«Сел за стол и сразу почувствовал тяжелый взгляд»: 7 историй о невыносимых условиях работы
Продолжаем делиться историями об абсурдных правилах работодателей.
В этой подборке — истории читателей Т—Ж об обязательном посещении корпоратива, обеде за две минуты, требованиях руководства к личным соцсетям и сосредоточенном виде перед начальством.
Про корпоративный кодекс на полсотни страниц
У меня в корпоративном кодексе столько дичи было. Если коротко: начало работы в 08:00, доступ к воде закрывался на ключ на час, то же самое — после окончания обеденного перерыва.
Никому, в том числе и программистам, нельзя было приходить в майках с рисунком, на работе нельзя было ходить в кроссовках — только в ботинках или туфлях.
Корпоратив отмечался летом, но отрабатывать его нужно было 4 ноября, когда у большинства выходной день, или брать отгул. Не посещаешь корпоратив — пиши объяснительную.
На полсотни страниц документ был. Жалею, что не скопировал.
Про личные соцсети и текстильные штаны
По ощущению, в 2021 году собрала свою корзинку этой дичи.
В одном месте меня вызвали на ковер и рассказали, что вести соцсети так, как веду их я, нельзя. Эта была личная страница, без указания реального имени, без указания компании. Но исполнительного директора не устроило, что посты о том, как моя сестра стирает многоразовые прокладки, а гендир играет в поп-ит, соседствуют на моей странице. В компании мне не нравилось, уходить надо было гораздо раньше, чем это произошло.
Из следующего места меня уволили, потому что не все в первый месяц получалось сделать гладко и хорошо.
Я часто сидела лицом в ноутбук и тихо плакала.
Это заметили, через пару недель попросили на выход.
На нынешнем месте недавно получила нагоняй от начальства, когда в первые холодные дни пришла в офис в текстильных штанах. Они назвали это спортивной одеждой, хотя никаких полосок, никаких логотипов нет — просто темно-зеленые мешковатые штаны.
В этом плане год выдался неудачный. Сейчас много рефлексирую на тему того, что часто не вписываюсь в корпоративную этику и какой-то я бракованный человек.
Про штрафы за жалобы коллег и походы в туалет
На походы в туалет отводилось не более пяти минут — иначе штраф. Это вместе со стоянием в очереди к нему, так как был всего один унитаз на 100 человек. Мальчикам-то хорошо: они за угол пойдут покурить и справить нужду. Летом там пованивало.
Еще много всякой дичи на той работе было. Могли штрафануть за то, что на тебя составили докладную. Просто за то, что другой человек что-то написал. Типа, значит, ты не смог с ним договориться… Так я получила штраф за то, что мне поставили задачу сделать всплывающее окно при удалении счета с текстом: «Вы уверены, что хотите удалить? Да / Нет». Коллега посчитала это личным оскорблением, написала, что она не умеет читать, а я ее заставляю! А ей некогда, она же делом занята.
Я попыталась поговорить, что это же полный бред. В разговоре со мной начальник ржал в голос с этой заявы и следом рассказывал, что по правилам их компании он обязан меня штрафануть.
Еще такая чудесная вещь: если болеешь, то больничный тебе не оплатят — уменьшат сумму, которую получаешь в конверте. А потом все эти дни ты еще обязан дополнительно отработать в выходные. Вот они — минусы зарплаты в конвертах: устанавливают много такой дичи.
Про 15-минутные отсутствия и обед за 45 минут
Самая жесть была на одной из работ. Во-первых, нужно было обязательно брать отпуска, кратные семи дням. Если надо было два-четыре дня — велкам за свой счет с нервами, одобрят или нет.
Во-вторых, обед был ровно с 12:45 до 13:30. Нужно было успеть дойти, заказать еду, съесть и вернуться на рабочее место.
В-третьих, если приходишь позже, чем в 09:15, то надо звонить руководителю или коллегам. Тебя записывают в журнал, что типа заранее отпросился «к врачу». Если выходишь из офиса больше чем на 15 минут, то тоже пишешь, что «к врачу».
Наконец, была одно время шиза: на работе нельзя было пользоваться планшетом. Телефонами чуть меньшего размера при этом можно было.
Never again.
Еще было странное требование. Удаленка еще не была мейнстримом, но у меня была договоренность, что если нет необходимости ехать в офис, то работаю дома. На двух проектах договоренность работала.
Начался новый проект. Вся команда, кроме меня, была в Питере. К клиенту тоже редко нужно было ездить. Так новый начальник требовал от меня добираться до офиса через полгорода и сидеть там одной, потому что — парам-пам-пам — «у меня дома много отвлекающих факторов». Каких?
Про приветствие руководителей и сосредоточенный вид
Обязательно всегда пиджак, галстук, колготки для женщин, с 2020 года — маска. В джинсах не пропустят. Из пожеланий — ботинки со шнурками, а не без. Маникюры, бижутерия и тому подобное — само собой. В лифте — не более пяти человек, в столовую — по графику.
Запрет на использование мобильного вне рабочего места. Раньше был тотальный: нужно было один телефон сдавать в камеру хранения, но у всех был второй. Внимательный досмотр на входе. Запрет на пересылку почты на личный ящик. Прийти и уйти с работы нужно на три минуты раньше или позже, то есть в 08:57 или 18:03. Опоздания и ранний уход — объяснительные. Знать всех руководителей в лицо, помнить их имя и отчество. Обязательно здороваться при встрече — и делать сосредоточенный вид.
Но, как обычно в РФ, большинство запретов часто нарушается без последствий. Хотя есть выборочные проверки с лишением премий.
Про начальника, который портил аппетит
Очень недолго проработал в одной компании, где начальник ввел правило «час тишины». Странное название, учитывая, что час тишины длился два часа. Начальник где-то вычитал, что с 12:00 до 14:00 — самое продуктивное время, и поэтому любое общение с коллегами в это время запрещалось. Даже по рабочим вопросам. Разрешались только переписки. И мы переписывались с коллегами, которые находились на расстоянии вытянутой руки.
Это было довольно давно, тогда еще корпоративная шизофрения не была так сильно развита, как сейчас, поэтому некоторыми сотрудниками эта попытка «повышения работоспособности» воспринималась как что-то инновационное и, возможно, полезное.
В другой конторе начальник любил устраивать тет-а-тет с каждым из отдела. Постепенно непринужденное общение подходило к тому, что он начинал требовать следить за тем, как работают коллеги, и докладывать ему, если кто-то слишком долго обедает, часто опаздывает или смотрит видосики на рабочем месте. За каждый такой доклад обещал добавлять плюс в премию. Как оказалось, он провернул эту тему с каждым своим сотрудником. И какое-то время все друг за другом следили, чтобы поймать коллегу на нарушении и получить больше бонусных денежек.
Но с самыми «теплыми» чувствами я вспоминаю начальника, у которого каждый раз случалась паническая атака, когда сотрудник уходил на обед. Он просто ненавидел эти моменты.
Помню, как пошел обедать, разогрел любимую курочку с рисом, сел за стол и сразу почувствовал тяжелый взгляд на затылке.
Обернулся, а там стоит начальник и просто смотрит. Весь его вид и его поза говорили: «Сейчас я засеку по часам, как долго ты будешь жрать». И такое повторялось несколько раз.
Просто представьте: только вы сели потрапезничать — сразу заходит начальник, ходит туда-сюда, молча посматривает на вас, передвигает столовые приборы, чем-то шуршит и создает максимально некомфортную обстановку для обеда. И проворачивал такое он не только со мной. Зато продуктивность выросла в разы. Пятилетка за три года! Обед за две минуты!
Про барный стул, платные отгулы и проблемы из-за русского произношения
Работа 24 часа на барном стуле. Работала на последнем курсе университета администратором в банном комплексе сутки через двое. Сидеть все 24 часа можно было только на высоком барном стуле без спинки. Спать в свободное время было можно, но если звонил звонок или кто-то в дверь, нужно было стремительно нестись и отвечать. Продержалась месяц: уснула на остановке после смены.
Обед за 25 минут. Тоже после университета работала в небольшой фирме. Зарплата, понятно, в конверте, но на обед разрешалось выходить исключительно на 25 минут. Единственная столовая была битком набита, и минут 15 можно было простоять в очереди.
Через неделю я вернулась с обеда через час с заявлением по собственному желанию. Всю дорогу домой по сотовому разговаривала с директором, что я не вернусь. А ему на удивление понравилось, как уверенно я отстаивала свои права. Якобы до меня все были согласны на такие условия.
Личное время с утра и платные отгулы. В одной из компаний мне в первый день дали талмуд свода правил. Одно из них — приходить строго за 20 минут до начала рабочего дня. Якобы все вначале пьют кофе, курят, общаются, и это все — в рабочее время. Эти 20 минут отводились для личных дел. И не важно, куришь ты или нет, пьешь кофе или нет, ты должна быть в 08:40 в офисе. Опоздание — штраф.
Кстати, отпроситься на час там стоило 1000 ₽. Мне в первый месяц потребовалось уйти пораньше к врачу, и я потеряла стоимость целого рабочего дня из-за этого.
Запрет на дни рождения. В одной фирме нельзя было поздравлять друг друга с днем рождения. Это, по мнению руководства, приводило к ненужному панибратству. Обращаться друг к другу можно было только по имени-отчеству. Я в первый день обратилась к начальнице моложе меня лет на пять по имени, но уважительно — на «вы», и через полчаса мне прилетело письмо с предупреждением о нормах обращения в офисе.
Русское произношение. Дело было в ОАЭ, в интернациональном коллективе. Я была частым гостем в кабинете менеджмента, так как, по мнению коллег, разговаривала с ними грубо. Приходилось объясняться, что это из-за русского произношения, а не ненависти к людям другой нации.
Постоянные объяснительные. Коронное в списке: в одной из компаний приходилось постоянно писать объяснительные. За любой косяк — объяснительная. Однажды я не успела из-за высокой загруженности написать объяснительную и писала уже объяснительную, почему я не представила вовремя объяснительную.
Сейчас работаю в нормальном коллективе — все привыкнуть не могу к адекватности. Постоянно вопросом задаюсь: «А что, так можно?»