станции МЦД Долгопрудная до метро «Верхние Лихоборы» или «Алтуфьево» обойдется в 46 ₽, если оплатить его «Тройкой».
После оплаты проезда в течение 90 минут можно неограниченное количество раз пересаживаться на любые виды московского транспорта. С «Тройки» в таком случае один раз дополнительно спишется 23 ₽. Безлимитный абонемент, о котором я упоминал выше, также действует и на этих маршрутах.
На работу автобусов часто жалуются в городских сообществах в социальных сетях. Например, на требования водителей оплатить проезд наличными или переводом на банковскую карту, техническое состояние автобусов и аварийные ситуации. Прокомментировать, насколько ситуация критическая, я не могу, так как не пользуюсь автобусами.
Но недовольство качеством предоставляемых услуг среди горожан точно есть. Это уже приобрело масштабы флешмоба. Дело в том, что с 2019 года перевозками в городе вместо привычного всем «Мострансавто» занимается коммерческий перевозчик.
Автомобиль или каршеринг. С загруженностью на дорогах в Долгопрудном ситуация гораздо лучше, чем в других городах ближайшего Подмосковья. С южной стороны города есть удобный выезд на Мкад и Северо-восточную хорду. Серьезные пробки на этом участке бывают очень редко.
Судя по «Яндекс-картам», дорога от станции «Долгопрудная» до Мкада в час пик займет не более 20 минут, а до Кремля без пробок — не более 35 минут. В непосредственной близости к городу находятся еще две важнейшие артерии: Ленинградское и Дмитровское шоссе.
В городе работают все московские операторы каршеринга. Их услуги пользуются большой популярностью. Я часто езжу на каршеринге и, когда он мне нужен, всегда нахожу подходящий автомобиль в любое время на расстоянии не более километра от дома. Средняя стоимость получасовой поездки — 300—400 ₽.
На мой взгляд, по-настоящему серьезных проблем с парковками в городе нет. Есть некоторые затруднения только в районах с новостройками, но даже там мне всегда удавалось найти место для парковки во дворах по соседству. К тому же в самом оживленном районе города недавно построили многоуровневую парковку.
Меня приятно удивило практически полное отсутствие пробок в Долгопрудном — это не очень типично для городов ближайшего Подмосковья и большинства районов Москвы. Когда я жил в Балашихе — в той части, которая раньше была городом Железнодорожный, — пробки по основной дороге в Москву, двухполосному Носовихинскому шоссе, были в любое время суток, даже ночью. Расстояние в 10 километров можно было преодолевать два часа. И, насколько мне известно, проблема с пробками в том районе до сих пор не решилась.
Лобня также стояла и продолжает стоять в постоянных пробках. От основной дороги в сторону Москвы город отделяет железнодорожный переезд, по которому нескончаемым потоком движутся электропоезда и на котором проводятся маневровые работы, так как переезд расположен в непосредственной близости к депо. Время — деньги. И время, которое затрачивается в пробке, — это потенциально упущенная выгода.
Работа
По моим наблюдениям, большинство жителей Долгопрудного работают в Москве. Открытые в городе вакансии в основном связаны с торговлей и сферой услуг. Традиционно много вакансий в аэропорту «Шереметьево».
В городе есть крупные государственные предприятия. Например, Долгопрудненское научно-производственное, Центр архивации и обработки спутниковых данных научно-исследовательского центра космической гидрометеорологии «Планета» и Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики. В последнем разрабатывают и создают дирижабли, аэростаты и системы специального назначения.
На территории Долгопрудного также расположен завод по производству популярного мороженого «Чистая линия», крупное логистическое предприятие FM Logistic и технопарк «Лихачевский». На мой взгляд, при желании в городе можно найти работу в различных сферах деятельности.
Образование
Детские сады. В городе 19 государственных детских садов и 10 частных. Судя по тому, что в интернете мне не удалось найти свежих статей и критики, связанных с поступлением в государственные, ситуация с ними кажется нормальной.
Стоимость посещения частного сада зависит от самого учреждения и от того, стоит ли семья в очереди на поступление в государственный. Например, стоимость пребывания в одном из садиков на полный день составляет от 26 000 ₽ в месяц, если ребенок стоит в очереди в государственный, и до 31 000 ₽ — если нет. У меня нет детей и опыта их устройства в садики, так что в этой части не могу предоставить информацию из первых уст.
Школы. В Долгопрудном 11 муниципальных общеобразовательных учреждений — школ, гимназий и лицеев, две государственные общеобразовательные организации — это «Физтех-лицей» им. П. Л. Капицы и Долгопрудненская гимназия, — а также четыре частные школы.
Отдельного внимания заслуживает «Физтех-лицей № 5», который СМИ любят называть подмосковным Кембриджем. В рейтингах общеобразовательных учреждений с физико-математическим профилем он занимает лидирующие позиции в стране, в нем учатся дети из 47 регионов России. Для поступления нужно пройти высокий конкурсный отбор.
Сейчас активно ведется строительство нового корпуса с кампусом и детским технопарком, в котором разместят более 60 лабораторий. Стоимость обучения в нем стартует от 140 000 ₽ в год, а стоимость проживания и питания в интернате при лицее — от 50 000 ₽ в год.
С проблемами школьного образования в городе я также незнаком. В недавно опубликованном министерством образования Московской области рейтинге 488 лучших школ «Физтех-лицей № 5» находится на первой строчке, а Долгопрудненская гимназия — на восьмой.
Творчество и спорт. В городе есть своя детско-юношеская спортивная школа, в которой действуют отделения гандбола, шахмат, плавания, бокса, регби и фехтования. Посещать ее можно за счет города или за свой. Стоимость занятия в группах стартует от 250 ₽.
Для любителей спорта в Долгопрудном также функционирует физкультурно-спортивный комплекс «Салют». Заниматься в нем могут и дети, и взрослые. У него два филиала в разных частях города. В «Салюте» множество различных секций — от плавания и боевых искусств до футбола и хоккея. Есть возможность подобрать индивидуальные тарифы по разным видам спорта. Например, стоимость месячного детского абонемента на два занятия в неделю по футболу стоит от 2700 ₽, по хоккею — 4450 ₽, по фигурному катанию — 5000 ₽.
В Долгопрудном есть своя профессиональная футбольная команда «Космос», которая выступает во втором дивизионе футбольной национальной лиги. Домашние матчи проходят в городе на стадионе «Салют», стоимость билетов — от 200 ₽. В клубе есть и футбольная академия, в которую ведется набор детей разных возрастов. На сегодняшний день Академия ФК «Космос» принимает участие в третьей лиге Первенства Москвы.
Дети также могут посещать центр творчества «Московия», в котором представлено множество образовательных программ: музыкальные инструменты, авиамоделизм, вокал, театр, изостудия и другие. Есть бюджетные места, а платное посещение стоит от 350 ₽ за занятие в группе.
Среднее профессиональное образование. В Долгопрудном есть свое учреждение среднего профессионального образования — Физико-технический колледж, в котором можно обучиться разнообразным специальностям. Например, по направлениям «производство и обслуживание авиационной техники», «эксплуатация беспилотных авиационных систем», «кинология», «операционная деятельность в логистике» и другим. При нем также есть автошкола.
Высшее образование. В Долгопрудном расположен Московский физико-технический институт, МФТИ, — один из лучших университетов нашей страны. По версии Times Higher Education он входит в 100 лучших университетов мира по физическим и компьютерным наукам и занимает в этих областях лидирующую позицию в России.
В свое время МФТИ окончили два нобелевских лауреата — Андрей Гейм и Константин Новоселов, а также основатель компании ABBYY Давид Ян. Поступить в университет довольно сложно. По итогам приемной кампании 2022 года самый низкий балл абитуриента, который поступил на бакалавриат на бюджет по общему конкурсу, — 249 по сумме трех экзаменов, на контракт — 170 баллов.
Стоимость обучения в бакалавриате — 324 000—420 000 ₽ в год, в магистратуре — 315 230—430 000 ₽ в год, в аспирантуре — 414 000—462 000 ₽ в год.
Инфраструктура
Медицина. В Долгопрудном работают четыре государственные поликлиники и одна детская, женская консультация, взрослая и детская стоматологии, кожно-венерологическое, противотуберкулезное и психоневрологическое отделения, центр медицинской профилактики. В микрорайоне Хлебниково расположен филиал военного клинического госпиталя № 1586 со своими отделениями и видами оказания медицинской помощи.
С местной государственной медициной я сталкивался всего несколько раз, когда нужно было оформить больничный на период нетрудоспособности из-за ОРВИ в разгар распространения всем известной болезни. Опыт скорее негативный: в очереди на первичный прием и выписку можно было провести несколько часов.
Для тех, кто не привык пользоваться государственной медициной, в Долгопрудном есть множество частных клиник и диагностических центров. Рейтинг на «Яндекс-картах» у большинства выше 4,5, из чего я делаю вывод, что в городе можно получить неплохую медицинскую консультацию за деньги.
Торговые центры. В городе три крупных по местным меркам торговых центра: «Город», «Конфитюр» и «Полет». Первые два находятся в самом густонаселенном районе города, в 500 метрах друг от друга, а между ними ведется строительство еще одного ТРЦ.
Чаще всего я бываю в «Городе». Здесь есть фудкорт, крупные магазины вроде «Перекрестка», «Эльдорадо», «Спортмастера», «Порядка» и «Книжного лабиринта», несколько сетевых магазинов одежды: Zolla, Funday и другие. В торговом центре «Конфитюр» есть кинотеатр «Галакс» с четырьмя залами. Я в нем был несколько раз. Залы здесь менее комфортные, чем в сетевых кинотеатрах в Москве, но за 3000 ₽ в час можно арендовать кинозал для просмотра своего видео.
Несмотря на наличие торговых центров и своего кинотеатра в Долгопрудном, я предпочитаю ездить в выходные на крупный шопинг в Москву — в большие ТРЦ, например «Рио», «Метрополис», «Калейдоскоп», «Авиапарк» или «Мегу Химки». Добраться на автомобиле до них можно за полчаса. Думаю, так поступает большинство долгопрудненцов.
Супермаркеты. Их в городе более чем достаточно. Из продуктовых сетей есть десяток «Вкусвиллов», три «Ленты», два «Перекрестка», «Ашан» и «Мираторг», а также множество магазинов сетей «Пятерочка», «Дикси», «Магнит», «Верный». Около станции Долгопрудная есть небольшой продуктовый рынок в стиле девяностых. Продуктовых гипермаркетов в городе нет, но в непосредственной близости есть «Метро» и «Окей», а также оптовый рынок «Бухта», где можно найти товары иностранного производства, которые не продают в сетевых магазинах.
За небольшими покупками предпочитаю ходить в «Пятерочку», она расположена ближе всего к дому, а также заказывать в «Магните» или «Самокате». Продукты обычно доставляют в течение получаса. За большими покупками раз в месяц или два езжу в гипермаркет «Глобус» в московском районе Северное Медведково в получасе езды от дома — считаю его идеальным магазином такого формата. Овощи и фрукты обычно покупаю в специализированных точках, которые есть почти в каждом квартале. Цены примерно такие же, как в Москве и остальных городах Центральной России.
Экология
Воздух в Долгопрудном чистый, что подтверждается данными экологической карты на сервисе Breezometer. Из крупных предприятий с выбросами, которые расположены недалеко от Долгопрудного, можно выделить разве что московскую ТЭЦ-21 — крупнейшего в Европе производителя тепловой энергии, — до нее по прямой от центра города около пяти километров. В непосредственной близости к городу расположены два бывших крупных полигона твердых бытовых отходов — «Левобережный» и «Долгопрудный», — которые были закрыты в первой половине 2010-х.
На полигоне «Долгопрудный» в конце 2020 года завершили работы по рекультивации, а вот с полигоном «Левобережный» на протяжении многих лет при разработке проекта возникали проблемы. По словам экспертов, его высота экстремально высокая и он эксплуатировался с нарушениями. По последним данным, которые мне удалось найти в открытых источниках, рекультивация полигона должна начаться в 2022 году и завершиться в течение трех лет.
В последнее время в городе появляются экопункты. Это специализированные автоматические устройства, которые принимают пустые пластиковые бутылки и алюминиевые банки для последующей переработки. За это можно получить бонусы, которые обмениваются на скидки у партнеров. Например, на электронные книги в сервисе «Литрес» или на поездки в каршеринге Belkacar. Инициатива мне нравится, но отношусь я к ней скорее скептически. Думаю, что таким способом сложно воспитать у людей культуру к раздельному сбору мусора. Но это точно движение в верном направлении.
Недвижимость
Покупка. Однушки в центральной части Долгопрудного стоят в среднем 8 миллионов рублей. Двушки — 11 миллионов. Студии в городе практически не продаются.
Стоимость квартиры на вторичном рынке сильно зависит от года постройки дома и качества ремонта. Например, за 6,6 млн рублей можно купить квартиру площадью 35,7 м², требующую ремонта, в многоквартирном доме 1986 года постройки. В новостройках — дороже. Например, квартира аналогичной площади с простым ремонтом в ней будет стоить уже 8,8 млн.
Самая дешевая квартира в Долгопрудном, которую мне удалось найти на вторичном рынке, стоила 4,8 млн рублей. Ее общая площадь составляла 24,5 м². Этот дом — бывшее общежитие коридорного типа, в котором помещения переоборудовали в отдельные квартиры. Я жил в похожем, и в них часто возникают проблемы с инженерными коммуникациями.
Например, проектом в каждом блоке на этаже предусмотрен один санузел. Когда такое здание превращают в многоквартирный дом, водоснабжение и канализацию подводят уже в каждую квартиру, из-за чего повышается нагрузка на общедомовые коммуникации. Особенно если предварительно в доме не произвели капитальный ремонт с заменой всех стояков и инженерных магистралей, который бы учитывал новую нагрузку на коммуникации.
В похожем доме мне приходилось сталкиваться с перебоями в работе системы водоснабжения и электроснабжения, постоянными затоплениями с верхних этажей. К тому же в таких квартирах отсутствуют балконы. Кстати, дом похожей серии был «главным героем» в фильме «Дурак» Юрия Быкова.
В Долгопрудном сейчас ведется строительство единственного жилого комплекса «Бригантина». Часть домов уже сдана в эксплуатацию, и они приняли первых жильцов. Стоимость квартир в строящихся корпусах со сроком сдачи в третьем квартале 2023 года начинается от 5,6 млн рублей — за столько застройщик продает студии площадью от 29,3 м².
Аренда. Рынок аренды в Долгопрудном очень разнообразен и подойдет для любого кошелька. В среднем укомплектованная однушка с более-менее приличным ремонтом обойдется примерно в 33 000 ₽, если рассматривать квартиры в центральной части города, в пешей доступности от станций МЦД.
В целом недвижимость в Долгопрудном процентов на 20 дешевле, чем в московских районах около Мкада или за его пределами, и сопоставима по стоимости с квартирами в соседних Химках и Мытищах. Это касается и аренды, и покупки.
Коммунальные услуги и городское хозяйство
Работа коммунальных служб в Долгопрудном организована хуже, чем в Москве. Зимой пешеходные проходы часто превращаются в каток или снежную кашу. Летом траву вдоль дорог и в парках косят нерегулярно. Но самая заметная проблема в коммунальном хозяйстве города — ливневая канализация. После каждого продолжительного дождя в городе образуются подтопления. Причем затапливает всегда в одних и тех же местах.
Вот эта проблема меня по-настоящему шокировала, когда я переехал в этот город. Сейчас, в период дождей, она стала особенно актуальна. По дороге от станции Долгопрудная в центральную часть города на пешеходном переходе через улицу Первомайская скапливается много воды на дороге, и это вызывает массу неудобств. Проблема не решается даже несмотря на то, что не так давно улицу благоустраивали, укладывали красивую плитку.
В местных пабликах также часто жалуются на качество воды из водопровода. Воду из-под крана я не пью, при использовании в бытовых целях проблем не возникало, специфических запахов или странного цвета не замечал.
Стоимость коммунальных услуг в Долгопрудном и Москве различается несильно. Так, за аренду квартиры я отдаю 30 000 ₽ в месяц и еще около 1500 ₽ за электричество и воду по счетчикам. За отопление, капремонт и содержание квартиры платит сам собственник. Знаю, что аренда квартиры внутри Москвы на границе с Мкадом такой же площади и состояния стоит около 40 000 ₽.
Достопримечательности
Так как Долгопрудный — молодой город, в нем практически нет памятников архитектуры. Но здесь очень любят дирижабль — один из символов города. Благодаря ему город и начал развиваться в первой половине прошлого века.
Первое предприятие по производству дирижаблей здесь появилось в 1931 году. Дирижаблю в городе поставили памятник, в честь него назвали одну из улиц, им украсили станцию Долгопрудная. Дирижабли здесь есть даже на заборах! Думаю, что это очень круто, когда город помнит свою историю и пытается таким образом создать изюминку.
Парки и зеленые зоны
Долгопрудный — зеленый город: здесь есть парки и скверы.
Парк «Новые Водники» находится на берегу реки Клязьмы в микрорайоне Московские Водники. Главный объект парковой зоны — набережная протяженностью 434 метра. Она идеально подходит для вечерней прогулки после рабочего дня.
Юсуповский сквер расположен недалеко от станции Водники, на берегу Котовского залива. Свое название он получил по имени последних владельцев этой земли, Юсуповых. С начала 18 века и до революции 1917 года она принадлежала представителям их рода. А один из самых известных его представителей — Николай Борисович Юсупов, короновавший трех императоров как гофмаршал: Павла Первого, Александра Первого и Николая Первого.
Главные жемчужины сквера — Спасская церковь, построенная в 1684 году, и амфитеатр у воды. В летнее время амфитеатр популярен у молодежи, которая использует его как место отдыха и трамплин для прыжков в воду.
Парк «Мысово» находится в непосредственной близости от Юсуповского сквера. Эта местность упоминается в документах с середины 17 века — здесь располагалась усадьба, которая принадлежала княгине А. И. Черкасской. В 1880-х годах усадьба перешла во владение купцу Кузнецову, который превратил ее в свою подмосковную дачу. До нашего времени сохранились два здания, построенных Кузнецовым: каменный Белый дом — он же усадьба Мысово или Дом с башней, — который сейчас покрашен в зеленый цвет и находится в плачевном состоянии, и Дом агронома.
Главная фишка парка — оборудованный для купания пляж на берегу Котовского залива с кабинками для переодевания и душевыми. Рядом есть хорошо оборудованная зона барбекю и беседки для пикников, которые пользуются большой популярностью у горожан. В парке также есть неплохая площадка для собак и зона для игры в пляжный волейбол.
Парк вдоль канала имени Москвы. Его еще называют парком на Молодежной, и это мое любимое место в Долгопрудном. Основная часть парка имеет протяженность порядка двух километров — от ЖК «Бригантина» до начала Лихачевского проспекта вдоль воды. Это идеальное место для утренних пробежек или велопрогулок.
В теплое время года из парка можно наблюдать за пароходством по каналу имени Москвы. В сухую погоду или зимой, когда установился устойчивый снежный покров, можно прогуляться по грунтовой дороге вдоль лесополосы в сторону левого берега Химок и Москвы. Долгопрудненцы называют это место лесом.
Через три километра грунтовая дорога переходит в отличный парк «Экоберег», из которого легко перейти в Химкинский лесопарк, расположенный уже на территории Москвы вблизи станции метро «Ховрино». Жители Химок и Долгопрудного любят ходить друг к другу в гости, кататься на велосипедах и устраивать пикники на берегу канала.
Иногда в хорошую погоду я хожу от метро «Ховрино» домой через лес. Дорога занимает не более двух часов. В перспективе власти планируют оборудовать на месте грунтовки между Долгопрудным и Химками дорогу с твердым покрытием, в результате чего появится огромная зона для велопрогулок и улучшится связь сразу трех городов.
Центральный парк расположен внутри густонаселенных районов и пользуется популярностью у жителей города. Зимой здесь заливают каток, а в летнее время действует парк аттракционов, тир, батуты, канатный городок, контактный зоопарк, скейт-парк, детские площадки и несколько заведений общественного питания.
В парке есть две сцены — Малая и Большая эстрады, где проводятся крупные городские мероприятия, а летом бывают ночные кинопоказы. Главная фишка парка — пруды, где почти круглый год можно наблюдать за утками.
Кафе и рестораны
Дефицитом мест, где можно поесть, Долгопрудный не страдает. В городе есть точки наиболее популярных сетей быстрого питания «Вкусно — и точка», «Бургер-кинг», КФС, «Крошка-картошка», «Сабвэй», рестораны японской кухни «Якитория» и «Тануки», пиццерии «Додо», «Папа Джонс», Domino’s Pizza и множество других.
Из всех городских кафе и ресторанов, расположенных в центральной части города, я бы выделил следующие заведения, где можно вкусно поесть с адекватным средним чеком: IQ Cafe, «Хмельбург» и «Мореманию». Во время крупных спортивных событий ресторан «Хмельбург» превращается в аналог спортбара. В 2018 году мы с другом смотрели там матчи сборной России на чемпионате мира по футболу — иностранцы и вкусное пиво создавали прекрасную атмосферу.
В микрорайоне Московские Водники на берегу реки Клязьмы есть несколько заведений, которые, судя по высокому рейтингу в «Яндекс-картах», заслуживают внимания: «Седьмой причал», «Медуза», «Мореман», «Дон Давид». Но я в них никогда не был.
Почти из всех ресторанов города есть доставка. В качестве бонуса Долгопрудный попадает в зону доставки некоторых ресторанов севера Москвы и Химок. Можно подобрать еду на любой вкус и кошелек. Чтобы вкусно поесть, точно не нужно ехать в Москву: выбор заведений огромен.
Заключение
Долгопрудный, как и любой город в мире, имеет свои недостатки. Города ближайшего Подмосковья подвержены риску застраивания человейниками на каждом свободном клочке земли в ущерб городским коммуникациям. Они часто превращаются в спальные районы или самые настоящие гетто, от которых хочется спрятаться в уютной квартирке.
Главный плюс Долгопрудного, как я считаю, в том, что он остается городом, в котором хочется жить, проводить время и растить детей. Надеюсь, что уют, который есть в городе, удастся сохранить и для будущих поколений. Единственная причина, которая заставит меня переехать из Долгопрудного, — серьезное увеличение времени в пути до работы, если надумаю ее сменить. Ну и, как говорят местные власти, «Долгопрудный — город высокого полета». Желаю ему и в дальнейшем продолжать свой маршрут на пути в светлое будущее без турбулентностей.