
Неуместные вопросы о личной жизни могут вывести из себя даже самого спокойного человека.
Чтобы не раздражаться в ответ, психологи рекомендуют обозначить границы дозволенного. А для этого стоит заранее обдумать темы, которые вы не готовы обсуждать, и свои возможные реакции. Вот варианты ответов, которые читателям Тинькофф Журнала кажутся наиболее эффективными.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Сослаться на запреты
Этим приемом пользуюсь иногда, он спорный. На голубом глазу отвечаете: «А мне мама говорила больше одного ребенка не рожать». Спрашивающий вздыхает и думает: «Вот вся их порода такая, угораздило же моего сыночку — или друга…» В моем случае мама и правда так считает. Лучше так отвечать людям, которые к твоей мамочке прямого доступа не имеют и не смогут высказать свое недовольство.
- — Почему у тебя еще нет детей?
— Мне нельзя детей.
— Почему?
— У меня на них аллергия.
Шутка грубая, но всегда помогает уйти от ответа на бестактный вопрос.

Добавить театральности
Я родила сына в 19 лет, сейчас мне 33. Еще рожать детей мне как не хотелось, так и не хочется. И вот уже все перестали задавать вопросы: «А когда за вторым? А девочку не хотите?» Все, кроме свекрови. Выработала несколько вариантов, рекомендую сочетать. Один из них такой.
Делаю каменное лицо и на полном серьезе, как будто боюсь чего-то: «Да не дай бог!» Чадолюбивых собеседников это поражает. Вопрос про второго ребенка обычно задается с улыбочкой на лице, но после этого восклицания с лица собеседников ее сразу сдувает. Еще тут можно рассказать про кошмар — кстати, чистая правда, — который периодически снится: стою с младенцем на руках, которого не хотела, и вообще не понимаю, откуда он взялся и что с ним делать. И так страшно становится! На этом этапе спрашивающий проникается моими переживаниями и затыкается.

Попросить помощи
Я уже несколько лет как в разводе, отношений нет. Самый бестактный человек — это моя мать, которая, естественно, хочет как лучше. Регулярно поднимается разговор о личной жизни: «Не думай оставаться одна, найди себе кого-то, тебе нужен мужчина».
Я каждый раз соглашаюсь. А что, это же действительно так. И с интересом спрашиваю советов, где и как конкретно мне познакомиться. Тут она тушуется, и разговор прекращается. Если кто-то другой советует знакомиться в интернете, то у советчиков всегда прошу помощи в сватовстве. Мне кажется, согласиться с токсичным комментатором и попросить помощи — лучшая тактика.
Поражаюсь, как много людей сразу воспринимают неудобные вопросы в штыки. Зачастую у вопрошающего просто искренний интерес к вашим делам, вот и спрашивает, как семья, как дети, как работа, — в меру своего воспитания. Поблагодари за внимание, а если действительно проблемы — сразу проси помощи. Если пустой вопрос, чел сольется, а то вдруг и поможет.
А реально неудобные вопросы — это, например, почему многомиллионный контракт упустили, почему клиент ушел и почему налоговая нарыла криминал. Тут отвечать нужно, тут не пошлешь и не поулыбаешься в ответ.
- — Ты там замуж еще не вышла?
— Бабуль, я же тебе говорила: хочу свадьбу, только если ты на ней будешь тамадой. Ты конкурсы уже придумала? Ну вот, как только придумаешь программу свадьбы, я все — руки в ноги, и бегом искать жениха, чесслово.

Заговорить о деньгах
Когда меня спрашивают, собираемся ли за третьим, улыбаюсь и отвечаю, что материнский капитал получили и больше нам не надо. Мы и первых двоих из-за него рожали. Сразу тушуются и переводят тему.
Не понимаю, чем плохи непрошеные советы. Если нужно — пользуйся, не нужно — не пользуйся. Лучший способ полюбить вопросы — наконец-то дозреть умом до того, что не существует неуместных, глупых и неправильных вопросов.
Другое дело, что никто не обязан отвечать на вопросы, если это не связано с правосудием, хоть вопрошающий и предполагает получить ответ. Ну и есть ложные вопросы, они называются риторическими, они не предполагают получения ответа и зачастую обвиняют или навязывают что-то :)
Один из самых простых способов, если человек сыплет неинтересными вопросами, — сказать, что ответ на неинтересный мне вопрос будет стоить 15 тысяч баксов. Интервью готов дать за 200 тысяч баксов.
С вопросами о детях как-то справлялась. А вот вопрос, зачем я обратно в Россию переехала, — ух! Посылаю всех читать свой дневник трат, примерно для того он и писался.

Добавить фактов
Мой способ — назвать конкретное число:
- — Когда свадьба?
— 10.10.2030.
То есть называете любую красивую дату. На вопрос, почему в этот день, говорите, что дата нравится.
Мы с мужем реально поженились в день, который всем говорили. Мы же сами всем любопытным и называли эту дату, а потом просто выбрали ее в загсе при подаче заявления. Шах и мат :)
Можно привести в пример общих родственников или знакомых, у которых двое-трое детей и поэтому нет денег, чтобы вывезти этих же детей на море, купить им нормальные смартфоны, обеспечить лечение или одежду, а мать выглядит старше меня, хотя на самом деле младше! Тут важно владеть фактами.
Я ввожу собеседника в состояние «жалею, что вообще спросил». Могу целую лекцию прочитать про то, что современный институт брака женщину угнетает. Причем со всеми показателями: невыплаченными алиментами, статистикой разводов, ужасающими цифрами относительно домашнего насилия. Приправить эту всю духоту примерами типа «а вот Машка Ерохина…», почерпнутыми из пабликов «Щастьебытьженой» и «Щастьематеринства». Обычно минут через пять прослушивания моей тирады собеседник уже сам не рад, что заварил эту кашу, и старается слиться.

Довести ситуацию до абсурда
Довожу до абсурда.
- — Когда свадьба?
— Завтра.
— Когда дети?
— Завтра.
— Почему так?
— Потому что Москва — порт пяти морей.
И так далее.
Отвечаю: «Сегодня уже не успею», «Завтра», «Сейчас чай допью и пойду» или «Попозже, не хочу Стрельца». Знак зодиака зависит от месяца и значения не имеет.
Если не работает и человек выдает что-то вроде: «Не, ну серьезно, уже надо», — то ответ: «Кому надо? Вот кому надо, пусть тот и делает».
Не слишком этичный, но эффективный способ — травмадампинг. На вопрос о детях я тут же вываливаю на человека поток, нет, ПОТОЧИЩЕ информации обо всех своих проблемах — от микроскопических до больших.
Нужны деньги, причем в больших количествах. Мне для нормального существования нужно минимум 30 миллионов рублей прямо сейчас, и лучше наличными. Потом — здоровье слабое, это и деньги опять же, и время, и просто жить тяжело. На работе могут выгнать в любой момент: вчера нехорошо поговорили как-то, а новую работу не найти. В «Деливери-клабе» доставка уже 200 ₽ стоит. Магазины закрываются. Официант нахамил. Прыщ на носу вскочил. Какие дети, вы с ума сошли? Может, еще в ногу себе выстрелить? По уровню невыносимости жизни как раз примерно то и выйдет. Если хотите помочь материально или физически — убраться дома у меня, продукты привезти, — милости прошу, вот номер телефона и карты. Во всех остальных случаях — досвидос.

Задать ответный вопрос
Если интересно поразвлечься, то можно отшучиваться в той или иной форме или цеплять вопрошающего. Самый кайф — это задавать вопрос: «Зачем ты это спросил?» — а после ответа, разводя руки и вытягивая голову вперед, с ехидной улыбочкой спрашивать: «И-и-и?» Некоторых людей просто в клочья рвет от этого :)
А я задаю обратные вопросы. Например, вопрос: «Почему ты одна?» А я: «Почему одна? Почему вы решили, что я одна? Почему вы считаете, что я не могу быть одна? Почему я должна обсудить с вами, почему я одна? Почему вы хотите, чтобы я была не одна? А с кем вы хотите, чтобы я была, с вами? А если нет, то что? А это что значит? Вы с какой целью интересуетесь? Вы уверены в этом?» И в конце вишенка: «Прошу меня простить, но это исключено».
Отвечаю таким же бестактным вопросом. На вопросы, когда замуж или когда детки будут, престарелым любопытным родственникам отвечаю: «А у вас секс еще бывает? А порно смотрите? А почему вас так чужая постель интересует?»
Если у вопрошающего про потомство есть дети, смеюсь и спрашиваю: «Что, ваш вам начал уже надоедать, ищете, куда пристроить?» Обычно на этом диалог заканчивается. Со старшими родственниками сложнее, потому что они не просто так спрашивают — они манипулируют, ищут, как бы заставить меня родить.

Резко осадить
Мне кажется, тот, кому действительно на вас не наплевать, парадоксально не будет задавать подобные вопросы, которые выдают лишь злое любопытство и грубую бестактность. Поэтому не вижу смысла поступать тактично с теми, кто бестактен со мной, и отвечаю достаточно прямо: «Не ваше дело, вас это не касается». Если человек случайно перешел границы, а такое тоже бывает, он сделает выводы, и общение продолжится. Но в большинстве случаев люди, задающие такие вопросы, сразу отваливают — это красноречиво свидетельствует, что они просто хотели за мой счет выпендриться. Мне такие самой не нужны.
Еще в подростковом возрасте построила всю родню по струнке — что есть вопросы, которые не стоит задавать. С теми, кто не понял насчет моих личных границ, перестала общаться. С чужими людьми, не родней, работает принцип: даже моя мама себе таких вопросов не позволяет, а вы кто вообще такие?
Посылаю по всем известному адресу.

Ответить честно
Если меня спрашивают незнакомые люди, на мнение которых мне с высокой колокольни, то на вопрос, когда за вторым, отвечаю: «Никогда». Сразу отстают.
На юбилее у тети ответила так дальней родственнице, на удивление она меня поддержала! «Нечего нищету плодить, я тоже второго не стала рожать». Так что не всегда у собеседников задача разозлить этим вопросом, иногда это просто способ поддержать разговор.
— Почему не замужем?
— Не берут.
Все просто :) А вообще, ну спросили и спросили. Если бы люди меньше стеснялись, мир был бы намного проще и было бы меньше неоправданных ожиданий.
Руководствуюсь мыслью, что тот, кто задает вопрос, не знает, где мои границы, а я знаю, и иногда прямо их обозначить и просто ответить на вопрос более действенно, чем порция сарказма в ответ на нетактичный вопрос. И, кстати, больше огорошивает спрашивающего.
Если нет возможности просто послать человека — а будем честны, мало кто может это сделать без нанесения себе ущерба, — проще всего минимально удовлетворить его интерес. При этом не обязательно говорить правду, но можно максимально показать, что эта тема тебя не задевает, так как потом может быть использована против тебя.
«Когда уже свадьба?» — «Да вот подумываем».

Просто не отвечать
На неудобный вопрос можно не отвечать, а просто прекратить общение с автором вопроса. Успешно практикую.
В последнее время никак не отвечаю, пожму плечами и отвернусь. Не хочу вообще ничего объяснять, доказывать и даже не хочу никого ничему учить при помощи сарказма. Лень, лень, лень.
06.12.22, 09:39
Если вопрос начинается с «Почему ты не...», мой универсальный ответ: «Потому что не нужно».
— Почему ты не заводишь детей?
— Дети не нужны.
— Почему ты не женишься?
— Брак не нужен.
— Почему ты не веришь в Бога?
— Бог не нужен.
Я называю это презумпцией ненужности: сущность не нужна, пока не доказано обратное, и такой ответ позволяет возложить бремя доказательства на собеседника. Если он, конечно, захочет это делать, когда выйдет из ступора.
06.12.22, 12:56
Александр, повезло - вы не встречались с людьми, которые охотно полезут отстаивать нужность чего угодно, что лично им кажется таковым, причём ни на минуту не стушевавшись от ответа "мне это не нужно".
06.12.22, 13:30
Aleph, вы исходите из того, что отстаивать свои взгляды — это что-то неприятное. А мне норм. Я понимаю, что для многих спор сопряжен с душевными волнениями, поэтому сам на спор никого не провоцирую, но уж если человек сам инициирует полемику, пусть пеняет на себя. Я будут предельно корректен, но если собеседник изначально исходит из посылок, которые принял без доказательств, как само собой разумеющееся, ему надо быть готовым, что его картина мира затрещит по швам. Другой раз будет лучше думать, прежде чем задавать вопросы, ответы на которые могут не понравиться.
06.12.22, 13:37
Александр, "вы исходите из того, что отстаивать свои взгляды — это что-то неприятное" - странный вывод. В таких ситуациях я не в восторге конкретно от чужих попыток навязать мне собственную т.з. всеми способами.
А исхожу я из фразы "такой ответ позволяет возложить бремя доказательства на собеседника. Если он, конечно, захочет это делать, когда выйдет из ступора" - мне не попадалось таких собеседников примерно никогда =)
06.12.22, 14:05
Aleph, это не странный вывод. Это ответ на ваше: «повезло - вы не встречались с людьми, которые охотно полезут отстаивать нужность чего угодно»
Наоборот, мне везет, что я достаточно часто встречаю людей, готовых со мной спорить. Людей, картина мира которых мне кажется неадекватной, очень много. И если они сами предлагают мне бросить ей вызов, как же не воспользоваться такой возможностью? Разве что, от малодушия.
06.12.22, 14:08
Александр, проблема исключительно в том, что большинство таких людей как минимум не желают слушать и слышать чужую точку зрения - в подобных случаях метание жемчуга ради самого процесса видится мне исключительно бесполезной потерей времени.
06.12.22, 14:15
Aleph, это не проблема. Если цель в том, чтобы они не приставали с бестактными вопросами, то душевных страданий, которых они натерпятся из-за развязанного ими же спора, будет достаточно, чтобы им не хотелось больше задавать такие вопросы.
29.12.22, 12:29
Александр, Не понял где тут перевод на обратные доказательства, а если в цикл войдем?
-Почему ты не заводишь детей?
-Дети не нужны.
-а почему не нужны?
-а почему нужны?
-а почему не нужны?
-а почему нужны?
...
Вообще я тоже скажу, что есть ощущение будто нудных людей не встречали, которые готовы к вам как пиявка присосаться дай только повод. Тут вообще не в споре дело и не в том, что человек что-то узнать хотел от вас изначально, ему просто нужна тушка, которая будет выслушивать его хрень, а если еще и спорить как-то, то вообще замечательно.
И если вы в это ввязываетесь, то есть вопрос, зачем это вам?
06.12.22, 12:43
Александр, шикарный приём :) возьму на вооружение!
06.12.22, 22:03
Юлия, ишь, выискалась тут. Когда рожать то будешь?
07.12.22, 06:48
Леона, да, все верно, люди не ходят с табличкам и человечество пока не развило в себе способности к телепатии и условная Мария Семеновна не обязана задавая любой вопрос задумываться не обидит ли она кого. Но Мария Семеновна должна отдавать себе отчет в том, что есть вещи личные и интимные, куда не стоит лезть без спроса. По поводу искренней помощи первому встречному, рандомной Кате из отдела продаж - пардон, но это похоже синдром спасателя. Хочешь помочь людям - будь волонтером, донать в фонды помощи, вариантов помощи вагон. И я не считаю бестактных людей злодеями или абьюзерами, скорее я не понимаю почему эти люди обижаются, когда им отвечают грубостью, а они с искренним недоумением говорят "а че такова?" Это отсутствие элементарной эмпатии и уважения к другому человеку.
06.12.22, 10:59
- А вы с какой целью интересуетесь? 🤨
07.12.22, 06:35
Карина, вы ошибаетесь, меня тригеррят не эти вопросы (я лишь привела яркие примеры болезненных тем), а беспардонные люди, которые лезут туда, куда их не просят. Вы молодец, однако мы все разные и через трудности проходим по-разному. Вопрос лишнего веса и невозможность иметь детей это несколько разные вещи, вы можете легко рассказать о своих успехах в спортзале или о методах диеты, а кому-то может быть неловко делиться про гормональную терапию или про бесконечные анализы или про врачей, которые разводят руками и говорят "что ж вы милочка, надо было раньше думать", особенно с малознакомыми людьми. Повторюсь, проблемы детей и брака конкретно меня не беспокоят.
07.12.22, 07:00
Карина, ваш ответ подтверждает мысль, что никому не нравятся бестактные вопросы) Вы ведь не поделились конкретной суммой, с разбивкой по месяцам, премиями и т.п., вы ответили очень неопределенно и обтекаемо. Почему? Потому что это ваше личное дело, потому что этот вопрос вам задал какой-то Роман в интернете, которого вы не знаете, который не знает вас и которому совершенно точно безразлично ваше финансовое положение) Как я писала выше - мы очень разные и через трудности проходим по-разному)
06.12.22, 10:59
По-моему самый лучший способ ответить это сказать правду, зачем что-то придумывать?
На все бестактные вопросы которые мне задают я могу правдиво ответить, что просто не хочу, заводить детей, жениться, покупать дачу, брать кредит и т.п.
06.12.22, 11:10
Дмитрий, значит, вы не сталкивались с людьми, которые после ответа "не хочу", говорят: " Что значит не хочешь?" или "Мало ли что ты не хочешь! "))))
06.12.22, 11:33
Alexandra, сталкивался, не хочу это значит не хочу, для это не должно быть каких-то причин, если конечно человек не совсем дурачок и ему не надо объяснять, что значит не хочу, в такому случае лучше просто прекратить общение, а не устраивать театр, абсурд и т.п.
06.12.22, 11:38
Дмитрий, мне-то можете не объяснять, что значит "не хочу")))
11.11, 14:11
Дмитрий, абсолютно согласен
06.12.22, 12:50
Alexandra, ну скажут- и что? Соглашаешься и делаешь по-своему.
Я не хочу что-то там
Мало ли, что не хочешь, всем надо, и так далее.
Хорошо, уговорил, теперь буду хотеть.
Все, дальше разговор идет на другую тему.
06.12.22, 12:55
Какой-то лютый кринж от ответов. 🤦🏻♂️ Хорошо еще вариантов не было "плюнуть в глаз" или "финкой под ребро". Дайте вопрощающему хотя бы толику презупции невиновности и надежды на социально приемлемый исход. Зачастую такие вопросы ничем не отличаются от вопросов о погоде — никто ж не обязан знать с чего вас стриггерит. А то всё это выглядит так, будто вы подспудно знаете, что вступать в брак и рожать надо, но вам почему-то стыдно, что вы этого не сделали 🤷🏻♂️
06.12.22, 16:31
А теперь попробуйте представить что чувствует бесплодная женщина, которая очень хочет родить ребёнка, когда условная Мария Семеновна из отдела кадров или Леночка, подружка Серёги спрашивает "а чё детей нет? А пора! Не получается, да? А че так? А мы сразу забеременели! А вы эко пробовали?" Действительно, кто ж знал, что её триггернет этот банальный вопрос.
Или представьте что чувствует женщина 35+, которая живёт с родителями и никак не может найти себе пару когда тётя Ася и дядя Коля на дне рождения бабушки Светы спрашивают "а чё мужика нет? Не нашла ещё? А пора бы! Так и помрешь в девках!"
И таких бестактных людей вагон и маленькая тележка (не считая любимых родственников) и задают эти вопросы примерно без перерыва, а человеку больнее и больнее и больнее...
Представили? А теперь скажите честно, вы в первую очередь подумаете о презумции невиновности или о том как вас достали эти бестактные мудаки?
11.11, 14:01
Tatyana, 1. А что такого? Вопросы действительно банальный. 2. "скажите честно, вы в первую очередь подумаете о презумции невиновности или о том как вас достали эти бестактные мудаки?" - первое.
30.12.22, 08:12
Tatyana, вы ни за что не убедите Карину перестать лезть длинным сопливым носом в трусы всех родственников, знакомых и коллег? Иначе зачем она завела песню про презумпцию невиновоности бестактных и хамов, пытаясь довести ситуацию до абсурда?!
06.12.22, 16:00
Карина, а вы сколько зарабатываете в месяц?
07.12.22, 16:58
- Может вам еще ребеночка родить?
- Свекровь Батьковна, а вам сразу в глаз плюнуть или махаться будем?
Сижу, болею, ваш комментарий развеселил, весь вечер смеялась.
30.12.22, 08:10
Карина, полное отсутствие воспитания и бестактность, часто на уровне хамства лишают вопрошающего презумпции невиносвности. Незнание закона не освобождает от ответсвенности, а дурные манеры - от резкого ответа. И не надо передергивать про финку под ребро. Или вы из "невинно" вопрошающих про грязное белье, постель органы?
16.12.22, 10:54
Карина, а зачем задавать такие вопросы?
11.11, 14:09
Amily, а почему бы и нет?
06.12.22, 11:01
«Не, ну серьезно, уже надо»
«Кому надо? Вот кому надо, пусть тот и делает»
Мой любимый ответ.
А второй любимый вариант, это для совсем чужих людей - "а Вы с какой целью интересуетесь?"
11.11, 14:11
Антиконсьюмерист, 1. "Очевидно вам надо, с вами же общаюсь"
2. "Просто интересно"
08.12.22, 15:59
Карина, формулировка "20% самых богатых людей в стране" — это пять баллов! Я так понимаю, это больше 15 000 рублей в месяц. Ну да, весомый повод для гордости!
Но я-то спросил "сколько", а не "достаточно ли для".
06.12.22, 10:41
Я за честность - всегда отвечаю всё как есть.
Некоторых это так шокирует, что больше никогда не спрашивают.
Из статьи больше всех согласна с Коллегой - на самом деле многие спрашивают не со зла, а из интереса, и получив честный ответ - успокаиваются. )
06.12.22, 13:23
Леона, я с вами согласна, но иногда эти вопросы слишком частные. Самый частый вопрос от родителей: когда у нас будут внуки? Вроде отвечаю честно и спокойно, но когда тебя об этом спрашивают двадцатый раз уже не хочется отвечать спокойно
06.12.22, 11:30
Не вижу в них проблемы. Кто я такая, чтобы волновать мимопроходящих по-настояшему? Так что можно не отвечать или отвечать что угодно. Ни вопросы, ни ответы не имеют значения.
Но если это значимые люди и реально переживают - можно и по-человечески поговорить, не меняя своей позиции.
Поразили намного более бестактные ответы...
06.12.22, 16:19
Один на старой работе задалбывал потоком вопросов, когда женюсь, не знал, куда деться. Как-то раз снова начал, и я начал отзеркаливать вопросы:
- А ты когда разведешься?
- Не понял, зачем?
- Ну как же, люди разводятся, трендам надо соответствовать. Когда?
У человека нет слов, коллеги ржут. Больше не спрашивал.
Для людей тактичных или близкую родню, которые про тикающие часики рассказывают, один раз ответил, что у меня электронные часы. Помалкивают тоже
06.12.22, 17:36
«Сколько вы зарабатываете? -Мне хватает», «Когда женитесь? -На ком?», «Как здоровье? -Не дождётесь!», «А вы почему кота не заводите? -Хочу быть в доме главным», и ещё пару десятков вариантов могу придумать :)
30.12.22, 08:41
Алексей, это все прекрасно, но есть такие акулины, что не отвяжешься, причем они знают, что делают больно человеку. Например, они точно знают, что человек болен и лечение не помогает, но они не дадут забыть про болезнь даже на вечер, а начинают выспрашивать, повторяют вопрос несколько раз, услышав что-то из разряда "не ваше дело, отойдите от меня", начинают грузить дурацкими советами в стиле "а вот тете Глаше помогло", " а ты принимаешь таблеточки?", "а ты не хочешь попробовать вот эту процедуру?", "неужели не помогло? ну, не знаю, наверное ты что-то не так делаешь". Как выпонимаете, болезнь - только одна из чувствительных тем для примера.
09.12.22, 09:46
Не совсем про вопрос, но все равно смешно. Стояла в очереди в магазине с мелкой собакой под мышкой. Спереди стоял сильно бухой мужик. Повернувшись и увидев мою собаку, он заплетающимся языком пробулькал что-то вроде "детей надо рожать, а не собак заводить". Я в ответ: "помилуйте, сударь, и так уже пятеро, куда еще-то? Я вам что - пчеломатка?" Он поперхнулся и стал неуклюже извиняться
14.12.22, 18:33
Я на все бестактные вопросы отвечаю одинаково - "Не хочу". "Почему не сдаешь деньги на подарок главбуху?" "Не хочу". "Почему у тебя нет детей?" "Не хочу". И так далее. Думаю, что люди, задающие бестактные вопросы, просто не заслуживают более пространных ответов. Тем более они не заслуживают упражнений в сарказме/абсурде, не говоря уже о философских лекциях.
15.12.22, 07:55
Django, да и просто лень отвечать чужим людям. Зачем?) Тратить силы, придумывать что-то.
06.12.22, 11:19
Обычно я честно отвечаю, что Не хочу отвечать на какой-то вопрос. Но однажды решила придумать вежливый ответ типа - я бы такой вопрос задавать не стала. В итоге это вылилось в претензии ко мне, что и ответ такой невежливый, и ответ Не хочу отвечать тоже был бы невежливым))) пофиг
09.12.22, 07:27
Дарю им бестактный вопрос в ответ! Шах и мат) Когда не знаю точно их больных мозолей - могу придраться к чему угодно поверхностному - отбривает наотмашь, проверено! Не считаю нужным оправдываться, отнекиваться и расшаркиваться перед эмоциональными имбецилами - отсутствие у них эмпатии их проблема, а не моя.
10.12.22, 10:51
Судя по этой статье, самые неудобные вопросы для большинства населения это "когда свадьба" и "когда дети." Надо уже ввести в правила хорошего тона, что их задавать нельзя: "женщину не спрашивают о возрасте, когда свадьба и когда дети." И все будут довольны.
А если серьёзно, там самую здравую мысль высказал тот, кто написал что гораздо более неудобно отвечать на вопросы начальника и налоговой. Мне вспомнилось как у нас на скорой, где я проходила практику студенткой, пожилая докторша-педиатр, супер врач, рассказывала, как один раз за ее врачебную практику ей пришлось отвечать в суде на вопросы прокурора: "Отвечать нужно только "да" и "нет," и хоть "да," хоть "нет" - всё по тебе бьют." Я, наверное, после ее истории со скорой ушла.
30.12.22, 08:45
Мария, в правилах хорошего тона уже лет 100, как существует список тем, которые нельзя затрагивать воспитанным людям в светском разговоре, только большинство наших сограждан, судя по комментариям, про этикет не слышали, а воспитанность и тактичность, считают вредным атавизмом, вроде хвоста у человека или пятой ноги у собаки.
30.12.22, 08:23
Карина, это должно было дать вам понять, что у вас двойные стандарты, и с вас мгновенно слетает флер терпимости и понимания, как только дело касается вас.
30.12.22, 08:24
Карина, Все с вами ясно: вы неадекватно оцениваете свои слова.
29.12.22, 12:19
За секунду до того как человек наступит на мину, даю ему второй шанс и уточняю, точно ли на бестактный вопрос, он хочет получить бестактный ответ?
Но вопросов детей и жен это не касалось, у меня другая фишка - религия и вопросы о ней.
30.12.22, 08:17
Карина, дело не в триггере, а в отсутстсвии манер не знании этикета от слова совсем. Не надо подменять понятия. Есть вопросы, которые воспитанные люди не задают, даже если им очень интересно. Если интерес не праздный, то предварительно уточняют, можно ли затронуть столь личную тему. Я считаю, что какой вопрос - такой ответ. Полез, куда не просят, со своими премудрыми вопросами - получи в ответ по носу, и не жалуйся. Почему вы считаете, что спрашивать можно что угодно, и относиться к любому бестактному вопросу надо с понимаанием, а понимать того, к кому харя с грязным языком лезет, не надо?
30.12.22, 08:21
Леона, Неправда ваша. Воспитанные люди, хотя бы знакомы с этикетом, прекрасно знают, какие темы относятся к запретным в светском разговоре, какие вопросы нельзя задавать, если только вы не специалист в данной области, а человек пришел к вам на консультацию. Или вы исходите из того, что хамом и невеждой быть вполне достойно?